grandov.ru страница 1
скачать файл
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю)

до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную про­блему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать j ишь то, что:



  • сознание существует;

  • оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеаль­ное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

  • физикализм;

  • солипсизм;

  • объективный идеализм;

  • умеренный материализм.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме созна­ния, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зре ния физики и других естественных наук.

  • Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных до­стижений, и, в частности, на следующих фактах:

  • головной мозг человека действительно является сложнейшим "меха­низмом" природы, высшим уровнем организации материи;

  • сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг

  • биологический орган;

  • человечество получило возможность создавать искусственный интел­лект, носителем которого является машина (компьютер) - материаль­ный объект;

  • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

  • Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую 1ри этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

  • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных харак­теристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

  • сознание может "господствовать" над образами - увеличивать, умень­шать, вызывать их, "стирать";

  • никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хи­рург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - ней­роны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека!.

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распро­странен. Его ответвлениями являются:

"теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыха­нием, мозговыми процессами);

теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" - устаревшее и ненаучное, предрассудок (срод­ни тому, что болезни вызываются ведьмами);

теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень - желчь").

Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно ко-. торому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а

материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Берк­ли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) на­ходятся:


  • объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и мате­рии, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рас­сматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового со­знания";

  • умеренный материализм - считает сознание особым проявлением мате­рии, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наибо­лее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении созна­ния. Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

  • сознание присуще всем живым организмам;

  • сознание - свойство исключительно человеческое.

  • Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых орга­низмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (дру­гой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания жи­вых организмов и человека.

  • Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

  • теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует

огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных ду­ховных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

  • теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущ­ность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

  • теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, со­знание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

  • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика - громадный разум, который вступает в контакт с человеческим' мозгом и "заряжа­ет" его разумом;

  • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи.

Основная идея другой, •"биологической" точки зрения: сознание - по­рождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники, данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;


  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

  • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

  • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - ко­шачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

  • животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, ка­чества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно "человеческой" точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение:



животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умствен­ные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вра­щение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени при­суще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а са­мый высокий уровень сознания имеет человек.
скачать файл



Смотрите также:
Окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан
45.42kb.
Контрольные вопросы к лабораторной работе
10.9kb.
Вопрос о функциональном зонировании генерального плана и его соотношении с градостроительным (правовым) зонированием правил землепользования и застройки
244.63kb.
Что начали искать князья и сатрапы чтоб обвинить Даниила ? (Дан. 6) 5
18.49kb.
Моего доклада «Деятельностный подход». Что это такое и зачем это нужно, попробуем ответить на эти вопросы все вместе
105.36kb.
Понятно, что речь идет о 9 мая и 13 января. К таким праздникам относится и Татьянин День
19.31kb.
Когда мир Старка рушится на его глазах по вине неизвестных противников, Тони жаждет найти виновных и свести с ними счеты
35.95kb.
Е. А. Иваненко Смех как текст. Что такое смех и можно ли его прочесть о работе Ж. Л. Нанси «Смех. Присутствие»
86.44kb.
И биология, и медицина
24.54kb.
1. Что такое нация и национализм? Насколько хорошо современные теоретические представления «работают» на восточноевропейском материале?
115.75kb.
Надо ли переписывать "Ветку сакуры" Всеволод Овчинников
37.53kb.
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство это период усиленного развития, изменения и обучения
777.35kb.