grandov.ru страница 1
скачать файл

Нефтезадача


Концентрация финансовых потоков и властных полномочий на высшем уровне государственной власти в России достигла апогея. Благодаря ужесточению федеральной политики в отношении удмуртских недр, практика конкурентного лицензирования использования углеводородного сырья в регионе была приостановлена практически на пять лет.
Дмитрий Винокуров

О том, как долго и трудно регион шел к проведению очередных аукционов по нефтяным месторождениям, в интервью нашему изданию рассказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Александр Кулагин.



- Александр Владимирович, предыдущий аукцион на доразведку и разработку нефтяных месторождений был проведен в регионе еще в 2000 году, тогда на нем удалось выручить более 90 млн руб. Согласно утвержденному плану, в последующие годы предполагалось реализовать право работы на 27 месторождениях нефти и перспективных участках Удмуртской Республики. В частности, аукционы на разработку пяти нефтяных месторождений, проведение которых сейчас намечено на март следующего года, планировались еще в феврале 2002 года. Что мешало осуществлению этого проекта на протяжении пяти лет?

- Действительно, проведя 11 февраля 2000 года аукцион по восьми месторождениям нефти, мы были готовы в том же году организовать аналогичную процедуру еще по пяти участкам недр. Но, как говорится, человек предполагает, а начальство располагает. После назначения Виталия Артюхова министром природных ресурсов РФ лицензирование природопользования было приостановлено. Целых полтора года МПР России занималось ревизией уже выданных лицензий, и подготовленная нами документация лежала в Москве, что называется, без движения.

Наконец, 28 января 2002 года появился Приказ Минприроды России № 30 «Об утверждении Временных методических рекомендаций о порядке формирования программы лицензирования пользования недрами», утверждавший новый порядок рассмотрения этих вопросов. Упомянутым документом учреждалась процедура предоставления участков недр на программной основе - довольно сложная и многоэтапная подготовка конкурсной и аукционной документации, а также ее утверждения и согласования в пяти федеральных ведомствах. Только после прохождения этих «кругов ада», начинается собственно подготовка условий и порядка проведения аукционов с согласованием их в четырех столичных инстанциях!

Несмотря на сложность вышеописанной процедуры, все эти годы мы не сидели сложа руки. Благодаря активной работе с привлечением депутатов Госдумы от Удмуртии удалось вывести аукционы по пяти участкам на финишную прямую: 13 октября этого года новый министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев и министр экономического развития РФ Герман Греф утвердили Перечень участков недр, аукционы по которым будут проведены в 2004-2005 годах. В опубликованном 22 октября 2004 года «Российской газетой» списке значатся пять месторождений Удмуртской Республики: Окуневское, Северо-Алексеевское, Мушакское, Шурминское и Кулюшевское, срок проведения аукционов по которым определен в марте 2005 года. К слову, в данном перечне запасы Мушакского месторождения указаны неверно - 24 тысячи тонн вместо реальных 224 тысяч. Кроме того, искажено название одного из месторождений - Колюшевское вместо Кулюшевского. Впрочем, это не столь важно. Для нас гораздо более значимо, чтобы этот наш многострадальный проект был, наконец, реализован.



- Согласованный Минприроды РФ и Минэкономразвития РФ перечень аукционных участков на завершающийся и следующий годы окончательный или может изменяться и дополняться? Готовятся ли республикой соответствующие предложения? Каков на сегодня в Удмуртии нераспределенный фонд перспективных для добычи черного золота территорий, сколько из открытых месторождений нефти находится в разработке?

- Если позволите, я начну со второй части вашего вопроса. На сегодняшний день на территории республики зарегистрировано 115 месторождений нефти, из них в нераспределенном фонде остаются 40. За всю историю нефтедобычи из недр Удмуртии извлечено 277 млн тонн углеводородного сырья. Выработанность начальных суммарных запасов промышленных категорий нефти по республике составляет 45,3%, то есть, остаточные извлекаемые запасы черного золота в Удмуртии превышают 300 млн тонн. Кроме того, неразведанные прогнозные ресурсы нефти оцениваются в объеме не менее 200 млн тонн. Это значит, что при нынешних темпах добычи в 8 млн тонн в год регион сохранит статус нефтедобывающей территории на протяжении ближайших пяти-шести десятков лет.

Изменившиеся экономические условия (отмена с 2002 года отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для целевого финансирования геологоразведочных работ) повлекли за собой необходимость пересмотра существующей практики лицензирования права пользования недрами в целях геологического изучения ресурсов и запасов нефти и, соответственно, их воспроизводства для сохранения объемов добычи на территории региона. В 2002 году мы провели обширную работу по геолого-экономической оценке и ранжированию территории Удмуртии по инвестиционной привлекательности, в итоге сегодня вся республика разделена на 86 участков недр.

Для привлечения негосударственных инвестиций уже разведанные и готовые для добычи нефти «объекты лицензирования» объединены с недостаточно или вовсе неизученными территориями в единые участки, то есть право пользования недрами предоставляется на участки недр, включающие месторождения нефти нераспределенного фонда и нефтеперспективные структуры для поискового бурения, а также проведения детализационных геофизических работ. В отношении таких объектов лицензии выдаются на геологическое изучение и добычу нефти. И, самое главное, это делается исключительно на основе конкурсов или аукционов.

По участкам, где пока не открыты месторождения, лицензии на геологическое изучение недр предоставляются на бесконкурсной основе с последующим закреплением права добычи нефти за тем, кто откроет месторождение. Надо сказать, эта программа уже реализуется и дает первые результаты. По подобной схеме выданы лицензии на семь участков. По одному из них произошел досрочный возврат лицензии ввиду бесперспективности (но у разведчиков недр, как и в науке вообще, действует правило: «отрицательный результат - тоже результат»). Еще на одном участке открыто нефтяное месторождение, и право добычи на нем будет закреплено за предприятием, которое на свой страх и риск эту территорию изучало.

В перечне объектов лицензирования черным по белому записано, что МПР России оставляет за собой право дополнять его по мере необходимости. Мы, в свою очередь, тоже будем способствовать этому процессу: в частности, в минувшем сентябре составлен и направлен на согласование в федеральные ведомства «Перечень объектов лицензирования на 2005 год по Удмуртской Республике», который включает 12 объектов для геологического изучения недр и 10 участков - на геологическое изучение и добычу нефти.

Из всего нераспределенного фонда с большой натяжкой к средним по российским меркам нефтяным месторождениям УР можно отнести лишь Карсовайское (около 10 млн тонн запасов категории C1 и примерно столько же запасов C2). Оно, кстати, входит в предложенный нами перечень, который отправлен в Москву… Все остальные месторождения нераспределенного фонда - весьма небольшие, максимальный объем извлекаемых запасов среди них - 1,5 млн тонн, а есть и 300, и даже 30 тыс. тонн.

Как правило, в первую очередь находят самые крупные месторождения и разрабатывают их: в нашей республике в 1958 году это Вятское, в конце 60-х - Мишкинское, Киенгопское, Архангельское. Карсовайское трудно с ними сравнивать, и чем дальше идет развитие региона, тем мельче открываемые и разрабатываемые месторождения. Сейчас у нас на карте как бы «горох» вокруг крупных нефтяных полей, но даже из месторождения с запасами 1,5 млн тонн ежегодно можно добывать порядка 30-50 тыс. тонн нефти. Это и прибавка в бюджет, и трудоустройство населения, так что у нас не вызывает сомнений, что процесс лицензирования необходимо активизировать.

Мы рекомендуем очередные 22 объекта лицензирования, этот перечень принят к рассмотрению, но далеко не факт, что он частично или полностью будет принят. Решение остается за федеральным центром, и чтобы оно состоялось, по действующему законодательству не требуется даже согласие субъекта РФ. Конечно, разумные руководители в Москве стараются согласовывать свои шаги на местах, но механизм утряски всех вопросов стандартен - создание комиссий из 12-15 человек, в состав которых всегда входят 2-3 представителя регионов и еще столько же от территориальных управлений федеральных органов. Мы, конечно, можем высказываться по имеющимся разногласиям, и наше мнение даже может быть услышано, но при голосовании в конце концов все будет решено так, как федерация сочтет нужным.

В любом случае процедура выставления новых месторождений на аукционы - довольно длительная, и только на республиканском уровне это занимает полгода и более, даже с учетом того, что уже получено предварительное согласие комитета по земельным ресурсам, из границ участков исключены особо охраняемые территории, проработан картографический материал, сделана экономическая оценка. Условия каждого конкретного аукциона - это 20-30 страниц убористого текста. Кроме того, и перечень выставляемых участков, и условия проведения аукциона надо согласовывать в пяти федеральных ведомствах - в Минэкономразвития, Минфине, Минобороны, Минэнерго, а также в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Какая в федеральном центре сложится очередность такой работы - нам неведомо, но, наверное, на первый план выйдут аукционы по месторождениям, перечень которых опубликован в печати. Организационной работой по проведению предстоящих аукционов занимается территориальное агентство по недропользованию по Удмуртской Республике. По нашим расчетам, в начале декабря или начале января выйдет в свет и приглашение к участию в этих аукционах, ведь март - это срок подведения их итогов.



- Александр Владимирович, где расположены и каковы основные характеристики выставляемых на мартовские аукционы нефтяных месторождений? Какова причина повторного выставления на торги права разработки одного из них - Окуневского месторождения, - выигранного на аукционе 2000 года ОАО «Белкамнефть»?

- По Окуневскому месторождению ОАО «Белкамнефть» действительно отказалось от получения лицензии, и, согласно аукционной процедуре, ему не были возращены платежи за участие в торгах по этому месторождению. Компания приняла это решение где-то через год после проведения аукциона, когда посчитала, что его разработка экономически невыгодна. При сегодняшних ценах на нефть это было бы вполне рентабельно. Возможно, что и «Белкамнефть» снова поборется за это месторождение.

Все другие «разыгранные» в 1999-2000 годах месторождения находятся в разработке и, в целом все лицензионные условия выполняются. Кое-где наблюдается некоторое отставание по срокам ввода в эксплуатацию, а некоторые уже полностью разбурены - Азинское, например. Впрочем, везде работа ведется с жесткой привязкой к разработанной проектной документации.

Географически четыре из пяти выставляемых в марте на акционы месторождений находятся в юго-восточной части Удмуртии: Кулюшевское - в Каракулинском, Мушакское - в Киясовском, Окуневское - в Сарапульском и Северо-Алексеевское - в Камбарском районах, и только Шурминское - на западе республики - в Вавожском. Все эти пять месторождений - небольшие. Их геологические запасы составляют порядка 6,7 млн тонн, а извлекаемые запасы категорий С1+С2 оцениваются в 1,6 млн тонн, из которых чуть более половины (852 тыс. тонн) приходится на уже упоминавшееся Окуневское месторождение.



- Какие компании могут стать участниками аукционов в марте 2005 года, обязательна ли регистрация претендентов на территории Удмуртской Республики? Как вы считаете, будут ли претендовать на не столь богатые залежи полезных ископаемых крупные российские сырьевые холдинги или это удел относительно небольших компаний?

- Согласно условиям предстоящих пяти аукционов, претенденты не обязаны быть зарегистрированы на территории УР. Трудно оценивать, примут ли в них участие непредставленные в Удмуртии крупные добывающие структуры. Наверное, только в том случае, если эти компании хотят минимально закрепиться в республике - с тем, чтобы затем обозначиться в каких-то политических или стратегических целях. Но с экономической точки зрения нефтедобытчикам калибра «ЛУКойла» или «Татнефти» не имеет большого смысла заходить на эти месторождения, географически расположенные очень близко к инфраструктуре «Белкамнефти», «Удмуртнефти» и совершенно в стороне от собственной производственной базы. Небольшие компании за счет резкой экономии на затратах могут сделать этот бизнес рентабельным, на равных условиях сдавая сырье на узлы подготовки нефти своих контрагентов в регионе.

Опыт прошлых лет показывает, что иногда до последнего момента не известно, состоится ли вообще аукцион. Выставляемые в будущем году месторождения, как говорится, не подарок, и некоторые, например Шурминский участок, рентабельны только при столь высоких ценах на нефть, как в последние полгода. Замечу, что при уровне нефтяных цен 1998 года ($ 8-9 за баррель) вся наша «пятерка» неминуемо попала бы в категорию забалансовых запасов. Если цена на нефть будет сохраняться на высоком уровне, то все пять выставляемых на аукционы участков, несомненно, вызовут интерес и найдут своих недропользователей, а государство получит в казну значительные дополнительные поступления.

Прогнозировать результаты аукционов трудно, но, скорее всего, борьба пойдет между относительно мелкими компаниями. Хотя близость месторождений к уже имеющейся инфрастуктуре крупных компаний может сделать их более привлекательными для последних: например, ОАО «Удмуртнефть» по соседству с Окуневским месторождением разрабатывает Ельниковское.



- Александр Владимирович, какая процедура проведения предстоящих аукционов предусматривается?

- Мы и раньше проводили аукционы исключительно в соответствии с федеральным законодательством, которое позволяет использовать как закрытую, так и открытую форму подачи предложений участников. Выбор того или иного варианта не регламентирован, это определяют организаторы. Сейчас мы представляем аукционы в демократичном и понятном виде - в открытой форме с объявленным стартовым бонусом, когда каждый из участников имеет право поднять цену с шагом в 10%. По крайней мере, приходивший к нам из Москвы на согласование проект предусматривает именно такую процедуру.



- Определены ли сегодня примерные стартовые цены на право разработки выставляемой на торги пятерки месторождений? В каких пропорциях между уровнями бюджетной системы будет распределена вырученная на этих аукционах сумма?

- Речь идет не о ценах, а о размерах стартовых платежей за право пользования недрами. Согласно действующему законодательству размер стартовых платежей устанавливается не менее 10% от стоимости среднегодовой добычи нефти на данном участке недр. По такой методике платеж по Окуневскому месторождению составил бы порядка 7-8 млн рублей и 1-4 млн - по остальным четырем. Однако согласно сложившейся на последних аукционах практике стартовые платежи могут быть установлены в размере примерно $ 1 за каждую тонну извлекаемых запасов категорий С1+С2. Поскольку в нашем случае они суммарно составляют 1,6 млн тонн, при сегодняшнем валютном курсе получается около 45 млн рублей. Соответственно, стартовый платеж по Окуневскому месторождению может быть установлен в пределах 23 млн рублей, а по остальным четырем месторождениям - от 2 до 8 млн рублей. Каковы будут реальные цифры, мы вскоре узнаем. Но в любом случае соответствующее решение будет принято федеральными органами.

Если бы аукционы проводились сегодня, то вырученная сумма распределялась бы так: 90% - в федеральный бюджет и 10% - в республиканский. С 1 января 2005 года все 100% средств будут зачисляться в бюджет РФ.

- После пересмотра законодательства регионам оставили право распоряжаться только месторождениям общераспространенных полезных ископаемых. Чем в этом отношении богата Удмуртия?

- Прежде всего песчано-гравийной смесью, песком, глиной, торфом, в небольшой степени - известняком и доломитом. Они востребованы автодорожной отраслью и производителями стройматериалов. К сожалению, у нас не Башкирия или Пермская область, где в залежах почти вся таблица Менделеева, все-таки удаленность от Уральских гор сказывается. Раньше по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых действовала заявочная процедура получения лицензий, а 26 октября 2004 года был принят республиканский закон, по которому их распределение в Удмуртской Республике производится гласно, на конкурсной и аукционной основе, однако по несколько упрощенной процедуре.

Федеральный подход заключается в необходимости проведения аукциона - не важно, есть на месторождение спрос или нет, один или много желающих на его использование. Если аукцион не состоялся, объявляется конкурс. Если он не состоялся, тогда можно на его условиях выдать лицензию единственному участнику. Я согласен, что при сегодняшних ценах на нефть, золото и платину такая сложная процедура оправдана, но ее неразумно применять для запасов песка или ПГС.

Мы прекрасно знаем, что разработка наших залежей ПГС в русле Камы весьма рентабельна, и практически на все оставшиеся месторождения, которые там реально можно использовать (не более десятка), имеется по несколько претендентов. Понятно, что распределять эти лицензии мы будем на конкурсной или аукционной основе, но во всех остальных случаях (и депутаты Госсовета УР нас в этом поддержали) можно ограничиться публикацией в государственных печатных СМИ Удмуртской Республики информации о получении заявки на то или иное месторождение. Если в течение месяца поступит еще хотя бы одна заявка, будет объявлен конкурс. Иначе мы используем заявочный принцип и выдаем лицензию обратившейся организации.


Месторождения УР, выставляемые на аукционы в марте 2005 г.

№ Месторождение Извлекаемые запасы, тыс. т.

1. Окуневское 334 (C1) + 282 (C2)

2. Северо-Алексеевское 82 (C1)

3. Мушакское 224 (C1) + 102 (C2)

4. Шурминское 35 (C1) + 20 (C2)



5. Кулюшевское 245 (C1) + 40 (C2)
скачать файл



Смотрите также:
Концентрация финансовых потоков и властных полномочий на высшем уровне государственной власти в России достигла апогея
109.92kb.
Сегодня суд это орган государственной власти, представитель одной из ветвей власти судебной, на который возложен целый комплекс полномочий
154.39kb.
Государственное управление региональным развитием осуществляется в Узбекистане органами государственной власти в центре и на местах с участием органов местного самоуправления
687.78kb.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
26.2kb.
Исследование влияния подсистемы памяти на производительность распараллеленных программ
188.65kb.
Специальность: 030501 «Юриспруденция»
21.15kb.
Русская Православная Церковь и органы государственной власти в период становления Советской власти на Алтае
97.86kb.
Уголовный кодекс РФ
18.03kb.
Внешние мероприятия
40.7kb.
Vii. Некоторые виды препаративных работ Приготовление рабочих растворов
145.73kb.
О сотрудничестве Екатеринбургской городской Думы в I полугодии 2012г
51.09kb.
Решение о повышении потенциала обсе в вопросах, касающихся рома и синти
18.16kb.