grandov.ru страница 1
скачать файл


Управление образования Администрации Верх – Исетского района
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 171

г. Екатеринбурга

ПРОГРАММА

«Культура здоровья»

(для учащихся 5 классов)

Составитель: Иванов С.А.

Екатеринбург-2004

АННОТАЦИЯ
Учебная программа «Культура здоровья» предназначена для учащихся 5 классов. Данный курс является составной частью концепции развития нравственно-экологического здоровья учащихся. Знания и умения, полученные в ходе его изучения должны способствовать самопознанию, формированию положительных идеалов, стимулировать стремление к физическому и духовному совершенствованию. Цель курса – формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Курс рассчитан на 34 часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным элементом жизни каждого человека в последнее время становится культура здорового образа жизни. Причем в данном случае имеется в виду не только физическое, но и духовное здоровье. Актуальность валеологических знаний продиктована возрастающим в обществе числом стрессов, физических заболеваний на фоне развивающейся гиподинамии (малоподвижного образа жизни), загрязнения окружающей среды, урбанизации и, вследствие этого, отчуждения человека от естественной природной среды. Важным элементом его жизни в настоящем и будущем должно являться умение поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние. Таким образом, важное значение в среднем образовании приобретает валеологическая линия содержания образования, которая имеет практические аспекты и может реализоваться как в процессе изучения теоретических предметов (биология, экология, философия и др.), так и на занятиях ОБЖ, физической культурой, во время экскурсий, походов и др.

Учебная программа «Культура здоровья» предназначена для учащихся 5 классов. Данный курс является составной частью концепции развития нравственно-экологического здоровья учащихся. Знания и умения, полученные в ходе его изучения должны способствовать самопознанию, формированию положительных идеалов, стимулировать стремление к физическому и духовному совершенствованию. Цель курса – формирование у учащихся культуры здорового образа жизни.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- самопознание и самоактуализация личности;

- развитие стремления к духовному и физическому совершенствованию;

- овладение навыками психической саморегуляции и здорового образа жизни;

-предупреждение вредных привычек (курение, употребление наркотических средств, алкоголя, сквернословие);

- развитие у школьников умения правильно структурировать время (строить свой режим деятельности и отдыха);

- овладение основами медицинских знаний и гигиены.

Контроль за усвоением программы производится в различных формах: тестовые и творческие задания, взаимоконтроль в группах, самоконтроль и др. Кроме того, целесообразно завести на каждого школьника «Дневник здоровья», где в начале и в конце учебного года выставляются оценки со стороны:

- врача (физическое развитие и физическое здоровье – 2 оценки);

- родителей (физическое и психическое здоровье – 2 оценки);

- классного руководителя или психолога (психическое здоровье – 1 оценка);

- учителя физической культуры (активность в выполнении физических упражнений, настроение на занятиях физической культурой, тесты физической подготовленности – 3 оценки);

- самого учащегося (физическое самочувствие, настроение – 2 оценки).

Оценки по физическому развитию и по тестам физической подготовленности – объективные, остальные – субъективные.

Процесс реализации программы должен осуществляться на специальных уроках здоровья в форме бесед, активных диалоговых методов обучения, практических занятий. Кроме того, теоретические и практические аспекты курса могут и должны отражаться на занятиях по физической культуре, ОБЖ, во время внеклассных мероприятий (выходы на природу и др.).

При составлении программы «Культура здоровья» были использованы учебные программы «Я и моё здоровье» (автор В.В.Ягодин), «Здоровье» (авторский коллектив под руководством В.Н. Касаткина), а также учебные пособия по валеологии С.Н. Заготовой (Ростов-на-Дону: 2002) и В.И. Петрушина, Н.В. Петрушиной (М.: 2003).

Курс «Культура здоровья» рассчитан на 34 часа.



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Содержание

Кол-во

часов

Теоретич.

Практич.

1

Введение

1

1

-

2

Режим дня школьника

7

4

3

3

Основы гигиены

12

8

4

3

Основы психической саморегуляции

7

4

3

4

Вредные привычки и здоровье

5

3

2




Резервные часы

2










Итого

34

20

12



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация цели и задач предполагает наличие следующего учебно-методического обеспечения: помещение, доска, столы и стулья, различные энциклопедии, справочники для школьников, наглядные материалы (таблицы, плакаты, муляжи), ручки, наглядные материалы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Знать:

- принципы правильного построения режима труда (физического и учебного) и отдыха (активного и пассивного) в течение дня;

- правила гигиены кожи, полости рта, одежды, зрения, дыхания, питания, слуха, кровеносной системы, сна;

- основные приёмы и методы психической релаксации;

- влияние вредных привычек (табакокурение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств) на здоровье человека.

Уметь:

- правильно структурировать время;

- соблюдать правила гигиены;

- применять приёмы и методы психической релаксации;

- самостоятельно проводить физическую зарядку;

- правильно дышать при выполнении упражнений основной гимнастики;

- вести дневник самоконтроля.

Понимать:

- взаимосвязь физического и психического здоровья человека;

- влияние образа жизни человека на его психическое и физическое здоровье.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч.)

Предмет «Культура здоровья». Понятие «здоровый образ жизни». Физическое и духовное здоровье человека. Необходимость владения навыками здорового образа жизни.



Тема 1. Режим дня школьника (7 ч.)

Необходимость правильного структурирования времени (планирования режима деятельности и отдыха). Примерная схема суточного режима учащегося её психологическое и физиологическое обоснование (в зависимости от учебной смены). Чередование труда и отдыха. Активный и пассивный отдых.

Основные принципы культуры учебного труда. Правила запоминания информации. Переутомление, его субъективные и объективные признаки, методы снятия. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.

Двигательный режим школьника. Движение – необходимое условие нормального функционирования человеческого организма. Оптимум двигательной активности в зависимости от различных факторов: возраста, здоровья, профессии и др. Роль движения для нормального роста и физического развития детей. Утренняя зарядка, её значение для организма. Правила выполнения упражнений утренней гимнастики. Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Вводная гимнастика как средство более быстрого врабатывания и настройки на трудовую деятельность. Комплекс упражнений вводной гимнастики. Физкультминутки – активный отдых при умственной деятельности. Правила выполнения физкультминуток.

Основы гигиены (12 ч.)

Понятие о гигиене. Значение гигиены для физического и психического благополучия человека. Чистота – залог здоровья. Как часто и как правильно нужно умываться.



Взаимосвязь анатомии, физиологии и гигиены человека. Строение организма человека. Органы, системы органов, их строение и функционирование.

Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щётки, зубной пасты. Правила индивидуального подбора, хранения, смены средств. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубасми. Заболевания зубов и дёсен.

Гигиена кожи. Кожа и её придатки. Функциональное предназначение. Индивидуальные и возрастные особенности кожи и её придатков. Типы волос. Уход за кожей, волосами и ногтями. Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек. Пользование предметами личной гигиены. Болезни кожи и её придатков, связанные с нарушением правил гигиены.

Гигиена одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с временем года, погодными условиями и индивидуальными особенностями. Почему вредно излишне кутаться. Чистая одежда – чистая кожа.

Гигиена питания. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Основные правила рационального питания: режим питания, сбалансированность продуктов в меню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Пост. Питание в особых условиях (питание спортсменов, питание в походах, во время экзаменов и т.д.). Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Составление индивидуального меню. Продукты питания в разных культурах. Традиции приёма пищи в разных странах. Традиции национальной кухни. Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжёлые металлы, пестициды, плесень и др. Ядовитые грибы и растения.

Гигиена дыхания. Органы дыхания, их строение и функционирование. Приёмы правильного дыхания в зависимости от температуры воздуха (на морозе и др.). Дыхание через рот и нос. Дыхание и движение. Двигательные упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание, спортивные игры и др.) – как способы дыхательной гимнастики. Гигиеническая характеристика воздушной среды жилых помещений. Загрязнители воздуха в помещениях, их влияние на здоровье. Вентиляция помещений. Очистка воздуха в помещениях. Роль комнатных растений в очистке и дезинфекции воздуха.

Гигиена зрения. Строение глаза человека. Факторы, снижающие зрение. Правила правильного чтения. Защита глаз от пыли и механических повреждений. Солнцезащитные очки (необходимость в использовании и правила подбора).

Гигиена слуха. Строение уха человека. Факторы, снижающие слух. Шум и способы защиты от него. Уход за наружным слуховым проходом.

Гигиена сна. Сон и его значение. Периоды сна (быстрый и медленный). Сновидения. Время сна. Индивидуальные биоритмы человека («совы», «жаворонки» и др.) и сон. Факторы, способствующие хорошему сну. Негативные факторы. Бессонница.

Основы психической саморегуляции (7 ч.)

Психика человека. Представления о внутреннем мире человека в различных областях знания (наука, религия, философия).

Характер, темперамент, личность.

Стресс, его причины, физиологические и психические проявления. Эмоциональное здоровье, его значение, связь с физическим здоровьем.

Релаксация. Способы релаксации. Основы аутотренинга.

Вредные привычки и здоровье (5 ч.)

Легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества. История распространения психоактивных веществ. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении психоактивных веществ.

Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ. Защита себя и других в ситуациях употребления психоактивных веществ. Отказ от употребления психоактивных веществ на различных этапах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Архипов Е.М. За здоровьем на велосипеде. - М.: «Советский спорт», 1989. – 48 с.

2.Валеология. Справочник школьника / Сост. С.Н. Заготова.- Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2002.- 448 с.

3.Зайцева Л.С. Вдохните глубже…- М.: Советский спорт, 1988.- 56 с.

4.Лаптев А.П., Горбунов В.В. Твой режим дня.- М.: «Советский спорт», 1988. – 48 с.

5.Петров В.К. Как стать сильным.- М.: Советский спорт, 1988.- 48 с.

6.Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология : Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2003.- 432 с.

7.Популярная медицинская энциклопедия.- М.: «Издательский Дом Оникс», «Альянс-В», 1998.- 688 с.

8.Путилов А.А. «Совы», «жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер.-Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.- 608 с.

9.Травин Ю.Г. Бегай на здоровье.- М.: Советский спорт, 1988.- 48 с.

10.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.-224с.

11.Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.-415с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Иванов Сергей Анатольевич. Образование высшее по специальности: «биолог, преподаватель биологии и химии». Кандидат педагогических наук.

Основное место работы – Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), Институт педагогической юриспруденции (ИПЮ), ул. Машиностроителей, 11. Занимаемая должность – старший преподаватель каф. образовательного права. Работа по совместительству – МОУ СОШ №171, ул Крауля, 89, учитель биологии, химии, естествознания, экологии. Стаж работы в школе – 9 лет. Тема диссертации: «Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания. Домашний адрес г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной – 31/4-60. Тел. (дом.) – 262-45-89.




скачать файл



Смотрите также:
Программа «Культура здоровья»
112.58kb.
Государственные высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по специальности
179.55kb.
Кафедра Адаптивной физической культуры учебно-методический комплекс дисциплины психология развития
380.17kb.
Рабочая программа курса по выбору «Откуда есть, пошла культура русская» 9 класс
186.86kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование дисциплины) Специальность
416.55kb.
Т. С. Элиот и русская культура учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 03270068 «Филология». Магистерская программа «Компаративистика». Очная форма обучения
235.5kb.
Советская культура
439.35kb.
Программа дисциплины культура постсовременности
70.96kb.
Департамент охраны психического здоровья населения штат Массачусетс, США
225.89kb.
Культура первобытного общества
134.25kb.
Программа «Культура России (2012-2016 годы)»
61.12kb.
Программа фундаментальных исследований Президиума ран
207.92kb.