grandov.ru страница 1
скачать файл
НЕВРОЗОЛОГИЯ

Щеголев Альфред Александрович

Сознание абсолютно подвластно нам – ошибка. Человек слаб.

Глубинные пласты сознания не контролируются.Психическая деятельность сознания – малая часть, верхушка айсберга. Поступок – первое звено в цепочке жизни. Большинство людей живет штампами, думая, что это он решает, хочет, и т.д.

В каждом возрасте мотивация поступков разная. Нужно следить, что именно определяет поведение.

Объект изучения неврозологии – дезадаптивная личность, невротическая личность. Через дезадаптивную личность мы попадаем в клубок проблем человечества. Точного определения невроза нет. У каждого направления свое определение.

Невротическая личн. Имеет психосоц. Дезадаптивность. Корни – в структуре личности и стрессовых факторах. Преодолеть трудно, иногда невозможно. Животное – природное существо, человек – сверхприродное существо. Человеку необходима актуализация потенциала, в отличие от жив.

Личность не дана изначально, она развивается в процессе жизни. Личность – это сложная взаимосвязная система психосоц., психоэмоц., психосоматич., психосекс., поведенческих, познават., интеллект., волевых свойств человека. Личностное развитие идет от рожд. до смерти. Организм мы получаем в готовом виде, а личность формируется. «Человек умирает не ранний или поздний, а спелый», т.е. на вершине своего развития. Природе личность не нужна, она нужна на сверхприродном уровне. Личность формируется в чел. отношениях. Развитие зависит от окружения.

Невроз – синдром неполного созревания личности. Излишне падкий на деньги – личностно инфантилен. Невроз – это остановка духовного развития. Нет мировоззрения, четкой системы ценностей – причина неврозов.

Невостребованность культуры – просадка социума – деморализация – деградация семьи – личности – невротическая дезадаптация – психосоматическая дезадаптация.

3 факта гарм.развития: 1) зрелая для материнства женщина (мать – это первое счастье ребенка) 2)сохранная семья (мать и отец) 3)стабильный социум.

Если есть нравственное, культурное ядро – все хорошо.Адаптивные возможности людей недостаточны для адаптации к техногенной эре. Причины невротизма – новые. Современный мир – под знаком трансценции(быстротечности). Приспособленных 5-7%.

Постоянная перегрузка новшествами приводит к возбуждению мозга, выделению адреналина – давление – возрастает мышечный тонус , изменения в эндокринной системе(нарушен гомеостаз – постоянство внутр.среды) – сдают «слабые звенья».

Скоротечность жизни держит человека в сост.хронич.стресса. результат хр.стресса – секс.и психич.расстройства. Природа препятствует зачатию и рождению от стрессовых родителей.

Развивается футурошок, - шок от будущего.

Американцы выделили 379 видов невротич.страхов. В Англии каждый 4-й невротик. «Всякая спешка – от дьявола».

Невротич.личность проявляет себя какой-либо клиникой(быв.искл.), например плохая коммуникация. Невротику может казаться, что ему поможет высокий статус. Невротич.установки делают личность однобокой, дефицитарной. Он проецирует свою проблематику на окружающих, несчастен, страдалец, роль жертвы, психич.астения(слабость), заниженная самооценка, стремление ее повысить.

Фатальное влияние на невротика – в детстве. Он стал невротиком в детстве. 5-7 лет. Наиболее остро переживаемые и наиб.фиксируемые переживания фрустрации. Особенно сильно фиксируются негативные переживания, особенно тревога. Неизжитые эмоц.проблемы раннего детства – отпечаток на всю жизнь. Импринтинг (запечатление) – устойчивое образование в психике после однократного переживания. Условно-рефлекторные связи очень прочные, не нуждаются в подкреплении.

Детство – платформа установок. Импринтинг лежит в основе обучения, мощно фиксирует эмоц. Состояния (негативные фиксир. лучше)

Невротизм – свидетельство ранних негативных эмоц. переживаний.

Э.Берн: Невроз есть незаконченные переживания детства.

Детство – осн.часть психич.аппарата взрослго.

Фрейд: Человек прикован к детству, как раб к галере. Ребенок есть отец взрослого.

Отец-инфантил=старший брат, а не отец – отсюда ревность отца к ребенку. Инфантилу нужно удовольствие.

До 3-х лет много безымянных образов – мало воспоминаний. «Над нами властвует то, что мы не осознаем, мы властвуем над тем, что осознаем.»

Беда нервного ребенка – в нервных родителях.

Фрейд:в процессе социализации ребенок должен ограничить, вытеснить собств.природные желания. Чел.становится невротиком, потому что не может вынести всей суммы давления соц.норм – он уходит в невроз. Это компромиссное душевное состояние. Здесь блокируется требование воспитателей, а свои естественные влечения, желания, извращенно удовлетворяются. Невроз – это амбивалентная позиция. Не совсем уходит от социума и не прямо удовл. потребн.

Юнг:у невротика душа ребенка, который не понимает ограничений взрослого мира. Он усваивает мораль, правила, но стремится к удовлетв.своих потребностей, противоречащих нормам.

Культура всегда репрессивна в отношении инстинктов. Нет культурных норм – секс и агрессия(антикультура) –уничтожение социума.

Юнг: невроз – это избегание необходимого в жизни страдания. (без преодоления страдания нет личностного роста). Это болезнь души, не нашедшей смысла (во второй половине жизни).

Смысл страдания – стать другим. Невротик меняться не» хочет.

Тормозной процесс у ребенка формируется под возможностью наказания. Это необходимо, чтобы не получился «без тормозов».

Стремление к разнообразию ощущений в попытке смысла жизни – это ошибка. Чаще от пресыщения.

В неврозе две тенденции: сознательная и несозн.

Пространство невроза – между двумя направлениями борьбы: предписания рассудка и собственные низменные желания.

В конфликтах очень много позитива. Невротик отстраняется от конфликта, уводит его в тень.На основе этого формируется психосоматическое заболевание. Лучше все это пережить, отреагировать.

Существуют усвоенные образцы типичного поведения группы. Человек этого не замечает, думает это его. Это стереотипное автоматизированное поведение.

Подсознательное нечувствительно к противоречиям, там нет прошлого или будущего, там только настоящее.

Постоянно вытесняя что-то человек чувствует себя уставшим, но до конца вытеснить не может – отсюда вегето-сосудистая дистония. Может проявляться в юморе.

Адлер: быть человеком – это изначально обладать чувством неполноценности, которое пробивается к собственной победе.

Невротик стремится преодолеть чувство неполноценности и прийти к чувству превосходства. Сразу все, не меняясь.

Ф.Перну: невротик живет в иллюзии соц.отношений т.е. невроз – синдром неполного созревания личности, инфантилизм.

Берн: невроз – болезнь, признаком которой явл.чрезмерный расход энергии на непродуктивные цели – влечет остановку развития личности.

Человек ограничен вовне(одежда, дом ,машина и т.п.), а внутрь он бездонен. Рост должен идти внутрь.

Наши психологи подпали под влияние русской физиологической школы, говоря, что причины неврозов – в физиологии.

Мясищев: невроз – это психогенное заболев., в основе которого неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемые личностные противоречия(между личностью и значимыми сторонами действительности). Это приводит к переживаниям, психич.и физиологич.дезорганизации(из-за неумения найти выход).

Отношения к себе, к собственности, деятельности, отношениям с людьми. Именно значимость отношений явл.причиной к аффективной реакции.

Невротики всегда ждут какой-то магии, чуда: Раз! И все проблемы решены.

Это относительная неразрешимость проблемы для данного субъекта в данной обстановке.

ТЕМА. Невротический(внутриличностный, интерперсональный) конфликт.

Внутр.конфликт – амбивалентной направленности чувств с затянувшейся борьбой мотивов, который задерживает или делает невозможным принятие решения (это скорее когнитивный диссонанс).

Особенное внимание нужно уделять длительным конфликтам. Какая бы сторона ни одержала победу – другая будет страдать.

Вся сложность конфликта в том, что невротик не осознает или только частично осознает конфликт. На поверхности только вегетативный компонент.

4характерных факта невротизма(в каждом невротич.конфликте):

-неосознанная невротическая защита от неосознанной невротической тревоги

-неосознанная неудовлетворенность собой со столь же неосознанной аутоагрессивностью.

Депрессия – это тоже аутоагрессия, чаще страдают деспоты.

-неосознанная неудовлетворенность своим соц.статусом со столь же неосознвнной агрессивностью в отношении этой среды.

-неосознанное стремление к преодолению своего конфликта, - отсюда неосознанное фиктивно-символическое реагирование(ритуалы).

ВСЕ ЧЕТЫРЕ ФАКТОРА ПРИСУТСТВУЮТ В КАЖДОМ НЕВРОЗЕ, А ОДИН ДОМИНИРУЕТ.

Неврозы различаются внутренним конфликтом.

НЕВРАСТЕНИЯ:

Неосознанный конфликт между возможностями личности и завышенными требованиями к себе(«невроз карьериста, директорский невроз»). Причина в раннем детстве: противоречия между требованиями родителей и возможностями ребенка. Завышенная самооценка, высокие притязания. Воспитание по типу неприятия : «Стань таким, как я хочу». Развивается страх быть не тем, кем должен быть. Изнурительное пришпоривание, он трудоголик, бежит в труд, секс, наркоманию, игроманию,и т.п. Психосоматические переключения чаще всего при неврастении. Часто инфаркты, инсульты, онкология. Все на карьеру. Самооценка – это успех, поделенный на притязания. Притязания высокие – несмотря на размер успеха самооценка низкая.

ИСТЕРИЯ


Также завышенные ожидания, но сочетается с оценкой объективных условий. Истерик «ложится у горы», орет и его поднимают на гору. Тоже из детства. Противоречия между острой потребностью эмоц.признания и возможностью(невозможностью) удовлетворения этого признания родителями. Страх быть никем. Компульсивная потребность неудовлетворима. Истерики очень тревожны, удовлетворяют ее демонстрацией. Стремятся быть в центре внимания. Неосознанная тревога, неосозн.защита.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ

Внутр.конфл. между желаемым и должным, между личными привязанностями и моральными нормами. Тоже из детства. Направленное воздействие воспитателя на непроявление эмоц.реакций. Слишком жестко. Утрачивает спонтанность.

До 6 лет ребенку надо быть ребенком, его рано социализировать.

Тревога наиболее дезинтегрирует человека. Ритуалы – это его защита. Навязчивый страх подавляет тревогу. Страх имеет объект. Тревога – хуже. Отсюда страхи, ритуалы, обсессии (навязчивые мысли).

Франц предложил «Способ парадоксальной интенции». Он предложил не бороться, а усиливать навязчивость до тех пор, пока не появляется смех.

Навязчивые стремления: копить деньги, испытывать депрессию, коллекционеры и т.п. Богатство – это комплекс инфантильного всемогущества. Ритуалы – против того, что не есть он сам, а его подлинное я пронизано страхами.

Не нужно ограничивать ребенка опытом своей жизни, он будет жить в другой реальности.

Невроз нав.сост. – это страх быть никем, не тем, не собой. Тревога разрушает личность, дезинтегрирует психику.

Чем больше довольства от собственной жизни, тем меньше проблем окружающим.

ТЕМПЕРАМЕНТ В ГЕНЕЗЕ НЕВРОТИЗМА

Темперамент – это определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющееся в деятельности и поведении(врожденное). Это динамическая хар-ка, психобиология, передается по наследству. Относительно устойчив, очень мало может меняться в течение жизни. Может препятствовать или благоприятствовать формированию каких-либо черт личности. Это врожденный тип реагирования.

Холерик: целеустремленный, настойчивый, бескомпромиссный, все или ничего, препятствия таранит, узлы рубит, рискует ради других, надрывается.

Флегматик: упорный, рассчитывает на неспешность, основательный, тугодум, избегает авантюр, избегает всего, что требует находчивости и быстроты.

Сангвиник: быстро думает, находчив, остроумен, мгновенно оценивает ситуацию, гибкий, компромиссный, преграды обходит, очень много целей, идей, общительный, много друзей.

Меланхолик: очень чувствительный и ранимый, «больной», субдепрессивный, не душа компании, не сильный тип, сила в интуиции, ситуацию не преодолевает, а уходит.

9ТЕМПЕРАМЕНТОВ(ТОЧНЕЕ ФАКТОРОВ ТЕМПЕРАМЕНТА)

1Уровень активности

2Ритмичность (голод-питание, питание-выделение, сон-бодрствование)

3Приближение-удаление (близкий контакт-дальний контакт, дистанция, фокусное расстояние)

4Приспособляемость (адаптивность) . Скорость и легкость, с которой ребенок способен изменить свое поведение в соответствии с условиями.

5Интенсивность. Количество энергии при выражении эмоций настроения.

6. Порог реактивности. Уровень интенсивности стимула для проявления какой-либо реакции.

7. Качество настроения. +, -.

8. Способность отвлекаться. Характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.

9. Интервал времени и настойчивость. Время, в течение которого ребенок сосредоточен на какой-либо деятельности и продолжение активности в случае возникновении препятствий.

КАКИЕ ДЕТИ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫ НЕВРОТИЗАЦИИ:

1 Высокая степень реактивности

2 Дети, которые склонны замыкаться в сложной ситуации (выстраивают ложную концепцию без внешних связей). Улитки.

3 Дети, долго приспосабливающиеся к новым ситуациям. Черепахи.

4 Нытики. С плохим настроением.

Для ребенка важнее не тип его темперамента, а ласковая мать. «Мать дает либо благословение, либо проклятье на всю жизнь».

Эта система работает от беременности до трех лет:

1Легкий младенец +и ласковая мать + = ++

2 Легкий младенец+ и не ласковая мать - = +-

3Трудный младенец- и ласковая мать+ = - +



4Трудный младенец – и неласковая мать - = - -
скачать файл



Смотрите также:
Неврозология
83.13kb.