grandov.ru страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
скачать файл

Согласовано.

Начальник УО администрации Шиловского района

Л.А. Сорокина

Утверждаю.

Приказ № 32 от 01.09.12г.

Директор МБОУ Борковская СОШ

С.И. Тагунова


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



Борковская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Шиловский муниципальный район



Рязанской области


Адрес: 391532, Рязанская область, Шиловский район, с.Борки

Контактные телефоны: (49136) 2-70-00 (2-32)

Е-mail: borki_ro_school@mail.ru Сайт школы: http//school-borki97.narod.ru

ИНН 6225005344; КПП 622501001; ОГРН 1026200851522

Основная образовательная программа начального общего образования

Содержание

Раздел 1. Целевой




1.1. Пояснительная записка.

3







1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

9







1.3. Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

47







Раздел 2. Содержательный




2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

62







2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

120







2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

151







2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

166







2.5. Программа коррекционной работы

176







Раздел 3. Организационный




3.1 Учебный план начального общего образования

192







3.2 План внеурочной деятельности

197







3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта

198

Приложение 1

207

Приложение 2

209


Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области, имеющего государственную аккредитацию, разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, а также концептуальных положений Образовательной системы « Школа 2100» , реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Основная образовательная программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, который является особым этапом в жизни ребенка, связанного с:


  • изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ и умения учиться и способности к организации своей деятельности - принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

  • В программе учитываются характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования, - словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:



  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель образовательной программы начального общего образования МБОУ Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области - разработка и создание условий, обеспечивающих эффективное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в доступном и качественном образовании.

Начальное общее образование призвано способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки

Для реализации данных целей педагогический коллектив начальной школы призван решить следующие задачи:

  • обеспечение прочной базисной общеобразовательной подготовки школьников;

  • формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствование развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворенности от процесса обучения, расширение сферы интересов;

  • привитие ответственного отношения к труду, воспитание лучших нравственных качеств, любви к Отечеству, к своему народу, уважительного отношения к другим народам.

  • гуманизация отношений между учащимися; учителями и учащимися; помощь школьникам в приобретении опыта общения и сотрудничества;

  • предоставление возможности проявить себя в различных областях, формирование развивающей среды (кружки, экскурсии, творчество)

  • забота о сохранении физического и психического здоровья ребенка, сохранение высокой самооценки, соблюдение режима умственного труда и отдыха;

  • мониторинг развития познавательных, эмоциональных, волевых качеств личности учащихся.

Решение данных задач и достижение поставленных целей, позволит педагогическому коллективу начальной школы вырастить выпускника, соответствующего модели:

  • личность, отвечающая требованиям стандарта общего образования начальной школы;

  • личность инициативная, овладевшая посильными приемами организации самостоятельной работы, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;

  • личность с развитым устойчивым интересом к учебным знаниям;

  • личность, владеющая математической и языковой грамотностью как основой всего последующего обучения;

  • личность, знающая родословную, малую и большую Родину, уважающая и чтящая обычаи и традиции предков;

  • личность, осознанно принимающая ценности здорового образа жизни и регулирующая свое поведение в соответствии с ними.

Для решения определенных выше целей и задач начального звена школы имеются необходимые условия:

  • профессионально подготовленный коллектив;

  • постоянно развивающаяся учебно-материальная база;

  • сложившаяся и устоявшаяся система воспитательной работы;

  • достаточно стабильные результаты деятельности начальной школы

Целевые установки начального общего образования МБОУ Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области выделены на основе определения образовательного заказа и согласования образовательных потребностей социума: учащихся, родителей, общества, государства.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит 3 раздела: целевой, содержательный и организационный.



Целевой раздел определяет общее назначение. Цели. Задачи и планируемые результаты основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы

Основная образовательная программа предусматривает:

    • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

    • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

    • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

    • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

    • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

    • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителей начальных классов и других педагогических работников;

    • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.

МБОУ Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области гарантирует ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с:

    • уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

    • их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Историческая справка

МБОУ Борковская средняя общеобразовательная школа расположена в селе Борки муниципального образования Шиловский муниципальный района Рязанской области.

Здание построено в 1997 году общей площадью 4736,35м2, представляет собой двухэтажное здание типового проекта (республики Словакии) на 264 места. Учебных кабинетов – 16. Имеются: учебная мастерская, кабинет обслуживающего труда, спортивный зал, бассейн, лингафонный кабинет, актовый зал, столовая на 70 посадочных мест, библиотека.

Характеристика социума

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в сельской местности, в 50 км от райцентра и в 120 км от областного центра. Отсутствие возможности частого взаимодействия с культурными центрами районного и областных центров не позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся (хотя такое взаимодействие имеется). Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

В селе имеется дом культуры и библиотека, которые также занимаются организацией досуга детей и молодёжи. Для проведения бесед о здоровом образе жизни, соблюдении личной гигиены привлекается медицинский персонал Борковской амбулатории. В своей деятельности школа тесно контактирует с администрацией Борковской сельской администрации. Организуются поездки на экскурсию в районный краеведческий музей, музеи областного центра, в кино и драматический театры г. Рязани. Налажены деловые контакты с Касимовским экскурсионным бюро для поездок в кукольный театр, цирк, экскурсии по городам Золотого кольца России.

Для совместной работы по воспитанию детей вовлечены следующие учреждения:

Администрация Борковского сельского поселения

Сельский дом культуры

МБОУ Борковская сош

Сельская библиотека

Ерахтурская музыкальная школа

Борковская амбулатория

ДОУ

«Боровичок»



Увязовская СПХГ

Цель работы данной структуры – организовать досуг сельской и школьной молодёжи, наполнить его разумным содержанием. В рамках работы данной структуры учащиеся школы участвуют в конкурсах, соревнованиях, организуемых учреждениями социума.

Главным звеном в организации воспитательной работы с детьми в социуме является школа.

Кроме того, на территории села Борки находятся: торговый центр, 2 магазина, торгующих продовольственными и промышленными товарами, отделение сбербанка, почтовое отделение.

Население села составляет 750 человек, работающих на Увязовской станции ПХГ, в бюджетной сфере и коммерческих структурах.
Численность обучающихся

В Борковской средней общеобразовательной школе на данный момент обучается 104 человек. Динамика изменения количества обучающихся за последние три года представлена в таблице:



Ступени

классы

Учебный год

2008-09

2009-10

2010-11

2011-12

2012-2013

2013-14

1

1-4

47

45

36

26

28

31


Режим работы школы

  1. Шестидневная рабочая неделя для 2-4 классов, в 1 классе - пятидневная рабочая неделя

  2. Начало занятий: 8 часов 30 минут (в одну смену)

  3. Продолжительность уроков – во 2-4 классах - 45 минут, в 1 классе – ступенчатый режим занятий в соответствии с СанПиН


Информационная справка


Организационно-правовая форма школы - муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Полное наименование – муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области.

Сокращенное наименование, применяемое наряду с полным – МБОУ Борковская сош

Адрес: 391532, Рязанская область, Шиловский район, с.Борки

Контактные телефоны: (49136) 2-70-00 (2-32)

Е-mail: borki_ro_school@mail.ru

Сайт школы: http// www.school-borki97.narod.ru

Банковские реквизиты: ИНН 6231013079; КПП 623401001

Управление Федерального казначейства по Рязанской области, р/с40701810400001000048; ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г.Рязань; БИК 046126001; л/с 20596Х13300



Директор

Тагунова Светлана Ивановна

Зам. директора по УВР

Болотова Светлана Сергеевна

Зам. директора по ВР

Калинина Наталья Владимировна

1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – планируемые результаты) в МБОУ Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:


  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи – в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта, в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер – т.е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учетом необходимости:


  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребенка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются следующие уровни описания.

Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?». Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам программы учебного предмета. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы учебного предмета в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации; а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся – как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам ее освоения. Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня, служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускники получат возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися – как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, являющихся инструментарием, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учет достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:


  • двух программ междисциплинарных учебных курсов – «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с информацией»;

  • программ по всем учебным предметам – «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждение и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.



Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:



  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, пользоваться реакцией среды решения задачи;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись(фиксацию) в цифровой форме хода результатов решения задачи;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, использую в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую партнеру информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с информацией

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут вести запись, фиксацию, создание информации, поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать, представлять и передавать ее.



Выпускники в процессе обучения:

  • научатся создавать свои собственные сообщения, важнейшими компонентами которых являются тексты, заполнять и дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты);

  • овладеют первичными навыками представления информации в наглядно-символической форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм, включая карты понятий – концептуальные диаграммы);

  • научатся передавать информацию в устной форме, сопровождаемой ауди-визуальной поддержкой и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами);

  • смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях, моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться

строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Получение, поиск и запись (фиксация) информации

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать (используя зрение и слух) и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные);

  • воспринимать различные виды сообщений с целью удовлетворения интереса, приобретения опыта восприятия, освоения и использования информации;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель и выбирать в соответствии с нею нужный вид чтения;

  • записывать информацию о внешнем мире и о самом себе, используя инструменты ИКТ;

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ,

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках, в том числе – электронных (цифровых), контролируемом Интернете, грамотно формулировать запросы, оценивать и интерпретировать результаты поиска и найденную информацию;

  • составлять список используемых информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги и базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

  • организовывать и хранить информацию в том числе – в виде гипермедиа.

  • сопоставлять информацию, полученную из несколько источников;

Понимание и преобразование информации

Выпускник научится:

  • работать с информацией, представленной в различных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

  • определять тему и главную мысль сообщения, делить сообщения на смысловые части, составлять простой план сообщения, подробно и сжато устно и письменно пересказывать воспринятое сообщение;

  • находить информацию, факты, заданные в сообщении в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащуюся в сообщении основную информацию об основных событиях и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию), по ссылкам, игнорировать не нужную для решения поставленной задачи информацию;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в сообщении несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.;

  • интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях сообщения детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в сообщении напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей сообщения; формулировать, основываясь на сообщении, простые выводы; понимать сообщение, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства;

  • преобразовывать сообщения из одного вида в другой, извлекать из сообщения информацию для представления в знаково-символическом виде (диаграмм, графиков, таблиц, схем), в заданном формате (схеме), преобразовывать устный текст из звуковой (электронной) записи в письменный текст, пользоваться инструментами ссылок и цитирования, создавать наглядно-символическое представление информации в виде схем, таблиц, диаграмм;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые и другие особенности выразительных средств и структуру сообщения; определять место и роль различных выразительных средств в сообщении.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • сопоставлять точки зрения различных авторов.

Организация информации, создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать сообщения по предложенным им самим или другими содержание или теме, представлять одну и ту же информацию разными способами,

  • организовывать, отбирать, редактировать информацию при создании сообщения;

  • передавать собеседнику/партнеру нужное для решаемой учебной задачи сообщение, участвовать в диалоге, в обсуждении полученного группой сообщения;

  • выступать перед аудиторией с устным сообщением размещать в информационной образовательной среде или передавать письменное сообщение.

Оценка достоверности и применение информации

Выпускник научится:

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия сообщений (прежде всего – текстов) для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);

  • сравнивать между собой объекты, выделяя два-три существенных признака; по результатам наблюдений и записанной информации находить и формулировать правила, закономерности и т. п.; группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги);

  • составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

  • моделировать объекты и процессы реального мира (в том числе – в виртуальных лабораториях);

  • управлять материальными, информационными и социальными системами (например: механической моделью, принтером, программной системой, деятельностью группы учащихся);

  • на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающихся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.



Выпускник на ступени начального общего образования:

  • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

  • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Содержательная линия «Система языка»

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования
3932.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4808.29kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
2231.98kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош с. Пензенское мо «Томаринский городской округ»
2472.7kb.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2012 годы
3480.46kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Куакбашская оош» мо «лмр» рт «Утверждено»
3252.82kb.
Iii. Общая пояснительная записка IV образовательная программа начального общего образования
2189.59kb.
Образовательная программа начального общего образования мбоу сош №7 2013-2014 г г. Рассмотрено и принята
6679.95kb.
Основная образовательная программа основного общего, среднего (полного) общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения
1296.8kb.
Пояснительная записка Образовательная программа началь­ного общего образования моу сош №9 разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной
2433.87kb.
Программа деятельности пилотной школы моу-сош №2 по подготовке к введению фгос-2 начального общего образования
166.23kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
617.49kb.