grandov.ru страница 1
скачать файл
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Кафедра философии и культурологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.



ЛОГИКА
Программа учебной дисциплины по выбору

для специальности 030501.65 «Юриспруденция»

(заочная форма обучения полный срок обучения)

Составитель: Тихонов А.А., доктор философских наук, профессор

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол от «__» _________ 2012 г. № __).

Ульяновск, 2012



Пояснительная записка
Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Логика» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция», утверждённым Министерством образования Российской Федерации от 31.01.2005 г., номер государственной регистрации № 703 пед/сп (новый).
Актуальность курса. Изучение логики – ответственный этап в процессе формирования общей и профессиональной культуры специалиста. Формирование логической культуры является важным фактором упорядочения знаний, так как правильность рассуждений и объективность выводов во многом зависит от логической стройности мышления: четкости и ясности мысли, последовательности и доказательности рассуждений.
Краткая характеристика дисциплины. Логика как наука возникла в Античной Греции. На протяжении тысячелетий логика была обязательной дисциплиной школьного и университетского образования, особенно в европейских странах. В педагогическом и когнитивном аспектах логика выполняла важнейшую общекультурную задачу – пропедевтики мышления. Современная логика в полном объеме сохранила за собой эту дидактическую функцию. Однако развитие в последнее время мощного когнитивного, понятийно-категориального аппарата современной логики позволило ей стать важной прикладной дисциплиной. Логическая проблематика проникает в различные сферы познания – юриспруденцию, экологию, этику и т.п. И процесс логизации знаний с течением времени только усиливается.
Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов по данному направлению специальности. Курс «Логика» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной, относится к блоку дисциплин по выбору. Изучение учебной дисциплины «Логика» является важным элементом профессиональной подготовки современных специалистов и бакалавров. Усвоение курса логики повышает общую культуру мышления, помогает студентам мыслить более рационально, формирует рационального обоснования выводов, решений и действий в профессиональной сфере деятельности и в повседневной жизни.
Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов основ логического знания, являющегося необходимой стороной научно-гуманистического мировоззрения, важнейшим фактором повышения эффективности профессиональной деятельности выпускников университета, развитие глубоких и полных представлений об основных формах и закономерностях мыслительной деятельности человека.
Основные задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными понятиями, принципами и законами логики;

  • привитие студентам навыков использования логических средств и способов решения возникающих проблем и противоречий;

  • обучение грамотному стилю изложения своих мыслей и умению логически правильно аргументировать свою позицию в спорах.

  • привитие студентам навыков практического использования логических средств в их профессиональной деятельности;

  • выработка умения критического мышления, основанного на тщательном логическом анализе всех сторон рассматриваемого дела.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Логика» обучающийся должен:



знать основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные философские категории и проблемы человеческого бытия; логические критерии истинности знания; способы и формы логической аргументации; логические способы выявления и устранения противоречий в процессе дискуссии; нормы правильного составления официальных документов; возможные причины ошибок в аргументации; сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

владеть технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; навыками ведения дискуссии и полемики.
Общая трудоёмкость дисциплины. Курс «Логика» преподается на первом курсе, втором семестре, и предусматривает 100 ч., в том числе 14 ч. аудиторных занятий – 10 ч. лекций и 4 ч. семинаров.


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

100

Аудиторные занятия

14

Лекции

10

Практические занятия (семинары)

4

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа

86

Вид итогового контроля

экзамен



Форма контроля усвоения содержания курса. Контроль усвоения основного содержания теоретического курса и самостоятельной работы студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является экзамен.
Примерный тематический план дисциплины




п/п

Наименование тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские, практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

I

Раздел I. Предмет и значение логики

2

1

0

6

1.

Тема 1. Логика, ее предмет и значение.

2

1

0

6

II

Раздел II. Понятие как форма мышления.

3

0

0

24

2.

Тема 2. Виды понятий.

1

0

0

12

3.

Тема 3. Операции с классами.

1

0

0

6

4.

Тема 4. Операции с понятиями.

1

0

0

6

III

Раздел III. Суждение как форма мышления.

0

0

0

16

5.

Тема 5. Простые суждения.

0

0

0

8

6.

Тема 6. Сложные суждения.

0

0

0

8

IV

Раздел IV. Закономерное в познании

2

2

0

12

7.

Тема 7. Законы логики.

2

2

0

12

V

Раздел V. Умозаключение как форма мышления

2

0

0

12

8.

Тема 8. Дедукция.

1

0

0

6

9.

Тема 9. Индукция. Аналогия.

1

0

0

6

VI

Раздел VI. Аргументация.

1

1

0

8

10.

Тема 10. Доказательство и опровержение

1

1

0

8

VII

Раздел VII. Формы развития знания.

0

0

0

8

11.

Тема 11. Методы научного познания. Гипотеза. Теория.

0

0

0

8

Всего

10

4

0

86

Содержание разделов и тем
Раздел I. "Предмет и значение логики"
Тема 1. Логика, ее предмет и значение

Познание, его формы. Формы чувственного отражения действительности. Специфика рационального знания. Понятие логической формы. Случайное и закономерное: специфика их отражения в научном познании.

История науки логики. Понятие «логоса» в античности. Аристотель – основоположник формальной (классической) логики. Логика в Древней Греции и Риме. Логика в эпоху средневековья.

Ф.Бэкон – основатель индуктивной логики. Математическая логика. Диалектическая логика. Структура современной логики. Основные тенденции развития современной логики.

Мышление как объект логики. Предмет логики. Понятие закона мышления. Логическая форма. Основные формы мышления. Цели и задачи логики как науки. Значение логики в научном познании.

Роль логики в юриспруденции. Понятие истины. Истина и принцип объективности в системе права. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Теоретическое и практическое значение логики в юриспруденции.

Логика и язык. Язык как знаковая система. Роль знаков в научном познании. Знаки – образы. Знаки – индексы. Знаки – символы. Язык логики предикатов. Имена предметов. Смысл и значение имени. Объем имени. Предикаторы. Функторы. Понятие семантической категории. Семантические категории логики.

Методологическая функция диалектической логики. Метод и методология. Понятие о принципах, законах и категориях диалектической логики. Принципы объективности, конкретности, историзма. Методологическое значение основных законов (принципов) формальной логики.


Раздел II. "Понятие как форма мышления"
Тема 2. Понятие. Виды понятий

Понятие как форма мышления. Логические основы образования понятий. Способы образования понятий. Понятие и слово. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий.

Виды понятий. Сравнимые понятия. Отношения совместимости и несовместимости между понятиями.
Тема 3. Операции с классами

Понятие класса в логике. Универсальный класс. Круги Эйлера. Операции с классами. Законы логики классов.


Тема 4. Операции с понятиями

Операции с понятиями. Обобщение. Ограничение. Дефиниция. Виды дефиниций. Правила определения. Наиболее распространенные ошибки в определении понятий. Приемы, заменяющие операцию определения. Значение определения в научном познании. Проблемы дефиниции в юриспруденции.

Деление. Структура деления. Виды деления. Дихотомическое деление. Правила деления. Наиболее распространенные ошибки при делении понятий. Классификация и ее виды. Цель классификации. Значение деления в научном познании. Значение классификации в юриспруденции.
Раздел III: "Суждение как форма мышления"
Тема 5. Простые суждения, их виды

Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Простое суждение. Виды простых суждений. Атрибутивное суждение, его структура. Реляционное суждение, его структура. Суждение существования.

Классификация атрибутивных суждений по качеству. Деление суждений по количеству. Утвердительные и отрицательные суждения. Распределенность терминов в суждениях. Таблица распределенности терминов. Выделяющие и исключающие суждения. Сравнимые суждения. Отношения между суждениями. Логический квадрат.
Тема 6. Сложные суждения

Понятие логической формулы. Сложное суждение. Виды логических союзов. Виды сложных суждений. Таблица истинности.

Операция отрицания. Отрицание сложных суждений. Законы де Моргана.

Модальность суждений. Модальные характеристики и операторы. Различие между ассерторическими и модальными суждениями. Виды модальностей: алетическая, эпистемическая, деонтическая, аксиологическая, временная. Деонтическая модальность и правовые нормы.

Логика вопроса. Виды вопросов. Виды ответов. Понятие нормы. Виды норм. Логическая структура юридической нормы.
Раздел IV. «Закономерное в познании»
Тема 7. Основные законы логики

Понятия закономерного и случайного в философии, науке и логике. Закон как форма выражения необходимости. Понятие о специфике динамических и стохастических закономерностей. Понятие закона в формальной логике.

Основные законы логики. Закон тождества. Закон непротиворечия (противоречия). Закон исключенного третьего. Закон (принцип) достаточного основания. Роль законов логики в научном познании. Значение законов логики в юриспруденции.

Законы диалектики. Соотношение законов диалектики и законов формальной логики.

Методологические функции законов диалектики и законов формальной логики в научном познании.
Раздел V: «Умозаключение как форма мышления»
Тема 8. Дедукция

Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений. Специфика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату.

Понятие прямого вывода. Силлогизмы. Аксиома силлогизмов. Простой категорический силлогизм (ПКС). Фигуры ПКС. Правила терминов и посылок Понятие модуса. Правильные модусы ПКС. Правила фигур ПКС. Энтимема. Разновидности энтимем. Условное умозаключение. Условно-категорическое умозаключение, его модусы. Условно-разделительное умозаключение. Разделительно-категорическое умозаключение.

Полилеммы. Дилемма. Виды дилемм: простые, сложные, конструктивные, деструктивные. Умозаключение из суждений с отношениями. Полисиллогизмы, их виды. Сорит. Эпихейрема.

Прямые выводы по контрапозиции, импортации и экспортации.

Косвенные (непрямые) выводы: сведение к «абсурду», правило введения импликации, рассуждение «от противного».


Тема 9. Индукция. Аналогия

Индукция. Виды индукции. Полная индукция. Виды неполной индукции. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей. Роль индукции в научном познании и судебно-следственной практике.

Традукция (умозаключение по аналогии). Строгая аналогия, ее виды. Аналогия нестрогая (ложная). Использование выводов по аналогии в научном познании. Применение аналогии в науке. Роль аналогии в праве. Понятие юридического прецедента.
Раздел VI: «Аргументация»
Тема 10. Доказательство и опровержение

Эристика – наука о спорах. Виды споров. Формы критики. Явная и неявная критика. Логические основы аргументации. Аргументация: ее цель и задачи. Субъекты и структура аргументации. Способы аргументации. Стратегия и тактика аргументации.

Доказательство. Структура доказательство. Тезис, аргументы, демонстрация. Прямое доказательство. Понятие антитезиса. Косвенное доказательство, его виды. Апагогическое доказательство. Разделительное доказательство.

Критика (опровержение). Критика тезиса. Прямое опровержение тезиса (метод «сведения к абсурду»). Косвенное опровержение тезиса. Критика аргументов. Критика демонстрации.

Поля аргументации. Принципы аргументации. Правила и ошибки аргументации. Правила и ошибки по отношению к тезису. Правила и ошибки по отношению к аргументам. Правила и ошибки по отношению к демонстрации. Понятия софизма и паралогизма. Природа логических парадоксов.
Раздел VII: «Формы развития знания»
Тема 11. Методы научного познания. Гипотеза. Теория.

Логический анализ научного знания. Научное познание: цели, средства и методы. Методология научного познания. Эмпирический и теоретический уровни знания.

Гипотеза. Виды гипотез: общие, частные, единичные. Гипотеза рабочая. Конкурирующие гипотезы.

Построение гипотезы. Основные этапы построения гипотезы. Способы доказательства и опровержения гипотезы.

Понятие юридической версии. Логические схемы выдвижения версий.

Научная теория. Виды научных теорий. Понятие истины в науке. Критерии истинности знания. Критерии научности знания. Научное и лженаучное знание. Проблемы верификации научного знания.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний, самостоятельный поиск литературных источников.

Лекционный материал должен постоянно актуализироваться и пополняться новыми сведениями о мировых научных достижениях, открытиями, фактами и теориями. Для более глубокого усвоения лекционного материала студентами важно использовать наглядные примеры, а также постоянно поддерживать обратную связь с аудиторией. Для последнего рекомендуется постановка проблемных ситуаций, а также совместное обсуждение наиболее важных моментов в каждой теме. Для обеспечения наглядности необходимым является использование презентаций, снабжённых иллюстрациями, схемами, таблицами и основными выкладками по теме; презентации должны содержать минимум текста и быть максимально информативными.

Изучение логики – ответственный этап в процессе формирования общей и профессиональной культуры. На этом этапе формирование логической культуры становится важным фактором упорядочения знаний, так как правильность рассуждений и объективность выводов во многом зависит от логической стройности мышления: четкости и ясности мысли, последовательности и доказательности рассуждений.

Могут быть сформулированы следующие рекомендации по изучению дисциплины:

1) последовательность в изучении материалов;

2) практическое закрепление материала по каждому разделу (решение задач и упражнений по принципу "от простого к сложному", тестирование);

3) неоднократное повторение пройденного материала.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение тестов, выполнение контрольных работ и практических заданий, и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Самостоятельная работа студентов – это один из основных видов их деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:

1) изучение материалов лекций;

2) подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям;

3) подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;

4) работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;

5) работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;

6) подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме.


Методические рекомендации студенту

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.



Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий и положений антропологического знания.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.



Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Примерные вопросы и задания

для промежуточного и рубежного контроля
Примерные вопросы к зачёту:

  1. Логика, ее предмет и значение в структуре научного знания.

  2. Понятие логической формы и закона.

  3. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

  4. Логика и язык. Знаки. Виды знаков.

  5. Семантические категории логики.

  6. Имена. Смысл и значение имени.

  7. Понятие как форма мышления.

  8. Виды понятий.

  9. Отношения между объемами понятий.

  10. Операции с классами.

  11. Обобщение и ограничение понятий.

  12. Дефиниция. Правила определения понятия.

  13. Деление понятий. Правила деления.

  14. Классификация. Виды классификаций.

  15. Суждение как форма мышления.

  16. Виды простых суждений.

  17. Классификация атрибутивных суждений.

  18. Распределенность терминов в суждениях.

  19. Сложное суждение. Виды сложных суждений.

  20. Отношения между суждениями (логический квадрат).

  21. Отрицание простых и сложных суждений.

  22. Модальность суждений.

  23. Выделяющие и исключающие суждения.

  24. Таблица истинности.

  25. Закон тождества.

  26. Закон непротиворечия.

  27. Закон исключенного третьего.

  28. Закон (принцип) достаточного основания.

  29. Логика вопросов и ответов.

  30. Понятие нормы. Логика норм.

  31. Умозаключение. Виды умозаключений.

  32. Непосредственные умозаключения.

  33. Простой категорический силлогизм: состав и структура.

  34. Фигуры ПКС и их модусы.

  35. Правила терминов ПКС.

  36. Правила посылок ПКС.

  37. Правила фигур ПКС.

  38. Выводы из сложных суждений.

  39. Правильные модусы условно-категорического силлогизма.

  40. Энтимема. Виды энтимем.

  41. Условное умозаключение.

  42. Условно-категорическое умозаключение.

  43. Разделительно-категорическое умозаключение.

  44. Полилеммы. Виды полилемм.

  45. Дилемма. Виды дилемм.

  46. Индукция. Виды индукции.

  47. Методы научной индукции.

  48. Аналогия. Виды аналогии. Понятие прецедента.

  49. Аргументация. Способы аргументации.

  50. Доказательство, структура доказательства.

  51. Косвенное доказательство («от противного»).

  52. Опровержение.

  53. Метод «сведения к абсурду».

  54. Косвенное опровержение тезиса.

  55. Правила по отношению к тезису.

  56. Правила по отношению аргументов.

  57. Гипотеза. Виды гипотез. Версия.

  58. Построение гипотезы.

  59. Проверка гипотезы.

  60. Теория спора. Виды споров.

  61. Софизмы и паралогизмы.


Примерная тематика курсовых работ:

  1. Основные законы логики.

  2. Основные исторические этапы развития логики.

  3. Проблема истины в познании.

  4. Операции с понятиями.

  5. Суждение как форма мышления.

  6. Сложные суждения.

  7. Основные принципы диалектической логики.

  8. Дедукция как форма мышления.

  9. Силлогизмы.

  10. Сокращенные силлогизмы и полисиллогизмы.

  11. Система натурального вывода.

  12. Аналогия как форма мышления.

  13. Индуктивные умозаключения.

  14. Логика Аристотеля.

  15. Логика и схоластика в эпоху Средневековья.

  16. Природа логических парадоксов.

  17. Основы логической аргументации.

  18. Эристика – наука о спорах.

  19. Значение логики в судебной риторике.

  20. Структура и виды доказательства.

  21. Опровержение и его виды.

  22. Основные этапы развития эристики

  23. Допустимые и недопустимые приемы ведения спора.

  24. Софизмы и паралогизмы в формальной логике.

  25. Классификация простых и сложных суждений.

  26. Гипотеза в научном познании.

  27. Версия в судебно-следственной практике.

  28. Теория вопроса.

  29. Логика как основа методологии научного познания.



Критерии оценивания знаний при сдаче экзамена
Отлично” – обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

Хорошо” – обучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.

Удовлетворительно” – обучающийся недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

Неудовлетворительно” – обучающийся не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Ивин А.А. Логика: учеб. для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 347 с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Лихтарников Л.М., Сукачева Т.Г. Математическая логика: курс лекций. Задачник-практикум и решения : учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2008. – 276 с. (Библиотека УлГПУ).

  3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 363 с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Светлов В.А. Логика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 318 с. (Библиотека УлГПУ).

  5. Светлов В.А. Логика: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. – 429 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122662).


Дополнительная литература

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: университетский курс: учеб. для вузов. – М. : Форум; Инфра-М, 2008. – 553 с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Гетманова А.Д. Логика. – 5-е изд. – М.: Добросвет, 2002. – 469. (Библиотека УлГПУ).

  3. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – М.: Омега-Л, 2007. – 416 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/48602)

  4. Жоль К.К. Логика: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 401 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/14562)

  5. Зигварт Х. Логика: Т. 1: Учение о суждении, понятии и выводе. – М.: Территория будущего, 2008. – 461,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  6. Ивлев Ю.В. Логика: учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2001. – 270 с. (Библиотека УлГПУ).

  7. Ивлева М.И. Логика: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Маркет ДС, 2008. – 189 с. (Библиотека УлГПУ).

  8. Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 286 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/42754)

  9. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО "Антэя", 2002. – 159 с. (Библиотека УлГПУ).

  10. Светлов В.А. Практическая логика. – 3-е изд., доп. и испр. – СПб.: Росток, 2003. – 682 с. (Библиотека УлГПУ).

  11. Степанова Ю.С. Семиотика: антология. – 2-е изд., перараб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 701 с. (Библиотека УлГПУ).

  12. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: учеб. пособие. - М.: Издательство "Щит-М", 2004. – 113 с. (Библиотека УлГПУ).


Учебно-методические пособия и рекомендации

  1. Веревичев И.И. Логика: учебное пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 98 с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Конопкин А.М. Логика: учебно-методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 37 c. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ulspu.ru).
скачать файл



Смотрите также:
Логика программа учебной дисциплины по выбору для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
197.69kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
873.81kb.
Xv. Декан факультета xvi. Схаляхов А. А
289.4kb.
Рабочая программа дисциплины «история отечественного государства и права» Направление: 030500. 62 Юриспруденция Профиль: общий
417.82kb.
По курсу: «римское право» казань – 2011 Цикл опд. Ф. 17 – обще профессиональные дисциплины
1243.72kb.
Программа учебного курса по выбору для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр, специалист
124.73kb.
Методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»
1054.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория электросвязи» для специальностей
260.38kb.
Данная программа предназначена для поступающих в аспирантуру по специальности 01. 01. 06 математическая логика, алгебра, теория чисел
90.09kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка»
304.44kb.
Программа дисциплины информатика по специальности: 5В030100 «Юриспруденция»
2352.4kb.
Программа учебной дисциплины «Электродинамика плазмы» Специальности 071500, 013900 (СД. В. 02)
72.37kb.