grandov.ru страница 1
скачать файл
Темы курсовых работ

на 2011-2012 учебный год

доцент А.И.Зыкин
1 курс

1. Кубик Рубика. Требуется описать группу вращений и допустимые положения кубика. Задача представляет собой конкретное введение в элементарную теорию групп.

W. D. Joyner "Mathematics of the Rubik's cube"

J. Chen "Group Theory and the Rubik's Cube"


2. Задача об оригами или что можно получить складыванием бумаги. Все хорошо знают, что при построениях с помощью циркуля и линейки можно получить те и только те точки, что лежат в расширениях поля Q степени 2^n. С помощью складывания бумаги можно получать гораздо более общие алгебраические числа.

R. C. Alperin "A Mathematical Theory of Origami Constructions and Numbers"

R. C. Alperin "One-, Two-, and Multi-Fold origami axioms"

R. J. Lang "Origami and Geometric Constructions"


1-2 курс
3. Почему интегралы не берутся. Теорема Лиувилля дает ответ на классический и очень естественный вопрос о том, какие функции интегрируются в элементарных, а какие нет.

А. Г. Хованский “Топологическая теория Галуа”


1-3 курс

4. Графы расширители и модулярные формы. Графы расширители – это «очень связные» графы со сравнительно небольшим числом ребер. Они оказываются полезными как в практических задачах теории информации и теории кодирования, так и в теоретических вопросах. Имеются удивительные конструкции графов расширителей с использованием таких, казалось бы, абстрактных математических объектов как модулярные формы.

П. Сарнак "Модулярные формы и их приложения"
5. Число классов идеалов квадратичных полей - арифметика, алгебра, анализ. Число классов идеалов квадратичных полей возникает в самых разных задачах: при классификации квадратичных форм с данным дискриминантом, в задачах о решетках на плоскости, в задаче об описании модулей над кольцом целых квадратичного поля и т.д. Удивительным образом для этого числа имеется интерпретация в терминах значения некоторой аналитической функции – дзета-функции Дедекинда. Подобная связь – один из теоретико-числовых фактов, ведущих к очень глубоким теоремам и гипотезам.

З. И. Боревич, И. Р. Шафаревич "Теория чисел"


6. Квадратичный, кубический и биквадратичный законы взаимности. Простые числа вида x^2+ny^2. Попытка ответить на несложный по формулировке вопрос о характеризации простых чисел вида x^2+ny^2 приводит к различным законам взаимности, а полный ответ на него требует всей мощи теории полей классов.

К. Айерленд, М. Роузен "Классическое введение в современную теорию чисел"

D. A. Cox "Primes of the form x^2+ny^2"
2-3 курс
7. Почему эллиптические интегралы не берутся. Ответ на вопрос о том, почему интегралы от квадратных корней из кубических многочленов (эллиптические интегралы) не берутся, невозможен без понимания теории римановых поверхностей, раздела, играющего исключительно важную роль в математике.

А. Г. Хованский “Топологическая теория Галуа”


8. Разрешимость линейных дифференциальных уравнений в квадратурах. Теорема Пикара-Вессио даёт ответ на вопрос о разрешимости дифференциальных уравнений в квадратурах. Это аналог обычной теории Галуа для дифференциальных уравнений.

А. Г. Хованский “Топологическая теория Галуа”

И. Капланский “Введение в дифференциальную алгебру”
9. Дзета-функции групп. Во многих разделах математики (в особенности в арифметической геометрии и теории чисел) применение дзета-функций приводит к замечательным результатам. Теория групп не является исключением.

M. de Sautoy “Zeta functions of groups: The quest for order versus the flight from ennui”


10. Рациональность дзета-функций проективных и аффинных алгебраических многообразий. Гипотезы Вейля о дзета-функциях многообразий (рациональность, абсолютная величина нулей и полюсов и т.п.) играли ключевую роль в формировании алгебраической геометрии. Теорема Дворка дала ответ на часть этих гипотез о рациональности дзета-функций.

Н. Коблиц "p-адический анализ, p-адические числа и дзета-функции"


11. Уравнение Каталана и теорема Михайлеску. Гипотеза Каталана о том, что все решения уравнения x^p-y^q=1 исчерпываются 3^2-2^3=1 была доказана лишь в 2002 году П. Михайлеску. Доказательство использует красивые методы из теории круговых полей.­­

R. Schoof "Catalan's conjecture"

J. Daems "A cyclotomic proof of Catalan's conjecture"

Y. F. Bilu "Catalan's conjecture"



M. Mischler "La conjecture de Catalan"
скачать файл



Смотрите также:
А. И. Зыкин 1 курс Кубик Рубика. Требуется описать группу вращений и допустимые положения кубика. Задача
27.84kb.
Методические указания к курсу «Элементы дискретной математики и биоинформатики»
384.78kb.
Пояснительная записка Основные положения
249.1kb.
Задача ма розкласти в ряд Тейлора функцію до члена X Задача ма 3
24.91kb.
Инструкция по эксплуатации содержание Инсталляция сейсмометра. 2 I. Комплектаци
56.43kb.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны
425.75kb.
Практикум по электроразведке (5 курс) Одномерная прямая задача мтз практическое задание
199.67kb.
Добровольчество = профессионализм Задача
26.68kb.
Для понимания современного положения музеев в той или иной стране необходимо некоторое представление об их истории. При подготовке этой статьи мы обратились к монографии Т. П
153.69kb.
Начальный курс математики курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы
104.31kb.
Алгоритм и программная реализация адаптивного метода обучения искусственных нейронных сетей
50.32kb.
2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи
131.72kb.