grandov.ru страница 1
скачать файл


Раздел 7. Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:



  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Учащиеся из многодетных семей питаются бесплатно.
В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе работает медицинский кабинет.

Часы работы мед. сестры: 8.30 – 15.00кроме вторника и пятницы;

Врача: 8.30 – 12.00


Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: медсестра – первой категории

Учитель физкультуры- первой категории



2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).



В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.



3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.


В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.


4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).


5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: в школе проводятся дни здоровья , спортивные праздники, спартакиады, классные часы и т.п.


6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:



  1. проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  2. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  3. создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.



Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. В школе проходит:



  1. Мед. осмотры узких специалистов (хирурга, педиатра, стоматолога, невропатолога, окулиста),

  2. Диспансеризация.

  3. Прививки.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
1.1. В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
1.2. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьном здании, содержание в чистоте пришкольного участка и их ограждения.

1.3. В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным инвентарём.

Созданы условия для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно- кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзала, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика

1.4. Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся.

1.5. Организация рационального питания учащихся
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Бесплатным питанием обеспечиваются обучающиеся из малообеспеченных семей , дети-инвалиды, дети находящиеся в социально опасном положении.

1.6. Организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, обязателные физкультминутки на уроках, организация внеклассных спортивных секций и кружков).

1.7. В кабинетах начальных классов проводится обработка учебных помещений бактерицидной лампой.

1.8. В школе работает медицинский кабинет. С первого класса на каждого учащегося заводится личная медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается, взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.


Медицинское обеспечение включает:

· распределение учащихся по группам здоровья;


· помощь врача и медицинской сестры в организации занятий с учащимися,
отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
· составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
· беседы врача и медицинской сестры с учащимися о личной гигиене, вредных привычках;

· профилактические прививки учащихся и учителей;




2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).


В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения,
адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся:

1) Рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий (игровые технологии; технологию уровневой дифференциации; технологию проблемного обучения; технологию индивидуализации обучения)


2) Проведение уроков с позиций здоровьесбережения, применение пальчиковой гимнастики на уроках в начальной школе; использование на каждом уроке в начальных классах кинезиологических упражнений с учетом сохранения и укрепления здоровья учащихся).

3) Организация двигательного режима: на уроках проводятся физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, детям даётся возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.

4) Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:


· игротерапии,

· музыкотерапии,

· танцетерапии,

· цветотерапии,

· психотерапии,

· дыхательной гимнастики,

· элементов самомассажа,

· гимнастики до занятий,

· мышечной и эмоциональной релаксации,

· профилактики общего и зрительного утомления,

· эффективного проведения динамических пауз


· разработка совместно с медицинскими работниками методических рекомендаций для учителей по выполнению упражнений:

- для профилактики нарушения зрения;

- для активизации работы мышц глаз;

- дыхательные упражнения;

5) Внедрение в УВП безотметочного обучения в 1 классах.

6) Повышение квалификации педагогов (курсовая переподготовка, психолого-


медико-педагогические семинары, тренинги).

7) Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе




Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):

- Режим дня.

- Правильная посадка за партой.
- Личная гигиена, уход за телом.
- Уход за зубами.
- Закаливание.
- Классная комната учащихся.
- Двигательная активность.
- Рациональный отдых.
- Предупреждение простудных заболеваний.
- Физический труд и здоровье.
- Как сохранить хорошее зрение.
- Предупреждение травм и несчастных случаев.
- Общее понятие об организме человек.
- Чем человек отличается от животного.
- Роль витаминов для роста и развития человека.



8. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:


· уроки физической культуры;
· мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);

· занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

· спортивные праздники;
· соревнования по видам спорта;
· “Дни здоровья”;
· спортивные викторины;
· теоретические занятия, беседы;

· организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования ( волейбол, баскетбол, лыжная секция, каратэ, греко-римская борьба)


Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий



Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые

в ходе учебного процесса

в ходе внеклассной и внеурочной работы

Физическое

воспитание

школьников


Вне уроков физкультуры:

1)гимнастика до занятий;

2)подвижные перемены;

3)физкультминутки

(энергизаторы):

- дыхательная гимнастика;

- локальная гимнастика для различных частей тела;

- элементы самомассажа;

4)элементы

валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.

5)работа по профилактике:

-простудных заболеваний;

-нарушений осанки.

6) классные часы по ЗОЖ


1)проведение Дней здоровья;

2)занятия в спортивных секциях;

3)проведение спортивных праздников.




Подвижная (динамическая) перемена.
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Физкультминутки, или упражнения энергизаторы.
Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.


Тематика курса «Полезные привычки»





1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Этический блок

8 часов

Такой разный мир

людей. Я и мои поступки. Жить для себя и жить для других. Что такое воспитание себя. Добро и зло в жизни людей.


6 часов

Зачем Я на этой земле.

Я – часть природы. Красота окружающего мира


6 часов

Забота и


ответственности. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моём городе, в моей школе.

8 часов

Представление о

смысле жизни. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.



Психологический блок

8 часов

Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления.



8 часов

Развитие познавательной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков общения.



10 часов

Развитие познавательной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков общения. Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.



8 часов.

Развитие эмоциональной сферы и навыков общения.




Правовой блок

4 часа

Что такое «насилие».

Что такое

«жестокость». Насильственное и ненасильственное решение проблем. Анализ опасных ситуаций.



4 часа

Правила поведения

Правила поведения и красоты. Правила поведения и здоровья.


4 часа

Правила безопасного

поведения. Ответственность и безопасное поведение. Правила поведения в школе и на улице.


4 часа

Манипуляции в

общении. Агрессия – формы проявления. Что значит победить другого человека.



Семьеведческий блок

5 часов

Папа, мама, я – дружная семья. Ответственность в семье. Как быть папой? Как быть мамой?



6 часов

Чистота в доме и школе. Как убираются в доме и школе. Как я убираюсь дома и в школе. «Мужские» и

«женские»

обязанности.



5 часов

Что такое труд. Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.



6 часов

История создания праздников. Семейные праздники в традициях народов. Этапы проведения праздников.




Медико-гигиенический блок

8 часов

Внутренняя кухня

человека. Как мы дышим?.Расти здоровым.


10 часов

Мой организм – целая

планета. Я хозяин своего здоровья. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. «Советы наоборот» (профилактика

детского травматизма)

«Как легче болеть и быстро выздоравливать» Творчество и здоровье. «Нехотяй» (не хочу, не могу, не буду) и «Неунывай» (хочу знать, узнаю, могу и смею) Питание и здоровье.


10 часов

Вредные привычки.

Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ. Как можно создать здоровую среду вокруг себя? Здоровая кожа, как этого добиться? Полезные привычки, как их создать?


10 часов

Как оценить

количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья). Связь дыхания и сознания. Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот «Я умею обижаться» Мужественность. Женственность.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:


Теоретическая часть:
· беседы, рассказы, убеждения учителя;
· слушание;
· решение проблем;
· обсуждение прочитанной литературы;
· исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практическая часть:
· изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и
· журналов, фотографий);
· игры;
· ролевые игры;
· рассказывание историй, сказок;
· импровизированные сценки;
· дебаты;
· мозговой штурм или мозговая атака;


·

мини-лекция (используется для введения новой темы урока);

перемен,


·

изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья;

·

анализ прессы (создание антиреклам);

·

моделирование;

·
·

·


тренинги;
проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических физминуток, спортивных праздников, Дней здоровья, Уроков здоровья;

опросы, анкетирование;



·

экскурсии.






Курс «Здоровое питание»
Проблема здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья, при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. Правильное питание школьника должно стать составной частью и отличительной особенностью учебно-воспитательного процесса в школе. Курс «Здоровое питание школьников» позволяет осуществлять систему мероприятий, направленных на улучшение питания детей и подростков в школе, на формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, на просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей.

Цель курса: формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Курс состоит из 2-х частей и рассчитана на школьников от 6 до 11 лет:
1-2 классы – «Разговор о правильном питании»
3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»
Курс предусматривает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

· Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

· Формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

· Освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;


· Формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

· Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:
• возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;

• научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

• практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

• динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

• вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;


Тематика курса «Здоровое питание»
1 часть. «Разговор о правильном питании»
1. «Самые полезные продукты».
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».
3. «Где найти витамины весной».
4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты».
5. Как правильно есть.
6. Режим питания.
7. «Каждому овощу свое время».
8. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».
9. «Плох обед, если хлеба нет».
10. «Удивительные превращения пирожка»
11. «Полдник. Время есть булочки».
12. «Пора ужинать».
13. «Если хочется пить».

14. «На вкус и цвет товарищей нет».


15. Культура питания.
16. «День рождения Зелибобы».
2часть. «Две недели в лагере здоровья»
1. «Из чего состоит наша пища».
2. Разнообразие питания.
3. «Что нужно есть в разное время года».
4. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом».
5. Гигиена питания и приготовление пищи.
6. «Где и как готовят пищу».
7. «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен».
8. Этикет: «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом».
9. Рацион питания.
10.«Молоко и молочные продукты».
11.«Блюда из зерна».
12.«Какую пищу можно найти в лесу».
13.«Что и как приготовить из рыбы».
14.«Дары моря».
15.«Кулинарное путешествие по России».

Курс «Правила дорожного движения»

1 класс



п/п

Тема

Предмет

1

Разбор конкретного безопасного маршрута движения в школу

и домой.


Окружающий

мир


2

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила перехода

улиц и дорог.



Окружающий

мир


3

Мы пассажиры. Обязанности пассажиров.

Окружающий мир

4

Элементы улиц и дорог. Перекрестки. Сигналы светофора.

Окружающий

мир


5

Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного

средства.



Окружающий

мир


6

Знакомство с транспортом города. Правила поведения в

транспорте.



Окружающий

мир


7

Важнейшие дорожные знаки.

Окружающий

мир


8

Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных

происшествий, их причин.



Классный час

9

Практическое занятие «Учимся переходить улицу».

Окружающий

мир


10 Основные правила безопасного поведения на улице летом. Окружающий мир
2 класс

п/п

Тема

Предмет

1

Разбор конкретного безопасного маршрута движения в школу и

домой.


Классный час

2

Основные правила поведения на улице и дороге.

Окружающий мир

3

Пешеходы. Движение пешеходов. Наиболее опасные места для

движения пешеходов в микрорайоне.



Классный час

4

Дорожные знаки и сигналы светофора. Правила перехода улиц

и дорог.


Окружающий

мир


5

Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка,

высадка пассажиров.



Классный час

6

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

Классный час

7

Движение на загородной дороге.

Классный час

8

Детский дорожно-транспортный травматизм.

Окружающий

мир


9

Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных

происшествий, их причин.



Классный час

10

Практическое занятие «Мы учимся соблюдать правила

дорожного движения».

Классный час

3 класс



п/п

Тема

Предмет

1

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности

пешеходов.



Классный час

2

Правила перехода улицы. Нерегулируемые и регулируемые

пешеходные переходы и перекрестки.



Классный час

3

Движение пешеходов по тротуарам улиц и обочине дороги.

Классный час

4

Дорога и ее главные части. Перекрестки и их виды.

Классный час

5

Сигналы для регулирования дорожного движения.

Классный час

6

Дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,

разрешающие).



Классный час

7

Одностороннее и двустороннее движение.

Классный час

8

Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных

происшествий, их причин.



Классный час

9

Практическое занятие «Безопасное движение пешеходов».

Классный час

4 класс


п/п

Тема

Предмет

1

Причины дорожно – транспортного травматизма пешеходов и

пассажиров.






2

Интенсивность и скорость движения дорожного транспорта.

Тормозной путь.






3

Как обходить стоящий транспорт.




4

Соблюдение правил дорожного движения при езде на

велосипеде, мотоцикле.






5

Железнодорожный транспорт. Правила поведения вблизи

железнодорожных путей.






6

Условия безопасности при пользовании электропоездами.




7

Предназначение и задачи ГИБДД.




8

Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на дороге.




9

Практическое занятие. Экскурсия «Томск пешеходный».





5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:







Мероприятие

Ответственный

Контроль

Сроки

1.

Организация

консультаций для родителей по вопросам здоровья у психолога, мед. работника


Мед.работник



Отчёт на

заседаниях



Ежемеся

чно


май

2.

Ознакомление

родителей с состоянием

здоровья детей, с результатами анкетирования


Классные

руководители



Протоколы

родительских

собраний


В

течение


года

3.

Организация лекториев

для родителей с привлечением социальных партнёров специалистов Центра медицинской профилактики, центра

«Семья», УФСКН РФ.


Заместитель

директора по

ВР


Протоколы

родительских собраний



В

течение года




6.Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются:

· через анкетирование родителей и обучающихся
· через психологические тестирования: в 1-ых классах и предшкольных группах – адаптация к школе, 2-4 классы – учебная мотивация, 4-ые классы – готовность к переходу в среднюю школу

· в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.



Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни



Направление

Планируемые результаты

Формирование

ценностного отношения к

здоровью и здоровому образу жизни


1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему

здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт

здоровьесберегающей деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли

физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье

человека.


Создание

здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения



Соответствие состояния и содержания зданий и помещений

санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.



Рациональная

организация образовательного процесса



Соблюдение гигиенических норм и требований к организации

и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.



Организация

физкультурно-

оздоровительной работы


1.Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех

групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков

физической культуры и занятий активно-двигательного характера.



Реализация

дополнительных

образовательных программ


Эффективное внедрение в систему работы ОУ программ,

направленных на формирование ценности здоровья и

здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.


Просветительская работа

с родителями



Эффективная совместная работа педагогов и родителей по

проведению спортивных соревнований, дней здоровья,

занятий по профилактике вредных привычек.

Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут



знать:
● правила перехода дороги, перекрёстка;
● правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести с возникновению опасной ситуации;

● правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;


● меры пожарной безопасности при разведении костра;
● правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;

● основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;


помнить:
● основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии;

● рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;


● порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
обладать навыками:
● ориентироваться на местности;
● действовать в неблагоприятных погодных условия;
● действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
● по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.

У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни,


а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

скачать файл



Смотрите также:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
370.71kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
617.49kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт
600.1kb.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
363.52kb.
Основой данной программы служит федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования
187.69kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
3932.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4808.29kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
2231.98kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош с. Пензенское мо «Томаринский городской округ»
2472.7kb.
Цель: создание условий для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Задачи
50.8kb.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
139.19kb.
Программа деятельности пилотной школы моу-сош №2 по подготовке к введению фгос-2 начального общего образования
166.23kb.