grandov.ru страница 1
скачать файл


Агентство образования администрации Красноярского края

Красноярский краевой детско – юношеский центр «Центр туризма и краеведения»

Краевой форум музеев образовательных учреждений Красноярского края

Исследовательская работа

«Таланты земли ивановской»

Работу выполнили: Манаева Наталья Алексеевна

(1993 г рождения). Паспорт 04 05 129641 ОВД г Шарыпово

662332, с Ивановка, ул Труда 8, кв 1 т. 36 1 31

МУО Ивановская СОШ № 2, учащаяся 9 «а» класса

662332, с Ивановка, ул Школьная 1, т. 36 2 30

Руководитель работы: Кочкина Татьяна Владимировна

Трипольская Елена Вячеславов

Красноярск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


  1. Содержание 2

  2. Аннотация 3

  3. Вступление 4

  4. Сын своей земли (исследование творчества Александра

Дмитриевича Тимонина) 6

  1. Таким я вижу этот мир (исследование творчества

Татьяны Зобовой) 13

  1. Душа, наполненная любовью (исследование творчества

Любовь Анатольевны Савченко) 19

  1. Приложения (сборники стихов) 25

АННОТАЦИЯ

Работу выполнили: Кочкина Ирина, Манаева Наталья

Красноярский край, Шарыповский район, с Ивановка, ул Школьная 1,

МОУ Ивановская средняя общеобразовательная школа № 2, 9 «А» класс

Тема: «Таланты земли ивановской»

Руководитель: Кочкина Татьяна Владимировна, Трипольская Елена Вячеславовна

Цель работы- собрать по крупицам сокровища поэтического таланта наших земляков. Наше внимание останавливается на особенностях поэзии земли ивановской, где жили и живут ещё люди с особым полётом души. Пусть знают о них все, о их творчестве, которое стоит у истоков нашего познания окружающего мира. На основе анализа лирических произведений, изучения методом интервирования биографии и творчества поэтов попытались создать нравственно- психологический портрет поэтов, отразив своё восприятие его личности в форме художественно- публицистического очерка. Работа свидетельствует о глубоком личностном осмыслении исследуемых стихотворений, об умении на основе анализа художественного текста не только выразить свои оценочные суждения, но и сделать интересные выводы о художественном своеобразии поэтических откровений поэтов- самородков.



ВСТУПЛЕНИЕ
Без поэтов, без музыки, без художников

И созидателей земля бы давно охладела,

Рассыпалась, ослепла и погибла.

В. П. Астафьев.

«Не оскудела талантами земля Русская!» - эта замечательная фраза может быть в равной степени адресована как самым крупным писателям и поэтам , так и поэтам – самородкам, вышедшим из глубин народных талантов. О как возвышена и прекрасна судьба незаметных порой для окружающих людей высокого полёта души, людей творческих, которые соединили свои полные труда и неурядиц дни с днями высокого полёта фантазии, неудержимых надежд благодаря своему таланту. Сколько им этим безвестным героям, выпало на долю сердечных и душевных недугов в своём стремлении к прекрасному.

Бывают жизни, которые начинаются, как чистое и большое цветение на тёплом, на ласкающем, на духотворном ветру. Какими разными бывают даже самые близкие люди. Особенно, если они поэты. И никого из них не нужно укорять и подстраивать под другого. Каждый хорош таким, каков он есть, если он талантлив, искренен и предан своему делу. Это люди, влюблённые в жизнь. И если кто-то возросший вот с этим трепетом сердечным во взрослое деятельное возмужание когда-то увидит гуляющую в поле перед рассветом таинственную жар- птицу, птицу своего детства, он не бросится ловить её, хватать, засовывать в мешок и свёртывать ей голову, а в изумлении замрёт перед этим чудом, а сама жар-птица смиренно поселится в его подобревшем сердце навсегда и навсегда осветит дела и дни этого человека красотою своего душевного присутствия. Жизнь представляется им прекрасной, бесконечной, но тревожной. И кровь вспенивается и поднимается огненно, как туча, над целой вселенной до самого неба, и течёт по земле, и стонет от горя и страха, огонь пожирает изнутри. И нет

ничего в сердце, кроме огненных звуков магических труб, зовущих к желанию высказать свои мысли, чувства в лирических откровениях. Так появляется необходимость обнажить ту таинственную музыку, которая проникает в душу, из которой рвутся слова об этом удивительном мире. И счастье переполняет таких людей, хочется им плакать и вдыхать это счастье грудью, раскрывать глаза навстречу солнцу, смеяться и смеяться. Плавать в сверкающем воздухе, протягивая, как в тёплой воде, руки и ноги и чувствовать, как просыпается голос, который долго будет плыть над этим страшным и прекрасным миром. Такие люди живут среди нас, в нашей небольшой и неприметной, на первый взгляд, Ивановке. Это люди, без которых земля бы давно охладела, ослепла, рассыпалась и погибла. Это люди творческие, люди, берущие перо, способное создать лирические откровения. Это поэты земли ивановской, безвестные огромному миру, но стремящееся сделать жизнь прекрасной и счастливой. Хочется рассказать о них, перелистать их потрёпанные тетрадки со стихами, почувствовать дыхание их мыслей, исследовать их поэтические откровения, доказать, что их творения достойны внимания огромному количеству людей.

Цель нашего исследования – собрать по крупицам сокровища поэтического таланта наших земляков. Наше внимание остановится на особенностях поэзии поэтов земли Ивановской, где жили и ещё живут люди с особым полётом души. Пусть знают о них все о их творчестве, которое стоит у истоков нашего познания окружающего мира. Почему мы интересуемся этим сегодня? Наверное потому, чтобы не быть Иванами, талантов своей земли не помнящих. А для этого надо заметить, рассказать о них, тогда мы будем гражданами своего Отечества



СЫН СВОЕЙ ЗЕМЛИ

Начинаем наш сегодняшний разговор- об одном из таком поэте , уже ушедшем из жизни- Александре Дмитриевиче Тимонине. Мы попробуем проследить основные этапы его поэтической деятельности, попытаемся разобраться в личности самого поэта, в его духовном мире, а также подумаем над тем, что позволило нам быть уверенными в том, что останется признанным и любимым поэтом не только нашего села, но и за его пределами.

Наше исследование начинаем с небольшого биографического очерка.

Бывший председатель Ивановского сельсовета, почётный гражданин Шарыповского района, патриот своей земли. Он как бы был визитной карточкой Ивановки, её честью и совестью, настоящим организатором жизни села. Александр Дмитриевич не замыкался в себе. Его дом, он сам – всегда были открыты людям. Родился в деревне Акатка. Её уже нет давно на карте, только ямы на берегу Урюпа, заросшие бурьяном, напоминают о том месте, где когда-то кипела жизнь. Александр Дмитриевич так и не расстался с родной рекой и никогда не забывал свою деревню. Всё, что он мог, он сделал, чтобы таких исчезнувших Акаток было меньше.

Писал стихи. В последние годы жизни это увлечение у него стало особенно сильным. Всё искал слова, которые могли бы выразить его любовь к родному краю, к людям , живущим здесь, надежды на лучшее будущее Шарыповской земли.

Листаем небольшую самодельную книжку его стихов. Чувствуем, что это человек с божьей искрой, одарён талантом воспринимать окружающий мир поэтически . Что же волнует поэта? Написанное Тимониным за последние годы можно охарактеризовать знаменитым блоковским: « Это всё о России» В его стихах – и боль за разоренный и погибающий край, за вымирающие деревни: и бесконечная любовь к милому пейзажу, к родным просторам: и надежда, что Россия возродится. Её спасение – в вере, любви, красоте, необъятной силе, что скрыта в её народе. Болью в сердце отдаются его мысли о исчезнувшей родной деревне в стихотворении « Исчезнувшая деревня»

Жертвой стала ты наша деревня

Да разве только в округе одна.

Много сёл мы лишились без время

Вот что сделала с нами война.

Ах, Акатка, родная Акатка

Как смириться с твоею судьбой?

Вспоминать лишь тебя и как ладно

Эти годы прожили с тобой.

(2001 год)

Поэт деревни – так можно определить суть творчества Александра Дмитриевича. Обратимся к стихотворению « Жизнь деревенская»

Деревня живёт своим распорядком,

Здесь солнце- извечный её ориентир

Когда, почему копать нужно грядки
Ремонтом заняться сараев, квартир.

Но не поедем из деревни в город

Какой бы жизнь там не была

Трудом своим здесь каждый молод ,

А главное-у всех нас чистая душа

В стихотворении возникает деревня : простая и скромная, трудовая и не знающая покоя. , отмеченная тональностью теплоты и задушевности:

Раскинулись полей просторы ,

Тучные хлеба – и вдоль , и вширь.

И радует глаза, не отводил бы взора,

Живи, красуйся , матушка – Сибирь

(« Полюшко- поле»)

А. Тимонин самозабвенно любил природу, потому и тонко чувствовал и понимал её. Он обожал лошадей, собак, птиц, всякое зверьё. Особые слова сказаны им в адрес лошади, которая в крестьянском быту была главной помощницей . Болью в сердце отдаётся мысль о ненужности этого животного в годы цивилизации

Во все времена на Руси лошадь

Имела особую честь

Вряд ли кто об этом будет спорить,

Потому что так оно и есть


Крестьянин в лошади души не чаял,

Главной силой, кормилицей была.

Весной, как только снег растаял

На рацион усиленный поставлена она


В деревнях сибирских извели лошадок

На возрожденье их надежды нет

Не нравится крестьянину такой порядок

Скажите, где лошадки? Ждём ответ.

Нам кажется, придёт такое время,

И лошадей потомки, видимо, спасут

Но всё равно, как мы бы не хотели,

Их в Книгу Красную, возможно, занесут.

Всё чаще и чаще в стихах, сложенные Александром Дмитриевичем, уводят его память в мир детства и юности, которые ему были родные. В детство переносишься в то время, когда что-то не получается во взрослой жизни.

Мотив утраты, безотчётной тоски по детству прослеживается во многих стихотворениях нашего поэта-земляка. Особые раздумья возникают после прочтения стихотворения « Детство». Это поэтический рассказ о деревенском детстве. Это воспоминания каждой детали ребяческих забав, путешествие в те места, которые так дороги и незабываемы. Друзья детства как бы ожили в памяти и приняли конкретные очертания будничной детской жизни

Был парень в Акатке Пичугин Афонька

И плавал он в речке гораздо резвей


Но в бабки играл лучше всех-это Донька,

А бегал быстрей- это Родькин Андрей


Дружили с охотой, а так же с рыбалкой.

Разбор учиняли, кто сколько наловил

А Мишка Пичугин корявою палкой

Двух уток в протоке однажды подбил.

В конце стихотворения опять разговор с самим собой: « Что значит для человека детство, отчий дом?» Ответ ясен: это воплощение памяти поколений, вечный приют, в этих воспоминаниях лечится дух, забываются скорби и невзгоды. Вечны эти воспоминания, вечна и непрерывна связь поколений:

Вот так в основном проводили мы время,

Потом подросли и трудом занялись.

Молодость наша – достойное племя,

Иди же вперёд, но назад оглянись.

Образ матери возникает перед читателем в стихотворении «Мать». Основной мотив в стихотворении – благодарность родному человеку и одновременно непреходящая боль утрат. Эмоциональные эпитеты, выразительные метафоры помогают нам создать в своём воображении дорогой для лирического героя портрет самого родного человека.:

Ведь женщина, прежде всего, это мама,

А мать, она вечно в тревоге живёт,

Ей всяких невзгод выпадает немало,

Связанных с тем, что хранит она род.


Детей воспитать ей судьбой начертано

Домашний очаг сохранить для семьи

Душевные чувства никем не измерены.

Ох, если б вы знали , какие они.

Не менее показательны стихи А. Тимонина, в которых поэт размышляет над историческими судьбами Отечества и народа. Кажется, что само время перестройки выдвинуло его как поэта, больно воспринимающего реалии современной жизни. Исследуя его поэтические откровения, мы определили некоторые его стихи в особый раздел « Социальная лирика». В этих размышлениях он- личность. Яркая. Самобытная. Дерзкая. С русским, по-сибирски широким, задушевным, прямым характером, когда надо, весьма крутым по отношению к злу и несправедливости. Что волнует его? О чём не может молчать? Названия стихотворений говорят сами за себя: « Безработица», « Предвыборная кампания», « Наша медицина». Вот некоторые строки из этих стихов:

Сменилась власть, сменились и законы,

Жизнь закрутила, как в парке карусель,

В России появились новые «драконы»,

А вместе с ними кошмар и беспредел

(« Безработица»)

СПС, ЛДПР, « Единая Россия»

Не слушают народ, идут против него.

Творится что, хотя бы объяснили,

Реформы ваши, скажите для чего?

Им хочется добраться до кормушки,

Вольготно жить, за дела не отвечать.

Там платят всем, конечно, не полушку-

Ещё летают на Канарах отдыхать.

( « Предвыборная кампания»)
Сейчас не знаем, что же происходит.

Финансов нет, и нет лекарств

Народ порядок этот беспокоит,

И лечатся лишь тем, что Бог подаст.

Очнитесь, люди, трезво посмотрите

Что делается с нами, как нам быть.

Правительству об этом заявите,

Когда же мы достойно будем жить?

(« Наша медицина»)
По настоящему трагедийны, глубоко правдивы, философично осмыслены

строки этих стихотворений. Чувствуется, что душа поэта напряжена, испытывает колоссальные нравственные, моральные, эмоциональные перегрузки. Такими стихами обычно поэт вызывает огонь на себя, но вызывает ради истины, ради будущего. Александр Дмитриевич постоянно и неудержимо бросал себя в крутой водоворот социальных проблем, открыто шёл навстречу « святой трагедии века».

Перечитываем стихи Тимонина. « В защиту озера Инголь» - так называется одно из стихотворений поэта. Не обойти его вниманием, ведь это озеро так знакомо и любимо всеми, кто хоть раз окунулся в его голубые волны:

Много озёр в районе нашем,

Выводы сделать ты мне позволь.

Но нет такого лучше и краше,

Чем доброе, красивое озеро Инголь.

Природа создала своё творенье

Среди сопок и лесистых гор

Народу нашему на удивленье

Уникальное, целебное озеро Инголь

Природа наша, и мы её друзья,

Хранить всегда её себе позволь.

Обращаюсь к соотечественникам я:

« Берегите, люди, озеро Инголь»
Мудро, справедливо, народно звучат последние слова, берегите, а иначе произойдёт самое страшное и непоправимое: не только окончательно разрушится гармония красоты природы, но в конце концов может погибнуть и само человечество. Мысль эта с особой заострённостью выражена в его стихотворении « Пророчество»:

Меня охватывает дрожь,

Когда смотрю

В провал заклятый.

О человечество, куда ты,

Куда ты, милое, идёшь?

Земли не вечна благодать.

Когда далёкого потомка

Ты пустишь по миру с котомкой,

Ей будет нечего подать.

Закрыта последняя страница его поэтического сборника. Сколько мыслей! Ему даровано от Господа видеть и слышать то, что другие не видят и не слышат. Даровано чувствовать и переживать то, о чём другие даже и не подозревают. Он оставил след на Земле. И этот след – его стихи- размышления о жизни, о себе, о своём месте во Времени и причастности к нему. Ушёл из жизни Александр Дмитриевич. Невозможно представить, что больше не будет ходить по русской земле этот светлый, благороднейший человек; что перестало биться сердце поэта, от которого всем нам долгие годы было так душевно тепло. Говорят, что ушедшие за ту черту наблюдают за нами, ныне живущими. Видят и оценивают наши действия. Надеемся, что душа этого замечательного человека ещё порадуется за нас. Хоронила Александра Дмитриевича вся Ивановка. Погода была тёплой, счастливой и тихой. Родная земля с любовью и миром приняла своего сына.

ТАКИМ Я ВИЖУ ЭТОТ МИР

Уходят в Вечность одни поэты. Но мысли, чувства находят продолжение в поэтическом калейдоскопе других людей, влюблённых в лирическое слово.

Татьяну Зобову хорошо знают в нашем селе. Родилась в Ивановке, здесь прошло её детство, здесь закончила школу, украдкой на уроках писала стихи, которые как

Листаем сборник стихов, знакомимся с теми поэтическими откровениями, которые позволяют узнать душу этой неприметной на вид молодой женщины. Поэзию Татьяны можно сравнить с большим музыкальным инструментом, вернее всего с симфонией, в которой есть четыре части, четыре настойчиво и углубленно развиваемых темы. И честно говоря , нельзя утверждать, что какая-то из них звучит сильнее.

Прежде всего - это тема родной земли- с голубыми реками и изумрудными лесами, трелями птиц и простой деревенской тишиной. Здесь её боль и её радость, терпение и надежда, страдание и счастье, и понимание того, что без этой земли она не была бы поэтом. Пишет ли она о красоте России, о родном крае, краски которого она чувствует как настоящий живописец, о городе Шарыпово, сохранившем своё величие в отдельных фрагментах, - она говорит о самом главном в жизни:

С этой землёю всеми корнями

Я сплетена навсегда.

Тема России неотделима от темы природы, темы истоков, к которым вновь и вновь обращается лирический герой её поэзии. Это такие стихи: « Моя Россия», «Мечта», «Зима. Февраль. Кружится снег». Читаем эти стихи, чувствуем те творческие ориентиры, которые определила Татьяна для себя: в литературе -это Пушкин, Тютчев, Есенин; в живописи- Саврасов, в музыке- Свиридов. Для Татьяны восприятие России- это соединение обыкновенности мотива с редкостной поэтичностью его истолкования. В стихотворении « Моя Россия» возникает, казалось бы, Россия Саврасова: простая и скромная, отмеченная тональностью теплоты и задушевности:

И что Россия, кто сказал вам,

Уж обнищала и бедна?

Уж больше чем у нас в России

Вы не найдёте серебра.

И золота у нас довольно,

Вы гляньте лишь на небосвод,

Как там спокойно, величаво

Златое солнышко плывёт

Часто в стихах жизнь природы привлекает именно с нравственной стороны. В природе всё гармонично- и такая же гармония должна быть внутри самого поэта, и в мире людей вообще. Философский подтекст стихов Татьяны приводит читателя не только к мысли о бренности всего живого, но и к убеждению в том, что все в природе имеет свой особый смысл, что жизнь, в сущности, бесконечна и неисчерпаема:

Каждая секунда быстро тает

Острою снежинкой на руке.

Оказалась временной прописка,

Но остались вечными поля.

Господи, как небо стало близко.

Господи, как глубока земля.

Ни к чему полуночные бденья

За бетонною вечною стеной.

Стану тем, чем была я до рожденья-

Вечностью. Рекой и тишиной.

Одновременно с чувством тихого умиления красотой России звучит в стихах и тема красоты и вечности того уголка земли, где родилась и живёт Татьяна. Исповедью души можно назвать очерк о своей малой родине:

Там, где летом изумрудные поля, голубая речка под горой, где не умолкает пение птиц, раскинулось моё село. Оно небольшое, но такое красивое. Я знаю каждый уголок моей маленькой родины. Чем взрослее я становлюсь, тем больше я осознаю то. Как дорог мне мой маленький мир. Особенно хорошо помню то место, где когда-то стоял наш старый дом, в котором прошло моё счастливое детство. Вот два огромных тополя в палисаднике перед домом. На их массивных ветках мы с братом любили устраивать качели. Теперь нашего дома нет. На его месте пустырь, который летом зарастает крапивой. И лишь я да два старых тополя помнят о его существовании. И о мальчике Игоре , и о девочке Тане , беззаботно качавшихся на качелях, укреплённых на их ветках.

Отчий дом – воплощение памяти поколений, вечный приют, вечная тоска по детству, именно здесь лечится дух, забываются скорби и заботы. Живёт дом – жива деревня – жива страна. В очерке возникает образ дома: простой и скромный, отмеченный тональностью теплоты и задушевности. Но этот мотив получает развитие. Одновременно с чувством тихого умиления одолевает чувство тоски, потому что нет больше того дома, что в нём не загорится огонёк. Видно, что чувство любви к родине неотделимо от чувства боли за исчезновение дорогого сердцу места,

С темой отчего дома перекликается вторая музыкальная тема её поэзии - любовь к матери, не просто любовь- поклонение матери, вечная благодарность той, которая вырастила её, подняла на ноги. В сборнике её стихов красной строкой выделены слова:

Есть женщина, которой я спасибо говорю,

Есть женщина, которую так сильно я люблю.

Перечитываем стихотворения. Эмоциональные эпитеты, выразительные метафоры помогают создать нам в своём воображении дорогой портрет матери:

Любви твоей рабыня я навеки,

Полна любви к тебе душа моя

И не найти такого человека,

Которого любила бы так сильно как тебя.

Ты жизнь мне, мамочка, подарила,

Нет ничего прекрасней, чем жизнь дарить,

Умом и красотой меня ты наделила.

Дай Бог тебе на свете долго жить.

Во многих стихах, посвящённых матери, рефреном проходит слово «прости», в вечном долгу дети перед самым близким человеком, это напоминает её голос в стихах, посвящённых матери, она воздвигла ни с чем не сравнимый памятник из своих лучших строк:

Ты прости мне, мама, если сможешь,

Ты прости, что столько горя, бед

Принесла тебе я, не желая

За ничтожное количество лишь лет

Да я, мама, знаю- ты хотела

Чтобы счастье лилось аж рекой.

Только, мама, то всё не сбылось,

Так давай поплачем мы с тобой.

Третья тема Татьяны Зобовой – это тема любви, любви далеко не всегда лёгкой и безоблачной, но всё равно даже в минуты разлада, представляющей ни с чем не сравнимое счастье. Ради неё стоит порой поступиться гордостью, простить обиды и забыть ссоры. Любовь всегда уникальна, единственна и неповторима- кажется, ни до , ни после неё не существовало ничего подобного. В своих лирических стихах Татьяна решается быть предельно откровенной, как в дневниковых записях, не предназначенных для печатанья. День за днём прослеживает она все перемены отношений, настроений – от надежды до отчаяния. И кто знает, может, она тем самым предостережёт кого- то от ошибок, спасёт чью-то любовь.

Вопрос я часто задаю,

К нему ответа не найду,

Мне не узнать мою судьбу,

Вот только странно: почему?

Ну а когда душа не ждёт

Возьмёт любимый и придёт

И для неё настанет вновь

Любви восторженный полёт

Ничто нельзя предугадать

Судьбу на картах не узнать

Нет, не узнать свою судьбу

Вот только странно: почему?

Стихотворениям о любви свойственна лирическая определённость, чувствуется, что через сердце поэта проходит многое, вызывает раздумья и тем самым выявляет душевное состояние лирического героя:

Помню как сейчас тот вечер:

Очень тихо. Шёл снежок.

Двое шли себе обнявшись.

Это я и ты, дружок.

Ты целуешь, так целуешь,

Что мне стало горячо.

И уже моя ладошка крепко жмёт твоё плечо.

Одурманил поцелуем,

Я как пьяная стою

И горячими губами

Что-то смелое шепчу.

Многие стихи Татьяны автобиографичны по своей сути, они проникнуты глубочайшим лиризмом, им присущ язык раздумий и самоанализа. Здесь поэт размышляет о своём месте в жизни, душа её рвётся, страдает, порой не находит успокоения в этом запутанном сложном мире . Ей хочется понять себя, понять этот мир , это свойственно людям , которые задают постоянно себе вопросы: как быть счастливой? может ли человек руководить своей мечтой ? Ответы находим в её стихах:

К тебе не спустится волшебник

Твои желанья исполнять

Спокойно надо и умело

Анкету жизни заполнять

Запомни: всё трудом даётся,

Ворованное счастье жжёт.

И человеку то клеймо позора

Покоя всё же не даёт.

Стихотворение, адресованное Алле Пугачёвой, подтверждает стремление

достичь творческих высот, быть нужной в этой жизни:



Рукоплескания, улыбки,

Аплодисменты и цветы.

Не знаю, в чём моя ошибка

Что не могу я жить как вы.

Видать судьба вам улыбнулась,

И из девчонки из простой

На сцене стали королевой

Вас любят люди всей душой



У вас есть всё – друзья, богатство,

Филипп- мужчина ваших грёз

В придачу есть душа и голос,

И миллионы алых роз

А я простая, я с деревни

Мне даже нечего мечтать

О том, чтобы такой известной,

Как вы, о королева, стать.



Заканчивая разговор о поэзии Татьяны Зобовой, отметим, что она умет по- особому видеть окружающий мир и переносить его пером на бумагу. Писать о человеке реальном, живущим рядом с тобой, трудно: трудно как обо всём движущемся, меняющемся. Ведь сегодня мы ещё не знаем, каким этот человек будет завтра, что сделает, какие новые произведения он создаст. Значит наш рассказ о поэте грозит быть не полным. Всё это так. Но и не говорить о творчестве твоих современников нельзя: их судьбы, их стихи помогают нам понять наше время и самих себя. Верим, что самые задушевные стихи нашей односельчанки, нашего поэта, ещё вперед


ДУША, НАПОЛНЕННАЯ ЛЮБОВЬЮ

Человек рождается, как яблоко в саду. И жизнь его со всеми предстоящими человеческому сердцу печалями и радостями, соблазнами и восторгами завязывается, наполняется, крепнет и становится терпкой, как этот сочный по осени плод. Её жизнь начиналась с самого детства, как чистое и вольное цветение на тёплом, ласкающем ветру в окружении ласковых рук своей матери и бабушки. Она распускалась, как маленький цветок, откровенна и доверчива. И имя у неё прекрасное – Люба, Любушка, Любовь.

Ах, детство! Капризы, увлечения, счастливые дни того времени пролетали

радостно в окружении любимых и любящих людей с песнями под гармошку деда. А потом пришла пора юности. Она звучала музыкой, как светящийся девичий голос, при котором хочется плакать и вдыхать это счастье всей грудью. Жизнь представлялась ей прекрасной и бесконечной, и дышалось легко, и сердце напоминало прозрачный наполненный музыкой любви сосуд ко всему окружающему. Пришла любовь! Она звенела флейтой, наполнялось

восторгом, очарованием.

Юность кончилось быстро, словно её и не было. Не успела оглянуться, как осталась занятой день и ночь работой, бьющейся в одиночку с тремя стремительно подрастающими детьми. Сколько выпало на долю этой женщины преждевременных морщин и душевных недугов! Сколько ей пришлось пережить! Но ни в лице, ни во взгляде, ни в речи никто никогда не слышал обиду от неё на судьбу, на окружающее. Нелегким был «семейный рай». « Когда-то белугой ревела, а теперь, спасибо, готова говорить бывшему мужу». Иначе не могла она так раскрыться и поверить в себя и будто заново возродиться. Страшная беда обрушивается на нее - умирает старший сын. Беда не выбирает, где обрести жилище. Она приходит неожиданно, бьет по самому больному. Она пытается сломать. Вопреки всем испытаниям порой жить совсем невмоготу. Несчастье, как чума, чем хуже на душе, тем крепче держишь удар.

Эти строки адресованы замечательному человеку, интересной женщине,

поэту – самородку Любовь Анатольевне Савченко, которая приехала в наше село более десяти лет назад. Душой прикипела к необыкновенной красоте ивановских просторов, и уже не хочется верить, что это не то место, где ты появился на свет. Именно здесь рождаются наполненные счастьем и любовью, желанием любить и надеждой увидеть красоту мира лирические строки. Именно здесь обретает она потребность согреть своей любовью детей,

смягчить их души песнями. Учитель музыки, человек, влюблённый поэтическое

слово, музыкально воспринимающий мир. Стихи складываются легко, строчка

за строчкой обнажают необыкновенную душу. Это человек с божьей искрой,

она одарена талантом- талантом воспринимать окружающий мир поэтически

Мы позволим себе проследить за становлением таланта, за тем, как

создавались стихи, которые и по сей день волнуют людей, и люди начинают

думать о них, заучивать наизусть, читать друг другу.

Всё созданное Любовь Анатольевной – блистательно и неповторимо, Какая

свежесть, какое чудотворство речи, и не потускнело серебро эпитетов и сплав

метафор – они сияют и звучат старинным колокольным русским звоном. Судите

сами:

Лето летит на быстрых конях,



Косы радуге плетёт.

Прячу я цветы в ладонях

Солнце светом жарким льёт,

Тычет ласковой мордашкой

Мелкий цветик в кулачок.

Погадаю на ромашках,

Но об этом я молчок.

Вот трогательные до болезненности строки:

Повсюду цветы и листья,

Осенние ветки в букетах.

Осень волшебною кистью

Рисует себя на портретах.

Любовь Анатольевна изобретательна в поэтической работе. Мастерство её

неоспоримо:

И только весною что-то не так,

Всё чудится, соки стекаются.

Жизни река всё течёт и течёт,

Все дни и минуты в ней наперечёт.

Довольно, душа, просыпайся от сна!

Ты слышишь, крадётся невеста- весна.

Тема любви раскрывается в образе весны, когда играет в сердце море чувств,

всплывают в памяти незабываемые встречи с любимыми. На вопрос « Почему

вы одна?» был такой ответ: «На себя времени нет, нет того, кто скажет, ты у

меня единственная, и такой другой на свете нет. Думаю, что целое из двух

половинок не сложишь» Может это и так, но в стихах поэта чувствуем другое-

стремление души к полёту в волшебный мир любви.

Решила я птицей остаться

Царевною-лебедью стать.

А ты недоверчиво глянешь

Тебе ли меня не понять.

Ты тоже лебедем станешь,

Мы будем вместе летать

Закружим над лесом зелёным,

Над полем, над синею рекой.

Счастье дано влюблённым,

Дано оно нам с тобой.

На верность тебе присягаю,

И ты поклянись в ответ.

У лебедей, я знаю,

Любви без верности нет.

В стихах о любви мы видим нечто похожее на большой роман. Действительно

там есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений,

сюжеты чувств. И неизменно- неразделённость чувства, разлука , не встреча. В любовной лирике поэта целый мир женской души, страстной, нежной, и гордой. Содержание жизни героини- любовь, все её оттенки- от предчувствия любви до страсти « раскаленной добела»

Я влюблена, и в моей жизни это значит,

Что мой роман, он молодой, он только начат,

Что счастье я теперь сберечь сумею,

И этой мыслью я своё сердечко грею

У нас виски уже чуть-чуть припорошило,

Пусть будет тайна, она нас приворожила.

Пусть снова звёзды ярко светят фейерверком

И пусть вино опять в бокале будет терпким

Ну кто сказал, что у любви бывает мерка,

Что испытания- достойная проверка,

А ты мне руки протянул и, сжав ладони,

Сказал, что чувства пронесём и не уроним

И та, которая считалась некрасивой,

Вдруг за любовью потянулась с новой силой.

И пусть не раз такое в жизни повторится,

Ведь, если женщину любить, она царица.

Трагические события личной жизни оставили след в поэтическом наследии

Любовь Анатольевны. Смерть сына вызывает отчаяние матери, всё перепуталось

в её сознании, она пребывает в каком-то оцепенении, и в этом состоянии оцепенения она берётся за перо, и льются строчки одна за другой. Казалось, она находится на грани жизни и смерти и как бы в полубреду пытается всё- таки найти выход:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

И она живёт с образом сына, сотворённым в её стихах. Он здесь, он рядом, он

ожил под пером матери- поэта:

Когда наступает ночь, стоит тишина кругом.

У Женьки глаза точь-в –точь, как звёзды над нашим окном

Птицы ещё не поют, заря примеряет обнову.

Кузнечики тонко куют, на счастье куют обнову.

Само страдание становится окаменелым. Всё происходящее в жизни и в сердце

сводит с ума. И теперь смерть обретает новую форму- душевной болезни.

Приходят минуты слабости, минуты невозвратимого материнского горя:





В шко Где учитель, ноя его мать

Весной выпускной, и мне ли не знать.

Ими я буду приглашена.

Боже мой, как не лишится ума?

Ещё я у сердца спросила,

Как же мне выпустить мёртвого сына?



Где си Силы, и где моя воля?

Как позабыть моё горе?

Нечасто на меня находит лира,

Но горше, чем у гения Шекспира

Нет повести печальнее на свете,

Чем та, где похороненные дети.



В диапазоне поэзии Любовь Анатольевны важное место занимает интимная

психологическая лирика. Здесь земное противостоит небесному, Страстной

душе нет умиротворения, но она его ищет, придаёт ему поэтическую форму.

Слишком сильны её земные страсти, слишком дороги ей земные чувства. Тема

души – одна из ключевых тем её творчества. Это подтверждают её стихи:

Моя юность алела зарницей,

Обогрета домашним лучом.

Подрастала счастливой девицей,

Всё казалось тогда нипочём.

А теперь вот сдаю не на шутку,

Потихоньку сползаю в обрыв,

То пляшу под бесовскую дудку,

То накатит молитвы порыв.

Где предел? Середина, граница,

На которой стоишь, как скала.

Мне б водою святою умыться,

Чтоб меня Богоматерь спасла

Стиль таких стихотворений отличается предельным самовыражением,

откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объёмным.

Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к

звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

Бываю легкомысленна, серьёзна

Саму себя бывает не понять.

А на душе бывает так морозно,

Что жарким жаром дрожь ту не унять.

Пытаюсь иногда вернуться в русло,

Приходится молчать или кричать.

Бывает жаль прожитых дней

И очень грустно,

Что жизнь сначала хочется начать.

Любовь Анатольевна видит свои поэтические творения как большое

музыкальное произведение, которое можно сравнить с флейтой. Наделённая

даром чувствовать каждое движение души музыкально, она перекладывает

свои стихи на музыку, где поёт её душа, рвётся аккордами ввысь. Звучат

сочиненные ею песни не только в её сердце, но и на выступлениях малышей в

детском садике, и на школьных концертах, и на клубной сцене.

Давайте вернёмся к разговору о яблоках, вернее о садах, а ещё, вернее о

человеческой жизни. Одни ещё цветут, другие отцветают, но есть такие жизни,

которые светятся, свет от них переливается, и музыка, чудесная музыка плывёт от



них далеко и звучно.

скачать файл



Смотрите также:
Исследовательская работа «Таланты земли ивановской»
250.98kb.
Алексеева Мария Петровна Студентка Ягеллонского университета, Краков, Польша Данная научно-исследовательская работа
34.26kb.
Исследовательская работа Юный исследователь
214.12kb.
О состоянии и использовании земель
1847.76kb.
Исследовательская работа «Применение метода спуска и перебора в решении диофантовых уравнений»
143.47kb.
Научно – исследовательская работа по русскому языку на тему
131.97kb.
Научно-исследовательская работа тема: Ускорение свободного падения и способы его измерения Руководитель В. П. Авдонина
287.42kb.
Исследовательская работа ученица 9 «б» класс Кузнецова Екатерина учитель истории высшей квалификационной категории Перелыгина Зоя Петровна тогур 2008 г
108.03kb.
Исследовательская работа на тему: «Кухня солнечного Прованса»
595.26kb.
Проектно – исследовательская работа
192.23kb.
Исследовательская работа "Сторона моя родная" Работу
96.59kb.
Исследовательская работа на тему: «Братья по разуму и крови…»
97.66kb.