grandov.ru страница 1
скачать файл
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Шевцова Л.А., к.п.н, зав.кафедрой информационных технологий ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования,Н.Новгород, e-mail: kit-do@yandex.ru
«Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники» [1].

Одна из проблем, напрямую связанная с информатизацией школьного образования, – это проблема эффективного и рационального использования Интернет в учебно-воспитательном процессе школы. Безусловно, все плюсы, которые несет Интернет в школьное образование, общеизвестны: в Сети могут быть решены задачи интеграции информации в школьные курсы, повышения социальной и коммуникативной активности и творческой самореализации учителей и учащихся. Многие школы, не имеющие возможности выхода в Интернет, связывают с Интернет большие надежды. Однако практика показывает, что с приходом Интернет в школу эффективность внедрения новых информационных технологий в учебный процесс автоматически не повышается. Эйфория от получения свободного доступа к мировой информации быстро проходит, и на первый план выходят минусы, которые несет с собой Интернет [2]:



  • ученики, как правило, становятся пассивными потребителями готовой информации;

  • вместо «индивидуального развития» Интернет порождает интернет-зависимых людей, «перекраивает» их личность;

  • язык Интернет – это некий подъязык, неграмотный и к грамотности не стремящийся;

  • информация в Интернете часто лишена авторства, такая информация может быть не только недостоверной, но и опасной.

Мы пришли к выводу, что проблемы использования Интернет в учебном процессе заключаются не столько в технологиях, сколько в человеческом факторе, а также в поиске ответа на вопросы: как научить учащихся критически анализировать, обрабатывать и использовать получаемую информацию для достижения своих образовательных целей, как привлечь педагогический коллектив к активному использованию возможностей Интернет в своей учебно-методической деятельности. Мы считаем, что формирование информационной культуры и коммуникативных навыков должны проходить в общей системе развития информационно-образовательного пространства школы. Интернет представляет собой не только источник новой информации, но и инструмент самообразования, научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся, среду для демонстрации достижений, возможность общения на новом уровне. Овладение компьютерными навыками, умение использовать средства Интернет позволяет современному учителю расширять свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях и т.д.

Совершенно очевидно, что пользоваться Интернет надо учиться, поэтому одним из направлений программы информатизации школы должна стать разработка стратегии грамотного и эффективного использования Интернет-технологий на различных ступенях учебно-воспитательного процесса. Выделим несколько основных направлений использования Интернет в образовательных учреждениях (ОУ).



Создание школьного сайта.

Школьная информационно-образовательная среда не может иметь замкнутый характер, она предполагает открытость, постоянное развитие и совершенствование. В качестве одной из приоритетных задач будем считать создание распределенного информационного ресурса - школьного сайта, являющегося виртуальным отражением школьной информационно-образовательной среды.

На страницах сайта можно рассказать об истории школы, ее традициях, учителях и учениках, разместить информацию о профильных курсах и т.д. Это дело, конечно, нужное, но, согласитесь, не самое главное. Такой сайт – как семейный альбом: открыл, посмотрел и закрыл. Актуальной задачей является создание такого сайта, который мог бы стать средой взаимодействия нескольких школ, показать пример грамотного и полезного общения всех участников образовательного процесса (учащихся, администрации, учителей и родителей), создать атмосферу творчества и условий для повышения образовательного уровня не только современного школьника, но и учителей. Такие рубрики, как Новости школьной жизни, Форум, Странички детского творчества, Методическая копилка для учителей – должны стать неотъемлемыми элементами школьного сайта. Отметим, что для своевременного обновления содержания страниц сайта необходимо выделение специальной штатной единицы – администратора школьного сайта.

Телекоммуникационная деятельность.

Основные цели и задачи телекоммуникационной деятельности – стимулирование интереса педагогов к использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности, обмен опытом использования ИКТ с последующим внедрением новых педагогических идей и находок, развитие информационной компетентности, совершенствование знаний в конкретной предметной области, творческое интерактивное взаимодействие учителей и учащихся.

Это может быть научно-методическая деятельность учителей – участие в ежегодном Всероссийском августовском педсовете, размещение публикаций в материалах научно-практических интернет-конференций и педагогических фестивалей, организуемых ведущими университетами страны: Тамбовским государственным университетом, Барнаульским педагогическим университетом, естественно-научным образовательным порталом «Юниор - Старт в науку» и др.

Это может быть совместная деятельность учителей и учащихся - участие в телекоммуникационных проектах и сетевых конкурсах различного уровня. Из широкого спектра телекоммуникационных проектов, предлагаемых на страницах образовательных порталов для детей, наибольшей популярностью пользуются телекоммуникационные проекты: «Умник» - Всероссийская конференция детских увлечений, «Волшебная мышь» - Всероссийский фестиваль детского компьютерного творчества, международный конкурс “MultiMediaJoin”, Воронежские викторины, Международная дистанционная математическая олимпиада и др. (Приложение 1).



Создание виртуальной системы методической службы.

Данный вид деятельности служит дополнением к традиционным формам методической работы в школе (педсоветам, теоретическим семинарам, методическим совещаниям, работе в методических объединениях и т.д.). Отметим виртуальную методическую службу, реализованную в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода на страницах сайта «Школьная Терра Инкогнита» (www.terra.nino.ru) – «Учительская». Данная страничка реализует разноуровневую систему методической деятельности учителя, позволяет реально обеспечить потребности учителей в методических и дидактических материалах, а также поддержать профессиональное общение. На этой страничке размещены рубрики:

- «Виртуальный методический кабинет» - позволяет организовать методическое пространство для учителей, создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым учителям, дает возможность опытным педагогам принять активное участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы. Формирование виртуального банка нормативной документации и учебно-методических материалов обеспечивает помощь в работе с различного рода документами, способствует распространению передового педагогического опыта.

- Рубрика «Классный журнал» – форма интерактивного общения учителей, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу.

В 2006 году на страницах сайта «Школьная Терра Инкогнита» прошел виртуальный Фестиваль методических идей, в котором приняло участие 49 учителей 8 школ Нижегородского района.

Задачи Интернет-фестиваля:

- формирование банка педагогических идей использования возможностей ИКТ в образовании;

- изучение психолого-педагогических особенностей использования возможностей ИКТ на всех ступенях учебно-воспитательного процесса;

- обеспечение профессионального роста учителей, создание условий для саморазвития и самореализации.

Отметим, что представление материалов в Интернет требует от учителя определенного уровня (информационной культуры), умение вести педагогическое общение на новом уровне, наличия опыта творческой и научно-исследовательской деятельности.



Дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, когда обучающий и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий [3]. Гибкость процесса обучения определяется тем, что обучаемый занимается в удобное для себя время, в удобном месте и в индивидуальном темпе.

Дистанционное обучение только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня становятся очевидными преимущества, которые предоставляет Интернет в образовании – это возможность повысить уровень знаний в конкретной предметной области не только для ученика, но и учителя. Сегодня актуальной проблемой становится стремление многих школьников, особенно девятиклассников, продолжить свое образование в тех учебных заведениях, которые могли бы обеспечить им высокий уровень подготовки, возможность выбора профильного образования. Совершенно очевидно, что назрела необходимость в создании такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь на своем микроучастке, получить полноценное образование нужного уровня и профиля.

В условиях подготовки единой системы тестов, являющихся как выпускными, так и вступительными экзаменами в Вузы, дальнейшее развитие дистанционного обучения позволит многим школьникам, обучаясь в общеобразовательной школе, пополнить свои знания под руководством опытных преподавателей. Сегодня уже есть примеры, когда на школьных сайтах делаются попытки реализовать идеи дистанционного обучения по отдельным предметам. Безусловно, такая работа не под силу отдельному образовательному учреждению, она требует объединения усилий высококвалифицированных учителей-предметников, сотрудничества нескольких образовательных учреждений в подготовке содержания и программ дистанционного обучения по различным предметным областям.

В сети Интернет сейчас появилось достаточное количество центров дистанционного обучения (Приложение 2). Там получить новые знания могут не только учащиеся, но и повысить профессиональную квалификацию учителя.

Использование образовательных возможностей Интернет, безусловно, должно войти в общий план методической работы образовательного учреждения, а так же план факультативных занятий, спецкурсов по различным предметам.

Весной этого года корпорация Intel приступила к реализации дистанционной формы программы для учителей «Обучение для будущего». Хорошо известная с 2002 года программа повышения квалификации учителей в области ИКТ на основе проектной методики значительно обновилась, но цель осталась неизменной – научить учителей эффективно использовать технологии для повышения качества обучения школьников.

Развитие сетевого сообщества школьных учителей.

К традиционным формам профессионального общения (педсоветы, работа в методических объединениях, открытые уроки, публикации в периодических изданиях) современные средства коммуникаций добавляют новые формы сотрудничества: электронная почта, телеконференции, чаты, форумы.

Интересным и перспективным вариантом развития сетевого сообщества является проект «Время вернуться домой» в гипертекстовой энциклопедии, открытый и доступный по адресу http://Letopisi.ru. Среди новых стратегий, поддерживаемых программой Intel «Обучение для будущего», - реализация метода проектов в гипермедиа-средах, создание модели сетевого взаимодействия пользователей: ВикиВики, Фликр, Делишес и др.

ВикиВики (wikiwiki - от гавайского «быстро-быстро») – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. ВикиВики поддерживает коллективную конструктивную сетевую деятельность, направленную на создание общего гипертекста, позволяющую устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в памяти.

В программе «Обучение для будущего» ВикиВики рассматривается как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса. Проект Летописи сегодня является масштабным экспериментом по изучению возможностей ВикиВики в учебной практике, идеальным полем для педагогической технологии сотрудничества. Это новая электронная школьная доска, на которой могут писать все участники учебного процесса. И использование этих возможностей как нельзя лучше вписывается в общую идею развития единого информационно-образовательного пространства ОУ.

Реализуя данные направления, можно сделать вывод, что использование Интернет-технологий в школе повысит профессиональную компетенцию учителя, качество обучения, полноценное развитие информационно-образовательной среды ОУ.


Литература

  1. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. – Пенза: Изд-во Пенз.технол. ин-та, 2002. – 215 с.

  2. Дауйотите-Пакерене В. Человеческое общение в эпоху информационных технологий. // «Перемена»: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2000. №4. – С.33-36.

  3. Федеральная программа развития образования (Федеральный закон РФ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ)// Вестник образования. – 2000. № 12. – С. 3-69.

Приложение 1. Конкурсы в сети Интернет

Международные конкурсы

www.takingitglobal.ru


Международная молодежная организация TIG (Торонто, Москва). Конкурсы литературных и художественных работ, например «Россия глазами молодежи», «Будущее цифровых технологий в России»

www.siemens.ru/ru/tcenter/

Международный и национальный по России конкурс школьников «Join Multimedia» на создание мультимедийных презентаций на немецком или английском языке (насыщенной информацией и при этом развлекательной). (Мюнхен, Москва)

www.magmouse.ru

Международный конкурс компьютерной графики и анимации «Волшебная мышь». (Москва)

www.phedotov.ru

Международная математическая олимпиада «Третье тысячелетие» (Санкт-Петербург)

www.britishcouncil.ru

Международные конкурсы литературных и фото работ Британского Совета на английском языке. (Москва)

www.aptech.ru

Международный конкурс графики «Цифровые каникулы». (Саратов)

http://www.isarmos.ru

Сайт Международного конкурса-выставки «Мир в наследство»

Российские конкурсы

www.lgo.ru

Всероссийский конкурс Школьных изданий «Больше изданий хороших и разных». Конкурс организован журналом «Лицейское и гимназическое образование» и Департаментом образования города Москвы.

http://sdo.metodist.ru

http://eduland.ru

Дистанционные обучающие олимпиады (ДОО) – технологии завтрашнего дня сегодня. Проводятся по предметам школьной программы, нет деления на возрастные группы и соответствующего ранжирования заданий. Включают в себя конкурсы приветствий, семинары учителей, обучающий, практический, конкурсный туры.

www.letopisi.ru

Общенациональные сетевые проекты «Летописи». Создание коллективного гипертекста по заданным темам различных направлений учителями, студентами и школьниками.

http://www.zayavka.org

Конкурс образовательных проектов Компании «Кирилл и Мефодий»

www.um-nik.ru


Российская телекоммуникационная конференция детских увлечений «Умник». Cмотр и развитие творческих достижений детей в различных областях деятельности, представленных c помощью информационных технологий (Красноярск)

www.childfest.ru/

Российский детский Интернет-фестиваль «Ум@ник». Решения проблемных и развивающих задач (построение математических, физических, организационных, социальных моделей), продолжительность 6 месяцев (октябрь – апрель).

www.vspu.ac.ru


Воронежский Государственный Педагогический Университет, Академия информатизации образования. Ежегодные телекоммуникационные викторины по школьным предметам. Включают конкурсы приветствий, блиц, вопросов-ответов и творческий.

http://bspu.secna.ru/~festival/


Барнаульский Государственный Педагогический Университет. Ежегодный Российский Педагогический фестиваль (март – апрель). Конкурсы для учителей математики и информатики, для учащихся, конференция и образовательный форум по вопросам информатизации образования.

www.teen.fio.ru

Проект Федерации Интернет Образования. Сайт «Тинейджер.РУ» .

www.yar.edu.ru


Центр проведения различных телекоммуникационных фестивалей, конкурсов, турниров информационных технологий г.Ярославль

www.eidos.ru

Центр дистанционного образования «Эйдос». Ежегодные эвристические олимпиады, конкурсы по разнообразной тематике (на платной основе)

http://www.sv-school.orthodoxy.su/russia.html

Православный конкурс «Моя православная Родина».

Организаторами конкурса являются: НМЦ «Школа нового поколения» (http://www.leaducation.ru/) и Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа (г. Москва) (http://www.sv-school.orthodoxy.su/).



www.ieroglif.ru


Выставка арт-творчества. Обмен мнениями, обсуждение творческих работ.

Приложение 2. Популярные центры дистанционного обучения

http://www.ioso.ru/distant/ - лаборатория дист. обучения института общего среднего образования

http://www.eidos.ruцентр дистанционного обучения Эйдос

http://www.college.ru – “Открытый колледж” – дистанционное обучение школьников

http://www.botik.ru/~robot/ - Роботландский сетевой университет

http://www.intuit.ru - Интернет-Университет Информационных Технологий
скачать файл



Смотрите также:
Одна из проблем, напрямую связанная с информатизацией школьного образования, это проблема эффективного и рационального использования Интернет в учебно-воспитательном процессе школы
147.98kb.
2011г. Использование пакета свободного программного обеспечения в учебно-воспитательном процессе
87.64kb.
Структура и свойства сферы субъективного (п. 1 4)
3801.96kb.
Закон республики саха (якутия) о пахотных землях на вечной мерзлоте
147.39kb.
Одной из важных проблем в горно-геологической отрасли является проблема обеспечения эффективного прогноза конкретных свойств осваиваемого объекта
140.46kb.
Фридман Алла Александровна (ниу вшэ)
129.41kb.
Одной из актуальных проблем современной электротехники, находящих также отражение в машиностроении, авиации, космонавтике, радиоэлектронике, продолжает оставаться проблема технологии и использования гальванопластики
210.2kb.
Регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального вни- мания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края
401.39kb.
Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, областного имущества, выделенных Областному государственному учреждению культуры «Ленинский мемориал» в 2008 году и январе-июле 2009 года
37.59kb.
О состоянии высшего образования в Республике Татарстан
128.19kb.
Гора Бештау уникальный памятник природы. Программа его оздоровления и рационального использования
388.28kb.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе начальной и средней школы
91.89kb.