grandov.ru страница 1
скачать файл
Конспект урока биологии ( 6 класс-комплект) по теме: «Основы систематики растений»-6класс.

«Красная книга растений»

Цель: Выяснить основные систематические группы растений, а также значение Красной книги для сохранения растений на Земле (слайд №1).
Методы работы: Беседа с элементами самостоятельной работы.
Оборудование: набор гербария, муляж Бере зимняя Мичурина и исходные формы,

компьютер.


Проверка знаний. 5кл.- работа с гербарием. Задание: Выбрать из набора гербария лекарственные растения, и рассказать об их использовании.(Учащиеся 5 кл. изучают гербарий, учитель даёт информацию уч-ся 6кл. о работе с тестами).

6 кл.- Ответить на вопросы теста (учащиеся получают заготовленные тесты для работы).

(Литература: УМК Е.М.Бенуж .Тесты по биологии.)

1.Встаьте пропущенные слова.

Пыльцевые зёрна у покрытосеменных образуются в …. …, каждое из которых

состоит из … и … клеток.

2.Закончите предложение.

Зародышевый мешок формируется в ….

3. Закончите предложение.

На вершине семязачатки имеется…..

4.Выберите правильное определение.

Двойное оплодотворение – это:

А.Образование двух пыльцевых зёрен

Б.Образование пыльцы и зародышевого мешка

В.Образование двух спермиев

Г.Слияние одного спермия с яйцеклеткой, второго – с центральной.

5.Составьте схему развития покрытосеменных растений, используя термины:

1.Семя. 9.Проросток.

2.Завязь. 10.Молодое растение.

3.Семязачаток. 11.Взрослое растение.

4.Пыльцевой мешок. 12.Тычинки.

5.Клетка пыльцы. 13.Пестик.

6.Спермии. 14.Яйцеклетка.

7.Цветок. 15.Эндосперм.

8.Зародыш.

6.Выберите правильное определение.

Опыление – это:

А.Слияние мужских и женских гамет.

Б.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

В.Перенос пыльцы ветром.

Г.Перенос пыльцы с одного цветка на другой.

7.Из перечисленных явлений укажите буквами характерные признаки для:

1.Самоопыления

2.Перекрёстного опыления.

А.Происходит в закрытом бутоне;

Б.Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце другого цветка;

В.Перекомбинация наследственных признаков;

Г.Пыльца из тычинки попадает на рыльце одного и того же растения;

Д.Потомство очень похоже на родительское растение;

Е.Половые клетки имеют одинаковые наследственные признаки;

Ж.. Потомство может приобрести новые свойства.

8. К насекомоопыляемым растениям относятся:

А.Клевер. Г.Рожь.

Б.Ночная красавица. Д.Дуб.

В.Кукуруза. Е.Ольха.

9.К ветроопыляемым растениям относятся:

А.Тополь. Г.Берёза.

Б. Яблоня. Д.Груша.

В.Одуванчик. Е.Львиный зев.

10.Искусственное опыление производят с целью:

А.Повышение урожайности культурных растений;

Б.Выведения новых сортов;

В. Избежания переноса заболеваний с одного растения на другое;

Г.Все утверждения верны.

Учащиеся 6 кл. письменно работают с тестами, по окончании сдают на проверку учителю, учащиеся 5кл. рассказывают о значении лекарственных растений.



Объяснение нового материала. (14+8мин. с/р)

Новую тему мы сегодня начнём необычно, с разгадывания загадок. (Литература. Журнал «Биология» №14,2008г.Первое Сентября.)

Мягок, а не пух, На шнурочке-белые звоночки (Ландыш).

Зелен, а не трава (Мох).

В сенокос горька,

Зелена, а не луг, А в мороз сладка,

Бела, а не снег, Что за ягодка? (Рябина).

Кудрява, а без волос (Берёза).

Будто снежный шар, бела

Я из крошки-бочки вылез, По весне она цвела,

Корешки пустил и вырос, Нежным запахом пьянила.

Стал высок я и могуч, А как осень наступила-

Не боюсь ни гроз, ни туч. Разом сделалась она

Я кормлю свиней и белок, Вся от ягоды черна (Черёмуха).

Ничего, что плод мой мелок (Дуб).

Учащиеся делают вывод, что в природе много разных растений, которые отличаются по признакам друг о друга.



Учитель. Специалисты подсчитали, на Земле более 500 тысяч разных растений, которые произрастают на всех континентах земного шара. Например: карликовые ивы, растущие в тундре Гренландии высотой 5см., а такие гиганты высотой120-150м, как эвкалипты, секвойи, баобаб растут в Австралии. В России, начиная от Сибири, до побережья Тихого океана произрастает самое многочисленное число видов хвойных растений. Сосна, ель, пихта относятся к группе вечнозелёных растений, а также интересны тем, что в отличие от других, они выделяют особые летучие вещества-фитонциды, которые убивают или подавляют развитие многих вредных бактерий, не только в лесу, но и в его окрестностях. Чтобы ориентироваться в этом многообразии, все растения разделены на группы, т.е. систематизированы.

Систематика растений (слайд № 2).

Особи - имеющие сходное происхождение и жизнедеятельность, объеденены в понятие

ВИД

РОД


СЕМЕЙСТВА

КЛАССЫ


ОТДЕЛЫ

ЦАРСТВА


Работа с гербарием. Задание – прочитать название растений (5кл.) и указать вид и род (6кл.), отметить, что все растения названы двумя словами.

Учитель. Растения широко распространены, но есть растения, которые очень редко встречаются, поэтому они занесены в Красную книгу.
Красная книга – это книга тревоги (слайд №3).

*Создана как « Red Data» в 1966г.

*В СССР на основе данной книги созлана своя в 1974г.

*Содержит более 680 видов растений

*Находятся растения под угрозой исчезновения

*Занесены редкие растения

*Аналогичные книги имеют США, Япония, Швеция, Германия.



Учитель. Даёт краткую информацию о Красной книге. Читает стихотворение А.Новик.

(Литература. Журнал «Биология» №14,2007г.Первое Сентября.)

Он долго рос,

Он ждал весны,

И, наконец расцвёл!...

Тебе другие снились сны-

Рукой его ты смёл.

Сорвал цветок с лица Земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

(беседа о стихотворении). Вывод - редкие растения надо охранять и беречь.

Это стихотворение о ландыше, который тоже занесён в Красную книгу

Правила друзей природы (слайд №4)

--Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.

-- Приходите в лес с любовью к природе.

-- Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.

-- Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чём они росли:

деревья, кустарники, грибницы.

-- Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищения его красотой.

5кл.- самостоятельная работа. Прочитать учебник стр.168 и заполнить таблицу,

о растениях занесённых в Красную книгу ( образец таблицы на доске)




Название растений.

Время цветения.

Где растёт.











6кл.Учитель обращает внимание учащихся на то, что более подробно систематику растений класс будет изучать на следующих уроках. Далее класс изучает понятие вид и сорт. (Слайд) №4

Вид.


1.Формируется в природе самостоятельно.

2.Влияют окружающие условия .

3.Нацелен, на самостоятельное сохранение потомства.

Сорт.


1.Формируется под воздействием человека.

2.Обладает определёнными хозяйственными признаками.

3.Потомство сохраняет человек.
Показывает муляж Бере зимняя Мичурина и исходные формы ( понятие вид-сорт).

Далее учащиеся самостоятельно (можно группами или парами, зависит от числа учеников) рассматривают аналогичный гербарий и сравнивают с культурными формами растений,

Делают соответствующий вывод, сообщают, проверяя и дополняя друг друга.

Закрепление. Слайд №5.

Эпилог.


Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес,

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Р.Рождественский.

Анализируя стихотворение, закрепляем основные понятия (6кл.) связываем с самостоятельной работой 5кл (чудесные, загадочные растения, которые надо сохранять, в подтверждение стихотворению сообщают о выполненной самостоятельной работе, по учебнику).



Итоги урока. Д/З;
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока биологии ( 6 класс-комплект) по теме: «Основы систематики растений»
56.17kb.
Тема урока: «Горизонты гибридизации» Имя урока : «Вершки и корешки» Форма урока : виртуальная экскурсия
423.67kb.
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»
81.82kb.
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса»
110.61kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
План-конспект урока по мхк 10 класс
102.21kb.
План-конспект открытого урока биологии в 7 классе учитель елисеева Ольга Юрьевна /вторая квалификационная категория
76.72kb.
План-конспект урока «Реактивное движение»
71.5kb.
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны». учитель биологии Очередная Оксана
118.8kb.
Конспект урока по физической культуре для 8 класса по теме «Баскетбол. Тактические действия в защите»
91.53kb.
Конспект урока "Имя прилагательное" Русский язык. 2 класс. Урок исследование. Тема урока. Имя прилагательное
39.33kb.
Урок по теме «Грибы». 7 класс Тема урока: Грибы Цель урока: Укрепить и расширить знания по теме «Грибы»; обучить видеть красоту
34.26kb.