grandov.ru страница 1
скачать файл

21 февраля МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА


Автор-составитель: Прилуцкая С.В.




«… языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками». 

К. Мацуура,

Генеральный директор ЮНЕСКО
Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный на 30-ой Генеральной конференцией ЮНЕСКО  в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. 21 февраля было выбрано потому, что в этот день 1952 года погибли пять студентов, которые боролись за придание языку бангла статуса государственного в Пакистане (восточная часть которого позднее стала независимым государством Бангладеш). Генеральная Ассамблея ООН  поддержала решение (Резолюция № Α/RES/56/262) и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН  способствовать защите и сохранению всех языков народов мира. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, сближает с заложенной в нем культурой. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages), а 2010 Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures). Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и укрепляют солидарность основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
С позиции функциональной типологии язык как коммуникативное средство, рассматривается сквозь призму его социальных функций и сфер употребления. Социолингвистические параметры отдельного языка определяются объемом и структурой коммуникации, осуществляемой на этом языке. Объем и структура зависят от количества людей, говорящих на данном языке; количества этносов, говорящих на нем; количества стран, в которых используется данный язык; состава общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык. Объем коммуникации распределен между языками неравномерно. По данным университета Сиэтла на 13 самых распространенных в мире языках говорит примерно 75 % населения Земли. К этим языкам относятся: китайский, английский, язык хинди, испанский, русский, арабский, бенгальский, португальский, малайско-индонезийский, японский, французский, немецкий, урду. По объему коммуникации первенствует английский язык. В зависимости от функций языков в межгосударственном и межэтническом общении выделяют пять рангов языков:

  • мировые языки (межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский);

  • международные языки (широко используются в международном и межэтническом общении, имеют статус официального языка в одном или ряде государств, но не являются языком ООН) обладают следующими признаками:

1) большое количество людей считает этот язык родным;

2) среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество  людей, владеющих им как иностранным или вторым языком;

3) на этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах;

4) во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный;

5) язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах (в XVI-XVII вв. как международный язык использовался испанский, в начале XVIII  в.  –  французский,  в  XIX  в.  – немецкий,  в  XX  в. английский язык утвердился как важнейший международный язык).

  • государственный язык или официальный язык (имеет юридический статус государственного языка в одной стране, причем страна может быть и многонациональной);

  • региональные языки или «языки меньшинств» (традиционно используются на территории государства гражданами данного государства, образующими группу, меньшую в численном отношении, чем остальное население страны; отличные от официального языка этого государства; термин не распространяется на диалекты основного языка и на язык иммигрантов).

  • местные языки (бесписьменные языки, используются в устном, неофициальном общении полиэтнических групп, полиэтнических социумов).


Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тыс. языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей (находятся на грани исчезновения). Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. На половине современных языков разговаривают менее 10 тыс. человек, а каждый четвертый язык имеет менее 1 тыс. носителей. На 96 % языков говорит только 4 % населения. 80 % африканских языков не имеют письменности. Ежегодно вымирает десяток языков, и эта тенденция будет усиливаться в будущем. Каждый месяц исчезают два языка. В связи с этим выделяется классификация языков по «жизнестойкости»:

    • здоровые языки (на них говорят дети; языки способны к воспроизводству или даже расширению своего социального статуса, сферы действия, численности носителей; они жизнеспособны: функционируют и развиваются нормально) – русский;

    • больные языки (на которых не говорят дети; находятся в той или иной стадии деградации: сужается их социальный статус, уменьшается число носителей, в особенности тех, для кого этот язык является родным) – белорусский;

    • исчезающие языки (имеют несколько десятков, реже сотен, носителей пожилого возраста, со смертью которых язык однозначно вымрет) маньчжурский, ряд кавказских языков;

3,5 тыс. малых языков являются родными всего лишь для 0,2 % жителей планеты. Малые языки вытесняются и поглощаются языками-гигантами (английским, китайским и русским). Ученые назвали пять «горячих точек», где языкам грозит вымирание: север Австралии, Центральная Америка, юго-запад США, Британская Колумбия и Восточная Сибирь.

  • мертвые  языки (не  имеющие живых носителей) шумерский, латинский;

  • возрожденные языки (процесс возрождения становится успешным в случае, если когда народ ведет национально-освободительную борьбу  и  язык  становится в  глазах  многих  символом независимости) чешский, валлийский, иврит.


В Республике Беларусь государственными языками являются белорусский и  русский языки. Конституция страны дает каждому гражданину нашей страны право пользоваться родным языком и выбирать язык общения. По переписи 2009 года (данные Национального статистического комитета РБ) 60 % населения назвали язык своей национальности родным, но говорящих на нем дома составило 30 %, из них белорусов 26 %. Белорусский язык назвали родным 5 058 тыс. человек или более половины жителей нашей страны. В качестве разговорного белорусский язык употребляет 23 % населения. Вместе с тем большая часть населения нашего государства (70 %) предпочитают общаться на русском языке, на котором разговаривают 96 % русских, 88 % украинцев, 70 % белорусов, 51 % поляков.

По информации Белстата, в этом году на белорусском языке воспитатели общаются с 12 % дошкольников, изучают все предметы 18 % школьников страны. В учреждениях среднего специального образования на русском и белорусском языках обучается 14 % учащихся, а в вузах – 37 % студентов, а на белорусском языке – лишь около 1 % и 0,9 % соответственно. В 2010 году в республике выпущено более 43 млн. книг и брошюр, из них около 9 % – на белорусском языке. Журналы и другие периодические издания, издаваемые на белорусском языке, составили 16 %, а газеты на белорусском языке – 26 % от их общего числа.

Шануйце i беражыце родную мову!
Источники: http://redday.ru; http://www.belta.by/ru/dose_menu/holidays; www.prof-press.by/belarus/news
скачать файл



Смотрите также:
Об основных мероприятиях, посвященных Международному Дню
89.1kb.
21 февраля – международный день родного языка
57.48kb.
Международный женский день (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир оон) отмечается 8 марта
26.58kb.
21 февраля в нашей школе прошли мероприятия посвященные Международному дню родного языка. Учителя родных языков провели открытые уроки, внеклассные мероприятия
14.73kb.
Сентябрь 1 День знаний 8 Международный день распространения грамотности 9 Всемирный день красоты 26 Европейский день языков (День учителя иностранных языков) 27 День воспитателя и всех дошкольных ра­ботников Октябрь
24.65kb.
На Кубани сегодня, 1 декабря, школьникам и студентам расскажут о вич-инфекции и спиде
7.74kb.
Международный день детской книги
67.85kb.
«Библиотечный калейдоскоп» 4-5 стр выпуске
256.1kb.
№157 от 26 марта 1998 г. 23 февраля 2014 года
52.17kb.
Календарь дат на 2013/2014 уч
228.02kb.
Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд
13.91kb.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника
84.78kb.