grandov.ru страница 1страница 2
скачать файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор Иркутского государственного

университета путей сообщения

__________________/А.П. Хоменко/

«_____» _____________2011 г.

Научная специальность 07.00.02 «Отечественная история»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ОД.А.06 История отечественной культуры


Иркутск 2011




Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составила доктор ист. наук, профессор

Л.Н. Харченко

«_____»_______________2011 г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Философия и социальные науки»

«______» _________________ 2011 г. протокол № _____________


Заведующий кафедрой А.В. Атанов

Рабочая программа согласована и одобрена на заседании кафедры ___________

«____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой

Внесенные изменения утверждаю:

Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении.

Оглавление

1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………….. 4

1.1. Цель преподавания дисциплины…………………………………… 4

1.2. Задачи изучения дисциплины………………………………………. 4

1.3. Межпредметная связь……………………………………………….. 5

2. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………… 5

3. Содержание дисциплины…………………………………………………... 6

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах……………………… 6

3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса…………………… 10

3.3. Практические занятия……………………………………………….. 23

3.4. Лабораторные занятия………………………………………………. 23

3.5. Самостоятельная работа…………………………………………….. 23

3.6. Содержание модулей дисциплины…………………………………. 25

4. Учебно-методические материалы по дисциплине……………………….. 25

4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы………………………………………………………………………… 25

4.2 Контрольно-измерительные материалы……………………………. 29

Приложение А……………………………………………………………. 32

Приложение В……………………………………………………………. 33






1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «История отечественной культуры», входит в цикл специальных дисциплин отрасли наук и научной специальности 07.00.02 «Отечественная история» подготовки аспирантов.

Целью преподавания дисциплины является формирование у аспирантов представления об отечественной культуре как целостной системе ценностей и смыслов, являющихся органичной и неотъемлемой частью истории культуры России; постижение механизмов ее становления и развития, специфики национального своеобразия, определяющих ее

мировое значение среди других культур человечества.


1.2. Задачи изучения дисциплины

К задачам изучения дисциплины «История отечественной культуры», в соответствии с требованиями к компетенциям аспирантов, относятся:

- представление об историческом развитии отечественной культуры в ее духовном, религиозном и материальном измерениях;

- выявление особенностей складывания и эволюции отечественной культуры;

- знание и понимание исследовательских подходов к разработке отдельных проблем истории отечественной культуры;

- формирование представления об анализе основных источников по истории культуры;

- соединить теоретические знания о феномене культуры с конкретно-историческими аспектами изучения отечественной культуры и понять национальное своеобразие и место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста и приобрести опыт освоения культуры.


В результате освоения данной дисциплины аспирант должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

способностью развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью порождать новые идеи (ОК-2);

общепрофессиональными (ПК):

способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать полученную информацию, использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

способностью применять современные методы и методики исследования (ПК-4);

способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-5);

способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-9);

знать современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования (ПК - 10);

способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-17);




Межпредметная связь

Дисциплина "История отечественной культуры" является одним из профилирующих направлений подготовки аспирантов по специальности 07.00.02 Отечественная история. Для ее освоения аспирант должен использовать знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения курсов "Отечественная история", "Историография, источниковедение и методы исторического исследования", "Философия".

Освоение дисциплины является необходимой основой для успешного выполнения научно-исследовательской работы аспиранта и подготовки диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата наук.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в табл. 1.
Таблица 1


Вид учебной работы

Второй год обучения

зачётных единиц (часов)



Общая трудоемкость дисциплины

5 (180)

Аудиторные занятия:

1,42 (51)

лекции

1,42 (51)

практические занятия

-

Самостоятельная работа:

2,64 (95)

изучение теоретического курса

2,64 (95)

реферат

0,94 (34)

Вид итогового контроля

Экзамен


3. Содержание дисциплины

Важнейшим компонентом современного гуманитарного знания является изучение самостоятельной области научного познания - истории отечественной культуры. Основной метод - построение модели культуры, характерный для конкретной культурно-исторической эпохи. С этой целью центральное место при изложении особенностей каждой культурно- исторической эпохи занимает реконструкция культурной доминанты.

Данный курс является основным в системе подготовки аспирантов- историков и включает историко-культурные процессы становления и эволюции во времени Российского государства со времени его основания и до наших дней. Существенное внимание в рамках данного курса уделяется особенностям культурного развития Российского государства и определение его роли и места в мировом цивилизационном процессе. Уделяется внимание особенностям культурного развития Сибирского региона в рамках общероссийской культурной политики. Рассмотрена роль православия и Русской православной церкви.
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах
Тематический план занятий приведен в табл. 2.

*- Звездочкой отмечены темы для самостоятельного изучения.
Таблица 2

п/п


Модули и разделы

дисциплины



Лекции

зачетные


единицы

(часы)


ПЗ

зачетные


единицы

(часы)


Самостоятельная работа зачетные

единицы


(часы)

Формируемые компетенции

1.

Модуль 1. Древнерусская культура IX – начала XIII вв.

4,6 (0,128)

-

6,83(0,190)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

2.

Тема 1.1 Формирование древнерусской культуры

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

3.

Тема 1.2. Научные знания и просвещение в Древней Руси

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

4.

*Тема 1.3. Литература и общественная мысль IX – начала XIII вв.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

5.

Модуль 2. Культура русских земель в период монголо-татарского ига

4,6 (0,128)

-

6,83(0,190)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

6.

Тема 2.1. Русская культура во время монголо-татарского ига

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

7.

*Тема 2.2. Научные знания и образование в XIII-XV вв.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

8.

Тема 2.3. Литература и общественная мысль русских земель периода ордынского господства

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

9.

Модуль 3. Культура российского государства XVI-XVII вв.

4,6 (0,128)

-

10,06 (0,280)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

10.

Тема 3.1. Условия развития русской культуры XVI-XVII в.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

11.

*Тема 3.2. Научные знания и образование

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

12.

*Тема 3.3. Общественная мысль и литература XVI-XVII вв.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

13.

Тема 3.4. Российская повседневность допетровского периода

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

14.

Модуль 4. Культурные преобразования первой половины XVIII в.

2,3 (0,064)

-

5,03 (0,140)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

15.

Тема 4.1. Русская культура первой половины XVIII в.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

16.

*Тема 4.2. Развитие науки, образования и литературы

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

17.

Модуль 5. Русская национальная культура второй половины XVIII в.

4,6 (0,128)

-

6,83(0,190)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

18.

Тема 5.1. Общественная мысль и литература екатерининской эпохи

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

19.

*Тема 5.2. Наука и образование.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

20.

Тема 5.3. Русская повседневность в XVIII в.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

21.

Модуль 6. Культура дореформенной России: первая половина XIX в.

2,3 (0,064)

-

5,03 (0,140)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

22.

Тема 6.1. Общественная мысль и литература дореформенной России XIX в.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

23.

*Тема 6.2. Наука и образование в первой половине XIX в.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

24.

Модуль 7. Культура пореформенной России: вторая половина XIX в.

4,6 (0,128)

-

6,83(0,190)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

25.

Тема 7.1. Общественная мысль и литература во второй половине XIX в.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

26.

*Тема 7.2. Наука и образование в пореформенный период и в эпоху Великих реформ

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

27.

Тема 7.3. Российская повседневность в XIX в.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

28.

Модуль 8. "Серебряный век русской культуры"

2,3 (0,064)

-

5,03 (0,140)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

29.

*Тема 8.1. Русская художественная культура XIX- XX вв.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

30.

Тема 8.2. Культура русского зарубежья

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

31.

Модуль 9. Советская культура (1917-1991)

9,2 (0,256)

-

20,12 (0,560)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

32.

Тема 9.1. Феномен советской культуры. "Культурная революция" 1920-1930 гг.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

33.

*Тема 9.2. Культура в годы Великой Отечественной войны

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

34.

*Тема 9.3. Культура советского общества в 1945-1985 гг.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

35.

Тема 9.4. Советская наука

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

36.

*Тема 9.5. Образование и просвещение в СССР




-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

37.

Тема 9.6. Советская идеология и советская художественная культура

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

38.

Тема 9.7. Перестройка и развитие культуры

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

39.

*Тема 9.8. Повседневная жизнь советского человека

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

40

Модуль 10. Современная российская культура: состояние и перспективы развития

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

41.

Тема 10.1. культурное развитие Российской Федерации

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

42.

Модуль 11. История культуры Сибири

6,9 (0,192)

-

15,09 (0,420)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

43.

*Тема 11.1. Территориальное устройство, административное управление и народонаселение Сибири в XIX – начале XXI в.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

44.

Тема 11.2. Просвещение, культура и общественная жизнь Сибири XIX- начала XX вв.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

45.

Тема 11.3. Культура и образование в Сибири в 1920-1930-е гг.

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

46.

*Тема 11.4. Сибирь в годы Великой Отечественной войны

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

47.

*Тема 11.5. Образование и культура Сибири в 1945-1980-е гг.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

48.

Тема 11.6. Экономическое и культурное развитие Сибири в постперестроечный период. Перспективы развития

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

49.

Модуль 12. Россия в современном мировом пространстве культуры

2,3 (0,064)

-

5,03 (0,140)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

50.

*Тема 12.1. Геополитические характеристики русской культуры.

-

-

3,23 (0,090)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

51.

Тема 12.2. Роль православия и русской православной церкви в истории отечественной культуры

2,3 (0,064)

-

1,8 (0,050)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-17

52.

Написание реферата

-

-

0,94 (34)




3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса

Уникальное географическое положение России и вытекающие из него особенности культурного развития. Суровые природно-климатические условия и производные от них мобилизационный тип общества, особые темпы развития государства – и догоняющий характер развития. Отношение русского человека к другим культурам: период замкнутости и период открытости. Разрыв между этнической и национальной культурами. Промежуточное положение между Востоком и Западом. Единство и борьба леса и степи. Постоянная борьба с внешними опасностями и патриотизм. Многонациональность и многоконфессиональность и их влияние на развитие культуры и мировоззрения. Особая роль православия в развитии русской культуры.. Мессианство. Примат духовного над материальным. Общинность и коллективизм. Особое отношение к власти.



Черты и ценности русской культуры. Высокая духовность. Гуманизм. Демократизм. Готовность к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами и народами. Вечный поиск Правды, социальной справедливости.
Модуль 1. Древнерусская культура IX – начала XIII вв.

Тема 1.1. Формирование древнерусской культуры

Условия формирования древнерусской культуры. Географическое положение и уровень социально-экономического и политического развития Древнерусского государства. Связи с Византией, Западной Европой и Востоком. Проблема варяжского влияния на развитие культуры.

Восточные славяне: материальная и духовная культура. Земледельческий характер хозяйства славян и его влияние на культуру. Типы поселений, жилища, орудия труда, одежда и т.д. Язычество как синкретический комплекс политеистических верований и определенная система мировоззрения восточных славян IX-X вв. Восточнославянские предания и легенды. Устное народное творчество (волшебные бытовые сказки, песни, пословицы и поговорки). Традиции и обряды.

Принятие христианства и развитие древнерусской культуры. Понятия «христианизация» и «крещение». Крещение Руси при князе Владимире как единовременный акт принятия христианства в качестве государственной религии: проблема выбора веры, обстоятельства принятия новой религии, методы крещения. Проблема «двоеверия» («Слове о полку Игореве»). Влияние православия на политические, экономические, правовые, духовно-нравственные отношения древнерусского общества.

Особенности культуры единого Древнерусского государства и культуры русских земель периода политической раздробленности. Связь культуры с развитием государственности, патриотизм, высокая духовность, зависимость культуры от церкви. Положительные и отрицательные последствия раздробленности для русской культуры. Формирование местных культурных школ и сохранение культурного единства русских земель.

Тема 1.2. Научные знания и просвещение в Древней Руси

Научные знания, письменность и книжность в Древней Руси. Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д.

Древнейшая письменность: «славянские руны», «черты и резы». Глаголица. Распространение кириллицы на Руси. Устав и полуустав. Рукописные книги и степень их распространённости. «Остромирово Евангелие» и «Изборники» Святослава Ярославича и др. Переводные книги.



Грамотность и развитие просвещения. Грамотность среди духовенства, князей и бояр. Высокообразованные личности: Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и др. Первые русские школы и инициаторы их создания. Распространение грамотности среди горожан (свидетельство – берестяные грамоты).

Тема 1.3. Литература и общественная мысль IX – начала XIII вв.

Основные черты древнерусской литературы и её жанры. Публицистичность, патриотизм, высокая духовность. Основные жанры древнерусской литературы. (жития, хожения, летописи, «слова», дидактическая литература, воинские повести, былины и т.д.).

Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» как первый дошедший до нас летописный свод. Особенности русских летописей. Летописи из различных княжеств. Политическая пристрастность летописцев.

Литературные и публицистические произведения IX – начала XIII вв. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона –гимн христианской Руси. «Повесть временных лет» Нестора – первый общерусский летописный свод. «Слово о полку Игореве» – великий памятник древнерусской и мировой литературы. «Поучения Владимира Мономаха».

Модуль 2. Культура русских земель в период монголо-татарского ига
(вторая треть
XIIIXV в.)

Тема 2.1. Русская культура во время монголо-татарского ига

Характерные черты русской культуры в период ордынского господства: подрыв материальной основы развития, затруднение ее связей с западноевропейской культурой. Роль Новгорода и Пскова в сохранении культурных традиций.

Объединение русских земель вокруг Москвы и его влияние на развитие русской культуры. Формирование русской народности. Начало складывания русского литературного языка. Подъем патриотизма и национального самосознания. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземными захватчиками – стержень формирующейся культуры.

Тема 2.2. Научные знания и образование в XIIIXV вв.

Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д.



Распространение грамотности и книжное дело. Негативное влияние на грамотность и книжность разорения русских земель монголо-татарами. Утрата многих памятников русской литературы. Появление новых русских книг. Рукописные книги: полуустав. Сохранение грамотности среди князей, бояр, духовенства и горожан.

Тема 2.3. Литература и общественная мысль русских земель периода ордынского господства

Развитие фольклора в XIIIXV вв. Былинный эпос, историческая песня, сказки, пословицы, поговорки, приметы и т.д.

Основные черты литературы и главные произведения периода монголо-татарского ига. Патриотизм, призыв к борьбе с монголо-татарами, к объединению русских земель и т.д. «Повести о разорении Батыем Рязани» и др. Памятники Куликовского цикла: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». Русское летописание.

Исихазм и его влияние на развитие русской духовной культуры. Отражение идей исихазма в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва, взглядах иосифлян и нестяжателей.

Модуль 3. Культура единого Российского государства XVIXVII в.

Тема 3.1. Условия развития русской культуры XVI-XVII вв.

Завершение объединения русских земель и характерные черты русской культуры XVI в. Влияние церкви на духовное и культурное развитие. Формирование единой народности, языка и культуры. Обособленность от Западной Европы.

Процесс секуляризации русской культуры в XVII в. Постепенная трансформация средневекового религиозного сознания в светское сознание и отражение этого процесса во всех сферах жизни и духовной культуры.

Тема 3.2. Научные знания и образование

Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д.



Возникновение книгопечатания и книжность. Деятельность Ивана Фёдорова и первые печатные книги. Степень распространённости рукописных и печатных книг. Скоропись.

Просвещение в России. Степень распространения образования. Учебне заведения и их типы. Появление высшей школы (Славяно-греко-латинское училище). Учебные пособия.

Тема 3.3. Общественная мысль и литература XVI-XVII вв.

Полемика между иосифлянами и нестяжателями. Проблема накопления материальных ценностей в руках церкви. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: их взгляды и последователи. Отношение власти к проблеме усиления экономического и политического могущества церкви.

Политические концепции и светская публицистика XVI-XVII в. Появление публицистики и отражение в ней проблем формирования единого государства и взаимоотношений государства и церкви. «Сказания о князьях Владимирских». Концепция Филофея «Москва – третий Рим». Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Идеи светской публицистики (Иван Пересветов, Максим Грек). Отражение борьбы с иностранными интервентами и становления абсолютизма в публицистике (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

Сохранение литературных традиций и новые черты. Основные жанры и произведения: «Домострой», «Великие Четьи-Минеи», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. Секуляризаця литературы: сатирические повести и т.д. Стихосложение: вирши.

Тема 3.4. Российская повседневность допетровского периода.

Повседневная жизнь крестьян. Восприятие времени и пространства крестьянами. Жизнь и организация труда в крестьянской общине. Отношение к власти и представителям других социальных слоёв. Семейные отношения. Крестьянский быт: жилище, предметы обихода, одежда и т.д.

Повседневная жизнь горожан. Восприятие времени и пространства, жизнь и организация труда в городе. Отношение к власти и представителям других социальных слоёв. Городской быт: жилище, предметы обихода, одежда и т.д.

Повседневная жизнь бояр и дворян. Государева служба и её восприятие боярином и дворянином. Вотчины и поместья, отношение к зависимым крестьянам. Семейные отношения. Быт бояр и дворян.

Повседневная жизнь духовенства. Появление белого духовенства: особенности повседневной жизни и восприятие себя и своего места в обществе. Чёрное духовенство и монастырская жизнь. Повседневная жизнь духовных иерархов.

Модуль 4. Культурные преобразования первой половины XVIII в.

Тема 4.1. Русская культура в первой половине XVIII в.

Предпосылки культурных преобразований петровской эпохи. Социокультурный феномен личности Петра I. Внутренние предпосылки культурных реформ. Иностранцы в России и «окно в Европу».

Новые явления в культурной жизни первой половины XVIII в. Формирование и развитие национальной культуры. Открытость для контактов с другими культурами. Сословный характер. Возникновение разрыва между народной (этнической) и национальной культурами. Традиционное и заимствованное в культуре. Утверждение светского начала в русской культуре. Новое летосчисление. Изменения в быту, нравах, одежде.

Судьба культурного наследия петровской эпохи. Культура эпохи дворцовых переворотов – продолжение петровских традиций в культуре.

Тема 4.2. Развитие науки, образования и литературы

Складывание науки как системы теоретических знаний и как государственного и общественного института. Развитие точных и естественных наук. Учреждение Академии наук. М.В. Ломоносов и русская наука. Деятели русской науки.



Развитие образования. Первый российский университет. Складывание системы светского образования: общеобразовательные школы (цифирные школы и т.д.), специальные учебные заведения, закрытые сословные учебные заведения. Основание Московского университета и Академии художеств.

Общественная мысль первой половины XVIII в. Западноевропейское влияние. Основные проблемы, обсуждаемые общественной мыслью. Идейная борьба вокруг петровских реформ в общественной мысли. Феофан Прокопович – идеолог русского абсолютизма. Взгляды И.Т. Посошкова и В.Н. Татищева на развитие политических и экономических процессов.

Новые тенденции в развитии литературы. Появление журналистики. Гражданский шрифт и широкое распространение книгопечатания. Начало складывания современной системы жанров литературы – при сохранении и ряда старых. «Гистории» петровских времён. Барокко в литературе (А. Кантемир, В. Тредиаковский). Первая русская газета «Ведомости».

Модуль 5. Русская национальная культура второй половины XVIII в.

Тема 5.1. Общественная мысль и литература екатерининской эпохи

Характерные черты русской национальной культуры эпохи Екатерины II.

Идеология российского самодержавия второй половины XVIII в. Истоки просвещённого абсолютизма и отражение его идей в «Наказе» императрицы и её политике.

Общественная мысль. Идеи Просвещения в русской культуре XVIII в. Связи с европейскими просветителями. Особенности русского Просвещения. Основные проблемы обсуждаемые русскими просветителями: степень власти монарха и справедливое общественное устройство, проблема сохранения крепостного права, воспитание достойного сына Отечества и др. Русские просветители (Н. Новиков, Д. Фонвизин, А. Радищев, Е. Дашкова и др.): взгляды и судьбы. Масонство в России.

Русская литература: стили, тематика, авторы и произведения. Классицизм в литературе (М. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин, Д. Фонвизин). Сентиментализм (Н. Карамзин).

Тема 5.2. Наука и образование в России во второй половине XVIII в.

Основные достижения русской науки. Организация научной деятельности в екатерининскую эпоху: два научных центра. Русские учёные-исследователи и научные открытия екатерининской эпохи. «Словарь Академии Российской» и его влияние на развитие русского языка и гуманитарных наук.

Политика Екатерины II в области образования. Реформа образования 1780-х гг.: создание системы общеобразовательной школы; издание учебников и подготовка преподавателей. Закрытые сословные учебные заведения. И.И. Бецкой и создание «новой породы людей»: Смольный институт и Воспитательные дома.

Тема 5.3. Повседневная жизнь русского человека в XVIII в.

Повседневная жизнь крестьян. Самосознание русского крестьянина и его система ценностей. Восприятие отношений «барин – крепостной».

Повседневная жизнь горожан. Самосознание представителей городских сословий и их система ценностей. Их отношение к власти и восприятие ими других сословий. Изменения, произошедшие в быту.

Повседневная жизнь дворян. Самосознание дворянина и его система ценностей. Отношение к монарху и к государственной службе (статской, военной, придворной). Восприятие отношений «барин – крепостной». Изменения, произошедшие в быту.


Модуль 6. Культура дореформенной России: первая половина XIX в.

Тема 6.1. Общественная мысль и литература дореформенной России

Особенности развития культуры в первой половине XIX в. Рост национального самосознания русского общества. Отражение в культурно-историческом процессе Отечественной войны 1812 г. Завершение формирования русской национальной культуры и русского литературного языка. Создание классических произведений, имеющих непреходящее духовное и нравственное значение. Патриотизм и светский характер культуры, ее гуманистическое и нравственное начала. Социальная направленность русской культуры. Углубление разрыва между народной (этнической) и национальной культурой.

Идеология русского самодержавия. Теория официальной народности. Охрана самодержавием официальной идеологии. Становление института цензуры.

Течения в русской общественной мысли. Основные проблемы российской общественной мысли XIX в. Декабристы и их влияние на развитие русской культуры. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Зарождение либерализма: западники и славянофилы.

Основные тенденции в развитии русской литературы. Расцвет русской литературы в XIX в., основные жанры и тематика произведений. Художественнее стили в литературе: романтизм и реализм. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов.

Тема 6.2. Наука и образование в первой половине XIX в.

Теоретическое и прикладное значение научного знания. Материалистическая направленность в области естественных наук. Выдающийся русские ученые: Н. Лобачевский, С. Ковалевская, Д. Менделеев, Н. Зимин, А. Бутлеров, Б. Якоби, Э. Ленц, и др.). Развитие гуманитарных наук. В. Даль и его «Словарь русского языка». Русская историческая наука (Н. Карамзин, Т. Грановский).



Система начального и среднего образования. Степень грамотности и образованности населения. Правительственная политика в области образования. Духовные учебные заведения.

Высшее образование в дореформенной России. Основание новых университетов. Университетские уставы. Насаждение реакционных порядков в высшей школе с 1820-х гг.

Модуль 7. Культура пореформенной России: вторая половина XIХ в.

Тема 7.1. Общественная мысли и литература во второй половине XIX в.

Три течения общественной мысли: консерваторы, либералы, революционеры; их взгляды, методы борьбы, взаимоотношения с властью. Консерваторы: М. Катков, К. Победоносцев и др. Формирование оппозиционной общественной мысли: русский либерализм (земская интеллигенция и т.д.); революционеры-демократы (А. Герцен, Н. Чернышевский, народники, марксисты).

Русская реалистическая литература: тенденции развития, проблематика и влияние на общественную жизнь. Творчество и воззрения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и др. Темы «лишнего человека» и «маленького человека». Гуманистический характер русской литературы.

Тема 7.2. Наука и образование в пореформенной России и в эпоху Великих реформ.

Наука в России во второй половине XIX в.: научные достижения и организация научной жизни. Научные общества (историческое, географическое и др.). Выдающиеся русские учёные (С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, С. Соловьёв, В. Ключевский и др.).

Система начального и среднего образования: реформы и контрреформы. Эпоха Великих реформ и просвещение. Начальное образование (народные училища, церковно-приходские и земские школы). Среднее образование: классические гимназии и реальные гимназии (училища). Женское образование: появление женских гимназий и высших женских курсов.

Высшие учебные заведения России и государственная политика по отношению к ним.

Тема 7.3. Повседневная жизнь русского человека в XIX в.

Культурная среда русской деревни. Эволюция русской дворянской усадьбы. Сохранение традиционной культуры и традиционного мировоззрения русского крестьянина. Сельская интеллигенция.

Культурная среда русского города. Противопоставление «столица – провинция». Город как центр официальной культуры и как очаг развития оппозиционных взглядов. Появление новых форм общественной жизни: библиотек, музеев, городских садов, театров и т.д. Город как центр распространения образования. Интеллигенция в общественно-культурной жизни города.

Повседневная жизнь представителей различных сословий.



Модуль 8. «Серебряный век» русской культуры

Тема 8.1. Русская художественная культура рубежа XIX-XX вв.

Позитивные тенденции и черты кризиса. Влияние на культурный процесс войн и революций начала ХХ в. Настроения в обществе. Кризис классической культуры и переоценка ценностей. Проблема «чистого искусства». Художественные объединения («Мир искусства», «Бубновый валет» и др.). Мировое признание русского искусства («Русские сезоны» С.П. Дягилева). Русский модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, авангард и т.д.). Пессимизм и упаднические настроения. Распространение элементов мистицизма и оккультизма. Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ в. (Н. Бердяев, В. Соловьев и др.).

Основные направления в развитии литературы. Творчество Л. Толстого, М. Горького и других писателей реалистического направления начала ХХ в. Модернизм в русской литературы начала ХХ в. и его основные представители: символизм (А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев), футуризм (В. Маяковсий).
Тема 8.2. Культура русского зарубежья

Причины эмиграции деятелей культуры из России.

Четыре волны русской эмиграции. Связь культуры русского зарубежья с предшествующим развитием русской культуры (продолжение традиций «серебряного века» и т.д.) и с развитием советской культуры.

Культурные центры русской эмиграции.

Культурная жизнь первой волны эмиграции, ее центры в 1920-1930-е гг.: Париж, Берлин, Прага, Константинополь, Шанхай и др. Политическая ориентация первой волны эмиграции: либералы, монархисты. Споры о путях борьбы с Советской Россией. Эволюция политических настроений. Изменение отношения к Советской России. Настроения «возвращенчества». Научная жизнь. Создание русских учебных заведений. Периодика эмиграции. Историки русского зарубежья: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, С.П. Мельгунов, В.А. Мякотин и др. Творчество русских писателей: И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.С. Шмелева, И.В. Одоевцевой, А.Т. Аверченко, М.А. Алданова, Н.А. Тэффи и др. Трагедия М.И. Цветаевой. Ф.И. Шаляпин, С.И. Рахманинов.

Вторая волна эмиграции, ее особенности. Основной состав – «перемещенные лица» – «ди-пи». Публицистика и научное творчество Г. Андреева (Г.А. Хомякова), Б. Ширяева, Н. Рутыча, А. Авторханова, Н. Ульянова, Г. Климова и др.

Деятели третьей волны эмиграции на Западе. Литературное, музыкальное, художественное творчество. Издательская деятельность. Связи с Россией. Конгрессы соотечественников. Русская зарубежная церковь.



Четвертая волна эмиграции. Отъезд деятелей науки и культуры в годы перестройки и «постперестроечного периода». Творческие и экономические причины отъезда.

Модуль 9. Советская культура (1917-1991)

Тема 9.1. Феномен советской культуры. «Культурная революция» 1920-1930-х гг.

Октябрьская революция и русская культура. Разрушение старой культуры и попытка создания новой. Революция и интеллигенция. Культурное наследие и создание нового типа культуры.

Характерные черты и основные этапы советской культуры. Создание нового типа культуры. Идеологизированность культуры, государственная собственность на ее учреждения и произведения. Свобода творчества и социальный заказ в социалистической культуре. Советский патриотизм. Появление органов партийно-государственного руководства культурным строительством. Приоритет классового подхода к культурным ценностям и процессам. Понятие «культурной революции» (термин В.И. Ленина) и ее задачи. Постепенное формирование основных черт советской культуры. Достижения и издержки «новой» культуры. Развитие национальных культур народов CCCР (возникновение письменности, литературы, театра, кинематографа, оперного и профессионального музыкально искусства). Создание профессиональных организаций деятелей культуры (Союза советских писателей и др.).

Изменения в системе образования. Ликвидация неграмотности. Советская школа: начальная, средняя и высшая. Появление массовых молодёжных и детских организаций.

Борьба реалистических и нереалистических направлений в советском искусстве в 1920-е гг. Идейно-эстетические направления в искусстве в первые годы Советской власти. Пролеткульт. Советский авангард 1920-х гг. Футуризм и имажинизм. Постепенное исчезновение нереалистических течений в искусстве и утверждение метода социалистического реализма.

Тема 9.2. Культура в годы Великой Отечественной войны

Характерные черты культуры 1941-1945 гг. Мобилизация всех духовных сил общества. Ослабление идеологического контроля над культурой. Наглядная агитация и плакат в годы войны. Патриотическая песня и кинематограф. Советская литература. Наука в годы войны.

Культурный ущерб, нанесённый СССР в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9.3. Культура советского общества 1945-1985 гг.

Развитие культуры в первые послевоенные годы. Настроения и ожидания советского человека после окончания войны. Восстановление разрушенного и развитие культуры. Ужесточение политического режима и контроля над культурой. Послевоенные идеологические кампании (борьба с «космополитизмом», постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», разгром «лженауки генетики»). Начало «холодной войны» и культура.

«Хрущёвская оттепель»: влияние на развитие культуры. Ослабление идеологического контроля, предоставление некоторого свободомыслия, развенчание культа личности И.В. Сталина. Появление нереалистических течений в искусстве. Консервативные и реформаторские тенденции в культуре.

Культура времён «застоя». Влияние «застоя» на культурные процессы. Ужесточение цензуры и контроля над культурой. Феномен диссидентства. Правозащитники. «Самиздат». Вынужденная и добровольная эмиграция деятелей культуры. Нарастание в обществе апатии и критического отношения к действительности.

Тема 9.4. Советская наука

Характерные черты советской науки. Фундаментальность, динамичность, высокие темпы развития, высокий социальный статус научного работника. Политика государства в области науки. Академия наук СССР и система научных учреждений.

Основные достижения советской науки. Достижения и проблемы в области атомной физики, освоении космоса, математических и естественных наук. Гуманитарные науки в СССР.

Тема 9.5. Образование и просвещение в СССР

Политика государства в области образования.



Дошкольное, начальное и среднее образование. Общедоступность начального и среднего образования. Принципы функционирования советской школы. Классно-урочная система. Попытки ввести раздельное обучение мальчиков и девочек, трудовое воспитание и т.д.

Средне-специальное и высшее образование. Рабфаки. Организация обучения. Ограничения на приём в вуз.

Система воспитания советского человека в процессе обучения: октябрята, пионеры, комсомольцы.

Тема 9.6. Советская идеология и советская художественная культура

Идеология марксизма-ленинизма: основные положения. Формирование образов советских вождей и коммунистической партии в сознании советских людей. Идеологические кампании разных лет: стахановское движение, освоение целины, борьба с стилягами и т.д.

Проблема инакомыслия в советском обществе. «Осколки старого режима» в 1920-1930-е гг. Диссидентство и правозащитное движение. Хиппи, панки, «митьки».



Социалистический реализм как художественный метод: жизнеутверждающее начало и «лакировка» действительности, пропагандистские и воспитательные задачи. Темы, популярные у деятелей советского искусства. Проявления социалистического реализма в различных сферах художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, кино.

Феномен советского плаката. Цели издания плакатов. Пропагандистские и рекламные плакаты.

Темы, произведения и авторы, выходящие за рамки социалистического реализма. Советская литература: свершения и трагедии в судьбах выдающихся писателей: трагедии и свершения. В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М. Горький, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.А. Фадеев, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и др.



Тема 9.7. Перестройка и развитие культуры

Середина 1980-х гг.: черты кризиса в культурной жизни и необходимость перемен. Идея реставрации социализма. От гласности – к свободе слова. Плюрализм в общественной жизни и культуре. Поиск «русской идеи». Раскрытие «белых пятен в истории и критика современности»: положительная и отрицательная стороны.

Новые веяния в советском искусстве. Воскрешение монархических настроений. Интерес к православию. Появление демократических ценностей. Молодежные суб- и контркультуры.

Тема 9.8. Повседневная жизнь советского человека

Повседневная жизнь колхозника. Отношение крестьянина к большевикам и коммунистам. Восприятие политики военного коммунизма, НЭПА и коллективизации. Колхозный труд и колхозный быт. Семья колхозника.

Повседневная жизнь рабочего. Мировоззрение рабочего. Условия труда и его отношение к труду, предприятию, начальству, товарищам по работе. Бытовая жизнь. Семья рабочего.

Повседневная жизнь советской интеллигенции. Самосознание интеллигенции. Отношение к власти и представителям других социальных слоёв. Работа интеллигента. Бытовая жизнь. Интеллигентная семья.

Повседневная жизнь партийных функционеров и партийной элиты. Самосознание партийных чиновников. Служба и условия труда. Привилегии. Бытовая устроенность и семейная жизнь.

Модуль 10. Современная российская культура: состояние и перспективы развития.

Тема 10.1. Культурное развитие Российской Федерации в 1990-2000-е гг.

Условия развития и особенности современной российской культуры. Социокультурные последствия распада СССР. Основные характеристики современного российского культурного пространства. Противостояние ценностей традиционной русской и западноевропейской культур. Свобода художественного творчества и проблема выживания творцов в современных экономических условиях. Проблема сохранения культурного наследия, защиты русского языка и традиционных национальных ценностей как основы отечественной культуры. Государственная политика в области культуры. Отношение общества к культурным ценностям и достижениям. Массовая культура в современной России. Роль СМИ в современной культуре (телевидение, радио, печать, система рекламы).

Наука и образование в Российской Федерации. Проблемы развития российской науки («старение», «утечка мозгов», недостаточное финансирование и т.д.). Позитивные сдвиги в развитии науки (стабильные связи с мировой наукой и т.д.). Система образования в современном обществе. Государственное и негосударственное образование. Интеграция в Болонский процесс.

Художественная культура современной России. Проблема сохранения памятников архитектуры прошлого. Художественная культура современной России: многообразие стилей и направлений: реализм, постмодерн и др.

Модуль 11. История культуры Сибири

Тема 11.1. Территориальное устройство, административное управление и народонаселение Сибири в XIX – начале XXI в.

Изменения внутренних границ региона в 1920 – первой половине 1940 х годов: создание национально-территориальных образований; ликвидация губернской системы и переход на окружное управление; создание Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев; образование краев и областей в конце 1930 х годов.

«Парад суверенитетов» в СССР и его проявление в Сибири в конце 1980 х – начале 1990 х годов.

Модели государственного управления сибирским регионом в исторической динамике. Взаимоотношения Центра и сибирской провинции: распределение властных полномочий. Образование Сибирского федерального округа. Федеральные и региональные руководители в Сибири.



Народонаселение Сибири в XIX – начале XXI в.

Этнодемографическая ситуация в Сибири во второй половине XIX в. Население Сибири к 1917 году: его численность, половозрастной, национальный и социальный состав, расселение и плотность размещения.

Динамика общей численности населения Сибири в XX веке и ее главные региональные особенности. Основные этапы развития народонаселения Сибири в 1917–1989 гг. Демографические катастрофы в России и их проявление в Сибири.

Демографические процессы в Сибири на современном этапе.



Тема 11.2. Просвещение, культура и общественная жизнь Сибири XIX- начала XX вв.

Развитие образования, складывание и функционирования учреждений культуры, деятельность общественных организаций. Женское образование. Периодическая печать. Художественная литература и публицистика. Культурная жизнь населения. Сибирская повседневность.



Тема 11.3. Культура и образование в Сибири в 1920-1930-е гг.

Влияние событий гражданской войны и "военного коммунизма" на развитие сибирской культуры 1920-1930-х гг. Замене прежних связующих материальных и духовных координат культурного пространства региона на новые. Выстраивание нового социально-культурного ландшафта региона. Изъятие церковных ценностей, разрушение культовых сооружений. Переплетение культурных традиций и влияние на них идеологического фактора. Расширение сети образовательных и культурных учреждений региона. Политика по ликвидации неграмотности. Развитие отраслевой науки в Сибири.



Тема 11.4. Сибирь в годы Великой Отечественной войны

Сибирь в период Великой Отечественной войны. Мобилизация населения Сибири в ряды Красной Армии. Формирование сибирских соединений и подразделений. Участие сибиряков в боевых действиях на фронте. Реорганизация системы управления народным хозяйством. Перестройка экономики региона на военные рельсы. Прием и размещение эвакуированных предприятий. Строительство новых промышленных объектов. Влияние войны на крестьянство и сельское хозяйство Сибири.

Культура и наука в условиях войны.

Вклад сибирского тыла в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Тема 11.5. Экономическое развитие Сибири в 1945–1985 гг., социально-бытовая инфраструктура региона. Культура и наука Сибири

Сибирь в стратегии экономического развития СССР. Специфика восстановительных процессов в сибирской экономике. Основные направления и этапы развития промышленности: от Ангаро-Енисейского проекта к Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу. Строительство Байкало-Амурской магистрали. Целинная эпопея. Изменение места и роли Сибири в едином народно-хозяйственном комплексе страны.

Строительство новых городов и урбанизация сибирского региона. Жилищно-коммунальное хозяйство. Транспорт и связь. Розничная торговля и общественное питание. Здравоохранение. Культурное развитие Сибири: достижения и проблемы. Создание и развитие Сибирского отделения Академии наук СССР, СО ВАСХНИЛ и СО АМН.
Тема 11.6. Экономическое и культурное развитие Сибири в условиях «перестройки» и в постперестроечный период. Перспективы развития

Основные направления и результаты «обновления» социализма в сибирском регионе: политические изменения в региональных организациях КПСС; модернизация советской системы на местах; новая ситуация в области культуры и средствах массовой информации; обострение национального вопроса. Ухудшение социально-экономического положения региона. Возникновение независимого рабочего движения в СССР. Рабочее движение в Кузбассе: причины образования, основные этапы развития, историческое значение.

Августовские события 1991 г в Сибири. Формирование новых институтов власти. Состав и политические ориентации региональной политической элиты. Активность участия и позиции сибиряков в важнейших политических событиях страны: выборы Президента, выборы в Государственную думу, конфликт Президента и законодательной власти осенью 1993 г., война в Чечне, выборы в местные органы власти.

Основные направления и результаты реформирования народного хозяйства и социальной сферы региона. Возникновение и позиции частного сектора экономики, проблема конверсии предприятий ВПК, кризис государственного сектора. Деятельность межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Новые условия и тенденции развития в сфере культуры, образования и науки.

Модуль 12. Россия в современном мировом пространстве культуры

Тема 12.1. Геополитические характеристики русской культуры.

Исторический контекст и своеобразие русской культуры. «Культурные утопии» декабристов. Славянофильство и западничество как культурно-историческая дилемма (Н.Данилевский, К. Леонтьев, В. Соловьев). Н. Бердяев о «русской идее». П. Милюков о доминантах русской культуры. Понятие «православная культура» в работах В.Ильина, Г. Федотова, В. Соловьева. Л.Н. Гумилев и идеи «евразийства». Проблема диалога между культурами различного типа в отечественной науке (М.Бахтин, А. Лосев).



Тема 12.2. Роль православия и русской православной церкви в истории отечественной культуры

Крещение Руси как культурно-исторический выбор. Социокультурное своеобразие восточного христианства. Государство и церковь в истории России. Святые и святость Древней Руси. 3.5 Раскол как социокультурный конфликт. Православие в Российской империи. Особенности русской религиозной философии. Православная церковь и армия. Русское православие в XX веке. Православие в современной России.

 3.3 Практические занятия

Учебным планом не предусмотрено.



3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.



3.5 Самостоятельная работа

Общая трудоемкость самостоятельной работы составляет:

Самостоятельная работа состоит из двух частей.

1. Самостоятельное изучение теоретического курса – 2,64 (95 часов).

Самостоятельное изучение теоретического курса содержит самостоятельную проработку аспирантами вопросов теоретического курса выделенных знаком в разделе 3.2. Самостоятельная работа выполняется на основе учебно-методических материалов дисциплины, приведенных в разделе 4.1. Самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в вопросы на экзамен.

Задания на самостоятельную работу выдает преподаватель, проводящий лекционные занятия в течении первых двух недель обучения.

2. Написание реферата - 0,94 (34часа)

Реферат выполняется на основе учебно-методических материалов дисциплины, приведенных в разделе 4.1 и обязательном использовании материалов научных статей журналов за последние пять лет:

- "Вопросы истории";

- "Родина";

-"Отечественная история";

-"Земля сибирская" и других.

Тему реферата аспирант выбирает самостоятельно из представленных ниже (или предлагает свою) и утверждает у преподавателя в течение первых двух недель обучения. Реферат должен быть оформлен в соответствии с требованиями оформления текстовых документов, объемом не менее 20 машинописных страниц.
Примерные темы рефератов:


  1. Исторические условия формирования русской культуры и её особенности.

  2. Восточные славяне: материальная и духовная культура.

  3. Особенности древнерусской культуры IX – первой трети XIII вв.

  4. Крещение Руси: историко-культурные предпосылки, проблема выбора веры, значение принятия христианства для развития русской культуры.

  5. Основные черты древнерусской литературы IX – первой трети XIII в. и её жанры.

  6. Характерные черты русской культуры в период ордынского господства.

  7. Русская литература периода монголо-татарского ига: основные жанры и характерные особенности.

  8. Завершение объединения русских земель и характерные черты русской культуры XVI в.

  9. Процесс секуляризации русской культуры в XVII в.

  10. Развитие научных знаний в XVI–XVII вв.

  11. Образование в России в XVI–XVII вв.

  12. Политические концепции и светская публицистика XVI-XVII в.

  13. Литература в XVI-XVII вв.: сохранение традиций и новые черты.

  14. Складывание научного метода в связи с формированием новой картины мира.

  15. Формы культурной идентичности в культуре Русского зарубежья 1920-х - 30-х гг.

  16. Западная культура потребления в современном мире.

  17. Соборность как явление русской духовной культуры.

  18. Взгляды на развитие России в концепции культуры П. Чаадаева.

  19. Идеи почвеничества А. Хомякова.

  20. Кристаллизация идей славянофильства в работах И. Киреевского.

  21. Концепция западничества в работах К. Кавелина, А. Герцена, В. Белинского.

  22. Русский культурный ренессанс.

  23. Общественная мысль и философия рубежа веков XIX-XX вв.

  24. Понятие русского менталитета в Русской идее Н. Бердяева.

  25. Теория ноосферы Вернадского.

  26. Проблемы языка культуры в трудах М. Бахтина.

  27. Проблемы взаимодействия религиозного и научного сознания в работах П.Флоренского.

  28. Идеи славянофильства в концепциях евразийцев.

  29. Судьба России в концепции Вл. Соловьева.

  30. Восток - Запад: противостояние или диалог культур.

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

При модульном построении дисциплины, заполняется таблица приведенная в Приложении В.


4 Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литература

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

2. Березовая Л.Г. Берлякова Н.П. История русской культуры. М. 2002 г.

3.Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века. -М., 2000.

4. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVII-XIX веков. М., 1984.

5. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., 2001.

6. Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской культуры ХIХ века. М. 2000 г.

7. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

8. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: философия XIX - XX веков. - М., 1999.

9. История Российского зарубежья. Эмиграция из СССР - России (1941-2001). - М., 2007.

10. История русской культуры IX-XХ вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2002.

11. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.

12. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

13. Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального. - М., 2007.

14. Концепции и оценки развития России в зарубежных исследованиях (начало XX - начало XXI вв.). - М., 2010.

15. Костомаров Н.Л. Домашняя жизнь. Нравы великорусского народа. М., 1993.

16. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIХ вв. М., 1983.

17. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007 (или другое издание).

18. Культурология: История мировой культуры: Хрестоматия. М., 2005.

19. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. ПСС. Т.3. С. 183-245.

20. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

21. Лосский Н.О. Характер русского народа: в 2 кн. М., 1990.

22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

23. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. М., 1993-1994.

24. Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. 25. Десятилетие либеральных реформ. 1991-1999 гг.. - М., 2011.

26. Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России: конец XVII – начало XX вв. М., 1993.

27. Российская культура в законодательных и норамтивных актах. - М., 2007.

28. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 2008.

29. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

30. Стратегии России. Общество знаний или новое средневековье? / Под ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. - М., 2008.

31. Россия. Восемь лет с Путиным. - М., 2010.

32. Флоровский Г.К. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.



33. Хрестоматия по культурологии / Отв. ред. А.А. Радугин. М., 1998.

34. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. - М., 1992.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины дисциплина од. А. 06 История отечественной культуры Иркутск 2011 Рабочая программа дисциплины
752.98kb.
Рабочая программа дисциплины «история отечественного государства и права» Направление: 030500. 62 Юриспруденция Профиль: общий
417.82kb.
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы информатики» /сост. С. А. Литвинова – Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011. 15 с
245.31kb.
Рабочая программа дисциплины 032600 дпп. Ф. 06. 1 Отечественная историография Цель и задачи дисциплины
164.9kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02
403.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины ландшафтное проектирование
619.28kb.
Рабочая программа дисциплины «Электроника и микропроцессорная техника» / сост. О. С. Манакова – Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011. 30 с
549.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины компьютерная графика в садоводстве
320.76kb.
Рабочая программа дисциплины
132.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория электросвязи» для специальностей
260.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины управление разработкой и реализацией нового продукта для подготовки бакалавров по профилю
376.48kb.
Рабочая программа дисциплины «отечественная история» Специальность: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
298.71kb.