grandov.ru страница 1
скачать файл


Из истории выборов на территории района

Выборы советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в большинстве населенных пунктов, относящихся сейчас к территории Бондарского района, прошли в январе-марте 1918 года.


Существовавшая в то время система выборов значительно отличалась от ныне действующей.
Из протокола второго губернского съезда Советов о порядке проведения выборов в местные Советы от 30 мая 1918 г.:

« - деревенские Советы выбираются всеми трудящимися деревни, достигшими 18-летнего возраста, в составе 3-5 членов;

- сельские Советы выбираются сходом всех трудящихся данного села в составе 3-5 членов. Деревенский Совет заменяет собою сельский сход выборных и сельское правление. Общественный Совет заменяет собою общественное правление и бывшего сельского старосту;

- члены волостного Совета избираются общественным сходом по расчету: один член на 100-200 избирателей. Волостной Совет избирает из своей среды исполнительный комитет из 5-7 лиц, которые и ведают жизнью всей волости, руководствуясь указаниями уездного Совета».


На местах применялось открытое и тайное голосование. Порядок голосования определяли сами местные Советы. Открытое голосование практиковалось чаще. Тайному голосованию мешала неграмотность населения, нехватка бумаги, типографских материалов и т.д.
Права голоса не имели предприниматели, торговцы, священнослужители, лица с нетрудовыми доходами. Так, в 1924 году «лишенцы» составляли 3,1 процента взрослого населения губернии.
Весьма невысока была активность избирателей. В 1923 году на выборы и в городах, и в селах губернии пришло около 1\3 избирателей, а в 1924 году в селах явка снизилась еще на 9 процентов. В выборах 1924 года участвовало лишь 2 процента крестьянок.
Конституция СССР 1936 года изменила название Советов. Они стали называться Советами депутатов трудящихся. Конституция сохранила и развила принцип выборности всех органов власти - и местных и высших. Но избирательное право подверглось существенным изменениям.
Было введено всеобщее избирательное право. Теперь право избирать и быть избранным не имели только умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.

Конституция 1936 г. предоставила всем гражданам равное право участия в выборах, отменив разные нормы представительства для городского и сельского населения. При прежней системе голос сельского избирателя «весил» примерно в три раза меньше, чем городского.


Тайное голосование было объявлено одним из важнейших конституционных принципов.
Конституция СССР изменила систему Советов. Раньше Советы были только в низовом звене, а на более высоком уровне созывались съезды. Так, в Бондарском районе с июля 1928 года (дата образования района) по октябрь 1936 года было проведено 5 съездов. Теперь Советы всех звеньев стали постоянными органами. Для созыва сессии уже не нужно было каждый раз устраивать новые выборы – достаточно было созвать депутатов, избранных на данный срок. Это делало Советы более оперативными.
Во все звенья Советов – от сельсовета до Верховного Совета СССР Конституция 1936 г. вводила прямые выборы. Теперь избиратель точно знал, кто является его представителем в каждом Совете, мог обращаться к нему со своими нуждами.

Первые выборы в Верховный Совет СССР прошли 12 декабря 1937 года. Территория Бондарского района вошла в состав Рассказовского избирательного округа по выборам в Совет Союза и Куйбышевского избирательного округа по выборам в Совет Национальностей от РСФСР. Начиная с первых выборов в Верховный Совет СССР, избирательные кампании стали проводиться как праздник, с большой торжественностью и парадностью.


В составе избранных депутатов были различные социальные группы – рабочие, крестьяне, интеллигенция. Так, наш земляк Андрей Иванович Мартынов, председатель колхоза имени Ленина Куровщинского сельсовета, в 1954 году был избран депутатом Верховного Совета страны от Кирсановского избирательного округа Тамбовской области.
Выборы в областные, районные и сельские Советы депутатов трудящихся в соответствии с новым законодательством были проведены 24 декабря 1939 года. Из общего количества избирателей района 22287 человек участие в голосовании приняли 21904, или 98,3 процента. Наиболее крупными по численности избирателей были сельсоветы: Пахотноугловский – 2760, Бондарский – 1718, Кривополянский – 1670, Граждановский – 1445, Митропольский – 1433, Кершинский – 1266, Городищенский – 1254 . В каждом из этих сельсоветов депутатский корпус составил по 25 человек. В Подвигаловском и Вердеревщинском сельсоветах было избрано по 14 депутатов, в Березовском – 16, самым меньшим количество депутатов было

в Соловьяновском сельсовете – 9. В районный Совет было избрано 50 человек.


В 1977 году в избирательную систему страны были внесены изменения. Изменился численный состав Советов, именуемых теперь Советами народных депутатов. Он увеличился и составил в районном звене 75 человек, в сельском – от 25 до 45. Срок полномочий Советов был установлен в 2,5 года (ранее – 2 года). Было сокращено время голосования до 10 часов вечера, раньше подача голосов избирателей осуществлялась с 6 часов утра до 12 часов ночи.
Принятые в 1988 году Законы СССР о выборах содержали одну из важнейших гарантий демократизации избирательной системы – конституционное закрепление возможности выбора депутатов в одномандатных округах из нескольких кандидатов, то есть на конкурентной основе.
Первые альтернативные выборы прошли на территории района 4 марта 1990 года. Принцип альтернативности нашел отражение уже на этапе выдвижения кандидатов в депутаты. На пленуме райкома ВЛКСМ, на собраниях трудовых коллективов лесокомбината, совхоза «Бондарский», кооператива «Агросервис», отдела внутренних дел райисполкома рассматривались не одна, а несколько кандидатур по избирательному округу. На 260 депутатских мест в районный и сельские Советы народных депутатов было зарегистрировано почти 400 кандидатов.

Выборы 4 марта 1990 г. имеют в истории района особую значимость. После их проведения произошло разделение функций местных Советов и их исполкомов, был создан районный Совет народных депутатов .14 марта на первой сессии руководителем органа представительной власти в районе был избран А.Я.Голованев, руководителем органа исполнительной власти – В.И.Чернышов.


В 1991 году была проведена реорганизация органов исполнительной власти на местах. Полномочия райисполкома были прекращены 30 декабря с момента вступления в должность главы администрации района. 13 января 1992 г. первый глава администрации района В.А.Аппоротов постановлением № 5 назначил глав сельсоветов.
1993 год характеризовался как год острого политического кризиса в стране, период обострившейся конфронтации Президента РФ со Съездом народных депутатов и Верховным Советом. Столкновение ветвей власти привело к ликвидации Советов в центре и на местах. Деятельность районного и 11 сельских Советов народных депутатов была прекращена в соответствии с Указом Президента РФ от 9 октября 1993 года № 1617»О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Их функции были переданы администрации района и сельским администрациям.
Деятельность представительных органов местного самоуправления была возобновлена с избранием 17 декабря 1995 года депутатов в районный и сельские Советы народных депутатов.
До 1996 года должность главы администрации района не являлась выборной. Первые выборы были проведены 22 декабря 1996 года. На должность главы администрации района были зарегистрированы 3 кандидата. Набрав 75,52% голосов избирателей, победу одержал Юрий Васильевич Попов.
С окончанием выборов главы исполнительной власти в районе закончился процесс формирования органов местного самоуправления.

Начальник архивного отдела

администрации района М.В.Шабалова

29.01.2008



скачать файл



Смотрите также:
Из истории выборов на территории района
50.75kb.
Анализ современного состояния территории Нытвенского района
2115.36kb.
Основные мероприятия, проводимые управой района хамовники
44.76kb.
Характеристика территории вселения Окуловский муниципальный район
336.9kb.
Решением Собрания депутатов Костромского муниципального района от 1 марта 2006г. №54 положение
33.31kb.
Характеристика территории вселения Хвойнинский муниципальный район
106.74kb.
Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе
67.6kb.
Отчёт по выполнению программы «Развития сельского хозяйства Верхнеуральского муниципального района» за 2013 год
58.04kb.
Вручение медалей Ветеранам Великой Отечественной войны
54.69kb.
Докладом «О реализации отраслевых схем развития объектов инфраструктуры на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга»
33.53kb.
Каждый раз с приближением очередных выборов перед любым гражданином встает проблема: участвовать в выборах или не участвовать, а если участвовать, то за кого голосовать
191.14kb.
О результатах публичных слушаний по «Проекту межевания территории квартала, района Северное Тушино, ограниченного: улицей Вилиса Лациса, улицей Героев Панфиловцев, бульваром Яна Райниса, границей территории оопт»
43.94kb.