grandov.ru страница 1
скачать файл
Никитина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ д.Лаврово

Внеурочная деятельность: Оригами. 1 класс

Тема занятия: Коллективная работа «Аквариум»

Способ организации: проект

Цель: создание панно «Аквариум»

Задачи:

Обучающие: учить работать по технологическим картам, учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения для выполнения творческого проекта: учить работать в коллективе, пользоваться информацией.

Развивающие: развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность, пространственные представления

Воспитательные - воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

Оборудование: лист белой (или цветной бумаги) для каждого, 2 листа ватмана, поэтапная карта изготовления рыбки 4 штуки, два варианта рыбки, материалы для дизайна аквариума (ракушки, веточки, пластилин), аппликация рыбки из природного материала, презентация к уроку, клип.

Форма организации работы: групповая


Тема

Коллективная работа «Аквариум»




Цель работы

Создание панно «Аквариум»




Планируемый результат

Предметные умения: научить технологии сгибания бумаги при использовании технологической карты

УУД:

Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Регулятивные: освоение алгоритма работы по карте с бумагой.

Познавательные: формирование представления о разнообразии рыбок.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир: вид - рыбы, аквариумные рыбки.

Развитие речи: обогащение словарного запаса учеников.

Технология: изготовление рыбки из природного материала.


Фронтальная, в группах, индивидуальная.

Зрительный ряд: аквариумных рыб

озерных рыб

морских рыб.

Презентация.

Музыкальный фон





1 этап. Мотивация к деятельности.




Цель: мотивировать учащихся на изучение мира рыб.

5 минут


Сегодня мы работаем по группам.

-Какие правила работы в группах вы знаете?

(Учитель назначает ответственного. Проверка готовности к занятию)

Тяжела для всех наука, если в школе сон, да скука, если будет увлеченье, станет радостным ученье.

Учитель загадывает загадку.

В воде они живут

Нет клюва, а клюют.

(Презентация №1)

- Кто из вас рыболов? Сейчас проверим.

- Презентация №2,3,4,5,6,7 Речные и озерные рыбы (окунь, щука, карась, сом, ёрш)

- Презентация № 8,9,10, 11, 12,13 (сельдь, треска, морской окунь, камбала, акула) Морские рыбы


- Ребята вспоминают правила работы в группах.

Ребята отгадывают загадку. Это рыбы.

Обобщают понятия речные рыбы, морские.





2 этап. Учебно-познавательная деятельность. Вхождение в тему проекта. Расширение знаний об окружающем мире.




Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания.

Диагностические задания.

Цель: актуализация знаний учащихся о жизни рыб.

5 минут


-Мир рыб многообразен.

-Угадайте название рыбы по её внешнему виду (презентация №14)

- Что общего у всех рыб? (Презентация № 15)

- Послушайте несколько интересных сведений из жизни рыб. (Презентация № 16,17,18) Презентация №19 - А это, что за рыбы?

- Какие рыбки представлены на доске (аквариумные)

- Названия, каких аквариумных рыб вы знаете?

- У кого есть аквариум?

- Краснопёрка, у неё красные плавники.

Ребята называют части рыб.

Ребята называют рыб аквариумных рыбок (вуалехвост, меченосец, гуппи, золотая рыбка)












Цель: вхождение в проблему, выдвижение идей, составление плана действий.

7 минут

- А как мы можем перенести подводный мир к нам в класс, чтобы он радовал нас не один день?

- Как можно осуществить замысел? Ваши предложения по созданию аквариума.

- Смогут ли вам помочь материалы, которые я приготовила? (листы ватмана, мелкие ракушки, пластилин, веточки) Сейчас в классе вы сможете создать маленький подводный мир, поселив в нем представителей тропиков.

Ребята (по два человека от каждой группы) выходят к доске и выдвигают свои идеи, наглядно демонстрируя их на доске мелом.

Члены каждой группы обсуждают лучшие варианты.

- А из чего можно сделать рыбок?

(на доске можно увидеть ряд ранее выполненных работ – рыбка - на уроках технологии)

- Оригами позволяет сделать рыбку из обыкновенного листа бумаги. А хотите научиться делать золотую рыбку?

- Что нам помогает на оригами сделать рыбку?



- Какую задачу поставим перед собой? (Изготовление панно.)

Давайте составим план нашей работы:

  1. Изготовление аквариумов.

  2. Изготовление аквариумных рыбок.

  3. Подведение итогов и защита работ.




- Сделать аквариум и поселить в нем аквариумных рыбок.

Ребята выдвигают идеи по созданию аквариума.


Ребята пробуют нарисовать несколько эскизов аквариумов на доске.

Другие ученики обсуждают достоинства и недостатки дизайна.

Ребята предлагают варианты по изготовлению аквариумных рыбок.

Хотим.


Технологическая карта.

Ученики составляют план работы.








3. «Домик для рыб» Дизайн аквариума.




Цель: оформить аквариум для рыб, дизайн аквариума.

7 минут

- Аквариум - это уголок живой природы, а к природе нужно относиться бережно. (Презентация)

- Какие правила ухода за аквариумом и аквариумными рыбками вы знаете?

- Ребята, давайте попробуем из подручных материалов украсить домик для рыб.

- Пусть каждый выскажет свои предложения в группах, посовещайтесь и выберите лучший вариант.

Физминутка: Игра: «Рыбак и рыбки»


Ребята называют правила ухода за аквариумными рыбками.


Учащиеся вспоминают правила работы в группе.

Каждый из учащихся предлагает свои варианты, затем общим решением выбирается лучший.






3 этап. Выполнение изделия. Изготовление по картам рыбок.

Сообщение плана работы.




Цель: формировать у учеников умение работать с бумагой в технике оригами, читать карты.
7 минут

-Сегодня мы сделаем золотую рыбку. (Презентация)

- Вспомните, какая базовая форма необходима для начала работы?

- Выполняйте работу по карте, помогайте друг другу.

- Как сделать, чтобы рыбки были узнаваемы? (Дорисуйте рыбкам глаза, чешуйки, плавники.) Вспомните краснопёрку. Почему её так назвали? Придумайте названия своим рыбкам.

- Запустите своих рыбок в аквариумы.

Рыбки запускаются в аквариум, и звучит музыка. (Презентация)


- Необходимо сделать квадрат, затем базовую форму, двойной треугольник.


- Необходимо рыбок раскрасить и придумать им своё имя.




4 этап. Защита проектов.




Цель: демонстрация выполненной работы, представление результатов.
9 минут

  1. -Каждый ученик выходит к доске и демонстрирует свою рыбку.

  2. -Как её зовут?

  3. -Какие трудности возникли при её изготовлении? - Какие части ты дорисовал?

  4. Ответственный группы рассказывает о работе группы, кто отличился, кто всем помогал?




  1. Где можно использовать ваше панно? Для чего? Чем ваше панно лучше?

  2. А самое главное, так как это золотая рыбка, то мы можем загадать желание.



Каждый ученик рассказывают о своей деятельности на занятии.

Защищают свои работы ответственные в группах.

Каждый ученик загадывает заветное желание.

Оценка результатов деятельности учащихся при работе на уроке




Критерии оценки деятельности учащихся на уроке

Фамилии учащихся, наиболее отличившихся на данном уроке.

Качество выполнения осваиваемых технологических приемов и операций:

а) высокое

б) с недостатками

в) очень низкое


а)


б)

в)




Качество выполнения работы в целом:

а) высокое

б) с недостатками

в) очень низкое


а)


б)

в)


Творческие решения:

а) открытие нового знания

б) конструктивные предложения

в) технологические предложения

г) использование дополнительных источников информации


а)


б)

в)


г)

Самостоятельность выполнения всей работы:

а) полная

б) частичная

в) не может без посторонней помощи





а)

б)



в)


Активность:

а) высокая

б) низкая

а)

б)



Инициативность:

а) высокая

б) низкая

а)

б)




Саморефлексия учителя


Что достигнуто






Над чем следует

Подумать




Анализ внеклассного занятия Оригами
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе.
Деятельность участников проектного обучения проходит по плану.

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов,  защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. 

Проектную деятельность школьников  организую с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка.

Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда  ставится  проблема  перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.  Провожу мозговую  атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе,  используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники, полезные электронные  адреса и другие источники.

На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идёт формирование  у учащихся умений  и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов),  организую презентацию,  конкурс творческих  работ.

Творческий проект в начальной школе – это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна,  многофункциональна. 

Под методом проектов в образовательной области “Технология” мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.



Использование метода проектов в технологическом образовании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:1) учитель дает краткую формулировку задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление согласно лучшей идее;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.

Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим весь класс разделён на две группы и выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя и товарищей во время выполнения проекта.

Итак, благодаря использованию метода проектов в образовательной области “Технология” повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда  ставится  проблема  перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.  Провожу мозговую  атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе,  используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся дополнительные материалы.

На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идёт формирование  у учащихся умений  и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов),  организую презентацию,  конкурс творческих  работ.

Творческий проект в начальной школе – это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна,  многофункциональна. 



Анализ

Никитина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ д.Лаврово

Внеурочная деятельность: Оригами. 1 класс

Тема занятия: Коллективная работа «Аквариум»

Способ организации: проект

Цель: создание панно «Аквариум»

Задачи:

Обучающие: учить работать по технологическим картам, учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения для выполнения творческого проекта: учить работать в коллективе, пользоваться информацией.

Развивающие: развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность, пространственные представления

Воспитательные - воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

Оборудование: лист белой (или цветной бумаги) для каждого, 2 листа ватмана, поэтапная карта изготовления рыбки 4 штуки, два варианта рыбки, материалы для дизайна аквариума (ракушки, веточки, пластилин), аппликация рыбки из природного материала, презентация к уроку, клип.

Форма организации работы: групповая


Тема

Коллективная работа «Аквариум»




Цель работы

Создание панно «Аквариум»




Планируемый результат

Предметные умения: научить технологии сгибания бумаги при использовании технологической карты

УУД:

Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Регулятивные: освоение алгоритма работы по карте с бумагой.

Познавательные: формирование представления о разнообразии рыбок.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир: вид - рыбы, аквариумные рыбки.

Развитие речи: обогащение словарного запаса учеников.

Технология: изготовление рыбки из природного материала.


Фронтальная, в группах, индивидуальная.

Зрительный ряд: аквариумных рыб

озерных рыб

морских рыб.

Презентация.

Музыкальный фон





1 этап. Мотивация к деятельности.




Цель: мотивировать учащихся на изучение мира рыб.

5 минут


Сегодня мы работаем по группам.

-Какие правила работы в группах вы знаете?

(Учитель назначает ответственного. Проверка готовности к занятию)

Тяжела для всех наука, если в школе сон, да скука, если будет увлеченье, станет радостным ученье.

Учитель загадывает загадку.

В воде они живут

Нет клюва, а клюют.

(Презентация №1)

- Кто из вас рыболов? Сейчас проверим.

- Презентация №2,3,4,5,6,7 Речные и озерные рыбы (окунь, щука, карась, сом, ёрш)

- Презентация № 8,9,10, 11, 12,13 (сельдь, треска, морской окунь, камбала, акула) Морские рыбы


Прием словесной мотивации и наглядный.




2 этап. Учебно-познавательная деятельность. Вхождение в тему проекта. Расширение знаний об окружающем мире.




Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания.




Цель: актуализация знаний учащихся о жизни рыб.

5 минут


-Мир рыб многообразен.

-Угадайте название рыбы по её внешнему виду (презентация №14)

- Что общего у всех рыб? (Презентация № 15)

- Послушайте несколько интересных сведений из жизни рыб. (Презентация № 16,17,18) Презентация №19 - А это, что за рыбы? (золотые рыбки)

- Какие рыбки представлены на доске (аквариумные)

- Названия, каких аквариумных рыб вы знаете?

- У кого есть аквариум?

Анализ исходной позиции.












Цель: вхождение в проблему, выдвижение идей, составление плана действий.

7 минут

- А как мы можем перенести подводный мир к нам в класс, чтобы он радовал нас не один день?

- Как можно осуществить замысел? Ваши предложения по созданию аквариума.

- Смогут ли вам помочь материалы, которые я приготовила? (листы ватмана, мелкие ракушки, пластилин, веточки) Сейчас в классе вы сможете создать маленький подводный мир, поселив в нем представителей тропиков.

Ребята (по два человека от каждой группы) выходят к доске и выдвигают свои идеи, наглядно демонстрируя их на доске мелом.

Члены каждой группы обсуждают лучшие варианты.

- А из чего можно сделать рыбок?

(на доске можно увидеть ряд ранее выполненных работ – рыбка - на уроках технологии)

- Оригами позволяет сделать рыбку из обыкновенного листа бумаги. А хотите научиться делать золотую рыбку?

- Что нам помогает на оригами сделать рыбку?



- Какую задачу поставим перед собой? (Изготовление панно.)

Давайте составим план нашей работы:

  1. Изготовление аквариумов.

  2. Изготовление аквариумных рыбок.

  3. Подведение итогов и защита работ.



Определение цели и задач деятельности, через создание проблемной ситуацию.


На исследовательском этапе использую вербальные методы (рассказ, объяснение), а так же метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.






3. «Домик для рыб» Дизайн аквариума.




Цель: оформить аквариум для рыб, дизайн аквариума.

7 минут

- Аквариум - это уголок живой природы, а к природе нужно относиться бережно. (Презентация)

- Какие правила ухода за аквариумом и аквариумными рыбками вы знаете?

- Ребята, давайте попробуем из подручных материалов украсить домик для рыб.

- Пусть каждый выскажет свои предложения в группах, посовещайтесь и выберите лучший вариант.

Физминутка: Игра: «Рыбак и рыбки»


Планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели.







3 этап. Выполнение изделия. Изготовление по картам рыбок.

Сообщение плана работы.




Цель: формировать у учеников умение работать с бумагой в технике оригами, читать карты.
7 минут

-Сегодня мы сделаем золотую рыбку. (Презентация)

- Вспомните, какая базовая форма необходима для начала работы?

- Выполняйте работу по карте, помогайте друг другу.

- Как сделать, чтобы рыбки были узнаваемы? (Дорисуйте рыбкам глаза, чешуйки, плавники) Вспомните краснопёрку. Почему её так назвали? Придумайте названия своим рыбкам.

- Запустите своих рыбок в аквариумы.

Рыбки запускаются в аквариум, и звучит музыка. (Презентация)


Учитель осуществляет контроль и коррекцию






4 этап. Защита проектов.




Цель: демонстрация выполненной работы, представление результатов.
9 минут

  1. -Каждый ученик выходит к доске и демонстрирует свою рыбку.

  2. -Как её зовут?

  3. -Какие трудности возникли при её изготовлении? - Какие части ты дорисовал?

  4. Ответственный группы рассказывает о работе группы, кто отличился, кто всем помогал?




  1. Где можно использовать ваше панно? Для чего? Чем ваше панно лучше?

  2. А самое главное, так как это золотая рыбка, то мы можем загадать желание.



Оценка деятельности и рефлексия.

Использую методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, что был задуман)


В 1 классе 7 часов внеурочной деятельности. Я веду 5 часов (Информатика, Бытописание земли Новгородской, В мире слов, Оригами, Физическая культура)


скачать файл



Смотрите также:
Праздничная викторина, посвящённая дню города
72.76kb.
Путеводитель по школе №143 «На Ясной» коллективная работа учащихся 10б класса
131.34kb.
Коллективная работа
196.61kb.
Екатерина Плетнева, выпускница мглу
80.41kb.
Урок развития речи на тему "Эпистолярное творчество. Письмо как искусство"
145.78kb.
Настоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и приложения
1003.88kb.
Дипломная работа (Выпускная квалификационная работа) Петряковой Александры Евгеньевны
1221.2kb.
Урок по теме «Коммуникационные технологии» Тип урока Формы, приемы, методы
190.38kb.
Практическая работа; самостоятельная работа. Ход акции 1 день Учитель проводит беседу
79.54kb.
Проектная работа 9 кл
48.42kb.
Дипломная работа студента 544 группы
284.87kb.
Исследовательская работа «Таланты земли ивановской»
250.98kb.