grandov.ru страница 1
скачать файл
Способы изучения коллектива и личности
А. Кочетова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой психологии и педагогики Сочинского филиала РГИУ им. А-И. Герцена.

Школьные эксперименты при всем их многообразии разворачиваются в основном в трех направлениях:


определение нового содержания образования, разработка новых технологий обучения и воспитания, целостное изменение воспитывающей и развивающей среды. Причем в любом из направлений первостепенное, концептуальное значение придается вопросам развития личности и школьного коллектива, таким, как проблема ценностей, ориентации, мотивов, потребностей. Большинство исследователей сталкиваются с проблемой изменения всех этих феноменов, многим представляется даже кощунственной сама постановка вопроса об измерении чего бы то ни было во внутреннем духовном мире личности. Тем не менее, в отечественной науке накоплен некоторый опыт изучения нравственной воспитанности, существуют и продолжают создаваться соответствующие методики. Принципиальное наше положение заключается в том, что цель воспитания и образования должна быть диагностична, иначе она не имеет права существовать. Личностное же развитие, понимаемое не только как развитие природных задатков, приобретение знаний и опыта в различных видах деятельности, но и как развитие нравственного, духовного мира личности, сегодня признается важнейшей целью образования и воспитания во всем мире. Значит, задача сводится к поиску достаточно достоверных и корректных способов, позволяющих судить о том, насколько меняется мир личности и мир школы.

Мы предлагаем апробированные в ряде петербургских и сочинских школ конкретные методики. В их разработке принимали участие ученые РГПУ им. А. И. Герцена, кандидаты педагогических наук Е. С. Заир-Бек и Е. И. Казакова.

Две методики

Представленная диагностическая система состоит из двух обобщенных сквозных методик, которые могут использоваться на различных этапах экспериментальной работы. По мере необходимости, в соответствии с конкретной проблематикой школьного эксперимента, эти две, периодически повторяющиеся в различных вариациях методики, дополняются более частными и конкретными способами изучения коллектива и личности.

Мы исходим из того, что субъективным отражением успешности какой-либо деятельности является состояние удовлетворенности ее участников, что одновременно может служить и стимулом дальнейшего развития.

В психологии четко прослеживается следующая логическая причинно-следственная цепочка связей: "успех - удовлетворенность - положительная мотивация -активность - личностное развитие". При этом необходимо помнить, что самым важным системо-обраэующим элементом любой социальной системы, в том числе личности, коллектива, культуры школы, является целевой блок, включающий в себя ценностные ориентации, мотивы, жизненные перспективы. Точнее всего это определяется термином "направленность".

Выделяют различные виды направленности: неопределившаяся, групповая, эгоистическая, асоциальная и др. У конкретной личности или коллектива (группы) может быть сочетание нескольких видов, выраженных с разной интенсивностью. Обогащение положительными мотивами и целями и усиление направленности может служить критерием успешности развития личности или группы.

Из всех известных видов направленности мы считаем наиболее ценным гармоническое сочетание трех ее видов:

1) ИНДИВИДУАЛЬНОЙ - на саморазвитие и самосовершенствование личности;

2) КОЛЛЕКТИВНОЙ - на общие интересы коллектива, общественные (общечеловеческие) ценности и гуманные межличностные отношения;

3) ДЕЛОВОЙ - на общую деятельность, подразумевающую личную, коллективную и общественную пользу.

Вчера, сегодня, завтра

Первая из обобщенных методик под условным названием "ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" носит словесный характер. Учащимся, педагогам, в некоторых случаях и родителям, предлагают в письменной форме (лучше анонимно) ответить на следующий вопрос: "Назовите самые значительные события в Вашем прошлом, настоящем и будущем". При этом жизненные сферы и временные рамки могут быть ограничены, например: "... в жизни вашего класса ", "... в этом учебном году, четверти, месяце" и. т. д. Интересно также проследить результаты данной методики в самом общем ее варианте, не ограниченном временем и сферами жизнедеятельности (это имеет смысл проводить раз в 2-3 года). Из ответов выявляются личностные ценности, интересы, мотивы, достижения, жизненные перспективы. Статистическая обработка позволяет судить о коллективных ценностях, мотивах, целях и успехах. Данная методика дает очень много материала для изучения культуры школы. Дети и педагоги акцентируют свое внимание на положительном и отрицательном. Из ответов выясняется, ценят ли они только академические достижения, ограничивают ли свою жизнь рамками школы, работы, учебы; как далеко вперед планируют свою жизнь, чего ждут от нее; ориентированы ли они только на личные достижения или больше ценят общие успехи коллектива и. т. д.

В целом о положительной динамике развития личности и успешности экспериментальной работы можно судить по следующим критериям: расширение временных границ, пространства (сфер) жизнедеятельности; избирательное внимание к положительному, успехам и достижениям, эмоциональная включенность в проблемы других людей, коллектива; уровень целей, ожиданий, жизненных перспектив.

Сигналы "эллипса"

Вторая диагностическая методика - графического характера. Она носит условное название "ЭЛЛИПС", хотя получаемая в результате кривая, эллипсом не является, скорее речь должна идти о некоторой трехмерной форме, стереоскопической модели, позволяющей зримо представить некоторые очень важные соотношения.

При ее проведении учащимся, педагогам или родителям предлагают оценить степень их удовлетворенности собой, школьным коллективом и общей деятельностью школы или класса, поставив соответствующие точки по десятибалльной шкале на трех разнонаправленных осях.

Для различных категорий опрашиваемых вводная объяснительная часть методики должна быть различной. Первоначальное удобнее ставить вопрос более конкретно, например: "Насколько ты доволен собой, своим участием в этом деле (ярмарке, празднике, предметной неделе и т.д.), как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы работали «месте, справедливо ли относились друг к другу; насколько важным, полезным, красивым было то дело, которым мы занимались?"

Самые интересные результаты эта методика дает когда ее используют в обобщенном варианте, без указания конкретных событий и дел. То есть, она может быть использована как для диагностики конкретных фактов школьной жизнедеятельности, так и для определения стратегического движения педагогического коллектива, и это, несомненно, обретает неоценимое значение при принятии важных управленческих решений.

Наибольший интерес представляет соотношение между тремя различными оценками и обшей степени удовлетворенности, ее рост или снижение. Если возникает рассогласование в сторону заключения "Я", то это сигнал к тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направленность образовательно-воспитательного процесса, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую.

Если гипертрофирована оценка "МЫ", то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индивидуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки "ДЕЛО" сигнализирует об опасности формализма и ослаблении демократических и гуманистических основ деятельности школьного коллектива. В целом необходимо стремиться к определенной согласованности (речь идет не о равенстве!) по всем трем позициям и к общему увеличению "эллипса" - то есть к росту общей удовлетворенности всех участников педагогического процесса.

Естественно, что обработка результатов предполагает вычисление средних значений по классу, возрастным группам, различным категориям учителей, учащихся, в целом по школе.

Несомненное достоинство данной методики - в ее простоте и доступности: проведение и обработка не требуют много времени, специальных бланков и оборудования. Преимуществом "Эллипса" является также высокая степень объективности. Наконец, "Эллипс" может быть использован как для экспресс-диагностики конкретных дел и событий, так и для общей оценки успешности школьных экспериментов во всем их многообразии.

* * *

Предлагаемые нами методики в сочетании с другими, более частными и узкими, позволяют на долговременной основе судить о динамике наиболее важных результатов любой образовательной и воспитательной работы и оперативно реагировать на возможные негативные тенденции, внося необходимые коррективы и принимая обоснованные управленческие решения.

© Журнал «Директор школы», №5, 1994
скачать файл



Смотрите также:
А. Кочетова, кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии и педагогики Сочинского филиала ргиу им. А-и
60.27kb.
Нормативный идеал (норма-идеал), идеалообразующая ценность, объект, предмет, объективное значение, субъективное значение, смысл, истина, правда
8.81kb.
Нижнева Н. Н., Артеменко Л. А.,Василевская В. Л
49.56kb.
Семинар кафедры клинической психологии
460.08kb.
Г. С. А. Корнилов*, Т. В. Корнилова Аспирант, психолог кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии мгу имени М. В. Ломоносова, Москва
38.08kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь
264.9kb.
Кандидат педагогических наук Данг Нгок Дык
29.16kb.
Программа подготовлена кандидатом педагогических наук Т. А. Протченко и кандидатом педагогических наук Ю. А. Семеновым
51.17kb.
В настоящей статье рассматривается языковая личность экономиста и ее отображение в современном экономическом дискурсе фрг
96.27kb.
Зав каф. Правовых дисциплин д с. н., профессор Шевченко А. М; Зав каф. Общегуманитарных дисциплин заведующий кафедрой к ф. н
50.83kb.
Рассмотрены эпидемиология и причины деформации, обсуждены вопросы рентгенологической терминологии, приведены примеры различных классификаций и предложена собственная
120.96kb.
Понятие "освобождение от уголовной ответственности" следует отличать от другого, похожего на него, "непривлечение к уголовной ответственности"
146.4kb.