grandov.ru страница 1
скачать файл
ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ

(Творчество, как религиозный акт)

Часть 1. Взаимоотношения Творчества и Религии

1.КТО, ЕСЛИ НЕ ПАДЧЕРИЦА?

  Данная статья посвящена исследованию вопроса об отношении религии к творчеству. А точнее, об отношении к творчеству верующих людей и церкви.

   Тема эта обширна, можно сказать, что необъятна. Известно, что творчество много почерпнуло из религии. Религиозными сюжетами и темами полна мировая художественная культура. Более того, множество верующих людей, представителей церкви, являются выдающимися учеными, музыкантами, художниками, писателями и поэтами, режиссерами. Казалось бы при таком творческом багаже взаимоотношения между творчеством и религией должны быть самыми безоблачными и радужными.

  Но нет. В этих отношениях не так все просто. Более того, часто трагично. Не всегда творчество желанно в религиозной среде. Не всегда творчество воспринимается адекватно религией, а творчество — в свою очередь, как бы в отместку, не всегда благосклонно относится к религии.

  И дело тут даже не в отдельных персоналиях, не нашедших взаимопонимания с церковью, как это было, например, со Львом Толстым, которого церковь отлучила от себя. И не в судьбах ученых, преданных сжиганию на костре церковной инквизицией, как это было, к примеру с Джордано Бруно. Все эти и другие факты являются лишь следствием отношения религии к творчеству.

  Дело именно в недоверии, отчуждении, неприятии, непризнании, которое присутствует в церкви по отношению к творчеству. Очень многие верующие понимают искусство, как дело нечистое, как искус, искушение от лукавого. Даже, казалось бы, столь очевидные творческие удачи, как недавно вышедший фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» вызвал бурю негодования и неприятия именно в религиозной среде.

И нет, наверное, другого такого явления, которое так высоко ценилось бы в «мирском» обществе, но столь подозрительно воспринималось бы церковью, как творчество.

  Вообще человеческую историю можно рассматривать как борьбу между творчеством и религией. Как чередующиеся эпохи крайностей в отношениях между ними.
  Одна крайность проявляется в том, что человек уходит от Бога вплоть от отрицания человеком самого существования Бога. И сам, на свой аршин творит историю и цивилизацию. Эта крайность выразилась в атеизме и в воинствующем безбожии человека, и осуществлялась в стремлении достичь общественного расцвета «своей крепкою рукой».
  Другая крайность состоит в игнорировании религиозным человеком человеческого фактора и значения собственной деятельности перед лицом Бога. Человек уходит от самого себя, уповает только на спасение от Бога. И перестает творить.
  Эта крайность выразилась в эпохе церкви, которая ведет непрекращающуюся до сего дня войну с человеческим в человеке, с его творчеством, а в конечном итоге с его значением, достоинством и правами. В этой истории отчуждения есть свои причины, и своя тайная интрига, которой, собственно и посвящено исследование данной статьи.
  Почему творчество является нелюбимым дитем в христианском доме? Словно оно незаконнорожденное, словно от другого брака? И заниматься им постыдно и грешно?


2. ПРИЧИНЫ НЕДОВЕРИЯ

  Не так давно я видел телепередачу, в которой одна знаменитая и всенародно любимая актриса, сыгравшая во многих фильмах и спектаклях, отрекалась от своих ролей, называя их бесовским обольщением. Причина — она уверовала в Бога. И вот через приходского батюшку, якобы, Бог, внушил ей такое отношение к искусству.
  Вот я и задумался, почему у священнослужителей такое отношение к творчеству?
  Первая причина, что называется, лежит на поверхности. Творчество связано с фантазией человека, с выдумкой, а это многими верующими воспринимается как ложь, нечестность, уход от правды. Творчество, по мнению многих верующих, занимается не тем, чем нужно, прославляет вовсе не те ценности, которые нужно прославлять. И вообще отводит человека от Бога, от истины.
  Особенно ревностны верующие, когда предметом творчества становятся религиозные темы и сюжеты. Что вполне объяснимо. Верующие очень трепетно относятся к библейскому, или какому другому Священному тексту, и всякое движение не по канону или в сторону от канона однозначно воспринимается ими как ересь, богоотступничество.
  Вспомнить хотя бы недавний скандал с книгой и фильмом «Код да Винчи», когда церковь выступила с официальными опровержениями художественного произведения. Мол, в действительности, все было иначе, нежели показано в фильме, чем невольно поставила довольно заурядное, с моей точки зрения, произведение в один ряд с Библией. Сама мысль автора фильма, что у Христа могла быть жена, воспринялась верующими чудовищным кощунством, богохульством.
  Или вспомнить историю с книгой «Сатанинские стихи» Салмана Рушди, за которую вожди ислама заочно приговорили автора к смерти. Но какие бы мысли ни содержались в этой книге, согласитесь, что приговаривать к смерти ее автора за одни лишь мысли - это уже слишком.
  Если отступление от религиозного канона воспринимается верующими как грех, то в таком случае, любое творчество — это грех и Богоотступничество, потому что любое истинное творчество — это создание нового и выход за рамки канона. Творчество, которое повторяет уже существующий образец — это всего лишь ремесленничество, копирование, и не несет в себе настоящей художественной ценности.
  Ценность творчества и состоит в умении увидеть иначе, по новому, выйти за рамки стереотипа, найти новый смысл и отыскать истину там, где ее не видели раньше.
  И выступая против творчества, религиозные люди фактически выявляют собственное непонимание специфики и сути творчества, как впрочем, и отсутствие способности к принятию или хотя бы толерантному отношению к иной точке зрения, которую представляет им творчество.

3. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

  Многие верующие не понимают того, что творчество, как и религия, также сосредоточено на истине. Но ищет, открывает и познает ее не в том, в чем видит истину религия.
  В понимании верующих только то творчество является истинным и полезным, которое согласуется в их представлении с истиной религиозной, точнее сказать с истиной догматической.
  У верующих есть свой критерий оценки творчества. Если творчество соответствует Библии, значит, оно — истинное. А не соответствует, значит ложное. Но разве истина — это догма? Разве истина — это доктрина? Разве истина — это только пересказ событий, произошедших две тысячи назад? Разве истина состоит только в формальном признании, что существует Бог или что Иисус Христос — спаситель человечества?
  В чем видит состоит истина для религии, и в чем ищет и видит истину творчество?
  Для религии истина, Бог пребывают в Священных Писаниях, догмах, доктринах и учениях, в религиозных традициях и обрядах, в опыте святых. Истина для религии институциональна, то есть связана с церковью, синагогой, мечетью, с клиром священнослужителей, служителями культа.
  Тогда как творчество свободно в поиске истины и ищет истину везде, и прежде всего в самом человеке. Даже если творчество описывает красоту природы, то делает это именно через личностный взгляд человека.
  Религиозная истина во многом отчуждена от человека, то есть между человеком и Богом стоит церковь, священники, традиция в качестве посредников. Тогда как в творчестве творец, автор непосредственно предстоит перед истиной.
  Кроме того, творчество в соответствии со своей спецификой постоянно ищет истину, в то время, как религия по большей части почитает себя, ее уже нашедшей и достигшей. Этакой хранительницей истины, будто бы истина — это музейный экспонат.
  Более того, творчество, опять - таки в силу своей специфики, не просто ищет истину, оно истину создает. Точнее сказать, воплощает, проявляет. Автор произведения не просто делится своим видением мира, он рождает это видение, и также воплощает его в материале. В то время, как религия в большинстве случаев лишь представляет «готовую» истину.
  И здесь мы подходим к основной, на наш взгляд, причине неприятия творчества многими верующими людьми. Религия отказывает творчеству в праве на истину, настаивая только лишь на своем монопольном праве на нее. Поэтому религия способна признавать только то творчество, которое подтверждает религиозные доктрины, да и то лишь во вспомогательном качестве, типа служанки или падчерицы, выполняющей самую неблагодарную работу. А вся слава и дивиденды должны, разумеется, принадлежать при этом религии, а не творчеству.
 

4. СПРАВЕДЛИВЫ ЛИ ПРЕТЕНЗИИ?

  Но права ли религия, настаивая на своей монополии на истину? Что из себя на самом деле представляет религиозная истина, выраженная в Библии или в других Священных Писаниях, зафиксированная в догме и доктрине?

  Дело в том, что любой рассказ о Боге, об истине, представленный в Библии, содержащийся в догмах и доктринах, каким бы правдоподобным он ни был, является ничем иным, как художественным образом событий или лиц, вовлеченных в события.

   Иными словами, одно дело — реальный Иисус, или Давид, или Авраам, и другое дело, рассказ о них тех людей, которые и написали Библию. Текст остается текстом, пусть даже Богодухновенным, и никак не подменяет, да и не может заменять собой реальности.

  Библия рассказывает о Боге, но не является при этом Самим Богом. Приходится говорить столь подробно об очевидных вещах, потому что в религии существует стойкая тенденция обоготворять букву, идеализировать текст, приписывая ему Божественные свойства.

  Итак, художественный образ Христа, созданный авторами Нового Завета, сколь бы правдоподобным он ни был, не в состоянии отразить всей глубины личности Иисуса. Как не в состоянии отразить все глубины личности человека его портрет, или описание.

  Кроме того, одно дело создать художественный образ, как, это сделали авторы Библии, и другое дело воспринять этот образ. Каждый человек по-своему воспринимает его.

  Именно этим обстоятельством объясняется, что у каждой деноминации или концессии — свой собственный Иисус. К примеру, в одной деноминации Иисус воспринимается в еврейском одеянии, в другой — в европейском. Так, многие средневековые мастера живописи изображали евангельские события, погруженными в типичный европейский пейзаж и контекст.

  У католического Иисуса — один характер, у православного — другой, и третий — у Иисуса протестантского. Свой Иисус у Свидетелей Иеговы, свой — у пятидесятников, свой — у адвентистов. Иисус баптистов никогда не позволит себе того, что делает Иисус харизматов. А Иисус мессианских евреев иной, нежели Иисус у любавических хасидов.

  И если бы это было не так, если бы все концессии и религии видели одного и того же Иисуса, то не было бы нужды им враждовать и разделяться между собой. Апостол Павел говорит христианам - «Почему вы разделяетесь между собой, разве Иисус разделился Сам в Себе?» Но при этом сам Павел видел Иисуса иначе, чем остальные апостолы, благодаря чему у Павла была своя специфическая миссия и понимание.

  В том то и дело, что истину каждый воспринимает по-своему. Если воспринимает ее вообще. И если не пользуется для этого готовыми шаблонами. Это - то откровение, которое творчество способно дать религии.
  Я вспоминаю, какие споры вызвало обсуждение книги «Мастер и Маргарита» М.Булгакова на христианском интернет-форуме. «Это не библейский Иисус» - в один голос заявили представители церкви различных деноминаций. Да и как им можно было принять Иешуа у Булгакова, когда они не способны принять Иисуса в соседней деноминации?
 
5. В ЧЕМ ЖЕ ВЫХОД?

  Выводы, следующие из сказанного, очевидны. Никто на земле не может претендовать на окончательную истину в последней инстанции. Иными словами, ни у кого нет, и не может быть монопольного права на истину. Потому как каждый воспринимает ее относительно и неполно.
  И стремление к полноте познания истины подразумевает, прежде всего, большую близость к Богу и получение от Него своего собственного образа истины, личного откровения об истине.

  Это происходит тогда, когда человек уже не удовлетворяется доктринальным уровнем понимания истины, а стремится войти с ней в личные отношения. Как говорит Библия, «праведный своей верой будет жив».

   Бог не заинтересован в унификации человека, но наоборот, в предельном разнообразии. Поэтому, чем более человек приближается к Богу, тем более он становится личностным, субъективным, авторским, творческим.

  С другой стороны, чем более человек становиться субъективным в своих отношениях с Богом, с истиной, тем более он укореняется в истине и тем менее он зависим от того образа истины, который ему предлагают другие. Лучше пить из собственного колодца и не зависеть от милости других.
  Конечно, когда нет собственного, тогда приходится пить из чужого. Укореняясь в истине, понимая субъективный характер истины, человек становится более терпимым и толерантным к иному образу истины.
  И конечно, он становится более свободным.
  Таково откровение творчества для религии.


Часть 2. Битва за Богочеловечество

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА

  Давайте задумаемся о том, какую роль играет творчество в человеческой жизни.
 Даже поверхностный взгляд человека вокруг себя не может избежать того, чтобы не видеть творений рук человеческих. Мы окружены цивилизацией, созданной человеком. Живем в домах, которые придумали, спроектировали и построили люди. Регулярно пользуемся предметами технического творчества — радио, телевидением, часами, автомобилями, компьютерами, телефонами и т.д. Носим одежду, которую скроили и пошили мастера своего дела. Употребляем в пищу продукты, созданные человеком. Слушаем музыку, читаем книги, смотрим фильмы, спектакли, телевизионные передачи — все это так же творения рук человеческих. Живем в городах и селах, созданных человеком, и сами погружены в мир творчества.
  Без всякого преувеличения можно сказать, что каждый живущий человек занимается творчеством в том или ином виде. Он познает мир, производит предметы потребления, творит молитву и отношения, создает произведения искусства. Да и сама жизнь, прожитая человеком ответственно и целеустремленно — это тоже творчество, может быть, наивысший вид творчества — творение своей судьбы, сотворение себя.
  Жажда творчества, стремление к творческой, личностной реализации соизмеримо в человеке разве что с самой жаждой жизни.
  И пора задаться вопросом — откуда в человеке это стремление и жажда творить? Почему зов творчества так силен в человеке, что он не может не творить? О чем вообще свидетельствует человеческое творчество? И если еще шире - что такое человек? Или кто такой человек, если он не может не творить?

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

  Если встать на библейскую позицию, то необходимо признать, что человек — это образ и подобие Божье. С точки зрения Библии Бог придумал и создал человека по Своему образу и подобию, примерно так, как автор книги или фильма, симфонии или картины создает свое произведение по своему образу и подобию.
  С точки зрения творческого человека, творчество — это поиск гармонии и совершенства, поиск смысла и красоты, поиск одухотворенности, по сути, как сказал бы верующий человек, творчество — это и есть поиск Бога в человеке и через человека в мире. Поэтому и с точки зрения самого творчества, человек — это духовный образ Бога.
  Давайте задумаемся, что означает образ и подобие Божье в человеке?
  Творец, создавая свое творение, вкладывает в него свое видение (понимание), свой смысл, свои силы, свою душу, иными словами, творец вкладывает в произведение самого себя.
  Совсем не обязательно, чтобы творческое произведение было внешне, то есть по форме похоже на своего создателя. Но внутренне — это слепок с его души, с определенного состояния души. И любое произведение на самом деле очень многое говорит о его авторе, потому как является его воплощением в материале. Хотя при этом произведение не является самим автором. Но это и есть образ и подобие — внутреннее единство, адекватное выражение сущности творца в произведении.
  И если Бог творит по определению, так как одно из определений Бога — Творец, то и человек, созданный по образу и подобию Божьему, творит также. Не может не творить, покуда в нем сохраняется образ и подобие Божье.

  КУДА ВЕДЕТ ТВОРЧЕСТВО?

  Что означает сам творческий акт? О чем он свидетельствует нам? Куда ведет человека творчество?
  Творчество человека — это фактически лучшее доказательство бытия Бога, творчества Бога. С другой стороны, ничто лучше не может объяснить нам стремление человека к творчеству, как творчество Самого Бога.
  К примеру, Библия говорит нам, что Бог - Творец создал мир для обитания в нем человека, что весь мир — это дом для человека. И человек, созданный по образу и подобию Божьему, также творит, создает себе дом. Человек словно бы копирует Бога в своем творчестве. Архитектор создает план здания, который потом воплощает в материале строитель. Художник рисует с натуры красоты природы, созданные Творцом.
  Если творит Бог, значит, и творит человек. И человек творящий — это лучшее свидетельство того, что он сотворен Творцом.
  Особенно это видно, когда мы исследуем движущую силу или мотив творчества. Ими являются стремление творца реализовать себя, раскрыть тот созидательный потенциал, который в нем заложен, выразить себя в материале, воплотить в дело, в созидание.
  Творчество — это реализация творца, продолжение его самого, воплощение творцом себя самого в творении. Если так обстоит дело с творчеством человека, значит подобное происходит и с творчеством Бога. Бог воплощает Себя в Своем творении, точно так же как Микеланджело воплощает себя в камне, в скульптуре.
  Поэтому по мере развития творчества человека, происходит все большее уподобление его Творцу. Верно и то, что по мере своего духовного развития, человек все более становится творческими, реализующем в себе это творческое начало Бога. Начало, которое настойчиво требует в человеке выхода и реализации.
  Раскрывая, реализуя свой творческий потенциал, человек на определенном этапе приходит к удивительному и парадоксальному выводу - что он не одинок в своем творчестве, что ему в творчестве помогает какая-то неведомая сила. Что же это за сила?
  Верующий человек знает, что в его собственном творческом акте присутствует Сам Его Творец, Бог. Иными словами Бог творит вместе с человеком, через человека! Вы можете представить себе, что когда ребенок чертит палочкой на песке, его рукой движет Бог?
  Но Библия вполне объясняет нам этот феномен: Бог-Отец воплощает Себя в человека, продолжает Себя в человеке. Творя человека, Бог создает из него Храм, в котором Он, то есть, Бог обитает. Иными словами, человек задуман и создан как жилище Бога, как сложносоставное единство с Богом.
  По проекту Творца, человек — это Бог в человеческом образе. Это Он же Сам, Творец только не в виде Духа, а в виде человека. Точнее, Богочеловека.
  Можно сказать, что человек — это форма существования Бога, проявление Бога, выражение Бога, Его реализация. Создав человека Бог, образно говоря, скроил Себе рубашку, которую потом Сам же и одел. Подобно тому, как религиозный еврей одевает перед молитвой талит - специальное молитвенное одеяние, символизирующее, что во время молитвы он облачается в духовный свет, то есть, в Бога, так и Сам Бог облачается в Свое творение, в человека. Поэтому творчество человека ведет его к Богу, к своему Создателю, к своему совершенству.

 МИСТЕРИЯ БОГОВОПЛОЩЕНИЯ

  Но человек — это ведь не просто костюм, пусть и умеющий чувствовать, думать и говорить. Он обладает свободной волей, как и Сам Творец по образу и подобию Которого человек создан. Творец не может не обладать свободной волей, так как всякое творчество невозможно без свободы. Там, где существует жесткая запрограммированность, обусловленность, там нет свободы, там невозможен свободный маневр, там не может быть и творчества.
  К примеру, камень не может сам творить. Он даже не может самостоятельно двигаться.
Но чем выше духовная организация творения, тем большей свободой и сознательностью оно обладает. Поэтому камень не творит, но человек может творить из камня. Бог же способен из камня, одухотворив его, создать человека.
  И вот кусок плоти, как говорит Библия — прах земной, становится в «руках» Божьих человеком. Первый человек даже назван так — Адам, что в переводе с иврита (адама) — означает земля, земной.
  Но как человеку узнать о свободе, которой он наделен? И более того, как научиться ею пользоваться? И вот Бог ставит человека перед испытанием — древом познания добра и зла.
И перед фактом Своего запрета человеку вкушать плоды с этого древа.

  Так человек познает, что у него есть свобода выбора поступить так или иначе. И есть ответственность за свой выбор. "Смертью умрешь" - говорит Бог человеку, если тот вкусит плод с древа познания. Это не что иное, как цена, которую человек платит за познание того, что он - Бог. "Вот, Адам стал, как один из нас, зная добро и зло" - сказал Бог после вкушения Адамом запретного плода, - " и теперь как бы ни простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".

   Плоды от древа жизни человеку еще предстояло вкусить, а пока он должен был пройти путь познания добра и зла и научиться быть ответственным. Фактически вся история цивилизации после грехопадения человека — это обучение человека ответственности за свои решения и действия.

  Но Богу недостаточно просто создать человека пусть даже обладающего свободной волей и ответственного в своих поступках. Богу нужен соработник, сотрудник, сотворец, чтобы вместе творить дела Божьи. Необходимо также, чтобы человек осознал себя частичкой Бога, Богочеловеком, существом равным Богу. Великому архитектору нужен и великий строитель. А великому композитору - великий исполнитель. Потому что посредственному строителю и исполнителю никогда не передать того, что задумано великим архитектором и композитором.

   И здесь продолжается мистерия Боговоплощения, как сказано в Библии - «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Коринфянам 15, 47). Бог подготавливает, а затем и осуществляет приход   Мессии, целью Которого является привести человека к познанию истины и дать ему вкусить плоды с древа жизни.

  Как же еще иначе творению Божьему, человеку, слепленному из земли, осознать себя частью Бога, фактически Самим Творцом, Богом, Господом с неба, как ни увидеть явный пример, который показал бы смысл и цель человеческого существования и научил бы человека жить в соответствии со своим призванием.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА

  Библия говорит, что во Христе Бог усыновил Себе мир. Иначе говоря, через Христа человеку открывается его собственная цель и смысл. Христос — совершенный человек и одновременно Бог, одним словом, Богочеловек — является венцом развития человека. Человек в результате эволюции должен стать таким, как Христос, подобным Ему.
  Христос же так говорит о Самом Себе «Я и Отец — одно... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». (Евангелие от Иоанна 10, 30; 5, 19-20)
  О том, как жил и чем занимался Бог, воплощенный в человека или совершенный человек повествует Библия. Богочеловек занимался.... творчеством. С детских лет Он изучал Священные Писания — Тору в синагоге, то есть познавал истину через религиозные источники и добился в этом сверхъестественных успехов, так что даже мудрые учителя удивлялись знаниям мальчика. Вообще истинное познание — это так же творчество. Верно и обратное утверждение, что творчество — это познание, о чем мы подробнее поговорим далее. Познавая истину, человек творит себя. А творя себя, он также творит и мир вокруг себя.
  Затем Иисус освоил плотницкое дело и работал плотником. Ремесло — это - то же творчество, в ремесле человек познает и овладевает секретами мастерства, он учится владеть формой, господствовать над ней. Он создает практические вещи, которые делают жизнь более удобной и комфортной.
  И наконец, в последней фазе Своей земной жизни, Иисус выступает как учитель, проповедник, пророк, целитель, и чудотворец. Он становится мастером Слова, которым оживотворяет, одухотворяет, исцеляет души и тела. И таким образом — через посев Слова, через Свои поступки - Он творит нового человека, новые отношения между людьми, новый мир. Во Христе творчество человека обретает полноту и совершенство Бога.
Часть 3. Становление Богочеловека

ГОРЬКИЙ ПЛОД ПОЗНАНИЯ

  Итак, человек должен стать не меньше, чем Богом через открытие в себе самом Божественного потенциала творчества и его реализации. К этому он призван и для этого снаряжен всем необходимым. Осталось пройти сам путь, реализовать свое призвание.
 B чем и состоит смысл человеческой жизни.
  Однако достичь этого чрезвычайно трудно. Любой творец, мастер знает о том, как нелегко бывает создать совершенное произведение и преодолеть «сопротивление материала».
  Так же, как он знает о том, что в основе любого значительного произведения лежит конфликт, то есть борьба, без которой невозможна сама победа и достижение результата.
Любой сюжет обязательно содержит в себе путь или развитие, которое и есть суть борьба противоборствующих сторон. Завязка - кульминация - развязка. Чем выше напряжение, чем драматичнее борьба, тем значительнее победа.
  Сама борьба оказывается необходимой для утверждения торжества добра над злом. Без умения побеждать, герой произведения просто не является героем. Как победитель не может стать таковым без наличия противника.
  Так и для того, чтобы стать Богом, человеку нужно победить своего духовного противника. И здесь на арену выходит дьявол, сатана. Библия называет его еще искусителем. Именно он искусил Еву, а затем и Адама, подтолкнув их на путь познания.
  На самом деле искушение необходимо человеку именно для того, чтобы сделать его искусным, искушенным, то есть совершенным.
  Любое дело требует своего умения или искусности, преодоления неумения способом научения и тренировки или, как можно еще сказать, искушения. Когда человек становиться все более и более искусным. К примеру, человек не может научиться ходить, если не научиться держать равновесие и двигаться при этом вперед. Научившись ходить, он может усовершенствоваться настолько, что даже может ходить с закрытыми глазами по очень тонкому канату.
  Равно человек не станет и Богом, если не научиться подчинять плоть духу и преодолевать все искушения. Если не сможет побеждать дьявола.
  Но дело обстоит таким образом, что победить дьявола может только Бог, а не человек. Поскольку дьявол превосходит человека и по силе и по мудрости и по знаниям. Ведь дьявол — это духовная сущность и, в отличие от человека, лишен немощей плоти. Поэтому человек вынужден в этой борьбе искать Бога, идти к Богу за спасением, за силой, за мудростью, за всем, что будет необходимо ему для победы над противником.
  Познавая зло, человек вынужден искать ему противоядие или спасение от зла. Чем больше зла познает человек, тем больше силы добра ему нужно, чтобы преодолеть, победить зло. Так человек вынужден искать Бога и облекаться в Его мудрость и силу, фактически в Самого Бога. Ведь дьявол — это воплощение зла, тогда как Бог — воплощение добра.
  Так человек, сталкиваясь с препятствием, которое кажется ему непреодолимым, обращается к тому, что выше и больше него, чтобы и самому возрастать и преодолевать самого себя.
 
СМЫСЛ ИСКУШЕНИЯ

  Именно этим обстоятельством — наличием двух противоположных начал — Бога и дьявола — объясняется весь накал трагизма в человеческой истории. Бог — это бесконечность и поэтому нет предела человеческому совершенствованию в Боге. Но и дьявол — это бездна, поэтому нет предела и человеческому падению в дьяволе.
  И как Христос — совершенный человек, Бог в плоти, так и Его антипод - антихрист — это дьявол в плоти человека.
  Познание добра и зла, выпавшее на долю человека — это познание глубины зла, самого ада, так и познание спасающей силы Бога, Его любви и милосердия.
  Почему же нельзя избежать столь трудного пути?
  Давайте посмотрим, кто же такой первый человек, о котором повествует Библия, Адам?
  B определенном смысле, Адам — это каждый человек, приходящий в мир и все, что произошло с ним, происходит с каждым из нас.
  Каждый (за некоторым исключением) проходит через период счастливого и беззаботного детства подобно жизни Адама в Эдемском саду. И каждый неизбежно теряет это состояние, вкушая плоды познания добра и зла. Иными словами, каждый пребывает в неосознанной близости с Богом, и каждый теряет это состояние невинного блаженства.
  «Куда уходит детство? В какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?» - поется в известной песне. А Библия говорит об этом так — все согрешили и все лишены Божьей славы. Детство уходит вместе с беззаботностью, наивностью и безмятежностью, вместе со счастьем, с детским счастьем, которое есть не что иное, как Царство Божье. «Детям принадлежит Царство Божье» - говорит Христос.
  Но так ли это плохо, как обычно представляют грехопадение верующие, сладостно предаваясь мечтаниям о том, что было бы с человечеством, если бы Ева не вкусила тот злополучный плод или если бы Адам не последовал ее примеру? А ничего бы не было.
В смысле, что не было бы пути развития человека. И он никогда бы не смог стать Богом. Хотя именно для этого, он и был создан.
  Библия говорит, что Адам, первый человек находился в тесной близости с Богом, так что мог слышать Его голос и разговаривать с Ним. Вот это состояние и потерял человек в результате познания зла.
  Но где был Бог, Который говорил с Адамом? Откуда Адам слышал Его голос?
Я думаю, что Бог пребывал в Адаме и Адам слышал голос Божий изнутри себя самого. Однако понять этого он не мог. Чтобы Адам мог понять это, ему нужно было... лишиться Бога.

ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ

  Известна диалектическая закономерность - чтобы найти что-либо, это самое необходимо вначале потерять. Как говорится в известной поговорке — что имеем не храним, потерявши, плачем.

  Для чего же нужно терять? И почему, имея, не храним? Да, потому что не ценим. А чтобы оценить по достоинству и нужно потерять.

   Более всего мы не видим самого очевидного и менее всего мы знаем то, что к нам ближе всего, то есть, самих себя. Ценность познается только через ее потерю. Таков путь познания или осознания. Чтобы оценить добро, нужно сравнить его со злом. Что возможно, когда мы познаем зло, теряя добро.

  Так и с Богом. Человек не может найти, познать и оценить Бога, пребывая с Богом и в Боге. Чтобы человеку открыть Бога, Его необходимо сначала потерять.

   В этом суть познания добра и зла — качество явлений познается через их противоположность. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги...» - сказано в Библии об Адаме и Еве, вкусивших плоды познания. Открытые глаза — это приобретенное знание.  Адам и Ева до грехопадения были облечены в Бога, в славу Бога, но не видели себя со стороны, не понимали самих себя. Глаза у них были закрыты.

Чтобы увидеть себя нужно как бы отойти от себя в сторону, посмотреть на себя со стороны. Или, как еще можно сказать, потерять себя и найти.

В том и состоит смысл и тайна сотворения человека, что последний был сотворен в Боге, то есть, как составная часть Бога, как Богочеловек. Но не осознавал этого. Для осознания себя, он должен был потерять Бога, а потом вновь обрести Его, найтись в Нем, но уже получив опыт Богооставленности, познав добро и зло.

В Новом Завете апостол Павел так характеризует свой духовный путь - " найтись в Нем ( во Христе) не со своею праведностью, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере..." Потеряв Бога, Адам потерял и себя самого таким, каким он был создан. И теперь Адаму предстоит долгий и тернистый путь познания того, кто же он такой на самом деле?

  «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло и теперь, как бы ни простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» - сказал Бог после грехопадения человека.

«Как один из Нас» - это вероятно, как Бог и как дьявол. Чью же сторону выберет человек? Кем он станет — дьяволом или Богом? Вот что должно выясниться в процессе искушения или испытания человека.

  И именно потому, что подобный эксперимент имеет открытый финал и неизвестно, чем он может закончиться, ибо зависит от свободной воли человека, Бог и лишает человека древа жизни, то есть, вечной жизни и высылает его из Эдема, Своего Божественного сада.

  Теперь человеку предстоит пройти путь познания добра и зла до конца, выбрав либо добро, либо зло в качестве своей путеводной звезды.

ЗЕРКАЛО УЗНАВАНИЯ

   Но не только лишь человеку необходим этот путь познания, он необходим и Богу, Творцу человека. Дело в том, что, когда творец уже создал свое творение, оно отчуждается (отделяется от автора) и начинает свою самостоятельную жизнь. Писатель отпускает от себя свою книгу, режиссер — фильм, учитель — ученика. Это неизбежный этап творчества за исключением некоторых его видов, где предмет творчества не отчуждаем от его исполнителя, как например, актерское искусство в театре. Да и то, образ, созданный актером, уносит в своей памяти с собою зритель, отчуждая в какой-то мере его от актера.

  Процесс отчуждения творения от творца в Библии описан как грехопадение первого человека и изгнание человека от лица Божьего из Эдемского сада. Для чего такое отчуждение нужно автору?
  Создав произведение, автор отстраняется от него, чтобы оценить — насколько оно получилось или не получилось. То есть отстранение необходимо для осознания и оценки творения творцом.

  Пребывая в творчестве, в творении творец не видит  достоинств и недостатков творения, ни себя самого при этом. В том-то и суть творчества, что творя произведение, творец становится одним целым со своим произведением. Как мать, несущая ребенка в чреве, составляет одно целое с ним. Или как отец, в чреслах своих несущий потенцию будущего сына — одно целое с ним.    

    Творец охвачен творчеством — это состояние единства. «Я и Отец — одно» - так выразил эту гармонию Христос. Бог творит мир из Своего чрева, из Себя, так как Он творит человека из Себя. Танец и танцор сливаются воедино, как песня и певец, как слово и поэт.

  Но сотворив нечто творец может отойти на некоторое расстояние, чтобы оценить свое творение.
  «Хорошо весьма!» - говорит Бог, сотворив мир. «Ай да Пушкин, ай, да сукин сын!» - говорит Александр Сергеевич, глядя на свое очередное удавшееся произведение.
  Но в случае с сотворением человека Бог не может оценить Свое творение до момента отстранения, отделения его от Себя. Что и приводит нас к мысли о том, что первый человек уже был создан как Богочеловек. То есть Бог пребывал в Адаме и чтобы оценить Свое творение, Богу и нужно было отчуждение от него.

  И конечно же, оценивая свое творение, исследуя свое творение, творец начинает видеть и оценивать самого себя со стороны. Отчужденное от творца творение дает тому необходимую дистанцию, чтобы посмотреть и оценить самого себя со стороны. Ведь творение несет в себе образ творца.

Так Бог познает Себя в Своем творении, в человеке. Равно и человек познает себя в своем творчестве. А в творчестве Бога человек познает свой идеал, свое совершенство.
  Но самому человеку необходимо было отчуждение от Бога, чтобы понять свое Богочеловечество.
  В этом смысл отстранения или абстрагирования.
  Таким образом, этап Богооставленности необходим не только человеку. Отчуждение Творца от творения необходимо и Самому Богу для оценки его творения - человека. И не только для оценки творения, но и для самопознания.
 


Часть 4. Самопознание через самораскрытие
ЧЕГО НЕ ЗНАЕТ ТВОРЕЦ?

  Итак, мы пришли к тому, что творчество - это самопознание. Творец познает себя через познание своего творения. И для этого ему необходимо творить.
  Но неужели Бог Сам Себя не знает? - может быть, спросит удивленный читатель. Разве у Него есть потребность в самопознании?
  В дерзновении предполагаю, что, таки да, Господь Бог, благословенно Имя Его, до конца и не знает, на что Он еще способен. А если бы знал, то, вероятно, Ему было бы уже не столь важно и интересно творить.
  Видите ли в чем дело, любой истинный творец (а не ремесленник) в процессе творчества никогда не знает, как в конечном итоге, будет выглядеть его произведение. Почему? Потому что творчество — созидание нового. Чего еще не было и не существовало.
  Иными словами, Бог — это первооткрыватель и у кого из людей хватит смелости сказать, что Бог не испытывает удивления и радости открытий!
  Какая-то необъяснимая тайна присутствует в творчестве, благодаря которой и возникает это новое, неведомое до определенного момента даже самому творцу. А Бог, как сказано в Библии, творит все новое. Новое даже для Самого Себя. А в противном случае, Бог не творец, а ремесленник, создающий под копирку. Что, конечно же, не так. Творец творит и до конца не знает, что у него получится.
  Бывает и так, что произведение не удовлетворяет автора, и он его уничтожает. Как произошло, к примеру, со вторым томом «Мертвых душ» Гоголя. Да и первый вариант мира, в какой-то момент перестал удовлетворять Творца, и Он его уничтожил в водах потопа.
  Дав человеку свободную волю, Бог увидел, к чему это может привести. Повествуя об этом, Библия говорит, что Бог раскаялся в том, что сотворил человека на земле и восскорбел в сердце Своем. И это не просто красивый поэтический образ или «антропоморфизм», как говорят некоторые исследователи Библии.
  Через акт раскаяния происходит совершенствование, осуществляется изменение способа жизни или творчества. Творец пребывает в поиске и ищет лучшие решения.
  Бог неустанно продуцирует новые идеи и осуществляет их. Представляете, какая у Него мотивация для творчества!
  Меня, вашего покорного слугу, например, в творчестве привлекает именно это — чудо, тайна. Ты садишься за стол и склоняешься над чистым листом бумаги или над клавиатурой фортепиано — и в какой-то момент ты переходишь рубеж известного и отправляешься в свободный полет. Что ведет тебя в этом полете, ведь ты не знаешь, где приземлишься?
  А что ведет Бога?
  Я думаю, что Бог обладает коллосальнейшей потенцией творчества, которая жаждет реализоваться. Это вечно неиссякающий источник, чрево творящее, создающее из хаоса гармонию и красоту. Именно этим — вечно новым творчеством и творением Себя и объясняется потребность самопознания. Ведь творец, как мы уже упоминали, занимаясь творчеством, не просто творит мир, он еще и творит самого себя. И оценивая свое творение, познает самого себя. Он обновляется вместе со своим творчеством и вместе со своим творением. Более того, Он обновляется именно своим творчеством. Творчество — это инструмент обновления!

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПОЗНАНИЯ



  За счет чего происходит это обновление или каков его механизм? Дело в том, что в творчестве одновременно присутствует два противоположных момента — небытие и бытие. Небытие, которое в творческом акте становится бытием. Или незнание и знание. Незнание, назовем его духовной нищетой, которое в процессе творчества становится знанием.
  И здесь мы подступаем к феномену веры. Духовная нищета или незнание— основной элемент веры. Потому что нельзя верить в то, что знаешь. Знание не требует веры. Знание самодостаточно. И об этом нам говорит хотя бы история с грехопадением человека, о которой мы уже говорили. Вкусив плод познания, Адам согрешает против Бога. Фактически Адам меняет Бога на самого себя или на предмет своего познания. Его внимание теперь уже сосредотачивается не на Боге, а на предмете познания. И Адам сразу же теряет глубину бесконечности, которую дает ему пребывание в Боге. И Адам теряет вечную жизнь, когда слава Божья, в которую был облачен Адам, покидает его.
  Таким образом, питание плодами познания приводит человека к тому, что он лишается, теряет Бога. Почему же так происходит?
  Нам, людям двадцать первого века очевидны преимущества знания перед незнанием. Мы стремимся к знаниям и недаром наш век назван веком информационных технологий. Знание постоянно растет. Но рост знания достигается через веру, через поиск. Ученый ищет, потому что верит, что там, за пределами его знаний, что-то есть. То, что еще не познано.
  Проще говоря, человек не может искать, если он считает себя уже нашедшим. Не может узнать что-то новое, если он уже считает себя знающим. Знание закрывает перед ним тот факт, что за этим знанием он чего-то и не знает. И что за знанием есть иное знание, которое, может быть, опровергает первое. Чтобы искать новое, нужно отдавать себе отчет, что твои знания недостаточны и несовершенны.
  Таким образом, нам открывается символика библейского грехопадения. Знание, имеющее свою конечную форму, закрывает от человека вход в бесконечность, саму потенцию развития, все то, чем и является Бог, как Творец нового и неизведанного.
  Знание представляет человеку образ истины, который тот охотно воспринимает за саму истину. И подменяет истину лишь одним из многочисленных ее образов.
  К примеру, если человек принимает доктрину о том, что Бог — это не человек, а человек — не Бог, и никогда Им не станет, - то, как такой человек может принять истину о том, что напрямую противоречит его доктрине?
  И поэтому Бог вынужден отвергнуть от Себя, от бесконечности, человека, предпочевшего Ему, Богу,  знание уже сотворенного и существующего.



ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА

  Творчество — это рождение нового или создание нового. «И сказал Сидящий на престоле: «Вот, Творю все новое». И говорит мне: «Напиши, ибо слова эти истинны и верны». (Откровение Иоанна 21, 5).
  Идеал творчества, веры и жажды Бога выразил апостол Павел, сказав, что он и весь мир почитает тщетой, ни за что перед Богом. Все свои большие знания, которые, тем не менее, вели Павла, тогда еще Савла, в обратном направлении, побуждая преследовать и расправляться с иноверцами, он отвергает ради превосходства познания нового. Новое возникает через отказ от старого.
  «Отвергнись себя, - говорит Бог человеку, - возьми то, что Я даю тебе». «Возьми свой крест и следуй за Мной» - говорит Христос. Крест — это орудие умерщвления, на котором умирает конечность, чтобы через нее проявилась бесконечность. Старое умирает, чтобы дать дорогу новому. Человеческая сила умирает на кресте, чтобы дать место силе Божьей.
  Фактически на кресте умирает старый — греховный мир, чтобы дать место новому.
  Христос, взявший на Себя все грехи человечества, прибивает их вместе с Собой на крест, чтобы воскреснуть новым и преображенным, свободным от тления смерти.
  Для чего же умирать Богу, зачем понадобилась смерть Христа? В этой смерти и воскрешении содержится тайна обновления, тайна творчества.
  Вы не воскреснете, если не умрете. Вы не можете творить новое, будучи старым. Вы не создадите ничего нового, если будете держаться за старое.
  Ведь все наши знания наряду с тем, что они что-то объясняют и проясняют, наряду с этим и пленяют и рождают в нас ложные представления о реальности. Мир обновляется через умирание старого и рождение нового.
  Иными словами, вы не можете творить новую реальность, если вы знаете, какая она есть на примере старой. Вам тогда уже нечего творить, вам остается лишь принимать уже существующее. К примеру, вы не сможете написать книгу, если думаете, что все книги уже написаны, и вы не можете сказать ничего нового. Вы не можете идти вперед, если думаете, что вы уже пришли к желаемому. Или если вы думаете, что все новые места на планете открыты, вы и не мечтаете о том, чтобы найти место, куда бы еще не ступала нога человека.
  Обновление, движение вперед, творчество возможны только там, где вы переосмысливаете предыдущие знания, в каком-то смысле отказываетесь от них, пересматриваете их, разрушаете прежнюю картину, чтобы создать новую. Один мир разрушается, другой мир создается. Тот, кто идет вперед, забывает себя прошлого, чтобы стать новым.
  Бог ежедневно творит все новое, обновляя лицо мира и цивилизации, обновляя человека.
  Так Творец постоянно обновляет Свое творение и Сам обновляется Своим творчеством. Он умирает и воскресает уже обновленный новым видением и пониманием. В Своем творчестве Он проявляет, открывает Себя и познает Себя Самого. Равно и человек, покуда он вовлечен в творчество Бога, обновляется и возрастает, приносит плоды и результаты своего труда и творчества.



Александр Грайцер
 
скачать файл



Смотрите также:
Эта обширна, можно сказать, что необъятна. Известно, что творчество много почерпнуло из религии. Религиозными сюжетами и темами полна мировая художественная культура
281.37kb.
Сборнике «Мировая художественная культура. Методика преподавания»
131.48kb.
Вынесенная в название статьи, настолько обширна, что при всем желании в рамках журнальной публикации ее можно рассмотреть лишь избирательно
148.68kb.
Сегодня мы поговорим с вами о истории Устава на Руси. Как известно, дата крещения Руси 988 г
176.86kb.
Е. А. Иваненко Смех как текст. Что такое смех и можно ли его прочесть о работе Ж. Л. Нанси «Смех. Присутствие»
86.44kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 00 «Мировая художественная культура»
716.52kb.
Темой этой научной работы является смоленская война, анализ причин неудач русской армии. Мы считаем, что эта война в русской истории одна из самых малоизученных и загадочных. В ней много неясного и спорного
269.19kb.
Доклад по предмету «Мировая художественная культура»
77.85kb.
Пора проснуться в жизнь и оглянуться
74.75kb.
8. таможенные платежи
116.08kb.
6. болгары, река волга, гусары, хазары, кирасиры названия перемещались по карте
62.16kb.
Во всем мире сегодня говорят о спиде, о том, какую угрозу существованию человечества несет эта глобальная эпидемия
18.68kb.