grandov.ru страница 1страница 2
скачать файл



На правах рукописи

БОЧАРНИКОВА ИРИНА СТАНИСЛАВОВНА

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

22.00.06 – социология культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

г. Майкоп

2010

Работа выполнена на кафедре философии и социологии



Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Афасижев Туркубий Индрисович


Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

Соколова Алла Николаевна





кандидат социологических наук, доцент,

Ярмоленко Лариса Владимировна



Ведущая организация:

Кубанский государственный аграрный

университет, кафедра социологии и

культурологии


Защита состоится «1» декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 по социологическим наукам при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208, конференц-зал АГУ.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.


Автореферат разослан «_____» ________________ 2010г.




Ученый секретарь

диссертационного совета,


доктор философских наук С.А Ляушева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Культура является универсальной формой социальной коммуникации, механизмом преемственности различных этапов развития индивидов, общностей и общества в целом. Она реализуется как форма взаимодействия всех элементов социума. В культуре как сложной системе смыслообразующих принципов, образцов и знаково-символических форм важное место занимает народное творчество.

В современных условиях глобализации и тотального господства культуры массового потребления возрастает роль народной культуры как стабилизирующей общество подсистемы культуры. Многонациональные сообщества переживают процесс активизации традиционных форм народного творчества, позволяющих возродить, сохранить и транслировать смыслоообразующие принципы функционирования национальной культуры. Народное творчество обретает огромное значение и в сохранении культурного многообразия мира.

Категория «народное творчество» фиксирует сложный многоаспектный социальный феномен, поэтому исследуется и интерпретируется различными научными направлениями, изучающими культуру. Однако, если в условиях модернизации общества наиболее существенным для науки является переход от предметной к проблемной ориентации, то народное творчество как одна из актуальных социальных проблем нуждается в комплексном синтетическом подходе к определению ее существенных свойств и характеристик.

Специфика социологической проблематики исследования народного творчества определяется пониманием скрытых в нем механизмов функционирования социальных отношений, реализующихся в разнообразных формах социальной коммуникации, интеграции, социализации, социальной активности и взаимодействия индивидов.

Сохранение и развитие историко-культурной самобытности территорий, богатство ландшафта и народной культуры являются важной частью коллективной памяти. Она связывает прочными «корнями» современного человека с прошлым, родными местами, является источником культуры и духовного развития. Она представляет человеческий опыт, ко­торый необходимо использовать и адаптировать к сегодняшнему дню.

Государственная политика в сфере культуры предполагает в числе других направлений сохранение национальных традиций, потенциала творчества, развитие духовно-наполненных форм, методов культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности человека и общества в целом.

Масштабные изменения в политике и экономике, в социально-экономическом положении различных групп населения сопровождаются усилением социальной напряженности, потерей четких ценностных ориентиров, развитием процессов социальной дезинтеграции. Между тем, именно «…поддержка национальных традиций и культур народов России … является условием согласия в нашем обществе, единства российской нации как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны»1.

Актуальность исследования, на наш взгляд, обусловлена, прежде всего, тем, что трансформация нравственности, вызванная агрессивным давлением массовой культуры, коммерциализация сферы культуры, привели к возникновению фактически нерегулируемого рынка культуры, на котором культурные ценности, да и сами таланты оказались товаром, услугами, функционирующими по закону: спрос рождает предложение. Но, несмотря на это, народное творчество как глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества востребовано, однако нуждается в механизмах государственного регулирования.

Народное творчество как предмет исследования представляет особый интерес в регионах с этнокультурным многообразием. Астраханская область – уникальный приграничный российский регион с давними этнокультурными традициями и специфической системой взаимоотношений. Межэтническое взаимодействие во все времена строилось на сочетании взаимовыгодного экономического обмена материальными ценностями и естественного стремления этносов к самоидентификации (через сохранение и развитие самобытных нематериальных ценностей: языка, диалекта, верований, обрядов, обычаев и др.). Поэтому разработка социальных аспектов проблем народной культуры дает возможность глубже изучить и рассмотреть процессы, происходящие в развитии современного народного творчества различных народов, проживающих на территории Астраханской области, а также осознать важность государственных механизмов в регулировании народного творчества и определить конкретные пути его дальнейшего развития.

Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретико-методологической разработанностью понятия «народное творчество» в социологическом аспекте, а с другой, назревшей практической потребностью в научном осмыслении государственных механизмов регулирования народного творчества методами социологического анализа.


Степень научной разработанности темы

Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его основные ценности жизни, воззрения, идеалы. Зародившееся в глубокой древности, оно является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания.

В эпоху Просвещения переосмысливается по-новому не только культурный опыт прошлого и настоящего, но включается в поле зрения исследователей новый и обширный материал – произведения народной культуры, описания путешественниками культур отдаленных неевропейских стран, их обычаи, традиции.

И.Г. Гердер считал, что в истории все развивается благодаря определенным естественным условиям, соответствующим закону прогресса в природе. Идеи И.Г. Гердера стимулировали изучение исторических и этнических форм культуры, стали методологической основой исследования мифологии и народного творчества (фольклора). Просветители Д. Вико, В.Гумбольдт указывали на связь «ученого» искусства с народным мышлением, с образным и метафорическим характером народного языка, с народным эпосом и мифологией. К середине XIX в. в странах Европы зарождается интерес к прошлому своей страны, к самобытному творчеству народа, так в Германии появляется научное знание, получившее название «Volkskund». В конце XIX начале XX вв. появились попытки классифицировать народное творчество, проводились дискуссии о содержании и объеме понятий «фольклор», «фольклор субкультур», «неофольклор», «народное творчество» – обусловленные методологически разными направлениями в науке о культуре, как западными представителями Дж.–Л. Гомм, Р. – С. Боггс, Д. Фрэзер, так и отечественными В.Я. Пропп, К.В. Чистов, П.Г. Богатырев, А.С. Каргин и др.

Не менее важной для понимания социальной природы, функционирования и форм и народного творчества оказывается творческая деятельность разных групп городского населения, которая зародилась в средневековом городе у ремесленников, порвавших с аграрным трудом. Особенно ярко эта творческая деятельность проявилась в городской карнавальной культуре эпохи Ренессанса, исследованной М.М. Бахтиным, в массовых праздниках и увеселениях «простого люда» в городах России XIX – нач. XX вв. Массовый праздник как явление исследовано, в частности, российскими искусствоведами, театроведами и фольклористами разных поколений: В.В. Блажес  «Традиционный рабочий фольклор в современном городе», П.Г. Богатырев и др. «Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре», А.Ф. Некрылова  «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX вв.», К.Б.Соколов «Субкультурная стратификация и городской фольклор», Г.Г.Шаповалова  «Деревенская частушка в городе».

В универсальном значении понятие «фольклор», введенное в 1846 г. английским историком культуры Уильямом Томсом, как «народное знание» и «народные традиции» стали употреблять многие ученые Великобритании, США, Латинской Америки, Европы. Социологическое направление, основанное А. Вараньяком и А. Мариню, охватило весь комплекс артефактов народной культуры. В Скандинавии и Финляндии фольклор изучается как коллективное традиционное знание, передаваемое посредством слова и действия (Л. Хонко). В России, введенный в обиход Е.В. Аничковым, А.Н. Веселовским, В.И. Ламанским, В.В. Лесевичем в 1890-е – нач. XX в., термин «фольклор» преодолел ограничение предмета привычными понятиями «народная поэзия», «народная словесность».

В изучении народного творчества можно выделить несколько направлений. Искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества (А. В. Бакушинский, В. М. Вишневская, М.А. М.А. Некрасова, С. Рейнак и др.). Этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и общественного уклада жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы, при изучении этнических и демографических процессов (М.А. Абдуллаев, Р.Г. Кузеев, Н.А. Томилов, В.А. Тишков и др.). Фольклористы классифицируют виды, направления, изучают фольклор в контексте их этнических проблем (В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, А.Ф Некрылова., Э.В. Померанцева и др.). Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок, мифов, легенд, былей и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют систему фольклорных жанров (К.В. Горшкова, Н.А. Мещерский, В.Я. Пропп, С.Б. Рождественская, К. Армстронг и др.).

Социологи анализируют социальные, идеологические и экономические условия развития творчества, проблемы кризиса традиционных форм народного творчества, а также техническую и информационную оснащенность процесса творчества (Т. Адорно, П. Бурдье, А. Вебер, Г. Зиммель, М. Маклюэн, И. Тэн, Р. Хоггард). Исследованием межкультурного взаимодействия, изучением национального искусства как базового фактора этнокультурной традиции занимались региональные исследователи (Э.С. Асанова, Л.Ф. Бобрышева, Ю.Ю. Гафуров, Н.В. Солодовникова, О.М.Урджумова, И.Ф. Юсупов).

Теоретическую основу исследований народного творчества составляют труды В.Е.Гусева, А.С. Каргина, В.С. Цукермана, М.А.Некрасовой, Е.Ю.Стрельцовой, в которых народное художественное творчество рассматривается как самостоятельная комплексная отрасль культуры. Среди современных исследователей большой интерес представляет работа Л.И. Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности», где затронуты актуальные проблемы социального характера национальной художественной культуры в современных условиях развития России.

В данном исследовании осуществлен социологический анализ феномена народного творчества, его места в духовной жизни общества и выполняемых им социальных функций.



Объектом исследования выступает народное творчество как социальный феномен.

Предметом исследования является социальная специфика народного творчества и государственные механизмы его регулирования.

Цель диссертационной работы – выявить социальную специфику и основные направления народного творчества в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) описаны теоретико-методологические подходы в понимании сущности народного творчества;

2) проведена классификация и определены основные социальные функции народного творчества как механизма воспроизводства специфических социальных отношений;

3) эксплицированы социологические аспекты исследования народного творчества;

4) систематизированы традиции и новации, обеспечивающие воспроизводство народного творчества;

5) дан анализ регионального опыта исследования народного творчества;

6) выявлены государственные механизмы регулирования народного творчества.



Гипотеза исследования:

Народное творчество как глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм народной культуры в современных условиях остается востребованным, несмотря на то, что переживает процессы культурных трансформаций традиционных форм. Последние позволяют возродить, сохранить и транслировать смыслоообразующие принципы функционирования национальной культуры, реализуя специфические социальные функции.

На специфику народного творчества влияют региональные особенности. Так, Астраханская область, являясь уникальным полиэтническим социокультурным пространством, сохраняет, воспроизводит разнообразные виды и направления народного творчества. Вместе с тем народное творчество как социальный феномен нуждается в эффективном государственном регулировании.

Теоретико-методологической основой исследования являются классические и современные социологические концепции культуры. Для решения поставленных задач и обеспечения достоверности исследования применен комплекс общенаучных и специальных методов. В частности, для определения понятийного аппарата темы исследования использовались эволюционный, культурно-исторический структурно-функциональный, синергетический методы. При помощи метода междисциплинарного изучения культуры, основанного на историко-аналитическом, социологическом, антропологическом подходах, проводился анализ социального феномена народного творчества в области народной культуры.

В исследовании были использованы: структурный, системный, сравнительно-исторический методы исследования, формализованный метод обработки информации, методы статистического и факторного анализа.

При анализе видов народного творчества и их социальных функций использованы эволюционная и циклическая парадигмы. При этом автор опирается на эволюционистский принцип системной целостности и отчасти на принцип направленности и поступательности эволюции народной культуры.

Выбор перечисленных методов исследования был обусловлен объективной необходимостью использования целостного подхода к проблеме развития народного творчества в условиях модернизации современного российского общества.

Теоретическую базу диссертации составляют труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и настоящего в области социологии, социологии искусства, социологии культуры и духовной жизни (П. Берк, М. Вебер, П. Бурдье, Б. Малиновский, Р. К. Мертон, А. Р. Рэдклифф-Браун, Ю. Кристева, Э. А. Орлова, С. П. Плотников, Ю. У.Фохт-Бабушкин, К.В. Чистова, В.Э.Бойков).

Эмпирическую базу исследования составляют материалы:


  • социологических исследований, проведенных под руководством диссертанта: «Развитие народного творчества и самодеятельного искусства в муниципальных учреждениях культуры Астраханской области» (июнь 2006 г.)1, «Ценности духовно-культурной микросреды местного сообщества (преемственность традиций)» (декабрь 2009 г.)2;

  • полуформализованного интервью (с элементами глубинного), проведенного диссертантом с мастерами декоративно-прикладного творчества;

  • вторичного анализа данных социологических исследований, проводившихся в различных регионах Российской Федерации с 2000 по 2008 гг.;

  • анализа статистических данных Госкомстата России и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области, отражающих основные показатели в области культуры за 2005-2009 гг.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием параметрических и непараметрических методов в зависимости от параметров распределения вариационных рядов с использованием статистического пакета SPSS 14,0.

Научная новизна работы:

  • описаны теоретико-методологические подходы в понимании сущности народного творчества и формулировано социологическое понятие термина «народное творчество»;

  • проведена классификация и определены основные социальные функции народного творчества как механизма воспроизводства специфических социальных отношений;

  • определены социологические аспекты исследования народного творчества и выявлена специфика некоторых видов народного творчества в современном обществе;

  • дана характеристика традиций и новаций, определяющих воспроизводство народного творчества в современном обществе;

  • выделены актуальные проблемы функционирования народного творчества в полиэтничном регионе;

  • описаны государственные механизмы регулирования народного творчества в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. В рамках социологии народное творчество как социальный феномен не рассматривается, поэтому необходимо определить спцифические свойства и признаки исследуемого социального явления, представляющего собой с социологической точки зрения сущностную социальную характеристику человека и культуры, которая определяет творческий потенциал и направленность развития конкретного общества.

Основополагающими признаками народного творчества являются: самодеятельный, любительский характер, общность, коллектив как движущая сила и субъект, национальные содержательные признаки. Социальный компонент народного творчества выявляется, прежде всего, по его субъекту и содержанию. Социальные функции и социальные роли являются отправными методологическими точками для описания народного творчества как социального феномена.


  1. Функциональные особенности народного творчества как социального института разнообразны. Так, помимо интегративной функции, создающей чувство принадлежности; регулирующей – определяющей поведение человека в семье, школе, быту; функции трансляции социального опыта, которую нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной, на передний план выдвигается социализация, т. е. освоение знаний, языка, ценностей, норм, традиций, а также опыт практической и духовной деятельности, через которую формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных отношений между поколениями.

  2. Основными компонентами народного творчества как социального феномена являются фольклор, этнохореография, народное декоративно-прикладное искусство, художественная самодеятельность, бытовые формы, любительское творчество, неофольклор. В широком смысле слова народное творчество вбирает в себя все виды непрофессионального искусства.

  3. Диалектика взаимодействия традиции и новации как двух базовых механизмов развития народного творчества в условиях модернизации современного российского общества в значительной степени меняется.

Традиции и инновациидве взаимозависимые стороны развития народного творчества, которые содержат в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивые моменты формируют традицию, благодаря которым каждое поколение усваивает культурный опыт человечества. Однако народное творчество находится в постоянном движении, изменении. Новации – это один из способов развития народного творчества, появления новых видов, форм, которые вызывают интерес у молодого поколения, что дает возможность реализации новых альтернативных проектов в области народной культуры, так фольклор заменяется фольклоризмом, мастера декоративно-прикладного творчества используют новые технологические процессы при изготовлении традиционных изделий (плетение чакана, изготовление алаши и т.д.). Основная характеристика народного творчества заключается в единстве традиции и новации.

5. В условиях модернизации без эффективной государственной политики дальнейшее стабильное развитие народного творчества практически невозможно, поскольку приоритет имеет организуемая, профессиональная деятельность по развитию художественных способностей, а также по организации досуга. На развитие народного творчества в современном российском обществе большое влияние оказывает управленческий потенциал государственных институтов. Вместе с тем в условиях модернизации общества народное творчество получает новые стимулы развития через коммерциализацию культуры, через новое понимание функций власти и государства. На примере Астраханской области можно постулировать идею о том, что совершенствование нормативно-правовой базы в сфере управления народной культурой, материально-технического оснащения муниципальных учреждений культуры как основного места реализации творческого потенциала социума и деятельности мастеров традиционного народного творчества может оказывать значительное влияние на процессы формирования личности, поскольку именно учреждения культуры создают особую эмоционально-чувственную и морально-психологическую микросреду местного сообщества.

6.Важнейшей государственной задачей является сохранение нематериального культурного наследия. В этом контексте развитие народного творчества и трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям как основы идентификации на­ции является обязанностью соответствующих государ­ственных и муниципальных структур. Она реализуется через государственную программу, предусматривающую проведение мероприятий, способствующих вырабатыванию и популяризации навыков профессио­нального мастерства, укреплению и поддержке локальных центров и мастеров ремесленного и декоративно-прикладного творчества, возрожде­нию в современной интерпретации традиционных народных промыслов. Создание Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации является решительным шагом в данном направлении.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данной работы могут быть использованы для дальнейшего осмысления народного творчества как социального института, определения направлений его развития и роли государственных механизмов в регулировании народного творчества в условиях модернизации современного российского общества. Результаты диссертационного исследования могут стать методологической основой исследования актуальных проблем народного творчества как социального феномена современного российского общества.

Материалы диссертационной работы и содержащиеся в ней выводы конкретизируют основные аспекты социологического анализа народного творчества и предполагают новое решение многих актуальных проблем исследования народного творчества современного общества.

Теоретические положения диссертационного исследования также могут быть включены в содержание общего и специализированных курсов социологии.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы могут представлять интерес для органов местного самоуправления муниципальных образований, для органов управления культуры муниципальных образований, они могут быть учтены при разработке отраслевых целевых программ по развитию культуры и сохранению культурного наследия Астраханской области, а также для политических, общественных, конфессиональных и национальных организаций при планировании и организации своей деятельности в сфере народного творчества.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 – социология культуры.

Основные положения и выводы диссертации были опубликованы в материалах следующих всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференций:



  • Круглый стол «Роль социологии в решении социально-экономических проблем региона» (г. Астрахань, апрель 2007 г., ноябрь 2009 г.);

  • Информационно-аналитический форум «Современные информационные технологии в деятельности муниципальных учреждений культуры» (г.Астрахань, декабрь 2007 г.);

  • Народное творчество как социокультурный феномен современного общества // Традиционная народная культура: исторический опыт и пути развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г.Оренбург, ноябрь 2008 г.);

  • Развитие народного творчества и самодеятельного искусства в муниципальных учреждениях культуры Астраханской области // Традиции и инновации в области народного творчества: социологический аспект // Астраханские краеведческие чтения (г. Астрахань, май 2009 г., 2010 г.);

  • Роль государственных механизмов в регулировании детского народного творчества (на примере Астраханской области) // Культура и дети (г. Краснодар, август 2009 г.);

  • Национально-культурные общества Астраханской области как фактор сохранения национальной идентичности // Национально-культурные общественные организации Астраханский области в формировании гражданского общества: материалы Региональной научно-практической конференции (г. Астрахань, 21 мая 2010г.).

Результаты исследования нашли свое отражение в 10 научных публикациях, монографии общим объемом 40 печатных листов, в том числе 1 статье в периодическом научном издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации определена логикой исследования, поставленными целью, задачами и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и четырех приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется характер и степень ее теоретической разработанности, определяются объект, предмет, формулируются цель и задачи исследования, методологические основания; отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы исследования социального феномена народного творчества» раскрывается сущность народного творчества как социального явления, анализируются жанры и направления народного творчества, рассматриваются различные подходы к его классификации, определяются основные функциональные особенности народного творчества.

В первом параграфе «Сущность народного творчества: жанры и направления» автор отмечает, что народное творчество как художественное отображение социальной жизни человечества возникло в архаичной культуре, и рассматривает народное творчество, его социальные формы и механизмы трансляции народного творчества в исторической ретроспективе.

Социологический анализ категории «народное творчество» требует предварительного уточнения структуры и ряда важнейших понятий как особой комплексной отрасли деятельности, а также круга вопросов, которыми занимается народное творчество. Поэтому диссертант уточняет его содержательную сторону и выявляет те подходы, которые существуют к определению народного творчества.

Анализируя разнообразие взглядов на народное творчество, рассматривая его как феномен, который вобрал в себя духовное и материальное богатство народа, автор дает свое определение понятию «народного творчества». Разделяя мнение Л.И. Михайловой о народном творчестве как сложном и многогранном явлении, которое с одной стороны, представляет собою созидательную, творческую деятельность народа, в процессе которой появляются новые духовные и материальные ценности. Они зафиксированы и хранятся либо в народной памяти, либо в предметном виде (изделия декоративно-прикладного искусства, народного промысла, народная игрушка и т.п.), распространяются и потребляются, осваиваются из поколения в поколение через устные способы передачи. С другой стороны, народное творчество – определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэтического, игрового языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности. Кроме того, предназначение народного творчества состоит в том, чтобы развивать способности и возможности самого человека, формировать его мироощущение, мировосприятие, свойственные народному сознанию1, автор считает, что с социологической точки зрения, народное творчество – это сущностная социальная характеристика человека и культуры, которая определяет творческий потенциал и направленность развития конкретного общества.

В работе подробно рассмотрены такие виды народного творчества как устно-поэтическое, музыкальное, танцевальное, народный театр, декоративно-прикладное и изобразительное творчество, при этом раскрыто их жанровое многообразие, подчеркнуты его социальные свойства.

Автором проанализирована взаимосвязь народного творчества, которое включает в себя обширную сферу констант, проявление коллективной, индивидуальной художественной инициативы и фольклора, городского примитива, современных форм постфольклора – фольклоризма и неофольклора, разнообразных направлений, форм любительского художественного творчества.

Народное творчество формировалось как способ личностного самовыражения креативного потенциала и во всех его формах является основой свободного и нерегламентированного проявления личности. Становление и реализация этих элементов является сутью народного творчества с первых наскальных рисунков до овладения современными сложными элементами различных искусств.



Во втором параграфе «Классификация, динамика и функции народного творчества» рассмотрены различные подходы к систематизации народного творчества, выявлены его функциональные особенности, систематизирован функциональный аппарат народного творчества и проанализированы основные его функции.

При концептуальном осмыслении полифункциональности, динамики развития и классификации современного народного творчества автор опирается на исследования А.С. Каргина, Ю. Кристевой, К.В. Чистова, Л.И. Михайловой1.

Рассматривая динамику народного творчества, автор прослеживает его развитие в разные эпохи на примере одного из характерных феноменов праздничной культуры – весеннего праздника, известного многим народам под названием карнавала и типологически сходных праздников, получивших у разных народов другие названия (например: у древних римлян – Сатурналий, у славян – Масленица).

При определении специфики свойств народного творчества в современной научной практике зачастую в качестве исходной точки берется для каждой формы народного творчества определенный набор разрозненных признаков. В одном случае – организованность и неорганизованность, в другом – специфика субъектно-объектных отношений (например: человек – творчество), в третьем – характеристики творческого процесса (например: коллективного – группового – индивидуального), в четвертом – специфические свойства фольклора (анонимность, вариантность и т.п.). Вследствие чего нарушается целостность структуры народного творчества. Вместе с тем рассматривая с этих позиций различные формы народного творчества, можно констатировать, что все они являются самодеятельными по характеру творчества; любительскими по социально-психологическим мотивам; национальными по формам и общечеловеческими по содержанию; массовыми по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала.

Несмотря на успешное развитие теоретических основ народного творчества, в этой сфере еще имеются нерешенные проблемы, основные из которых – определение наиболее исчерпывающей классификации структуры и функций народного творчества.

Диссертантом проанализированы различные попытки классификации народного творчества как зарубежными (Дж. – Л. Гомм, Э. Тайлор, Ш.– С. Бен, П. Сентив), так и отечественными (Л.И. Михайлова, Е.В. Гусев, А.С. Каргин) учеными, начиная с XIX в., обобщены и представлены в виде следующей схемы:




Народное творчество

Традиционные формы Новационные формы



Архаический

(традиционный)

фольклор


Бытовое художественное творчество

Неофольклор

Фольклоризм

Художественная самодеятельность

Устно-поэтический, музыкально-драматический, художественно-изобразительный, декоративно-прикладное творчество

Бытовое поэтическое творчество, бытовое драматическое творчество, изобразительное творчество, бытовое прикладное творчество

Драматический, устно-поэтический, музыкальный

и т.д.


Бытовой фольклоризм

Самодеятельное литературное творчество, хореографическая самодеятельность. Самодеятельное изобразительное искусство, художественное производство изделий прикладного творчества

В условиях модернизации современного российского общества народному творчеству придаются функции самоидентификации народа, сохранения культурного многообразия мира. Общими функциями, отражающими суть народного творчества, можно считать: а) функцию приспособления сообщества к среде (адаптивная); б) познавательную; в) ценностную или аксиологическую; г) информационно-коммуникативную; д) нормативную или регулятивную; е) семиотическую; ж) индетификационную; з) воспитательную; и) эстетическую, к) гедонистическую, л) этномаркирующую, м) креативную.

Проанализировав теоретические наработки В.Е. Гусева, Ф.И. Прокофьева, Л.И. Михайловой, А.С. Каргина, П.Г. Богатырева, О.Д. Балдиной, Е.В. Бочаровой по определению функций народного творчества, автор выработал свою точку зрения. Если народное творчество имеет развитую структуру, которая включает не только различные виды: устно-поэтическое творчество, музыкальное творчество, танцевальное творчество, народный театр, декоративно-прикладное и изобразительное народное творчество, но и направления архаичный фольклор, фольклор субкультур, любительство, художественная самодеятельность, фольклоризм, неофольклор, то и функции народного творчества должны включать в себя функции всех видов и направлений. Все функции, выполняемые народным творчеством, по своему характеру являются социальными, так как вне социума не может быть творческой деятельности, с помощью которой решаются эстетические и креативные, образовательные и гедонистические задачи.

В третьем параграфе «Народное творчество как объект социологического анализа» автор рассматривает феномен народного творчества как социальные механизмы функционирования социальных отношений, реализующихся в разнообразных формах социальной коммуникации, интеграции, социализации, социальной активности и взаимодействия индивидов.

Социальная коммуникация автором определяется как передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом; механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Коммуникация происходит на нескольких уровнях – межличностный (между индивидами), специализированный (между социальными группами) и массовый (между обществами).

Диссертант разделяет взгляд американского социолога Г. Лассуэлла на процесс коммуникации, который выделил пять структурных компонентов, взаимосвязанных друг с другом: коммуникатор; сообщение – обряд, традиция, знания, умения, навыки; способ передачи сообщения; эффективность (поведенческий, оценочный (аксиологический), эмоциональный – влияние на страсти человека и познавательный (когнитивный) эффекты); аудитория, которой адресуется сообщение.

Следующий механизм социальных отношений народного творчества, рассмотренный автором, – социализация – принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий. И поскольку народное творчество аккумулирует основные ценности жизни, воззрения, идеалы, поэтому оно выступает определяющим фактором и первичной и вторичной социализации.

Одним из важных механизмов социальных отношений народного творчества является социальная интеграция. По мнению автора, народное творчество способствует интегрированию людей в единые социокультурные кон­тинуумы (общее культурное поле). Социальная интеграция рассмотрена на примере фольклорно-этнографического праздника Навруз, который устанавливает взаимосвязь между различными социальными группами, ветвями власти, создает единое этнокультурное пространство.

Посредством социальных действий в народном творчестве осуществляется функционирование индивидов, групп и социальной связи. Через систему действий народное творчество рассматривается как открытая система, которая поддерживает обмен с внешней средой, являясь соответствующей подсистемой культуры и обеспечивающей выполнение ряда ее функций.

Обобщив различные взгляды социологов на социальное действие, автор делает вывод, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, может быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

Рассмотрение взаимодействия очень важно для народного творчества, так как его анализ позволяет определить основу установления общественных законов. На основе социальных взаимодействий между субъектами зарождаются социальные отношения, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Заключая вторую главу, автор подчеркивает, что в условиях модернизации современного российского общества возрастает потребность в практической и социальной значимости народного творчества, основная роль которого заключается в усилении и поддержании творческого потенциала и определении направленности развития конкретного общества, а также самоидентификации народа.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Бочарникова ирина станиславовна народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе
384.97kb.
Дошкольное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе
52.46kb.
Кобжицкий валерий Владимирович общественные отношения в современном российском обществе в контексте негативных адаптационных практик
394.01kb.
Цель изучения дисциплины ввести студентов, начинающих изучать специальность «Журналистика» в сферу основных проблем и понятий теории журналистики
37.22kb.
Нравственное самоопределение старшеклассников в удод как условие их эффективной социализации в современном обществе
74.79kb.
«Творчество Федерико Феллини»
89.11kb.
Развитие правовой, политической, социокультурной компетентности у подростков в современном обществе
79.36kb.
Гуськов Игорь Александрович Социальная зависимость в российском обществе: социологический анализ
656.99kb.
Бельцер ирина Анатольевна романное творчество бернарда маламуда: поиски идентичности
202.02kb.
-
198.16kb.
Шафорост Ю. Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты : Дипломная работа. Глава I: культура и субкультура как социальный и психологический феномен
1869.39kb.
Программа фундаментальных исследований Президиума ран
207.92kb.