grandov.ru страница 1
скачать файл
Клинковская Марина Викторовна,

учитель информатики и ИКТ

МОУ гимназия № 7 г. Балтийска
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: МЕТОДЫ ШИФРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (8 класс)
Цели урока:

Образовательные:

— сформировать у учащихся понятие о шифровании как о методе защиты информации;

— рассмотреть различные способы шифрования, научить шифрации, дешифрации.

Развивающие:

— развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах;

— формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

— формировать познавательный интерес учащихся;

— способствовать освоению учащимися способов эффективного взаимодействия в процессе учебной деятельности;

— воспитывать потребность в оценке своей деятельности;

— воспитывать нравственное отношение к понятиям Родина, совесть.


Тип урока: Комбинированный урок

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование и ПО: персональный компьютер учителя, проектор, персональные компьютеры учащихся, программа MyTest.


Структура и ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, мин

Перед началом урока на каждое рабочее место выкладывается стопка листов с заданиями 1-4 и зеленый/голубой лист, тыльной стороной кверху. Вверху должен лежать лист с заданием 1, и далее все листы по порядку.

1

Организационный

Приветствие.

Отметить отсутствующих.






1 мин

2

Повторение правил ТБ

  1. Демонстрация иллюстраций к правилам ТБ. Вопрос — попытаться сформулировать правило ТБ по картинке.

  2. Координация действий учащихся. Акцент внимания учащихся на правильных ответах.

  3. В конце повторения правил учащимся задаются вопросы:

— был ли записан текст правил ТБ на картинках?

— какими другими словами можно заменять слова «скрытая», «зашифрованная» информация? («Спрятанная», «закодированная», и т.д.)

— для чего шифруют информацию?

— когда возникает необходимость закодировать информацию?

Вопросы о целях шифрования текстовой информации.

Координация действий учащихся и степени их вовлеченности в образовательный процесс, организация индивидуальной работы.



Фронтальная работа. Формулируют правила техники безопасности по картинкам.

Учащиеся делают вывод о том, что, не смотря на отсутствие текстовой информации (информация была «скрыта», «зашифрована»), они смогли понять смысл, который несет каждая иллюстрация.

Ответы на вопросы.


5 мин

3

Изучение новой темы

  1. Объявление темы урока, цели

  2. Беседа по вопросу «Когда люди начали шифровать информацию?



  1. Шифр Цезаря. Объяснение способа шифрования.

Решение примеров 1,2. Проверка результатов.

  1. Шифр Вижинера. Объяснение способа шифрования (Отличие от шифра Цезаря — не постоянная, а переменная величина сдвига, использование ключевого слова)




Ответы на вопрос.

Работа с листами заданий.

Пример 1. Зашифровать слово БАЙТ.

Пример 2. Расшифровать слово КГЬЛХГ

Пример 3. Закодировать с помощью шифра Вижинера слово АЛГОРИТМ, проверка у доски — 2 чел.


10 мин

4

Промежуточный контроль знаний

Вопросы:

— Чем отличается шифр Вижинера от шифра Цезаря?

— Какой шифр более надежен? Почему?

— Какой шифр показался более интересным?

Задание: расшифровать слово НУЛТХСЖУГЧЛВ (КРИПТОГРАФИЯ). Беседа о происхождении лексическом значении этого слова.

Осуществляется контроль за выполнением работы. Обеспечивается положительная реакция учеников на ответы и высказывания одноклассников, толерантное отношение к мнению товарища.



Учащиеся отвечают на вопросы.

Расшифровка.






5

Физкультминутка — 2 мин

6

Рассадка учащихся для групповой работы

7

Продолжение изучения новой темы

  1. Тарабарская грамота. Объяснение способа шифрования.

Группы получают задания для расшифровки.

(Зеленые листы: «Тарабарская грамота – тайнопись, применявшаяся ранее в России для дипломатической переписки»

Синие листы: «Вопрос, умеет ли компьютер думать, имеет не больше смысла, чем вопрос, умеет ли подводная лодка плавать» — Э.вайб Дейкстра.)


  1. Обсуждение фраз. Согласны ли с утверждением ученого Э.вайб Дейкстры? Почему?

  2. Рассказ об авторе книги «Может ли машина мыслить» Алане Тьюринге — математике, шифровальщике, криптографе. О раскрытии секрета шифровальной машины «Энигма».

  3. Рассказ о шифровании информации в нашей стране. Котельников.

  4. Развитие после войны индустрии ЭВМ и шифровании с их помощью.

Учащиеся разделены на группы, выбирается капитан, который будет озвучивать ответ. Группы расшифровывают данные фразы, каждая дает свой ответ.

Обсуждение расшифрованных фраз.




10 мин

8

Контроль знаний учащихся. Компьютерное тестирование с выставлением оценки.

Осуществляется контроль за выполнением работы.

Работа за компьютерами — выполнение теста. После выполнения проводится фронтальная проверка.

8 мин

9

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итога урока вместе с учащимися, мотивация учащихся на углубление знаний по данной теме. Оценка работы учащихся на уроке.

Учащимся раздаются первый и последний листы методического пособия — продукт деятельности учеников на уроке + теоретические сведения.



Подведение итога урока. Учащиеся отмечают наиболее интересные моменты, наиболее удачные ответы. Дают оценку продуктивности занятия.

2 мин

10

Задание на дом

Домашнее задание и список литературы — на слайде презентации

2 мин

11

Окончание урока
скачать файл



Смотрите также:
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
Тема урока: «Горизонты гибридизации» Имя урока : «Вершки и корешки» Форма урока : виртуальная экскурсия
423.67kb.
План-конспект урока по мхк 10 класс
102.21kb.
Урока Тема урока Кол час Тип урока Методы обучения
351.56kb.
План-конспект урока «Реактивное движение»
71.5kb.
Конспект урока "Имя прилагательное" Русский язык. 2 класс. Урок исследование. Тема урока. Имя прилагательное
39.33kb.
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема урока
34.75kb.
Тематический план № Тема урока Кол часов Тип урока Характе-ристика деятель-ности учеников
278.92kb.
План-конспект урока мощность. Фио
85.51kb.
№ урока Раздел Тема урока Кол часов Дата урока Нац рег компон. Основные понятия
148.23kb.
План проведения открытого урока в 5-ом классе
18.16kb.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Предмет: русский язык. Класс: Лексика урока
129.21kb.