grandov.ru страница 1страница 2
скачать файл
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на розничном рынке
автомобильного бензина и дизельного топлива
на территории Костромской области за 2011 г.



  1. Общие положения

Анализ розничного рынка нефтепродуктов на территории Костромской области проводился во исполнение поручения руководителя Костромского УФАС России от 13.03.2012 № 539.

Анализ товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов на территории Костромской области проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке реализации нефтепродуктов в Костромской области и установление субъектов, занимающих доминирующее положение на исследуемом товарном рынке, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

При анализе состояния конкуренции на розничном рынке автомобильного бензина и дизельного топлива в качестве исходной информации использовались сведения, представленные хозяйствующими субъектами, непосредственно осуществляющими реализацию на данном рынке.

Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон о защите конкуренции;

2. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее - Приказ № 220);

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее – Технический регламент № 118);

4. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартам и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введение в действие ОКВЭД»;

5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 31.03. 1982 № 1386);

6. Межгосударственный стандарт ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 29.09. 1977 № 2344)

7. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» (принят постановлением Госстандарта РФ от 9.12. 1997 № 404);

8. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 31.01. 2002 № 42-ст);

9. ТУ 38.001165-2003.





  1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Временной интервал исследования товарного рынка определен 2011 год.




  1. Продуктовые границы товарного рынка.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для ДВС.

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).

Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»). ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива:



  • дизельное топливо;

  • автомобильные бензины.


Дизельное топливо
В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке. Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.
Автомобильные бензины
В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97), АИ-98 (ГОСТ 2084-77), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95, Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины с точки зрения потребителя, является октановое число топлива, который является показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов и показывает содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:

- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;

- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5 - 88 по ММ, 91 - 98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК-029-2007 код 50.50 соответствует розничной торговле моторным топливом.

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Взаимозаменяемость оценивается, прежде всего, с позиций потребителя, а именно: возможности или целесообразности замены товаров один другим.

На АЗС осуществляется продажа автомобильного бензина и дизельного топлива в единичных (малых, ограниченных) количествах и преимущественно для личного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Соответственно данный вид торговли является розничной.

Для исследования товарного рынка, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках и различных рекомендаций в паспорте транспортного средства по использованию конкретных марок автомобильного бензина, окончательно были определены следующие продуктовые границы реализации нефтепродуктов:



  • розничная торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки А-76, АИ-80 (и их аналоги) - низкооктановые;

  • розничная торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-92, АИ-91, АИ-93 (и их аналоги) - высокооктановые;

  • розничная торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-95 (и его аналоги) - высокооктановые;

  • розничная торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-98 (и его аналоги) - высокооктановые;

  • розничная торговля моторным топливом (дизельным топливом) – летнее, зимнее.




  1. Географические границы товарного рынка.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Географические границы розничного рынка предварительно определены как административные границы муниципальных образований и городских округов, обусловленные экономической возможностью приобретения необходимых партий нефтепродуктов в пределах муниципального образования или городского округа. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.

Все представленные хозяйствующие субъекты в Приложении осуществляют свою деятельность на территории Костромской области.

Места розничной реализации нефтепродуктов территориально фиксированы. Основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на А3С являются организационно-транспортные  схемы приобретения нефтепродуктов потребителями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС.

Основным параметром при определении географических границ розничного рынка нефтепродуктов являлась экономическая возможность приобретения нефтепродуктов потребителями на автозаправочных станциях. А также анализ проводился с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры Костромской области, где определялась территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций.


Таким образом, географические границы розничного рынка нефтепродуктов определены как административные границы муниципальных образований и городских округов Костромской области.



  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В 2011 г. на территории Костромской области осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов 29 хозяйствующих субъекта.

Основные участники розничного рынка реализации нефтепродуктов представлены в Приложении.

ОАО «ТНК-Ярославль» входит в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг», которое в свою очередь является вертикально-интегрированной нефтяной компанией (далее – ВИНК).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 8.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, это создает для указанного хозяйствующего субъекта преимущества по сравнению с другими участниками рынка, а также дополнительные барьеры для входа на товарный рынок.

Остальные хозяйствующие субъекты, представленные на территории Костромской области, не входят в ВИНК и являются «независимыми».

Также в одну группу лиц входят:


  • ИП <…>, ООО «Слав-Трэйд», ИП <…>;

  • ООО «Тон-1», ООО «Тон-2»;

Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, ОАО «ТНК-Ярославль» владеет 6 нефтебазами, расположенными на территории Костромской области (две из них в настоящее время «законсервированы»).
6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
По представленным данным хозяйствующими субъектами, объем реализации розничного рынка нефтепродуктов на территории Костромской области в 2011 г. составил около 170 тыс. тонн, увеличение по сравнению с 2010 г. составило более чем 30 %.

Как показал анализ, доминирующее положение в реализации по всем группам нефтепродуктов на региональном рынке занимает ОАО «ТНК-Ярославль» (действующей на территории Костромской области с февраля 2010 г.), с общей долей более 70 %. Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, из 84 автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам на соответствующем товарном рынке, 40 АЗС принадлежит ОАО «ТНК-Ярославль» (47,6 % от всех АЗС расположенных на территории Костромской области). Хотя число автозаправочных станций, принадлежащих ОАО «ТНК-Ярославль» в 2011 г. сократилось.

Помимо ОАО «ТНК-Ярославль», из всех представленных хозяйствующих субъектов на территории Костромской области, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, наиболее крупной долей в целом обладают:


  • ООО «Электон-нефтегаз Кострома», с долей более 3 %;

  • ООО «РОССЕРВИС», с долей также более 3 %.

Хозяйствующие субъекты входящие в одну группу лиц такие как ИП <…>, ООО «Слав-Трэйд», ИП <…> обладают долей также более 3 %, а ООО «Тон-1», ООО «Тон-2» долей более 1 %.

Спрос на нефтепродукты в Костромской области зависит от сезона. Период наибольшего потребления автобензина и дизтоплива – третий квартал, период наименьшего потребления автобензина и дизтоплива – первый квартал года.

 В состав розничных покупателей (потребителей) нефтепродуктов входят: предприятия общественного транспорта, транспортные подразделения предприятий региона, учреждений, органов власти и местного самоуправления (ведомственный транспорт), юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие, как правило, единицей подвижного состава.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых (не более чем трех хозяйствующих субъектов), на соответствующем товарном рынке, превышает 50%.

Настоящим анализом географические границы определены как территория муниципальных образований и городских округов Костромской области. Соответственно доминирующее положение занимают следующие хозяйствующие субъекты в разрезе по муниципальным образованиям и городским округам Костромской области:




Муниципальный район/городской округ

АИ-80 (аналоги)

АИ-92 (аналоги)

АИ-95 (аналоги)

АИ-98 (аналоги)

ДТ (аналоги)

Антроповский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ООО «Специалист» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Буй

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Буйский муниципальный район




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %







Городской округ г. Волгореченск

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ООО «Электон-нефтегаз Кострома» - более 50 %

ООО «Электон-нефтегаз Кострома» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Вохомский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Галич

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Кадыйский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Кологривский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Кострома

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 40 %;

ООО «РОССЕРВИС» - более 9 %



ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Костромской муниципальный район

ИП <…> – более 50 %

ИП <…> – более 40 %; ООО «Электон-Нефтегаз-Кострома» - более 25 %

ООО «Электон-Нефтегаз-Кострома» - более 45 %; ИП <…> – более 35 %




ИП <…> - более 50 %

Красносельский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Макарьевский муниципальный район

ООО «MAKOIL» - более 50 %

ООО «MAKOIL» - более 50 %

ООО «MAKOIL» - более 50 %




ООО «MAKOIL» - более 50 %

Городской округ г. Мантурово

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Мантуровский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Межевской муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Муниципальный район г. Неи и Нейского района

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Муниципальный район г. Нерехта и Нерехтского района

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Октябрьский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %







ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Островский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Павинский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %







ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Парфеньевский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Поназыревский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Пыщугский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Солигаличский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %







ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Судиславский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Сусанинский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Чухломской муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Шарьинский муниципальный район

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Шарья

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %

ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %




ОАО «ТНК-Ярославль» - более 50 %
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на розничном рынке автомобильного бензина и дизельного топлива на территории Костромской области за 2011 г
338.42kb.
Российская федерация закон костромской области о бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории костромской области
119.88kb.
План-график выездных мероприятий, проводимых областными учреждениями отрасли «Культура» в муниципальных образованиях Костромской области в 1-м квартале 2011 года
530.07kb.
График дежурства адвокатов Адвокатской палаты Костромской области, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в помещении Общественной палаты Костромской области
83.55kb.
К письму департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
117.31kb.
Аналитический отчет
299.16kb.
Постановление От 12 февраля 2014 г №8 Об утверждения Порядка использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области
116.88kb.
Почетный гражданин костромской области
93.87kb.
Аналитический отчет
1774.2kb.
Информация по результатам контрольного мероприятия
108.19kb.
Тезисы доклада и о. Министра Н. С. Аюкаевой на заседании Правительства Ульяновской области 02. 2011г
79.39kb.
Характеристика территории вселения Хвойнинский муниципальный район
106.74kb.