grandov.ru страница 1
скачать файл
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

О ФОРМИРОВАНИИ ТАРИФОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, ТЕПЛО- И

ГАЗОСНАБЖЕНИИ, ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ О КОНТРОЛЕ СОБЛЮДЕНИЯ

ЦЕН ОРГАНИЗАЦИЯМИ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ ГЛАВНЫМ

УПРАВЛЕНИЕМ (НЫНЕ - УПРАВЛЕНИЕ) ПО ТАРИФАМ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное регулирование тарифов в электроэнергетике, тепло- и газоснабжении населения, сфере услуг ЖКХ и контроль ценообразования организациями непроизводственной сферы на территории Воронежской области до марта 2009 года были возложены на Главное управление (в настоящий момент - управление) по государственному регулированию тарифов (далее по тексту - Управление, ГУТ).
Формирование тарифов на электро- и теплоэнергию
Тарифы на электрическую энергию в Воронежской области утверждаются в рамках предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам, и в значительной степени зависят от стоимости электроэнергии на оптовом рынке. Поэтому реального влияния на формирование цен на электроэнергию ГУТ оказать не может.

На 2009 год в среднем по Воронежской области минимальный тариф установлен на уровне 185,7 коп/кВтч, максимальный - 199,19 коп/кВтч, а для населения - от 193 до 199 коп. за кВтч.

Для сравнения: для Липецкой области тарифы установлены ниже, чем для Воронежской: средний тариф установлен в пределах от 186,18 до 197,15 коп. за кВтч, для населения - от 193 до 197 коп/кВтч. Для Тамбовской области, напротив, предельные значения тарифов на электроэнергию выше, чем для нашего региона: средний тариф установлен от 205,84 до 215,44 коп. за кВтч, для населения - от 199 до 206 коп. за кВтч.

Следует отметить, что с 2008 года отменена ранее действующая практика льготных тарифов на электроэнергию для сельхозпредприятий и учреждений бюджетной и социальной сферы, поскольку законодательство в области ценообразования запрещает органам государственного регулирования тарифов перераспределять тарифную нагрузку с одних юридических лиц на другие. При этом перекрестное субсидирование населения за счет прочих категорий потребителей сохраняется.

Тарифы на теплоэнергию устанавливаются Управлением в соответствии с утвержденным Федеральной службой по тарифам предельным уровнем роста, который для Воронежской области составил: 2007 год - 15%, 2008 год - 16,3%, 2009 год - 25%. Причем если в процентах уровень роста - единый по всей области, то в рублях - из-за изначальной разницы в ценах поставщиков величина тарифов отличается в разы.

Основным фактором, влияющим на стоимость 1 Гкал тепловой энергии, является вид топлива, которое используется для выработки тепла, поскольку в структуре тарифа топливо составляет порядка 45%.

Красноречивым примером влияния цены топлива на огромную разницу в тарифах служит тот факт, что в Верхнехавском районе при использовании печного топлива в 2009 году тариф достиг 4032 рублей/Гкал., тогда как цены на тепло газовых котельных в этом же районе колеблются от 744 до 1382 рублей за Гкал.

На величину тарифа влияет и объем отпуска тепла. Если ведомственные газовые котельные (особенно в районах области) отапливают незначительную часть жилых домов, и количество отпускаемого тепла в сравнении с затратами на его выработку незначительно, то есть котельные, отапливающие огромные микрорайоны. Например, только по Воронежу тариф котельных, работающих на газе, колеблется от 718 рублей/Гкал - в самой крупной теплоснабжающей организации ТГК-4 до 1177 рублей/Гкал - в котельной ОАО "Прогресс".

Нельзя не отметить и тот факт, что значительно увеличиваются тарифы тех поставщиков тепла, которые реализуют инвестиционные программы, утвержденные органами исполнительной власти и Федеральной службой по тарифам. Например, в Острогожском филиале ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" стоимость 1 Гкал тепловой энергии достигла 1199 рублей/Гкал в связи с тем, что в тариф включены затраты на реализацию инвестиционной программы по строительству блочно-модульных газовых котельных. В итоге, необходимые для этого затраты на сумму 15449 тыс. рублей в полном объеме будут оплачены за счет потребителей.

Еще одной причиной, повлиявшей на рост цен на тепло, стала отмена возмещения межтарифной разницы поставщикам за счет местных бюджетов и переход на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ, в том числе и по теплу. Этот шаг, в первую очередь, был продиктован необходимостью соблюдения условий для получения средств федерального бюджета в рамках реформы ЖКХ, предписанных федеральным законодательством. В результате, только по этой причине стоимость тепла для воронежцев в текущем году увеличилась еще на 19%, поскольку в 2008 году жители Воронежа оплачивали в среднем 81% экономически обоснованных тарифов. С 2009 года население оплачивает тепло полностью по тарифам поставщиков, которые по городу установлены в пределах от 593 рублей/Гкал до 2034 рублей/Гкал.

Стоит отметить и тот факт, что если потребитель электроэнергии оплачивает действительно оказанную ему услугу, поскольку практически все потребители имеют электрические счетчики, то о реально оказанной услуге по поставке тепла этого сказать нельзя. На сегодняшний день вопрос установки счетчиков тепла даже на территории областного центра не решен. Следовательно, несмотря на то, как реально отапливается жилой дом, детский сад, либо школа, потребители оплачивают стоимость Гкал по выставленным счетам. Поэтому в сложившихся условиях первоочередное значение для каждого потребителя приобретает проблема энергосбережения.
Реализация политики энергосбережения в Воронежской области
Источником финансирования энергосберегающих мероприятий, как и инвестиционных программ, являются потребители, поскольку согласно нормам Федерального закона "Об энергосбережении" в составе тарифов на тепло- и электроэнергию ГУТ учитывает и затраты на энергосбережение. Постановлением администрации области величина этих затрат установлена в размере 1% стоимости поставляемой энергии. Надо ли говорить о том, что за счет этого стоимость услуг для потребителей также увеличилась? Указанная норма действует на территории области с 2000 года. Получив с потребителей денежные средства на энергосбережение, предприятия-поставщики должны перечислять их на реализацию энергосберегающих мероприятий, однако проверка Контрольно-счетной палаты показала, что это не всегда так.

Для реализации политики энергосбережения на территории Воронежской области в 2002 году было создано ГУ (ныне - автономное учреждение) "Центр энергосбережения Воронежской области", в функции которого входит сбор средств на энергосбережение с предприятий-поставщиков на договорной основе.

Надо сказать, что общая сумма дополнительных доходов энергоснабжающих организаций от увеличения тарифа с 2000 года составила 188,6 млн. рублей, но поскольку не все предприятия заключили такие договоры с центром, за время его работы на энергосбережение из 188,6 млн. рублей перечислено чуть больше четверти - 52,3 млн. рублей.

Проверка использования 52,3 млн. рублей, которые все же попали в Центр, показала, что при отсутствии программы энергосбережения, когда не определены "правила игры", эти средства израсходованы крайне неэффективно:

- 5,2 млн. рублей выдано в 2003 - 2004 годах муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в виде займов, основная часть которых - 3,8 млн. рублей - до сих пор не погашена;

- 41,1 млн. рублей размещено на депозитных счетах в банках;

- 6,1 млн. рублей потрачено на деятельность центра;

- 1,3 млн. рублей - остаток на его расчетном счете.

Что же касается основной доли целевых средств (136,3 млн. рублей), то они необоснованно использованы предприятиями на собственные нужды. Причем только 20% этой суммы или 27,4 млн. рублей возможно взыскать с предприятий-поставщиков в судебном порядке, поскольку по основному долгу истек срок исковой давности. При этом судебные издержки будут оплачены за счет все тех же целевых средств, как было по иску центра к ОАО "Воронежэнерго" и ВЭСК, когда из взысканной с этих предприятий задолженности в сумме 11,4 млн. рублей расходы на юридическое сопровождение составили 1,3 млн. рублей, что никак нельзя назвать расходами на энергосбережение.

Формирование энергосберегающей политики, в том числе разработка и реализация программы энергосбережения, с 2006 года было в компетенции управления по государственному регулированию тарифов. Однако до настоящего времени областной программы энергосбережения нет, реальные энергосберегающие мероприятия за счет целевых средств не проводились. На 2009 год руководитель ГУТа утвердил План мероприятий по энергосбережению на сумму 47,6 млн. рублей, из которых 31,1 млн. рублей предусмотрено направить в муниципальные образования при условии софинансирования ими энергосберегающих мероприятий из местных бюджетов.

В этой связи можно привести пример по г. Воронежу, когда, несмотря на то, что городской Думой целевая программа "Энергосбережение в ЖКХ Воронежа на 2006 - 2010 годы" утверждена, средства на ее реализацию в городском бюджете так и не были предусмотрены. О каком запланированном софинансировании в этом случае может идти речь? Очевидно, что другие муниципальные образования и подавно выделить средства на цели энергосбережения не смогут. Поэтому вопрос софинансирования реализации плана энергосбережения в 2009 году практически нереален.

Нельзя не отметить и несовершенство нормативной базы, что не может не отражаться на проблемах по сбору средств и их использованию на цели энергосбережения. В настоящий момент на территории области существуют два нормативных акта, регламентирующих реализацию политики энергосбережения, - это постановление областной администрации от 25.12.2002 N 1113 и изданный ГУТом приказ от 24.11.2008 N 8-р. Эти по сути дублирующие, нормативные акты не только противоречат друг другу по отдельным вопросам, но и не соответствуют ряду положений действующего федерального законодательства. Кроме того, для обеспечения правомерности действия приказа ГУТа, его изданию должны были предшествовать публикация постановления администрации Воронежской области об отмене действующего постановления N 1113 и приказа ГУТа в областных СМИ, чего сделано не было. В результате возникла правовая неразбериха.

По результатам предыдущей проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой в 2006 году, мы уже ставили под сомнение целесообразность дополнительных расходов населения, бюджетной сети и других предприятий на оплату завышенных тарифов на электро- и теплоэнергию при такой перспективе освоения средств на энергосбережение.

Спустя два года ситуация с энергосбережением не изменилась. С ростом цен на коммунальные услуги затраты потребителей на энергосбережение увеличены при полном отсутствии экономического обоснования и ожидаемого результата, то есть дополнительные расходы являются не только необоснованными, но и усугубляющими и без того нестабильное состояние в период кризиса областных предприятий и жителей области.

В этой связи наиболее простым и целесообразным выходом, на первый взгляд, представляется прекращение так называемой "деятельности по энергосбережению". Однако актуальность проблемы требует создания реально действующего органа, способного разработать, а главное - реализовать программу энергосбережения. При этом необходимо будет учесть все аспекты: от грамотной правовой базы и проведения мониторинга производства и потребления энергии до внедрения действительно энергоэффективных проектов.

В качестве одного из возможных вариантов реализации энергосберегающих мероприятий Контрольно-счетная палата считает необходимым предложить следующее:

1. Разработать и утвердить областную целевую программу энергосбережения с указанием конкретных мероприятий, исполнителей, ожидаемых результатов и т.п.

2. Целевые средства предприятий-поставщиков зачислять в областной бюджет, либо в "общий котел" в качестве безвозмездных перечислений или неналоговых доходов, либо в специально созданный в составе бюджета резервный фонд энергосбережения (что не запрещено БК). Последующее финансирование программных мероприятий предусмотреть в соответствующих суммах в расходной части бюджета.

Это обеспечит законность, порядок и прозрачность поступления и расходования средств на энергосбережение, даже если областная целевая программа будет реализовываться уже созданным АУ "Центр энергосбережения Воронежской области" по установленным ему заданиям.

Следует отметить, что Главное управление по государственному регулированию тарифов и АУ "Центр энергосбережения" - не единственные организации в Воронежской области, озабоченные проблемой энергосбережения.

Вопросы энергосбережения "... изучались и рассматривались даже на международном уровне", для чего была организована поездка в Данию, результатом которой стало соглашение о сотрудничестве, подписанное в 2007 году администрацией области и датской компанией "Vestforsyning A/S". Соглашением предусмотрена разработка совместных проектов в области энергосбережения, а также привлечение инвестиций для их реализации. В итоге, с датской стороны АО "Датский центр энергии и экологии" и ГУП "Облкоммунсервис" со стороны Воронежской области по согласованию с ГУГИ учредили ЗАО "Международная энергосберегающая компания". При 50-процентном участии каждой из сторон сформирован уставный капитал в сумме 5,6 млн. рублей Воронежская область свою часть в сумме 2,8 млн. рублей оплатила бюджетными средствами. Однако намерения по внедрению энергосберегающих проектов остались лишь на бумаге, реально не сделано ничего. Поэтому по итогам проверки областного ГУП "Облкоммунсервис" Контрольно-счетной палатой направлено представление о возмещении 2,8 млн. рублей в областной бюджет.
Контроль за соблюдением цен организациями непроизводственной сферы
Помимо регулирования тарифов в полномочия ГУТа входит контроль предельных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также на продукты детского питания. Анализ этого направления деятельности Управления показал, что проверками охвачен крайне низкий процент предприятий. В 2007 - 2008 годах проверено только 9 аптек, что составляет лишь 1,5% организаций, работающих в этой сфере. Из предприятий, реализующих детское питание, проверено всего два.

Несмотря на то, что этот вид деятельности результативен, поскольку предприятия реально устраняют нарушения, указанные в предписаниях, Управление не использует в полной мере своих полномочий по недопущению ценового беспредела на рынке лекарственных препаратов. Стоит напомнить, что Кодексом об административных правонарушениях (ст. 14.6) за нарушение порядка ценообразования предусмотрен административный штраф на руководителя организации в размере 50 тыс. рублей, на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки за период, в течение которого было превышение цены. Применение административных взысканий позволит не только принудить руководителей более ответственно относиться к ценообразованию, что положительно отразится на уровне цен на потребительском рынке, но и реально пополнит бюджет области за счет административных штрафов.
Первый заместитель председателя

Е.С.ЛИТВИНЧУК
Начальник отдела контроля и

анализа неналоговых доходов,

расходов на ЖКХ, ТЭК и

капитальное строительство

И.Ф.ДОРОШЕНКОВА
скачать файл



Смотрите также:
Контрольно-счетная палата воронежской области информация
112.51kb.
Контрольно-счётная палата дальнегорского городского округа
388.65kb.
Контрольно-счетная палата муниципального образования город губкинский
87.17kb.
Контрольно-счётная Палата Старорусского муниципального района
170.75kb.
Закон об официальной и иной символике в воронежской области принят областной Думой
289.31kb.
Находится в юго-западной части области на правом берегу р. Дон. Граничит с Репьевским, Хохольским, Лискинским, Каменским районами Воронежской области и с Белгородской областью
46.82kb.
С декабря месяца начнется работа профессиональных отделов Литературной мастерской
29.77kb.
Контрольно-счетной палаты ленинградской области
4781.56kb.
Е эксплуатироваться в фискальном режиме
29.11kb.
Общеразвивающего вида бутурлиновского муниципального района воронежской области
69kb.
Общественная палата Кемеровской области календарь мероприятий на май 2013 года
101.37kb.
Общественная палата крыма громадська палата криму
1004.4kb.