grandov.ru страница 1
скачать файл


Муниципальный этап

Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок» (гуманитарное направление)

Методическая разработка урока

«Творческие искания художников XX века»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»



Учитель: Федорова Ирина Александровна,

предмет: мировая художественная культура,

высшая квалификационная категория

Домашний адрес:

624130 г. Новоуральск Свердловской области,

ул. Маяковского 8-1,

тел. (34370) 99876



Тема урока: Творческие искания художников XX века

Цель урока: обеспечение условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий и представлений о разнообразии художественных направлений в изобразительном искусстве XX века.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: развитие у учащихся чувства прекрасного от соприкосновения с шедеврами изобразительного искусства.

Метапредметные:

развитие у учащихся универсальных учебных действий

  • выдвигать гипотезу о связях и закономерностях;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотезы;

  • анализировать предложенную информацию;

  • выделять существенную информацию из предложенного текста;

  • формулировать обобщающие выводы;

  • договариваться и приходить к общему решению при совместной деятельности в группе.

Предметные:

  • иметь представление об особенностях развития художественной культуры XX века;

  • понимание особенностей и значение направлений - фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм;

  • совершенствовать умения учащихся анализировать произведения живописи, опираясь на средства художественной выразительности, для понимания особенностей искусства XX века.

Материалы и оборудование:

  1. Репродукции картин: А. Матисс «Радость жизни», П. Пикассо «Авиньонские девицы», С. Дали «Постоянство памяти», В. Кандинский «Композиция №6» .

  2. План анализа произведения (приложение 1)

  3. Задания для групп (приложение 2)

  4. Рабочие листы формата А3 неправильной формы (приложение 3)

  5. Рабочие листы.

  6. Компьютерная презентация.

  7. Компьютеры (ноутбуки) с подключением к Интернету, проектор, экран.

  8. Учебник Г. И. Данилова. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс.

Ход урока

Учащиеся рассаживаются в 5 групп по 5 человек в каждой.



  1. Мотивация

Цель: создание проблемной ситуации – почему художники XX века отказались от использования привычных норм при создании произведения?

Беседа сопровождается компьютерной презентацией.

Учитель

Учащиеся

Ребята, предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по залам музея изобразительных искусств.

Опишите, что вы видите на полотне

(слайд №1). В. К. Хеда. «Натюрморт»


Описывают картину, обращая внимание на то, что написано так как видит художник, т.е. подобно.

Подобие

Следующее произведение (слайд №2) гравюра японского художника Хокусая. «Большая волна в Канагаве».


Анализируют произведение, обращая внимание на условность. Картина изысканно красива. Красота словно оправдывает живопись в глазах зрителя, делает её понятной и недоумений не вызывает.

Красота

Перед вами (слайд №3) полотно нидерландского художника XV века Яна ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Паеле».


При анализе, обращаем внимание на то, как выписаны ткани, меха, драгоценные камни и фрагменты пейзажа. Художник – блестящий живописец. Картина сделана мастерски.

Мастерство

Путешествуя по залу, мы увидели прекрасные полотна, получили удовольствие от созерцания красоты. Пройдем в следующий зал.




Представлены картины (слайд 4):

  • Пикассо. «Плачущая женщина»

  • Джексон Поллок. «Из паутины».

  • Пит Мондриан. «Трафальгарская площадь».

Вам понятны эти картины? Что здесь написано? Что хотел сказать художник?

Ничего не понятно! Я тоже так могу!

Человек, воспитанный на классических традициях, подходит к живописной работе с тремя критериями. Это «Подобие», «Красота», «Мастерство».




Перед вами (слайд №5) таблица «Трудности восприятия и понимания живописи XX века». В таблице представлены разные подходы художников при создании произведения. Давайте проанализируем.

Первый критерий «подобие»: «классицисты» пишут то, что видит глаз, строго следуя законам живописи. У художников XX века изображение абстрактно. Законы не соблюдаются.

Второй критерий «красота»: гармонии классицистов противопоставляется откровенно некрасивое и даже безобразное, уродливое.

Третий критерий «мастерство»: доскональность и тщательность в проработке деталей сменяются небрежностью, быстротой создания. Отсюда неряшливость в произведении.


Вот что писали газеты о выставках художников (слайд №6)




Почему художники XX века отказались от использования привычных норм при создании произведения искусства (слайд №7)?




Предлагаю вам взять листочки бумаги неправильной формы и записать свои предположения (приложение 3).

Учащиеся записывают свои предположения на листе бумаги неправильной формы (приложение 3).


Результат: возникновение у учащихся проблемной ситуации, требующей высказывания предположений (гипотез) для её разрешения.

  1. Исследование.

Цель: поиск фактов для ответа на проблемный вопрос урока.

Формируемое УУД: умение работать в группе (регулятивное); развитие смыслового чтения и работы с информацией (познавательное).

Задание для работы в группах. Результатом вашей работы станут оформленные рабочие листы. Каждая группа получает задание (приложение 2). Каждой группе предлагаются следующие материалы:



  • иллюстрации с произведениями художников: Матисса, Пикассо, Дали, Кандинского;

  • тексты из учебника по МХК с описанием и историей создания произведения;

  • рабочие листы;

  • план анализа произведения (приложение 1);

  • ноутбуки.

Задание группе №1. Прочитать предложенную характеристику XX века и подготовить представление материала в форме мультимедийной презентации.

Задание группам № 2-3-4-5:

  • на рабочем столе ноутбука найти файл с репродукцией картины А. Матисса «Радость жизни» (группа №2); П. Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» (группа №3); С. Дали «Постоянство памяти» (группа №4); В. Кандинский «Композиция №7» (группа №5);

  • рассмотреть произведение;

  • прочитать текст учебника с описанием и историей создания произведения;

  • проанализировать произведение по плану (приложение 1);

  • заполнить рабочий лист;

  • сделать вывод о том, какие средства художественной выразительности становятся ведущими в творческом поиске мастера и к какому направлению он принадлежит;

  • подготовиться к представлению результатов работы классу.


Результат: группа №1 ознакомилась с предложенным материалом (книга Г. Б.Зайцева Зарубежное изобразительное искусство XIX - XX веков. Взгляд на развитие, стр.60-62) и подготовила мультимедийную презентацию. Группы 2-3-4-5 рассмотрели и проанализировали произведения художников, сделали вывод о том, какие средства художественной выразительности являются ведущими в творческом поиске мастера и к какому направлению XX века он принадлежит. Заполнили рабочие листы.
Ш. Обмен информацией.

Цель: дать возможность группам предоставить результаты своей работы всему классу и организовать обсуждение этих результатов.

Формируемое УУД: развитие речевой деятельности, приобретение опыта речевого поведения как основы коммуникативной компетентности (коммуникативное).

Учащиеся вывешивают рабочие листы на доску и представляют результаты работы классу. Группа №1 показывает мультимедийную презентацию. Группы № 2-3-4-5 проанализировали произведения и сделали вывод о принадлежности к тому или иному направлению живописи.



Результат: учащиеся представили результаты исследования (какие изменения произошли в XX веке, способствовавшие появлению новых направлений в изобразительном искусстве; какие средства художественной выразительности становятся ведущими в творческом поиске художников. Определили направление творчества.

IV. Организация и связывание информации.

Цель: сортировка полученных в результате исследования материалов с целью формулировки вывода.

Формируемое УУД: умение  систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.

Смотрим, какие предположения верны. Учащиеся оценивают, насколько верны или нет гипотезы.



Учитель

Учащиеся

Учащимся предлагается вернуться к началу урока, где вывешивались рабочие листы с ответом на вопрос: почему художники XX века отказались от использования привычных норм при создании произведения искусства?


Учащиеся оценивают, насколько верны или нет гипотезы.

Каждая группа проанализировала своё произведение, подтвердила характерные особенности того или иного направления (фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм), назвала автора.



Результат: учащиеся пришли к единому мнению, что сама эпоха глубочайших перемен и катаклизмов, обусловила глубокие и серьёзные изменения в искусстве.

V. Рефлексия.

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы. Формируемое УУД: навыки взаимо- и самооценки (личностные); умение формулировать выводы и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации.

Вывод: XX век — самый динамичный в истории человеческой цивилизации. Век «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» (А. А. Блок), научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития.

С одной стороны, искусство XX века – это отказ от старых художественных традиций, с другой – это смелые эксперименты. Никогда ещё художник не был так свободен в творчестве. Он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия. Изобразительное искусство XX века обретает новое содержание и форму. Многие мастера используют цветовые контрасты, ритмы, работают в броской декоративной манере. Одни выдвигают на первый план рисунок и композицию, другие – динамику и пластику, третьи предпочитают свет и цвет. Тон задают художники, создавшие собственные правила и законы живописи. Как показала история, эти новаторы оставили глубокий след в развитии искусства XX столетия.

Результат: осознание учащимися значимости изучения данной темы.

V. Применение

Цель: применение нового знания для выполнения работы.

Учитель предлагает учащимся прочитать высказывания и определить, каким великим художникам XX столетия они могут принадлежать. Ответ запишите в тетрадь по МХК.




  1. «Нужно уметь находить радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть». «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве. А. Матисс

  2. Художник говорил о своей живописи: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». С. Дали

  3. «Это самый большой живописец и по своему размаху и по значению, которое он имеет в мировой живописи. Там, где прошел он, делать нечего» П. Пикассо

  4. Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга». В. Кандинский

  5. «В шесть лет я хотел быть Наполеоном, но я им не стал. В пятнадцать я хотел быть художником - и стал им. В двадцать пять лет я хотел стать самым сенсационным художником в мире, и мне это удалось. В тридцать пять я хотел обеспечить свою жизнь успехом — и добился этого. Теперь, когда мне сорок пять, я хочу написать шедевр и спасти современное Искусство от хаоса и праздности — и сделаю это!» С. Дали.

Затем осуществляется проверка выполненного задания и оценка своей работы по баллам.

  • 2 балла – в работе ошибок нет;

  • 1 балл – допущена 1 ошибка;

  • 0 баллов – допущено 2 и более ошибки.


скачать файл



Смотрите также:
Методическая разработка урока «Творческие искания художников XX века»
92.92kb.
Методическая разработка урока Музыка в 6 классе «Колокольность в симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина и музыке русских композиторов»
172.52kb.
О. Ф. Зайнетдинова основные закономерности наследственности методическая разработка
440.12kb.
«Теорема Пифагора»
124.05kb.
Методическая разработка контрольного урока сольфеджио на подготовительном отделении дмш и дши
73.36kb.
Маевская Ольга Станиславовна Методическая разработка урока Лирика Н. А. Заболоцкого
54.27kb.
Методическая разработка открытого урока «Приобщение подрастающего поколения к историческим ценностям русского танцевального искусства»
37.34kb.
Урок-репортаж Тема урока по учебно-методическому плану: Флоренция колыбель итальянского Возрождения Номер урока по теме
69.24kb.
Разработка урока музыки в 8 классе
60.58kb.
Урок обществознания в 11 классе. Методическая проблема урока: методика подготовки учащихся к участию в егэ. Тема урока
218.2kb.
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?»
58.45kb.
Методическая разработка практического занятия для студентов специальности 034400. 62 «Адаптивная физическая культура»
31.6kb.