grandov.ru страница 1
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Дисциплина: Конституционное право России


Л Е К Ц И Я

ТЕМА № 20 «Президент Российской Федерации»


Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № 2

от “ 17 ” сентября 2012 г.





Подготовили:

доцент кафедры

к.ф.н., доцент

Кузовлева Г.В



КРАСНОДАР

2012

ПЛАН:

Введение


  1. Возникновение института Президента в России.

  2. Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства. Место и роль Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти.

  3. Порядок выборов Президента РФ.

  4. Компетенция Президента РФ:

а) в сфере исполнительной власти;

б) в законодательной деятельности;

в) в формировании судебной власти;

г) в области обороны и безопасности;

д) в области внешней политики и иные полномочия.


  1. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ. Порядок отрешения Президента РФ от должности.

  2. Акты президента РФ.

  3. Администрация президента РФ.

Заключение


Литература

ВВЕДЕНИЕ
Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти. Статусу Президента посвящена гл. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент является главой государства. Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо, которое осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Многоплановая сложная природа института Президента, определение его как главы государства обусловливает его специфический конституционно-правовой статус. Место, роль, значение института Президента в политической системе и в системе федеральных органов государственной власти излагается в данной лекции.



1. Возникновение института президентства в России

Термин «президент» происходит от латинского «сидящий впереди». Считается, что институт президентства зародился в США. Конституция этой страны 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти1.

В Российской Федерации институт президентства был учрежден в результате референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого были включены в текст действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации (1993 г.) содержит специальную гл. 4 «Президент Российской Федерации» и не предусматривает принятия специального закона о Президенте, однако отдельные вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами (главным образом – указами Президента Российской Федерации).

Необходимость учреждения поста Президента в России определялась рядом объективных и субъективных факторов, была связана с задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятиии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка1. Введение данного поста позволило ликвидировать искусственное соединение в лице бывшего председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера Парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное влияние на появление института президентства в России оказало и учреждение этой должности в СССР в 1990 г.

В задачу президентской власти входило налаживание действенного государственного управления, исполнение законов. При ее организации был использован опыт зарубежных государств, однако в Российской Федерации президентская власть имеет свои особенности.

Таким образом, институт президентства – принципиально новый государственный институт для Российской Федерации. С момента его введения в России он претерпел значительные изменения. До принятия первой Российской Конституции Президент Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством. Принятие же Конституции Российской Федерации 1993 г. послужило началом нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации.



2. Конституционно-правовой статус Президента

Российской Федерации как главы государства.

Место и роль Президента в системе

федеральных органов государственной власти

Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место в системе федеральных государственных органов.

Согласно Конституции Президент Российской Федерации – глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти и в международных отношениях, он выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

Российский Президент наделен большими властными полномочиями, которые реализует самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции Российской Федерации, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия политической ответственности перед Парламентом. Исключение составляет лишь юридическая ответственность его в случае обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении с соблюдением сложной, в несколько этапов, процедуры отрешения, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Глава государства обладает, таким образом, неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти. Естественно, Президент должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней н внешней политики государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном ею порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Принося президентскую присягу, глава государства обязуется сам уважать, соблюдать и защищать эти важнейшие государственные и социальные ценности, но у него для их обеспечения и охраны есть реальные правовые средства воздействия и на другие органы власти. Президент Российской Федерации наделен действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими реализацию этих его важнейших прав и обязанностей. Их осуществлению служат полномочия Президента в области внешней политики, обороны и безопасности, другие его правомочия.

Он вправе принимать определенные Основным Законом меры в отношении актов, противоречащих Конституции, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Президент может отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам (и указам Президента). В его компетенции приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам государства или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом. Глава государства может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в Основном Законе (ст. 125) нормативных актов государственных органов Федерации и ее субъектов. Президент (а также Правительство Российской Федерации) обеспечивает (в соответствии с Конституцией) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, гарантируя ее целостность и суверенитет.

На Президента Российской Федерации возложена очень важная функция в системе органов государственной власти: он в установленном Конституцией порядке обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это способствует и выполнению его роли гаранта Конституции Российской Федерации, ее защите, гарантируя реализацию конституционных норм, регламентирующих организацию и деятельность органов государственной власти, осуществление принципов их взаимоотношений, в том числе разделения властей, поддержание законности в деятельности органов исполнительной власти. Он может быть своего рода «арбитром» в системе органов государственной власти (в определенной степени и в рамках Конституции – даже координатором их деятельности), помогая разрешению противоречий между ними, согласованию их работы. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. Если же не удастся достичь согласованного решения, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент занимает особое место в государственном механизме, в системе разделения властей. В организационном отношении он самостоятелен, не включен ни в законодательную, ни в судебную власти (они ему не подчинены, хотя Президент и может оказывать серьезное влияние на законодателя), участвует в формировании кадрового состава судебных органов, однако судьи независимы, в том числе и от Президента, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Глава государства обязан соблюдать независимость судебной власти, а также федеральные законы и тем самым прерогативы Парламента.

Президент Российской Федерации тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней определяющее, верховное положение и существенно воздействуя на ее осуществление, хотя нынешняя Конституция Российской Федерации (в отличие от прежней) не применяет к нему формулу «глава исполнительной власти». Основной Закон Российской Федерации наделяет Президента весомыми, эффективными полномочиями по формированию Правительства Российской Федерации, воздействуя на его работу (при определенной самостоятельности Правительства), на исполнительную власть в целом.

Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет решающее право на назначение главы Правительства, других его членов, может отменять акты Правительства Российской Федерации (в случае их противоречия его указам), может принять решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях. Правительство издает свои постановления и распоряжения на основании и во исполнение не только Конституции, федеральных законов, но и нормативных указов главы государства. Председатель Правительства России, определяя основные направления его деятельности и организуя его работу, руководствуется не только Конституцией и федеральными законами, но и указами Президента.

Глава государства взаимодействует с федеральной законодательной властью, используя систему «сдержек и противовесов», свойственных реализации принципа разделения властей. Он выступает как бы «арбитром» между законодательной и исполнительной властью, обеспечивая их взаимодействие, необходимое для нормального функционирования государственного механизма, способствуя согласованию их позиций, разрешению противоречий и конфликтов между ними.

Президент может оказывать существенное влияние на федеральный законодательный орган, имея для этого необходимые правовые инструменты. Сам он единолично не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является непременным участником законодательного процесса, подписывая и обнародуя законы, наделен эффективным правом вето. Оно помогает отстаивать политическую позицию главы государства. Важное место в сфере воздействия Президента на законодательную власть занимает его право распускать Государственную Думу в определенных Конституцией случаях, связанных с противоречиями между этой палатой и главой государства, Правительством. Это действенный способ разрешения конфликтов между ними. Но Президент может избрать и другой путь при выражении недоверия Правительству, отказе ему в доверии со стороны Думы (ст. 117 Конституции Российской Федерации), приняв решение об отставке Правительства и разрешив конфликт в пользу законодателя.

Своевременное разрешение противоречий между ветвями власти, права Президента, направленные на реализацию данной цели, способствуют согласованию законодательной деятельности и политики, проводимой исполнительной властью, должны помочь избежать острого политического противоречия между властями и в обществе в целом.

3. Порядок выборов Президента

Российской Федерации

В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации Президент избирается непосредственно гражданами России. Выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации (ст. 102 Конституции). Избрание главы государства осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция 1993 г. устанавливает, что Президент России избирается сроком на четыре года. Ограничение срока полномочий Президента, а также норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.

В Конституции Российской Федерации закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Основной закон требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином России.

Конституцией Российской Федерации устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет, Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков.

Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

В отличие от ранее действовавшей новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам). Названными положениями исчерпываются конституционная регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на данный пост.

Остальные вопросы, связанные с выборами, рассматриваются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

В соответствии с Конституцией выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования на выборах является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в порядке, предусмотренном Конституцией, Совет Федерации Федерального Собрания не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий Президента. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом.

Организацию проведения выборов Президента осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет официальное опубликование в средствах массовой информации результатов выборов Президента, а также данных о числе полученных каждым из зарегистрированных кандидатов голосов избирателей и числе поданных против всех кандидатов голосов избирателей не позднее чем через три дня со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия в своем официальном печатном органе публикует полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования не позднее чем через три недели со дня голосования. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия в своем официальном печатном органе публикует информацию об итогах голосования и о результатах выборов Президента, включающую в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования и о результатах выборов.

Президент России, избранный в соответствии с Конституцией и указанным Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.



4. Компетенция Президента Российской Федерации

Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Российской Федерации.

Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального ведения (ст. 71 Конституции), а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в ст. 83–90 гл. 4 Конституции, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115 гл. 6 Конституции, посвященной Правительству Российской Федерации, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий.

Президент Российской Федерации обладает важными полномочиями в разных сферах государственной жизни. Ряд своих прав он осуществляет в тесном взаимодействии с палатами Федерального Собрания, причем право окончательного решения может оставаться за ними.

Президент наделен широкими полномочиями по формированию, отставке государственных органов, определению их персонального состава, назначению на должность и освобождению от должности. В отношении органов исполнительной власти:

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

назначает и отзывает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

Президент России обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной власти:

назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

подписывает и обнародует федеральные законы;

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (референдумы могут быть формой осуществления законодательной власти народом, поскольку на них возможно принятие законодательных решений).

В отношении судебной власти, прокуратуры Президент:

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора;

вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

назначает судей других федеральных судов.

В области внешней политики и международных отношений Президент:

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

ведет переговоры и подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация и денонсация международных договоров осуществляется Федеральным Собранием, законами);

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей;

назначает дипломатических представителей Российской Федерации (о чем говорилось выше).

В области обороны и безопасности Президент:

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

утверждает военную доктрину России;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (последние два полномочия относятся и к его правам по формированию государственных органов, назначению должностных лиц);

вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания (указы Президента по последним двум вопросам подлежат утверждению Советом Федерации).

Президент России решает также ряд вопросов правового положения личности, награждения, присвоения званий:

решает вопросы гражданства Российской Федерации, предоставления политического убежища;

награждает государственными наградами, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания;

осуществляет помилование.

5. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента Российской Федерации.

Порядок отрешения Президента от должности

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

Чтобы обеспечить непрерывность осуществления президентской власти, Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92).

В Конституции России (ч. 2 ст. 92) устанавливаются три основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента:

отставка;

стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

отрешение от должности.

Конституция также устанавливает, что во всех случаях досрочного прекращения полномочий выборы нового Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента такого досрочного прекращения.

Статья 92 Конституции предусматривает порядок временного исполнения президентских обязанностей.

Установлено, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства Российской Федерации.

Одним из оснований досрочного прекращения президентских полномочий является отрешение Президента от должности. В силу чрезвычайной важности этой процедуры Конституция Российской Федерации (в ст. 93) достаточно подробно урегулировала порядок отрешения Президента от должности.

Основаниями отрешения от должности являются совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления.

Порядок отрешения от должности включает несколько стадий.

Первая стадия состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; эта инициатива должна исходить не менее чем от 1/3 ее депутатов. Для рассмотрения данного вопроса также требуется заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Только после этого решения обвинение Президента принимается квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной Думы, т. е. 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты.

Вторая стадия включает, подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением (по запросу Совета Федерации) Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Третья стадия состоит в принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности. За это решение должно проголосовать 2/3 членов Палаты от ее общего состава.

В ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента от должности. Это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. И если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение будет считаться отклоненным.

Такова процедура отрешения Президента от должности, которая выражает особенности его юридической ответственности.

6. Акты Президента Российской Федерации

Полномочия Президента Российской Федерации реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения.

Конституция устанавливает, что указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (включая республики), а также органы местного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента. В случае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации с актом Президента, их убежденности в том, что тем или иным его актом нарушено установленное Конституцией распределение компетенции между Федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решение последнего о неконституционности актов Президента влечет утрату ими юридической силы.

Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов в системе права Российской Федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.

Действующим законодательством не установлены строгие юридические критерии, позволяющие четко отграничить указы и распоряжения как различные формы правовых актов. Однако сложившаяся практика осуществления президентских полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторых различий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т. е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами. Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и Правительства Российской Федерации, утверждены положения о структурных подразделениях Президента и его Администрации, решаются ключевые вопросы государственной политики. Указы Президента могут носить и индивидуальный характер, ими оформляются решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту федеральных органов, а также иных структур вертикали исполнительной власти (представители Президента в субъектах Федерации, главы администраций, краев, областей, округов, городов федерального значения). Наконец, указы Президента принимаются по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что именно указы являются основным видом правовых актов Президента Российской Федерации.

Отличаются от указов распоряжения Президента – организационно-оперативные акты; они имеют вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Как правило, распоряжения не носят нормативного характера, регламентируют организационно-технические стороны взаимоотношений Президента с органами власти России и ее субъектов, деятельность его Администрации, посвящаются решению кадровых вопросов.



7. Администрация Президента Российской Федерации

С целью успешного осуществления своих полномочий Президент России формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Возглавляет ее назначенный Президентом руководитель Администрации, который координирует деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации.

К числу таких управлений относятся: Финансово-бюджетное управление Президента России, Управление делами Президента России, Управление делопроизводства Администрации Президента России, Управление информационного обеспечения Администрации Президента России, Управление по вопросам гражданства Администрации Президента России, Управление Администрации Президента России по работе с территориями.

Главными задачами указанных управлений являются обеспечение эффективной деятельности главы государства в соответствующей сфере, принятие им обоснованных решений и организация взаимодействия с другими органами государственной власти.

Важную роль в Администрации Президента России играет Государственно-правовое управление. Оно призвано осуществлять разработку предложений по концепции правовой политики и правовому обеспечению осуществляемых социально-экономических реформ, обеспечивать формирование программ законопроектных работ, готовить заключение по поступающим на подпись Президенту России федеральным законам, контролировать правильность и своевременность опубликования указов и распоряжений Президента России, федеральных законов и других актов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, контролировать работу подразделений Администрации Президента России, аппарата Правительства Российской Федерации, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по подготовке проектов законов и других решений. На Государственно-правовое управление Президента России возложена также координация работ по вопросам нормативного регулирования деятельности правоохранительных органов, органов военного управления, а также других государственных органов, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности. С этой целью в составе ГПУ создан и действует отдел правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны.

Ряд ответственных задач решает отдел писем и приема граждан, отдел по взаимодействию с партиями и общественными объединениями, аппарат советников Президента России (в его составе есть советники по правовой политике, по оборонным вопросам и др.), комиссии при Президенте (комиссии по вопросам помилования, по государственным наградам, по присвоению высших воинских званий и др.), координационные комитеты (по делам инвалидов, по экологической политике и др.). Для обеспечения взаимодействия Администрации Президента России с Парламентом, главой государства назначается Полномочный представитель Президента России в Федеральном Собрании.



Необходимо выделить некоторые наиболее важные моменты, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль и отличающие данный правовой институт от других федеральных органов государственной власти. Во-первых, Президент и Правительство Российской Федерации (ч. 4 ст. 78) обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Во-вторых, Президент Российской Федерации (ч. 2 ст. 80) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В-третьих, Президент активнейшим образом участвует в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти.

Заключение
Государственно-правовой институт Президента России является новым в Российской Федерации, что обусловливает наличие актуальных проблем форм реализации полномочий главы государства. К их числу относятся: организационно-правовые способы гарантирования Президентом России осуществления положений Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Литература
Основная литература:


  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. - М.: Юрист, 2007.

  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 6-е изд. – М.: НОРМА, 2007.

  3. Безруков А.В. Конституционное право России: курс лекций. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.

  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

  5. Конституционное (государственное) право России: Учебник/ под ред. М.Б. Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Академцентр: Дашков и К, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. 2-е изд. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2009.

  2. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М., 2006.

  3. Борисова М.М. Конституционно-правовой статус субъекта РФ: монография. – М.: Юрлитинформ, 2010.
  4. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008.


  5. Гравина А.А. Конституционные принципы судебной власти РФ: монография. – М.: Юриспруденция, 2011.

  6. Дмитрикова Е.А., Колошинская Н.В. Конституционное право России: Кратк. курс лекций. – СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
  7. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. – М.: Норма, 2007.


  8. Зенин С.С. Конституционно-правовое регулирование публичных слушаний в РФ: монография. – М.: Юрлитинформ, 2012.

  9. Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

  10. Проблемы науки конституционного и административного права: сборник научных трудов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011.

  11. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2011.

  12. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. – 2-е издание, доп. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  13. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2007.

  14. Энциклопедический словарь терминов и понятий российского законодательства/ сост.: Н.Г. Деменкова, М.С. Игнатова. – М.: Юрлитинформ, 2010.
скачать файл



Смотрите также:
Чётная неделя с 24 по 27 сентября 2012 года
29.67kb.
Казачья Дружина Санкт-Петербурга верность прошлому, сила настоящего и опора будущему. В преддверии 1 сентября 2012 года информационные агентства выступили с сообщениями о начале деятельности по охране общественного порядка казачьих дружин на
23.36kb.
Дата проведения аттестации: 21 сентября 2012 г
186.47kb.
Комитет по программе и бюджету Девятнадцатая сессия Женева, 10 14 сентября 2012 г
221.98kb.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 сентября 2012 г. N 03-07-14/88
26.81kb.
Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2012 г. №815 обновлены правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
16.34kb.
В период с 01 по 15 сентября 2012 года на территории Владивостокского городского округа Управлением Росреестра по Приморскому краю проведено 5 проверок соблюдения земельного законодательства, в т ч
15.6kb.
Федерация альпинизма города Красноярска
11.57kb.
Лицея «синтон» на 08 сентября 13 сентября 2014 года
46.87kb.
От " 17 " сентября 2012 г
252.44kb.
Новая эра: спецвыпуск "Областной газеты " для детей и подростков, 2001 г. №36 (64 ),7 сентября
49.16kb.
Экспресс-анализ рынка жилья Хабаровска по состоянию на 01 сентября 2012 г
121.88kb.