grandov.ru страница 1
скачать файл
План-конспект урока по МХК 10 класс

учительницы ГОУ СОШ № 28

Паккарь Татьяны Васильевны

Тема: Этапы русского классицизма

(на примере архитектуры)
Задача урока: В контексте развития русской художественной культуры дать определение архитектурного стиля и показать его эволюцию.

Цели урока:

  • Пояснить условия и причины возникновения классицистического стиля в архитектуре России

  • Выяснить особенности классицизма как архитектурного стиля

  • Сравнить различные этапы развития классицизма в России

  • Продолжить формирование интереса к искусству архитектуры


План урока:

  1. Актуализация знаний

  2. Новый материал:

  1. Классицизм; появление классицизма в России

  2. Ранний классицизм

  3. Строгий классицизм

  4. Александровский классицизм (Русский ампир)

  1. Закрепление

  2. Итог урока; д/з

Термины и понятия: архитектоника, ризалиты, портик, ионический ордер, капитель, ростры

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация.
І. Вспомним пройденное:

  • Когда и где возникает классицизм? (античность)

  • На что ориентируется классицизм? (На древнюю Грецию и Рим)

  • Каковы принципы классицизма? (перечислить)

  • Каково главное архитектурное открытие древнегреческих архитекторов? (архитектурный ордер (от лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке.)

  • Что характерно для градостроительства в период классицизма? (создание системы строительства)

  • Какие здания, построенные в классицистическом стиле в Западной Европе,

  • вы можете назвать? (площадь Согласия в Париже, церковь Сен-Женевьев, Версаль)



ІІ. Определение классицизма как художественного стиля.

a) Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики.

Очень часто понятие классицизм применяют для определения искусства какой-либо страны, эпохи, школы, мастера, которые следуют классицистическим принципам.



Разница между классикой и классицизмом в том, что классицизм - это стиль, отражающий стремление художественного мышления к целостности, ясности, простоте, уравновешенности, логичности. Подобный идеал наиболее полно явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики.

Классицистическая архитектура дает ясное представление о величине, соразмерности, пропорциональности, масштабности сооружения. Главенствующую роль играют архитектоника здания, четкое подразделение целого на части и одновременно их соподчинение.

Для архитектуры классицизма характерны следующие черты:



  • Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

  • Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

  • Форма: четкость и геометричность форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.

  • Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

  • Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

  • Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

  • Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

Екатерина ІІ, вступившая на престол в 1762 году, хотела изменить в России очень многое, в том числе и архитектуру. И в 1760-х годах в России происходит смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф. Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране

Рамки классицизма в России приходятся на вторую половину XVIII в. – первую треть XIX в., но на этом его существование не заканчивается. Классицизм существует не отдельно от других стилей, а связан с ними. Его принципы прослеживаются в более поздних стилях.



Развитие классицизма в России можно разделить на три этапа:

  1. Ранний «Екатерининский» классицизм (1762 - 1780 гг) -

  2. Строгий классицизм (1780 – 1800гг.)

  3. Александровский классицизм (ампир) (1800 – 1812 гг.)

На примере трёх архитектурных ансамблей можно рассмотреть все три этапа классицизма в развитии. Это здание Академии художеств (ранний), Академии наук (строгий) и Ансамбль стрелки Васильевского острова (ампир).

Видеоиллюстрация
b) Первый период классицизма в России принято называть «екатерининским классицизмом» (1760-70-е гг.):

( Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк,



А. Ринальди) ещё сохраняет пластику, богатство и динамику форм, характерную для барокко. Но уже появляются характерные для классицизма черты:

  • Архитектурный ордер – стоечно-балочная система, состоящая из вертикальных (колонны) и горизонтальных (антаблемент) элементов

  • Четкие планы зданий, но при этом сохраняется декоративность (влияние барокко)

В 17641788 по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота на месте построек 1-й четверти XVІІІ в. для Академии Художеств построено грандиозное здание на набережной Большой Невы (Университетская наб., 17) — первый памятник архитектуры классицизма в Санкт-Петербурге. В 1766-88 г. под руководством А. Ф. Кокоринова архитекторы Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколов построили садовый корпус и круглый внутренний корпус, увенчанный статуей Минервы (богини мудрости в римском пантеоне). У Минервы – лицо Екатерины ІІ.

На фасаде, обращённом к Неве, есть портик со скульптурами Геракла и Флоры. Здание сохраняет некоторые детали, характерные для барокко – например, полукруглые окна, пилястры. При строительстве Академии художеств впервые применялись железные несущие элементы.

Видеоиллюстрация

с) Второй период классицизма получил название «Строгий классицизм». Примером строгого классицизма может служить Академия наук , выстроенная на Университетской набережной в Санкт-Петербурге по проекту Джакомо Кваренги в 1783 – 1789 гг. Это трёхэтажное, прямоугольное в плане здания, его фасад обращен на Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. На нём практически нет декора, что оправдывает название стиля – строгий; фасад оживлен карнизами и тягами, его центр отмечен величественным 8-колонным портиком ионического ордера. Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа и в вестибюль на 2-м этаже. Тут уже нет никаких элементов барокко, портик украшен лишь колоннами с капителями ионического ордера. Здесь мы видим классицистическое здание, полностью соответствующее древнегреческим канонам архитектуры.

Видеоиллюстрация
d) Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. Огромное влияние на формирование стиля оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры и то, что участие в процессе формирования национальной архитектуры принимал сам император Александр I.

Вершиной классицистического стиля в архитектуре является ансамбль Биржи и Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова.

Автором проекта был Жан Франсуа Тома де Томон.

Биржа была заложена в июне 1805 года, а через пять лет ее строительство завершилось. Прямоугольное в плане задание со всех сторон окружено монументальной дорической колоннадой. Над колоннами возвышается верхняя часть основного объема сооружения, перекрытого двускатной крышей. Четкий силуэт и пластичная колоннада Биржи способствуют тому, что она отлично видна с большого расстояния.


Материал для учителя

Задача, стоявшая перед Тома де Томоном, была очень сложной: Стрелка не была симметричной, пейзаж необходимо было «выстроить» так, чтобы соблюсти симметрию – одно из ключевых требований классицизма.

Пришлось упорядочить природное окружение здания: путем подсыпки грунта и забивки более чем тысячи свай берег Стрелки Васильевского острова был повышен и выдвинут вперед более чем на сто метров, а береговой линии приданы правильные, симметричные очертания (изначально берег имел форму острого мыса, стрелой вдающегося в воды реки на 122 метра). Так перед Биржей возникла полукруглая площадь, которую украсили гранитные стенки и пологие спуски к воде. Строгую симметрию ансамбля подчеркнули две вертикали – Ростральные колонны, поставленные по обеим сторонам площади (в прошлом они выполняли роль маяков при входе в порт). Массивные каменные колонны, решенные в форме античных триумфальных сооружений, декорированы металлическими изображениями ростр – носовых частей кораблей. У подножия колонн – колоссальные скульптурные аллегории великих русских рек: Волги, Днепра, Волхова и Невы, выполненные по моделям И. Камберлена и Ж. Тибо. Как и в других памятниках зрелого классицизма, в композиции Биржи значительную роль играют скульптурные группы, раскрывающие идейный замысел и назначение здания. Перед его фронтоном помещена аллегорическая композиция «Нептун с двумя реками». Группа «Навигация с Меркурием и двумя реками» венчает колоннаду на западном фасаде Биржи. Ансамбль Стрелки получил завершение лишь спустя два десятилетия после сооружения Биржи и Ростральных колонн. В 1826-1832 годах справа и слева от Биржи были возведены симметричные здания пакгаузов – портовых складов.
В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси (Михайловский дворец, Сенат и Синод), Андрей Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Андреян Захаров (Адмиралтейство).
Третий период развития классицизма в России по аналогии с французским имперским стилем Наполеона называют «Русским ампиром». Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие. Это стиль, почти буквально повторяющий античность – Рим эпохи империи, полностью соответствующий характеру и духу царствования Наполеона и Александра І.

На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов. Россия стала не только Империей, но и вполне европейской державой с собственной архитектурой. Настало время, когда за новым в архитектурной практике ехали не из России, а в Россию.



Обустраивались не только столицы, но и вся страна. Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры. Россия не просто строилась, она полностью перестраивалась и меняла стиль.
Михайловский дворец был построен в 18191825 годах для великого князя Михаила Павловича – младшего сына Павла I. Отсюда и произошло название дворца – Михайловский. Раньше на этом месте располагались оранжереи Михайловского замка. Дворец был построен по типу загородной усадьбы с садом. Ансамбль Михайловского дворца состоит из главного корпуса и двух флигелей. Главный двухэтажный дворцовый корпус, высота которого составляет около двадцати пяти метров, находится в глубине парадного двора. Боковые флигели, располагающиеся симметрично, связаны между собой великолепной высокой чугунной оградой с тремя воротами. Центральные ворота украшены четырехгранными пилонами, которые увенчаны арматурой – изображением военного снаряжения: доспехами, мечами и знаменами. Первый этаж Михайловского дворца был облицован рустами. Главный фасад здания украшен портиками из восьми колонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого этажа. Портик завершен треугольным фронтоном. Высеченные из камня головы львов расположены над арками и над всеми окнами первого этажа. Трехчетвертные колонны украшают боковые колонны здания. Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского. Широкая лестница, украшенная каменными львами, ведет ко входу во дворец. Боковые ризалиты декорированы большими венецианскими окнами. Перед главным фасадом здания был разбит небольшой парадный сад. Противоположный фасад дворца, обращенный к Михайловскому саду, также богато отделан. Центральную часть этого фасада украшает грандиозная лоджия-колоннада. В отделке внутренних помещений Михайловского дворца участвовали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П. Скотти и многие другие. До наших времен сохранилась первоначальная отделка вестибюля, парадной лестницы и Белого зала. По этим интерьерам можно представить себе все великолепие дворца в первой половине XIX века. После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея.

ІІІ. Закрепление пройденного материала:

  • Что такое ансамбль?

  • На какие этапы делится период развития классицизма в России?

  • Как они называются и чем отличаются друг от друга?

  • Определите, к какому стилю относятся здания на экране? (видеоиллюстрации)


ІV. Итог урока – ответить на вопросы и закончить предложения:

  • Чему научились?

  • Довольны ли вы собой?

  • На уроке я…

  • Я весь урок…


Д/з – описать классицистический ансамбль в СПб (по своему выбору)
__________________________________

* Примечание:
Материалы для учителя – выделенный в рамке текст, который используется по мере необходимости.

Список источников:

  1. Данилов А.А. История Государства и народов России XVI-XVIII века: Учебник для 7 класса – М.: Дрофа, 2004г.;

  2. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Просвещение, 1999г.;

  3. Симонова Е.В. История государства и народов России: Метод.пособие для учителей – М.: Дрофа,2004г.

  4. Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса – М., изд.центр «Академия» 2008 г.

  5. http://www.spb-rf.ru/spit.htm

  6. http://walkspb.ru/zd/mihail_dv.html

  7. http://walkspb.ru/zd/admiral.html




~ ~

скачать файл



Смотрите также:
План-конспект урока по мхк 10 класс
102.21kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
План-конспект урока «Реактивное движение»
71.5kb.
План-конспект урока мощность. Фио
85.51kb.
План-конспект урока математики составлен по государственной программе «Математика»
39.45kb.
Конспект урока "Имя прилагательное" Русский язык. 2 класс. Урок исследование. Тема урока. Имя прилагательное
39.33kb.
План-конспект открытого урока биологии в 7 классе учитель елисеева Ольга Юрьевна /вторая квалификационная категория
76.72kb.
Золотое правило жизни
78.52kb.
С 8 по 12 апреля в образовательных учреждениях города Пскова проводятся мероприятия предметной недели искусства (музыка, изо, мхк), технологии, физической культуры и обж
58.85kb.
План-конспект урока «Наш край с древнейших времён до конца XVIII века»
141.76kb.
Тема урока: «Горизонты гибридизации» Имя урока : «Вершки и корешки» Форма урока : виртуальная экскурсия
423.67kb.
План – конспект открытого урока немецкого языка во 2 классе по теме: Wir kennen schon das abc
38.91kb.