grandov.ru | страница 1![]() Залипьевская средняя общеобразовательная школа Концептуальная модель Воспитательной системы школы Введение Таким образом, назрела необходимость в разработке концепции воспитательной системы школы, которая способствовала бы созданию в нашей школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является создание благоприятных условий для воспитания здоровой, нравственно-воспитанной, коммуникабельной, творческой личности ученика, способной к самоопределению, самореализации. В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, педагогическим коллективом нашей школы было решено построить воспитательную работу на основе ведения здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса. Основой для создания предлагаемой концепции явилось следующее: 1. Анализ состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в образовательном учреждении. 2. Государственный заказ на качество воспитания подрастающего поколения, отраженный в документах Правительства и Министерства образования Российской Федерации, посвященных модернизации российского Образования. 3. Потребности социума. Данная Концепция разработана инициативной группой в составе: директора школы, заместителей директора по УВР и ВР, педагога-организатора. При составлении Концепции воспитательной работы были использованы основные положения Программы развития МБОУ Залипьевская СОШ, принципы, заложенные в Уставе школы. При выработке концептуальных оснований воспитательной системы учитывались возрастные и эмоционально-психологические особенности учащихся, статус школы, интересы и потребности классных коллективов, родителей, социума. Актуальность создания воспитательной системы Вопрос о состоянии здоровья школьников, влияющего на качество образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Дети в школе проводят не менее 1/3 суток, выполняя при этом интенсивную умственную работу. В последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин:
Кроме того, в школе обращение к проблеме сохранения здоровья обучающихся обусловлено перечисленными ниже специфическими обстоятельствами. 1. Уровень и структура общей заболеваемости обучающихся в школе показал (%):
Вызывает беспокойство большое количество детей с заболеваниями нервной системы, органов пищеварения и сердечно- сосудистой системы. Выявлена взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся: чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойство и психологический дискомфорт. Был проведен сравнительный анализ пропусков уроков по болезни и часто болеющих детей. Пропуски уроков:
Полученные результаты говорят о снижении пропусков уроков по болезни и уменьшении числа часто болеющих. Ежегодно на основе анализа медицинских показаний определяется группа здоровья учащихся и планируется профилактическая, коррекционная и индивидуальная работа. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис, а численность населения неуклонно уменьшается. За последние 5 лет заболеваемость детей в различных возрастных группах увеличилась на 18-20%. По состоянию здоровья 30% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии, уровень годности к военной службе не превышает 70%. Число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций увеличилось с 20% до 41,4%. Частота психических расстройств и отклонений в поведении возросла среди подростков на 27%. Число практически здоровых детей снизилось до 30%, нервно-психические нарушения выявляются у 60% выпускников школ. Показатели психической болезненности детского населения и подростков в два раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту. За последние десять лет детский алкоголизм вырос в два раза и продолжает расти. Смертность от самоубийств очень высока по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет. Современные компьютерные информационные технологии являются весьма агрессивной средой для детей и подростков. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Родители хотят, чтобы школа обеспечила: возможность получения ребенком качественного образования при условии сохранения здоровья для успешной адаптации в жизни; не ухудшение, а укрепление здоровья детей; создание благоприятного психологического климата в коллективе; воспитание социально- зрелой, творческой, интеллектуально, духовно, физически и культурно развитой личности, способной к осознанному саморазвитию. Учащиеся хотят, чтобы в школе было: интересно учиться; имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, занятия спортом, самореализации; улучшилась материально- техническая база по физкультурно-оздоровительной работе; проводились мероприятия, способствующие сохранению физического, психического и нравственного здоровья. Педагоги ожидают: повышения ответственности у учащихся и родителей за состояние своего здоровья. Изменения мотивации на здоровья и ведение ЗОЖ.
Главная цель Концепции заключается в создании благоприятных условий для воспитания здоровой, нравственно-воспитанной, коммуникабельной, творческой личности ученика, способной к самоопределению, самореализации. Для достижения вышеобозначенной цели предстоит решить основные задачи:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В соответствии с целями и задачами концепции, условиями её реализации, основываемся на следующих принципах воспитания: - нравственной позиции воспитателя;
Изучив методическую литературу, познакомившись с системами воспитательной работы многих педагогов, а также создателей теоретических основ воспитательной системы Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, Н.Л.Селивановой, мы убедились в том, что в современных условиях выполнение задач воспитания здорового образа жизни может быть успешным при психологической установке классных руководителей на системный, деятельностный, проблемноцелевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующем уровне педагогической культуры классных руководителей, родителей; использовании специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников. Следует заметить, что в процессе моделирования и построения воспитательной системы очень важно определить основные компоненты. Выявление основных компонентов осуществлялось нами посредством: - изучения научно-методической литературы; - ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности; - проведения тестирования и ранжирования; - применения теоретических методов исследования. С помощью перечисленных методов удалось выделить компоненты воспитательной системы школы. Такими составляющими являются: - ценностно-целевой компонент; - субъект-субъектный компонент; - содержательный компонент; - диагностика - результативный компонент; - рефлексивный компонент. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Концепция воспитательной деятельности предусматривает приоритетные и системообразующие направления: - учение; - духовно-нравственное воспитание; - здоровье и ЗОЖ; - сотрудничество Учение
духовно-нравственное воспитание
Здоровье и ЗОЖ
Сотрудничество
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы школы способствует достижению положительных результатов:
Механизм измерения положительных результатов:
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА Любая воспитательная деятельность нацелена на изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений. Именно поэтому необходимо видеть, фиксировать и давать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям. При изучении эффективности воспитательной работы мы учитываем возрастные особенности детей. Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов. В качестве основных методов изучения эффективности воспитания являются следующие методы: - анкетирование; - тестирование; - беседа; - наблюдение; - ранжирование Выходные данные: 663751 с.Залипье ул.Молодежная 15 Абанского района Красноярского края Сайт: http://zalipschool.org.ru Телефон: 8 (391- 63) 75-2-16 Электронный адрес: zalipskola@rambler.ru Директор школы: Татьяна Анатольевна Москалюк Педагог-организатор: Татьяна Владимировна Петрович ![]() Смотрите также: 1. Анализ состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в образовательном учреждении
254.09kb.
Бюллетень «Статистические и информационно-аналитические исследования состояния и основных тенденций развития инфраструктуры российского сегмента Интернета»
160.58kb.
Анализ развития детских общественных объединений моу кассельская сош
62.68kb.
Отче т о деятельности Администрации муниципального образования «Северодвинск» в 2008 году Северодвинск 2009 год анализ состояния экономики муниципального образования «северодвинск»
6872.24kb.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса образовательном учреждении
89.11kb.
Использование информационных технологий на уроках географии в коррекционном образовательном учреждении
76.92kb.
В параграфе выявления особенностей развития философского мышления студента в математической деятельности рассмотрен развивающий потенциал образовательной области «Математика» в образовательном процессе вуза
70.45kb.
План по профилактике суицида в образовательном учреждении на 2012-2013 уч г
71.87kb.
Заместители директоров по воспитательной работе, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги, классные руководители школ
13.49kb.
Речные системы выступают объектом исследования разных наук- геоморфологии, гидрологии, ландшафтоведения, экологии и др
135.79kb.
Белицкая евгения Викторовна тьюторская система обучения в современном образовании англии
376.78kb.
Анализ и оценка состояния оперативной обстановки и основных результатов оперативно-служебной деятельности мо мвд россии «Кильмезский» за 11 месяцев 2012 г 80.85kb.
|