grandov.ru страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
скачать файл
ВВЕДЕНИЕ
Если вы считаете волкодава просто «полезным животным» — вам не нужно читать эту книгу. Думаю, вполне достаточно надежной цепи и осторожности.

Если кавказец или азиат для вас - это только сим­вол, атрибут вашего благосостояния или деталь интерьера вашего жилища — не тратьте времени на беспо­лезное для вас чтение.

Но если же вы Действительно любите свою собаку то наверняка задаете себе вопросы, ответы на которые не всегда оказываются бесспорными или удовлетвори­тельными. Тогда, возможно, эта книга окажется вам полезной.

Как воспринимает нас наша собственная собака?

Что позволено нам по отношению к ней и что по­зволительно ей?

Как наказывать собаку? Почему одни кавказцы подчиняются своим хозяевам, а другие — нападают на них и даже убивают?

Как воспринимают собаки наших детей? Как подчинить себе волкодава, избегая жестокости.

Какие методы воздействия на собак наиболее действенны?

Конечно, ответы на некоторые из этих вопросов могут носить лишь гипотетический характер. Но это все же ответы!

Как часто практикующие дрессировщики становят­ся свидетелями и участниками повторяющейся с завид­ным постоянством ситуации: хозяин тщетно пытается справиться со своей собакой (с которой прожил уже год, наказывал и даже бил), но при приближении дрессировщика (который видит ее первый раз в жизни!) она становится не просто послушной, но даже всячески демонстрирует свою подчиненность.



Например, хозяин пытается добиться от собаки подхода на его зов. Дрессировщик (только один раз!) показывает хозяину, как это нужно делать. Затем возможны два варианта, одинаково точно подтверждающие неприятное для владельца обстоятельство: игнорируя его, собака слушается... постороннего человека, каковым является для нее дрессировщик.

В первом случае собака по команде хозяина «Ко мне!» бежит к дрессировщику, во втором — последнему достаточно просто указать пальцем на хозяина и произнести: «Быстро к «папе» («маме»)!»

При всей неудачности этого термина, я буду пользоваться им в силу привычки, подтверждая живучесть стереотипов. На самом же деле для названия профессии людей, занимающихся воспитанием и обучением собак, я слова просто не нахожу. «Дрессировщик» скорее подходит к цирковым артистам, занимающимся выработкой условных рефлексов у животных в прямом значении этого термина. Здесь речь идет в большинстве случаев лишь о выборе так называемого раздражителя - от болевого воздействия до куска мяса. В классическом варианте дрессировка для меня — танцующий под балалайку петух. Очень потешное представление для зрителей, не подозревающих о том, что учат этого петуха, поставив на раскаленную сковородку, накрыв клеткой и «тренькая» на музыкальном инструменте. В дальнейшем, услышав балалайку (так называемый «условный раздражитель»), бедная птица начинает отдергивать лапы от поверхности. «Кинолог» тоже не подходит, поскольку подразумевает ученого в широком смысле этого слова. Здесь, наверное, уместен был бы термин «кинопедагог», но ничего подобного не принято ни у Нас, ни в других странах. - Здесь и далее прим. Автора.

В чем же тут дело?

Почему в условиях домашнего пансиона волкодав! за месяц осваивает 10—15 команд-умений, а на той ж площадке хозяин нередко за 3—4 месяца не может добиться простого движения рядом без поводка? Только ли в профессионализме дело?

Почему у одних владельцев даже «проблемные» со­баки начинают работать быстро, а у других — абсолют­но податливые собаки очень долго не хотят соглашать­ся с предъявляемыми требованиями?

Конечно, здесь важны и физические данные чело­века (хотя сотни миниатюрных женщин лучше управ­ляются со своими кавказцами, чем иные здоровые му­жики с эрделями или овчарками), и опыт (хотя мне известны люди, одинаково мучающиеся уже с третьей-четвертой собакой независимо от породы, и новички, удивляющие специалистов уже своей первой собакой, причем «неудобной» породы), и возможности самой собаки2.

Нужен и определенный талант. Как без него! Но есть все же некий набор, состоящий из скромного объема знаний, простых действий и перечня недопустимых ошибок. Обладание этим «набором» способно облегчить жизнь любому владельцу.

И если книга, которую вы держите в руках, станет таким «набором», значит, мы с вами не напрасно про­водим время.

2 Известное дрессировочное изречение гласит: «Не бывает плохих собак, бывают плохие владельцы». Справедливости ради замечу, что здесь есть преувеличение: на самом деле есть собаки, плохие для определенных целей, и есть просто плохие собаки.

Глава 1

НЕКОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ВОЛК В СОБАЧЬЕЙ ШКУРЕ

Интересно, стал бы человек беспечно относиться к живущему рядом с ним волку? Конечно, нет, ведь это опасно! Но ведь, по сути, живущая с нами собака — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПРИРУЧЕННЫЙ ВОЛК.

Глядя на то, как содержат волков в зоопарке, пони­маешь - человек по достоинству оценил возможности этого зверя (прошу не вкладывать в это слово привыч­ный отрицательный смысл!). А между тем известный специалист Леон Фрэдли Уитни в своей книге «Психо­логия собаки» (М., 1999) пишет: «Владельцы собак в большинстве случаев не дают себе труда поинтересо­ваться естественной для собак средой обитания, ее пред­ками и их образом жизни, а в результате испытывают нечто вроде шока, узнав, что собака - это волк.

...Все, что делает волк, он совершает с целью про­должения существования вида.

...Приспособленность действий волка, каждое из которых способствует выживанию вида... в целом иден­тичны действиям собак. Поняв волка, мы поймем и собаку».

Леон Ф. Уитни называет волка «фактически основной породой собак, которая до сих пор существует». К этому мнению можно относиться по-разному, но действительно: волк и собака имеют такое очевидное сходство, что игнорировать его невозможно.

Да, заключив давний договор с собакой, человек резко и радикально изменил условия ее жизни, особен­но в последние 100 лет. За этот небольшой с точки зре­ния эволюции вида срок собака по-прежнему во мно­гом осталась волком, но учел ли это обстоятельство человек? Как видим — нет!

А теперь представьте, каково приходится волку, пусть и домашнему, в условиях мегаполиса. Я не буду говорить об очень сложной социальной организации волчьей стаи. Во-первых, здесь нас в основном интере­сует вопрос установления иерархии. Во-вторых, мы на­сильно лишаем собаку этой традиционной стаи, пред­лагая ей нашу стаю - семью. Здесь и находится основная причина конфликта человек - собака, несмотря на «дру­жественный» характер их союза.

Дело в том, что, живя в условиях новой стаи, соба­ка продолжает жить по старым законам. Эти законы практически неизвестны или непонятны значительно­му числу собаководов. В результате собака сталкивает­ся с вопиющим нарушением «Закона стаи» и реагирует соответственно. Не понимая, что движет собакой, че­ловек требует соблюдения своих правил. Кто окажется сильнее? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить физические возможности человека и кавказс­кой овчарки...

Единственное средство избежать этого конфликта — доходчиво объяснить каждой собаке еще в щенячьем возрасте «Новый закон стаи».

Иначе не знающий аналогов союз двух хищников — собаки и человека - будет грозить все новыми и новы­ми конфликтами.

И волк, и собака предельно точно и строго выпол­няют все предписания касательно взаимоотношений в стае. Общеизвестно» насколько скрупулезно соблюда­ются эти предписания. Вспомним хотя бы «ложную атаку». Суть этого явления, безупречного с точки зрения этологии, состоит в следующем: в случае конфликта между двумя волками, если один из них признает свое поражение, а второй уже не может остановить свою ата­ку, последний совершает «ритуальное убийство», а имен­но — смыкает свои челюсти в сантиметре от шеи (ярем­ной вены) противника.

Естественно, что за соблюдением Закона следит вожак. В классической стае он может быть не один, но в интересующей нас человеческо-собачьей «семье-стае» он должен быть только один.

И этим единственным вожаком должны быть толь­ко вы, уважаемый читатель!

Только в этом гарантия вашей безопасности и залог взаимной счастливой жизни — вашей и вашего волко­дава.

Но как занять это место? По сути, все собаки де­лятся всего лишь на два типа. Лауреат Нобелевской премии, «отец» этологии Конрад Лоренц определял их как произошедших от волка («волчьи») и тех, чьим пра­родителем был шакал («шакальи»). Первые — незави­симы, смелы, самостоятельны. Собаки «волчьих» по­род в подавляющем большинстве стремятся занять место, вожака в стае. Вторые - сориентированы на человека и довольствуются любым местом в стайной иерархии. Конечно, в любой породе есть собачьи «личности», не вписывающиеся в подобную классификацию, но исклю­чение лишь подтверждает правило, верно? И если ве­ликий этолог ошибался относительно происхождения разных пород собак от разных предков, то его психоло­гические портреты представителей двух типов собак не стали от этого менее точными. Таким образом, дорогой читатель, если вы выбрали породу собак из первой груп­пы, вы наверняка будете иметь потенциального претен­дента на место вожака, то есть ваше место, со всеми вы­текающими отсюда последствиями. Если же из второй – покладистого «компаньона»3 и слугу. В то же время, представитель первой группы, не слишком усердствую­щий в постижении науки подчинения владельцу, на­верняка будет великолепным охранником (иногда даже излишне ревностным), а представитель второй — всегда будет искать вашего заступничества. Тут уж ничего не поделаешь: «закон сохранения энергии» в собаковод­стве существует в интерпретации — «где прибавится, там и убавится».

Нужно ли говорить, что интересующие нас кавказ­цы и азиаты являются ярчайшими представителями именно первой группы?!

Если отбросить те случаи, когда хозяин сам прово­цирует собаку на наглость и хамство, то случаи стайных конфликтов имеют место исключительно в пределах первой группы, что и понятно.



3 Этот термин не точен. Компаньон - это равноправный парт­нер, а не «подчиненный» (выражаясь человеческим языком и по­нятиями), то есть этот термин больше подходит к представите­лям первой группы, а не мопсам и болонкам.
И если мы склонны считать собак первой группы наиболее близкими к волку, то нелишним будет позна­комиться с социальной организацией этого удивитель­ного зверя, неслучайно названного великим Данте Алигьери «царем хищников».

Многочисленные наблюдения за волками позволя­ют с уверенностью утверждать, что доминирующим при­знаком стайной иерархии является линейность. Всех членов стаи можно расставить от более сильного к са­мому слабому.

Вожак стаи образует со своей партнершей пару, которая только и дает потомство.

Вожак имеет неограниченные права, именно он наблюдает за соблюдением Закона стаи. Он же ведет стаю и первым вступает в поединок с врагами, посяга­ющими на ее территорию. Обращаю внимание читате­ля на это обстоятельство, к детальному рассмотрению которого мы вернемся немного позже.

Стоит ли говорить, что вожак никогда не злоупот­ребляет своими правами. Иерархия четко просматрива­ется в очередности подхода к пище: первыми насыщаются более сильные члены стаи, но достается она в конечном счете всем.

Любые посягательства на права вожака встречают жесткий отпор со стороны последнего. Но молодой пре­тендент получает трепку сильную ровно настолько, на­сколько она необходима для того, чтобы поставить на­глеца на место. Это второе обстоятельство, на которое я хотел бы обратить особое внимание читателя.

Старшая самка обладает особыми правами по при­чине своего семейного статуса. Любопытно, что именно она может иногда демонстрировать некую «стервозность», выживая из стаи потенциальных соперниц из числа сво­их сестер и дочерей. Никто, кроме старшей самки стаи, не может давать потомство. Семейная пара «Вожак — Старшая самка» сохраняется до гибели одного из партне­ров. Исключительная верность, не правда ли? Жаль, что этот факт не слишком оценен людьми, больше восхища­ющимися «лебединой верностью».

Взрослые члены стаи выполняют функцию «сред­него звена». Они даже помогают выкармливать щенков доминантной пары, принося им пищу в собственных желудках и срыгивая. Именно отсюда и происходит со­бачья привычка облизывать лицо человека или морду более сильного собрата: так они стимулируют срыгивание пищи. Взрослые особи принимают самое непос­редственное участие в воспитании подрастающего по­коления.

Если кто-то из взрослых волчиц постоянно подвер­гается нападкам со стороны старшей самки — ее участь предрешена. Даже если одна из них наиболее полезный член стаи во время охоты, все равно рано или поздно ей придется уйти и искать одинокого волка, который станет ее «супругом». Так возникнет новая стая, где изгнанница уже сама станет старшей сукой. Может она пойти и «в приживалы»: среди волков распространи обычай принимать чужаков в свою стаю, хотя и не слишком часто.

Если же с вожаком случается несчастье, старшая сука выбирает ему замену и стая продолжает жить по вечному Закону. Но только в том случае, если молодой претендент «сдаст экзамен» старшей самке.

Таковы общие принципы. Но есть в жизни волчьей стаи моменты, которые могут удивить и поразить даже людей искушенных. Как волки определяют, кого из чу­жаков принять в стаю, а кого убить? Почему главенствующей самке позволяется вести себя как беспощад­ной царице? Какой необходимостью это продиктовано?

Наблюдения за волчьими стаями в заповеднике «Желтые камни» доказывают, что для волков непрелож­ным законом являются некоторые необъяснимые с точки зрения целесообразности вещи. Зачем «царица» прого­няет из стаи «золушку», ведь именно ее стараниями охота становится не только удачной, но и безопасной и лег­кой для других членов стаи?

Почему все «военные» вопросы решает вожак — но через буферную зону, мимо «химических запрещающих знаков» (меток), на чужую территорию стаю ведет не он, а главенствующая самка?

Остается только удивляться мудрости природы! На­пример, чего стоит система волчьих табу! Помните — «ритуальное убийство»? Много ли людей, способных быть такими благородными?

Известно, что весной не только родившую самку, но и всех волков переполняет гормон пролактин. Все волки стаи не только добровольно подкармливают вол­чат, они приносят им... игрушки, и с огромным удо­вольствием возятся с волчатами, совершенно доброволь­но беря на себя обязанности нянек.

Все прекрасно знают о таком загадочном явлений, как волчий вой. Но решительно непонятно, зачем стая сама заявляет о своей слабости, когда она воет без ба­совых нот?

И последний штрих, чтобы портрет стал детальнее: волк очень осторожен априори, в том числе и во время иерархических поединков. Это и понятно — любая трав­ма очень сильно понижает шансы волка выжить и под­рывает обороноспособность стаи.

И собаки, эти домашние волки, во многом очень сильно напоминают волков диких.

Мы лишили кавказских и азиатских овчарок их ес­тественной стаи, дав им взамен совершенно иную стаю. Что же она значит для собаки? Давайте попробуем ра­зобраться.

СТАЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ


Если беспристрастно рассмотреть большинство со­бытий, происходящих вокруг нас, то совсем несложно заметить, что все они в той или иной степени преследу­ют всего лишь две цели:

1) создать как можно более сильную стаю;

2) занять в ней как можно более выгодное положение. Судите сами: самая большая из известных нам стай - земляне, с вожаком человеком. Членами этой стаи являются все живые существа нашей планеты. О соперниках этой стаи можно лишь предполагать, но как активно мы готовимся к встрече с ними! Вспомните все известные вам фантастические романы и фильмы. Тер­ритория нашей стаи — планета Земля. Все ее жители принципиально делятся на хищников и жертв. Любо­пытно, что объединения жертв носят названия, отлич­ные от стай хищников, — стада, косяки и пр.

Основным признаком стаи является ее территория. И, если вы помните, основным делением человеческой стаи является территория - государство. А из-за чего происходили решительно все известные вам войны? Правильно, «территориальные претензии», то есть борь­ба за территорию чужой стаи с тем, чтобы улучшить жизнь своей собственной.

Вообще создается впечатление, что тот же человек только и делает, что ищет повод для создания более удобной для себя стаи.

Итак, на этом этапе основным признаком стаи ста­новится государство. Здесь же наблюдается «обратная связь»: государство для усиления своей стаи ищет силь­ных союзников. Так возникают всевозможные блоки: НАТО, Евросоюз, СССР и т.д.

Сама же стая продолжает «делиться», а на самом деле — объединяться по ряду возможных признаков:

• по уровню благосостояния (олигархи, закрытые клубы);

• по принадлежности к политическим партиям (ком­мунисты, фашисты и пр.);

• по профессиям (профсоюзы, цеха, «военные» и пр.);

• по увлечениям (филателисты, нумизматы и пр.)

Дальше: футбольные болельщики делятся на «фанов» той или иной команды, меломаны—на поклон­ников той или иной группы или исполнителя (причем до этого они разделились/объединились по своей при­надлежности к направлению в музыке: «рокеры нена­видят реперов» и т.д.)

И так до бесконечности! Жители городов противо­стоят селянам, образуя, в свою очередь, «районные стаи». Дальше объединяются соседи по дому (двору), лестнич­ной площадке и т.д. В конце концов мы приходим к человеческой «семье-стае». Весьма показательно, что абсолютно всегда в организации этих стай, будь то пар­ламент или бандитская группировка, мы можем наблю­дать линейность как характеристику ее иерархического построения.

Стаи хищников (тех же волков) достаточно стабиль­ны: выяснив свой статус, волк практически никогда не пытается его пересмотреть. Существует мнение, что более сильная особь в силу временных обстоятельств может занять подчиненное по отношению к более слабой особи положение. И так будет уже в течение всего времени, пока будет существовать стая!

Читатель, обрати на это обстоятельство свое благо­склонное внимание! Ведь тебе предстоит создавать стаю с самым сильным и гордым представителем семейства псовых.

Смена расстановки в волчьей стае происходит только в случае форс-мажорных обстоятельств. В человечес­ких стаях действуют другие принципы. И здесь я хотел бы подробнее остановиться на одной интересной дета­ли, на одной особенности человека.



По сути, человек — единственный хищник с воз­можностями жертвы (запомни это, читатель! К этому обстоятельству мы еще будем вынуждены вернуться). И действительно, по своим физическим возможностям че­ловек — самый слабый из хищников. У него нет зубов и когтей; он слаб физически, да еще с плохоньким ню­хом; его кожа абсолютно не способна ни защитить, ни спрятать, ни спасти от холода; реакция и скорость его весьма посредственны. Без оружия человек не спосо­бен убить даже теленка, чтобы утолить свой голод. Но милость Природы позволила ему стать безраздельным властелином над всеми живыми существами. Она дала ему мозг. По этой причине человек стал Человеком. Разум дал человеку возможность удесятерять, а в ко­нечном счете и увеличивать в миллионы раз свои силы, превращая в оружие окружающие его предметы, а не свое собственное тело4. Это привело к весьма специфи­ческим переменам. Теперь человеческая стая может рас­сматривать как свою территорию, находящуюся в ты­сячах километрах от территории ее проживания. Теперь человек имеет возможность занять более высокое поло­жение в стае не благодаря собственным возможностям, а посредством специфических видов оружия, каковы­ми являются лесть, обман, интриги, подлость, ложь, клевета, наследство, воровство и пр., пр., пр.
4 О том, к каким последствиям это привело, см.: Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
Где уж тут волку тягаться...

Человек изобрел деньги, которые стали служить в том числе и мерилом значимости в стае того или иного ее члена.

В этой связи мне вспоминается один хрестоматийный пример сущности денег.

Некая дама приехала в гостиницу и заплатила вперед за неделю 1000 рублей. Хозяин гостиницы отнес их автослесарю, которому должен был за ремонт автомобиля; тот занес их вла­дельцу магазина готовой одежды за костюм; хозяин магазина отдал их домовладельцу в качестве арендной платы; последний же вернул эти деньги хозяину гостиницы, так как одалживал у него. После этого вернулась дама. сообщила о своем нежелании жить в гостинице. Более того, она заявила, что деньги, кото­рые она дала, - фальшивые, и сожгла их.

Что мы имеем в итоге? Любопытный феномен, не правда ли?

Разум изменил и саму суть инстинктов человека.

Например, половой инстинкт, или «инстинкт люб­ви» (по определению Конрада Лоренца), человек из инстинкта продолжения рода превратил посредством своего разума в источник получения физического удо­вольствия, устранив его суть - собственно продолже­ние рода. Презервативы, проституция, половые извра­щения, аборты, порнография, нетрадиционная половая ориентация, всевозможные аксессуары — какое все это имеет отношение к воспроизводству своего рода?

Для сдерживания другого великого инстинкта — аг­рессии — человек вынужден изобретать по сути бессмыс­ленные спортивные состязания, в то же время как бы решающие чисто иерархический вопрос лидерства в фор­мальной или даже вовсе несуществующей стае.

Понимая сложность своего существования разумом, зная, опять же благодаря разуму, о своей конечности (ведь человек единственное существо, знающее о своей смертности!), человек пытается отключить свой разум алкоголем, наркотиками или хотя бы снотворными сред­ствами. Но это уже другая история.

Претерпевая такие серьезные изменения, человек пытается сдержать многие нежелательные тенденции, ставя на их пути морально-этические барьеры и созда­вая Закон.

Но основные законы человеческой стаи остаются неизменными - борьба за лидерство (власть) внутри стаи и охрана территории стаи.

Обратите внимание на то, как ведут себя люди од­ной национальности в чужом государстве: они создают всевозможные землячества, диаспоры и союзы. Это вам ничего не напоминает?

И еще два примера из жизни человеческой и жи­вотной стай.

Знаете ли вы о том, что.. оказавшись на территории чу­жой стаи, крыса мгновенно умирает от разрыва сердца? Та­ким образом милосердная природа избавляет ее от неизбежной и страшной смерти от зубов сородичей.

...В течение тысячелетий еврейский народ подвергался ужасным гонениям, а антисемитизм и сегодня широко распрос­транен практически во всем мире. В чем причина? Не в том ли, что евреи как стая были лишены своей территории?

Одной из специфических человеческих стай явля­ются собаководы, они же «собачники».

Решив завести азиатскую/кавказскую овчарку, вы вольно или невольно становитесь членом этой стаи. Теперь вам станут близки и понятны проблемы, о су­ществовании которых еще вчера вы и понятия не имели. Очень скоро вы поймете, что проблемы эти одинаковы для всех ваших новых знакомых и друзей. И рано или поздно, но вы обязательно почувствуете единение с ними. Если же, не дай Бог, вы станете участником какого-нибудь конфликта, связанного с собаками, то наверняка выступите уже в роли защитника интересов своей стаи. Так или примерно так происходит станов­ление человека-собачника.

С очень большой вероятностью я могу предполо­жить, что отныне вас начнут раздражать «спортсмены», любящие побегать трусцой исключительно в местах выгула собак. Вы станете иначе относиться к дворнику, делающему вам замечания, и к людям, то советующим надеть на собаку намордник, то высказывающим свое недовольство, дескать, людям кушать нечего, а тут «со­бак позаводили». Вас станут раздражать люди, не любя­щие собак, потому что вы начнете считать это не впол­не нормальным. И если вы случайно станете свидетелем того, как «живодеры» умерщвляют бездомных собак, то вполне вероятно, что вы испытаете приступ такой жгу­чей ненависти, что сами испугаетесь.

И однажды вы обязательно задумаетесь над теми переменами, которые в вас произошли, и поймете, что вы стали считаться с законом собачьей стаи, то есть Закон этот стал вам понятен. Но это только внешняя часть проблемы. Чтобы ваша собственная собака не доставляла вам огорчений, вам предстоит создать но­вую «стаю», с новым Законом. И самое сложное здесь то, что каждый раз это предстоит делать заново, каждая но­вая человеческо-собачья стая начинает свое «законотвор­чество», что называется, с нуля. И я здесь могу помочь только советом. Все остальное зависит только от вас.

Итак, дорогие читатели, вы стоите на пороге важ­нейшего события в вашей жизни. Сейчас вы начнете меняться, начнет меняться ваш быт и образ жизни, и, самое главное, изменится ваша семья. На ваших глазах она превратится в «стаю-семью».

Но не бойтесь, я буду рядом с вами.

«СОБАКОЛЮДИ» ИЛИ «ЧЕЛОВЕКОПСЫ»?
Русская православная церковь считает, что собаке не место в доме. Мусульмане считают собаку грязны животным. О чем это свидетельствует? Неужели люди в компетенции которых находятся человеческие души, не понимают, как собаки эти самые души лечат? Веро­ятно, консерватизм, помноженный на чисто человечес­кий эгоцентризм.

Да и Церковь ведь тоже могла ошибаться, верной Иначе не извинялся бы Папа Римский перед народами за преступления Католической церкви перед ними.. Наверное, в этом вопросе у каждого своя правда. Д так и должно быть.

Но коль уж вы приняли решение завести собаку, то для вас наступило время действовать, а не философ­ствовать. За исключением тех случаев, когда вы решили просто посадить собаку «на цепку». Здесь ваши мозги напряжения не испытают и будут себе сладко дремать и дальше.

Если же вы хотите жить вместе с волкодавом, то вам предстоит сложный и увлекательнейший процесс соотнесения человеческого и собачьего «законодательств» и обеспечения их бесконфликтного сосуществования.

Задача, доложу я вам, еще та! Но вы ведь сами это­го захотели, верно?

Мне кажется, что по своему отношению к собаке все люди делятся на четыре категории, то есть на тех кто:

1) не любит собак и не живет вместе с ними;

2) не любит собак, но живет с ними (нужны в хозяйстве);

3) любит собак, но не живет вместе с ними (h( возможности);

4) любит собак и живет вместе с ними (активные или собачники).

Выразив свое понимание позиции первых (уважая их как противников — членов другой «стаи»), свое пре­зрение - вторым и сочувствие — третьим, я подробно коснусь только четвертых. Именно они являются на­шими с вами «состайниками».

Вот они-то, собачники, как раз и делятся на «собаколюдей» и «человекопсов». Не подумайте, что это про­сто «фигура речи». При похожести названий эти груп­пы собаководов исповедуют принципиально различные этологические подходы в построении своих взаимоот­ношений с собственной (да и с чужой тоже!) собакой.



«Собаколюди» пытаются понять собаку. Для этого, прочитав всю доступную им литературу, они стараются в каждой сложной ситуации поставить себя на место собаки, сами становятся как бы «немного собакой».

«Человекопсы» просто боготворят собаку; они ста­раются понять ее, перенося на нее свои сугубо челове­ческие понятия, мотивы и оценки. И действительно, собаку легче понять, если убедить себя в том, что она точно такая же, как ты сам. Для этого ни читать, ни думать особо не надо.

Нужно ли говорить, что мне верной представляется позиция «собаколюдей»? Более того, я очень надеюсь, что сам принадлежу именно к ним. Я уверен — с кав­казцами и азиатами нормально жить могут только они...

Боюсь, что позиция «человекопсов» изначально за­программирована на ошибки, могущие привести к се­рьезным последствиям. Хотя их отношение к своим лю­бимцам мне очень понятно и, конечно, вызывает, чисто по-человечески, уважение.

Позволю себе привести лишь несколько наиболее характерных примеров.



Мой клиент, человек с университетским образованием, аб­солютно серьезно поведал мне следующую историю.

Как-то раз они с друзьями поехали отдохнуть на один из днепровских островов, прихватив с собой несколько ящиков баночного пива и мяса для шашлыка. Уже приехав на место, они увидели, что случайно забыли в машине шампуры, и значит, кому-то придется на лодке за ними возвращаться. Ехать вы пал жребий хозяину лайки, он и поехал.

Но друзья его не дождались — принялись за пиво намного раньше. Одним словом, когда хозяин лайки вернулся, пиво уже закончилось. Несдержанные друзья стали извиняться (получи лось действительно некрасиво), и здесь из кустов вышла лайка, причем в зубах она держала... правильно - банку пива! На мое замечание: «Хорошая байка!» — рассказчик обиделся. Он искре» не верил в правдивость этой истории, и никакие доводы и аргументы не могли убедить его в обратном.

Выходит так, что лайка как минимум:

1) знакома с арифметикой;

2) обладает даром предвидения (знает, что хозяин вернется настолько поздно, что пива ему не хватит);

3) беспокоится о здоровье хозяина (прячет всей лишь одну банку) и т.д.

Способны ли собаки на такие действия? Конечно нет. Это всего лишь пример того, как человек перенес свои черты на собаку. На самом деле собаке эта ситуа­ция видится просто: никто из членов стаи от пищи-добычи не уходит. Да и может ли в глазах собаки жес­тянка с пивом являться пищей-добычей?

Второй случай уже не так безобиден и очень четко иллюстрирует подход к проблеме взаимоотношений с собакой «человекопсами».

1993 год, дрессировочная площадка «Республиканский стадион» в Киеве. Среди участников группы - очень крупный кобель, ротвейлер двух лет отроду, и его хозяйка, 40-летняя ж< шина с очень тихим голосом и не очень хорошим зрением.

К сожалению, изменить стиль их общения так и не удалось, что закончилось для хозяйки сломанным предплечьем (вследствие укуса).

А стиль был следующий.



Хозяйка (тихим голосом): Сядь.

Ротвейлер недовольно «рыкает».

Хозяйка (так же): Ну сядь, что тебе стоит.

Ротвейлер рычит.

Хозяйка (не изменяя интонации и тембра): Ну посмот­ри, все собачки уже давно сели, а ты... Не стыдно тебе? Ну сядь, сядь. Ну что тебе стоит, а? А я тебе дома колбаски дам. Ну, смотри, какие все собачки послушные, один ты не хочешь слу­шаться. (И дальше все в таком же духе.)

Вероятно, хозяйка была искренне убеждена, что ее уговоры собака понимает дословно. Рывок поводком или подзатыльник она считала по меньшей мере садизмом, а строгий ошейник — орудием пыток, доставшимся нам от инквизиции. Ротвейлер же вел себя именно так, как и должен был себя вести.

Задайте себе вопрос — правильно ли это? Если это демонстрация самому себе собственной доброты, то просто преступно по отношению к собаке.

Иногда начинающих собаководов вводит в заблуж­дение стиль общения «собаколюдей» со своими собака­ми. Да, взрослая собака понимает своего вожака с по­луслова и полувзгляда. Как правило, произносится (негромко и спокойно) только кличка собаки. Нович­ков это впечатляет. Но дело тут вовсе не в том, что собака воспринимает вербальное значение обращенных к ней слов. Просто ее отношения с вожаком были пост­роены на доступных и привычных ей Законах стаи, а проведенные вместе годы научили по мимике, жестам и тону вожака (иногда подкрепляемых незаметным же­стом) «угадывать», что именно требует он в том или ином случае. Оговорюсь сразу - исключительно в спо­койной обстановке; при возникновении экстремальных ситуаций стиль общения мгновенно меняется.

«Помогают» прийти к «человекопсовству» и всячес­кие кинофильмы и телепередачи. Здесь человек обыч­ный монтаж принимает за чистую монету, в другом слу­чае — непрофессионализм ведущих, не видящих прими­тивное трюкачество, но ищущих сенсацию, приводит к обману (иногда— невольно, иногда — умышленно).

В 2000 году в программе «Ноев Ковчег плывет» был показан сюжет следующего содержания: дворняжка (владелец назвал ее «боксером финских линий») умела совершать арифметичес­кие действия любой сложности. Например, «в уме» извлекала квадратный корень. Ведущая испытывала просто мистический ужас пополам с восторгом, неискушенный зритель был потря­сен. Это и понятно - для части аудитории слова «квадратный корень» мгновенно поставили программу на уровень научных, а тут еще собачка отвечала на вопросы, на которые сам зритель затруднялся ответить даже при наличии калькулятора.

И рождается «Великая Загадка»!

На самом же деле любой дрессировщик научит это­му трюку подходящую собаку минут за 20—30, был бы темперамент да (как следствие) желание «тявкать». На­пример, хозяин прикрывает на мгновение веки, и со­бачка начинает лаять, а прекратить лай может только повторное прикрытие век или полное физическое ис­тощение собаки. Вот и весь фокус. Главное тут — само­му знать ответ да со счета не сбиться. Причем это всего лишь один из вариантов.

Точно так же можно научить добрых до идиотизма собак кусать человека, привязывая к любой части тела любимую игрушку, а затем прикрывать ее одеждой. Да мало ли! Лично меня больше всего поразил рассказ одно­го собачника, всерьез утверждавшего, что собаку его зна­комого научили бросаться на человека... по фотографии! Надеюсь, комментарии здесь излишни.

Итак, резюме. Если вы любите собаку—не очелове­чивайте ее сверх меры. Здоровая доля антропоморфиз­ма, конечно, не повредит (особенно в случае болезни собаки), но палку перегибать нельзя!

Иначе окажетесь в числе «человекопсов». А они — прекрасные люди, но плохие собаководы.

Ваша цель — «собаколюди».


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Если кавказец или азиат для вас
1892.55kb.
«Я вас сейчас удивлю. На обложке этого номера написано «маленькие квартиры». И вы, конечно, ждете от меня текста про решение сложных задач и про то, что нам нужно только истинно ценные вещи и метры, ла-ла-ла
20.1kb.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них
48.89kb.
Современные приметы
544.31kb.
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. У вас еще есть время, чтобы максимально помочь своему ребенку подготовиться к школьному обучению
32.03kb.
Как зовут этого человечка, вы догадались. Точнее, это он вам подсказал. Имя его Стереотип, от греческого «stereotypos», что в переводе значит «твердый отпечаток»
43.6kb.
В старые добрые времена вы подписывали пожизненный контракт с большой корпорацией. Она учила вас, воспитывала вас и ставила вас на ступени, ведущие вверх
2355.71kb.
Она должна быть доступна для большинства, независимо от места обитания
68.47kb.
фольга для тиснения товарной позиции 3212; в) ароматизированная бумага или бумага, пропитанная или покрытая косметическими средствами (группа 33)
426.4kb.
Тестовые задания по истории России Советского периода
43.24kb.
Что значит, не совсем? Зови этого барана
725.49kb.
Стажировка в Греции Новый набор на сезон 2010!
27.91kb.