grandov.ru страница 1
скачать файл

Л.Ф.Новицкая

Культура и возможность преодоления одиночества современного человека


Многие мыслители писали о парадоксальном возрастании одиночества человека в постиндустриальном мире. Многие, начиная по меньшей мере с О.Шпенглера, обращали внимание на признаки «деградации», «кризиса». «умирания» культуры. Но что такое культура в отношении к человеку и что такое человек в отношении к ней? Одиночество «человека в толпе», означает то, что он не «нашел» себя (или потерял?), что связи его с культурой, если и есть, то несущностные.

Культура ведь в своей основной функции и есть удовлетворение потребности человека в самореализации. Духовные конструкты рождаются в ответ на эту потребность человека живущего в мире никоим образом в человеке незаинтересованном.

Говоря другими словами, мир культуры есть адекватное воплощение реализации потребности человека в самообретении. Именно здесь он воплощает свое стремление к завершенности и именно здесь хотя бы на краткое время он обретает состояние гармонии. Сам факт отчуждения в действительность духовного конструкта человека утверждает ценность человека, создает мир человеческого заинтересованного проявления. Человек создает собственный мир, мир культуры, где он может реализоваться. Поскольку человеку естественно не дана сфера самореализации, постольку он сам своими силами создает культуру своего самораскрытия, своего саморождения, в котором он может состояться в качестве человека, обрести смысл своего присутствия.

Однако, порой это представляют таким образом, что человек первоначально создает мир своей культуры и затем черпает из него ценности для самоутверждения. Культура мыслится как некий склад ценностей, тем более богатый и способный к удовлетворению потребностей в утверждении значимости человека, чем дольше человечество обретается на земле. При этом полагается, что этот склад общедоступен и каждый по мере потребности может прийти и как в супермаркете набрать себе нужное количество этих самых ценностей.

Может это представление и не заслуживало бы внимания, не будь оно столь широко распространено. Сплошь и рядом сталкиваешься с пониманием духовности как суммы потребленных культурных ценностей. И вовсе не в том дело, что созданные гением человечества ценности не должны становиться объектом потребления. Но здесь важен один момент: освоение духовных ценностей по типу потребления материальных, то есть функционально, ничего не дает и принципиально ничего не может дать человеку. То есть можно сказать, что культура, духовность вовсе не могут быть потреблены. Здесь несколько другой процесс: они должны быть прожиты.

Фридрих Ницше писал, что внешне усвоенная культура, ничего, по сути, не меняя в человеке, порождает самодовольство и беззаботность, чреватые страшными бедами для всего человечества. В общем, его прогноз оказался верен - ХХ век, гордящийся своими культурными достижениями, ознаменовался двумя невиданными по-варварству мировыми войнами и столкнулся с проблемой «массовой культуры»

Очевидно освоение культурного наследия должно было идти несколько иным путем. Мир культурных ценностей действительно осваивается и становится достоянием духовного и душевного мира человека, в случае, когда освоение идет аналогично пути создания ценности.

Человек сравнительно с животным беден, ему ничего не дано естественным путем. И вместе с тем он богат и даже избыточен для жизни, ибо он не ограничен никакой данностью, а, следовательно, он может создать из себя все. Но понять и описать процесс самосозидания довольно сложно, ибо сам процесс возникает как бы на пустом месте, он не имеет никаких заранее представленных ориентиров. Более того, все создаваемое человеком, носит характер принципиальной новизны, созданное не имеет аналогов в природной сфере. Как и сам он не имеет своего природного аналога,, а потому обречен искать свой собственный образ всю свою жизнь.

Ситуация такова: богатый потенциями и возможностями, но бедный реальными достижениями человек находится в контексте полной своей невостребованности окружающей действительностью. Единственный стимул - выживание, которое не восполняет действительной потребности в обретении гармонии с собой и миром. Необходимо то, что обозначено М.К.Мамардашвили таким образом: «Должно родиться движение души, которое есть поиск человеком ее же» [1]. Иначе говоря, созидание культуры идет в процессе самосозидания человека. Это вообще единый процесс, один процесс. В нем происходит рождение человека как человека, в процессе им же самим создаваемых духовных конструктов: «...человек есть искусственное существо, рожденное не природой, а саморожденное через культурно изобретенные устройства» [2].

В философии и культурологии ХХ века обсуждалась проблема - кто же в действительности является автором текста: человек, написавший эти строки, или читатель, создающий на их основе и на основе своего жизненного опыта совершенно новый смысловой образ.

Позволю себе воспользоваться этим примером для аналогии, которая пояснит мысль о том, каким образом возможно освоение культурного потенциала, накопленного человечеством. В отличие от функционального потребления, где вещь берется скорее в качестве символа притязания на определенный уровень культурности, здесь ценности культуры берутся изнутри, проживаются как собственный духовный опыт со всеми его восторгами и муками. Что, в итоге, создает человека и облекает формой его судьбу.

И последнее - сюжет встречи человека с собственным духовным опытом, или, говоря другими словами, путь самообретения человека, встреча с собой иным, и знакомство, познание самого себя, к чему призывал много веков назад вечный благодетель человечества Сократ.

Не обладая ничем заданным от природы, человек, на пути воплощения и тем самым утверждения собственных сущностных сил всякий раз должен выходить за пределы своего «Я». То есть совершать нечто такое, к чему в каждый данный момент он действительно не готов. Актуальная готовность и способность сделать нечто внутренне необходимое, а потому и свободное, рождается именно в момент самого этого «невозможного» действия, получившего название трансцендирования. В процессе трансцендирования слиты воедино два движения. Первое - созидание человеческого мира (читай -мира культуры) через воплощение в нем своего сущностно значимого содержания, опредмечивание человеком себя в мире. И второе - само опредмечивание актуализирует уникальность воплощенного индивидуального существования. Или иначе: преобразовывая мир, создавая свой собственный, человек созидает себя, и наоборот. Взаимодействуя с миром, человек вступает во взаимодействие с самим собой. И это, пожалуй, единственно возможный тип диалога человека с собой, в котором человек не просто что-то о себе понимает, но что значительно важней - здесь он научается понимать себя.

Пытаясь понять неслучайность своего пребывания на земле, стремясь обнаружить свою нужность, необходимость для мира, человек создает свою неслучайность, нужность и необходимость. В. Муравьев писал: «Путем внутренней работы мы не только открываем себя и мир, но еще в большей степени делаем себя и окружение» [3].

То есть человек своей деятельностью задает параметры не только формируемого им мира культуры, но и собственные параметры в контексте созданного им пространства действительно человеческой жизни.

Проблема, однако, состоит в том – насколько это может осуществляться в жизни не только представителей культурной элиты, а в жизни многих конкретных людей первых веков третьего тысячелетия. Можно ли чего-то существенно изменять в типе освоения людьми культуры и, соответственно, в будущем самой культуры? А если можно, то что и неким обрести?

1. Мамардашвили М.К. Введение в философию. - В кн.: Мераб Мамардашвили Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. С. 10.

2. Там же. С. 19.

3. Муравьев В. Внутренний путь // Вопросы философии. 1992. №1. С. 107.

Авторская справка

к материалу «Культура и возможности преодоления одиночества современного человека»


Автор: Новицкая Людмила Федоровна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и этики философского факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого


Домашний адрес: 173024, Великий Новгород, Григоровское шоссе, д.51, кв.13

Домашний телефон: (816 2) 11-33-25



E-mail: gev@novsu.ac.ru (для Новицкой Л.Ф.) или nlf@novsu.ac.ru
скачать файл



Смотрите также:
Л. Ф. Новицкая Культура и возможность преодоления одиночества современного человека
60.71kb.
Семинарских занятий по дисциплине «Культурология» Тема Структура и состав современного культурологического знания. Понятие «культура», «религия»,
48.24kb.
«Происхождение человека»
12.53kb.
Диалог культур
220.89kb.
На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды
27.43kb.
Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон») в творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения
28.21kb.
Советская культура
439.35kb.
Русская православная Церковь не отождествляет человека и его грехи. Более того, по учению Церкви человек до самой своей смерти имеет возможность очиститься от греха, преодолеть свои заблуждения и пороки
83.64kb.
Учитель музыки Блохина М. В. Пластическое интонирование в условиях современного урока
30kb.
Выдержки из книги В. Ф. Турчина
34.62kb.
Проект «Приангарье: школьный сайт»
62.54kb.
Понятие гендерного конфликта и пути его разрешения”
564.86kb.