grandov.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов

Сообщение

для выступления на муниципальном семинаре завучей .
Тема:

«Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы».

Учитель Титова Татьяна Анатольевна.


г. Наро-Фоминск

2012 г.
1

Тема: «Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы».
Одна из важнейших задач учителя – формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности. Поэтому особенно учителям-словесникам необходимо включать в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Сюда входит демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения, пословицы и поговорки на все случаи жизни, в том числе и о здоровье. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». А потом использовать как предложения для синтаксического разбора в начале урока. Можно попросить ребят объяснить, как они понимают крылатое выражение или пословицу, например:



По яблоку в день – и доктор не нужен

Улыбка – лучшая таблетка

Пешком ходить - долго жить

Воздух, солнце и вода – три кита здоровья т. д.( Приложение № 1).

На уроках развития речи при изучении описания, повествования рассуждения прошу учащихся написать сочинения на темы:



1.Мой любимый вид спорта. (С фотографиями и рисунками).

2.Олимпийский огонь – символ мира и дружбы.

3.Звезды спорта. (С фотографиями и рисунками).

4.В здоровом теле здоровый дух.

5. Белая Олимпиада 2014 года.

6.Мой режим дня.
2

Такая работа повышает интерес ребят к истории Олимпийских игр, разных видов спортивных состязаний, спорту вообще.

В качестве изложений можно предложить тексты на спортивную тему. В рассказе «Последний матч» (Приложение № 2) говорится о том, что летом 1942 года фашисты решили устроить в Киеве футбольный турнир между немецкой и русской командами. Советские футболисты выиграли со счётом 6:1, но были расстреляны. Этот текст не только прививает любовь к спорту, но и вызывает чувство гордости за наших спортсменов, за свой народ, за Родину. А текст «Все началось с деревянной лошадки» (Приложение № 3) знакомит учеников с конным видом спорта, великолепной спортсменкой Еленой Петушковой, которой в 1967 году присудили титул «Мисс чемпионата Европы» как самой элегантной наезднице соревнований. Текст учит тому, что добиться успехов в спорте можно только упорными тренировками.

В качестве диктантов предлагаю тексты «Ода спорту», «Олимпийские игры». (Приложение № 4).

В 5 классе ребята учатся составлять спортивный репортаж, а при изучении темы «Стили речи» детям предлагается текст об Олимпийских играх. (Приложение № 5).

При изучении наклонений глаголов в 6 классе рассматриваем режим дня школьника с последующим его обсуждением. Составляем советы по закаливанию организма, говорим о правильном питании. Ребята пишут рецепты здоровой пищи с использованием глаголов повелительного наклонения. (Приложение № 6). Изучение числительных дает возможность использовать тексты, рассказывающие детям о завоеванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках русского языка учителя широко используют для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм: это словарные,

3

объяснительные, творческие диктанты. (Приложение №7).



Предлагаю учащимся выполнить следующие задания.

I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

II.1.Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

2.Запишите предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.



Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», - говорил Артур Шопенгауэр.

«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом», - так говорил Л. Н. Толстой.

3.Предлагаю творческое задание: придумать и записать предложения с тире между подлежащим и сказуемым на тему: «Здоровый образ жизни».



Простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком.

Плавание в реке, озере, море и даже в бассейне – вот путь к здоровью.

Овощи и фрукты – полезные продукты питания.

Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки.

4

III. Предлагаю творческий словарный диктант « Кто быстрее отгадает?»

1. Правила времяпровождения  (распорядок дня).

2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика).

3. Вид спортивной гимнастики   (аэробика).

4. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).

IV. Предлагаю расшифровать анаграммы.


ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура
ДКАЗАРЯ – зарядка
ЛКАЗАКА – закалка
ЕНГИАГИ – гигиена
3. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. [ ], ( ).

На уроке литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества ребятам предложила нарисовать любые овощи, найти загадки, пословицы, поговорки, доказать полезные свойства этих продуктов питания. (Приложение № 9).

На уроках литературы читаем произведения о родном крае, о животных и говорим о их сохранении. Анализируя стихотворения русских поэтов, мы обращаем внимание учащихся на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя, говорим о неповторимости красоты русской природы, о важности сохранения ее для нашего здоровья.

5

При изучении биографий писателей показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере



жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Рассказываю о том, что сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Ученики убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

Таким образом, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье, относиться к здоровью как к ценности.

6

Приложение № 1.
 Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.

По яблоку в день – и доктор не нужен.

Ешь просто - доживёшь лет до ста.

Здоров на еду, да хил на работу.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

Хороший смех оздоравливает душу.

Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

Улыбка – лучшая таблетка.

Пешком ходить - долго жить.

Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься.

Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём

здоровье.

Воздух, солнце и вода – три кита здоровья.
Приложение № 2.
Изложение.

Последний матч.

До Великой Отечественной войны команда «Динамо» (Киев) была одной из лучших команд в СССР.

Когда бесчинствующие фашисты подошли к Киеву, футболисты пошли на фронт. Некоторые были убиты, некоторые взяты в плен.

Вскоре фашисты захватили Киев. Пленные футболисты находились в концлагере недалеко от города. Фашисты заставляли их работать с утра до ночи, почти не давали есть, били.

Летом 1942 года фашисты решили устроить в Киеве футбольный матч между немецкой и русской командами. Они хотели доказать, что

7

гитлеровский спорт лучше советского.



Вскоре в концлагерь приехал фашистский офицер. Он объявил советским футболистам, что скоро в Киеве будет футбольный матч, что они будут играть с лучшей командой Германии и что они должны проиграть. А потом пригрозил, что если советские футболисты выиграют, то будут расстреляны за коммунистическую пропаганду.

Силы были не равны. Времени для тренировок у наших футболистов почти не было. К тому же они совсем уже обессилели. Фашисты заставляли их работать по 12 часов в день и давали только 300 граммов безвкусного хлеба в сутки.

Смотреть игру пришло 50 тысяч жителей Киева. Вскоре немцы забили мяч в ворота советской команды. Зрители молчали. Судья-гитлеровец следил только за игрой киевлян. Фашисты вели себя на поле безжалостно. Они грубили, хулиганили, пускали в ход кулаки. Штрафные удары были только в ворота киевлян.

Через несколько минут советские футболисты забили первый ответный гол в ворота немцев. Зрители восторженно закричали: «Ура!».
Полиция бегала по стадиону и приказывала им молчать. Вскоре счет стал 2:1 в пользу команды «Динамо».

Первый тайм окончился, футболисты пошли отдыхать. Фашистский офицер кричал: «Приказываю вам проиграть! Или после матча мы расстреляем вас!» Советские футболисты молчали. Тогда офицер бросился на них и стал избивать. Начался второй тайм. Через несколько минут счет стал 3:1 в пользу «Динамо». В ответ капитан немецкой команды ударил одного из советских футболистов ногой в лицо. Футболист упал и потерял сознание. Судья запретил врачу оказывать помощь советскому футболисту. Но всё же через несколько минут наш спортсмен поднялся и продолжил

игру. Надо было выиграть во что бы то ни стало. И они выигрывали. Счет

8

уже был 6:1.



Полицейские бегали по стадиону с пистолетами в руках, но никто не обращал на них внимания. Фашисты стали расстреливать футболистов команды «Динамо». Перед смертью капитан команды Клименко крикнул: «Мы победили вас на футбольном поле, победим и в боях! Да здравствует советский спорт!»

После матча многие жители Киева ушли в лес. Они организовали партизанский отряд, который назвали «Динамо».

(По И. Бражину и Л. Никольскому.)

Комментарий к тексту. Текст повествовательный. Цель изложения – подробно передать содержание его и в конце высказать свое отношение к описанному событию, имевшему место в жизни.

Вопросы: 1.Какой была киевская команда «Динамо» до войны? 2.Как сложилась судьба команды? 3.Что хотели доказать фашисты, устроив матч? 4.Как проходила игра? 5.Что доказали советские спортсмены? 6.Можно ли назвать их поведение подвигом?


Приложение № 3.
Изложение.

Все началось с деревянной лошадки.



На день рождения отец подарил Леночке деревянную лошадку, и лошадка стала самой любимой ее игрушкой. Девочка могла целый день играть с ней, расчесывать ее золотую гриву. Если Леночка собиралась на прогулку, то подходила к лошадке, целовала ее в лоб и говорила, что скоро вернется.

Однажды Лена увидела живую лошадь и стала спрашивать отца, где живут настоящие лошади, как они спят, что едят. Тогда отец привел Лену Петушкову в конноспортивный клуб. А уже через два года юная наездница выполнили норматив второго спортивного разряда. Вначале она испробовала свои силы в конкуре, а затем по совету тренеров стала заниматься выездкой и добилась блестящих успехов.

Выездка, или высшая школа верховой езды, - красивый и очень сложный

9

вид конного спорта. Когда выступала, Елена Петушкова, зрители не замечали, как она управляла лошадью. Казалось, что лошадь сама, без участия всадницы, выполняла сложнейшие элементы программы. Но на самом деле лошадь реагировала на почти незаметные движения руки, ноги или корпуса спортсмена. Этого можно достигнуть только упорными тренировками в течение многих лет.



Елена Петушкова несколько раз выигрывала первенство страны. В 1967 году дебютантке нашей команды присудили титул «Мисс чемпионата Европы» как самой элегантной наезднице соревнований.

Команда конников, состоявшая из трех всадников, достойно представляла нашу страну на международных соревнованиях, в том числе и на Играх XXII летней Олимпиады в Москве.

(По Н.Шеленкову).

Объяснение слов и выражений:

дебютант(ка) – тот, кто впервые выступает публично;

элегантная наездница – изящная всадница;

конкур – вид конного спорта.

Комментарий к тексту. Текст повествовательный, используется для проведения изложения с творческим заданием – в заключительной части рассказать об Олимпийских играх.


Приложение № 4.
Контрольные диктанты.

Ода спорту.



О спорт! Ты – наслаждение! Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия. Ты бессмертен. Ты мастер гармонии. Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными. Ты указываешь прямые, честные пути для достижения целей, поставленных в жизни. Ты беспристрастен. Ты утверждаешь, что надо мечтать, сметь, дерзать. Ты осеняешь лаврами лишь того, кто борется за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен. Ты преградой встаешь на пути недугов, извечно угрожающих

10

людям, исцеляешь от них. Ты утверждаешь, что в здоровом теле – здоровый дух. Ты способствуешь совершенству человека. Ты раздвигаешь горизонты. Ты сближаешь людей. Ты собираешь молодость под свои мирные знамена. О спорт! Ты – мир! (В. Новоскольцев. Этюды о Кубертене).


Олимпийские игры.

Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых празднеств

Древней Греции. Первые игры прошли в 776 году до новой эры. Они проводились один раз в четыре года и продолжались пять дней. На время олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков «священный мир»; в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением.

Олимпийские игры проводились до 394 года новой эры, пока не были запрещены римским императором.

Теперь Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые были возрождены в 1894 году по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена. В этом же году был создан Международный олимпийский комитет.

Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в

честных и равноправных соревнованиях. Место проведения Олимпийских игр выбирает Международный олимпийский комитет. Продолжительность Олимпийских игр не свыше 15 дней. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг.
Приложение № 5.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились

11

олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Приложение № 6.
Картофельные котлеты.

Очистите картофель и отварите его, затем выньте из воды, поставьте на огонь и подсушите. Потом картофель потрите на терке, посыпьте солью, добавьте яйцо и всю массу хорошо перемешайте. Из полученного теста сделайте котлеты и обваляйте в сухарях. Сковородку смажьте маслом. Можно сделать и по-другому: начинить котлеты мясом. Для этого приготовьте мясной фарш, мелко нарежьте и обжарьте две-три луковицы. Затем добавьте немного бульона и тушите котлеты до готовности.

Советы по закаливанию организма.

1.Соблюдайте режим труда, отдыха и питания.

2.Постоянно занимайтесь утренней гимнастикой, физкультурой и спортом.

3.Каждое утро старайтесь обтираться прохладным полотенцем или обливайтесь водой.

4.Принимайте воздушные и солнечные ванны.
Приложение № 7.

Словарный диктант на правописание приставок на з-с.

Беззаветно служить спорту, восславить спорт, бесконечные тренировки, бессонные ночи, беспосадочный перелет, бескомпромиссное

12

решение, побеждать бессчетное количество раз, исходное положение, излюбленный прием, иссушенный солнцем, взлетный час, расстегнуть куртку, растереть ушиб, разжать пальцы, растянуть мышцу, взять разбег, рассчитывать на удачу, растроганный тренер.



Словарный диктант на правописание гласных ы-и после приставок.

Иметь преимущество, выиграть матч, подымать штангу, безынициативный спортсмен, изыскать возможность, небезызвестный тренер, предыстория олимпиады, предыюльские дни, небезынтересная игра, подыграть партнеру, предыдущие встречи, подытожить результаты, подыскать кандидатуру, межинститутские соревнования, выдать

спортинвентарь, получить дезинформацию, обыграть противника, контригра.

Творческий диктант.

Задание: составьте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными или придаточными определительными, используя следующие словосочетания.



Состояться на стадионе, в синих и красных футболках, с номерами на спине, следить за игрой, отбирать мяч, открыть счет, забить гол, опытный вратарь, центральный защитник, назначить пенальти, выиграть у соперников, близиться концу надеяться на успех, верить в победу, прыгать от радости, настоящие болельщики, покидать трибуны.

Предупредительные и объяснительные диктанты.

I.1.Кроль – самый быстрый способ плавания. Поэтому, когда спортсменам разрешают пользоваться вольным стилем, они все, точно

сговорившись, выбирают именно кроль. 2.Нелегкое это дело – крутя

педалями, преодолеть бесчисленные крутые подъемы и извилистые спуски. 3.В середине дня, когда безжалостно припекает солнце, хорошо где-нибудь в холодке устроить большой привал. 4.Уже несколько дней продолжается опасное восхождение на горную вершину. Безветренная погода

13

благоприятствовала бесстрашным альпинистам. (Из произведение Г. Юрмина).



II.1.Рассыпались по стране, как звездочки, дворовые клубы. 2.Пламя олимпийского факела разгорается все ярче и ярче, рассыпая по всему миру олимпийские искры. 3.Городскую судейскую коллегию бессменно возглавляет судья высшей категории. 4.Комманда оказалась на последнем месте, но ребята не очень расстроились, ведь победы к ним еще придут. (Из книги «Олимпийские игры»).

III.1.В далекие времена гимнастикой считалось вовсе не то, что мы понимаем под ней теперь, а бег, прыжки, метания, борьба и даже кулачный бой. 2.Трудно рассказать, как проходит выступление представительницы

художественной гимнастики. 3.Суворов часто хвалил городки за то, что они развивают глазомер, быстроту, натиск. Великий военачальник, видно, сразу приметил, что это игра – не забава, что она напоминает военные действия. 4.Кросс нужен не только спортсменам, то есть участникам соревнований, но и тем, кто хочет быть здоровым, сильным, выносливым. (По Г. Юрмину).

Текст для орфографического разбора в 7 классе.

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
Правописание падежных окончаний существительных, сложноподчиненные предложения, тире в предложениях и другие орфограммы.

IV.Жизнь – это движение. Движение – самое естественное состояние

14

человека. Меня часто спрашивают о моей тренировке. Я убежден в том, что у каждого она должна быть индивидуальной. Каждый должен



подобрать для себя наиболее целесообразные упражнения, хотя принципы

тренировки для всех общие. Главное приступить к тренировкам и не пропускать их. Если хочешь стать здоровым, жить без лекарств, приступай к тренировкам.

Цель тренировки – укрепление здоровья. Нужно опытным путем определить, какой должна быть оптимальная нагрузка на начальной стадии тренировок. Часто люди ищут какие-то особые упражнения или приемы тренировок. Это необязательно. Главное – это начать тренироваться.

Целительность оздоровительных тренировок в том, что они предполагают работу, которой лишен организм. Организм рассчитан природой на определенную работу, без нее он слабеет, а физиологические процессы теряют согласованность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одни крепнут от бега, другие – от гимнастики, плавания и т. д. организм создан природой для физической работы, без нее он выходит из строя. В этом общая основа всех тренировочных систем. (Ю. Власов).
Приложение № 8.

Таких, что с физкультурой
Не дружат никогда
Не прыгают, не бегают,
А только спят всегда.



Не любят лыжи и коньки
И на футбол их не зови,
Раскройте мне секрет:
Таких из собравшихся здесь нет?
Дети: Нет.
15

Кто с работой дружен
Нам сегодня в классе нужен?
Дети: Нужен.
Таким ребятам хвала и честь
Такие ребята в классе есть?
Дети: Да!


Приложение № 9.
Капуста.

Издавна на Руси квасили капусту. В квашеном виде капуста не только хорошо сохраняется, но главное в ней сохраняются витамины.

Загадки. Всякий день с овощами, да не всякий со щами. Как надела сто рубах, захрустела на зубах. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.


Мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка.

Пословицы и поговорки. Капуста любит воду да хорошую погоду. Языком капусту не шинкуют. Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят. Голова садовая (значит: капустный кочан, т.е. неловкий человек, разиня).



Репа.

Обладает многими очень полезными свойствами. Содержится до 9 процентов сахара. Редкий овощ сравнится с репой (ее листьями) по содержанию кальция. Считалось также, что они хорошо помогают от кашля при хроническом бронхите.

Загадки. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. В землю крошки, а из земли лепешки

Поговорки. Проще пареной репы. Дешевле пареной репы.

Чеснок.

Чеснок применяют в борьбе с паразитами кишечника. Доказано

16

противовирусное свойство чеснока.



Загадки. Он кусает – но не пес. Есть зубок, но где же рот? Белый носик сюртучок. Что это, скажи… (чеснок).

Пословицы. Чеснок да редька, так и на животе крепко. С чесноком все вкусно - не жуй, не глотай, только брови подымай! Чеснок семь недугов изводит. Сердце с перцем, душа- с чесноком.
скачать файл



Смотрите также:
Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы
163.9kb.
Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, не оставляющим равнодушным ни одного словесника
49.88kb.
Тема: Вирусы
83.08kb.
Сценарий проведения сеанса видеоконференцсвязи
60.73kb.
Использование местного материала на уроках русского языка
58.41kb.
Лингвистический анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2»
211.73kb.
Виноградова Оксана Алексеевна
291.21kb.
Конкурс «Король (а) письма»
22.97kb.
Методическая копилка внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе
274.67kb.
Методические рекомендации по использованию словообразовательных моделей на уроках русского языка
350.02kb.
Шмо учителей русского языка и литературы
92.96kb.
В заседании оргкомитета и празднике поэзии приняли участие известные учёные-филологи, поэты, преподаватели русского языка и литературы, деятели искусства и культуры
13.86kb.