grandov.ru страница 1
скачать файл
« Отечество»
Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу,

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам!


На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

А. С. Пушкин.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками . Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей , это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Вспомним высказывание К. Д. Ушинского « Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина.»

Близится славный юбилей нашей милой малой Родины – 300 –летие основания села Голиыино, Покровское, Урицкое. Природа нашего села уникальна: сосны и березы на песчаных сопках, заросли ольхи и ивы на берегах маленькой речушки Чивки создают неповторимую, удивительную красоту.

Наверное, именно поэтому , наши предки 300 лет назад выбрали это место для строительства села. Но самое большое богатство нашего села – это , конечно же, его неповторимый, многонациональный, дружный, открытый, мирный и очень веселый народ.

Все тяжелые испытания , выпавшие на долю нашей страны , жители нашего села выдержали вместе с Родиной с честью. Особенно дорогой ценой досталась нашему селу Победа в Великой Отечественной войне – с фронта не вернулись 131 наш односельчанин, многие из 32 вернувшихся не дожили до наших дней. Мы гордимся подвигом нашего земляка Героя советского Союза Миронова Валентина Акимовича, мужеством всех наших односельчан – воинов,; трудовым героизмом тружеников тыла, их беззаветной любовью к Родине. Но их сыновья, внуки и правнуки , солдаты сегодняшнего поколения достойны памяти героев дней минувших – отслужили в пехоте и во флоте, в миротворческих силах.

Труженики полей и ферм во все времена пользовались особым почетом и уважением, их труд высоко оценивало государство. Особенно знаменита династия Беловых: Орденом Трудового красного Знамени награждена Белова Зинаида Васильевна, Орденом Славы 3 степени – Белов Николай Николаевич. Орденом Дружбы Народов(1986) награждена Чуранова Альбина . Всю жизнь посвятили работе в колхозе семьи Косицыных, Никитиных. Успешно и плодотворно работают наши земляки на нефтепромысле, на промплощадке, в лесхозе, в народном образовании. Умеют наши земляки и повеселиться – наш ансамбль «Сударушки» известен всему району.

Мы можем по праву гордиться своими земляками в прошлом и настоящем. Наше небольшое старое, но такое юное село – это наш дом. Он крепок не только своими стенами, но и дружбой людей, в нем живущих, братскими отношениями между ними.

Опираясь на книги по истории Саратовского края , «Очерки истории Лысогорского района» В. Д. Белопахова С. В. Белопахова,

Книгу В. В. Казарезова « Фермеры России. Саратовский прорыв», рукопись местного краеведа , историка- любителя Самышова И. Ф., воспоминания старожилов село можно попытаться составить историю села Урицкое. Особенный интерес представляет несколько раз переписанная и перепечатанная, «История и основание села Урицкого», написанная в 1953 году Самышовым Иваном Филипповичем. В этой истории дана такая справка «Моим отцом, Филиппом Парамоновичем, найдена была книжка в церковной библиотеке при разборе архива в 1925 году, написанная от руки, т. е. напечатана чернилами, об истории бывшего Голицыно. Такую книжку я читал, эта книжка была взята Севостьяновым Василием Васильевичем, его раскулачили и он книжку не вернул Самышов И. Ф.» Из этого следует, что автор рукописи не имел перед собой оригинала, когда писал, он опирался только на сою память. этим и можно объяснить те многочисленные противоречия, которые встречаются по дореволюционной истории. . Самышов И. Ф. , как настоящий патриот, решил записать все, что запомнил из книжки, увезенной или брошенной несчастным кулаком, Севостьяновым В. В .Но , читая эту рукопись, якобы обнаруженную в 1925 году, встречаешь события, происходившие в 1930 году и последующих, т. е. – каких в ней не должных быть. И в описании послереволюционных событий ошибок уже нет, кроме того, четко прослеживается « классовый характер» активиста и партийца , ненавидящего кулаков, чувство превосходства над ними. И , если уж этот документ не дает нам точной информации по истории создания села, то дает нам возможность почувствовать «дух , нерв» эпохи коллективизации . И в этом разрезе – это бесценный документ. Это – тоже - исторический источник, пристрастный и необъективный и, поэтому , очень интересный для анализа. Даже дата его появления – 1953 год – говорит сама за себя . видимо , только после смерти Сталина, или в честь его памяти , человек решился доверить свои мысли бумаге. Интересными являются сведения, которые сообщили местные любители истории , жители села Севостьянов Н. Ф. ,Кузьмичева В. С. , Николаев В. Н. Их рассказы дают , хоть и несколько противоречивые, но зато очень эмоциональные и красочные сведения.

В настоящее время все больший интерес для общества представляет не только история вообще, но история своей малой Родины. Заинтересовавшись своей родословной, своими корнями и истоками, мы постепенно, из «Иванов, родства не помнящих», начинаем превращаться в народ. Народ, любящий свое прошлое таким, какое оно есть.

Нужно ли подчеркивать, как актуальна и интересна данная тема ? Не только для молодежи, но и для людей поживших на белом свете, вдруг открываются такие факты и моменты , которые , порой , заставляют многое переосмысливать и пересматривать. А мы, только начинающие жить , вообще ничего не знаем. И каждый рассказ для нас открытие таких интересных сведений. Даже просто тот факт, что наше село до революции имело на тысячу жителей больше, чем сейчас, очень удивляет. И хочется узнавать всё больше и больше нового о том месте, где мы живем, «где нам посчастливилось родиться».

А именно, мы попытаемся ответить на вопросы :

1. Когда было основано село Урицкое – Голицыно – Покровское ?

2. Как развивалось и жило село на протяжении 18 и 19 веков ?

3 Какова история Покровской церкви, сохранившейся до наших дней ?



«Вот где нам посчастливилось родиться!»

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли,

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

К. М. Симонов.

Глава 1.

Из далекого прошлого…

После постройки в 1590 году Саратова, начинается наша саратовская история. В первой половине 17 века Саратовский край заселялся служилыми людьми , они подают прошения и получают здесь земли за несение сторожевой службы. на полученных землях растут новые поселения, « Челобитные земли» постепенно заполняют бассейны Медведицы, Хопра и других рек. Так возникло село Еткара – Аткарск, наш , впоследствии, уездный город.

Но до конца 17 века территория края была заселена еще очень слабо. Сначала появлялись лишь временные поселения ватаг, которые отхожими промыслами на рыбных ловлях, бобровых гонах, бортных ухожьях. Некоторые поселенья постепенно превращались в постоянные. В 1681-1685 годах была построена Сызранско – Пензенская сторожевая черта для защиты от набегов кочевников. Под её прикрытием в безопасных северных районах возникает довольно много сёл. С 1699 года Пётр 1 широко раздаёт «порозжие земли» в Саратовском крае: рядовые служилые получают по25 50 четвертей, приказные и подъячие – 100, 200, 300 четвертей земли. ( 1 четверть равна 5460 квадратным метрам) –(1)

В Саратовский край, спасаясь от жестокого преследования, бежали и раскольники.

Они устраивали хутора, пахали землю. Правительственная розыскная комиссия только на реке Карамыш обнаружила до 1000 беглых поселенцев. Таким образом, можно говорить о существенном влиянии нелегальной составляющей заселения края.

По преданию – село было основано беглыми крестьянами, которые бежали от произвола помещиков еще в середине 17 века. Местность была покрыта вековыми лесами, в которых водилось много дичи. Реки Медведица и Чивка были намного полноводнее, в них было много рыбы. Леса приходилось вырубать, освобождая земли для посевов .В рукописи И. Ф. Самышова стоит дата основания села в 1677 году. Первое поселение было на озере Лещевом, всего несколько семей. Местность у Лещева была неудобная, пахотная земля песчаная, а к реке Медведице нужно было идти через непроходимый лес, болота. В лесу водились медведи , волки, лоси, кабаны. Росли дубы, березы, вяз, ольха, липы, а по пескам – сосны. Так как эта земля для посева была неудобная, переселились к реке Медведице, на левом берегу, напротив того места, где потом было село Старые Пески. На этом месте тоже не понравилось : в раздополье воды Медведицы затопляли село. Переехали на третье место, так называемую Шудрину, там потом был поселок Малиновый. На этом месте прожили недолго, хотя и земли хорошие, пахотные, но мало воды. Переселились на четвертое место – на речушку Чивку . На этом месте и осталось стоять село . Когда переселились на Чивку, тогда только в селе появились помещики. –( 2)

Следующий источник пополнения населения села – крестьяне других помещиков, которые появлялись здесь вполне законно. Сюда на хорошие заработки устремлялись оброчные крестьяне из Центральной России, многие из которых по прошествии времени оседали на новом месте. Политика правительства по отношению к этому была противоречивой. С одной стороны переселение их было незаконным и должно было преследоваться, беглецы возвращаться хозяевам, а – с другой - край-то нужно было осваивать.

« В конце 17 века в Саратовском крае появляются русские помещики. Правительство отводит им земельные угодья. Сюда помещики переселяют своих крепостных крестьян, которых заставляют обрабатывать полученные земли.»-(3)

Заселение наших мест и освоение плодородных земель продолжалось в течение длительного времени. В период царствования первого царя из династии Романовых , Михаила Федоровича(1613-1645гг) , его указами разрешалось поселение здесь крестьян из Шацкого уезда, а в 1691 году эта же земля была царем Петром 1 боярину Льву Кирилловичу Нарышкину.- родному дяде царя по матери. Л. К Нарышкин получил самое крупное пожалование – около 500 тысяч десятин в Правобережье Саратовского края, нашу местность – в том числе. –(4)

Поэтому становится понятно, почему те отряды солдат из правительственной розыскной команды, которых отправляли в наши места на розыск беглых крестьян и возврат их помещикам- хозяевам , часто возвращались ни с чем и ли находили мало.. Во- первых, местные помещики сами давали укрытие беглым – ведь это рабочие руки; во- вторых , офицеры розыскных команд не хотели иметь неприятностей с царской родней.

И в течение 18-19 веков постоянно прибывали из других уездов беглые люди, они хотели уйти от тяжести барщины, от произвола и жестокости помещиков, но попадали в зависимость уже здесь.

Первые поселенцы и основатели села – крепостные крестьяне помещика Нарышкина – были переведены сюда из Сердобских вотчин его. Они прибыли сюда после 1721 года .

« Село Голицыно заселено после 1721 года, всего 114 душ крестьян.

Помещики:

- Преображенского полка капитан- поручик Якрв Алексеевич Голицын(60 душ)

- Измайловского полка капрал Петр Петрович Нарышкин (54 души)

Крестьяне переведены из Симбмрского уезда села Алексеевки в 1836 году»-(5)

Ко времени окончания 1-ой ревизии(переписи податного населения) в 1724 году на территории будущего Аткарского уезда числилось 56 населенных пунктов, где обосновались 82 помещика и 4 вотчины монастырей» -(6)



Таким образом , можно попытаться ответить на первый вопрос о дате основания села Урицкое. По народному преданию это 1677 год, по дате пожалования этих земель Льву Кирилловичу Нарышкину Петром 1 – это 1691 год и, по дате заселения и появления самого названия село Голицыно – это 1721 год. Какую же дату следует считать годом основания села ? Следуя принятой практике установления даты по первому упоминанию названия в письменном источнике, датой основания села будет правильно считать 1721 год. Своё первое название село получило по фамилии Якова Алексеевича Голицына – капитан -поручика Преображенского полка.

При выдаче замуж двух своих дочерей – одну за князя Голицына Якова Алексеевича, а другую за князя Кушникова, Нарышкин выделил эти земли , как приданое.

« Село Голицыно образовалось в самом начале 18 века из крестьян, выделенных Нарышкиным из Сердобских его вотчин, как брачное веко дочерям, вышедшим замуж ( одна за князя Голицына, другая за князя Кушникова)» - (7)

Это ещё один аргумент в пользу даты - 1721 год.

« В описании Саратова 1728 года сказано, что саратовские обыватели сеют рожь, пшеницу, ячмень, овес, горох, просо ; огородные овощи : арбузы, малые дыни, огурцы, морковь, редьку, свеклу, мак, репу, лук, чеснок.» - (8)

Естественно, что наши сельчане занимались тем же самым. Плодородные заливные огороды по берегам Чивки , речушки , впадающей в Медведицу, позволяли выращивать хорошие урожаи огородных культур.

. « В 1800 году в селе было 164 крестьянских двора.. Село и часть деревень перешли потом путем продажи и покупки от князя Голицына к князьям Куткиным и господам Меркуловым, а от князя Кушникова – к помещику Михаилу Адриановмчу Устинову. Население села было разделено на три общества : Меркуловское, Куткино и Устиновское» -(9)

. «Устинову перешли в 1816 году 2/3 села Голицыно, и пловину своих крестьян он вскоре выселил в другие купленные им в то время участки. Так возникли селения Сергеевка, Ковыловка и др» - (10)

В середине 19 века (1859 год) в селе было 173 двора, число жителей мужского пола 589, женского пола- 654., всего – 1243 человек.

Крестьяне работали на барина, была барщина, были управляющие и бурмистры, которые следили за работой крестьян на барщине и за выходом на работу. За неподчинение бурмистру или по его доносу, работников секли розгами.

В 50-х годах 19 века в Саратовском крае распространяется такая масличная культура, как подсолнечник и появляется подсолнечное масло.. Оно заменило конопляное и льняное масло, подсолнечник быстро вошел в севооборот, так как давал много масла. Сеяли подсолнечника очень много , сам факт того , что собирали возами золу от подсолнечника, говорит сам за себя.

Картофель в селе Голицыно стали выращивать в 1875-76 гг. Сначала делали это неохотно, но поняв преимущества и привыкнув , стали отводить большие площади , опять же по берегам Чивки. На песчаных голицынских землях картофель родился особенно вкусным и рассыпчатым, его потом тоже стали продавать.

В середине 19 века в селе произошло событие, которое , видимо , очень поразило сельчан, иначе – не запомнилось бы. В нашем селе, у помещика Меркулова была большая псарня, много породистых собак. Его приятелю , барину из Пензы понравилась породистая собака . Но он ее не просто купил, а променял на свою дворовую девку, которая стоила намного дороже собаки. Говорят, таким образом, этот пензенский барин просто хотел избавиться от крепостной красавицы, представлявшей для него какую-то проблему Девушку звали Секлетея, её потомки живут в селе и сейчас..

Дворовая девка.

У хозяина пристрастье новое,

Он теперь охотой увлекается,

За собаку девку дал дворовую,

И сосед пусть тоже позабавится.
Он оставить мог бы девку красную,

Завлекла она глазами синими,

Но пошли по дому слухи разные,

И опять служанку бьют красивую.


За косу за длинную волокают,

По лицу бьют тряпкой мокрой, грязною,

Повариха лишь за стенкой охает,

И молитвы шепчет вслух безсвязные.


Не осудит девку чернь дворовая,

Все видали, как боролась, плакала,

До чего ж она была здоровая,

Усмирял ее хозяин палкою.


А потом хозяйка заприметила,

Девка бабьим горем убивается,

Расспросить хотела – не ответила,

А сама слезами заливается.


И хозяин, от любви устав,

Чтоб глаза по дому не мозолила,

На усадьбу дальнюю сослал,

Мол, наш дом, паршивка, опозорила.


За глаза, как небо в мае синее,

Друг отдал ему собаку гончую,

Быстрыми ногами, хваткой сильною,

Заслонит собака связь порочную.

О. Воробьева. - (11)

После отмены крепостного права появляются зажиточные крестьяне, которые расширяют свои участки за счет купленной земли или арендованной. В тоже время большинство крестьян имеют маленькие наделы и , чтобы прокормиться идут в батраки к зажиточным односельчанам. Средняя площадь наделов – 7 десятин. Помещики тоже используют наемный труд.

В Устиновском обществе в 1911 году было 813 человек.

В Устиновском обществе крестьяне жили зажиточнее, чем в Меркуловском и Куткинском «.Кулаки и лавочники все были из общества Устимова ( Никишин Н. Д. имел участок и маслобойню . Савельев Фёдор- имел участок и маслобойню, его брат Лука – участок земли и крупорушку.)Агапов Агап пас овец в обществе, у него было 4 сына : Кузьма, Петр, Фёдор, Иван. Кузьма шил новые и перешивал старые овчинные шубы и полушубки. По сельским разговорам, был у них деньгодел( фальшивомонетчик). Наделал им денег и они их понемногу сплавляли.» - (12)

Видимо односельчане пытались с помощью такой легенды объяснить то, что Кузьма стал скупать земли у крестьян, а также братья построили себе кирпичные дома. Петр открыл магазин, торговал мануфактурой. Дома эти сохранились до нашего времени .. А вот внук Кузьмы Агапова – Валентин работал в селе заведующим клубом и был секретарем первичной парторганизации (1953 г.), хотя все Агаповы были в 30-е годы 20 века раскулачены. Раскулачен пастух, который пас овец и портной, перешивавший старые полушубки! Вот это – кулаки! Мы думали, что «кулак» - сидит на веранде, ничего не делает, только чай с кренделями пьёт и на работников кричит, деньги в сундуках считает . Неправильные кулаки были в Голицыне. Петр Агапов ( лавочник) много раздавал в долг, записывая все в долговые книги, случайно или нет, но произошел пожар, сгорели лавки и все долговые книги. Собрать долги он не смог и под старость жил скромно, на иждивении у зятя. В этом обществе были еще кулаки – Курденков П. П., Панкратов П. Я., Вакулов И. Г. , Власов В. К. Панкратов П, Я. и Власов В. К. набирали гурты овец и торговали мясом, отправляли его в Саратов и Москву. Миронов И. М. имел участок и был хороший столяр, жил зажиточно. С позиций современности, можно сделать вывод о том, что все эти так называемые - «кулаки» были просто – напросто тружениками, которые были столярами, пастухами и вкалывали, что есть сил. А что стоит история лавочника, который все раздал в долг, а когда случилось несчастье, ему просто не вернули долги и он стал нищим ? Предки наши были тружениками, кулаками они оказались только по решению революционной власти. Любовь к земле, стремление обработать каждый клочок угодий – вот что характеризовало голицынских крестьян. Ведь природа их не баловала, особо плодородных земель в округе не было, приходилось на песчаных почвах добиваться такого успеха, чтобы тебя потом причислили к кулакам.

В 1911 году в Меркуловском обществе было всего 24 хозяйства (157 жителей: 75 мужчин, 82 женщины) . Количество крестьянских посевов – 156 десятин. Из них 114 десятин надельной, 14 – купленной, и 28 десятин арендованной земли. На каждое хозяйство приходилось 6,5 десятин. Из 100 десятин 58,3% посевов занимала рожь, 11,5% - пшеница, 16 % - овес, 8,3% - просо, 9% - подсолнечник.-(13)

В Меркуловском обществе жили скромнее и было оно меньше. Был род Максимовых – кузнецы. Их было три брата, от них остались правнуки – нынешние Кузнецовы. Кулаков не было, на время революции было только 4 двора середняков, остальные – беднота.

В 1911 году в Куткинском обществе барыни Куткиной было 70 дворов , всего 417 жителей (205 мужчин, 212 женщин). Всего земли , занятой под крестьянскими наделами 522 десятины. На надельной 252 десятины, на купленной 45 десятин, на арендованной – 225 десятин. На одно хозяйство приходилось 7,5 десятин. Из 100 десятин земли 49,8% было занято под рожь, 6,7% - пшеницей, 13,4% - овсом, 15,3 – просом, 13,2% - подсолнечником. Количество крестьянского скота :1) рабочего скота ( лошадей, быков ) – 26 голов, 2) молочного скота (коров) – 28 голов, 3) гулевого стада ( жеребят, телят, бугаев ) – 26 голов, 4) мелкого скота (овец, свиней) – 145 голов. Количество усовершенствованных сельских орудий труда : 1) железных плугов – 2, 2) веялок – 3, сеялок и жнеек не было. – (14)

« В Куткинском обществе были кулаки: 3 брата Ермохины, Василий имел несколько пар рабочих быков, торговал хлебом, лесом, делал сани, скупал подсолнечную золу , затем возил её на поташные заводы. Василий и Иван первыми вышли в 1906 году на отруба ..Петр тоже жил крепко, имел работников, тоже ушел на отруб.» - (15)

Сразу становится понятно, что предприимчивые и смелые братья не боялись рисковать, выходя на отруба ; торгуя в городах , были активными и успешными. Этим вызывали зависть и ненависть односельчан , не умевших обогатиться. Они тоже были раскулачены .В Куткинском обществе был кулак Макаров Ф. И. и три его сына Иван, Павел и Николай. Макаровы, естественно, были против большевиков, тоже были раскулачены. С именем Макаровых связана интересная сельская легенда о скрытом под землей кладе.

Легенда гласит, что в начале 19 века прадед Макаровых был у барина дворовым, заведовал хозяйством, а потом вдруг пропал . .У барина был большой сад, поместье, под домом был большой подвал. Рассказывали, что в этом подвале барин и захватил Илью Макарова, где тот пытался украсть из тайника, спрятанные барином драгоценности. В этом подвале, якобы дворовый был барином убит, подвал засыпали землей и замаскировали дерном так, чтобы и следов не было. Еще в 1909 году пытались крестьяне, искатели клада, его найти, естественно, безуспешно. Легенда обрела новых последователей в середине 80-х гг. 20 века, когда около церкви обнаружилось захоронение в склепе, сразу решили, что клад должен быть здесь. Стали всё вокруг раскапывать, особенно подростки- романтики, но их родители, опасаясь за их жизни (вдруг куда- то провалятся) все раскопки запретили, все закопали .А легенда о том, что где-то под Урицкой землей скрыто огромное сокровище – существует и сегодня. Ориентироваться нужно было на огромный , старый вяз, который был старым в начале 19 века, и тогда же засох. Просто никто не знает , где точно, кто-то считает, что севернее села, кто-то –что около церкви, а некоторые уверяют . что – западнее, где сохранились остатки помещичьих садов.

Из « Саратовских Епархиальных Ведомостей» мы узнаем, что в 1895 году « В приходе сей церкви села Голицыно 292 двора, 791 душа мужского пола, 848 душ женского пола; в деревнях Родионовке в 5 верстах , 95 дворов, 236 душ мужского пола, 276 душ женского пола.» - (16)

Таким образом, население села составляет – 1639 человек.

В 1911 году в селе проживало намного больше, если судить по существовавшим сельским обществам.. В 1911 году село Голицыно было центром волости, в которую , кроме самого села входили деревни Родионовка, Протопоповка, Николаевка, Красавка.

Из клировой ведомости, предоставленной в Саратовскую духовную консисторию и принятой как отчетный документ в 1911 году говорится, что в селе Голицыно прихожан 306 дворов, мужчин 847 человек и женщин – 917 человек. – 17)

За счет естественной прибыли населения , наше село насчитывало 1664 жителя.



Можно считать, что мы ответили и на второй вопрос - как жило и развивалось село в 18 – 19 веках. Начавшись с 114 душ, за два столетия село выросло до 1664 жителей , то есть увеличилось на 1550 человек. Занимались в основном земледелием, кроме того – торговлей зерном, скотом, кожами, ремесленными изделиями, хмелем ; шили шубы и полушубки, сапоги, валяли валенки, делали сани и мебель, даже – зеркала, была маслобойка, крупорушка, кирпичный заводик, несколько кузниц, из лозы плели корзины, мебель, кошевы; занимались охотой и особенно на бобров(сейчас их развелось на Чивке полно), занимались пчеловодством . Были оборотистыми, предприимчивыми и смелыми – торговали с Саратовом, Тамбовом, Пензой, Москвой . Первыми повыходили на отруба . В селе была ежегодная ярмарка в праздник Покрова , приезжало много купцов из других мест. Село стало зажиточным, крестьяне начали строить каменные дома, построили каменную церковь , открыли земскую школу, фельдшерский пункт. Село стало волостным .

УРИЦКОЕ

По – над реченькой , да по-над быстрою,

У привольных берегов реки Медведицы,

Много сел стоит и деревенюшек,

Промеж них одно есть-то село Урицкое.
Много лет стоит оно и много видело:

Много радости, немало горюшка,

Стали люди в нем, словно сталь крепки –

Что хрусталь душа, что огонь сердца.


Светлы праздники вольно празднуют,

Не злобясь душой силой мерятся,

Тот, как дуб силён, что над речкою,

Этот быстр, как ветер над рощею.


Здесь девицы красою глаз радуют,

С чем сравнить? Не с рассветом ли ласковым?

А молодки, как солнце полуденно,

И с закатом в соперницах женщины.


Как охрана души как защитница,

На горе стоит церковь надёжная,

Силой злобных времён разрушаема,

Доброй силой людей поднимаема.


И не могут жить люди со злобою,

Места нет вкруг села-то для лихости,

Лес, поля…. Нам простора не хватит ли?

У природы краса непродажная!

О . Воробьёва. –(18)

Глава 2.

История церкви.

Когда смотришь на фотографию «Хор Покровской церкви» 1884 года, то невольно возникают мысли о том, как хорошо одеты запечатлённые на ней люди. Все в добротной, праздничной одежде, в картузах и в сапогах. Даже сидящие в первом ряду подростки – все в сапогах. Конечно, к такому важному событию, как фотографирование в 1884-то году готовились , наверняка, заранее. И , вполне возможно, сапоги на подростках принадлежат их отцам или другим родственникам. Мы ведь уже достаточно слышали о том, что наши предки ходили только в лаптях или совсем босиком, тем более – дети. Про детей вообще говорили обычно, что зимой и летом они ходили босые, в одной рубашке и без штанов. Эта фотография наводит совсем на другие мысли. Уж не знаю, как там было с сапогами, но одежда на мальчиках явно их собственная. Фуражки на глаза не падают, пиджаки тоже как раз, значит – это дети зажиточных крестьян ? Значит , они воспитываются в строгих , христианских традициях, поют в хоре, вместе с взрослыми мужчинами. Какие спокойные, умные лица! А с каким чувством собственного достоинства смотрят на нас мужчины, сидящие и стоящие около священника. Хозяева – труженики, те, которые делали сани, гоняли гурты скота на Саратов, перешивали полушубки, держали маслобойки и все до единого – обрабатывали землю! А фотографа пригласили запечатлеть самое, с их точки зрения, главное занятие – пение в церковном хоре. Не разгульную свадьбу, как это снимают сейчас . Эта фотография, самим своим существованием, говорит о богатом духовном мире наших предков, об уважении к священнику, к религии, к Богу .Наше небольшое старое село , сохранившее не только воспоминания и традиции, но и саму церковь, заново пересматривает лики старины и переосмысливает события давно ушедших дней

В первые годы освоения земель в Саратовском правобережье в 18 веке православные церкви строились деревянными и небольших размеров. Такая церковь была построена и в селе Голицыно в самом начале 18 века, в самом центре села. Она простояла более 50 лет , стала разрушаться, да и в связи с ростом населения уже не вмешала прихожан. Наши предки были глубоко верующими православными людьми , с уважением относились к вере. церкви, священнослужителям, строго соблюдали и исполняли православные обряды и посты . В 70-х годах 18 века старую церковь разобрали.

В 1779 году в селе Голицыно была построена новая деревянная церковь. которая прослужила около 80 лет . В церкви с первых дней ее открытия церковнослужители делали записи об исполнении всех обрядов: венчании , крещении , смерти прихожан. По записи в метрических церковных книгах можно проследить истории многих крестьянских родов. ,В метрические книги заносились имена поручителей при венчании со стороны жениха и невесты, восприемниках(крестных родителях) ребенка. Крестьяне нередко записывали и некоторые сведения о себе – принадлежность к бывшей службе в армии, воинское звание. Сейчас эти книги хранятся в Государственном архиве Саратовской области. Став ветхой , пришедшей в негодность эта церковь тоже была разобрана и продана в село Князевка . Эта церковь находилась там, где сейчас стоит магазин, напротив церкви была торговая площадь, где в престольный праздник - Покров Пресвятой Богородицы - устраивалась ярмарка, карусели. Каменная церковь была построена в 1840 году. Из Госархива Саратовской области – «Покровская церковь села Голицыно построена в 1840 году на средства помещика Михаила Адриановича Устинова. Здание каменное. Земли при церкви пахотной и сенокосной 65 десятин 258 сажен. Зданий, принадлежащих церкви, кроме домов, притч, каменной и деревянной сторожек, нет. Ближайшая к ней церковь в селе широкий Карамыш в 10 верстах. В приходе сей церкви имеются 3 школы – земская в селе Голицыно и церковно – приходская в селах Красавка и Николаевка. Церковно – приходское попечительство было открыто в 1877 году. Предложено открыть второй штат. Дома у притча церковные, каменные , построены помещиком Устиновым в 1839 году. Притч получает казенного жалованья 199 рублей 96 копеек в год. Благочинный священник Георгий Афанасьевич Надежинский, псаломщики – Василий Яковлевич Михайлов и Александр Васильевич Алексеевский.

На приходе в сей церкви 292 двора, 791 душа мужского пола, 848 душ женского пола ; в деревне Родионовка в 5 верстах 95 дворов, 236 душ мужского пола, 276 душ женского пола.» - (19)

В 19 веке наш храм был одним из самых красивых и богатых во всей округе. все служители церкви были обеспечены своими домами, а сам храм украшали множество икон в сверкающих позолотой окладах и огромная, свисающая в центре потолка люстра, которую зажигали во время самых торжественных богослужений всю и она освещала весь храм. На колокольне было 9 колоколов, звон от которых был слышен во всех окрестных селах . Зимой, во время метели , звонарь звонил в колокол всю ночь, чтобы люди, которые были в пути не заблудились, а ехали и шли на этот звон.

«Всего на территории будущего Лысогорского района за два века было построено 18 православных церквей, 12 из них были каменные. Всего православных на территории Аткарского уезда в 1890 году проживало 121734 души мужского пола. Кроме православных на территории Аткарского уезда в 1890 году проживали:

- раскольников – 6902 чел.

- католиков – 162 чел.

- лютеранского вероисповедания -8134 чел.

- еврейского – 1 душа

Люди разных вероисповеданий жили дружно, разногласий и конфликтов на религиозной почве не возникало.

В 20-30 годы 20 века все действующие церкви в Лысогорском районе были закрыты решением местных властей. церкви разрушили , разграбили иконы , переплавили колокола. .В 1928 году последним священником Покровской церкви был Константинов Георгий Дмитриевич и псаломщик Семенов Николай Иванович. – (20)

Урицкую церковь закрыли в 1930 году, превратили в склад под колхозное зерно. Но, несмотря на большую атеистическую работу, проводимую советской властью, многие жители села продолжали верить в Бога, соблюдали обряды и посты, в домах хранились религиозные книги и иконы. Несмотря на то , что в церкви располагался пункт Заготзерно , верующие иногда собирались в церкви или около нее, чтобы самим, без священника, совершить богослужение.

« О непартийном поступке члена ВКП(б) Техтелева Ивана Алексеевича.»

Техтелев И. А. , 1916 года рождения, член ВКП(б) с 1945 года, оперуполномоченный райотдела МГБ 20 апреля 1946 года находился в селе Урицком по служебным делам, совершил непартийный хулиганский поступок, выразившийся в том, что тов. Техтелев в целях запугивания граждан, собравшихся исполнить религиозный обряд в помещении глубинного пункта Заготзерно (бывшая церковь) , совершил выстрел из присвоенного ему огнестрельного оружия. За указанный поступок объявить члену ВКП(б) тов. Техтелеву выговор с занесением в учетную карточку.» - (21)

Об этом случае помнят многие, выстрел был произведен в центр купола, да и не один, как говорится в документе, а несколько. Из-за исключительной акустики церкви , был такой грохот, что , казалось, церковь рушится прямо на головы людям, посыпались куски штукатурки. Все с криком и проклятиями бросились бежать прочь. Но на следующий праздник верующие села опять собрались около церкви, входить не решились, службу провели на улице. Церковь сохранили. Как удалось голицынским крестьянам не позволить снять купола и разнести храм по кирпичику? Ведь все остальные 17 церквей по району , так или иначе были уничтожены. Даже не кирпичные – каменные – разобрали на постройку складов, сняли купола и переделали под клубы или зернохранилища. В нашем храме Покрова Пресвятой Богородицы тоже, до 90-х годов 20 века был склад зерна. Но сохранилась она прекрасно, даже фрески можно рассмотреть, только с трудом, потому, что они как-то почернели. От горя?

Почему голицынские крестьяне не стали с таким же ожесточением, как в других сёлах крушить и громить церковь ? Ответ, наверное в том, что у нас село было в основном зажиточным , голытьбы , как в других сёлах, почти и не было . Поэтому и такого ожесточения против всех и Бога не было тоже. Кроме того, голицынские крестьяне были глубоко верующими людьми . И , единственное, что они позволили сделать власти с церковью – это превратить её в склад. А сами продолжали ходить туда молиться, невзирая ни на какие запреты.

В разрухе церковь, покосился крест –

Да мало ли таких на свете мест?

Везде нужда, кругом одни лишенья –

Лишь в этой церкви развалившейся спасенье,

Приди народ, пади у храма ниц!

Не прячь от горя почерневших лиц,

Не бойся строгой справедливости икон-

Они несут в Россию веру испокон,

В молитве молчаливой есть святая правда,

Спаси нас всех , Господь, от сглаза,

От злых людей, от службы духом падшим,

Воздай же, Господи , нам по заслугам нашим,

Мы восстановим храм и выровняем крест,

Чтоб было видно и из дальних мест,

Что люди здесь живут не так как прежде,

А с жаркою на Господа надеждой.

О. Воробьёва. – (22)

О. Воробьева написала это стихотворенье в середине 90-х годов прошлого века именно об Урицкой церкви. Церковь стоит , как и прежде, без ремонта, но прежней безысходности уже нет В теплое время года в церкви , с начала 90-х годов прошлого столетия ведется служба. Прихожане приходят с цветами и зелеными ветками и ими закрывают рамы без стекол. . Когда в церкви поют священник и двое певчих, впечатление такое, что поёт огромный хор и даже слышится музыка. Это такая удивительная акустика большого и малого куполов. .По инициативе Главы Муниципального района А. А. Нефедова составлена смета на реконструкцию Покровской церкви, идет оформление документов, подтверждающих право собственности Саратовской Епархии на здание церкви и дом священнослужителей, который тоже сохранился. В доме священника многие годы было правление колхоза «Урицкого», сейчас оно пустует.. А огромное , каменное здание церковной конюшни и сейчас является сельским домом культуры

В 2002 году жители села Урицкое и окрестных сел обращались с просьбами о восстановлении храма к районной власти, писали письмо Губернатору Саратовской области. Есть надежда , что церковь когда- то будет восстановлена. А в настоящее время , чудом сохранившаяся церковь , является главным украшением и достопримечательностью не только села, но и района. Вот если бы нашу церковь поставили на учет, как памятник культуры, то , может появились бы деньги на её восстановление. Но как это сделать – мы не знаем.

В Лысых Горах в 2006 году начали строить новую церковь . Духовность возрождается, потребность людей в общении с Богом растет . И это не может не радовать.

Делая выводы о том , что наше село самое красивое и замечательное, нужно отметить то, что сам факт сохранения села – уже чудо. Все остальные села Голицынской волости к настоящему времени исчезли, на их месте одичавшие сады и кое-где остатки развалившихся печей. Слава Богу, наше село живет и его история продолжается.



Заключение.
Проведя изучение и подробный анализ « Истории Саратовского края» М. В. Булычева и др. , «Очерков истории Лысогорского района Саратовской области» В. Д. Белопахова, С. В. Белопахова, архивных данных, записей самодеятельных (как и мы ) историков, воспоминания старожилов, жителей села, фотографии предметы быта, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале нашей работы – достигнута. Датой основания села можно смело считать 1721 год и начинать готовиться к 300 – летнему юбилею села. Как много нового и интересного материала было изучено, и как много нового и интересного стало возможным узнать о жизни наших предков в 18 – 19 веках. Село Голицыно стали так называть потому, что у помещика Я. А. Голицына было больше крестьян, чем у П. П. Нарышкина , на 6 душ. После освящения каменной церкви, построенной в 1840 году помещиком М. А. Устимовым, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в епархиальных и других документах село называют Покровское (Голицыно). В 1918 году , Голицынский Волисполком депутатов трудящихся предложил переименовать село. На общем собрании решили, что село названо в честь князя Голицына и , чтобы князей больше не вспоминать, приняли решение переименовать село в честь злодейски убитого контрреволюционерами товарища Урицкого . С тех пор село называется – Урицкое.

Не только интересные сведения и легенды подняты были в результате этой работы. После анализа всех этих событий, жизненных ситуаций и знакомства с судьбами многих давно ушедших людей, начинаешь по – другому смотреть на мир. На события недавние, на ход современной истории. Кроме огромного , актуального исторического материала, была изучена жизнь людей, редко комическая, как в случае с фальшивыми деньгами и блуждающим кладом, Чаще – трагическая, Голицыно, как богатое село больше всех и поплатилось своими «кулаками» в годы коллективизации. И в годы Великой Отечественной войны село потеряло больше других, потому что были смелыми потомки недобитых «кулаков». Сейчас в селе Урицкое проживают 660 жителей.


Поставленные задачи удалось выполнить, но впереди еще очень много работы, еще много предстоит изучить, исследовать. И написать историю села Голицыно – Покровское – Урицкое до сегодняшних дней.

Примечания.

1.) Е. К. Максимов, В. П. Тотфалушин, М. В. Булычев «Саратовский край», часть 1, учебное пособие по истории родного края для учащихся 8-9 классов, Саратов, 1991, с.37.

2) Самышов И. Ф. «История и основание села Урицкого», Урицкое , 1953 год, с. 1.

3)М. В. Булычев, А. В. Воронежцев, Е. К. Максимов, В. Т. Тотфалушин, «История Саратовского края с древнейших времен до 1917 года», Саратов, 1996, с.40.

4) В. Д. Белопахов, С. В. Белопахов «Очерки истории Лысогорского района Саратовской области», Саратов, 2004 , с. 7-8.

5) Там же, с.30-31.

6)Там же, с. 7.

7) Там же, с. 30.

8) М. В. Булычев, Указ. Соч. с. 40.

9)В. Д. Белопахов, Указ. Соч. с 30-31.

10) В. Д. Белопахов, Указ. Соч. с 30-31.

11) Воробьёва О. Н.

12) Самышов И. Ф. Указ. Соч. с. 2.

13) Списки населенных мест Саратовской губернии, Аткарский уезд, Саратов, 1911, с 3-21.

14) Там же, с. 3-21.

15) Самышов И. Ф. Указ. Соч. с .3.

16)»Саратовские Епархиальные ведомости», Саратов, 1895, с. 29..

17) Списки населенных мест Саратовской губернии, Аткарский уезд, Саратов, 1911,с3-21

18) Воробьёва О. Н.

19) « Саратовские Епархиальные ведомости» , Саратов, 1895, с 29.

20) В. Д. Белопахов, Указ. Соч. с 34.

21) В. Д. Белопахов, Указ. Соч. с 143.

22) Воробьёва О. Н.

Министерство Образования Саратовской области

Центр Дополнительного Образования Лысые Горы

Страницы истории села Урицкое


Автор : ученица 7 класса МОУ СОШ с . Урицкое

Ананьева Алина , член подросткового клуба « Патриот»

Руководитель : Ивановская Татьяна Александровна,

Педагог дополнительного образования

2007 год.

Литература.

1.Белопахов В. Д.. Белопахов С. В. « Очерки истории Лысогорского района Саратовской области», Саратов, Издательство «Научная книга», 2004 .

2. Булычёв М. В.,Вороженцев А. В., Максимов В. К., Тотфалушин В. П. «Мстория Саратовского края ( С древнейших времён до 1917 года)»: Учебное пособие для 7-9 школ всех типов – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.

3.Воробьёва О. Н.

4.Казарезов В. В. Меры России : саратовский прорыв» - Саратов ; ОАО « Приволжское книжное издательство», 2004.

5. Максимов Е. К. , Тофталушин В. П. , Булычёв М. В.,» Саратовский край» ч .1 ; Учебное пособие по истории родного края для учащихся 8-9 классов- Саратов; Приволжское книжное издательство, 1991.

6.Николаев В. Н.

7. Самышов И. Ф. « История и основание села Урицкого» , село Урицкое, рукопись, 1953.



8 « Саратовские Епархиальные ведомости» ; Саратов, 1895.

9. «Списки населенных мест Саратовской губернии. Аткарский уезд» - Саратов, 1911.
скачать файл



Смотрите также:
Любовь к отеческим гробам
252.73kb.
«Любовь в нашем доме» Аудитория
170.14kb.
Разработала: учитель моу сош д. Новопавловка
114.14kb.
Самый классный классный
778.78kb.
Книга обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни, но будет также интересна всем читателям, независимо от их веры или возраста, интересующимся проблемой семьи
1712.99kb.
Афанасьева любовь константиновна
420.2kb.
Немецкие блюда
78.02kb.
Балаш Наталья 9а объекты природного наследия России
18.75kb.
Книга к одноименному фильму «любовь и радиация»
177.12kb.
По страницам школьной олимпиады. Смешное
117.6kb.
Первая любовь
1514.53kb.
«Праздник славянской письменности и культуры»
66.37kb.