grandov.ru страница 1
скачать файл
ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ИННОВАЦИЙ

Современные теоретические представления об инновациях базируются на ряде концептуальных положений, связанных с изменениями хозяйственной жизни.

Выделяют две основные формы предпринимательст­ва: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг). Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововве­дениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства.

Предмет современной инноватики — это прежде всего создание, освоение и. распространение различных ин­теллектуальных продуктов. Новшество является тем объ­ектом, который представляет собой стержень инноваци. В свою очередь, новые технические решения — являются ядром новшества. Указанный объект нововведений (новшество) полу­чил достаточно близкое сущностное понимание у исследователей инноваций. Из табл. 2.1 видна временная граница между новшеством и инновацией, на которой и образуется спрос и предложения, касающиеся инновационного товара. Существует несколько подходов к оп­ределению (классификации) инноваций, характеризую­щихся единым пониманием процесса создания и прак­тического использования научных достижений, но разным применением терминов, что связано с конкретным анализом проблемы. Например, известное Руководство Фраскати выделяет применительно к инновациям семь видов деятельности, которые, по существу, совпадают с содержанием стадий (этапов) жизненного цикла нововведения. Если единичное новшество встраивается как новый существенный элемент в известную технологическую систему с целью ее улучшения, то взаимосвязанные новшества и их комплексы образуют новую технологию, использованием которой удается получать новые или известные продукты (товары).

В инноватике встречаются три основные формы ис­пользования понятия «технология». В англосаксонской терминологии под технологией понимается «прикладное знание». Для русской инженерной традиции характерное толкование — «производственные процессы реализации технических возможностей», что часто эквивалентно термину «технологический процесс». В связи с развитием общественных подходов к анализу научно-технического развития технология трактуется как «система технических средств. В настоящее время, когда технология становится основным фактором экономического роста, методы ведения процессов производства и технические средства их реализации приобрели комплексный характер.
Содержание понятия «новшество» у различных исследователей инноваций

ИССЛЕДО-ВАТЕЛИ ИННОВА-ЦИЙ

НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ

ТЕРМИНЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

НОВШЕСТВО

НОВОВВЕДЕНИЕ (инновация)

1

2

3

4

1. Шумпетер

-

-

Часть процесса ‘’изобретение -- но­вовведения — диф­фузия»

2. Дракер

Добавления к пониманию явлений при­роды

Новая техни­ческая возмож­ность

Результат влияния новшества на образ жизни людей

3. Ригс

-

Концептуали­зация новых идей

Коммерческое освоение новой идеи

4. Хиппель

-

Новый про­дукт или про­цесс

Применение но­вого продукта или процесса на прак­тике

5. Кингстон

Подтвержде­ние идеи

Подтвержде­ние идеи

Преобразование идей в конкретный предмет

6. Мендел,

Эннис


-

Новый замысел

Новые уникаль­ные продукты, про­цессы или услуги

7. Барнет

-

Реализация идеи и ее подготовка к товару

Вещественный результат, являю­щийся новым по своим качествен­ным отличиям от существующих форм

8.Завлин

-

-

Использование результатов науч­ных исследований и разработок

9.Пригожин

-

Элемент нововведения

“Клеточка” уп­равляемого разви­тия, целенаправ­ленных изменений

Примечания :


  1. 1. Шумпетер Й. Теория экономического . развития. — М.:

  2. Прогресс, 1982.

  3. Drucker P.F. Teclinology Management and Society. — L.1970. P.69.

  4. Riggs H.E. Managing high-technology companies Belmont. 1983. P.7.

  5. Hippei V.L U. S. high technology trade and competitiveness. Staf-
    freport. — U.S. Departament of Commerce. 1985. P.19.

  6. Kingston W. The Political Economy of innovation. The Hagne.
    1984. P. 12.

  7. Mendell S., Ennis D. Looking at innovation strategies //Research
    Management. 1985. Vol. 28. № 3. P.33.

  8. Американские буржуазные теории управления: Критический
    анализ. - М., .1978.

  9. Завлин П.И. Инновационный менеджмент: Справочное посо­-
    бие /Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели.
    Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЦИСН.1998.

  10. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы - и препятствия (Со­-
    циальные проблемы инноваций). — М.: Политиздат, 1989.

Многообразие характеристик новаций в разных при­кладных сферах можно свести

к следующим:


  • а) приоритетность — характеризует новизну, потен­-
    циальную практическую полезность и конкурентоспо­-
    собность, а также экономическую безопасность исполь­-
    зования новшества;

  • б) универсальность — соответствует потенциальной
    возможности новшества быть использованным в различ­-
    ных предпринимательских сферах;

  • в) коммерциализуемость — определяется величиной
    инвестиционного спроса на новшество, его потенциаль­-
    ной прибыльностью с учетом возможных рисков;

  • г) безопасность — связана с экологическими послед ­-
    ствиями использования новшества (в первую очередь, с

  • уровнем ресурсоемкости), а также гарантиями безопас­-
    ности людей и надежности техники в производстве;

  • д) технологичность — характеризуется способностью
    новшества включаться в технологическую систему с
    улучшением ее характеристик;

  • е) социальность — связана с социальным эффектом
    от использования новшества.

На круговой диаграмме (рис. 2.3) дано примерное. Сравнение конкурентоспособности новшества с функ­ционирующей системой, проведенное на базе шести указанных выше критериев. В зависимости от стратеги­ческих целей предпринимателя и состояния субъекта нововведения можно установить коэффициенты пред­почтения.

Рис. 2.3. Круговая диаграмма сравнения конкурентоспособности новшеств:


1 - функционирующая система, 2 - новшество
(Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. Учебное пособие. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2000.С.68-71,80-81)





скачать файл



Смотрите также:
Характеристика феномена инноваций
51.79kb.
Ix московский международный салон инноваций и инвестиций с 26 по 29 августа 2009 года в Москве в новом выставочном павильоне №75 Всероссийского выставочного центра пройдёт IX московский международный салон инноваций и инвестиций
49.89kb.
«митні режими та їх характеристика»
486.41kb.
В психологии творческого развития все еще нет завершенной концепции психологического феномена так называемой «звездной болезни»
86.05kb.
Тема Светлая Пасха Характеристика группы
42.96kb.
Справка – обоснование
35.51kb.
Пленарное заседание
44.45kb.
Стр. Общая характеристика семейства бобовые 3 Общая характеристика рода Чин 5
382.41kb.
Светлой памяти Н. С. Кулагиной Исследование к-феномена
214.97kb.
Конкурс инноваций Henkel Innovation Challenge (hic)
22.46kb.
Широко культивируемая транспарентность информационного общества мимикрирует рост мифологичности этого общества. Миф относят к форме донаучного знания. Вместе с тем, ряд исследователей феномена мифологичного К
17.25kb.
Эффективность управления организацией в условиях инноваций определяется профессионализмом и компетентностью формируемых команд на разных уровнях управления
109.17kb.