grandov.ru страница 1
скачать файл
В последнее время на канале "Культура" появилось несколько передач (как всегда умных) о русской интеллигенции. Я тоже решил высказаться на эту больную для меня тему.

НЕ ПО КРОВИ, А ПО СУДЬБЕ

В середине 70-х мне довелось познакомиться с великим трубочным мастером Алексеем Борисовичем Федоровым. Сегодня можно купить выточенную на станке трубку любой формы.Но настоящая трубка делается вручную.Она, собственно, уже живет в куске дерева, в рисунке волокон, в форме колец, нужно только, снимая слой за слоем, следуя за материалом, убрать все лишнее. Но для этого нужен глаз мастера и его руки.

Большой знаток и поклонник красоты, писатель Алексей Толстой сказал однажды Федорову:

- Мастер, в твоих трубках нет хамства.

- Что есть хамство? – спросил Федоров.

- Состояние души. Потребность унизить красоту и вообще все, чему поклоняются и чему служат. Этот дар мы получили в наследство от библейского Хама.

Хамство как состояние души. А что такаго сотворил Хам, сын Ноя, чтобы попасть в историю? – Увидел отца нагим и пригласил братьев на это полюбоваться. По сути, посмеялся над его наготой. Всего-то, чего в семье не бывает! Но по обычаям родового строя, отец, глава рода – фигура сакральная. Посмеяться над его наготой (нагота сама по себе знак унижения), да еще публично, это святотатство, за это иногда казнили.

Библия – книга не только историческая, но и символическая. В переводе на современный язык, отец это символ власти, символ государства (отец – отечество). А поступок Хама это измена, деяние антигосударственное, антипатриотическое. В этом смысле, большевики, выступавшие за поражение России в Первой мировой войне, были совершенные хамы и антипатриоты.

Я понимаю, что, затронув тему патриотизма, вступаю на минное поле. С чеховских времен рассуждать о патриотизме и печалиться о судьбах родины было привилегией русской интеллигенции. А я не русский, и не интеллигент.

Я этнический армянин. Но мои предки немало потрудились для этой страны, на Смоленском кладбище Петербурга лежат. Один из предков был генерал русской армии, освобождал Баязет в Русско-Турецкую кампанию 1877-78гг. Я вырос в России, родной язык русский, крещен в православие. Я человек русской веры и русской культуры. Я, можно сказать, русский по судьбе. Но не по крови.

И я не интеллигент. Есть много определений интеллигенции, мне нравится бердяевское: интеллигенция существует не для того, чтобы восхвалять мудрые решения правительства, а чтобы правительство принимало эти мудрые решения. Стало быть, интеллигент находится в духовной оппозиции режиму и его идейным установкам, коими традационно были ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ. А мне и сегодня эти установки кажутся верными.

Я человек православный. Как последовательно православный я монархист. Но я монархист пассивно-ностальгический. Быть сегодня монархистом активным и работать на идею восстановления монархии, по-моему, такой же политический сюрреализм, как изображать в гербе государства объект, давно находящийся на территории другого государства (гора Арарат в гербе Армении), или заводить в стране губернаторов, не имея губерний. Мало того, я обнаружил в себе имперские замашки. Еще в детстве, рассматривая политическую карту мира, я снисходительно улыбался, глядя на пеструю, как лоскутное одеяло, карту Европы. И наоборот, озирая залитую розовым цветом "шестую часть Земли с названьем кратким Русь", испытывал смугную гордость, хотя цвет мне не нравился. И сегодня "подданный Российской империи" звучит для меня солидней, чем, скажем, "гражданин Швейцарии". Впрочем, на этом мой империализм иссякает.

С народностью дело сложнее, по натуре я одиночка. Но если под народностью понимать не казенное единодушие, а духовную общность, соборность, то я заодно с народом.

И если мне нельзя говорить от лица русской интеллигенции, я позволю себе поговорить о ней самой, об истории ее отношений с властью, с обществом, с народом.

Прежде всего непонятно, как она могла возникнуть в стране, где не было даже понятия "общественное мнение", где власть все решала за подданных, даже то, как им одеваться и какие бороды носить.

Вернемся к библейской истории. Кроме Хама у Ноя было еще два сына, но эти вели себя иначе: пошли задом и покрыли наготу отца своего, лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Отринув соблазн нарушить закон, запрещавший видеть отца нагим (читай: видеть власть униженной, т.е. замечать ее недостатки), они выбрали безропотное служение.

Вот два типа поведения понятные власти: один, продиктованный бунтарской натурой Хама, этот тип присущ тем, кого называют левыми; другой – поведение послушных братьев, этих зовут правыми. Между двумя полюсами множество смешанных типов, но каждый тяготеет к одному из полюсов. Чтобы в одном человеке совмещались с равной силой оба полюса, такого власть представить не могла. Пока не появился человек по фамилии Чаадаев.

Он опубликовал "Философические письма" с изложением своих взглядов, чем поверг власть в замешательство. С одной стороны – патриот, дворянин, гвардейский офицер, готовый честно служить родине, даже отдать жизнь за нее (участвовал в войне 1812 года). С другой – беспощадно критикует политику правительства, мало того, считает себя обязанным говорить властям всю правду в лицо. Я не умею любить родину с закрытыми глазами, заявляет Чаадаев, возможно, намекая на послушных ноевых сыновей. Короче, ведет себя по-хамски.

Власть не знала, как себя вести, пока Николай I не приказал считать его временно сумасшедшим. Вероятно, царь неплохо знал грибоедовскую комедию. Ведь Чацкий, литературный двойник Чаадаева, тоже казался окружающим безумцем. Но я допускаю, что царь был искреннен и действительно воспринимал состояние Чаадаева, как переутомление мозга, настоящее горе от ума, и считал, что такое не мог сочинить человек в здравом уме.

Логику царя можно понять. Слишком долго дворяне, из среды которых вышла потом интеллигенция, была служивым сословием. Они служили все поголовно от рождения до выхода в отставку, присягали на верность государю, были надежной опорой трону, защищали отечество. Для них не стоял вопрос, как любить родину, с открытыми или закрытыми глазами. Они были патриотами по рождению, а не по убеждению.

Для интеллигенции это было неприемлимо. Если уж быть патриотами (хотя это слово всегда вызывало у интеллигенции аллергию), то по убеждению, по зову сердца и велению совести. Послушный патриотизм хамовых братьев им не подходил, но и открыто противостоять власти они не хотели. Между "патриотами" и "хамами" они искали третий путь, что в условиях абсолютной власти трудно выполнимо. На это намекает и Библия. У Ноя было три сына. Если был бы возможен третий путь, один из братьев им бы воспользовался. Но оба выбрали путь служения, и это подчеркивает, мне кажется, неизбежность выбора.

Нелегка была жизнь русских интеллигентов. Власть терпела их, поскольку не могла обойтись без их интеллекта и честности, но не доверяла – они не были "патриотами". Общество, в лице правых и левых, тоже не доверяло. Правые, то бишь "патриоты", чей патриотизм власть подогревала, закрывая глаза на их воровство и лихоимство, не любили интеллигентов, потому что те не воровали и не брали взяток. "Левые" не воровали, но они были фанатики-доктринеры, начитавшиеся Кропоткина и Маркса, эти не любили интеллигентов за широту и умеренность взглядов, и отвращение к насилию.

Народ не понимал и смеялся над их попытками идти в народ и даже пострадать за него ("баловство, господская блажь").

Оттого-то герои чеховских пьес изводят себя в бесплодных спорах, в бессильных попытках изменить свою жизнь, пошло-восторженно рассуждают о светлом будущем. Но когда приходили трудные для родины времена, и нужно было не болтать, а действовать, интеллигенция не всегда вела себя достойно. Почитайте сборник "Вехи", где лучшие философские умы России обсуждают поведение интеллигенции в революцию 1905г.

И все же, несмотря ни на что явление интеллигенции само по себе создавало в стране духовное силовое поле, без которого были бы невозможны ни появление в 19 веке великой литературы, ни, потрясший весь культурный мир, мощный взлет Серебряного века.

Но в 1917 году все закончилось. Большевики не стремились намеренно уничтожить интеллигенцию, она не составляла единой социальной группы. Но ее представители были во всех образованных слоях общества: в науке и культуре, среди дворянства, воинства, духовенства, купечества. Решив избавить страну от чуждых элементов (а чуждыми были все, кроме рабочих и крестьян), большевики заодно избавлялись от интеллигенции. Оставшаяся часть ее оказалась либо на чужбине, либо за колшючей проволокой сталинских лагерей, где ударным трудом на строительстве каналов и лесоповале помогала возводить здание того светлого будущего, о котором мечтали чеховские герои.

Таково было прошлое. Настоящего касаться не будем. Не нам, а нашим потомкам предстоит решать, какая она сегодня, русская интеллигенция, и существует ли она вообще. Но если все-таки существует, обидно и горько сознавать, что не состоишь в ее рядах.



Впрочем, когда становиться особенно горько, я вспоминаю определение, услышанное когда-то от старого еврея, хлебнувшего полной мерой и царизма, и сталинизма. "Что такое русский интеллигент? Я вам скажу. Это человек, который на кухне, выпив с друзьями водки и покуривая трубочку (неужели федоровскую? – А.Т.), может поговорить о том, что многовато развелось евреев в русской науке и в русской культуре. Но когда придет погром, он, не сомневаюсь, будет прятать у себя этих самых евреев."

Надеюсь, под это определение и я подхожу. Хотя трубки у меня нет.
скачать файл



Смотрите также:
Не по крови, а по судьбе
71.97kb.
План лабораторных занятий по патофизиологии на VI семестр
12.49kb.
Оригинальные исследования
55.5kb.
"средства терапии ибс"
39.86kb.
В 1907 году чешский врач Я. Янский установил, что у людей есть четыре группы крови
154.36kb.
По применению набора реагентов для определения активности аланинаминотрансферазы в сыворотке и плазме крови человека кинетическим методом
98.92kb.
Варианты заданий В6 для самостоятельной проработки
62.96kb.
Литература русского зарубежья первой половины XX века
206.05kb.
Открытый урок по произведению И. С. Тургенева
39.99kb.
Стивен Хокинг
2260.76kb.
Островский а н. Театр в театре в комедии а н
66.02kb.
П. Е. Матвеев Проблема зла в русской культуре
150.18kb.