grandov.ru страница 1
скачать файл


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

М.В. Ковальчук, аспирантка, старший преподаватель кафедры дошкольной и социальной педагогики ГОУ ВПО КГПА

Воспитание гражданственности считалось одной из главных задач нашего государства и общества в любые периоды истории. Актуальность данного вопроса определяется тем огромным значением, которое играет гражданское воспитание в социальном и духовном развитии человека. Гражданственность выступает как составной элемент мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим нациям и народам.

Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в последнее время особое значение. Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Образовательный процесс предоставляет прекрасные возможности для постоянного духовного обогащения, воспитания любви к семье, стране, к окружающим.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

Основные ценности гражданского воспитания заключаются в том, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях.

Решение данной задачи в период дошкольного детства чрезвычайно значимо, так как начинает формироваться самосознание ребенка, а в возрасте от 6 до 7 лет, как утверждают Ананьев Б. Г., Венгер А. А., Выготский Л. С., Люблинская А. А., Эльконин Д. Б. и другие, идет наиболее интенсивное личностное развитие.

В основе гражданского воспитания лежит развитие нравственных чувств. Формирование у дошкольников нравственных чувств на основе роста осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, - основополагающее новообразование для детей данного возраста. Чувства становятся для старшего дошкольника центральной линией, определяющей поступки, выражающей отношение ребенка к миру.

Представления, как основная форма знаний дошкольников, по мнению Люблинской А.А., на протяжении всего дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием. У старшего дошкольника могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.

Критериями сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Казаевой Е.А. являются:

- полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях разных национальностей;

- сформированность положительного эмоционального отношения к Родине, потребности выполнять свои обязанности дома, в детском саду, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей;

- готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей.

В связи с развитием теории формирования основ гражданственности у старших дошкольников есть необходимость в анализе ныне существующих образовательных программ, согласно которым осуществляется педагогический процесс в дошкольных учреждениях. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Итак, в программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Ва­сильевой рассматривается такой аспект как «Явления общественной жизни», в котором затрагиваются вопросы развития традиций семьи и детского сада, расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. В блоке «Нравственное воспитание» уделяется внимание воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми уважительного отношения к окружающим, формированию умения оценивать свои поступки и поступки других лю­дей.

В программе «Радуга», разработанной сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования, под руководством Т.Н. Дороновой, одной из задач педагога является обеспечение соблюдения прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Программа «Детство» (авторский коллектив: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина) содержит отдельный блок – «Гуманное отношение», цель которого – воспитание доброжелательного, бережного, заботливого отношения к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру и другим людям.

Воспитание таких качеств личности как дружелюбие и сотрудничество рассматривается в программе «Детский сад - дом радости», автор которой Н.М. Крылова. В программе рассматривается понятие «Дом», что означает возможность каждого воспитанника, включая сотрудников детского сада и родителей, с учетом возраста и индивидуальности, прожить день своей жизни максимально активно.

Большое внимание социально-личностному развитию уделяется в программе «Школа 2100» (авторский коллектив под руководством академика РАО А.А. Леонтьева). Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками, в их числе трудовыми.

В программе «Истоки» (авторский коллектив центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством доктора пед. наук Л.А. Парамоновой) целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Раздел «Социальное развитие» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. Цель раздела «Мир, в котором мы живем» - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Программа «Я — человек» (С. А. Козлова) включает следующие разделы: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Целью данной программы является – раскрытие для ребенка окружающего мира, формирование у него представления о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развитие творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и проникнутой уважением к людям.

Программа «Дружные ребята» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики - нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

Ведущая цель программы «Наследие» (М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева) – введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

В программе «Я – Ты - Мы» (Князева О.Л.) раскрывается смысл и значение социально-эмоционального развития дошкольника для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей. Раскрывается важность развития социальных навыков для умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

Следовательно, можно подытожить, что в образовательных программах для дошкольных учреждений освещаются аспекты, связанные с гражданским воспитанием, такие как социально-личностное и социально-эмоциональное развитие дошкольника, нравственное воспитание, развитие гуманных чувств, воспитание дружелюбия и сотрудничества, формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, но отдельного блока или раздела по гражданскому воспитанию не выделяется.



Основными задачами гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении могут быть следующие:

  • создание в дошкольном образовательном учреждении условий для повышения квалифика­ции педагогов в сфере гражданского воспитания;

  • создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам гражданского воспитания (вовлечения родителей в процесс воспитания гражданственности);

  • создание условий для формирования у детей гражданской компетентности;

  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с основными гражданскими навыками (социально-ценными качествами личности, необходимыми для жизни в обществе) и их формирование;

  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и нацио­нальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностно­го и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего об­лика и физических недостатков.

Наконец, в заключение можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели, такие как добрые отношения с другими людьми, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках, уважение к правам и мнениям окружающих, терпимость к различиям между людьми и другие. Таким образом, возрастает роль дошкольных образовательных учреждений в становлении гражданского общества.
скачать файл



Смотрите также:
Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в последнее время особое значение
78.34kb.
На развитие балетного театра республики корея
288.9kb.
Урок знаний 5 класс Учитель: Грищенко М. В. Мегион 2009 г
89.04kb.
Сценарий внеклассного мероприятия подготовлен классным руководителем 6а класса моу сош №4 г. Маркса Саратовской области
82.53kb.
Воспитание граждан правового государства общество во многом связывает с личностью учителя, его общей и правовой культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством
46.52kb.
Элективный курс по химии «Химия в сельском хозяйстве» для обучающихся 10 класса 2013-20134 учебный год
99.96kb.
Проект «Школа центр физической культуры и здорового образа жизни»
684.72kb.
Социокультурная антропоэкология как методологическое основание типологии личности
192.37kb.
Учитель первой квалификационной категории
138.38kb.
В 2012 году в районе функционируют 29 учреждений культурно-досугового типа: 1 Дворец культуры, 26 сельских домов культуры и 2 сельских клуба, мбук «Бурзянский црб» с 23 филиалами из них 2-модельные, моу дод
14.79kb.
Г. Хмельницкий, Украина в условиях актуализации философского знания в педагогической науке актуальное значение приобретает исторический опыт
169.41kb.
Социологическая теория К. Маркса
53.81kb.