grandov.ru страница 1
скачать файл
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Наш край с древнейших времён до конца XVIII века»

учителя истории и обществознания МАТАСОВОЙ СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ

МОУ «СОШ с. ГРЕМЯЧКА Новобурасского района Саратовской области»

ИСТОРИЯ РОССИИ 7 класс (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)

Урок 39. Итоговое повторение

Цель урока: Выявить уровень исторической начитанности уч-ся о нашем крае….

Задачи:

- личностные: воспитывать и прививать любовь к малой родине;

-метапредметные :развивать творческие способности учащихся, интерес и уважение к истории и культуре своего народа;

-предметные: стремиться сохранять и преумножать культурное наследие своей страны, своего края.

Тип урока урок систематизации и обобщения знаний и умений)


оборудование

-Компьютер

-мультемидийный проектор

- карта Саратовской области

- карта Саратовской губернии;

-таблица «Русь, Россия – Российская империя»;

-предметы быта жителей нашего края (полотенце с вышивкой и кружевом, корзина сплетённая из прутьев ивы, крынка для молока (из глины) фрагмент резьбы по дереву .

-кроссворддидактический материал, презентации «Гремяченская церковь», «Загадочная личность Кудеяра», «История села в истории страны»



























Технологическая карта урока истории в 7 классе «Наш край с древнейших времён до конца XVIIIвека по ФГОС

( урок систематизации и обобщения знаний и умений)

 



Этап                               

Деятельность учителя   

Деятельность учащихся                                      

Универсальные действия

Время








1

Самоопределение к деятельности Организационный момент



Включение в деловой ритм. Присоединение (видеоряд изображений о Родине).ЭОР

  


Подготовка класса к работе.     Ресурсный круг на развитие модальностей: «малая Родина» - что вижу, что слышу, что чувствую          

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3 мин







2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляю уровень знаний.

Определяю типичные недостатки.

1.Устное сообщение: ОЩУЩЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ: с этого чувства и начинается любовь к Родине: ощущение родной земли, на которой родился и рос. Неповторимая красота нашей природы, неисчислимые богатства земных недр, простор полей, развесистые белоствольные берёзы, звон ручья, степей необъятный простор, ясное голубое небо, лесные тропинки, старая церковь, тусклый блеск куполов – всё это о нашем крае.

Каждый человек должен знать историю своего края. Давайте зачитаем высказывания знаменитых людей (СТЕНД В КАБИНЕТЕ)

2. Ребята назовите, какие вы знаете пословицы о Родине?



а) О чём эти пословицы?

б) Что было дорого нашим предкам?

в) Чем они гордились?

            



Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

А. С. Пушкин - «Историю своего края знать не только должно, но и нужно…»

М. И. Калинин- «Родная страна становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю»

А. С. Пушкин – «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать – это есть постыдное малодушие»

А. Н. Толстой- «Знать историю своего народа, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства…»

В. М. Васнецов- «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории…»

Д. Лихачёв- «Знание далёкого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам своего народа. Если Вы любите свою страну, Вы не можете не любить своей истории…»

Тютчев- «Истинный защитник России – это история; его неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергается таинственная судьба его»

Русские пословицы о Родине

1. Всякому мила своя страна

2. Дома стены помогают

3. Своя земля и в горести мила

4.С родимой земли – умри не сходи

5. Где сосна взросла, там она и красна

6. На чужой сторонушке рад своей воронушке

7. Чужая сторона – дремучий лес

8. Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы злобит.


Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков коммуникативные: постановка вопросов

7 мин







3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 


Активизирует знания учащихся. (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). Создает проблемную ситуацию.

Выявить уровень исторической начитанности уч-ся о нашем крае….

РЕБЯТА, А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О НАШЕМ КРАЕ? Какие рассказы вы сегодня подготовили к уроку?




Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Сюжетный рассказ (Д/З)

и презентации по темам)

  1. Наш край в древности.

  2. Иван Грозный в истории нашего края

3. Основание Саратова.

4. История села в истории страны(презентация)

5.Легенда о Кудеяре.(Презентация)


  1. История села Гремячка.

  2. История Гремяченской церкви (Презентация.)

  3. О Степане Разине

  4. Традиции и обычаи нашего края

  5. Промыслы наших дедов




Регулятивные :целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

20 мин







4

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).


Организует учащихся по выполнению разноуровневых заданий:

1.Историческая математика.

2.Отгадывание кроссворда «Гремячка»

1. Крупная река нашей области.

2. Название леса в нашем селе.

3. Название местности, где берёт начало наша р. Гремячка.

4. Основное занятие жителей нашего села.

5. Знаменитый разбойник, народный герой нашего края.

6. Название реки, куда впадает наша речка, а эта река впадает в Волгу.

7. Имя святого, в честь которого построена наша церковь в XVIII в.

8. Родничок у подножия горы, куда гремяченцы ходят за водой.

3.Составить поэтапный план исторических событий на территории нашего края

4.Перечислите исторические лица, имеющих отношения к нашему краю


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

1558 + Иван Грозный= присоединение Астраханского ханства

1590 + Г. О. Засекин = Строительство г. Саратова

1606 + Горчаков = гражданская война И. Болотникова

1609 + Лжедмитрия II = Саратов переходит на сторону Лжедмитрия II

1670 + С. Т. Разин = Крестьянская война в Саратове

1674 + А. М. Романов = указ о переносе г. Саратова на правый берег Волги

1698 + Указ Петра I = Строительство г. Петровска

1722 + Петр I = Петр I в Саратове. Встреча с китайским послом.

1773 + «Пётр 3» =Крестьянская война Емельяна Пугачёва



Отгадывание кроссворда «Гремячка»

в

о

л

Г

а

д

у

б

Р

а

в

а

в

Е

р

ш

и

н

а

з

е

М

л

е

д

е

л

и

е

к

у

д

е

Я

р

Ч

а

р

д

ы

м

н

и

К

о

л

а

й

л

у

н

к

А



  1. Присоединение Астраханского ханства

  2. Строительство города крепости Саратова

  3. Восстание под предводительством Хлопка и И. Болотникова

  4. Саратов на стороне Лжедмитрия II

  5. Крестьянская война Степана Разина

  6. Перенос Саратова на правый берег Волги

  7. Строительство г. Петровска

  8. Пётр 1 в Саратов и т.д.

Иван Грозный, Фёдор Иванович, Борис Годунов, А. Романов, Г.О. Засекин, Лжедмитрий II, Степан Разин, Пётр 1, Емельян Пугачёв…



Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5 мин






5


Применение знаний и умений в новой ситуации


Устанавливает осознанность ситуации.

Работа с таблицей: «Русь. Россия. Российская империя»

Задание:

Выбрать исторических деятелей управления государством, которые имели отношение к истории нашего края.



Работа с картой «Саратовская губерния»

Задание:

а) определить и показать на карте Саратовскую губернию

б) сколько уездов было в Саратовской губернии. Назвать их…

в) в какой уезд входило наше село Гремячка


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

должно получиться:

Иван Грозный – Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Фёдор Иванович – Указ о построение крепости Саратов.

Борис Годунов – строительство г. Саратова

Лжедмитрий II – 1609 год город перешёл на сторону Лжедмитрия.

Алексей Михайлович – Указ о переселении г. Саратова с левого берега на правый берег р. Волга (церковный раскол)

Пётр I – заселение нашего края в связи с постройкой города – крепости Петровск

Обучаемые по желанию выходят к карте и вслух озвучивают ответы



Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

5 мин






6


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 


Организует деятельность по применению новых знаний.

Составление логической цепочки.

(самостоятельная работа в тетради, затем проверка – каждый учащийся, по очереди называет последующую дату

1590; Крестьянская война Е.Пугачёва; строительство Троицкого Собора в Саратове; 1708; 1670; основание крепости Петровск; пребывание Петра I в Саратове; 1603; 1674; Илья Горчаков.

……………………………………………


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

должно получиться:………

1590;1603;Илья Горчаков;1670;1674;основание крепости Петровск; строительство Троицкого Собора в Сарстове;1708;пребывание Петра I в Саратове, Крестьянская война Е.Пугачёва.



Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

4 мин







7


Рефлексия (подведение итогов занятия)

 


Организует рефлексию.

На доске висят иллюстрации…..

-Ребята ,снимите с доски иллюстрации, которая ,по вашему мнению относится к истории нашей малой родины

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия



Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные


1 мин







8


Задание на дом

 

- Нарисовать рисунки родных уголков нашего края; портреты исторических лиц, связанных с историей нашего края, изобразите народные промыслы, быт и обычаи нашей местности;

- составить кластер, синквейн-кроссворд по теме;



- презентацию по теме « Храм во имя Николая Чудотворца»


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей.



Познавательные, регулятивные, коммуникативные








Межпредметные связи…..история, краеведение, литература, география, ИЗО, ОРКСЭ.

скачать файл



Смотрите также:
План-конспект урока «Наш край с древнейших времён до конца XVIII века»
141.76kb.
Рассмотрена
270.3kb.
№ «Россия в царствование Ивана iv» из тематического блока «История России с древнейших времен до конца XVII века» изучается в первом полугодии первого года обучения. В программе, утвержденной в 2013 году, на изучение темы отводится 4 часа
107.58kb.
-
229.89kb.
Рабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI века»
419.18kb.
Вопросы по истории с древнейших времен до начала хх1 века
243.64kb.
План – конспект урока по кубановедению
144.72kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
План-конспект урока по мхк 10 класс
102.21kb.
План-конспект урока мощность. Фио
85.51kb.
План-конспект урока «Реактивное движение»
71.5kb.
План-конспект урока математики составлен по государственной программе «Математика»
39.45kb.