grandov.ru страница 1
скачать файл

III. ВЕТЕРАНЫ - АВТОТРАНСПОРТНИКИ

Один из них - Гайдай Николай Демьянович 1925 года рождения. Он, будучи студентом 2-го курса, был призван на фронт в 1943 году. После войны Николай Демьянович всё-таки окончил ОАТТ с отличием в 1953 году. Его воинское звание гвардии старшина. Гайдай воевал на Степном, Украинском и Забайкальском фронтах. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, Славы и 15-ю медалями. С 1967 по 1987 год преподавал в техникуме безопасность движения.

Ещё одним ветераном Великой Отечественной войны ОАТТ является Попов Петр Фёдорович. Будучи капитаном, руководил ротой связи на фронте. Воевал на 3-ем Белорусском фронте. Был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 2-ой степени, Орденом Красной Звезды и 8-ю медалями. Родился 29 июня 1920 года. До войны работал в начальной школе. С 1940 по 1946 год находился в рядах Красной Армии. На момент окончания войны Петр Федорович состоял в звании капитана, в должности командира роты. После войны работал заместителем директора по учебной работе библиотечного техникума. В 1950 году закончил Педагогический институт. С 1964 по 1981 год занимал должность директора ОАТТ. Умер Попов Петр Федорович 1 сентября 1981 года.

С 1 сентября 1998 года в ОАТТ была назначена именная стипендия им. П.Ф. Попова, которая была учреждена для поощрения студентов, учившихся на «хорошо» и «отлично» в течение 2-х семестров, принимающих активное участие в общественной жизни техникума, не имеющих пропусков занятий без уважительной причины. Стипендия им. П.Ф. Попова назначается в пределах имеющихся бюджетных средств на период до завершения очередного семестра. Размер именной стипендии составляет размер тройной стипендии дневного отделения. Количество стипендий на техникум равно 3. Назначение на стипендию осуществляется на заседании стипендиальной комиссии по письменному представлению классного руководителя, в котором указывается успеваемость, посещаемость и общественная нагрузка.

Петр Федорович Попов оставил яркий след в истории ОАТТ. Он – один из уважаемых и авторитетных руководителей техникума, а также является заслуженным учителем.

Еще один работник ОАТТ и ветеран ВОВ, Перевезенцев Иван Александрович был призван на фронт 18 августа 1940 года. Он был направлен в Свердловское общевойсковое училище. Из училища выпускались командиры взводов в звании лейтенанта. О войне Иван Александрович узнал 22 июня в 15.00, после выступления Молотова. В октябре 1941 года после выпуска из училища Перевезенцев, как и многие другие офицеры, был направлен в г. Шадринск в штаб на формирование 367-й стрелковой дивизии. В ноябре 1941 года дивизия была направлена на Ленинградский фронт, а затем переброшена на Карельский в состав 32-й армии. В июне 1942 года Иван Александрович был назначен начальником штаба 49-го отделения загранотряда 32-й армии. В октябре 1943 года Перевезенцев получил звание командира штрафной роты. 31-го июня во время финского минометного обстрела он был ранен. После лечения стал адъютантом командира 133-го стрелкового корпуса, начальником разведки 715-го стрелкового корпуса, а также участвовал в освободительной миссии Советской Армии в Европе.

8 мая 1945 года Перевезенцев И. А., находясь на территории Австрии, узнал об окончании войны. После окончания войны Иван Александрович еще долго служил в вооруженных силах и вышел в отставку в звании полковника.

В 70-х годах Перевезенцев И.А. начал свою деятельность в ОАТТ, где преподавал военное дело и начальную военную подготовку, а также был инженером по мобилизационной работе.


ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Советскому народу война далась нелегко. Бои шли не только на полях сражения. В тылу тоже шли «бои» за победу ценой неимоверных усилий женщин, стариков и детей, которые не доедали и не досыпали, стоя за станками в любую погоду.

И среди работников ОАТТ есть ветераны тыла. Это такие уважаемые люди, как: Василенко Лидия Андреевна;Есипова Александра Ивановна;Жданова Евгения Ивановна;Ольшенская Екатерина Матвеевна;Кузнецов Александр Иванович; Гайдай Анна Семеновна; Генералов Николай Васильевич; Казанцев Дмитрий Николаевич; Филиппов Леонид Васильевич; Фомин Василий Семенович; Чагочкин Виктор Ефимович; Горохов Георгий Дмитриевич; Кабанова Лидия Федоровна и др.
О некоторых из них хотелось бы рассказать поподробнее.

Василенко Лидия Андреевна

Лидия Андреевна родилась 24 ноября 1925 года в Омской области. В 1932г. переехала в Омск, где начала свою учебу в школе. С 1942 по 1945г. работала она на 538 заводе контроллером на конвейере. Рабочий день составлял 12 часов. Работать приходилось в тяжелых условия, в частности в холоде. «Зимой, в лютый холод, - рассказывает Лидия Андреевна, - стояли у конвейера в шубах, в перчатках». Хотя работа Лидии Андреевны была достаточно трудна – пересчитывать количество деталей, пропускаемых конвейером, - выполняла она ее усердно и добросовестно. Затем Лидия Андреевна Василенко окончила курсы бухгалтеров.

С 1962 по 1993 год работала она в ОАТТ.

Лидия Андреевна – ветеран труда. За время своей трудовой деятельности была награждена медалями: за доблестный труд в ВОВ; 50 лет победы в ВОВ; благодарности.

В настоящее время Лидия Андреевна Василенко находится на заслуженном отдыхе.

Есипова Александра Ивановна


В начале войны мужа Александры Ивановны призвали в армию. Она тоже хотела отправиться на фронт. Александра Ивановна записалась на курсы шоферов, и после сдачи экзаменов хотела уйти на фронт. Но на фронт она так и не попала. Затем с фронта вернулся ее муж – инвалид с тяжелыми ранениями. Получив права, Александра Ивановна пошла работать в райпотребсоюз шофером.

“Работать приходилось полуголодными, 400 гр. Ржаного хлеба не хватало,”-рассказывала А.И.Есипова.

В связи с тяжелым семейным положением она была вынуждена покинуть свою любимую, хотя и нелёгкую работу.

Позже Александра Ивановна начала работать в ОАТТ, где и проработала до 60 лет.

Сейчас А.И.Есипова находится на заслуженном отдыхе.






Жданова Евгения Ивановна
Окончив 7 классов с отличием, Евгения Ивановна подала документы в Педагогический техникум. Но вскоре началась война. Отца мобилизовали на фронт. В свои 15 лет Евгения Ивановна осталась старшим ребёнком в семье. Тогда было решено отложить учёбу. Евгении Ивановне пришлось идти работать на завод. Работали молоденькие девочки наравне со взрослыми. Но самое страшное – это была ночная смена, когда к 3 часам глаза закрывались сами собой. Но мастера жалели девочек, разрешая им поспать 15-30 минут, чтобы восстановить силы. Затем девочки снова приступали к работе.

Уже в 18 лет Женя стала начальником цеха. Раненым вернулся с фронта ее отец. Поэтому ей приходилось совмещать работу с учебой. В конце концов, Е.И.Жданова стала преподавателем русского языка и литературы.

В ОАТТ Евгения Ивановна проработала 25 лет в этой должности.

“В моей жизни, - говорила она, - не было прямых дорог, но все в моей жизни случилось так, как должно было случится. Я сделала все, что могла сделать, потому что на моем пути встречались только хорошие люди”.



Горохов Георгий Дмитриевич
Начал трудовую деятельность в Омском автотранспортном техникуме в 52- м году , имея большой опыт работы на крупном автомобильном заводе в городе Миассе . В техникуме он начал трудиться в качестве преподавателя дисциплины «Ремонт автомобиля».

В это время он показал себя как активный работник , умело укрепляя и поддерживая связи с автотранспортными предприятиями города. Он постоянно следил за появлением новых марок автомобилей в производстве и наполнением кабинета агрегатами и деталями новейших марок автомобилей. Вместе со студентами и преподавателями участвовал в строительстве студенческого общежития в Амурском поселке , рыл вместе с ними котлован , когда закладывался второй учебный корпус. В эти же годы был избран секретарем партийной организации техникума.

В 1962 по 1963 годах Георгий Дмитриевич вместе с супругой Людмилой Ивановной Докучаевой (преподаватель техникума) были направлены в командировку на Кубу для оказания методической помощи в организации учебного процесса в кубинской школе, ими была составлена методика преподавания курса черчения.

После возвращения с Кубы Георгий Дмитриевич был назначен на должность заместителя директора техникума по учебной работе. Вместе с директором Поповым П.Ф. добились выделения средств для строительства нового учебного корпуса, общежития, учебных мастерских и гаража, многие вопросы приходилось решать в Министерстве автомобильного транспорта.

Под руководством Георгия Дмитриевича преподаватели и лаборанты оснащали оборудованием кабинеты нового учебного корпуса. Неоценимым его вклад в создание учебно – материальной базы, которой сегодня располагает техникум.

В это время техникум активно участвовал в Министерских технических выставках студентов и занимал призовые места.

Георгий Дмитриевич является участником Великой Отечественной войны, был награжден орденами Отечественной войны. Славы 3 – й степени и многими медалями. Он инвалид войны. Проработав 33 года в техникуме, он по возрасту и состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых.
Фомин Василий Семенович
Год рождения – 1925. В Советской Армии служил с 1942 по 1974 год. Ветеран ВС. Воинское звание – майор автомобильных войск. В годы войны служил в частях обеспечивающих боеспособность войск. Награжден 12 медалями. В техникуме работает с 1974 года в качестве преподавателя устройства автомобилей.




Чагочкин Виктор Ефимович (1923-1994)
В Советской Армии служил с 1942 по 1961 год. Воинское звание капитан. Род войск – истребительная авиация. Участвовал в воздушных боях на подступах к Москве. После ранения преподавал тактику в школе ВВС. В техникуме с 1961 по 1983 год в качестве руководителя практики, зам. директора, зав. Курсами повышения квалификации. Награжден орденом «Знак Почета» и 10 медалями.

Генералов Николай Васильевич
Год рождения – 1926. Участник ВОВ с 1934 по 1945 год. Служба в Советской Армии до 1949 года. Воевал на 3-м Украинском Фронте. За участие в разгроме танковой группы немцев имеет благодарность И.В Сталина. Награжден орденами: Отечественной войны, Славы, 2 медалями «За отвагу» и другими наградами. В техникуме работал кинофотомехаником с 1972 по 1988год.

Гайдай Анна Семеновна

Связала свою судьбу с автомобильным транспортом в нелегкое военное время: 1941 году поступила она на второй курс СибАДИ на отделение «Дорожные машины». После распределения в 1944 году попала на Украину, где работала дорожным мастером, а затем преподавала в автошколе до 1949 года. Пока шла война – бывало и под бомбежками, продвигалась вместе с фронтом на запад. А после мая 1945 года мирные будни нарушали вылазки бандеровцев.

В 1949 году, вернувшись в Омск, Анна Семеновна работала в учебном комбинате , часто выезжала в командировки в Тюмень, Тобольск….

А с 1954 года и до середины 80-х А.С Гайдай трудилась в автодорожном техникуме. Трудилась творчески, с большой самоотдачей и ответственностью, вела предмет «Устройство автомобилей» и на ряду с этим заведовала кабинетом.

Трудовые успехи ее неоднократно отмечались наградами: медалью»За трудовую доблесть», знаком» Отличником автомобильного транспорта РСФСР», званием «Ветеран труда». 1 сентября 1999 года Анне Семеновне исполнилось 80 лет.
Много рассказала нам о своих днях в годы ВОВ Кабанова Лидия Федоровна:«1 сентября 1941 года мы, жители села Агрономическое, работали на поле. В 1941 году всех мужчин забрали на фронт, остались одни старики, женщины и подростки. И вдруг кто-то заметил людей в военной форме, на лошадях и мотоциклах. Мы не знали кто это - наши или немцы, так как в селе не было радиоприемника и газет, и мы не знали, что советские войска отступили. Лишь услышав немецкую речь, догадались - кто перед нами.

Места у нас гористые и немцы не оставались ночевать в деревнях – опасались партизан. Ночью приходили партизаны собирали продукты. Партизаны как могли, вредили немцам: минировали дороги, уничтожали мелкие группы немцев.

Немцы были ожесточены: за женщину-руководительницу партизан была назначена награда в 125000 марок.

Так мы и жили: ночью партизаны, днем немцы. Самое страшное началось в 1943-1944 годах, когда советские войска стали все больше теснить немцев. Сталинградская битва и Курская битва: после этого немцы начали бессмысленное уничтожение мирного населения. Стали вербовать молодежь и стариков рыть окопы и ставить колючую проволоку. За отказ работать на них- уничтожали.

К немцам поступил донос, что деревне Макарова находятся партизаны. Приехав туда, немцы выгнали население из домов. Отобрали юношей и стариков. Набралось 87 человек. Их разделили на две части. Одну половину расстреляли на деревенском кладбище. Оставшихся, под дулами автоматов, загнали в сарай, который обложили соломой, облили бензином и обожгли. На следующий день все с тревогой ждали прибытие немцев и расправы над остальными. Некоторые ушли в леса. Но немцам было не до нас. Их громили под Курском.

Вообще, немцы не любили, когда кто-нибудь уходил в лес, когда они приезжали. Жителей таких деревень они уничтожали, как село Дуб и Холстинка. Немцы жестоко расправлялись с теми, у кого родственники были в партизанах, а выдавали их русские, которые служили полицаями у немцев.



Отступая от Курска, немцы так разогнались, что остановились только в селе Муравчик. 1 марта через те места проходили отряды советских войск, сформированные из молодых сибиряков. Все были вооружены автоматами, но патронов в автоматах не было. Все они погибли под Муравчиком, когда там проходил фронт. Когда немцы ушли из тех мест селяне, в августе вернулись из эвакуации. Как раз было время выкапывать картошку, а у нас не было лопат – немцы унесли все, что смогли. И поэтому мы пошли в город Дмитриев, около 40км от деревни. По пути мы проходили по месту битвы, которые впоследствии назовут Муравчиком. Больше всего меня поразили человеческие кости, сгреблённые в одну сторону, не похороненные, а на другой стороне рос овес около 2 м высотой. Такой высокий он был, потому что вырос на человеческой крови. В поле так же было забито изуродованными танками и самолетами. Именно в Муравчике были использованы первые ракетные установки- «Катюши». По словам тех, кто видел сражение « было, зарево в половину неба, стоял шум, гам и не было ничего слышно из-за взрывов». В тех местах очень много братских могил, в основном сибиряков, которые там погибли. Впоследствии, все эти деревни были снесены, а на этом месте был построен город Железногорск, где в настоящее время добывают железную руду открытым методом.
скачать файл



Смотрите также:
Iii ветераны автотранспортники
95.63kb.
Вы, ветераны, нынче деды в боях прошел ваш звездный час
8.39kb.
Учитель истории: Бобрик В. А
33.53kb.
«Последние Рюриковичи, первые Романовы в изобразительном искусстве»
104.43kb.
Iii международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов
72.41kb.
Сценарий иллюстрированной презентации книги С. Алексиевич
127.35kb.
1. Матч по футболу между командами «Сборная команда ветеранов России» ветераны «Донгаздобычи» (Ростовская область) Место проведения
46.2kb.
Девочки III юношеский разряд
60.8kb.
Баф «метеорит» III чемпионат мира
90.76kb.
Iii международного (VIII всероссийского) конкурса баянистов, аккордеонистов и гармонистов
128.99kb.
Iii. Общая пояснительная записка IV образовательная программа начального общего образования
2189.59kb.
Курс лекций по теоретической механике учебное пособие часть III механодинамика
1327.56kb.