grandov.ru страница 1
скачать файл


Учреждение образования «Белорусский государственный

технологический университет»


УТВЕРЖДЕНА

Ректором БГТУ
профессором И. М. Жарским


01 июня 2012 года

Регистрационный № УД – 628 / баз.

.
ЛЕСНЫЕ МЕЛИОРАЦИИ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

Учебная программа для специальности:
1-75 01 01 – Лесное хозяйство

специализации 1–75 01 01 06 Лесовосстановление и питомническое хозяйство

Минск БГТУ 2012

УДК 630*385:630*232(073)

ББК 40.6я73

Л 50
Составитель:


Носников Вадим Валерьевич – доцент кафедры лесных культур и почвоведения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», кандидат сельскохозяйственных наук
Рецензенты:
С. С. Штукин – профессор кафедры лесоводства учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», доктор сельскохозяйственных наук, профессор;

М. В. Герасименко – заведующая сектором воспроизводства леса и лесомелиорации Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.


Рекомендована к утверждению:
Кафедрой лесных культур и почвоведения учреждения образования
«Белорусский государственный технологический университет»

(протокол № 7 от 25 апреля 2012 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»

(протокол № 6 от 31.05.2012 г.)

Лесные мелиорации и рекультивация нарушенных земель: учебная программа для высших учебных заведений / сост.: В. В. Носников – Минск: БГТУ, 2012. – 12 с.
УДК 630*385:630*232(073)

ББК 40.6я73

© Учреждение образования

«Белоруский государственный

технологический университет», 2012

© Носников В. В., 2012


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка


4

Примерный тематический план учебной дисциплины


6

Содержание учебного материала


6

Информационно-методическая часть


8

Примерный перечень практических занятий


9

Рекомендуемая литература


11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деградация почв является одной из глобальных проблем человечества. Разрушению подвержены около 20 процентов пахотных, 30 процентов лесных и 10 процентов пастбищных угодий. Причем наблюдается рост таких земель за счет нерационального ведения сельского хозяйства, неконтролируемой вырубки лесов, крупномасштабной добычи полезных ископаемых. В Беларуси в первую очередь деградации подвержены осушенные территории, а также земли, расположенные на склоновых землях. Велики площади нарушенных земель, сформировавшихся в результате добычи полезных ископаемых. Одним из эффективных методов вовлечения такого рода земель в хозяйственный оборот является выращивание защитных лесных насаждений, которые также являются действенным средством предупреждения появления деградированных территорий. Основными задачами лесных мелиораций и рекультивации нарушенных земель является вовлечение в хозяйственных оборот деградированных и неиспользуемых земель, улучшение природных условий с/х угодий, обеспечение нормальной работы транспорта и др.



Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов с высшим образованием в области лесокультурного производства с учетом специфики объектов лесных мелиораций и рекультивации нарушенных земель.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами знаний о неблагоприятных природных явлениях и направлениях деградации земель, методах борьбы с ними, технологиях улучшения природных условий, особенностях создания специальных лесных насаждений в зависимости от мелиоративного направления.

В результате изучения дисциплины студент-выпускник должен

знать:

– современные направления и виды деградации земель, виды и последствия неблагоприятных природных явлений, методы и мероприятия по борьбе с ними, нормативную документацию, законодательные акты;

– методы рекультивации земель;

– особенности создания защитных насаждений различного целевого назначения;



уметь:

– выявлять и классифицировать виды деградации земель и неблагоприятных природных явлений;

– проектировать комплекс мероприятий по борьбе с неблагоприятными природными явлениями и по вовлечению деградированных и неиспользуемых земель в хозяйственный оборот (лесохозяйственное, природоохранное направление);

– составлять проекты лесных культур для различных видов деградированных и нарушенных земель;

– разрабатывать нормативно-технологические карты на создание защитных лесных насаждений различного целевого назначения.

В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

– владеть и применять полученные базовые знания для решения теоретических и практических задач;

– уметь учиться и постоянно повышать свою квалификацию;

– работать с научной, нормативно-справочной и специальной литературой;

– владеть системным и сравнительным анализом;

– владеть исследовательскими навыками;

– уметь работать самостоятельно и принимать решения;

– участвовать в разработке технологических процессов выращивания посадочного материала и лесных культур;

– выбирать методы оптимизации производственных процессов;

– взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

– иметь навыки использования компьютерных технологий;

– осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям в области лесокультурного производства.

Учебным планом предусматривается для изучения дисциплины 46 часов, из них 30 аудиторных. Распределение этих часов по видам занятий: лекции – 16, практические занятия – 14.

Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в ней укрупненных дидактических единиц – разделов. По каждому учебному разделу в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии.

Рекомендуемыми педагогическими технологиями, способствующими вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения различных задач, являются:

– технологии проблемно-модульного обучения;

– технологии учебно-исследовательской деятельности;

– коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, учебные дебаты и др.);

– метод анализа конкретных ситуаций.

Самостоятельная работа студентов организовывается кафедрой и преподавателями. Цель самостоятельной работы – повышение конкурентоспособности выпускников посредством формирования у них компетенций самообразования.

Диагностика сформированности компетенций студента осуществляется путем выявления факта его учебных достижений, измерения и оценки (с помощью шкалы оценок) степени соответствия учебных достижений требованиям образовательного стандарта.

Для диагностики сформированности компетенций студентов в результате изучения определенного раздела и при итоговом оценивании (зачет) рекомендуется использовать тестовые задания, разноуровневые контрольные задания по практическим занятиям.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


№ раздела

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Практические

1

Раздел 1. Лесные мелиорации.

12

10

1.1

Деградация земель. Мелиорация земель. Основные термины и определения. История лесных мелиораций в республике и за рубежом

1




1.2

Антропогенные и природные факторы образования деградированных территорий. Комплекс мероприятий по борьбе с деградацией земель

2

1

1.3

Эколого-биологические и технологические основы лесомелиоративной защиты территорий

2

2

1.4

Лесомелиоративная защита сельскохозяйственных объектов и населенных пунктов

1

1

1.5

Лесомелиоративные насаждения вдоль рек и водоемов

2

2

1.6

Эколого-технологические основы лесомелиоративной защиты путей сухопутного транспорта

2

2

1.7

Особенности лесомелиоративной трансформации природных и антропогенных ландшафтов

2

2

2

Раздел 2. Лесная рекультивация нарушенных и деградированных земель

4

4

2.1

Лесная рекультивация земель, нарушенных добычей полезных ископаемых, строительными работами,

3

3

2.2

Лесная рекультивация песчаных, каменистых, закустаренных земель

1

1




Итого:

16

14



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



РАЗДЕЛ 1. ЛЕСНЫЕ МЕЛИОРАЦИИ.

    1. Деградация земель. Мелиорация земель. Основные термины и определения. История лесных мелиораций в республике и за рубежом.

Основные виды и направления деградации земель в Беларуси и за рубежом. Закон о мелиорации земель. Термины и определения. Основные направления мелиорации. Лесные мелиорации. История развития лесных мелиораций в Беларуси и за рубежом.

    1. Антропогенные и природные факторы образования деградированных территорий. Комплекс мероприятий по борьбе с деградацией земель.

Физические основы эрозии и дефляции почв. Методы качественной и количественной оценки ветровой эрозии. Основные факторы, определяющие нормальную и ускоренную эрозию. Классификация линейных форм эрозии. Связь эрозионных процессов с основными формами рельефа.

Комплекс технических и биологических мероприятий по борьбе с деградацией земель. Технология проведения. Взаимодействие с защитными лесными насаждениями. Удобрения, как мера борьбы с эрозией почвы. Габионные сооружения.



    1. Эколого-биологические и технологические основы лесомелиоративной защиты территорий.

Лесная полоса как агроэкосистема. Мелиоративный эффект защитных лесных насаждений. Аэродинамические свойства лесных полос и их влияние на прилегающие территории. Защитные лесные полосы в питомниках. Комплекс машин и механизмов для создания защитных насаждений.

Рубки ухода, реконструкция и ремонт защитных лесных насаждений. Семенное, вегетативное возобновление защитных насаждений.



    1. Лесомелиоративная защита населенных пунктов и сельскохозяйственных объектов

Защита населенных пунктов от неблагоприятных природных явлений. Насаждения для защиты пастбищ и улучшения их кормовой базы, зеленые зонты, прифермские и затишковые насаждения. Особенности проектирования. Ассортимент пород и агротехника создания.

    1. Лесомелиоративные насаждения вдоль рек и водоемов

Характеристика рек Беларуси. Структура речной долины. Абразия берегов рек и крупных водохранилищ. Показатели устойчивости русла.

Лесомелиорация истоков и временных водотоков. Защитные насаждения в поймах рек. Насаждения по берегам водохранилищ. Насаждения по берегам прудов и озер. Посадки по откосам земляных плотин. Защитные насаждения на конусах выноса и насаждения-илофильтры. Ветроломно-противоэрозионные, берегоукрепительные, кольматирующие, прирусловые, припоемные, надбровочные лесные насаждения.



    1. Эколого-технологические основы лесомелиоративной защиты путей сухопутного транспорта

Необходимость защиты путей от снежных заносов. Способы защиты от заноса снегом автомобильных дорог. Защитные насаждения вдоль автомобильных дорог. Выполняемые функции. Ассортимент и особенности создания. Факторы, влияющие на устойчивость защитных насаждений.

Опыт выращивания снегозадерживающих лесных полос вдоль железнодорожных путей. Особенности отложения снега в защитных насаждениях. Характер размещения и конструкция отдельных полос в системе снегопоглощающих комплексов. Способы расчета ширины земельного отвода под защитные насаждения на транспорте.

Признаки состояния защитных насаждений. Рубки ухода, ремонт и реконструкция защитных насаждений вдоль путей транспорта.


    1. Особенности лесомелиоративной трансформации природных и антропогенных ландшафтов.

Ландшафтно-структурная организация территории. Классификация ландшафтов. Преобразование ландшафта с помощью растений. Ландшафтные и рекреационные насаждения. Выполняемые функции. Особенности создания, ассортимент древесных и кустарниковых растений.
РАЗДЕЛ 2. ЛЕСНАЯ РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ И ДЕГРАДИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ

2.1 Лесная рекультивация земель, нарушенных добычей полезных ископаемых или строительными работами.

Понятие рекультивации земель. Виды нарушенных земель. Этапы рекультивации. Особенности повреждения земель при карьерной разработке. Сухая и влажная выемка грунта. Влияние карьеров на окружающую среду.

Рекультивация земель, занятых свалками различного назначения. Виды свалок. Этапы рекультивации. Процессы происходящие на свалках. Влияние свалок на окружающую средую.

Лесные насаждения на рекультивируемых объектах, в зонах промышленных выбросов. Их мелиоративная роль, принципы размещения. Ассортимент применяемых древесных и кустарниковых пород. Особенности применения машин и механизмов при создании защитных насаждений.

Выработанные торфяники и другие нарушенные болота. Направления использования. Экологическая реабилитация и повторное заболачивание.

2.2 Лесная рекультивация песчаных, каменистых, закустаренных земель.

Способы закрепления песков. Массивное и полосное лесоразведение на песках. Ассортимент древесно-кустарниковых пород. Особенности применения машин и механизмов.



Лесные насаждения на каменистых и закустаренных землях. Особенности технологии создания и применяемые машины и механизмы. Ассортимент древесных и кустарниковых растений в зависимости от почвенно-грунтовых и технологических особенностей участка.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Критерии оценок результатов учебной деятельности

Баллы

Показатели оценки

не
зачтено


Недостаточно полный объем знаний в рамках дисциплины; знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными ошибками; слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; неумение ориентироваться в основных теориях, методах и направлениях дисциплины; пассивность на практических и лабораторных занятиях; низкий уровень культуры исполнения заданий.

зачтено

Минимально достаточный объем знаний в рамках дисциплины; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; умение ориентироваться в основных теориях, методах и направлениях дисциплины и давать им оценку; работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

Примерный перечень практических занятий

  1. Изучение карты деградированных земель Беларуси. Нанесение видов деградации земель на карту в зависимости от района расположения объекта. Знакомство с планом землепользования. Определение вида эрозии, преобладающего на территории. Планирование комплекса мероприятий.

  2. Выделение водосборных площадей и определение типов водосбросов. Определение протяженности склонов и критических значений для уклонов землепользования. Проектирование водорегулирующих лесных полос. Расчет ширины и объема зерегулированного стока. Проектирование приовражных лесных полос и надвершинных насаждений. Расчет ширины и расстояния до бровки оврага в зависимости от стадии развития оврагов. Коэффициент противоэрозионной устроенности. Проектирование насаждений по склонам и дну оврагов. Расчет ширины кольматирующих насаждений. Проектирование плетеных запруд. Проектирование полезащитных лесных полос. Сопряжение с лесными насаждениями различного назначения. Проектирование путей транспорта сельскохозяйственной техники в системе защитных лесных насаждений. Составление нормативно-технолгических карт.

  3. Проектирование пастбищезащитных насаждений с учетом возникновения неблагоприятных природных явлений на объекте. Расчет площади зеленых зонтов. Размещение затишковых насаждений на участке. Проектирование защитных насаждений вокруг ферм и населенных пунктов.

  4. Расчет удельной километровой мощности реки и коэффициента устойчивости русла. Определение коэффициента извилистость реки. Проектирование приистоковых насаждений и расчет их ширины. Размещение защитных насаждений по берегам рек и водоемов. Подбор породного состава в зависимости от продолжительности затопления, расчет ширины прирусловых лесных полос.

  5. Определение снегозаносимых участков дорог. Расчет объема снегоприноса в зависимости от расположения дороги относительно объектов землепользования. Проектирование снегозащитных, снегосборных насаждений и живых изгородей вдоль автомобильных и железных дорог в комплексе защитных мероприятий на путях сухопутного транспорта. Расчет ширины. Расчет ширины земельного отвода.

  6. Проведение ландшафтно-структурной организации территории. Определение типа ландшафта. Проектирование Ландшафтных насаждений. Составление нормативно-технологических карт на запроектированные мероприятия.

  7. Определение вида нарушения земель. Оценка качества горнотехнического этапа реконструкции. Проектирование лесных насаждений на карьерах, свалках. Подбор пород. Составление нормативно-технологических карт на создание насаждений. Определение направления использования выработанных торфяников и нарушенных болот. Проектирование мероприятий по экологической реабилитации и повторному заболачиванию.

  8. Определение способа закрепления подвижных песков в зависимости от расположения на плане землепользования. Проектирование защитных насаждений, полезащитных лесных полос на песках. Проектирование лесных насаждений на каменистых и закустаренных землях. Составление нормативно-технологических карт на запроектированные мероприятия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Якимов, Н. И. Лесные культуры и защитное лесоразведение / Н. И. Якимов, В. К. Гвоздев, А. Н. Праходский.– Минск: БГТУ, 2007.

2. Родин, А. Р. Лесомелиорация ландшафтов: учебник / А. Р. Родин, С.А. Родин.– М.МГУЛ, 2007. –165 с..

3. Асмоловский М.К. и др. Механизация лесного и садово-паркового хозяйства. Учеб. пособие.//Асмоловский М.К., Лой В. Н., Жуков А.В.– Мн.: БГТУ, 2004. – 506 с..



Дополнительная

4. Редько, Г. И. Лесные культуры и защитное лесоразведение / Г. И. Редько, М. Д. Мерзленко, И. В. Трещевский.– С-Пб.: 1999.

5. Государственная программа «Лесовосстановление и лесоразведение в лесах Республики Беларусь на период до 2015 года» / Министерство лесного хозяйства РБ. – Минск, 1998.

6. Лисенков, А.Ф. Лесные мелиорации / А.Ф. Лисенков. – М.: Лесная промышленность, 1971. – 160 с.

7. Орловский, В.Б. Лесомелиоративная защита малых рек и озер Белоруссии / В.Б. Орловский, Л.З Стерин, В.Н. Воробьев .– Мн.: Ураджай, 1983. – 160 с.

Учебное издание



ЛЕСНЫЕ МЕЛИОРАЦИИ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ

НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности 1-75 01 01 Лесное хозяйство

специализации 1–75 01 01 06

Лесовосстановление и питомническое хозяйство


Составитель:

Носников Вадим Валерьевич

Ответственный за выпуск В. В. Носников

Подписано в печать 31.06.2012. Формат 6084 1/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 0,7. Уч.-изд. л. 0,7.

Тираж 8 экз. Заказ

Издатель и полиграфическое исполнение:

УО «Белорусский государственный технологический университет».

ЛИ № 02330/0549423 от 08.04.2009.

ЛП № 02330/0150477 от 16.01.2009.



Ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск.


скачать файл



Смотрите также:
Лесные мелиорации и рекультивация нарушенных земель учебная программа для специальности
156.01kb.
Учебная программа для специальности 1-51 01 01 Геология и разведка месторождений полезных ископаемых
175.41kb.
Учебная программа для специальности 1-24 01 02 «Правоведение»
281.88kb.
Теория групп учебная программа по спецкурсу для специальности
212.39kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности «Финансы и кредит» Тюменского государственного университета
299.86kb.
Учебная программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности
516.48kb.
Учебная программа для специальности: 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
479.41kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности 080101 «Прикладная информатика в экономике»
172.14kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности 030301. 65 Психология заочная форма обучения
392.39kb.
Учебная программа по дисциплине технология продаж социально-культурных и туристических услуг для студентов специальности 100103. 65
154.7kb.
Рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология. Форма обучения заочная
411.74kb.
Учебная программа по курсу " культурология " Специальности
98.98kb.