grandov.ru страница 1
скачать файл
Профилактика и лечение

ЛОР-заболеваний у детей

(Консультация для родителей и педагогов дошкольных учреждений)

(по книге Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 171с.)

Патология уха, горла и носа является одной из самых распространенных в детском возрасте. 1/5 часть детского населения нуждается в лечении у оториноларинголога. В группе ЧБД от 50 до 65% детей страдают ЛОР-заболеваниями. От родителей не требуется умения распознавать и лечить ЛОР-болезни, но они должны разбираться в различных состояниях ребенка, вовремя обратить внимание на возникновение патологических симптомов, правильно ориентироваться в отношении ухода за больным ребенком.

Мы разберем наиболее характерные симптомы заболеваний ЛОР-органов, уход за больным ребенком, коснемся некоторых вопросов профилактики возникновения болезней уха, горла и носа.

Наиболее часто встречаются следующие симптомы:

Нарушение носового дыхания

Ребенок при этом дышит ртом, храпит во сне. Этот симптом может быть проявлением острого заболевания – острого ринита, острого воспаления пазух и исчезать по мере выздоровления ребенка. Постоянное затруднение или отсутствие дыхания носом сопровождает такие состояния, как аденоиды, хроническое воспаление пазух, некоторые врожденные пороки развития. Подробнее остановимся на аденоидах. Известные всем нёбные миндалины – «гланды» являются не единственными лимфоидными образованиями организма. В носоглотке имеется носоглоточная миндалина – т. н. аденоидные вегетации. Своего максимального развития они обычно достигают в 2–4 года и в норме, постепенно уменьшаясь, исчезают к 10–12 годам.

Но у некоторых детей этот процесс запаздывает. Кроме того, в ходе многократных острых респираторных заболеваний и после некоторых детских инфекций увеличение носоглоточной миндалины достигает патологических размеров; особенно часто это происходит у детей –аллергиков. У таких детей самостоятельного исчезновения аденоидов не происходит. Помимо затрудненного носового дыхания, часто наблюдаются головная боль, расстройство памяти, внимания, неправильный рост зубов, гнусавость голоса, изменения в формировании лицевого скелета: так называемое «аденоидное лицо» – открытый рот, сглаженность носогубных складок, отвисание нижней губы, отеки под глазами. Кроме того, отсутствие носового дыхания приводит к нарушению вентиляции слуховых труб – заболеванию среднего уха, а в вследствие этого – к тугоухости. Не у всех детей наблюдается вся совокупность симптомов, важно, что, решая вопрос об оперативном удалении аденоидов, врач учитывает общее состояние ребенка. В случае своевременного проведения операции развитие патологии удается предотвратить. Но операция – только один этап в реабилитации ребенка. Почти всегда необходима предоперационная подготовка. В далеко зашедших случаях и после операции требуется длительное (до 1 года и более) лечение, направленное на формирование правильного носового дыхания, коррекцию имеющихся нарушений ортодонтом, восстановление слуха и т. д. Отсутствие послеоперационного лечения часто сводит на нет эффективность операции и может приводить к рецидиву патологии.

С аденоидами часто сочетается гипертрофия (увеличение) нёбных миндалин. Это также возрастное состояние, но при большой степени выраженности может приводить к затруднению дыхания, глотания, патологии речи и также нуждаться в оперативной коррекции.



Хронический аденоидит воспаление носоглоточной миндалины – характеризуется, помимо затрудненного носового дыхания, постоянными гнойными выделениями из носа, по ночам слизисто-гнойные выделения стекают в гортань, вызывая длительный кашель, часто способствуя формированию хронического бронхита. Вследствие воспаления слуховых труб у таких детей особенно часто наблюдается тугоухость.

Постоянно затрудненное носовое дыхание может являться симптомом других заболеваний – искривления носовой перегородки, хронического синусита.

В заключение этого раздела лекции хотелось бы еще раз подчеркнуть, что отсутствие носового дыхания отнюдь не безразлично для организма ребенка и сказывается на функциях многих органов и систем организма. Так, дыхание ртом рефлекторно становится менее глубоким, что препятствует полной вентиляции легких. Нарушается кровообращение в сосудах головного мозга – этим обусловлено снижение памяти, внимания, головная боль.

Боль в ушах

Возникшая остро, обычно является симптомом острого отита. Боль обычно интенсивная, усиливается при кашле, глотании, чихании.

Часто считают, что если при надавливании на козелок ребенок кричит, то это явный признак воспаления среднего уха. Указанный симптом имеет диагностическое значение только в возрасте до 1 года.

Ребенка, жалующегося на боль в ухе, необходимо срочно показать специалисту. Если по какой-то причине сделать это сразу не удается, существует набор простейших мероприятий, проведение которых снимет боль, может предотвратить дальнейшее развитие заболевания, а главное – не приведет к каким-либо отрицательным последствиям.

Ребенку нужно закапать в нос сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин, санорин) в возрастной дозировке, в больное ухо – теплые ушные спиртовые капли. Поставить на заушную область полуспиртовой согревающий компресс: вырезать из марли салфетку размером 7х7 см, толщиной 6–8 слоев. Сложить салфетку пополам и надрезать по центру, не доходя до края 1,5 см. Смочить в полуспиртовом растворе, слегка отжать и «надеть» на ушную раковину; сверху прикрыть компрессной бумагой, затем слоем ваты, затем забинтовать и надеть платок. Каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий – быть шире на 1-2 см. У детей-аллергиков, склонных к мацерации кожи, с расчесами кожи за ушам в спиртовой компресс заменяют масляным, вазелиновым или используют сухое тепло (шарф или платок на голову). Проведение этих мероприятий не отменяет необходимости посещения врача, ребенка нужно показать специалисту.

Недопустимо закладывание в слуховой проход листьев растений, нецелесообразно применение у детей камфарного спирта, ментоловых капель – это может вызвать отек и усиление боли.

Носовое кровотечение

Носовое кровотечение может быть проявлением целого ряда заболеваний. Мы остановимся на носовых кровотечениях, в основе которых лежат местные причины.

Наиболее частые и наименее опасные кровотечения возникают из сосудов передних отделов носовой перегородки – это область поверхностного расположения сосудов полости носа. У некоторых людей имеется расширение этих сосудов, при малейшей травматизации этой области возможно кровотечение. Травмой наиболее часто бывает удаление корок из носа. Для предотвращения травматизации детям в период выздоровления от насморка нужно 2–3 раза в день закладывать в нос ватные фитильки, пропитанные стерильным растительным маслом, после чего корки легко отходят. Этим детям рекомендуется периодический прием препаратов кальция, улучшающих свертываемость крови, отвара крапивы, поливитаминов (аскорутина).

Носовые кровотечения часто возникают при гриппе – вирусные инфекции усиливают склонность к кровотечениям, особенно если при этом больной принимает аспирин, обладающий таким же действием.



Первая помощь при носовом кровотечении. Ребенка следует посадить со слегка опущенной головой. Нельзя запрокидывать голову, укладывать ребенка все это способствует затеканию крови в желудок и рвоте. Затекание крови в дыхательные пути ещё опаснее. На переносицу нужно положить холодный компресс, к ногам, если есть возможность, – теплую грелку. Пальцем прижать крыло носа к перегородке иногда бывает достаточно. При отсутствии эффекта в нос вставляют ватный или марлевый шарик, смоченный 3%-ным раствором перекиси водорода.

При повторных кровотечениях, приводящих к большой потере крови, проводится коагуляция расширенных сосудов носовой перегородки. Однократная коагуляция редко приводит к прекращению кровотечений, часто необходимо проведение трех и более процедур.



Тугоухость

Снижение слуха может быть врожденным, возникать в результате родовой травмы, повторных отитов, инфекционного поражения слухового нерва и т. д. Эффективность лечения тем выше, чем раньше выявлена.

Дети дошкольного возраста, как правило, не жалуются на понижение слуха, особенно если оно одностороннее. Меняется их поведение – они не отзываются на обращение, часто переспрашивают при разговоре, садятся ближе к источнику звука.

Распространенной причиной временного снижения слуха являются серные пробки. Пробка вызывает раздражение кожи слухового прохода, под пробкой может возникать воспаление барабанной перепонки, поэтому пробки необходимо своевременно удалять. Удаление их производится в ЛОР-кабинете. Предварительно в течение трех дней закапывают 3%-ный раствор перекиси водорода по 3 капли 3 раза в день для размягчения серы.



Изменение голоса

Осиплость голоса возникает при многих заболеваниях (острый фарингит, острый ларингит), может возникнуть после громкого крика, разговора на морозе. Чаще это состояние развивается на фоне затруднения носового дыхания. Пребывание в сухих, прокуренных помещениях, злоупотребление острыми блюдами, холодной и горячей пищей способствуют развитию этого заболевания, которое впоследствии может перейти в хроническую форму. Помимо этих, достаточно широко распространенных заболеваний, осиплость может быть результатом развития опухолевого процесса в гортани, пороков развития. Стойкое изменение голоса характерно для изменений на связках, так называемых «узелков крикунов». Осиплость в течение 3-х недель – показание для обращения к ЛОР—врачу.

Основное в профилактике речевых нарушений – не допускать детского крика, громкого разговора. Так, функциональные нарушения, возникающие без анатомических нарушений, часто обусловлены неправильным воспитанием. В момент интенсивного развития речи для ребенка важно нормальное «речевое окружение». Взрослый должен говорить ясно, четко, без грамматических погрешностей и сюсюканья. Нужно больше разговаривать с малышом, читать ему книги. Нельзя кричать и громко разговаривать с ребенком. Нельзя разговаривать с ребенком на морозе. Нельзя перенапрягать голос ребенка, переносящего заболевание верхних дыхательных путей.

В помещениях, где используется паровое отопление, воздух обычно сухой, для его увлажнения полезны комнатные растения. При большой сухости воздуха нужно держать у постели ребенка открытый сосуд с водой, на радиаторы парового отопления целесообразно класть влажную ткань. Недопустимо курить в помещении, где находится ребенок.



Отдельно остановимся на нескольких достаточно часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

Фурункул носа. Характеризуется интенсивной болью в области носа, резкой болезненностью при дотрагивании. Пораженный участок краснеет, отмечается припухлость. Состояние сопровождается высокой температурой. Ребенок нуждается в срочной консультации специалиста и госпитализации. При кажущейся банальности заболевание может повлечь за собой тяжелые осложнения, так как сосуды полости носа напрямую связаны с сосудами головного мозга.

Ангина. Тяжелое заболевание, при котором самолечение не допустимо. Особенно это актуально теперь, в связи с участившимися случаями дифтерии. В связи с этим хочется отметить, что неблагоприятная ситуация по дифтерии обусловлена увеличением количества непривитых детей. Прививка практически не имеет противопоказаний, привитые дети если и заболевают, то переносят дифтерию легко, у них не развиваются токсические формы, приводящие к развитию серьезных, вплоть до летального исхода, осложнений. Прививке подлежат также все взрослые, особенно это касается лиц, работающих с детьми.

Хронический тонзиллит. У дошкольников встречается не часто. Это серьезное заболевание, которое может приводить к развитию патологии сердца, суставов, почек. Дети с выявленным хроническим тонзиллитом подлежат диспансерному наблюдению и лечению. Увеличение миндалин не свидетельствует о хроническом тонзиллите.

Наружный отит. Поражению кожи слухового прохода, чаще у детей с аллергическими проявлениями, способствует наличие пробок, вредная привычка ковырять в ушах, отсутствие надлежащего гигиенического ухода. Для удаления корок применяют стерильный вазелин или стерильное растительное масло. Запрещается смачивание водой пораженной поверхности.

Баротравма уха. Возникает при резком изменении атмосферного давления (взлет и посадка самолета, ныряние в бассейне) – как правило, на фоне нарушения проходимости слуховых труб или при острых заболеваниях верхних дыхательных путей. Появляются боли в ушах, снижение слуха, чувство заложенности, шум. Профилактика – к занятиям в бассейне допускаются только абсолютно здоровые дети, при заболеваниях верхних дыхательных путей нельзя лететь самолетом.

Отморожение ушных раковин и носа. Чаще возникает в сырую, холодную, ветреную погоду. Различают 3 степени отморожения.

1 ст. Побледнение кожи, снижение чувствительности, небольшая боль.

2 ст. Образование пузырей.

3 ст. Омертвение (некроз) отмороженных участков тела.

Только при 1 степени помощь может быть оказана в домашних условиях. Пораженный участок кожи протирают спиртом и накладывают чистую повязку с толстым слоем ваты.



Инородные тела

Возможно попадание инородных тел в пищевод, дыхательные пути и слуховой проход. Нельзя допускать игр детей с мелкими предметами (пуговицы, бусины, монеты, зерна и т. д.). Дети младшего возраста не должны получать в пищу рыбу с костями, арбуз с косточками и т. д. Нужно разъяснять детям, что опасно держать во рту мелкие предметы, грызть карандаши. Попадание инородных тел в дыхательные пути часто происходит во время еды, этому способствует смех, разговор, кашель. При этом возникает приступообразный кашель, синюшность кожи, затрудненное дыхание, изменение голоса. Любое инородное тело подлежит удалению в условиях стационара.

При нахождении инородного тела в дыхательных путях возникает опасность асфиксии – удушья от закупорки дыхательных путей. Возможна и рефлекторная остановка дыхания. Разговор, кашель, перемена положения могут привести к полному перекрытию дыхательных путей. Поэтому если есть подозрение на инородное тело в дыхательных путях, но дыхание сохранено – необходима экстренная госпитализация в дежурный ЛОР-стационар, перевозить пострадавшего необходимо чрезвычайно бережно.

Недопустимы попытки самостоятельного удаления, это касается не только инородных тел в дыхательных путях, но и в пищеводе, ухе. При неумелом удалении возможна травматизация с развитием тяжелых осложнений.

Предпринимать самостоятельные попытки удаления следует только при наступившем удушье. В этом случае можно провести следующие мероприятия:


  • сильное резкое давление на эпигастральную область двумя руками (пострадавший стоит, наклонившись вперед, оказывающий помощь находится сзади, обхватив его руками);

  • ребенка поднимают за ноги вниз головой и стучат по спине;

  • подростка можно согнуть через колено, ударить по спине;

  • иногда удается увидеть и удалить инородное тело при осмотре глотки.

Симптом инородного тела в пищеводе явлдяются сильные боли при глотании, затруднение при прохождении пищи, часто рвота.

Инородные тела носа встречаются наиболее часто, могут длительно находиться в носовых ходах – характеризуются односторонним гнойным насморком, часто с неприятным запахом, и односторонним затруднением носового дыхания. Если инородное тело не удаляется при осторожном высмаркивании, также необходимо обратиться к ЛОР-врачу.



Уход за больным ребенком

Применение капель. Перед применением любых капель необходимо провести туалет носа, иначе лечебный эффект снижается. Ребенку необходимо высморкаться, у не умеющих сморкаться отделяемое удаляют индивидуальной спринцовкой объемом 30 мм. Кончик ее смазывают вазелином, вводят в нос не более чем на 1 см. Спринцовку слегка сжимают до введения в носовой ход, после введения давление осторожно ослабляют. После использования спринцовку необходимо тщательно промывать. Корки в носу при необходимости размягчают стерильным растительным или вазелиновым маслом. Кожу вокруг носа обмывают теплой водой, просушивают и смазывают детским кремом.

Капли перед использованием должны быть слегка подогреты (флакон можно подогреть в чашке с теплой водой).

Сосудосуживающие капли (нафтизин, санорин, галазолин и др.) применять можно только детские и в указанной врачом дозировке в течение не более 4–5 дней. Длительное и бесконтрольное их применение приводит к привыканию – возникает дисбаланс сосудов слизистой оболочки. В дальнейшем возможно возникновение медикаментозного ринита.

Длительно могут применяться колларгол, протаргол, они обладают хорошим антибактериальным действием, способствуют уменьшению отека аденоидной ткани.

Существуют некоторые особенности закапывания капель при различных видах патологии:

при рините капли закапывают при слегка запрокинутой голове ребенка, затем прижимают крылья носа к перегородке и наклоняют голову вниз – этим обеспечивается воздействие на слизистую носа.

при аденоидите ребенок должен лежать, запрокинув голову, под плечи можно положить небольшую подушку – т. о. капли проходят в носоглотку. При процедуре ребенок не должен кричать, осуществлять глотательные движения во избежание попадания препарата в слуховые трубы.

при воспалении пазух капли закапывают поочередно. Когда ребенок лежит на правом боку – в правый носовой ход, в таком положении он находится от 30 секунд до 1 минуты и т.д.

Мазь, также предварительно согретая, закладывается в нос лежащего ребенка специальной ложечкой или помещается в носовые ходы на ватных фитильках. Фитильки не должны быть маленькими, иначе возможно их втягивание ребенком в полость носа.

Ушные капли перед применением следует слегка подогреть. При закапывании капель в правое ухо ребенок лежит на левом боку.

Полоскание глотки. Ребенка нужно приучить полоскать глотку кипяченой водой после каждого приема пищи. Самые маленькие могут выпить после еды немного воды, чтобы смыть остатки пищи. Полоскание глотки холодной водой (до 20°С) – это закаливающая процедура. Полоскания с использованием лекарственных препаратов (в т. ч. фитопрепаратов) – лечебная процедура, они должны проводиться по назначению врача. Длительность курса лечебных полосканий обычно составляет 1–2 недели.

Гигиенические навыки

Для предупреждения заболеваний уха следует научить ребенка правильно сморкаться. Для того чтобы высморкаться, нужно зажать одну ноздрю и несильно выдуть воздух из второй. Рот при этом должен быть открыт. Сильное, резкое сморкание может привести к забросу слизи через слуховую трубу в барабанную полость.

Часто сморкаться также не следует, поскольку это вызывает дополнительную травматизацию воспаленной слизистой носа.

Вредные привычки

Ковыряние в носу. Профилактика – удаление корок из полости носа.

Ковыряние в ушах. Профилактика – туалет ушей, удаление попавшей во время купания воды ватным жгутиком, своевременное удаление пробок.

Шмыганье носом. Втягивание слизи из носа в носоглотку и полость рта, как правило, с последующим глотанием. Профилактика – туалет носа, своевременное лечение насморка и аденоидита. При вязком, трудно отсмаркиваемом отделяемом – ингаляции.

Психологическая подготовка к операции

Зачастую родители сами отрицательно настраивают ребенка к операции. Некоторые беспокойные матери делают это бессознательно. Ребенка не следует обманывать, говорить ему, что ничего не будут делать и больно не будет. Можно сказать, например, что врач посветит зеркальцем в горле и полечит специальными инструментами. Нужно объяснить ребенку, для чего нужна операция: мальчик будет расти сильным, крепким. У девочки будет красивое лицо, зубы, голос.



В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что повышение медицинской активности семьи, в том числе санитарное просвещение родителей, является важнейшим разделом любой оздоровительной программы. Проблемы охраны здоровья и воспитания детей могут успешно решаться только при согласованных действиях родителей, воспитателей и медицинских работников.

скачать файл



Смотрите также:
Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: «Детство – пресс»
126.16kb.
И методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / К. В. Беззубик; Под ред. Е. А. Сигиды. М.: Инфра-м, 2011. 168 с.: 60x90 1/16.
47.14kb.
Сборника рецептур: Методические материалы «Организация детского питания в дошкольных учреждениях»
1140.14kb.
Концепции современного естествознания учебное пособие спб гут санкт-Петербург
2805.47kb.
Относительные величины: учебно-методическое пособие / под ред. В. С. Лучкевича. Спб., 2013. …с
350.7kb.
Учебное пособие для вузов. Под ред. Марковой А. Н. М., 1995. Культурология: Учеб для студ техн вузов/Н. Г. Багдасарьян, Г. В. Иванченко и др.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002
299.27kb.
В инфокоммуникационные технологии: Учебное пособие / Л. Г. Гагарина, А. М. Баин и др.; Под ред д. т н., проф. Л. Г. Гагариной М.: Ид форум: ниц инфра-м, 2015. 336 с.: 60x90 1/16.
36.84kb.
Учебное пособие для аспиранта. Печатается по решению
1123.49kb.
Пособие по энергоэффективности для образовательных учреждений правила поведения
467.84kb.
Сборник упражнений по спортивному ориентированию Методическое пособие
193.14kb.
Учебное пособие для студентов вузов Б63 / под ред. Н. И. Ковалевской. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2009. 256 с
402.45kb.
Учебное пособие «Молекулярные основы современной биологии»
12.27kb.