grandov.ru страница 1
скачать файл
МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (ЛЭТИ)

В основу модели положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", которые существенно дополнены требованиями и рекомендациями стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Девять критериев рассматриваемой модели, как и в моделях, взятых за основу, сформированы в две группы: критерии группы "Возможности" и критерии группы "Результаты".

Перечень девяти критериев с подкритериями модели

1. Лидирующая роль руководства

1.1 Личное участие руководства вуза в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества

1.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества (СМК) вуза

1.3 Личное участие руководства вуза в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.)

1.4 Личное участие руководства вуза в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности

2. Политика и стратегия

2.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала вуза, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.)

2.2 Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования вуза при формировании его политики и стратегии

2.3 Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы вуза

2.4 Механизмы информирования персонала вуза и студентов о проводимой политике и стратегии

3. Менеджмент персонала

3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала

3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации

3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования вуза

3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством вуза

3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала



4. Ресурсы и партнеры

4.1 Управление финансовыми ресурсами вуза

4.2 Управление материальными ресурсами

4.3 Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний

4.4 Управление информационными ресурсами

4.5 Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами)



5. Менеджмент процессов

5.1 Процессы системы менеджмента качества вуза

5.1.1 Внедрение процессного подхода

5.1.2 Управление документацией

5.1.3 Управление записями

5.1.4 Планирование и построение организационной структуры системы менеджмента качества, распределение ответственности и полномочий

5.1.5 Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов вуза

5.1.6 Планирование рабочих процессов вуза

5.1.7 Внутренние аудиты (проверки) и самооценка вуза и его структурных подразделений.

5.1.8 Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия

5.2. Основные рабочие процессы вуза

5.2.1 Маркетинговые исследования (Определение видения образования, требований потребителей к квалификационной характеристике, образовательному профилю вуза и учебным планам образовательных программ)

5.2.2 Формирование текущего содержания образовательной деятельности вуза по основным образовательным программам (учебных планов и рабочих программ дисциплин)

5.2.3 Разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам учебных планов (УМК)

5.2.4 Отбор абитуриентов и прием студентов в вуз.

5.2.5 Процесс обучения.

5.2.6 Контроль и оценка качества образовательного процесса.

5.2.7 Контроль полученных знаний и навыков (зачеты, экзамены, итоговая аттестация и др.)

5.2.8 Консультации и помощь при выборе траекторий обучения, профессиональной адаптации и трудоустройстве

5.2.9 Деятельность вуза по реализации программ дополнительного профессионального образования

5.2.10 Научно-исследовательская деятельность

5.3 Вспомогательные рабочие процессы вуза

5.3.1 Процесс обеспечения учебного процесса учебно- методической литературой и библиотечное обслуживание

5.3.2 Формирование образовательной среды

5.3.3 Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов

5.3.4 Взаимодействие со школами, лицеями и будущими абитуриентами, довузовская подготовка

5.3.5 Воспитательная и внеучебная работа со студентами

5.3.6 Социальная поддержка студентов



6. Удовлетворенность потребителей

6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников

6.1.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников

6.1.2 Уровень удовлетворенности студентов и выпускников

6.2. Удовлетворенность работодателей

6.2.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей

6.2.2 Уровень удовлетворенности работодателей

7. Удовлетворенность персонала

7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала

7.2. Уровень удовлетворенности персонала

8. Влияние вуза на общество

8.1. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество

8.2. Уровень восприятия вуза обществом

9. Результаты деятельности вуза

9.1. Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности вуза

9.2. Финансовые результаты деятельности вуза

9.3. Другие нефинансовые результаты деятельности вуза



В модели совершенствования деятельности вуза ЛЭТИ по сравнению с существующими моделями:

1) Несколько переупорядочены подкритерии первых четырех критериев.

2) Выделены три основные группы процессов вуза:

• процессы системы менеджмента качества, требуемые стандартом ISO 9001:2000 [4].

• основные рабочие процессы вуза.

• вспомогательные рабочие процессы вуза. Каждая из этих групп конкретизирована с учетом специфика работы вуза, причем предполагается, что оценка уровня совершенства каждого из выделенных процессов производится отдельно.

3) Для критерия 6 «Удовлетворенность потребителей» выделены основные группы потребителей работы вуза:

• студенты и выпускники;

• предприятия-работодатели;

• государственные органы (Министерство образования и науки, органы лицензирования, аттестации, аккредитации и др.).

4) При формировании критериев группы «Результаты» были использованы следующие принципы:

• подкритерии группы «Результаты» должны отражать два основных момента: используемые механизмы сбора и анализа информации относительно удовлетворенности потребителей, персонала и общества и собственно степень этой удовлетворенности различными аспектами работы вуза (на основании анкетирования и косвенных свидетельств);

• степень удовлетворенности потребителей, персонала и общества должна оцениваться относительно всех аспектов работы вуза, которые определяются критериями, подкритериями и составляющими группы «Результаты» и относятся к рассматриваемой группе потребителей. Это позволяет реализовать для каждого критерия цикл Э. Деминга (PDCA)[1,7], т.е. процесс постоянного совершенствования деятельности вуза по всем направлениям;

• в процессе построения модели были определены и детализированы конкретные показатели и индикаторы, относительно которых оценивается степень удовлетворенности заинтересованных сторон. Эти показатели и индикаторы могут быть использованы в качестве основы при построении соответствующих анкет.



Файлы для проведения самооценки вуза:

Квалиметрические шкалы уровней совершенства составляющих модели

Методика расчета значений критериев

Инструкция по проведению самооценки вуза
скачать файл



Смотрите также:
Модель совершенствования деятельности вуза (лэти)
76.07kb.
Количество выпускников вуза и работников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса; число часто цитируемых исследований в ряде наук
12.89kb.
Программа 1 1 1 5вступительного экзамена в аспирантуру
53.85kb.
В параграфе выявления особенностей развития философского мышления студента в математической деятельности рассмотрен развивающий потенциал образовательной области «Математика» в образовательном процессе вуза
70.45kb.
Управление версиями в системах коллективного создания документов
376.5kb.
Метод и средства контроля токсичности водных сред по реакции гальванотаксиса инфузорий
203.35kb.
Оформление заявки на изобретение и полезную модель
155.24kb.
Название вуза
65.81kb.
«Педагогические условия совершенствования воспитания детей младшего школьного возраста в современной якутской семье»
37.8kb.
Полное наименование вуза
36.1kb.
Место Наименование вуза 1
48.32kb.
04. Выбор в экономике. Модель производственных возможностей
206.39kb.