grandov.ru страница 1
скачать файл
1. Философ, который первый поднял проблемы бытия - Парменид

2. Основные формы бытия - человека и общества

3. «Материи исчезают....» - Ленин

4. Важнейшее свойство материи -быть объективной реальностью

5. Атрибутивное свойство материи – неисчерпаемость -основ (или самоорганизация)

6. Соотношение в диалектико-материальном - любое изменение

7. Первая диалектико-материальная философия - Энгельс

8. Отвергает существование объективной реальности – субъективный идеализм

9. Общественное сознание отражает - общественное бытие

10. Сфера общественных идей, теории - духовное производство

11. Расположить: раздражительность - чувствительность - психика -сознание

12. Философское направление, где сознание является свойством высокоорганизованной материи - материальное (материализм)

13. Два фактора, связывающие возникновение человечества - речь и предметно-практическая деятельность

14. Свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга -сознание

15. Сознание создает новое - рациональность

16. Понятие - это целостное обр. представление

17. Суждение - это установление связи между какими-то явлениями, одна из логических форм мышления

18. Умозаключение - процесс и результат суждений

19. Формы познания: чувственное - ощущения, рациональная - понятие

20. Эксперимент со строгим математическим описанием - Галилей

21. «Мир - наши ощущения» - Салепсизм

22. Направление в философии утверждающее Отрицание создания мира - агностицизм

23. Явление самоорганизации - синергетика

24. Формы рациональной системы познания - понятие, суждение, умозаключение

25. Отрицают достижение истины (сомневающиеся) - скептики (скептицизм)

26. Уровень познания, опирающийся на жизненный опыт человека - обыденный

27. Метод познания, представляющий разложение объекта на составляющие части - анализ

28. Система правил, приемов, изучающая особенности объекта - методология

29. Раздел философии об общих мировоззренческих принципах человеческого общества - социальная философия

30. Социальная философия по отношению к другим гуманитарным наукам - методология

31. Познание социальных явлений - уникальность, неповторимость процессов

32. «Идеальные типы» развивал - Вебер

33. Учение о коллективном бессознательном – Карл Гюстав Юнг

34. Общественное явление, когда нет законов - Риккерт

35. Представил психологическую философию - Парето

36. Социальная философия объясняла мир - самосознание общества

37. Социальная философия объясняет - наиболее общие законы развития общества

38. Общественные законы (процессы) имеют - свою специфику, уникальны

39. Совокупность сложных связей социальной системы - структура

40. Специфическая форма человеческих отношений к окружающему миру с целью преобразования - деятельность

41. Общественное сознание - общественное бытие

42. Сфера общественной деятельности образов связанная с произв. идей - духовная

43. Автор теории элит «Борьба за власть» - Парето

44. «Общество - целостная система, в основе которой лежат матер, прежде всего экономические.. .» - Маркс

45. «Общество 2: социальная статика и динамика» - Вебер Конт

46. Способность воспроизводить собств. деятельность - функционирование

47. Целостный социальный организм - самоорганизация

48. Негативное согласование связей (распад) - регресс

49. Категория соразмерная природе - материя

50. Первое изучение природы - натурфилософия

51. Природа в философии Нового времени - бытие сущего

52. Традиция сотворение природного мира - креационизм

53. Тип цивилизации с идеологией ненасилия в отношении человека и природы - микенская

54. Тип объекта содержащего понятие биосферы - живое существо

55. Учение о ноосфере - Вернадский

56. Ноосфера, характеризуется - разделение труда

Ноосфера – сфера разума

57. Принцип современной эволюции - коэволюция человека и природы

58. Мировоззренческое значение связи природы и человека - антропный принцип

59. Естественная основа матер, производства жизни общества – потребности

60. Часть природы вовлечена в производственный процесс - географическая среда

61. Наука, которая взаимодействует с окружающей средой - экология

62. Автор этногенеза – Гумилев (и пассионарности)

63. Влияние активности солнца на био. и соц. процессы на Земле - Чижевский

64. Социально-общественное развитие – усложнение, совершенствование общества

65. Динамизм общества - изменение и развитие

66. Фактор социального развития - социальный фактор в совокупности природы

67. Часть природы с животными, растительным миром - географическая среда

68. Характеристика социальных отношений - взаимоотношения между соц. Группами и внутри их. (отношение к собственности)

69. Типы социальной деятельности людей - духовная и материальная

70. Основа жизни общества по марксизму - общественно-материальное производство

71. Общество, как система - саморазвивающаяся система

72. время Появления евр. философии - просвещение 18 век

73. Модели, историч. процессы: формации - Маркс, цивилизации - Шпин. Тойни, культурный - Данилевский

74. Источники Социальной динамики - борьба

75. Понятие и автор: Идеальные типы - Вебер, либидо - Фрейд, пасион - Гумилев, обществ эконом формации - Маркс.

76. Социальная структура - совокупность индивидов и социальных общностей

77. Общество не состоит из индивидов - Маркс

78. Социальные противоречия – революции + реформы

79. К духовной деятельностью относится - съемка фильма

80. Научное познание - опорой на чувственное восприятие

81. История, наука, образы - духовная культура

82. особенностью Научного познания - стремление к объективности

83. Жизнь людей в исторической форме - художественные образы

84. Теология и динамика - непосредственное наблюдение

85. Фундаментальные законы (науки) - открытие законов, прикладные - реализуют

86. Научные законы - эксперимент, религиозное – не допускает эксперименты

87. По непосредственному отношению к практике – теоретич. фундаментальные и прикладные

88. Главные функции морали – регулятивные (отраж. морали)

89. Действительность искусства - художественные образы

90. "Страх создал бог" - психологический

91. Мировая религия равенства - после жизни

92. Православие - 988год

93. Патриарх - 1589год

94. Патриаршество устранено (упразднено) - Петр I

95. Функции религии - (компенсаторная), мировоззренческая

96. Современная религия - это НЕ топлизм

97. Плохие условия жизни людей социальные причины, недостаток знаний - гносеология

98. «Блажен, кто верует, легко ему на свете» - Грибоедов

99. Адекватные события отражает - наука

100. Сущность любой религии - вера в сверхъестественное

101. Совокупность действий, которые совершает верующий с целью поклонения богу называется - культом

102. верный вариант ответа - оба ответа верны искусство явление социальное, созданные образы составляют наследие в обществе.

103.способы нормативной регуляции деятель человека в обществе - совесть

104. форма религиозных верований в единого бога-монотеизм

105. религиозная мораль регулирует поведение человека во всех сферах общетсвенн Жизни, светская мораль - совокупность нравственных понятий, принципов норм

106. установки оценки требования запрета и т.д. выступают, как предписание человеческого поведения - назыв моральными ценностями

107. общественно мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентации личности? - да

108.верно ли рассматривать ценности с точки зрения истинности ложности - да

109. эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью - средневековье

110. влияние рыночных ценностей на социализацию личности - отрицательно и положительно

111. какая функция философии проявляется у личности на мир - мировоззренческая 112.сторонник механистических взглядов на человека - Ламетри

113.античный автор этического рационализма - Сократ

114.ориентация смысл жизни - в стремлении к наслаждению - гедонизм

115.рассмотрение человека как подобие богу - Фома Аквинский

116. мыслитель, чьи представления человека отражаются суждении "человек

человеку волк" - Гоббс

117.учение о бессознательном - Фрейд

118. экзистенциальную концепцию человека разрабатывали - Саха??

119.понятие сверх человека - Ницше

120.учение существование человека причислено к его сущности - экзистенциализм

121.представители материалистической концепции русск. философии- Чернышевский

122.понятие образа мышления блага человека соц. развития и отстаивает права человека как личности - гуманизм

123.гражданское общество это - саморазвивающееся общество для реализации частных интересов индивидуума

124.признак государства - публичная власть, территория, население суверенитет (всё выше перечисленное)

125.правовое государство-разделение властей

126.право есть воля возведенная в закон господствующего класса - К.Маркс

127.особенности права - классовый характер

128. диклорация прав человека- 1789

129. право и морали-регуляции отношений между людьми

130.признаки гос-ва- суверенитет

131 .ниспровержение строя силовыми методами - революция

132.0бщ. устройства Кропоткиным полная свобода отсутствия власти - анархия

133.Полит режим-демократия авторитаризм; Форма правления - монархия республика

134.сущность средств и методов осуществления гос власти - полит режим

135.форма гос правления одного человека и передаётся по наследству - монархия

136.Эконом сфера жизни общества - производство

137.глубинная основа эконом обмена - разделение труда

138.С классической (марксистской) точки зрения наиб влияние на общественную жизнь оказывают - способ производства материальных благ

139.Точка зрения согласно которой способ (производства) материальных благ обуславл соц полит и духовную жизнь общества - Маркс

140.Факторы характерные для эконом жизни общества – производство предметов и услуг.

141. производственные отнош. относятся - отношения собственности

Закон соответствия производственных (сил) отношений сформулировал – Маркс

142.специфическое использование организации человеческой деятельности - культура

143.Соц организация жизни характер всеобщей связи индивидов для общественного богатства- цивилизация

144.Неверная функция культуры – иллюзорно-компенсаторная

145.Для народной культуры характерно - сохранение в виде традиций из поколения…

146.Шлягеры, хиты, и т.п.- произведение культуры массовой

147.признак элитарной культуры явл - доступность узкому кругу ценителей

148.масоовая культура- доступность широким слоям населения, народная

149.субкультура - (часть общей культуры хар. для определенного окружения), система традиций присущей определённой соц группе

150. первоначально культуру называли - способы возделывания почвы

151 .культура в широком смысле - это все виды преобразоват деятельности,

152.духовные и матер культуры существуют зависимо друг от друга,

элементы духовной и матер, неразрывно связанны между собой

153.наиб устойчивая часть культуры - культурная традиция

154. культура не явл жёстко фиксированным и меняется с течением времени

155.жизнь на земле окажется проблематичной, если даже один

экологический процесс примет характер – необратимый

156.иметь каждому государству своё ядерное оружие это решит проблему

всеобщей безопасности? - опасность увеличится
Вариант 1

1) Исторические типы мировоззрения
А) религиозное мировоззрение
В) мифология
Г) философское мировоззрение
2) Материю представлял в виде атома

Г) Демокрит



3) Какой аспект учения Платона был взят теологией Средневековья
Б) Учение об идеях
4) Основное утверждение рационализма Нового времени:

А)разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности



5) Теоретические источники марксистской философии
Б) Гегель В)Фейербах

6)Представители русской религиозно-идеалистическая философия
Б) Розанов
В) Булгаков
Г) Бакунин

7) Согласно Сартру: «Свобода для человека…
Б) человек осужден быть свободным

8) Назовите важнейшие свойства материи, зафиксированные в ее диалектико-материалистическом определении
А) существовать в ощущениях человека
В) быть объективной реальностью

9) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт:
Г) обыденный

10) Философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального:
Б) Идеализм

11) В Новое время для европейского общества наука была востребована благодаря:
В) развитию производства

12) Воззрения Джордана Бруно характеризуют идеи:
А) бесконечности вселенной
В) существование бесчисленного множества миров во вселенной

13) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе:
Б) Разума и справедливости

14) Теоретические источники марксизма:
А) французский утопический социализм
Б) немецкая классическая философия,
В) английская политэкономия

15) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями
1) Славянофилы – б) Хомяков, В) Киреевский, д) Аксаков
2) Западная – а) Герцен г) Белинский

16) Приведите в соответствие философские направления современной западной философии и школы
1) Рационализм – а) неопозитивизм в) постпозитивизм
2) Иррационализм - б) экзистенциализм г) психоанализ

17) Истина
В) процесс и результат

18) Установите соответствие: понятие – автор
Либидо – Фрейд
Общественно-экономическая формация – Маркс

19) Мир - это наши ощущения, утверждения:
Б) солипсизма

20) Философское направление, где сознание е интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:
Б) Материализм

Вариант 2

1) Философия как новая форма мировоззрения возникла потому, что греческое общество перешло к новым социальным условиям, рабовладению и миф оказался не в состоянии их объяснить

2) Сократ - древнегреческий философ, начиная с которого в западной традиции философствования впервые четко обозначился интерес к человеку.

3) Назовите основные этапы развития средневековой философии:
Патристика и схоластика.

4) Назовите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения


Пантеизм и гуманизм

5) Философские направления и мыслители:


Эмпирики: Ф.Бэкон
Рационалисты: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

6) Кто открыл законы диалектики - единства и борьбы противоположностей, отрицания и смены качества


Гегель

7) К.Маркс считал свою философию мировоззрением пролетариата

8) Кто являлся основоположником "философии всеединства"?
Соловьев

9) Экзистенциализм сосредоточивает внимание на смысле личностного существования в мире

10) Основные формы бытия
бытие природы; бытие социальное; бытие духовного, идеального

11) Агностицизм - направление в философии отрицающее возможность познания мира

12) Материализм - философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.

13) Платон впервые разработал проект идеального государства

14) Кто развивал идеи пантеизма, отождествления Бога с природой в европейской философии?
Джордано Бруно (Николай Коперник)
15) Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.)

16) Д. Юм - представитель Эмпиризма и Агностицизма

17) Фейербах – Антропологический материализм

18) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:


Разума и справедливости

19) Сторонники материализма в русской философии


Герцен, Чернышевский

20) Представители экзистенциализма - Сартр, Ницше, Ясперс, Бердяев, Мунье, Камю


Вариант 3

1) Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное или духовное
А) Монизм

2) К какому направлению относится учение Платона:


В) объективный идеализм

3) В Средневековье были разработаны 5 доказательств бытия Бога христианским богословом


Б) Фомой Аквинским

4) Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:


Г) Пантеизм

5) Идеи философии французского Просвещения:


А) приоритет разума как высшей инстанции..
В) идея исторического прогресса

6)Создателем антропологического материализма является:


Б) Фейербах

7) Расположить в хронолог. Последовательности:


Б) новоевропейская философия
А) немецкая
В) философия марксизма

8) Направление русск.фил. мысли, не имеющее аналогов на Западе:


А) философия всеединства
В) космическая философия

9) Первооснова мира в концепции Шопенгауэра и Ницше:


Б)мировая воля

10) Философское направление, отвергающее существование объективной реальности:


Б) субъективный идеализм

11) Черты характерные для мифологического мировоззрения:


А) синкретичность, образность и эмоциональность

12)Установить соответствие имени философов и типов ф. мировоззрения


1 – Г (Объективный идеализм - Платон)
2 – А, Б, В(Материализм- Фалес , Демокрит, Гераклит)

13) Что утверждает принцип гармонии и разума, выдвинутый Фомой Аквинским:


Б) необходимость использования Фил-ии для более доступного изложения и обоснования истин религии

14) Понимание человека, характерное для философии Возрождения:


В)Человек-творец,художник

15) Позиция Декарта,признавшего равноправное существование 2 субстанций:


А)Дуализм

16) ”Не Бог создал человека,а человек создал Бога в своём воображении и принял это воображение за реальность…”,считал:


В)Фейербах

17) ”Философы лишь объясняли мир,а задача его переделать”,считал:


Б)Маркс

18) Основоположник русского космизма:


В)Фёдоров
19) Основоположник экзистенциализма:
3) Кьеркегор

20 ”Материя исчезает - это означает, исчезает тот предел…”,сказал:


3) Ленин

Вариант 4.

1) Установите соответствие, осн. Методы ф. исследования
1) Диалектич. метод – а) Принцип развития
2) метафизический – б) констатация устойчивости

2) Установите правильное высказывание


1) Школа софистов предшествовала Сократу.

3) Черты, характерные для фил. Мышления эпохи средневековья


Б) теоцентризм

4) Представители философии Возрождения


1) Макиавелли
4) Петрарка

5) Наука нового времени потребовала осмысления методов познания и выработки научн. Исследования. Родоначальником этого процесса с его методом индукции:


В) Бэкон

6) Немецк. Классическая создала:


Б) диалектику

7) Теоретические источники марксизма:


Б) немецк. Класс.
В) англ. политэкономия
Г) франц социализм

8.) Соборность русской религиозной философии это


А) свободность духовное единство людей не основе их любви к богу и предпочтение нравствен. Ценностей.

9)Установите соответствие между ф. направлениями и принципами


1. Неопизитвизм – а) верификация
2. постпозитивизм - б) фаль
20) «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется…..
А) Ленин

Вариант 5.

1) Выбрать суждения, характеризующие такой феномен дух-го мира чел-ка и общества, как Мировоззрение:
Б) Мировоззрение - представления о мире и месте в нём чел-ка.

2) Кто из древнегреческих философов родоначальник диалектики?


В) Гераклит

3) Философские основания апологетики Средневековья:


Б) платонизм или аристотелизм??

4) В эпоху Возрождения появились первые «социал. Утопии»:


А) Томаса Мора
Б) Томазо Кампанеллы

5) «Я мыслю, значит существую»


2) Декарт

6) Философская позиция Гегеля и Платона:


В) Объективный идеализм

7) Критерий истины-практика: уточнить какой?


А) Относительный

8) «Философы лишь объяснили мир, задача его изменить»:


В) Маркс

9. В основе концепции органического развития общества Леонтьева лежит идея:


А) цикличности общественного развития

10) Главная форма бытия в экзистенциализме-бытие…:


Б) Человека

11)Онтология - учение о:


А)бытии

12)Майеветика, субъективная диалектика разработана:


Б) Сократ

13) В сред.века философия была определена как служанка богословия т.к.:


Б) имела формальный аппарат рационального доказат-ва

14) Мыслитель эпохи Возрожд-ия, автор трактата «Государь»:


В) Макиавелли

15)Французское просвещение отражало по существу интересы буржуазии,


В) потому что она настраивала своим творчеством общество против главного феодала Европы, католической церкви, расчищая путь буржуазии и политической власти.

16)Парадигма, которой отвечает стиль мышления немецкой класич. Философии:


Б) Созерцательная

17) Характерная черта филос. Творчества Маркса:


Б) социоцентризм

18) Почвенничество продолжает в Русск.фил-ой мысли традицию:


А) славянофильства

19) Постпозитивизм можно рассматривать как Фил-ию:


А) науки

20) Указать с кем связана исторически 1ая в деалектико-материал-ой Фил-ии классификация форм движения материи:


В) Энгельс

Вариант 6.

1) Гносеология – это учение о:
Г) Познании

2)”Два противоположных мнения об одной и той же вещи не могут быть истинными”, считал:


В) Аристотель

3) В эпоху средневековья схоластика занималась в основном апологетикой.


Для этой цели она использовала рационализм философии
Б) Аристотеля

4) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождалось?


А) Античное искусство, философия, образ жизни

5) Критика религии французскими просветителями носила_характер


А) Антиклерикальный

6) Установите соответствие, позволяющее определить фил. Позицию


1 – В (Материалисты - Фейерабах), 2 – А, Б, Г(Идеалисты – Гегель, Фихте, Шеленг)

7) Достижения науки 19 века, явившееся естественнонаучными предпосылками формирования философии марксизма


А) открытие клеточного строения живых организмов
Б) открытие закона сохранения и превращения энергии
В) эволюционная теория Дарвина

8) Установите соответствие между понятиями и философами, в концепциях которых они имеют ключевое значение:


1 – Б(Данилевский – культурно-исторический тип)
2 – Г(Хомяков – соборность)
3 – А( Соловьев – всеединство)
4 – В(Федоров – воскрешение)

9) Направление философии ХХ века, в котором человек является подлинным центром философствования


В) Экзистенциализм

10) Из приведенных высказываний выделите соответствующее диалектико – материалистическому пониманию движения


Б) Движение – любое изменение

11) Философское учение о ценностях это :


В) Аксиология
12) О всякой вещи есть 2 мнения, противоположных друг другу утверждал
Б) Протагор

13) В эпоху Средневековья патристика в лице отцов церкви Августина Аврелия и др. обосновывала христианские догматы о сотворении мироздания Богом.


При этом опиралась на философию :
В) Платина
14) Верно ли утверждение, что все гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?
Б) нет

15) “В естественном состоянии люди действуют согласно законам своей природы, они находятся в состоянии войны всех против всех”


- Т. Гоббс (1 - Б)
“Человек – по природе доброе и хорошее существо, и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным”
- Ж.Ж Руссо (2 - А)

16) Охарактеризуйте основное противоречие философии Гегеля в оценке Ф. Энгельса. Это противоречие между:


В) Между системой и методом

17) Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от Гегелевской диалектики


Б) Сочетание с материализмом

18) Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования?


Б) В. Соловьев

19) Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются:


1 – Б. ( Пограничная ситуация, неподлинное существование - Экзистенциализм)
2 – А (Верификация, прояснение языка высказываний, анализ предложения - Неопозитивизм)
3 – В (Бессознательное, сублимация - Психоанализ)

20) Из приведенных характеристик выделите атрибутивные свойства материи:


А) Неисчерпаемость
Б) Постоянное движение

1. Определите, что является предметом изучения философии:

а) Бог;


б) физическая реальность;

в) материя;



г) наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого от­ношения к природе, обществу и духовной жизни человека.
2. Кто первый употребил слово «философ»:

а) Гераклит;

б)Фалес;

в)Пифагор;

г) Демокрит;

д)Платон;

е) Аристотель.


3. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблему основных разделов философскою знания:

1) онтология; а) учение о человеке;

2)гносеология; б) учение о бытии;

3)философская антропология; в) учение о познании;

4) социальная философия; г) учение об обществе.

(1б, 2в, 3а, 4г)


4. Определите, в констатации какого из приведенных отношений за­ключается суть основного вопроса философии:

а) теория к практике;



б) идеального к материальному;

в) причины к следствию;

г) сознание к материи;

л) производственных отношений к производительным силам;

с) духа к природе.
5. И. Кант видел назначение философии в поисках ответов на ниже­следующие вопросы. В каких философских дисциплинах следует искать ответы па эти вопросы:
1)Что я могу знать? а) философская антропология;

2) Что я должен делать? б) гносеолотяя;

3) На что я могу надеяться? в) этика;

4) Что такое человек? г) философия религии.

(1б, 2в, 3г, 4а)
6. Выберите правильное высказывание:

а) Материализм - это признание того, что весь мир, все тела и предме­ты состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.д.;

б) Материализм - это практический, здравый взгляд на вещи;

в) Материализм — это признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания.
7. Выделите правильное философское высказывание:

а) Идеализм - это стремление обосновать значение идеалов в жизни,

стремление человека к совершенству;

б) Идеализм - это признание идеального начала первичным, опре­деляющим материальное.

в) Идеализм - это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.


8. Определите, к какому философскому направлению относится автор следующего суждения: «Я вижу вишню, я ее осязаю… Она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, терпкости - и ты унич­тожишь вишню»:

а) материализм;

б) объектный идеализм;

в) субъективный идеализм;

г) агностицизм


9. Определите принадлежность перечисленных ниже философов к указанным философским школам и направлениям:

1) Элейская школа; а) Платон;

2) Милетская школа; б) Анаксимандр;

3) Афинская школа; в) Зенон;

г) Фалес;

д) Парменид;

ж) Аристотель.

(1в д, 2б г, 3а ж)
10. Какое из приведенных ниже положений соответствует пониманию добродетели Сократом:

а) «Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно добродете­ли по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим»;



б) «Добродетель есть знание, мудрость. Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле»;

в) «Венцом добродетели является справедливость, воплощенная в иде­альном государстве».


11. Выделите основные положения философии Платона:

а) Наилучшая форма правления - это демократия;



б) Идеи являются сущностью вещей;

в) Есть бытие, небытия нет;



г) Управлять обществом должны философы.
12. Определите, для кого из названных ниже философов характерен тот или иной подход к пониманию цели философского познания:

1) Цель философии - обеспечение безмятеж­ности духа (атараксии), свободы от страха перед смертью и явлениями природы; - Эпикур


2) Философия - познание того, что такое доб­ро и зло, поскольку это гарантирует добродетельную и счастливую жизнь: человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно; - Сократ
З) Цель философии - научить человека со­хранять самообладание, достоинства и невозмутимость духа в трудной ситуации, научить его умению жить и умирать; - Сенека
13. Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллиниз­ма отражает следующее высказывание: «Покорного судьба ведет, а непокорного - тащит»:

а) эпикуреизм;

б) стоицизм;

в) скептицизм
14. Определите понимание бытия, соответствующее принципам сред­невековой философии:

а) Бытие есть реальное существование объектов материального мира;

б) Бытие - это непосредственное существование чего-либо;

в) Бытие есть независимое от сознания существование объективного мира;



г) Бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге.
15. Поставьте в соответствие каждому тезису, выражающему то или иное решение проблемы соотношения веры и разума, имя конкрет­ного мыслителя:

1) Верую, ибо абсурдно; а) Ф. Аквинский;

2) Познать в свете разума то, что уже принято верой б) Тертуллиан;

3) Гармония между верой и разумом при приоритете Веры в) Августин Блаженный.

(1б, 2в, 3а)
16. Христианская средневековая философия является органическим продолжением античной. Какие из направлений античной фило­софской мысли можно назвать идейными источниками христиан­ской философии? Выберите три таких источника из следующих философских школ:

а) пифагореизм;



б) платонизм и неоплатонизм;

в) стоицизм;

г) атомизм;

д) скептицизм;



е) аристотелизм;

ж) диалектика.
17. В развитие какой области духа ниже перечисленные деятели эпохи Возрождения внесли наибольший вклад:

1) философия; а) Мартин Лютер, Жан Кальвин;

2) религиозная реформация; б) Николай Коперник, Иоганн Кеплер;

3) искусство; в) Франческо Петрарка, Микеланджело Буонаротти;

4) естествознание; г) Николай Кузанский, Никколо Макиавелли.

(1г, 2а, 3в, 4б)


18. Что такое пантеизм

а) Учение о творении мира Богом;

б) Учение о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;

в)Учение о божественном предопределении всего сущего;



г)Учение, отожествляющее Бога и природу;

д) Учение, отрицающее существование Бога.


19. Князь «... не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать про­тив верности, против любви к ближнему, против человечности, про­тив религии. Наконец, он должен быть всегда готов обернуться в лю­бую минуту, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и ... не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Каким термином, производным от имени известного мыслителя, обозначается такая позиция:

а) неоплатонизм;

б) эпикурейство;

в) макиавеллизм;

г) лютеранство.


20. Определите понимание человека, характерное для философии Воз­рождения:

а) Человек - это общественное животное;

б) Человек создан Богом;

в) Человек - это творец, художник.
21. Определите основополагающие темы исследования философии Нового времени:

а) духовный мир человека;

б) отношение человека к Богу;

в)природное окружение человека;

г)учение о государстве;

д) познание человеком окружающего мира.
22. Кто из философов XVII в. положил в основу своего учения сужде­ние: «Мыслю, следовательно, существую»:

а) Ф. Бекон;



б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Д. Локк.
23. Выделите из ряда ниже перечисленных философов представителей рационализма:

а) Ф. Бекон;



б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Д. Локк;

д) Т. Гоббс;

е) Г. Лейбниц;

ж) Д. Дидро.


24. Какую философскую позицию выражает суждение: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:

а) сенсуализм;

б) рационализм;

в) диалектика;

г) номинализм;

д) агностицизм;

е) реализм.


25. Какое из ниже приведенных определений свободы принадлежит Б. Спинозе:

а) Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это

свобода воли;

б) Свобода есть познание необходимости и согласие с необходимостью. Свобода есть господство разума над чувствами, преодоление чувст­венных аффектов страстью к познанию;

в) Свобода - независимость человеческого поведения от законов при­роды и общества. Такая независимость возможна потому, что чело­век является мыслящим и активно действующим существом.


26. Позиция какого философа отражена в следующем суждении: «Ес­тественное состояние общества - это состояние войны всех против всех. Необходимым условием перехода от естественного состояния к гражданскому обществу является санкционированная общест­венным договором абсолютная власть»:

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Д. Локк;

в) Т. Гоббс;

г) А. Вольтер;

д) Ш. Монтескье.
27. Кто из французских просветителей наиболее детально обосновал идею общественного прогресса, основанного на совершенствова­нии человеческого разума:

а) А. Вольтер;

б) Д. Дидро;

в) М. Кондорсе;

г) Ш. Монтескье.


28. Какую характерную черту философии эпохи Просвещении отража­ет следующее высказывание П. Гольбаха: «Народы будут счастли­вы лишь тогда, когда станут королями или когда короли будут философами»:

а) антиклерикализм;

б) рационализм;

в) гуманизм;

г) материализм.


29.Какой смысл имел провозглашенный философией Просвещении принцип равенства всех людей:

а) равенство экономических, социальных и прочих условий существования;

б) равенство возможностей разных людей, т.е. юридическое равенство;

в) равенство всех перед Богом.
30. Кто из немецких философов проанализировал историческое дви­жение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:

а) И. Кант;

б) Н. Фихте;

в) Г. Гегель;

г) Л. Фейербах.


31. Какое из приведенных ниже положений соответствует нравствен­ной позиции И. Канта:

а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай»;

б) «Всякий перед всеми за всех виноват»;

в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».
32. Какое из приведенных ниже положений соответствует гегелевско­му пониманию источника развития:

а) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, дей­ствие внешних сил на тело;

б) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а зна­чит, оно имеет логическую, духовную природу; у

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тен­денций, свойственных материальным образованиям;

г) Конечным источником всякого развития является Бог - «неподвижный перводвигатель».


33. Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит Л. Фейербаху:

а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встре­тил первого дурака;

б) Религия - это опиум для народа;

в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.
34. Укажите основные черты, которые характеризуют философию марксизма:

а) идея активного субъекта в познании;

б) открытие материалистического понимания истории;

в) формулировка категорического императива;

г) достижение единства материализма и диалектики;

д) преодоление созерцательности предшествующего материализма.
35. Ф. Энгельс утверждал, что «двумя великими открытиями мы обя­заны Марксу». Первое - это «открытие тайны прибавочной стои­мости». А что было вторым, философским открытием К. Маркса:

а) идея общественного прогресса;

б) открытие классов и классовой борьбы;

в) открытие материалистического понимания истории;

г) идея социализма как общественной системы без частной собственно­сти.


36. Какое из ниже перечисленных высказываний выражает суть мар­ксистского подхода к пониманию общественной жизни:

а) «Мир, в котором вы живете, определяется в первую очередь не внешними условиями и обстоятельствами, но мыслями, которые обычно заполняют ваше сознание... Чтобы изменить ваши обстоя­тельства, прежде всего начните думать иначе....»;



б) «.. .Планирующая работу голова уже на очень ранней ступени разви­тия общества... имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу. Всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове, развитию и деятельности мозга. Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышле­ния, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей...»;
в) «Для того, чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их».
37. Какое из ниже перечисленных суждений отражает оригинальность марксистской гносеологии:

а) признание относительности любых истин;



б)Понимание познания как отражения действительности;

в) признание исходным пунктом познания наших ощущений;



г)введение категории «практики» в гносеологию.
38. Кто из ниже перечисленных мыслителей является представителем западноевропейского экзистенциализма

а) 3. Фрейд;



б) К. Ясперс

в) Ж.П. Сартр;



г) А. Камю;

д) Б. Рассел


39. «Наука не нуждается ни в какой стоящей над ней философии» - ло­зунг, характерный для:

а) экзистенциализма;

б) неотомизма;

в) позитивизма.
40. «Только та теория может быть признана научной, которая в прин­ципе опровержима, т.е. которая способна доказать свою ложность». Формулировка какого принципа представлена в данном суждении:

а)принцип верификации;



б) принцип фальсификации;

в) принцип дополнительности;

г) принцип конкретности истины.
41. Прочитайте нижеследующие суждения. Какое из трех ведущих на­правлений философии XX в. характеризует этот набор идей:

неопозитивизм Абсурд заключен в противостоянии человеческой потребности в смысле, с одной стороны, и безразличного, бессмысленного мира, с дру­гой;


экзистенциализм Свобода накладывает на нас неизмеримую ответственность, и поэтому люди часто живут в «дурной вере», избегая ответственности за собственную жизнь посредством отрицания реальности своей свободы;
неотомизм ...Если даже бога нет, то есть по крайне мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является чело­век...
42. В русской философии истории сложились две концепции путей ис­торического развития России - славянофильство и западничество. Определите принадлежность перечисленных ниже мыслителей к этим направлениям:

1) славянофилы г) И.В. Киреевский;

ж) И.С. Аксаков;

з) Ю.Ф. Самарин.


2) западники; а) П.Я. Чаадаев;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

д) В.Г. Белинский;

е) Т.Н. Грановский;
43. Выделите из ниже приведенного списка тех русских мыслителей, основой философского мировоззрения которых был материализм:

а) А.С. Хомяков

б) П.Я. Чаадаев

в) А.И. Герцен

г) К.Н. Леонтьев



д) Н.Г. Чернышевский

е) B.C. Соловьев



ж) Н.А. Бердяев

3) К.Э. Циолковский


44. В русской философской мысли сложилось несколько самобытных концепций. Какое из этих направлений не имеет аналогов в запад­но-европейской философской мысли:

а) философия всеединства B.C. Соловьева, С.Г. Булгакова, П. Флоренско­го;

б) антропологический материализм Н.Г. Чернышевского;

в) космическая философия Н. Федорова, К.Э. Циолковского;

г) экзистенциальная философия Н.А. Бердяева, Л. Шестова.


45. Охарактеризуйте философскую позицию, заключенную в следую­щих словах П. Кабаниса: «Чтобы составить себе точное представ­ление об отправлениях, результатом которых является мысль, сле­дует рассматривать головной мозг как отдельный орган, предна­значенный исключительно для ее производства, подобно тому как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь...»:

а) вульгарный материализм;



б) наивный, стихийный материализм древних;

в) субъективный идеализм;

г) дуализм.
46. Укажите философскую позицию, заключенную в следующем вы­сказывании врача-физиолога XIX в. Л. Бюхнера: «Материя... не бесчувственна, не лишена духа и мысли, а, наоборот, полна точ­нейшего ощущения...»:

а) вульгарный материализм;

б)гилозоизм;

в) дуализм.
47. Каково содержание методологической функции социальной фило­софии:

а) формирование общих представлений о социальном мире;

б) синтез различных социально-философских подходов;

в) определение перспектив общественного;



г) применение социально-философских положений различными обще­ственными науками.
48. Определите философскую позицию, лежащую в основе следующего высказывания: «Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи... Пространство и время суть не реально­сти мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи»:

а) вульгарный материализм;



б) субъективный идеализм;

в) объективный идеализм;

г) диалектический материализм.
49. Укажите, какая из приведенных составляющих философского зна­ния исторически первой обратилась к изучению природы:

а) натурфилософская;

б) антропологическая;

в) социологическая.
50.Из приведенного перечня выделите черты, присущие обществу как социальной системе:

а) сверхсложность;

б) устойчивость в развитии;



в) рефлексивность;

г) иррациональность;



д) изменчивость;

е) неустойчивость, слабая предсказуемость развития.


51. Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:

а) Отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;

б) Взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности;

в) Связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них.
52. Кто сформулировал закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил:

а) О. Конт;



б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) П. Сорокин.
53. Установите соответствие:

1) теоретический уровень познания; а) аксиоматический метод;

б) абстрагирование;

г) идеализация;

2) эмпирический уровень познания; в) наблюдение;

д) эксперимент;

е) моделирование.
54.Определите, какому понятию соответствует следующее определе­ние: «образ мышления, который провозглашает идею блага чело­века главной целью социального и культурного развития и отстаи­вает ценность человека как личности»:

а) гуманизм;

б) антропоцентризм;

в) рационализм;

г) экзистенциализм.


55. Укажите, что лежит в основе специфических ценностей западного и восточного обществ:

Б- 1) западное общество; а) единство общества и человека;

А- 2) восточное общество; б) противопоставление общества и человека.
56. Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влия­ние на формирование ценностных ориентации личности:

а) да, так как индивидуальные ценности складываются в процессе со­циализации;

б) нет, так как общественные ценности не влияют на индивидуальные;

в) нет, так как ценностные ориентации личности формируются вопреки общественным.
57.Соотнесите основные модели членения исторического процесса и их авторов:
1) формационная; в) К. Маркс;
2) культурологическая; а) О. Шпенглер; г) Н.Я. Данилевский; д) П.А. Сорокин.
3) цивилизационная; б) А. Тойнби;
58. Выделите основные содержательные характеристики формационного подхода к пониманию развития общества:

а) признание многообразия исторического процесса;

б)европоцентризм;

в) констатация закономерности и единства истории;

г) прогрессизм;

д) признание диалогизма истории;

е) утверждение экономической детерминированности истории.
59. Кто из ниже перечисленных мыслителей является сторонником циклической модели истории?

и) Г. Гегель;

б) А. Вольтер;

в) К. Маркс;



г) Д. Вико.
60. Укажите характерные черты повседневного, обыденного мира че­ловека:

а) конкретность;

б) научная рациональность;

в) прагматичность;

г) эмпиризм;

д) семантическая подвижность;



е) онтологизм;

ж) обыденное сознание;

з) интерсубъективность.
скачать файл



Смотрите также:
1. Философ, который первый поднял проблемы бытия Парменид Основные формы бытия человека и общества
289.21kb.
Окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан
45.42kb.
Вероятность как загадка бытия и познания Ю. В. Сачков
437.67kb.
"дерево йоги. Йога врикша" Предисловие
1817.17kb.
Проблемы секуляризации и воцерковления, как активных форм осмысления бытия, в постсоветской России Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ХХ век является «секулярным»
127.38kb.
Гончарова О. М
246.98kb.
Учебно-методические рекомендации по курсу
357.89kb.
Программа вступительного экзамена по философии
226.64kb.
Уметь в одно-два предложения сформулировать, о чем каждый раздел
1232.38kb.
Восемь смертных грехов цивилизации о книге: Лоренц К. Так называемое зло
28.14kb.
Гармонический порядок
20.44kb.
«По страницам романа А. Дюма «Три мушкетёра»
68.56kb.