grandov.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл
Министерство Образования Российской Федерации
Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)
Кафедра экономической теории
История экономических учений

Методические указания по самостоятельной работе для студентов экономических специальностей очного обучения

Владикавказ 2009

Составители:к. э. н., доц. Хацкевич И. Э.

асс. Теблоева В. В.

Рецензент: к. э. н., доц. Торчинова О.В.
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные методические указаниясодержат необходимый материал для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История экономических учений». Программа дисциплины составлена на основании действующего государственного образовательного стандарта. Особенностью данной разработки является то, что она способствуетформированию навыков для самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли.

Сдано в печать . Объем 3,5п.л.


Тираж 15 экз. Заказ №
Издательство СКГМИ (ГТУ) «Терек»
г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.


СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………...4

Методические указания к изучению дисциплины…………………………………….4

Введение……………………………………………………………………………...…..4

Тема 1. Введение в историю экономических учений………………………………...5

Тема 2. Экономические учения эпохи до рыночной экономики……………………7

Тема 3 Экономическая мысль Средних Веков………………………........................18

Тема 4. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономики………………..24

Тема 5. Зарождение классической политической экономии……………………….30

Тема 6. Экономическое учение А. Смита……………………………........................34

Тема 7. Классическая школа первой половины 19 века………………………….…37

Тема 8. Завершение классической политической экономии………………………..41

Тема 9. Экономические взгляды социалистов-утопистов…………………………...43

Тема 10. Социально-историческая школа политической экономии………………..48

Тема 11. Первый этап «маржинальной революции»………………………………....57

Тема 12. Второй этап «маржинальной революции»…………………………….…....60

Тема 13. Зарождение американского институционализма………………………..…66

Тема 14. Теории монополистической и несовершенной конкуренции……………..68

Тема 15. Теории государственного регулирования экономики……………………..70

Тема 16. Экономическая мысль в России (ХVII – XX в.)……………………………81

Рекомендуемая литература…………………………………………………………….94




Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных этапах и особенностях экономических идей, воззрений, школ, направлений в экономической теории; показать их значимость для практики хозяйственной жизни, для формирования основ экономической политики государства; для преодоления накопившихся противоречий.

Задачи изучения дисциплины определяются ее целью и состоят в следующем:
1. Ввести и изучить основные понятия и категории.

2. Познакомить с методами классово-формационного, маржиналистского, социально-исторического и институционального анализа.

3. Сформировать навыки для самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли.
Методические указания к изучению дисциплины

Введение

Развитие хозяйства с глубокой древности сопровождалось стремлением объяснить явления и формы экономической действительности, дать картину экономической реальности. Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины – экономической теории – обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Почему?

Во-первых, рынок – единственный известный науке механизм, объективно (независимо от воли людей) регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств – плодородие почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей т. д. В рыночной системе возникает «фактор Х» - экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого фактора и составляют историю мировой экономической науки.

Во-вторых, рыночное хозяйство обладает таким свойством, как экономическая динамика, стремление к расширению. В такой ситуации картина экономической реальности приобретает еще большее значение – она должна помочь в прогнозировании экономической конъюнктуры. Экономическая теория становиться необходимой предпосылкой формирования экономической стратегии, в том числе и экономической политики государства.



Экономическая деятельность

Картина экономической реальности (экономическая теория)

Экономическая политика

Критерий научности теории – адекватное отражение действительности и способность обосновать правительственную экономическую стратегию. Две центральные функции экономической теории – объяснительная и прогностическая.

В истории науки существовало несколько подходов к созданию картины экономической действительности. Строго говор, у каждого ученого своя картина. Тем не менее с известной долей допущения можно выделить картины экономической действительности классической, марксистской, исторической школ, неоклассической, институциональной, кейнсианской школ. Говорить о правильности или неверности конкретного подхода – некорректно. Каждая школа ставит переел собой конкретные задачи и решают их присущими ей методами. Цель истории экономической науки – показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства. Особенный интерес представляет развитие западной экономической науки – развитие ею теории рынка стимулировалось насущными практическими потребностями.

Тема 1. Введение в историю экономических учений.
Краткое содержание:

Основные задачи и структура курса истории экономических учений. Направления и этапы развития экономической мысли. Методология экономической науки. Основные принципы и методы изучения в экономической науке. Предмет и метод экономической науки в историческом разрезе.


Теоретический материал для изучения
1. Развитие хозяйства с глубокой древности сопровождалось стремлением объяснить явления и формы экономической деятельности, дать картину экономической реальности.

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. В рыночной системе возникает "фактор Х" - экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической науки.

Во-вторых, рыночное хозяйство обладает таким свойством, как экономическая динамика, стремлением к расширению. В такой ситуации картина экономической реальности приобретает еще большее значение, она должна помочь в прогнозировании экономической конъюнктуры. Экономическая теория становится необходимой предпосылкой формирования экономической стратегии, в том числе и экономической политики государства.

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических идей, выражающих интересы классов и социальных групп в различных общественно-экономических формациях.

Этапы развития экономических теорий:

1. Возникновение.

2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

1. Объективные потребности хозяйственной жизни.

2. Социально-классовые конфликты и противоречия.

3. Противоречия в развитии самой теории.



2. Критерий научности теории - адекватное отражение действительности и способность обосновать правительственную экономическую стратегию. Две центральные функции экономической теории: объяснительная и прогностическая. В истории науки существовало несколько подходов к созданию картины экономической действительности. Строго говоря, у каждого ученого - своя картина. Тем не менее с известной долей допущения можно выделить классическую, марксистскую, историческую, институциональную, кейнсианскую школы. Каждая школа ставит перед собой конкретные задачи и решает их присущими ей методами. Цель истории экономических учений - показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства. Особенный интерес представляет развитие западной экономической науки, развитие ею теории стимулировалось насущными практическими потребностями.

Профессор императорского московского университета Чупров в 1892 году писал: "Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшественников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания, на долю строителя, редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не слагаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией, или компромиссом".

Интерес экономистов к истории своей науки носит дискретный характер. Вопрос о том, как решали те или иные проблемы экономисты прошлого, неизменно возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением насущных проблем современности. В истории не было более благоприятного места и времени для изучения истории экономической мысли, как Россия наших дней. После того, как марксистская парадигма была оставлена, в области экономической теории образовался некий вакуум, который заполняется некритически заимствованными фрагментами западной экономической науки.

3. Основополагающее разделение в подходе к истории экономической мысли - конфликт между релятивистами и абсолютистами. Релятивисты рассматривают каждую отдельную теорию, выдвинутую в прошлые века, как более или менее точное отражение тогдашних условий, каждая теория в принципе, оправдана; абсолютисты следят только за интеллектуальным развитием предмета, которое рассматривается как неуклонный прогресс от ошибки к истине. Релятивисты не классифицируют теории различных периодов в терминах "лучше" или "хуже"; абсолютисты оценивают теорию по количеству рекомендаций и их практическому применению.

Даже в самом чистом виде экономическая теория неявно содержит политические примеси и в этом смысле работает на политическую пропаганду. Этот элемент пропаганды - неотъемлемая часть предмета и даже когда мыслитель усердно сохраняет чувство олимпийской беспричастности, философские и политические предпочтения присутствуют в самом начале анализа, в выборе определенных черт реальности для рассмотрения. Здесь проблема не в отрицании наличия пропаганды, а в отделении научных идей от идеологии. Более того, пропаганда - это не то же самое, что ложь.

Сказать, что К.Маркс хотел дискредитировать капитализм и начал с его недостатков, не означает, что по этой причине его анализ ничего не стоит. Политические предрассудки могут даже помогать научному анализу: критик капитализма обратит внимание на действительные недостатки системы, и, конечно, не случайно замечания того же Маркса по поводу экономических циклов на 50 лет опередили его время.

Порядок разбора любой исторической экономической теории:

1. Исторические условия возникновения экономической теории. Необходимость данной теории.

2. Основатель теории. Наиболее известные представители. Главные научные труды школы.

3. Интересы какого класса или группы людей представляет теория (классовость теории).

4. Основные положения теории:

1) поиск источника богатства;

2) роль государства в экономике;

3) отношение к собственности (общинная или частная);

4) отношения между предшествующим строем и настоящим;

5) противоречия между натуральным и товарным производством;

6) отношение к труду, отношение к рабочей силе;

7) финансовые отношения; отношение к банкам; налоговые отношения.
Вопросы для обсуждения


  1. Почему изучают историю экономических учений.

  2. Основные этапы и направления мировой экономической мысли.

  3. Принципы и методы изучения в экономической науке.

  4. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе.


Темы рефератов и докладов
1. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли

2. Основные этапы и особенности периодизации истории экономической мысли


Тема 2. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.
Краткое содержание:
Натурально-хозяйственная жизнь и экономическая мысль Древности. Экономические взгляды Аристотеля, Платона, Ксенофонта,. Экономика и хрематистика. Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая. Экономические идеи Древнего Рима. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи. Труды Конфуция.
Теоретический материал для изучения
1. Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.

Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения. Совершенствуются методы агрикультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства. Существует две возможности превращения человека в раба:

1) порабощение неоплатных должников;

2) порабощение военнопленных.

Рабство нуждается в политических гарантиях (рабы - взрывоопасная собственность). Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах- храмы, дворцы- это выходит за рамки общины и даже племенных союзов. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет.

Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.

Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины (рабство - лишь экономический уклад). Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны). Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипусера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.

Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько раз).

С момента появления государства оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, попытка объявить властелина собственником всей земли (после общинного землепользования), выражает система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.

Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля (когда возникает торговля, тогда производство становится товарным). Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного хозяйства.

Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:

- рабство;

- община;

- государство;

- натуральное и товарное производство.
2. Раннее рабовладельческое общество (VIII, преимущественно VII-VI вв. до н.э.). В начале первого этапа в истории экономической мысли античной Греции нужно выделить период формирования рабовладельческого строя. Экономический подъем городов и образование полисов обостряли экономические противоречия Греции. Общинный строй разлагался, крестьянское хозяйство оказалось под угрозой, самому крестьянину угрожало порабощение.

Экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в частности представленного в "Илиаде" и "Одиссее". Своеобразный культ войны, защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает основ экономики).

Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.). Гесиод "Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод рекомендует "систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая крестьянские идеалы, Геосид считает покупку рабыни в качестве погонщицы волов- обычным правомерным делом.

Большие надежды возлагаются на труд, как источник богатства (земледельческий). Против увеличения дохода торговлей и судоходством, предпочтение более спокойным доходам сельскохозяйственного происхождения.

Попытки решить проблемы долгового рабства нашли свое завершение в реформах Солона (VI в до н.э.):

1. Отказ от натурального хозяйства в пользу товарного.

2. Экономический рост городов.

3. Расширение промышленности и торговли.

4. Запрет экспорта сельскохозяйственных продуктов для облегчения экономических позиций горожан.

5. Разрешается передача собственности (запрет от родового строя).

6. Признание рабства, но осуждение его долгового варианта.

7. Кассация долгов, отмена долговой кабалы и запрет ее в будущем.

КСЕНОФОНТ (444-356 гг. до н.э.), современник Платона. Предшественник Аристотеля. Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время написания неизвестно. Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило).

В "Домострое" в форме диалога формулировались принципы :

1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.

2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.

3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло задорно, его дурная слава- естественна, оно осуждает человека на сидячий образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".

4. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения политических друзей.

5. "Ценность"- есть нечто хорошее" и зависит от полезности вещей. Полезные предметы представляют ценность, вредные - нет.

6. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим интересом относился к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари, сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно пустить в ход. Другая функция денег состоит в том, чтобы служить средством обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАТОНА (427-347 гг. до н.э.)

Основная задача - выход из кризиса рабовладельческого государства. Его проекты - новое и любопытное явление в истории экономической мысли Греции.

1. Преувеличение роли государства- государство может своими предписаниями полностью регламентировать все отношения экономической и политической жизни.

2. Сохранение классов - одни должны работать, другие - воевать, третьи - управлять, причем положение не может изменяться.

3. Общественный строй Спарты- первичный и наиболее чистый.

Свои экономические проекты Платон дал в двух основных вариантах: "Политика" (или "Государство") 380-370 гг. до н.э. и "Законы" (366,347 гг. до н.э.)- период сомнений в "благости человеческой природы".

Модели идеального государства, лишенного противоречий, присущих Афинам, строилась на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

1. Философская опора для власти греческой аристократии в высшей мудрости, совершенной нравственности. Демос лишен и того и другого, по мнению Платона и потому должен быть лишен права на участие в государственном управлении. Во главе общества должны стоять философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий, поэтому они не имеют частной собственности.

2. В таком же положении по отношению к собственности находится и другое сословие - воины, чья обязанность - защищать народ. Для них устанавливаются лагерные порядки, общий стол по Спартанскому образцу. "Стражи не должны ослаблять свои силы взаимными ссорами из за золота, жен", поэтому нужно сделать женщин общим достоянием, а золото- предметом презрения. Осуждение обогащения военной касты- за это ее будет ненавидеть народ.

3. Третье сословие , к которому относятся земледельцы и ремесленники, обязанностью которых является материальное производство необходимых всему обществу благ , не могут обходится без личной заинтересованности в результатах своего труда и им разрешено иметь частную собственность.

Проект Платона, изложенный в "Политике", претерпел неудачную попытку осуществления (с помощью Дионисия Младшего). Сам Платон сказал о нем, что он годился "только для богов и детей богов". "Ответить на обвинение Платона в том, что он ни разу не поднялся с места и ни слова не произнес: "Платон слишком поздно родился для своей страны и застал народ постаревшим и вдобавок приученным его предшественниками делать многое, не соответствовавшее его мнениям" (из писем Платона, т.3 с.521).

Позже Платон в работе "Законы" создает упрощенный вариант проекта "идеального государства".

1. Распределение земель (как объекта собственности)- равномерное, ибо излишняя концентрация приводит к обезземеливанию крестьян, потере социальных резервов. Предпринимается попытка возродить мелкое крестьянство как политическую опору рабовладельцев и противовес городской бедноте. Чтобы защитить крестьян от разорения и сохранить за ними земельную собственность, Платон предлагает ввести законодательно "пределы бедности и богатства": "пределом бедности" должен считаться один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах, включая долговые обязательства -этот земельный надел всегда сохраняется в семье, "предел богатства" - четыре-пять земельных наделов(или стоимость их в деньгах), имущество сверх "предела богатства" перераспределяется государством в пользу неимущих.

2. Колонизация (освобождать государство от избытков населения и бедноты).

"Более мягкий способ очищения заключается вот в чем: если неимущие люди, следуя за своими вождями, выкажут, из за недостатка воспитания, склонность выступить против имущих, это станет болезнью, вкравшейся в государство. Поэтому их надо высылать прочь, назвав это "переселением"." (книга пятая, с. 209).

"Переселение - отсутствие страшного и опасного спора о переделе земли и о снятии долгов". "Часть долгов простить, часть имущества поделить". "Наиболее равномерное распределение земли и жилищ". Земли нужно столько, чтобы она была в состоянии прокормить этих людей.

3. Неделимость земельных наделов. Наследство лишь одному из сыновей. Остальных сыновей отдавать на воспитание богатым бездетным семьям. Земельные наделы - основа доходов свободного гражданства.

4. Против торгово-промышленного направления экономики, дальнейшего подъема городов, их разрыва с деревней, усиления товарного хозяйства.

Идеальное государство: Отрицание торговли: "Море наполняет страну стремлением нажиться с помощью крупной и мелкой торговли, вселяет в души лицемерные и лживые привычки". (книга четвертая, с .175).

5. "Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, мужественен, великодушен " (с .176).

6. Запретить импорт ладана и пурпура, а также всего необходимого для ремесел, нуждающихся в иностранных товарах, раз в этом нет потребности. Запретить вывоз необходимых стране предметов (исключение -оружие).

7. "Не бесчестить надел куплей-продажей земли".

8. Кредит - без процентов, владение золотом и серебром запретить, хотя обмен признавался необходимым для рабочих, наемников и рабов, а также иностранцев.

Противоречия между торговлей и рабовладением (натуральное хозяйство). Платон решает его в пользу последнего, путем ограничения функции денег и торговли.

9. Идеализация сельского хозяйства.

10. Разделение труда, глубокий анализ экономических основ и прогрессивность производства. (В устройстве государства "каждый должен заниматься одним видом труда).

Платона называют первым в истории коммунистом за его представления государства. "Коммунист" Платон: "Наилучшим является первое государство, где у друзей все общее. Общие жены, дети, все имущество, частная собственность повсюду устранена из жизни"; "Пусть граждане разделят землю и жилища".

Реальное противоречие экономической жизни Греции нашло отражение во взглядах Платона. Рабовладельческая знать IV века до н.э. боялась городов, но не могла оторваться от их культуры. Она ориентировалась на сельское хозяйство, но одновременно не могла обойтись без промышленности. "Ремесленники своим общим трудом дают нам возможность жить". (Книга 11, с . 420).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель - сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году стал учителем А.Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины.

Наиболее всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки. Универсальная эрудиция и поразительная логика суждений.

Кризис строя зашел еще дальше и Аристотель мог высказывать более зрелые суждения о причинах кризисных явлений.

Экономическая концепция:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев, доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

(Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания.Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатства- совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров.

Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой( как определял ее Ксенофонт) и занятия фрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания по самостоятельной работе для студентов экономических специальностей очного обучения Владикавказ 2009
1711kb.
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме»
456.74kb.
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Теория волновых процессов» для студентов специальности 1-31-04-02 «Радиофизика»
79.67kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
67.38kb.
Культурология учебно-методическое пособие для студентов очной/заочной формы обучения
1705.47kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных учреждений
1482.66kb.
Санкт-петербургский государственный
419.33kb.
Технология конструкционных материалов режущий инструмент и его основные элементы и геометрия методические указания к выполнению лабораторной работы №8 для студентов 1-го курса дневной формы обучения всех специальностей
155.14kb.
Перевод (устный и письменный) на протяжении всего курса обучения используется: а) как средство обучения; б) для контроля понимания прочитанного; в) в качестве возможного способа передачи полученной при чтении информации
295.16kb.
«электричество и магнетизм» для студентов специальностей 170600, 170300, 290300, 090200, 080100, 240400, 270500, 110200, 320700, 291000, 180400, 271200, 220200, 090300, 110300, 270200 Владикавказ, 2010
1035.29kb.
Программа курса и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения технических
789.95kb.
Зав кафедрой онд зам директора по учебной работе, доцент
165.4kb.