grandov.ru страница 1
скачать файл
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели»
Кромберг Наталья Сергеевна

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 13 «Березка»

г. Новодвинск



Цель: расширение знаний детей о природных зонах.

Задачи:

  1. познакомить детей с климатом севера, природной зоной – тундрой, с дикими животными Крайнего Севера, с понятием полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота;

  2. развивать внимание, память, мышление, воображение детей;

  3. воспитывать экологическое сознание детей, культуру общения.

Предварительная работа: чтение сказки Андерсона «Снежная Королева»

Методы и приёмы: беседа, демонстрация картинок.

Материал: картины природной зоны тундры, северное сияние, животных: северный олень, волк, заяц, полярная сова, лемминг, картины с растениями тундры.

Ход занятия


1 часть. Организационный момент.

Заходит девочка Герда, просит о помощи, ей надо найти Кая, которого увезла Снежная Королева на своих санях.

В.: Ребята, как вы думаете, где живёт Снежная Королева? (Ответы детей)

Нам сегодня предстоит путешествие на север. Давай посмотрим на карту.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту, выбирает маршрут, отмечает его на карте.

2 часть. Основная часть.

В.: На чём можно путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель принимает на себя роль проводника (стюардессы).

В.: Посмотрите, ребята в окно, мы проезжаем просторы тундры. Она расположена на берегу северного моря. В тундре долгая зима и очень короткое лето. Зимой здесь бушует, злится пурга. Идти против ветра, очень трудно, а порой и невозможно. Его порывы валят человека с ног! Поверхность тундры напоминает застывшие морские волны. Снег очень плотный, и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах.

Лето в тундре очень короткое (всего две или три недели). В это время стоит по-настоящему теплая и солнечная погода. Но грань между весной и летом, летом и осенью здесь заметить трудно.

Летом солнце светит круглые сутки, светло бывает даже ночью - это полярный день. Зимой, наоборот, солнце прячется за горизонтом, несколько месяцев его не видно совсем - это полярная ночь.

“Когда полярным вечером весенним

Даль загоралась тысячью цветов,

Свет вспыхивая - то красен, то лилов, -

Казалось мне, что это покрывало

С девичьих кос каштановых упало;

Оно перед взором свесилось моим,

Все в ярких блестках, в радугах багровых,

И, рот раскрыв, я любовался им

На фоне красок Севера суровых.
В.: Как вы думаете, о чём эти строки?

Это северное сияние. В полярную ночь можно увидеть красивое свечение на небе, полосы зеленого, белого, голубого, желтого и даже розового цвета.

Земля в тундре летом оттаивает только на небольшую глубину, дальше идет мерзлый грунт, который никогда не тает - это вечная мерзлота. Холодные, сильные ветры и вечная мерзлота не дают расти деревьям, поэтому здесь совсем нет леса. Маленькие деревца жмутся к земле, где можно укрыться зимой под снегом. Иногда грибы вырастают выше деревьев, которые больше похожи на стебли трав. Такие деревья называются карликовыми.

Здесь много больших и маленьких озер, речек, ручьев и болот. Наверно, в таком суровом холодном крае ничего не растет кроме карликовых деревьев? (В тундре много трав, цветов. Растет пушица, голубика, морошка. А еще в тундре растут мхи и лишайники. Особенно много ягеля - это любимый корм оленей).


Остановка.

Ф/мин.


Дуют ветры ледяные, Помахать руками

Горы снежные, крутые, Поднять руки вверх, встать на цыпочки

Там о лете не слыхали, Приставить ладонь к уху, наклониться

Там согреешься едва ли. Обнять себя и попрыгать

Он не мал и не велик, Развести руки в стороны и свести

Этот снежный материк (вместе) Хлопнуть в ладоши


Неужели в таком суровом климате кто-то живёт? Посмотрите, чьи это следы?

Дидактическая игра «Узнай, чей след»

На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу (Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.)

В.: Какое животное у тебя спряталось? (Волк, лиса, белка, заяц, медведь)

Расскажи о нем?

В.: А ещё в тундре живут…

Лемминги — трогательные пушистые зверьки величиной с ладонь. Холодный период года эти грызуны проводят под землёй.

Белая, или полярная сова несомненно царица тундры. Размах её крыльев достигает 1,5 м. Эта великолепная птица летает почти бесшумно, охотясь в любое время суток на полёвок, леммингов. Она нападает на куропаток, зайцев и даже ловит рыбу.

Северные олени. Их легко узнать по огромным рогам, которые есть не только у самцов, но и у самок, они нависают над головой, и олень может разгребать ими снег, добывая пищу. Видят олени плохо, но имеют чуткий слух и тонкое обоняние.


Суровый климат тундры и отсутствие хороших кормов заставляют животных, обитающих в этих краях, приспосабливаться к сложным условиям жизни.

В.: Что помогает животным выживать в суровом климате?

(теплая шерсть, специально устроенные копыта, позволяющие животному ходить по глубокому снегу и выкапывать из-под снега ягель, белый окрас шерсти и перьев, густое оперение, даже на лапках и у клюва. Густой подшерсток и шерсть даже на подошвах лап. Крепкие когти на лапах. Животные зарываются в снег для сна.)
3 часть. Подведение итогов.

Дальше в путь мы отправимся в оленьих упряжках.

Ф/мин.

Дети встают парами, под мелодию двигаются.



В.: Вот мы и во владениях Снежной Королевы. Но так просто она отдавать мальчика не собирается. Она требует, чтобы мы выполнили её задания.

1. Назовите лишнее в ряду слово - животное, которое не живет в тундре: крокодил, северный олень, песец, полярная сова.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотится на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, олененок, косолапый, рыжий, красивый хвост.

3. Лемминг - крупный ли это зверек?

4. Как называется ночь, которая длится несколько месяцев?

5. Как называются цветные переливы на ночном небе?

6. Стройный, быстрый

Рога ветвисты

Пасется весь день

Кто же это?… (Oлень)

7. Как называется край пустынных снежных просторов, холодных ветров, долгой зимой и коротким летом?

Молодцы, ребята выполнили все задания.

Выходит Кай (звучит фонограмма бьющегося стекла)

В.: Ну, вот, ребята злые чары Снежной Королевы разбиты, колдовство её распалось, и мы снова оказались у себя дома.



Герда и Кай благодарят ребят за помощь.
скачать файл



Смотрите также:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели»
51.86kb.
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Тема: "В гостях у мастера "
43.56kb.
Конспект занятия «Знакомство с планом кукольной комнаты»
42.71kb.
Конспект занятия по математике в средней группе на тему: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»
27.78kb.
Занятие по изобразительной деятельности по программе «Детство» в старшей группе с использованием нетрадиционной технике рисования
52.96kb.
Северные земли Германии и замки Рейна (9 дней)
33.58kb.
Конспект нод. Исследовательская деятельность «Исследование свойства янтаря»в подготовительной группе
53.87kb.
Контрольная работа Северные союзные конвои во Второй мировой войне
228.27kb.
«Водное царство морское государство»
43.78kb.
О состоянии и использовании земель
1847.76kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
89.58kb.
"Путешествие в Африку"
29.17kb.