grandov.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Программа

вступительного экзамена в магистратуру

по дисциплине «Теоретическая социальная психология»
Направление подготовки: 030300.68 Психология

Магистерская программа: Социальная психология

Степень – Магистр психологии
Составитель:

доцент кафедры социальной психологии и акмеологии, кандидат психологических наук В.В. Гулякина

Орел 2012


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Введение в социальную психологию
Тема 1. Научная специфика социальной психологии

Место социальной психологии в системе научного знания. Объект, предмет, категории и круг основных проблем социальной психологии. Причины особого статуса социальной психологии, сложности, порождаемые её двойственностью. Включенность социальной психологии в разработку социально-политических проблем общества. Разделы социальной психологии: психология совместной деятельности и общения, социальная психология личности, психология межличностных отношений, социальная психология групп. Социальная психология как высший уровень исследования человека и его психики (Б.Ф. Ломов). Взаимоотношение социальной психологии с другими науками: социологией, историей, лингвистикой. Функции социальной психологии. Место социальной психологии в системе психологических наук, в социально-философских и социологических учениях. Актуальные проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Перспективы развития социальной психологии в условиях радикальных социальных преобразований Российского общества. Возрастание роли прикладного социально-психологического знания. Внедрение социальной психологии в систему бизнеса, производства, пропаганды, рекламы и других сфер общественной жизни.


Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Основные направления и тенденции формирования социально-психологической системы научного знания. Донаучный этап развития социальной психологии. Прообразы регуляторов общественной жизни людей в первобытном обществе. Философский этап развития социальной психологии. Осознание социально-психологической проблематики в рамках философских воззрений периода Античности и Нового времени. Расщепление социально-психологического знания на теоретическое и практическое. Социально-психологические идеи в школе древнекитайских ученых VII -V вв. Феноменологический этап развития социальной психологии. Период, предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина XIX в). Выделение социально-психологических феноменов в самостоятельный класс психических явлений (коллективный, народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания), разработка специфических способов и приемов их исследования. Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые социально-психологические концепции: психология народов (М. Лацарус и Г. Штейнталь, В. Вундт), психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле) и теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл). Научный этап развития социальной психологии. Превращение социальной психологии в экспериментальную дисциплину на западе в начале XX в. Малая группа как центральный объект для изучения. Причины превращения малой группы в центральный феномен социальной психологии на западе. Основные направления и этапы исследования малых групп в западной социальной психологии. Социально-психологические идеи Э. Мейо, Дж. Морено и К. Левина. Представления о интеракции и коакции, эффектах социальной фасилитации и ингибиции. Западная и отечественная традиции в социальной психологии. Вклад теоретических направлений (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, итнтеракционизм) и их модификаций (необихевиоризм, неофрейдизм) в развитие социальной психологии. Новые социально-психологические подходы и парадигмы: теория поля, групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, теория социальных представлений.

Проблема самостоятельности социальной психологии. Первая дискуссия о предмете социальной психологии. Позиции В.А. Артемова, Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, В.М. Бехтерева. Включение социально-психологических проблем в обсуждение методологических проблем всей психологии. Смещение интересов исследователей в область проблематики детства. Детские коллективы – основной предмет теории и эмпирических исследований в период 20-е годы – первая половина 30-х годов. Проблемы детских коллективов в работах Е.А. Аркина, А.С. Залужного, Г.А. Фортунатова. Определение социальной психологии в самостоятельном статусе. Критерии самостоятельности. Вторая дискуссия о предмете социальной психологии. Точки зрения на предмет. Предпосылки дискуссии: расширяющиеся запросы практики, изменения в общей духовной атмосфере общества. Институциализация социальной психологии как психологической дисциплины. Лаборатории, кафедры и центры социальной психологии. Современный взгляд на предмет социальной психологии (А.А. Бодалев, И.П.Волков, Р.Б. Гительмахер, В.В.Новиков, А.Л. Свенцицкий, Н.Н.Обозов, А.Н.Сухов и др.)

Направления деятельности и проблематика школ отечественной социальной психологии. Московская (Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева, А.К. Уледов, А.Г. Ковалев, М.И. Бобнева, А.В. Петровский, В.В. Шкалинский, А.И. Донцов, А.А. Журавлев и др.), ленинградская (Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.А. Бодалев, А.Л. Свенцицкий, Н.Н. Обозов) и курская (Л.И. Уманский, А.С. Чернышёв, В.Я. Подорога, Л.И. Акатов, Е.И. Тимощук, А.Н. Лутошкин, Е.И. Дымов, А.С. Крикунов, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев) школы отечественной социальной психологии.

Основные школы и направления зарубежной социальной психологии. Психоанализ: динамическая теория группвого функционирования (В. Байон), теории группового развития (В. Беннис, Г. Шепард), трехмерная теория интерперсонального поведения (В. Шутц). Необихевиоризм (Э.Богардус, Г. Оллпорт, В. Ламберт, Р. Бейлз, Г. Хоманс, Э. Мейо, Э. Толмен, Д. Миллер, Б. Скиннер, К. Халл). Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер, Р. Сиэрс, А. Бандура). Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо и Г. Келли, Г. Хоманс). Интеракционизм: символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, М. Кун, А. Стросс, Т. Шибутани), ролевые теории (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р.Линтон, Р. Ромметвейт), теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон). Когнитивизм: теории когнитивного соответствия (Р. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, Т. Танненбаум), теории, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия.

Современное состояние социально-психологической мысли. Центральные проблемы, исследуемые за рубежом. Теоретический эклектизм. Мировые тенденции развития социально-психологической науки. Основные тенденции развития отечественной социальной психологии в конце XX — начале XXI века: дифференциация, гуманизация, интеграция с западными теоретическими направлениями.


Тема3. Методологические основы социальной психологии

Понятие методологии научного исследования в современном науковедении: общая методология, специальная (или частная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Проблема создания методологического аппарата социальной психологии, функционирующего в условиях нестабильности. Новая отрасль (психология социального познания) и раздел (конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности) социальной психологии. Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания.

Научное исследование в социальной психологии. Значение принципов отечественной психологической школы для социально-психологических исследований (принцип детерминизма, принцип историзма, принцип социально-исторической обусловленности сознания, принцип единства сознания и деятельность, системность и т.д.). Фундаментальное и прикладное исследование. Проблема соотношения теории и эмпирического материала. Специфика эмпирических данных в социально-психологических исследованиях (полевые, экспериментальные, «статистические», лонгитюдные наблюдения, описания, отчеты, проекты и т.д.). Специфика решения вопроса о надежности и обоснованности данных. Проблема репрезентативности. Соотношения количественного и качественного анализов в социально-психологическом исследовании.

Методы исследований в социальной психологии. Исследовательские методы (эксперимент, наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, шкалы). Методы обработки данных (корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др.). Качественные методы исследования: индивидуальные (глубинное фокусированное интервью) и групповые (групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйисторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы). Валидность, достоверность и надежность качественных данных. Методы воздействия (социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование).



Раздел II. Социальная психология общения
Тема 4.Феноменология общения

Феноменология общения: определение, структура, функции, стили, типы, виды и средства. Методы исследования общения. Диагностика особенностей общения. Особенности сбора информации в процессе общения. Особенности современного состояния психологии общения в России. Круг основных проблем. Социально-психологическая специфика общения. Связь общения и межличностных отношений. Общение как средство реализации общественных и межличностных отношений.

Проблема процесса общения. Варианты описания процесса общения. Процесс общения в рамках “коммуникативного системного процесса” (Г. Бейтсон). Процесс общения по В.Н. Недашковскому: циклы и стадии общения. Цикличность процесса общения.

Эффективное общение как одна из основных прикладных проблем социальной психологии. Варианты эффективного общения в психологии: фасилитирующее общение, диалогическое общение, компетентное общение. Феноменология компетентности: определение и виды. Представление о компетентном общении. Позиция Л.А. Петровской. Возрастной и личностный контекст (ценностно-смысловые отношения личности, доверие личности другим людям; её когнитивные особенности (полезависимость-поленезависимость); отношение к себе, уверенность, особенности проявления эгоцентризма в процессе общения, уверенность в себе и др.) проблем общения. Психологическая модель субъекта затрудненного общения (В.А. Лабунская). Техники общения, разные виды тренингов, методики социореабилитации и другие приемы помощи человеку в обеспечении его компетентных коммуникативных связей с действительностью (Ф.Е. Василюк, Н.Л. Карпова, А.Ф. Копьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Г.И. Марасанов, А.Ю. Панасюк, Л.А. Петровская, А.П. Ситников, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Т.А. Яценко и др.).


Тема 5.Теоретико-методологические основы социальной психологии общения

Методологические основы социально-психологического подхода к общению. Методологическая идея единства общения и деятельности. Разнообразие взглядов на связь общения и деятельности (Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Я. Яноушек). Связь общения и совместной деятельности. Кооперативное и конфликтное взаимодействие. Представление о совместной деятельности, её отличие от индивидуальной деятельности и признаки (по А.Л. Журавлеву). Стратегии поведения участников совместной деятельности по отношению к партнерам. Социально-психологические типы взаимодействия. Методологический принцип Б. Ф. Ломова: общение как субъект-субъектное взаимодействие. Идея взаимоосуществления в межличностном общении (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, А.Б. Орлов, И.С. Якиманская и др.). Общение как среда для саморазвития личности. Соотношение понятий общение и личность. Личность как субъект общения. Взаимоосуществление в концепции персонализации (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Содействие (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, А.С. Чернышёв) и противодействие (А.Н. Поддьяков) как основа взаимоосуществления.

Подходы к изучению общения в западной социальной психологии. Информационный подход. Первое направление. Модель К. Шеннона и В. Вивера. Второе направление. Исследования И. Гофмана. Интеракциональный подход. Лингвистическая модель (Р. Бёдвистел). Модель социального навыка (М. Аргайл, А. Кендон). Равновесная модель (М. Аргайл, Дж. Дин). Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен). Системная модель (А. Кендон). Реляционный подход (Р. Бёдвистел, Г. Бэйтсон).

Подходы к изучению общения в отечественной социальной психологии. Становление психологической теории общения в отечественной психологии: идеи В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина. Проблема общения в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева.


Тема 6.Общение как коммуникация, интеракция и перцепция

Психологические компоненты коммуникативной стороны общения. Прямые и обратные связи. Проблема когнитивной репрезентации партнера. Вербальные и невербальные коммуникации. Структура процесса обмена информацией. Когнитивные компоненты общения. Недопустимость механического применения информационного подхода для анализа коммуникативной стороны общения. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Аксиальная и ретиальная коммуникация: способы организации текста. Использование различных знаковых систем: виды коммуникации. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Состояние социальной психологии невербального общения. Взгляд В.А. Лабунской, В.П. Морозова. Основные средства невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса): хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития (Л.А. Петровская, В.Н. Куницына).

Интерактивная сторона общения - общение как обмен действиями. Проблема взаимодействия в социальной психологии. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Различные способы описания структуры взаимодействия. Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как условие эффективного взаимодействия. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия, продуктивная конкуренция. Конфликт как один из видов социального взаимодействия. Феноменология конфликта: определение, признаки, виды, структурные элементы, динамика. Специфика конфликтного взаимодействия. Конструктивное поведение в условиях конфликтного взаимодействия. Идея продуктивного взаимодействия по М. Винеру и К Рею.

Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей. Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер) и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия. Проблема понимания в психологии межличностного познания. Проблема понимания в работах В.В. Знакова. Познание человека человеком как научная проблема по А.А. Бодалеву. Модели процессов социальной перцепции (С. Аш, Дж. Вишнер, Ф. Верной, П. Варр и К. Кнаппер, А.А. Кроник, Ю.М.Жуков). Когнитивная децентрация в восприятии, мышлении, воображении. Атрибутивные процессы в общении. Теоретические концепции: Ф.Хайдер, Джоунс и Девис, Келли, Д.Бем, Х.Хекхаузен и др. Ошибки атрибуции. Эффекты первого впечатления, систематические ошибки социального восприятия. Стереотипизация как механизм восприятия.


Раздел III. Социальная психология группы
Тема 7. Групповая проблематика в социальной психологии

Виды групп в социальной психологии. Множественность параметров для классификации групп. Реальные и условные группы. Большие и малые группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологические проблемы исследования психологии больших групп. Виды больших социальных групп. Организованные и неорганизованные большие группы. Представление о массовидных явлениях, их рациональный и иррациональный характер.

Проблема малой группы в социальной психологии. Причины превращения малой группы в центральный феномен социальной психологии. Основные направления исследования малых групп в западной социальной психологии. Представления о интеракции и коакции, эффектах социальной фасилитации и ингибиции. Особенности исследования малых групп отечественными психологами.
Тема 8. Малая группа как социально-психологический феномен

Основные статические характеристики малой группы. Представление о композиции и границах группы. Дискуссия о границах группы: взгляды отечественных и западных психологов относительно нижнего и верхнего предела малой группы. Структура группы. Социометрическая (Дж. Морено) и коммуникативная структура группы. Структура взаимоотношений: неофициальные, официальные, деловые, референтные, личные и лидерские взаимоотношения в группе.

Положение личности в группе. Регуляция поведения личности и её оценка в группе: представление о групповых нормах, ценностях и санкциях. Позиция, статус, роль. Принятие роли (коммуникация, замещающая идентификация с другим человеком и проекция на него своих собственных тенденций поведения). Характеристика межличностной и социальной роли. Социальная роль как общественно необходимый вид социальной деятельности, как способ поведения личности в системе общественных отношений, придающий им личностную окраску. Единство социализации и индивидуализации в освоении ролей. Ролевые механизмы функционирования группы. Основные концепции в ролевой теории: интеракционистские, необихевиористские, функционалистские. Методы описания ролевой групповой структуры. Ролевые ожидания. Ролевые конфликты.

Проблема групповой динамики в социальной психологии. Понимание групповой динамики в отечественной социальной психологии. Идея развития группы в отечественной психологии как отражение идеи групповой динамики. Проблема развития группы в психологической теории коллектива – модель деятельностного опосредствования (А.В. Петровский). Основные этапы изучения коллектива в истории отечественной науки (А.С. Макаренко) Методологическое значение идеи развития группы: уровень развития группы как основа классификации малых групп (А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Развитие как прохождение через ряд качественных стадий. Отличие подходов отечественных психологов к анализу развития группы от подходов в зарубежной психологии. ( В. Беннис, Г. Шепард, Р. Морленд, Дж. Ливайн). Совместная деятельность как интегратор группового развития. Стадии и уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития группы. Методики измерения уровня развития группы.

Динамические процессы в малой группе. Механизмы образования малых групп. Условия вступления индивида в группу. Групповые нормы. Место и функции норм в системе социально-психологических явлений. Структура нормы. Разновидности норм. Способы формирования групповых норм. Социально-психологические исследования норм в теориях Э. Мейо. К. Шериф, М.И. Бобнева и др. Нормы и проблема конформизма. Нормы и дисциплина группы. Механизмы усвоения норм: подражание поведению, групповое наказание, групповое поощрение, индивидуальное усилие члена группы, направленное на овладение нормой. Типы отклонения от групповой нормы - девиантное поведение.

Анализ процессов групповой динамики: сплочение, лидерство, принятие групповых решений, групповое давление, конфликты.

Групповая сплоченность. Традиции изучения психологической совместимости, сработанности, сплоченности в истории социальной психологии: сплоченность как результата привлекательности группы для индивида (социометрический индексы, подход Л. Фестингера и Т. Ньюкома). Введение идеи деятельностного опосредования групповой активности (А.И. Донцов). Уровни межличностной совместимости (Н.Н. Обозов). Механизмы формирования групповой сплоченности и психологической совместимости в группе. Методы исследования групповой сплоченности.

Групповые решения. Основные факторы, влияющие на механизмы формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К.Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Групповые конфликты и механизмы принятия решений. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группомыслия» (И. Джанис). Групповые решения как групподинамический процесс. Практическое значение исследований принятия групповых решений.

Феномен группового давления. Различная интерпретация понятий «конформизм», «конформность» и «конформное поведение». Теоретический подход и экспериментальное исследование конформизма в западной социальной психологии. Анализ экспериментов С.Аша и его последователей по изучению конформизма в лабораторных условиях. Исследование феномена группового давления в советской и постсоветской социальной психологии. Соотношение понятий «конформность» и «внушаемость». Конформное и неконформное поведение. Значение исследований феномена группового давления для оптимизации деятельности группы.

Лидерство. Дифференциация понятий «лидер», «руководитель», «менеджер», «лидерство» и «руководство», «менеджмент». Соотношение руководства и лидерства как двух разновидностей управления. Различные теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и современной социальной психологии на Западе. Изучение К.Левина - о стилях лидерства. Исследования Р. Бейлза и Д. Слейтона о двух типах лидеров. Классификация лидерских ролей. Решетка менеджмента (Блейк, Моутон). Концепция лидерства Фидлера. Методика выявления лидеров в малых группах. Метод социометрии. Возможности и ограничения социометрической методики. Другие методы выявления потенциальных и фактических лидеров. Практическое значение исследований лидерства в теоретическом и прикладном плане. Стили лидерства и руководства. Влияние стиля лидера на сплоченность группы. Основные направления теоретических и прикладных исследований лидерства в отечественной социальной психологии. Идея о множественности лидеров в группе (Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин). Позиция “расширенного лидерства” (А.С. Чернышёв). Зависимость процесса лидерства от уровня группового развития (Л.И. Уманский, А.В. Петровский, А.С. Морозова, М.И. Фролова, В.А. Зозуль). Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Р.Л. Кричевский).

Социально-психологические аспекты конфликтов в группе. Определение и признаки внутригруппового конфликта. Последствия внутригрупповых конфликтов: конструктивный и деструктивный аспект. Виды конфликтов в группе и их причины: конфликты, связанные с изменением групповых норм, конфликты, связанные со структурными и статусно-ролевыми изменениями, конфликты, связанные с противоречиями между отдельными субъектами группы. Основные подходы к проблеме внутригруппового конфликта. Позитивные функции внутригрупповых конфликтов по Л. Козеру. Основные факторы возникновения конфликтов в малой группе по К. Левину. Зависимость внутригрупповой ситуации от характера взаимосвязей между членами группы по М. Дойчу. Противоречия как основа существования и развития социального целого в работах отечественных психологов.


Тема 9. Межличностные отношения в группе

Проблема межличностных отношений в социальной психологии. Соотношение понятий отношения и взаимоотношения, межличностные и общественные отношения. Содержание и структура межличностных отношений. Структура интерперсональных отношений по Н.Н. Обозову: характеристика когнитивного (гностический, информационный), аффективного и поведенческого (практический, регулятивный) элемента. Параметры, задающие содержание межличностных отношений. Особенности построений межличностных отношений: по “вертикали” (между руководителем и подчиненным и наоборот) и по “горизонтали” (между лицами, занимающими одинаковый статус). Характеристика базовых понятий психологии межличностных отношений. Представление о социальной и психологической дистанции. Межличностная совместимость. Соотношение понятий межличностная привлекательность, эмоциональная привлекательность и аттракция. Представление о притяжении и отталкивании (негации). Примитивные межличностные реакции и их предпосылки (А. Добрович). Процесс формирования межперсональных отношений. Динамика межличностных отношений. Этапы (стадии) межличностных отношений во временном континууме: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений. Представление о зрелых межличностных отношениях. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Механизмы формирования межличностных отношений. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. Условия развития межличностных отношений. Диагностика межличностных отношений. Возможности диагностики отношения к другому человеку.

Межличностный конфликт в социальной психологии. Феноменология межличностного конфликта. Основные подходы к проблеме межличностных конфликтов. Психоаналитический и ситуационный подход. Первые теоретические описания и экспериментальные исследования межличностных конфликтов в работах К. Левина. Межличностные конфликты и межличностные отношения: взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты, односторонне положительно-отрицательные и односторонне противоречиво- положительные конфликты, взаимнопротиворечивые и безразличные конфликты. Уровни развития межличностных конфликтов: конфронтация, ссора, скандал. Причины межличностных конфликтов (Н.В. Гришина, В. Линкольн и др.). Проявления обострения и ослабления межличностных противоречий. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения. Управление межличностными конфликтами. Техники, ослабляющие напряжение в межличностных контактах.

Поведение человека в условиях конфликтного взаимодействия. Основные модели поведения человека: конструктивная, деструктивная, конформистская. Анализ конфликтного поведения в концепции К. Томаса - Р. Килменна. Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Трехмерная модель поведения человека в ситуации конфликта и её измерения по В.А. Хащенко. Типы поведения личности в конфликте. Основания выбора стратегии. Особенности ценностно-смысловых образований человека, личностные качества, особенности социального развития и культуры, возрастные, гендерные и характерологические особенности.

Техника разрешения конфликтов. Конфликтологическая и психологическая практика разрешения конфликтов. Сущность насилия, разъединения и примирения. Переговоры. Условия для успешного проведения переговоров. Переговоры в конфликтной ситуации. Стили ведения переговоров: жесткий, мягкий, торговый и сотруднический. Достоинства, недостатки и ситуации эффективного применения стилей. Формы разрешения конфликта при триадном взаимодействии: суд, арбитраж, медиация. Их принципы и функции. Психологическое посредничество.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
1. Научная специфика социальной психологии
372.16kb.
Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии
34.64kb.
Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании. Часть Концептуальные и прикладные основы социальной психологии
32.06kb.
Специфика подготовки социальных работников в швейцарии
95.71kb.
Психология массовой коммуникации
25.23kb.
Aude планы практических (семинарских) занятий по психологии для лечебного факультета. Занятие 1
118.62kb.
Социальной и консультативной психологии
363.13kb.
Книга Стенли Милграма «Эксперимент в социальной психологии»
54.24kb.
Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
7152.63kb.
Исследовательская работа студентов на кафедре социальной, специальной педагогики и психологии
46.19kb.
Программа дисциплины История немецкой классической философии для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра
185.06kb.
Охлос от эсхила до аристотеля: история слова в контексте истории афинской демократии
343.54kb.