grandov.ru страница 1
скачать файл

Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам


Цели:

  • совершенствовать известные данные, расширить их;

  • совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

  • активизировать и расширить словарный запас учащихся;

  • обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

  • воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

  • содействовать воспитанию конкурентно- способной личности;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Данные цели ставят перед нами следующие задачи:

  • раскрыть понятие - басня, как многозначное слово;

  • охарактеризовать структуру басен;

  • выявить особенности басен с точки зрения использования аллегории.

Тип урока - обобщение.

Форма урока - урок-презентация.

Метод урока - исследовательский.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • книги с баснями для выставки,

  • рисунки учащихся,

  • портрет баснописца,

  • критерии оценок для жюри (приложение № 4),

  • задания для учащихся (приложение № 2),

  • презентация (приложение № 1).

Предварительная подготовка - класс разделен на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини - проект, с презентацией.

  • 1 группа - "Творчество И.А.Крылова",

  • 2 группа - инсценировка басни "Ворона и лиса»,

Индивидуальная работа - написать сочинение по окончанию изучения темы: "Басни И.А.Крылова".

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.



II. Определение темы цели урока.

Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-презентация ваших мини-проектов. Посмотрите на доску, на выставку книг, на портрет, на ваши сборники и скажите, как можно назвать тему урока?

Да, тема урока: "Басни И.А.Крылова, как творческое наследие потомкам" (приложение № 1, слайд 1).

Сегодня у нас обобщающий урок по жизни и творчеству И.А.Крылова.



Цели урока:

  • совершенствовать известные знания, расширить их;

  • совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

  • активизировать и расширить словарный запас учащихся;

  • обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

  • воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

  • содействовать воспитанию конкурентно-способной личности (приложение №1, слайд 2).

III. Презентация мини-проектов.

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

А что же такое басня? (ответы детей)

Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова: (2 слайд определения):

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля) (приложение №1, слайд 3).

Пожалуйста вам слово. Мини-проект: "Творчество И.А.Крылова" подготовила Любина Алена.

Обратить внимание на выставку книг и сказать о том, что здесь басни, не только Крылова, но и других баснописцев. Кто такие баснописцы?



Творчество И.А. Крылова

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.

Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен (приложение №1, слайд 4,5).

А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории.

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

О жизни Эзопа расскажет Хлынцев Артем. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

Учитель

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие



Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь (приложение №1, слайд 6, 7, 8, 9).

IY. Закрепление изученного

На уроках мы с вами анализировали басни, назовите их особенности.

(ответы детей) (приложение №1, слайд 10).


  • интересный короткий занимательный сюжет;

  • мало описаний;

  • много диалогов;

  • героев обычно несколько;

  • главный герой выражает основную идею;

  • героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;

  • басни обычно пишутся в стихотворной форме;

  • используется прием иносказание;

  • в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;

  • высмеиваются человеческие пороки.

Посмотрите на слайд, прочитайте то, что вы не сказали. Что же высмеивают басни?

(ответы детей) (приложение №1, слайд 11).



  • лесть

  • ложь

  • глупость

  • лень

  • безнравственность

  • невежество

  • хвастовство

Чему учат басни? (ответы детей) (приложение №1, слайд 12).

  • дружбе

  • трудолюбию

  • усердию

  • честности

  • доброте

  • отзывчивости

  • благородству

  • благодарности

  • добывать знания

Дети готовили инсценировку басни «Ворона и лиса».

Но прежде чем их послушать, хочу предложить чтение басни актером, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения. Определите и скажите своими словами мораль басни (приложение №1, слайд 13).

Выступление 2 группы (приложение №1, слайд 14).

Теперь отгадаем кроссворды по басням Крылова (всем раздаю кроссворды).Отгадывают кроссворды.

С ребятами мы писали сочинения. Вот несколько из них я зачитаю (приложение №3).

Подведем итог в виде коллективного творческого дела, составим тест-вопросник по творчеству И.А.Крылова. Тест будет состоять из вопросов касающихся жизни, творчества, особенностей басни, ну из того, о чем мы говорили (дети задают вопросы) (приложение №1, слайд 15).

1. Что такое басня?

2. Кто первый начал писать басни?

3. Что такое иносказание?

4. Лучший баснописец России.

5. Назовите особенности басен (не меньше пяти).

6. Что высмеивают басни?

7. Назовите басни И.А. Крылова (не меньше пяти).

8. Что такое мораль басни?

9. Назовите "крылатые" слова из басен.

10. Прочитай наизусть одну басню.

Найдите свои вопросы. Этот вопросник можно использовать в других классах для проверки уровня усвоения материала.

VI. Итог урока.

Урок хочу закончить словами П.А.Вяземского



Эпиграфы:

  1. "Басня есть поэзия рассудка". В.Г.Белинский.

  2. "Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.

  3. "Забавой он людей исправил,
    Сметал с них пороков пыль;
    Он баснями себя прославил,
    И слава эта - наша быль.
    И не забудут, этой были,
    Пока по-русски говорят,
    Ее давно мы затвердили,
    Ее и внуки затвердят".
    П.А.Вяземский.

  • Урок понравился?

  • Что делали на уроке?

  • Нужно изучать басни?

  • Что интересного узнали на уроке?



Задания для II-ой группы, которые подготовили ребята из первой группы. Задание №1.

Откуда эти «крылатые» слова?

-А Васька слушает и ест.

Задание № 2.

Закончи фразу

Чем кумушек считать трудиться…..

Задание № 3.

Чьи это слова?

-Какие перышки, какой носок!

Задание № 4.

Объясни своими словами мораль басни «Чиж и голубь».

Задания для I-ой группы, которые подготовили ребята из второй группы. Задание №1.

, Задание №1

Из какой басни это «крылатое» выражение?

-Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Задание №2.

Закончи «крылатую» фразу Крылова.

-Кукушка хвалит Петуха за то……

Задание№3.

Чьи это слова?

-Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Задание№4.

-Объясни своими словами мораль басни «Квартет».
Приложение № 3
Сочинения учащихся после изучения темы.
Мое отношение к басням И.А.Крылова (Любина Алена)
Басни дедушки Крылова знают все. Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне! А что такое басня? Басня – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи. А подразумеваются люди, говорится о жизни.

В каждой басне есть мораль. Это может быть поучение, совет или насмешка над дурными поступками людей. В басне «Квартет» такая мораль: «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», это означает, что для успешного выполнения любого дела нужны уменье, способности. Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка решили сыграть, совершенно не умея играть на музыкальных инструментах. Им казалось, что все зависит от того, как они сядут. В общем деле надо не только профессионализм и уменье, очень важно иметь согласие.

В басне «Волк и Ягненок» Волк, чувствуя свое физическое превосходство и безнаказанность, нападает на маленького, беззащитного Ягненка. Волк понимает, что поступает неправильно и что бы себя оправдать начинает лицемерить: «Делу дать, хотя законный вид и толк». Он пытается сделать виноватым слабенького Ягненка. А Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба быть съеденным. Волк много поводов ищет, чтобы обвинить Ягненка и не найдя говорит: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» и утаскивает беднягу в лес.

Мне очень понравились эти остроумные басни. На примере героев басен учимся быть честными, смелыми и трудолюбивыми.


Иван Андреевич Крылов (Митрофанова Татьяна)
В этом году мы познакомились с замечательным баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с его творчеством. Он писал интересные поучительные басни. До него мне казалось, что только сказки учат так открыто и ярко видеть добро и зло, смелость и трусость, скупость и щедрость. Сказки нас учат добру, видеть плохие поступки и стараться не поступать так же. В баснях же Крылова главными героями являются в основном звери. В их образах мы видим человеческие недостатки, пороки, которые высмеивает Иван Андреевич.

В школе мы читали такие басни как: «Мартышка и очки», где показано невежество человека, «Ворона и лиса», которая показывает: как плохо влияет лесть на человека, в данном случае на ворону.

Дома с мамой мы прочитали такие басни: «Скупой», где Крылов высмеивает жадность, «Разборчивая невеста», здесь раскрывается такой порок человека как зависть, в басне «Лжец» писатель критикует ложь. Мне кажется, что басни Ивана Андреевича Крылова актуальны и по сей день, так как, пороки, которые критиковал и высмеивал баснописец, живут до сих пор.
Сочинение по теме: «Мое отношение к басням» (Иванова Александра)

Басня-это эпический жанр, это художественный мир, где живут и действуют животные и предметы. В басне есть мораль. Мораль-это поучительная часть, основная мысль басни. Басня носит нравоучительный и воспитательный характер. Басня может быть стихотворной и прозаической. В басне всегда интересное начало и конец.

Мне нравятся басни потому, что в них смешные персонажи, с ними что-то интересное происходит, а заканчивается поучительной моралью. Мне нравится басня «Ворона и лисица» тем, что ярко проявлен характер лисицы. Меня восхищает, как Крылов нашел точные слова для показа ее характера: «…на цыпочках подходит…., плутовка…, и говорит так сладко, чуть дыша…». Она находчивая, знает слабое место своей жертвы, старается любыми средствами добиться своей цели. В ход идет и лесть, и обман. А над вороной я умиляюсь, потому что ну что с нее взять - глупая.

Басни И.А.Крылова учат нас быть честными, трудолюбивыми, порядочными, помнить и делать добро.

Приложение № 5
Кроссворды
1. По горизонтали:

1)у кого лиса украла сыр?

2)кто в старости стала слаба глазами?

3)кто залез в псарню по ошибке?

4) что хотела съесть лиса в саду?

5)кто тянул воз?


По вертикали:

1)она всё лето пропела?

2)кого съел волк у ручья?

3)кто хвалил петуха?

4)под каким деревом выспалась свинья?

5)кто издевался над бедой чижа?



2.

По горизонтали:

1) «Попрыгунья……….лето красное пропела».

2) Тянет воз в воду.

3) Место, куда залез волк по ошибке.

4) Название музыкальной группы.

5) Хозяйка сыра.
По вертикали:


  1. Один из музыкантов «Квартета».

  2. Кличка собаки, лающая на Слона.

  3. Кто не узнал себя в зеркале?

4) Неблагодарная. Кто она?

5) Чем наелась Свинья под дубом?



Назад
скачать файл



Смотрите также:
Басни И. А. Крылова как творческое наследие потомкам
105.75kb.
Внеклассное мероприятие в 4 классе по басням И. А. Крылова
436.01kb.
Онтология кино в концепции андре базена
311.45kb.
Мы приступаем к изучению другой области Переднего Востока это Ханаан, а именно земли Ливана и Сирии. Эта область хорошо знакома нам из Библии, т к
146.25kb.
1. Предпосылки возникновения науки о языке
150.93kb.
Выступление Председателя Ошского городского кенеша Сабирова Т. Н. на Евразийском Форуме городов «Наследие и инновации»
48.29kb.
Конспект урока чтения «Басня И. А. Крылова. Стрекоза и муравей»
60.66kb.
Priori вовсе не обязательно наилучшим образом описывают изучаемые объекты
98.91kb.
Эзоп Басни Орел и Лисица
26.26kb.
Крылова Надежда Владимировна Публикации Статьи
47.5kb.
Интегрированный праздник-урок, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга
90.88kb.
История государства Российского в баснях И. А. Крылова
34.38kb.