grandov.ru страница 1
скачать файл


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕРХУШКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(143081,Московская область, Одинцовский район, с.Перхушково, д.2Б)

тел: 598-88-54

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация


«ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРОСТОТА. ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯНИН»

(исследовательская работа)


Выполнила:

Звягина Валерия Игоревна, 8 класс

Московская область,

Одинцовский район,

с.Перхушково, д.

Руководитель:

Павлова Алевтина Игоревна,

учитель истории и обществознания

Перхушковской основной общеобразовательной школы

с.Перхушково

2014
ОГЛАВЛЕНИЕ:



  1. Введение _________________________________________________3

  2. Основная часть:

  1. Одежда крестьян в период XVI-XVII веков___________________5

  2. Крестьянское жилище и его внутренне убранство в XVI-XVII веках

_______________________________________________________7

  1. Трапеза и застолье крестьян в период XVI-XVII вв.____________10

3. Заключение__________________________________________________12

4. Список используемой литературы_______________________________13

5. Приложение_________________________________________________14

ВВЕДЕНИЕ
В современной исторической науке в последнее время значительно вырос интерес к проблемам повседневности. Повседневность есть видимое проявле-ние базовых ценностей общества, ставших коллективным достоянием целых классов и сословий на определенном их этапе исторического развития.

С учетом этого и была выбрана тема исследования «Повседневная прос-тота. Жизнь и быт крестьян».

Основная идея проекта: познакомить учеников с жизнью крестьян, узнать лучше о их образе жизни.

Актуальность темы обусловлена самим состоянием современного российс-кого общества. В новое тысячелетие общество вступило не только, оставив в прошлом великую государственность, но с частично утраченным ощущением национальной общности. В последние два десятилетия происходит планомер-ное разрушение основ русской культуры и поругание национальных традиций. Примером повседневности стали индивидуализм и алчность. Самобытность русского народа сегодня последнее препятствие для созидателей «мирового порядка».

В условиях современной общественной практики как никогда актуален анализ возможности возрождения российской деревни. Рассмотрение крестьянской повседневности в прошлом в этой связи мне представляется ак-туальным. Наибольший интерес вызывает исследование повседневной жизни крестьянской семьи (организация хозяйственной деятельности, семейно-брач-ные отношения, семейный быт, традиции, обычаи и обряды и т.д.).

А ведь очень интересно узнать, как складывалась и протекала жизнь прос-тых крестьян в эпоху их постепенного закрепощения. Закрепощение не сломи-ло русской души,а природная смекалка, жизнеспособность заставила крестьян подстраивать существующую действительность под себя, под свой крестьянс-кий уклад, чтобы выжить в условиях зависимости. Крестьянский уклад не ме-нялся в корне, чтобы было все просто и понятно.

Изучению именно этой стороны я и посвятила свое небольшое исследо-вание. Знание народного быта, традиций, обычаев дает нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать но-вые поколения россиян. В народной культуре мы черпаем знания, позволяю-щие нам сохранить свою национальную самобытность, не превратиться в усло-виях глобализации в безликую стандартную общность.

Без этих знаний невозможно воспитывать чувство патриотизма, а без пат-риотизма невозможно сформировать гражданина.

Итак, объектом моего исследования является провинциальное крестьянство. Предметом исследования составляет повседневная семейная жизнь русских крестьян сельских поселений. Целью моего исследования являются изучение быта и образа жизни крестьян и создание презентации на тему: «Быт крестьян».

Задачи исследования, стоящие передо мной:



  1. Сбор и систематизация материалов по истории, в котором говориться о повседневной жизни крестьян.

  2. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их наз-ваниями и значением.

  3. Провести опрос учеников с целью выяснения знаний названия и назначе-ния предметов старинного быта.

  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

  5. Создать презентацию на тему: «Быт крестьян».

Гипотеза исследования: быт, культура крестьян должны бережно

сохраняться и передаваться поколениям.

Этапы работы над проектом:


  1. Подготовительный (октябрь 2013г.)

  2. Основной ( ноябрь-декабрь 2013г.)

  3. Заключительный (январь 2013г.)

Ожидаемые результаты исследования:

- знать:


1. особенности уникального крестьянского искусства;

2. интерьер крестьянского жилища, украшения, утварь;

3. обряды и обычаи крестьян;

4. особенности народного костюма;

5. великие праздники крестьян.

- уметь:


1. создавать творческие тематические композиции;

2.уметь входить в образ игровой и обрядовой ситуации;

3. использовать приобретенные знания, умения и навыки в самостоя-тельной практической деятельности и повседневной жизни в декоративно-прикладных и художественно-конструктивных работах

Свое исследование я сопроводила иллюстративным материалом, оформ-ленным как приложение в конце работы. Материал для приложения я взяла из книги Владимира Соловьева «Русская культура» и Интернета.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Одежда крестьян в период XVI-XVII веков

Старинная русская одежда была одинаковая по крою как у царей, так и у крестьян, носили одни и те же названия и отличались только степенью убранства.

Обувью простого народа были лапти из древесинной коры – обувь древ-няя, употребительная во времена язычества. Кроме лаптей из коры носили башмаки, сплетенные из прутьев лозы; некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Как крестьяне, так и крестьянки носили эту обувь. Обувь людей с достатком составляли сапоги, че-боты, башмаки. Все эти виды делались из телячьей кожи, из коровьего опойка, из конской кожи. Сапоги носились до колен и служили вместо штанов для ниж-ней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами и подковами со множеством гвоздей по всей подошве. Чеботы были полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носками. Баш-маки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин, это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до ко-лен, и полуполные. При сапогах и чеботах носились чулки, шерстяные или шел-ковые, а зимою подбитые мехом. Женская обувь была почти та же, что и мужс-кая; башмаки были с такими высокими подборами, что перед ступни не касался земли, если стать на каблук. При них были шерстяные и шелковые чулки.

Рубахи у крестьян были холщевые. Русские любили красные рубахи и счи-тали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкие и корот-кие и едва достигали до ляжек, опускались сверх исподнего платья и подпоясы-вались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. В холщовых руба-хах подмышками делали трехугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжею или шелком, или из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов ру-бахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками, шириною пальца в два; у знатных и богатых вышивали также рукава и грудь ,и поэтому оставляли рубаху открытою из-под платья. Такие вышитые рубахи назывались пошевны-ми. Но преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который вы-пускался из-под верхних одежд пальца на два и окружал затылок вроде нынеш-них мундирных воротников. Этот воротник назывался ожерельем. Его делали особо от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя бы-ла домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее другая; третья была накидная для вы-хода.

Исподняя одежда называлась зипун. Это было платье узкое, короткое, час-то не доходившее даже до колен. Иногда к зипунам приделывались рукава, но чаще всего они были безрукавными. На зипун надевали втору одежду, которая имела несколько названий; но их различие между собой в отношении покроя теперь определить трудно. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтоб ос-тавлять напоказ разошитые сапоги. Рукава их были чрезвычайно длинны, дос-тигали до земли и сбирались в складки, так что ладонь можно было закрывать или оставлять открытою.

Суровой русской зимой крестьянин надевал тулуп (овчинная шуба) или заячью шубу. В таких шубах он не боялся трескучих морозов. Но если уж совсем не было денег, то шуба у крестьянина была из собачины. Хотя при хорошем уходе шуба может прослужить долго.

Все носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими не меньше, как нашивками и пуговицами.

Женская одежда была похожа на мужскую, только длиннее. Женская руба-ха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного: красные рубахи, как и у мужчин, считались нарядным бельем. К рубахам пристегивались вышитые запястья. Сверх рубашки надевался летник: одежда эта не была длин-на и не доходила до пят. Подол обшивался иною материю с золотою тесьмой, со шнурком и бахромою. Вдоль одежды на передней стороне делался разрез, который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее.

К летникам, как и к мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье. У женщин оно теснее прилегало к шее, чем у мужчин, и потому иностранцы на-ходили его похожим на собачий ошейник. Оно состояло из тесьмы, очень часто черного цвета, вышитый золотом и унизанной бусинами; к воротнику летника оно пристегивалось пуговками.

Верхняя одежда была опашень; это была одежда длинна с частыми пугови-цами сверху донизу. Эта одежда делалась из сукна, обыкновенно красных цве-тов; рукава были длинны до пят, но пониже плеча делались прорезы или прой-мы, сквозь которые свободно входила рука, а остальная часть рукава висела. Кругом шеи пристегивался широкий меховой воротник, называемый ожерель-ем, круглого вида, покрывавший грудь, плечи и спину.

Совсем бедные крестьянки носили мужские шубы, иногда их перешивали по новой, чтобы удобнее стало. Старые шубы перешивались и для детей.

Как женщины, так и девицы, носили серьги. Как только девочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и вставляла серьги.

В руках у женщин был платок, называемый ширинкою. Зонтики были в употреблении у знатных госпож; их носили над ними крестьянки.




  1. Крестьянское жилище и его внутреннее убранство в XVI-XVII веках.

Крестьянское жилище – не отдельный дом, а огражденный двор, в кото-ром сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалушки, сенники. Изба была общее название жилого строения. Горница, как показывает само слово, было строе-ние верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, слу-жившее для приема гостей. Название «повалушки» характерно для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалу-ши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенни-ком называли холодную комнату, часто надстроенную над конюшней или ам-баром. Летом она служила жилым помещением.

Очень тщательно выбирали место для будущего дома.

Для возведения даже самых крупных построек обычно не сооружали спе-циального фундамента по периметру стен, но по углам зданий закладывались опоры – крупные валуны, большие пни. В редких случаях ,если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным «деловым» лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек счи-тались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обра-ботке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные ам-бары). В лесу получали необходимые материалы и для кровли. Чаще всего бе-реста, реже кора ели или деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в кровлях.

У крестьян были избы черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в малень-кое волоковое окно; при собственно так называемых избах были пристройки, называемые комнатами. «В этом пространстве жил бедный русский мужик, как живет во многих местах теперь, часто вместе со своим курами, свиньями, гуся-ми и телками, посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху под потолок приделывались полати. К избам при-делывались разные пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были подклети с комнатами, т .е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в городах, но и посадах, но и в XVI-м веке и в самой Москве». i

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек, об-служивающий различные нужды и потребности крестьян, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные потребности, хотя в реаль-ной жизни отделить одни от других весьма затруднительно.

Как правило, жилища бедных и богатых крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количество построек, качеством отделки, но сос-тояли они из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных городах, с которыми крестьянство поддерживало рыночные отношения, были известны и применялись и продольные и поперечные пилы.

Основными компонентами крестьянского двора были «изба да клеть», постройка для хранения зерен и основная хозяйственная постройка для хране-ния зерна и других хозяйственных ценностей. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, сарай, житница, баня, погреб, хлев и др. зависело от уров-ня развития хозяйства.

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была русская печь. Топить печь приходилось не только зимой, но и в течение всего года. Да-же летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы ис-печь достаточный запас хлеба.

Главное украшение домов составляли образа: не было в доме покоя, где бы их не висело несколько, и чем хозяин был зажиточнее, тем более это выказы-валось множеством образов; их ставили не только в покоях, но и в сенях, лав-ках, амбарах. Образа ставили в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом, называемым застенком. Сверх того каждый образ поодиночке за-дергивался привешенным к концу его убрусцем, а внизу спускался кусок мате-рии, называемый пеленою. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи. Между всеми образами, стоявшими в одном углу, был один главный, поставленный на первое место посередине угла, а все прочие ставились по важности своего содержания ближе или далее от него.

Вообще в домашнем устройстве заметен был русский обычай все укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажи-точных – рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног, потому что калош никто не носил. Для сиденья служили лавки и обивались тем же самым, что и стены; но сверх того, на них накладывались куски материи, называемые полавочниками. В будни полавоч-ники клались суконные, а в праздники из шелковой материи, подбитые какой-нибудь простой тканью и отороченные куском материи другого цвета. Такие же куски клались на окна и назывались наоконниками; в будни клались простые коврики, в праздники шелковые куски, вышитые золотом. Как полавочники так и наоконники были разных цветов: светло-зеленого, голубого, кирпичного, гра-натного и преимущественно красных отливов, иногда вышитые узорами.

Столы делались деревянные, большею частью дубовые, длинные и узкие; у зажиточных людей иногда их разрисовывали изображениями из Священного писания, а бока и ножки украшались резьбою. Кроме больших столов были столы маленькие, у богатых – украшенные камнями и разными пестрыми ас-пидными кусочками. Большие столы ставились перед лавками и обыкновенно покрывались подскатертниками; это была вещь необходимая для приличия. Во время трапезы поверх подскатертника накрывался стол скатертью.

Стенных зеркал у русских вовсе не было: Церковь не одобряла их употреб-ления. Так же точно старинное благочестие избегало настенных картин.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к ко-торой приставляли другую лавку. На этих лавках клали постель, состоящую их трех частей: пуховика, или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья – нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались подушки, обыкновенно три; постель покрывалась простынею из полот-на или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под по-душки. Перины были набиты лебяжьим или чижовым пухом. Вообще, однако, постели были принадлежностью богатых людей, да и у тех стояли более два вида в своем убранстве ,а хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре или на матрасе. У людей среднего сословия обычной постелью служили войло-ки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под голову собственное платье, или же на голых лавках. Детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные для того, чтобы дитя могло свободно расти, а внутри их всегда привешивались иконы или крестики.

Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни (род комодцев с выдвижными ящиками), сундуки, погребцы, чемоданы. Посуду ставили в пос-тавцах: это были столбы, уставленные со всех сторон полками; книзу их делали шире, кверху же, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верх-них мелкую. Разные женские украшения хранились в ларцах, которые сами по себе украшались великолепно, наводились яркими красками и золотом, распи-сывались узорами и окаймлялись металлическими кружевами; такие ларцы пе-редавали из рода в род вместе с драгоценностями, какие там сохранялись.

Освещались дома восковыми и сальными свечами. Восковые употребля-лись преимущественно у богачей, и то единственно в праздничные дни и во время торжественных собраний. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие значительной величины, и ма-лые или ручные. Для домашнего обихода держались слюдяные фонари. У прос-тых поселян избы освещались лучинами и свечами.

Для умывания употреблялись рукомойники и лохани.


3.Трапеза и застолье крестьян в период XVI-XVII вв.
Столовые сосуды для приноса питья были: ендовы, мушормы, ведра, кув-шины, сулеи. Ендова был сосуд более кухонный, но употреблялся и как столо-вый для приноса питья. Мушорма – сосуд, близкий по виду к ендове, также с носком и с рукоятью. Ведра были не только служебной посудой, но , сделанные в малом размере, ставились с напитками на столе. Сулеи были маленькие бу-тылки с узким и продолговатым горлом и с цепью; они привешивались к поясу в дороге.

К сосудам, из которых пили, принадлежали: кружки, чаши, кубки, корци, ков-ши,чарки.

Кубками назывались сосуды с круглым дном, с крышкою, на подставке. Де-лались кубки двойчатые, то есть разделявшиеся на две половинки, из которых каждая составляла особый сосуд для питья. Стопы были большие высокие ста-каны, иногда с рукоятью, на ножках. Ковши были низенькие сосудцы, круглые или овальные, с круглым дном, с дощатою ручкою, иногда с загибом на конце.

Русская кухня основывалась на обычаях. Лучшая повариха была та, которая присмотрелась, как готовиться у людей. Изменения в кушаньях вводились не-заметно. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя столы русские и отли-чались огромным количеством блюд; большая часть этих блюд были похожи одно на другое, с небольшими различиями.

Обычай свято сохранять посты, соблюдаемый как бедными поселянами, так и царями и боярами, разделял русский стол на два отдела: скоромный и пост-ный, а по припасам, из которых готовились кушанья, они могут быть разделены на пять отделов: мучнистые, молочные, рыбные, мясные, растительные.

Хлеб ели преимущественно ржаной; он был принадлежностью не только убогих людей, но и богатого стола. Название «хлеб» значило собственно ржа-ной. Пшеничная мука употреблялась на просфоры, а в домашнем быту на кала-чи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни – от этого и пословица: калачом не заманишь. Лучший сорт калачей пекся из крупитчатой муки в виде колец небольшого размера, другой сорт делался из толченой муки, круглыми булками: эти калачи назывались братскими; был тре-тий род, называемый смесными калачами: их пекли из пшеничной муки попо-лам с ржаною.

В XVI и XVII вв. в большом употреблении в народе было толокно, приготов-ленное из овсяной муки с водой; в сухом виде оно отпускалось служилым лю-дям для продовольствия наряду с ржаной мукой.

Кисели делались из овсяной и пшеничной муки и подавались в скоромные дни с молоком, в постные – с постным маслом. Каша приготовлялась из круп, овсяных или гречневых, пшенная каша была редко.

Московское государство изобиловало рыбою, составлявшею половину года обычную пищу. Употребительные роды рыб были: лососина, осетрина, сырть, судаки, караси, щуки, окуни, лещи. Горячие рыбные кушанья были щи, уха.

В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, пища русских состояла из растительных веществ: ели кислую капусту, свеклу с постным мас-лом и сахаром, луковники, овсяный кисель ,кашу, оладьи с медом, караваи с грибами.

Меды были вареные и ставленые; первые варились, вторые только налива-лись. Кроме того, по способу приготовления и по разным приправам меды имели названия: простой мед, мед пресный, белый, красный, мед обарный, мед боярский, мед ягодный.

Ставленые меды приготовлялись, как квасы, но с дрожжами или хмелем, и потому отличались от квасов своим охмеляющим свойством. Ставленый ягод-ный мед был прохладительным и приятным напитком. Его делали обыкновен-но летом из малины, смородины, вишен, яблок.

В числе разных напитков при Михаиле Федоровиче появился в России, как редкость и новость, чай. Первый чай был прислан в дар Михаилу Федоровичу от монгольского государя. Во второй половине XVII века знатные лица употреб-ляли его как лекарство и приписывали ему целебную силу, не предвидя, что этот напиток отдаленного народа сделается со временем национальным русс-ким питьем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
У каждого народа на Земле есть своя собственная история. Она создается ве-ками, на основе взаимодействия различных социальных групп, культур.

Центром формирования Россия была обширная территория в Междуречье Оки и Волги. Там у населения, основу которого составило крестьянство, склады-валось определенное своеобразие хозяйства, быта и культуры. Именно в быту ярче всего проявлялись и дольше всего сохранялись отличительные особеннос-ти крестьянского сословия.

Природная смекалка, долготерпение, христианское смирение позволяли русскому крестьянину приспосабливаться к самым суровым испытаниям, кото-рые ему уготовил ход исторического развития.

Известный русский И.Ильичин говорил, что сущность русского характера – это молитва, терпение и юмор.

В условиях складывающейся системы крепостных отношений, именно эти ка-чества позволили крестьянину выжить, создать и приспособить под новое по-ложение устойчивый, прочный, по-крестьянски крепкий быт. Я надеюсь, что обустройства русского жилища, традиций изготовления и ношения одежды, русской народной кухни обогатит не только мои представления об отечествен-ной истории, я постараюсь донести весь собранный мною материал до однок-лассников, выступить перед учениками младших классов, применить получен-ные знания в домашнем быту, в повседневной жизни.

Надеюсь, что мой маленький вклад и пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание ее укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях», Костомаров В.И., Москва, 1998г.

  2. «Очерки русской культуры XVI-XVIIвв», Сахаров А.М., Москва, 1984г.

  3. «Этническая история народов мира. Культура, быт», Дричак А., Москва, 2005г.

  4. «Веков связующая нить», Преображенская А., Москва, 2012г.

  5. «Народоведение», Басартгина А.А., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф., Москва, 2010г.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Крестьянский двор.

Гравюра П.Лепорта 1676г.

grigorescu_nicolae_a_peasant_yard_art_print_p

0100

Тюлюк. Дом у реки.

Внутренне убранство дома

3[1]

Горница.

0404[1]

Хозяйственное помещение

myseykrowat[1]

Посуда и кухонная утварь

подпотолочная полка над печью с формами для выпечки хлеба, крынками и деревянной посудой.

Подпотолочная полка для форм для выпечки хлеба, крынками и деревянной посудой.

вид на «женскую» половину избы.

бытовая полка на «женской» половине избы.

Бытовые полки.

керамическая кружка с глазурью, деревянная солонка и латунная мерная кружка.

Керамическая кружка с глазурью, деревянная солонка, латунная мерная кружка.

02741-sm Набор посуды.деревянная посуда

холодная горница «для поклажи всякой рухляди».

Холодная горница “для поклажи всякой рухляди”Обед.

doronino13[1]

щи сборные. русская кухня

http://im0-tub.yandex.net/i?id=6425024&tov=0

Щи.

подкова на счастье и изобилие в доме.

Подкова на счастье и изобилие в доме.


этюд с фонарем и рамой.

Фонарь.7779-0

Окрашивание деревянной посуды.

7782-0

Производство деревянной посуды.Крестьянская одежда.



bu11b[1]

Женские костюмы.

masl2006_01[1]

Красны девицы на завалинке.

743[2]565[1]

Девушки – крестьянки.bu19b[1]

Детские костюмы.

745[1]

Девочка – крестьянка.

571[1]

Мужской наряд.

Обувь.

doronino26[1]

Лапти для гостей.

doronino31[1]

Широкие зимние лапти.

0000p37y

Платье женское. Переславль.pechka&uhvat[1]

Русская печь.

1-чело; 2-припечек; 3-залавок (длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов и посуды); 6-ухват.

pe4_001_big

i Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа XVI – XVII столетиях”, Костомаров В.И., Москва, “Республика”, 1992

скачать файл



Смотрите также:
Московская область, Одинцовский район, с. Перхушково, д
185.47kb.
Российская Федерация
28.39kb.
Перов Дмитрий Михайлович Биография
13kb.
Московская область, город Королев, Кооперативный проезд, д. 1 school9korolev moy
80.14kb.
Д/о Колонтаево (Московская область) 11 20 ноября 2010 года
22.51kb.
Московская область
57.76kb.
«День юного краеведа», Московская область, Шахматово, Тараканово, 27 октября 2013 года Возрастная группа «В» (младшие)
21.08kb.
Программа фестиваля: Белгородская область, пос. Прохоровка, район Мемориального комплекса "Звонница" 16 августа 2013 г
10.97kb.
I. Как украсть миллиард 4
960.05kb.
Российская Федерация Новгородская область Хвойнинский муниципальный район Администрация Остахновского сельского поселения постановление от 25. 12. 2013 №140
217.77kb.
Оценка рисков (fsc™ C074732)
76.2kb.
Copyright 2005 Paragon Software (Smart Handheld Devices Division) Долгопрудный, Московская область, Россия
163.02kb.