grandov.ru страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
скачать файл
Содержание
Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценивания уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности



    1. Понятие, структура и сущность ИКТ – компетентности

1.2 Компоненты образовательной ИКТ - компетентности

1.3 Средства формирования ИКТ-компетентности и общие принципы формирования ИКТ-компетентности.

Глава 2. Оценивание уровня сформированности компонентов икт-компетентности

2.1Обзор подходов к оценке уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

2.2.Оценка сформированности икт-компетентности

2.3 Оценка ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов

2.4 Способы оценивания икт-компетентности

2.4.1 Проектная деятельность как способ оценивания икт-компетентности

2 .4.2 Компьютерный практикум как метод оценивания ИКТ-компетентности

2.4.3 Сетевые соревнования как метод оценивания ИКТ-компетентности

2.5 Система заданий для оценивания уровня информационной компетентности учащихся основной школы

2.6. Результаты апробации разработанной системы оценочных заданий

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность .Главное изменение в современном обществе, влияющее на изменение ситуации в образовании, это ускорение темпов его развития. Вследствие чего в последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства. Основная тенденция современного производства состоит в том, что возрастает потребность в образованных, всесторонне развитых рабочих, способных сочетать умственный и физический труд. При этом физический труд все больше насыщается интеллектуальными элементами, обогащается по своему содержанию, усложняется, становится трудом более высококвалифицированным.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», приоритетном национальном проекте «Образование» основная цель профессионального образования определена как подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. И соответственно выделяются три основные задачи: подготовить выпускника к: продуктивной работе по определеннойпрофессии; развить его возможности для продолжения образования; сформировать основы социального поведения с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, нарастающими изменениями.

Знания, умения, способности, которые до недавнего времени традиционно считались основой той или иной профессии, сейчас уже не могут обеспечить готовность к успешной профессиональной деятельности. Можно сказать, что компетентностный подход является следствием новой экономики и нового подхода к формированию человеческих ресурсов.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Все это позволяет говорить о системе ключевых компетентностей.

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

В соответствии с компетентностным подходом система общего образования нацеливается на формирование у учащихся ключевых компетентностей. Научная основа этого подхода заложена в работах А.А. Пинского, М.В. Рыжакова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и др. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает обновление содержания образования на основе ключевых компетенций, которые в личностном плане проявляются как компетентности. Одной из важных проявлений компетентностей является умения работать с информацией, вести поиск и отбор информации. В результате процесса у учащихся должны сформироваться способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность должна обеспечить школьникам возможность:



  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);

  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Анализ состояния данного вопроса в педагогическом теории и образовательной практике позволяет выделить объективно существующие противоречия:

- между современными требованиями к результатам обучения учащихся общеобразовательной школы – с одной стороны, и отсутствием подходов к целенаправленному формированию ИКТ-компетентности учащихся — с другой.

- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей – с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения – с другой.

Разрешение данных противоречий и составило проблему исследования, которая заключается в разработке подходов определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся и путей дальнейшего развития ИКТ-компетентности учащихся в образовательном процессе.



Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.

Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.

Цель исследования состоит в теоретическом описании оценивания сформированности компонентов ИКТ-компетентности. Достижению поставленной цели способствует решение следующих познавательных задач:

  1. раскрыть понятие, структуру и сущность ИКТ – компетентности;

2) выделить компоненты образовательной ИКТ - компетентности

3) описать средства формирования ИКТ-компетентности и общие принципы формирования ИКТ-компетентности

4) обозначить подходы к оценке уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

5) раскрыть суть оценки сформированности икт-компетентности

6)проанализировать способы оценивания икт-компетентности

7) разработать систему заданий для оценивания уровня информационной компетентности учащихся основной школы

В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализациикомпетентностного подхода. В целом данный вопрос рассматривают В. А. Болотов, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя, В. С. Леднев, В. В. Сериков и др. Проблеме формирования ключевых компетенций в системе общего и профессионального образования посвящены исследования А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Дж. Равена, Е. А. Климова, Н. В.Кузьминой, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и др. Вопросы, связанные с формированием информационной компетентности в разных аспектах рассматривались в работах Н. И. Гендиной, С. Д. Каракозова, М. П. Лапчика, И. Г. Семакина, Е. К. Хеннераи др.

Рассматривая новую образовательную среду на базе средств ИКТ, большая часть авторов сосредоточивается на инструментах, средствах деятельности и коммуникаций, источниках информации, т.е. на обеспечивающих компонентах среды, и почти никто в достаточной мере не анализируетсодержательное наполнение ИКТ-насыщенной среды. И как следствие — образовательная среда поддерживает, повышает эффективность старых методик и педагогических технологий и ориентирована на достижение традиционных образовательных результатов.

При этом наиболее интенсивно ведутся исследования вопросов информатизации образования в области обучения школьников, формирования у них базовых элементов информационной культуры, а также подготовки для этого педагогических кадров. За последние годы в основном созданы концептуальные подходы и принципы разработки и функционирования информационно-коммуникационной среды. Они отражены в трудах ряда отечественных и зарубежных психологов,дидактов и методистов. Место и функции средств ИКТ в образовательной среде рассмотрены в работах А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, Н. И. Пака, И. В. Роберт, Е. С. Полат, Т. А. Сергеевой, А. Ю. Уварова и др., организация учебной-деятельности при работе со средствами информационно-коммуникационных технологий -С. А. Бешенкова, И. Г. Захаровой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Е. А. Ракитиной,

A. JI. Семенова и др., обоснование возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении качества обучения —

B. П. Беспалько, А. Я. Ваграменко, Б. С. Гершунского, А. А. Кузнецова, Д. Ш. Матроса и др:

Особое значение для исследования имеют работы в области формирования и оценки информационной компетентности учащихся. Понятие «информационная компетентность» достаточно' широкое, и на современном этапе развития педагогики оно определяется неоднозначно. Это отмечается в исследованиях Н. И. Гендиной, Б. С. Гершунского, О. Б. Зайцевой,

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценивания уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

1.1. Понятие, структура и сущность ИКТ - компетентности

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В ИКТ - компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информация. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Период развития современного общества в научных исследованиях принято называть как «информационное общество». Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими факторами:


  • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с любой информацией и формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».1

Одним из путей решения проблемы построения нового образования в нашей стране является разработка и реализация проекта информатизации системы образования (ИСО). Данный проект направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Одной из приоритетных целей обучения информатике и ИКТ в общеобразовательной школе является формирование информационной и коммуникационной компетентности школьников. Вместе с тем изучение педагогической и методической литературы показало, что вопрос реализации компетентностного подхода при обучении информатике имеет недостаточное представление.

Рассматривая понятие ИКТ – компетентности, можно отметить, что в научной литературе встречаются различные определения. Так в частности В.Ф. Бурмакиной и И.Н. Фалиной определение ИКТ-компетентности вводится на базе ИКТ-грамотности. По их мнению, ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. В рамках проекта ИСО под ИКТ-компетентностью школьников понимается способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознавания-определения (define), организации (integrate), обработки (manage), оценки (evaluate), а также ее создания-продуцирования (create) и передачи-распространения (communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях (knowledge based economy). Таким образом, обобщая приведенные определения можно отметить, что упор делается не только и не столько на формирование знаний и технологических умений, сколько на формирование умственных навыков высокого уровня при работе с информацией, при этом акцент делается на обобщение познавательных, этических и технологических навыков.

Опираясь на работы А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика и др. ученых-педагогов, будем считать, что ИКТ-компетентность представляет собой совокупность следующих компонентов:


  • компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности;

  • компетенция в сфере познавательной деятельности;

  • компетенция в сфере коммуникативной деятельности;

  • технологическая компетенция;

  • компетенция в области техникознания (техническая компетентность;

  • компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.

Исходя из структуры и содержания ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что она определяется сформированностью следующих обобщенных навыков работы с информацией при активном использовании информационных и коммуникационных технологий:

Действия с информацией

Обобщенные навыки учеников

(познавательные, этические и технологические)



Определение (идентификация)

Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)

Формирование стратегии поиска

Качество синтаксиса

Управление

Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Умение остановить поиск

Создание

Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)



Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу

Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

При этом следует отметить, что каждый навык, будет уточняться и конкретизироваться, в соответствии с особенностями рассматриваемого содержания. 2

Инструментом оценки ИКТ-компетентности на сегодняшний день является традиционное тестирование, которое представляет собой эффективное средство оценки знаний испытуемого. Однако, рассматривая суть тестовых заданий можно отметить, что они не предназначены для оценки опыта испытуемых, их практических и когнитивных навыков, а также умения решать комплексные задачи. Мы считаем, что для определения ИКТ-компетентности необходимо создание нового инструмента оценки, в котором будут учтены как все положительные моменты традиционного тестирования, так и применяться имитационный подход, позволяющий оценить практические навыки испытуемых.

Приведено краткое наполнение понятия «компьютерная грамотность», которое сложилось в толкованиях специалистов.

1. Умение «общаться» с компьютером, включающее умение: подготавливать компьютер к работе, запускать и останавливать его, работать с клавиатурой, вводить и корректировать числа и символы, работать с простейшими сервисными программами.

2. Составление простейших программ для компьютера. Начальные навыки составления самостоятельных программ, основывающиеся на компонентах алгоритмической культуры.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.

4. Представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

ИКТ-компетентность не сводится к компьютерной грамотности. ИКТ-компетентность - не столько «знаниевая», сколько «деятельностная» характеристика

человека, подготовленного к привычному применению всего разнообразия компьютерных технологий в профессиональной работе и практической деятельности. ИКТ-

компетентность примерно так же соотносится с компьютерной грамотностью, как устойчивые профессиональные навыки в интеллектуально емкой профессии соотносятся с элементарной грамотностью.

Компетентность - деятельностью индивидуальные способности и качества личности, определяющие ее возможность принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе продуктивной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде. ИКТ-компетентность относится к сфере использования информационных и коммуникационных технологий, т.е. включает деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения:

• самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;

• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;

• моделировать и проектировать работу коллектива;

• принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе продуктивной деятельности;

• ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

• ответственно реализовывать свои

планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий;

• использовать в своей практической

профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии.

ИКТ компетентность включает в себя следующие компоненты.

ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

В данном определении используется несколько терминов и понятий, поэтому необходимо их тоже обозначить.



ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий;

грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти;

цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению;

инструменты коммуникации – к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация;

сети – это каналы передачи информации.

Функционирование в современном обществе отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ- грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.

Введенное понятие ИКТ- грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.

Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

· определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

· доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;

· управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;

· интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

· оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

· создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

· передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

структуре категории «информационная компетентность» выделяются следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий составляет суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода, в структуре информационно-функциональной компетентности выделяют разделы: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование; 9) управление.

В зависимости от развития информационно-функциональной компетентности можно выделить репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотностЬ. ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках.

Схематично ИКТ-компетентность может быть представлена следующим образом:



4704057
Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия) (таблица 1):
Таблица 1. Когнитивные действия


Определение

(идентификация)




  • умение точно интерпретировать вопрос;

  • умение детализировать вопрос;

  • нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;

  • идентификация терминов, понятий;

  • обоснование сделанного запроса;

Доступ

(поиск)



  • выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;

  • соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);

  • формирование стратегии поиска;

  • качество синтаксиса.

Управление


  • создание схемы классификации для структурирования информации;

  • использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

Интеграция

  • умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;

  • умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;

  • умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

Оценка


  • выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;

  • выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;

  • умение остановить поиск.

Создание


  • умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;

  • умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;

  • умение обосновать свои выводы;

  • умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;

  • структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)


  • умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);

  • умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);

  • обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;

  • умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;

  • знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

Таким образом, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
1. 3 Средства формирования икт-компетентности и общие принципы формирования икт-компетентности
1756.57kb.
Возможности формирования профессиональной компетентности будущих педагогов
63.68kb.
Икт как инструмент для актуализации исторических знаний в процессе формирования ключевых компетенций
54.83kb.
Модуль. Конструирование современного урока с применением икт осипова Л. Г
149.98kb.
Тематическое планирование по информатике и икт
260.62kb.
2013 г. Пояснительная записка курс «Информатика и икт» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах по учебнику Семакин И. Г., Хеннер Е. К учебник «Информатика и икт
206.14kb.
Семинар «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
108.58kb.
1. Предмет кг. Области применения кг. Совр. Тенденции развития кг
17.54kb.
Педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетенцей на уроках обществознания
94.55kb.
Развитие правовой, политической, социокультурной компетентности у подростков в современном обществе
79.36kb.
Развитие культуры безопасности жизнедеятельности как условие формирования личности безопасного типа
35.16kb.
Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни. Основы формирования здоровья у детей и подростков
18.77kb.