grandov.ru страница 1
скачать файл
Практика выявление уровня распространения

вредных привычек

по МОУСОШ с. Ленино Пензенского района.

Администрации школы потребовался надежный инструмент для определения мнения учащихся о том, насколько распространены в их среде вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков. Без достоверного знания ответов на эти вопросы невозможно планировать профилактическую работы и оценивать ее эффективность.

Непосредственное выявление учащихся, употребляющих дурманящие вещества, представляет для педагогов определенные сложности. Каждый школьник знает, что в его возрасте курение, распитие спиртного и употребление наркотиков социально осуждаются и грозят ему суровым наказанием. Поэтому вредные привычки до поры до времени тщательно и успешно скрываются ребенком от находящихся рядом взрослых - родителей и учителей. Куда сложнее скрыть вредные привычки от своих сверстников. Курение и употребление алкоголя на территории школы происходит, как правило, не в одиночестве, а в кампании других школьников, которые или сами курят и выпивают, или являются невольными свидетелями подобных фактов.



Одноклассники всегда способны заметить специфические признаки употребления обучающимся рядом с ними школьником запрещенных веществ: запах, возбуждение, моторные и речевые реакции, необычное поведение. Распространенный в подростковой среде стереотип о недопустимости «доносительства», «стукачества» взрослым на своих товарищей не позволяет в превентивном порядке выявлять факты распространения среди одноклассников наркотиков дилерами из числа школьников до тех пор, пока факт болезненного пристрастия целой группы детей не станет явным. В то же время известно, что дети активно обмениваются «запретной» информацией друг с другом, охотно делятся увиденным и услышанном о других, то есть школьники или непосредственно и достоверно осведомлены о фактах наличия в школе предпосылок для возникновения вредных привычек у своих одноклассников, или много об этом наслышаны.

Каким образом администрация школы может узнать об этом?

  • Во-первых, от тех школьников, кто не прочь тайно поделиться со взрослыми увиденным и услышанным. При этом существует громадная опасность невольного раскрытия источника информации. Например, если к вам приходит мама или папа школьника и под большим секретом сообщает о том, что по рассказу подростка конкретные мальчики в его классе употребляют наркотики, вы должны быть весьма аккуратны в выборе тех педагогов, с кем поделиться источником, чтобы не навредить своим информаторам. Известно, что дети работников школы часто воспринимаются своими сверстниками как потенциальные доносчики. При возникновении любых чрезвычайных происшествий в классе именно «учительских детей» в первую очередь стремятся привлечь для их раскрытия. Тем самым ставя детей сотрудников школы в весьма щекотливое и сложное положение среди одноклассников. Обращение школьной администрации к информаторам из числа детей и родителей делает получение информации о распространенности вредных привычек среди школьников быстрым, но достаточно тенденциозным. Дети обращают особое внимание лишь на то, о чем их спрашивают взрослые. Весьма возможно появление у ребенка неосознанного желания «выдавать» взрослым лишь ту информацию, которую взрослые хотят услышать. Родители же весьма часто играют роль «испорченного телефона», сводя счеты с непонравившимся им посторонним подростком. Наш совет - не доверяйте слепо одному единственному источнику. Прежде чем начать действовать, проверьте и перепроверьте деликатную информацию. Получите ее подтверждение из независимых (друг от друга и от вас) источников.

  • Вторым способом изучения положения дел с распространением вредных привычек среди школьников является регулярное анонимное анкетирование учащихся среднего и старшего звена. На протяжении многих лет мы в своей школе пользуемся модифицированной А.Е. Рябовым анкетой. Все вопросы анкеты имеют косвенный характер, позволяют школьникам высказываться как бы не о самих себе, а лишь демонстрировать меру осведомленности в задаваемых вопросах. Таким образом, у учащихся снимается ощущение собственной вовлеченности в социально наказуемый процесс употребления дурманящих веществ и ответственности за разглашение значимой информации взрослым. Ведь в вопросах речь идет не обо мне, а о ком-то постороннем.

Недостатком анкетирования является качественная расплывчатость результатов. Мы можем определить актуальное положение дел, но ничего не можем сказать почему оно сложилось. Конкретные тенденции можно выявить только путем количественного сравнения ответов, полученных в разные периоды жизни школы. Скажем, за последние 3-5 лет. Зато результаты опроса, проведенного среди пяти параллелей, отличаются весьма высокой достоверностью. Желание отдельных школьников как-то исказить ответы не скажется на общей точности оценок. По ним с уверенностью можно судить, приносит ли программа профилактики вредных привычек в школе реальные результаты или она существует лишь в воображении администрации?

Мы рекомендуем проводить анкетирование с помощью предлагаемого опросника два раза в год в седьмых-одиннадцатых классах в сентябре и мае. Пусть вас не смущает формулировка 4-6 вопросов о том, что происходило в школе в последние три года. В действительности дети не обладают такой временной ретроспективой, поэтому ответы отражают актуальную для них ситуацию между двумя опросами (то есть за последние полгода-год).

Проведение опроса занимает не более 10 минут. Каждому школьнику выдается приведенный ниже бланк. После заполнения бланки передаются учителю. Желательно, чтобы исследование проходило на уроке самого «любимого» классом учителя, тогда обстановка опроса становится более непринужденной и располагающей к откровенности. В дальнейшем результаты по классам и параллелям обрабатываются школьным психологом и с помощью компьютера производится подсчет частот соответствующих ответов в процентах.

В первом приближении по данным даже единственного опроса можно судить о степени актуальности проблемы вредных привычек в вашей школе. Если же вы соберете соответствующую статистику за несколько лет, вам станут ясны исходная ситуация, тенденции и результаты собственной работы.

Бланк опросника «Вредные привычки в нашей школе»

Опрос является анонимным. Не нужно подписывать бланк! Никто и никогда не станет выяснять твое имя и фамилию. Нас интересует только твое мнение по задаваемым вопросам.


Школа № _____ Дата опроса ________ Класс _______ Твой возраст _______ лет Пол___

Обведи кружком одну цифру, соответствующую твоему мнению по заданному вопросу:

• 1. Сильнодействующие наркотики (марихуану, гашиш, анаболики, героин) ученики нашей школы употребляют:

[1] - Никогда [2] - Очень редко [3] - Редко, иногда [4] - Довольно часто [5] - Постоянно

• 2. Алкогольные напитки ученики нашей школы употребляют:

[1] - Никогда [2] - Очень редко [3] - Редко, иногда [4] - Довольно часто [5] - Постоянно

• 3. Ученики нашей школы курят:

[1] - Никогда [2] - Очень редко [3] - Редко, иногда [4] - Довольно часто [5] - Постоянно

• 4. За последние три года употребление наркотиков в нашей школе

[1] - Значительно возросло [2] - Возросло [3] - Не изменилось [4] - Уменьшилось [5] - Значительно уменьшилось

• 5. За последние три года употребление алкоголя в нашей школе

[1] - Значительно возросло [2] - Возросло [3] - Не изменилось [4] - Уменьшилось [5] - Значительно уменьшилось

• 6. За последние три года курение в нашей школе

[1] - Значительно возросло [2] - Возросло [3] - Не изменилось [4] - Уменьшилось [5] - Значительно уменьшилось

• 7. Наркотики в нашей школе

[1] - Совершенно недоступны [2] - Труднодоступны [3] - Не знаю [4] - Доступны [5] - Легкодоступны

• 8. Алкоголь в нашей школе

[1] - Совершенно недоступен [2] - Труднодоступен [3] - Не знаю [4] - Доступен [5] - Легкодоступен

• 9 Курение в нашей школе

[1] - Совершенно недоступно [2] - Труднодоступно [3] - Не знаю [4] - Доступно [5] - Легкодоступно



Анкета «Личный опыт школьника

относительно одурманивающих веществ»

Школьникам предлагается готовый бланк анкеты. Подчеркивается анонимность результата (в данном случае исключается возможность установления авторства по почерку).



Инструкция. Заполни правую сетку цифрами из левого перечня.
скачать файл



Смотрите также:
Практика выявление уровня распространения вредных привычек по моусош с. Ленино Пензенского района
58.09kb.
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в основной школе. Уроки математики
398.53kb.
Конкурса рисунков и плакатов «Жизнь без вредных привычек»
43.69kb.
Городской контрольный урок по музыкальной литературе для учащихся детских школ искусств Положение
30.35kb.
Европейская и средиземноморская организация по карантину и защите растений
250.32kb.
Конкурс «Король (а) письма»
22.97kb.
Генеральный план сельского поселения ильинское орехово-зуевского муниципального района
2240.11kb.
Цель и задачи конкурса
45.34kb.
Отчет о работе гоу цо №1409 района Хорошевский по международному и межрегиональному сотрудничеству за 2012 2013 уч г
480.22kb.
Изменение условий распространения звуковых волн водным потоком
107.55kb.
Заполните пропуск подходящими иероглифами. 你好。 请 (входите)
31.54kb.
Теория и практика
6010.86kb.