grandov.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Залипьевская средняя общеобразовательная школа



Концептуальная модель

Воспитательной системы школы

Введение

Таким образом, назрела необходимость в разработке концепции воспитательной системы школы, которая способствовала бы созданию в нашей школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является создание благоприятных условий для воспитания здоровой, нравственно-воспитанной, коммуникабельной, творческой личности ученика, способной к самоопределению, самореализации.

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, педагогическим коллективом нашей школы было решено построить воспитательную работу на основе ведения здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

Основой для создания предлагаемой концепции явилось следующее:


1. Анализ состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в 
образовательном учреждении.
2. Государственный заказ на качество воспитания подрастающего поколения, 
отраженный в документах Правительства и Министерства образования 
Российской Федерации, посвященных модернизации российского 
Образования.
3. Потребности социума.

Данная Концепция разработана инициативной группой в составе: директора школы, заместителей директора по УВР и ВР, педагога-организатора.


При составлении Концепции воспитательной работы были использованы основные положения Программы развития МБОУ Залипьевская СОШ, принципы, заложенные в Уставе школы.
При выработке концептуальных оснований воспитательной системы учитывались возрастные и эмоционально-психологические особенности учащихся, статус школы, интересы и потребности классных коллективов, родителей, социума.
Актуальность создания воспитательной системы

Вопрос о состоянии здоровья школьников, влияющего на качество образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Дети в школе проводят не менее 1/3 суток, выполняя при этом интенсивную умственную работу. В последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин:



  • Ухудшение  социального положения семей в социуме;

  • Некоторая  маргинальность бывших работников, высокий уровень безработицы;

  • Достаточно высокий  процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

  • Необеспеченность детей полноценным питанием;

  • Интенсификация образовательного процесса;

  • В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Кроме того, в школе обращение к проблеме сохранения здоровья обучающихся обусловлено перечисленными ниже специфическими обстоятельствами. 

1.       Уровень и структура общей заболеваемости обучающихся в школе

показал (%):

Патологии

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Сердечно-сосудистая система

21,5

10,7

6,5

Нервная система

52,4

17,6

11,5

Опорно-двигательный аппарат

10,9

9,2

4,5

Острота зрения

8,3

7,9

7,5

Эндокринная система

17,9

7,2

3,2

Пищеварительная система

76,2

20,9

13,9

    Вызывает беспокойство большое количество детей с заболеваниями нервной системы, органов пищеварения и сердечно- сосудистой системы. Выявлена взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся: чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойство и психологический дискомфорт.                                                                                                                                

Был проведен сравнительный анализ пропусков уроков по болезни и часто болеющих детей.            

          Пропуски уроков:


 

2007/2008

2008/2009

2009/2010

По болезни

3259

2476

1376

           Полученные результаты говорят о снижении пропусков уроков по болезни и уменьшении числа часто болеющих.

Ежегодно на основе анализа медицинских показаний определяется группа здоровья учащихся и планируется профилактическая, коррекционная и индивидуальная работа.


Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис, а численность населения неуклонно уменьшается.

За последние 5 лет заболеваемость детей в различных возрастных группах увеличилась на 18-20%. По состоянию здоровья 30% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии, уровень годности к военной службе не превышает 70%. Число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций увеличилось с 20% до 41,4%. Частота психических расстройств и отклонений в поведении возросла среди подростков на 27%.

Число практически здоровых детей снизилось до 30%, нервно-психические нарушения выявляются у 60% выпускников школ. Показатели психической болезненности детского населения и подростков в два раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту.

За последние десять лет детский алкоголизм вырос в два раза и продолжает расти. Смертность от самоубийств очень высока по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет.

Современные компьютерные информационные технологии являются весьма агрессивной средой для детей и подростков.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Родители  хотят, чтобы школа обеспечила: возможность получения ребенком качественного образования при условии сохранения здоровья для успешной адаптации  в жизни; не ухудшение, а   укрепление здоровья детей; создание благоприятного психологического климата в коллективе; воспитание социально- зрелой, творческой, интеллектуально, духовно, физически и культурно развитой личности, способной к осознанному саморазвитию. 

Учащиеся хотят, чтобы в школе было: интересно учиться; имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, занятия спортом, самореализации; улучшилась материально- техническая база по физкультурно-оздоровительной работе; проводились мероприятия, способствующие сохранению физического, психического  и нравственного здоровья.   

Педагоги ожидают: повышения ответственности у учащихся и родителей за состояние своего здоровья. Изменения мотивации на  здоровья и ведение ЗОЖ.

 

Главная цель Концепции заключается в создании благоприятных условий для воспитания здоровой, нравственно-воспитанной, коммуникабельной, творческой личности ученика, способной к самоопределению, самореализации.



Для достижения вышеобозначенной цели предстоит решить основные задачи:

  • Формировать здоровый образ жизни, вовлекая учащихся в занятия физкультурой и спортом;




  • Приобщать к общечеловеческим ценностям, воспитывая у учащихся адекватного этим ценностям поведения;




  • Развивать творческие способности, организуя систему работы с каждым ребенком, выявляя талант и одаренность;




  • Развивать систему ученического самоуправления обучающихся, формируя коммуникативные качества.


ОСНОВНЫЕ   ПРИНЦИПЫ

          В соответствии с целями и задачами концепции, условиями её реализации, основываемся на следующих принципах воспитания:

- нравственной позиции воспитателя;
- культуросообразности;
- сотрудничества;
- диалогичности;
- открытости;
- ценностных ориентиров;
- единства воспитания и обучения;
- творческой активности;
- развития личности

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

        Изучив методическую литературу, познакомившись с системами воспитательной работы многих педагогов, а также создателей теоретических основ воспитательной системы Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, Н.Л.Селивановой, мы убедились в том, что в современных условиях выполнение задач воспитания здорового образа жизни может быть успешным при психологической установке классных руководителей на системный, деятельностный, проблемноцелевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующем уровне педагогической культуры классных руководителей, родителей; использовании специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников.


Следует заметить, что в процессе моделирования и построения воспитательной системы очень важно определить основные компоненты. 
Выявление основных компонентов осуществлялось нами посредством:
- изучения научно-методической литературы;
- ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности;
- проведения тестирования и ранжирования; 
- применения теоретических методов исследования.
С помощью перечисленных методов удалось выделить компоненты воспитательной системы школы.

Такими составляющими являются:


- ценностно-целевой компонент; 
- субъект-субъектный компонент;
- содержательный компонент;
- диагностика - результативный компонент;
- рефлексивный компонент.
ПРИОРИТЕТНЫЕ    НАПРАВЛЕНИЯ

        Концепция воспитательной деятельности предусматривает приоритетные и системообразующие направления:


- учение;
- духовно-нравственное воспитание;
- здоровье и ЗОЖ;
- сотрудничество

Учение



Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Диагностика одаренных детей

Постоянно

Зайцева Н.Е.

2

Работа научного общества учащихся школы

2009-11

Зайцева Н.Е.

3

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся:

-математика,

-информатика,

-биология,

-русский язык


Май,

ежегодно


Администрация

4

Участие школьников в интернет-каруселях

Постоянно

Учителя

5

Организация и проведение школьных олимпиад по предметам:

-русский язык,

-математика,

-информатика,

-биология,

-литература,

-история,

-обществознание

-физическая культура


Октябрь

ежегодно


Администрация, учителя

6

Проведение школьной и участие в районной и краевой научно-практической конференции

По плану

Зайцева Н.Е.

7

Участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах по предметам:

-русский язык- «Русский медвежонок», «Эрудит»

-математика - «Кенгуру-математика для всех», «Математика - выпускнику».

-информатика - всероссийская дистанционна олимпиада «КИТ»

-литература, история, МХК – «Золотое руно»

-английский язык- «Британский бульдог»



Ноябрь, декабрь, февраль, март

ежегодно


Администрация

8

Участие в работе интенсивных школ: «Юный магистр», «Лидер»; в районной образовательной программе «Память»

Каникулы

Учителя

9

Профориентационная работа, сотрудничество с учебными заведениями края

Постоянно

Администрация

10

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

Декабрь

Администрация

11

Собеседования школьного психолога с учащимися по выявлению уровня способностей

Постоянно

Психолог


духовно-нравственное воспитание



Наименование мероприятия

Дата/место проведения

Ответственные



Игра «Зарница»

Декабрь, школа

Москалюк В.

К., классные руководители



Презентация сборника «Память не стереть годами»

Февраль, СДК

Ганчицкая А.А.



Военно-патриотический месячник

Февраль, школа

Москалюк В.

К.,



Литературно- музыкальная композиция «Хатынь»

Апрель СДК

Верховодко И.И.



Районная спартакиада допризывной молодежи

Март, п.Абан, школа №3

Москалюк В.

К.,



Участие в факельном шествии, посвященном памяти погибшим в ВОВ

Май, п.Абан, площадь

Новикова С.В.



Краевая спартакиада допризывной молодежи

Май, г.Красноярск,

Москалюк В.

К.



Слет патриотических клубов

Июнь, палаточный лагерь «Березка»

Москалюк В.

К.,



Реализация районной летней образовательной программы «Память»

Июль, с.Залипье

Москалюк В.

К.,



Зональные туристские соревнования «Енисейский меридиан»

Октябрь

Москалюк В.

К.,



Несение Вахты Памяти у памятника герою Советского Союза В.С.Богуцкому

Май, п.Абан, площадь

Москалюк В.

К.,



Участие в районном параде, посвященном дню Победы в ВОВ

Май, п.Абан, площадь

Москалюк В.

К.,



Митинг, посвященный дню Победы в ВОВ на территории Туровской сельской администрации

Май , с.Турово, площадь

Москалюк В.

К.,



Участие в митинге, посвященном началу ВОВ

Июнь, с.Турово, площадь

Москалюк В.

К.,



Установление мемориальной доски на аллее памяти, не вернувшихся с ВОВ

Июль, с.Залипье, ул.Почтовая

Москалюк В.

К.,



Благотворительные концерты для ветеранов.

Октябрь, апрель

Верховодко И.И.



Встречи с участниками В.О.В.

В течение года

Классные руководители



Оказание адресной помощи пожилым людям

В течение года

Классные руководители



Вручение подарков Ветеранам, приготовленных учащимися школы

В течение года

Классные руководители



Краевой смотр –конкурс «Лучшее патриотическое объединение (клуб) Красноярского края»

По графику

Москалюк В.К.



Краевой конкурс программ дополнительного образования патриотической направленности

По графику

Москалюк В.К.


Здоровье и ЗОЖ

Направления

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Условия

Просветительско-воспитательная работа с педагогами, учащимися, родителями.

Внедрение образовательных программ по валеологии.

Взаимодействие с культурными, медицинскими, социальными учреждениями.


«Расти здоровым» 1-4 кл.

«Сексуальное воспитание» 8 кл.

«Медицинские знания» 10 кл.

Проведение лекций, бесед .

Проведение выставок, обзор литературы по проблеме.

Семинары, конференции.

Выпуск тематической газеты «Твое здоровье»

Оформление классных уголков с информационными материалами.

Традиционное мероприятие «Чистюля»

Традиционное мероприятие «Суд над табаком», «Нет наркотикам!»

 

Работа органа школьного самоуправления- министерства по здоровью.

Физкультурно-оздоровительная работа.

Уроки физической культуры

Взаимодействие с СДК, спортивной школой, работа в микрорайоне школы, взаимодействие со школами района.

3

3

3

Еженедельный спортивный час

Утренняя физзарядка

Динамическая пауза – 40 минут

 

 

Подвижные перемены на свежем воздухе.

 

День здоровья

Спортивные праздники «Олимпийские надежды», «Президентские состязания», соревнования, экскурсии, походы.

Спортивные секции

Подвижные игры

 


 баскетбол

 волейбол

 футбол

 


 волейбол

 

 



 

Физминутки на каждом уроке

Самостоятельные занятия спортом.

 













Сотрудничество 

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний «Мой дом - моя крепость»

сентябрь

Министр культуры

Анализ работы школьного самоуправления за прошлый учебный год (Конференция)

сентябрь

Школьное самоуправление

Осенний бал

октябрь

Министр культуры

Конкурс «Дары осени» -1-4 классы

октябрь

Министр образования

Конкурс осеннего букета и поделок из природного материала «Очей очарованье»

октябрь


Кросс «Золотая осень»

сентябрь

Министр спорта

Организация дежурства по школе

сентябрь

Судебная власть

День пожилого человека

октябрь

Министр культуры

Выпуск рублики «Наше о наших»

Ежемесячно

Министр печати

Выпуск рублики «День рождение»

Ежемесячно

Министр печати

Конкурс презентаций «Мой класс»

Раз в четверть

Министр печати Министр культуры

День матери

октябрь

Министр культуры

Оформление стенда «Моя мама»

октябрь

Министр печати

Соревнования по футболу 8-11 классы

сентября

Министр спорта

Политическая игра «Демократическая республика»

октября

Министр образования

Оформление рублики «Новости из класса»

Ежемесячно

Министр печати

Выставление отчета о проделанной работе на школьный сайт

Ежемесячно

Министр печати Министр образования

Конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб»

Ноябрь

Министр культуры

Викторины по этикету Конкурс рисунков 1-4 кл. «Невредные советы»

Декабрь

Министр образования

Акция «Открытый микрофон» 5-11 кл.

Декабрь

1


Президент

Голубой огонек «Новый год идет по свету» 5-11 кл.

Декабрь

Министр культуры

Новогодний утренник 1-4 кл.

Декабрь

Министр культуры

Соревнования по волейболу

Декабрь

Министр спорта

Соревнования по шашкам

Декабрь




Выпуск листовок «Мы против гриппа»

Январь

Министр здоровья

Веселые старты. Спортивные соревнования

Январь

Министр спорта

Закрытие года семьи

Январь

Министр культуры

Месячник «Служу Отечеству»

Февраль

Министр спорта Министр культуры

День св. Валентина «Седьмое чувство»

Февраль

Министр культуры

Оформление стенда «Армейские хлопоты»

Февраль

Министр образования Министр печати

Международный женский день

Март

Министр культуры

Конкурс творческих работ «Моя мамочка»

Март

Министр образования Министр печати

Выпуск листовок «Скажем авитаминозу нет»

Март

Министр здоровья

Соревнования по баскетболу

Март

Министр спорта

День Юмора «Улыбки и смех - приятны для всех»

Апрель

Министр культуры

Соревнования по теннису «От игры к спорту»

Апрель

Министр спорта

Школьный КВН

Апрель

Министр культуры

«Вахта памяти»

Май

Министр культуры

День здоровья

Май

Министр спорта



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 
         ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

п/п

Этапы

 Содержание деятельности



Ожидаемые результаты этапа

1

Подготовительный (2009 г.).

Единство  представлений

1.1

Принятие решений о необходимости и сроках подготовки и реализации программы

Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива.

1.2

Создание инициативной группы по запуску деятельности обновления воспитательной программы

Группа единомышленников решения проблемы.

1.3.

Изучение научно-организационных основ функционирования школы, способствующих сохранению здоровья участников образовательного процесса

Наличие нормативной базы


2

Разработческий (2010 г.).

Проект программы

2.1

Заседания Управляющего совета, педагогического коллектива, расширенное заседание Совета учащихся.

Проблемно-ориентированный анализ существующей ситуации, направления деятельности, проект ее реализации.

2.2

Разработка и формулирование концепции модели воспитательной системы школы.

Проект концепции модели воспитательной системы школы.

2.3

Разработка стратегии перехода к новому состоянию, конкретизация целей и плана действий по реализации модели.

Основные направления, цели и задачи перехода к новой модели воспитания

2.4

Заседание Управляющего совета

Утверждение модели

2.5

Заседания педагогического коллектива, расширенное заседание Совета старшеклассников, общешкольное родительское собрание

Знакомство с моделью

2.6

Создание нормативно-правовой базы реализации программы

Пакет локальных актов, изменение Устава школы, УМК.

3

Основной (2010-2011 гг.).

Переход в новое качественное состояние

3.1

Организация деятельности методического объединения классных руководителей.

Инновационная деятельность педагогического коллектива по созданию условий реализации программы.

3.2

Внедрение модели воспитательной системы школы.

Система воспитательной работы школы

4

Обобщающий (2012 г).

Непрерывное отслеживание результатов реализации программы, коррекция.

4.1

Анализ состояния вопросов воспитания и прогноз тенденций изменения модели воспитательной работы.

Данные анализа и прогноза. Коррекция действующей модели


ОЖИДАЕМЫЙ    РЕЗУЛЬТАТ

          Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы школы способствует достижению положительных результатов:



  1. Ведение здорового образа жизни учениками;

  2. Систематическое занятие физкультурой и спортом;

  3. Высокий уровень воспитанности учащихся;

  4. Включенность каждого ребенка в разнообразные формы занятости;

  5. Коммуникативность детей, самостоятельность, ответственность.

Механизм измерения положительных результатов:

  1. Отсутствие вредных привычек;

  2. Объем двигательной активности;

  3. Посещение спортивных секций и мероприятий;

  4. Личный результат участия в мероприятиях;

  5. Отсутствие пропусков без уважительной причины и по болезни;

  6. Участие в социально значимых акциях;

  7. Оказание адресной помощи;

  8. Занятость в программах дополнительного образования;

  9. Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах и результат участия;

  10. Активная гражданская позиция.


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ КЛАССА

      Любая воспитательная деятельность нацелена на изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений. Именно поэтому необходимо видеть, фиксировать и давать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям. 


При изучении эффективности воспитательной работы мы учитываем возрастные особенности детей. Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов.
В качестве основных методов изучения эффективности воспитания являются следующие методы:
- анкетирование;
- тестирование;
- беседа;
- наблюдение;
- ранжирование

Выходные данные:

663751 с.Залипье ул.Молодежная 15 Абанского района Красноярского края

Сайт: http://zalipschool.org.ru

Телефон: 8 (391- 63) 75-2-16


Электронный адрес: zalipskola@rambler.ru
Директор школы: Татьяна Анатольевна Москалюк
Педагог-организатор: Татьяна Владимировна Петрович
скачать файл



Смотрите также:
1. Анализ состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в образовательном учреждении
254.09kb.
Бюллетень «Статистические и информационно-аналитические исследования состояния и основных тенденций развития инфраструктуры российского сегмента Интернета»
160.58kb.
Анализ развития детских общественных объединений моу кассельская сош
62.68kb.
Отче т о деятельности Администрации муниципального образования «Северодвинск» в 2008 году Северодвинск 2009 год анализ состояния экономики муниципального образования «северодвинск»
6872.24kb.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса образовательном учреждении
89.11kb.
Использование информационных технологий на уроках географии в коррекционном образовательном учреждении
76.92kb.
В параграфе выявления особенностей развития философского мышления студента в математической деятельности рассмотрен развивающий потенциал образовательной области «Математика» в образовательном процессе вуза
70.45kb.
План по профилактике суицида в образовательном учреждении на 2012-2013 уч г
71.87kb.
Заместители директоров по воспитательной работе, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги, классные руководители школ
13.49kb.
Речные системы выступают объектом исследования разных наук- геоморфологии, гидрологии, ландшафтоведения, экологии и др
135.79kb.
Белицкая евгения Викторовна тьюторская система обучения в современном образовании англии
376.78kb.
Анализ и оценка состояния оперативной обстановки и основных результатов оперативно-служебной деятельности мо мвд россии «Кильмезский» за 11 месяцев 2012 г
80.85kb.