grandov.ru страница 1
скачать файл


Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию


Российский государственный гуманитарный университет

Кафедра истории науки


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Программа курса

Москва 2008

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Программа курса

Составитель

доцент кафедра истории науки

А.В. Кузьмин

Программа утверждена

на заседании кафедры

истории науки 2008 года.
Предмет естествознания чрезвычайно обширен и распространяется далеко за пределы поля современной науки, включая помимо её современных теорий и их истории также всю совокупность научных и хронологически более ранниъх натурфилософских идей, которые в наши дни вряд ли могут быть отнесены имено к науке в её современном определении, но тем не менее продолжают составлять часть культурного пространства.

Одна из основных задач курса – передать учащимся основные идеи происхождения, истории и современного состояния естествознания; идею четырёх уровневой организации материи, определение понятия науки, научной теории, научной проблемы.

При этом учащиеся в первую очередь должны стремиться ясно излагать собственные суждения; критически оценивать любую новую информацию, сколь бы убедительно и авторитетно она не звучала; отстаивать собственные точки зрения относительно возникающих вопросов, излагать собственное совокупное представление о происхождении и современном состоянии Вселенной (в том числе Солнечной Системы, Земли, биологических видов) как в современном, так и историческом контексте.

Тема 1. Наука о природе. Как происходит познание природы. Что такое естествознание. Природа — единый объект естествознания. Главные задачи современного естествознания. Основное условия сохранения нашего общества и стабильного развития человечества.

Можно дать два различных определения естествознания.

1. Естествознание — это наука о природе как о единой целостности.

2. Естествознание — это совокупность наук о природе, взятая как единое целое.

Таким образом понятие наука может быть и частным термином (как во втором определении) и обобщённым понятием (в первом определении) и в этом случае она становиться синонимом натурфилософии.

В своём познании природы, начиная с самых ранних шагов, человечество прошло через три стадии познания и сейчас вступает в четвёртую.

I. На первой стадии сформировались общие синкретическое (т.е. неразделённые, недетализированные) представления о мире как о целом. Итог — натурфилософия (философия природы), сформировавшаяся к XVI веку и ставшая информационным полем, включающем все идеи догадки, ставшие основами естественных наук.

II. С XV — XVI вв. последовала аналитическая стадия — выделение частных разделов. В результате возникла физика, химия, биология и другие, более частные области, вместе с издавна существовавшими астрономией и географией.

III. Синтетическая стадия. Начала зарождаться в первой трети XX века, когда вновь стало происходить воссоздание целостной картины мира на основе ранее познанных частей. (На примере бионики, геофизики, физической химии.)

IV. Интегральная стадия (зарождается только сейчас). Начинает рассматривать природу Вселенную, жизнь, человека, включая его разум как единый объект естествознания. В определённом смысле это повтор первой стадии, но здесь наука о природе из интуитивного знания преобразуется в точное математическое знание.
Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996.

Тема 2. Математика — универсальный язык точного естествознания. Математическая гармония природы. Размышления о принципах взаимодействия различных частей естествознания.

Есть много определений математики. Одно из наиболее простых – это наука о колличественных отношениях. Именно математическое обрамление в виде формул обычно понимают под формой естествознания, а под его содержанием – их интерпретацию. Интерпретация может быть физической, химической, биологической...

Но, к примеру, Анри Пуанкаре (1854–1912), математик, физик, астроном, философ, напротив считал, что самой математикой и выражена истиная суть природы, а возможные её частные интепретации — лишь внешние формы проявления основополагающих законов. А ещё задолго до Пуанкаре Джон Ди, один из лучших английских математиков XVI века писал в “Предисловии к Евклиду” в нашем земном мире – мире стихий, начал и элементов, именно число представляет основу наук. Платон живший на ребеже V – IV веков до н.э. самым лаконичным образом, самой надписью над входом в академию гласившей “Негеометр да не войдёт” указал на необходимость ясных знаний геометрически стройной элементарной математики человеку, познающему мир.

“Философия написана в величественной книге (я имею ввиду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, — писал Галилей, — но понять её может лишь тот, кто сначала научиться постигать её язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки её — треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не смог бы понять в ней ни единого слова; без них он был бы обречён блуждать в потёмках по лабиринту”.
Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996; Клайн, 1984, 1986; Вейль, 1989.

Тема 3. История и логика развития естествознания. Эволюция идей физики, химии, биологии. Физические теории (до XIX века). Понятие об антропном принципе.

Понять естествознание можно только в процессе познания его развития.

Важная закономерность заключена в том, что современное естествознание включает в себя не только современные науки. Кроме физики (физические явления), химии (химические превращения), биологии (жизнь растений и животных), психологии (сознание разумных индивидуумов), современное естествознание включает и ренессансную, средневековую и античную натурфилософию, науку Нового времени, классическое естествознание до начала XX века, “постклассическое естествознание”. Все эти области появились последовательно друг за другом. И все они в современном естествознании слились воедино и образуют целостную, генетически обусловленную, научную систему.

И главное. Все эти научные системы значительно в большей степени нежели физика, химия, биология и психология подчинену субординации, — каждая предыдущая из них входит в последующую в модернизированном, преобразованном виде.

Некоторые области более ранних научных систем пытаются существовать самостоятельно, порой представляя собой рудименты, отрицаемые обществом, но воспринимаемые отдельными индиидуами, которым в свою очередь присущи рудиментарные элементы мышления.

Со временеи изменяется форма естествознания, углубляется содержание его разделов.

Обычно под формой понимают математическое обрамление в виде математических формул, а под содержанием их интерпретация: физическая, химическая, биологическая...

Но, к примеру, Анри Пуанкаре (1854 – 1912) имел противоположную точку зрения. Он считал, что математика, и есть истинная суть дела, а возможные её интепретации — лишь внешние формы проявления основополагающих законов. Также рассуждал и его предшественник (в смысле такого подхода) Джон Ди, живший в XVI веке.

Между фактической историей науки и логикой её развития существуют чрезвычайно сложные взаимоотношения. Фактическая история науки вся на виду. Логика развития науки от нас скрыта. Понять её — значит установить в необъятной массе фактического материала упорядоченность. Увидеть в хаосе определённый строй основных научных идей, осознать каким образом известные исторические события следуют одно за другим. Логика развития науки предполагает знания закономерностей научного прогресса, его движущих сил и причин, определяющих динамику развития науки.

Фактическая история науки крайне привлекательна, поскольку в ней присутствуют имена героев с чрезвычайно разнообразными судьбами. Мученники с трагическим финалом, баловни судьбы, обласканные почестями ещё при жизни, принцы, занимающиеся наукой... Одни открыли что-то совсем новое, другие объяснили что-то давно известное, третьи побывали там, где ещё никто не был. В всё это в результате случайностей. (По крайней мере такой точки зрения придерживался Вильгельм Освальд (1858–1932), немецкий историк и естествоиспытатель говоривший, что почти всё великое что у нас имеется в науке найдено при помощи случайностей.)
Человек сам по себе является существенным объектом природы, имеющий космологическое значение. Протагор (V в. до.н.э.) своё сочинение “О Природе” начал словами: “Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих”. Это пророческое изречние Протагора предвосхитило так называемый антропный принцип, введённый в основу космологии уже в наше время.

Вселенная, наш мир, таков именно потому что мы можем его наблюдать. В мире с другими свойствами человек не смог бы возникнуть. Таким образом челомек — естественное пораждение этого мира, Вселенной. Микрокосм, включающий в себя все качества Макрокома — нашей Вселенной.


Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996; Кирсанов, 1987; Паскаль; Декарт.

Тема 4. Понятие о фундаментальных структурных элементах материи на последовательных уровнях её естественной самоорганизации. Теорема Гёделя. Современные физические теории. Одно из условий стабильного развития человечества.

Развитие науки, которое иногда кажется непрерывным, имеет дискретно-непрерывный характер. Оно происходин некими скачками, в областях горизонта познания. Как правило, каждая научная проблема оказывается некоторой узловой точкой науки.

Решённая научная проблема значима лишь в том случае, если она породила два или несколько новых актуальных направлений — новых научных проблем. Если решение представило нам нечто исчерпывающее, значит это был некий тупиковый незначительный шаг (по сути проблемой и не являющийся) шаг.

Принципиальную основу подобного раздвоения каждой из действительно фундаментальных научных проблем, происходящее из их разрешения обосновала теорема Гёделя о принципиальной неполноте соответствующих теорий. Согласно этой теореме (1931), любая логически непротиворечивая и математически достаточно содержательная формальная аксиоматическая теория никогда не исчерпывает свой предметполностью, каким бы то ни было перечнем исходных аксиом!

Всегда оказывается возможным найти или сформулировать такое утверждение для аксиоматически определяемых понятий, что ни само утверждение ни его отрицание нельзя ни доказать ни опровергнуть исходя из данной аксиоматики.

В результате при очередном усовершенствовании данной теории по необходимости приходится иметь дело с двумя альтернативными вариантами изначальной теории, принимая подобное утверждение или его отрицание в качастве новой аксиомы и добавляя в список изначальных аксиом. И важно, что оба альтернативные усовершенствования принципиально равноправны и существуют на паритетных началах. Проблема породила одну проблему, значит это не решение, а только промежуточный шаг. Проблема решена и полностью исчерпала тему — тупиковая ветвь. Как минимум две (или более проблем) — путь истинного знания.

Чем сложнее система, тем быстрее она должна преобразовываться, — если система перестаёт развиваться, она тут же деградирует.

Современное мировое сообщество подошло к крайне опасной грани. Дальнейшее развитие вполне естественными темпами приведёт к разрушению самой Среды обитания. Альтернатива — деградация. Но возможен и средний путь, который заключается в том, что каждая действительно разумная цивилизация, рано или поздно должна переходить от познания ради жизни (комфорта) к жизни ради познания. И само естествознание в какой-то момент само становиться просто необходимым условием устойчивого существования цивилизации. Естествознание ради самого себя становиться стабилизирующим фактором — способом безопасного использования поисковой активности, которая разрушит природную среду, если использовать её для очередного улучшения жизни, а не превратить в идею совершенствования чистого знания о природе.
Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996; Идлис, 2005; Томилин, 2006; Вейль, 1989.

Тема 5. Периодичность в развитии естествознания.

В книге “Земное эхо солнечных бурь” А.Л. Чижевский писал: “То, что Солнце — основа возникновения и существования жизни на нашей планете, а также причина большинства протекающих физических и химических процессов, — тривиальная истина, привычная с незапамятных времён. Однако роль его гораздо значительнее и сложнее, нежели предполагалось ранее”. Чижевский научно доказал, что для органического мира Земли существенна не только постоянно излучаемая Солнцем энергия, но и периодически возникающие изменения “солнцедеятельности”, или говоря современным языком – солнечной активности.

В дальнейшем была обнаружена закономерная циклическая повторяемость скачков в развитии науки (в более широком смысле скачков творческой, познавательной, поисковой активности), явно коррелирующая с активностью солнечной.

Солнечная активность имеет явный циклический характер, прослеживаемый по различным показателям (количество и суммарная площадь солнечных пятен и протуберанцев, частота вспышек, интенсивность коронарного излучения...)

А.Л. Чижевский установил несомненное влияние всплеснков солнечной активности на массовое состояние и поведение людей, на происходящие время от времени всплески массовых безумств и психических растройств.

Земная Ноосфера (сфера разума), оказывается непосредственно связаной с Космосом. Один из значимых коллективных циклов (правильнее сказать — псевдо циклов, поскольку ни один из них не может повторить предшествующий полностью), составляет примерно 11,1 года, и выступает в частности, как характерный период решения фундаментальных естественно-научных проблем.
Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996; Чижевский, 1976, 1995; Владимирский, 2000.

Тема 6. Дискретно-непрерывная природа материи. Человек как объект естествознания. Достижения и перспективы изучения возможностей человеческой психики, человеческого мозга.

Атомизм (дискретность, квантованность) материи — древняя и принципиально важная идея. Атомы за всеобщее начало первым принял Левкипп (V в. до н.э.); атомистические воззрения развивал его ученик Демокрит.

В нашей время, известный американский физик-теоретик Ричард Фейман (1918 — 1988) свои лекции начинал словами: “Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущи поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это — атомная гипотеза (можете называть её не гипотезой, а фактом, это ничего не меняет): все тела состоят из атомов — маленьких телец, которые находятся в безпрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе, как вы убедитесь, содержиться невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения”.

Концепция атомистического строения материи пронизывает всё естествознание на протяжении всей истории начиная с древней натурфилософии. Атомизму, т.е принципиальной дискретности или квантованности материи сопутствует принципиальная непрерывност (предельная однородность) пустоты. Проблема взаимоотношения между ними — одна из вечных парадоксальных фундаментальных проблем.
Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996;

Тема 7. Основные идеи исследования Космического пространства и его влияния на земные процессы. Солнечная активность как климатообразующий фактор.

Бесконечное пространство ночного неба, — Космос с самых ранних времён существования человека привлекал пристальное внимание и уже на самых ранних стадиях люди старались находить и фиксировать хронологически согласованные явления земных и небесных процессов. Такие наблюдения привели к созданию древних календарей, математических моделей движений небесных тел.

Солнечно-климатическим связям посвящено большое число исследований, и в настоящее время влияние колебаний солнечной активности на климатические режимы регионов Земли признаётся очевидным. В изменениях климата обнаружены периоды от 2,2 года до 200 млн. лет, многие из которых связаны с колебаниями солнечной активности. Механизмы солнечного влияния по-прежнему вызывают полемику, но признаётся очевидным, что даже небольшая активация Солнца вызывает непропорционально большие изменения давления и состава верхнего, а затем и нижнего слоёв атмосферы.

Один из важных результатов этого — смещение обычных путей атлантических циклонов, несущих влагу из высоких широт в средние. Подъём солнечной активности может вызвать, например, чрезмерную увлажнённость континентальных регионов, а спад — засуху. Такой циклический эффект наблюдается на интервалах времени от нескольких десятилетий до нескольких веков.

Известные к настоящему времени данные о цикличности в природе позволяют признать ритмическую изменчивость многих физико-географических процессов их характерным свойством. В процессе изучения данных свойств географической оболочки Земли рядом исследователей была решена задача определения и сравнения отдельных параметров движения внешних планет Солнечной системы, показателей солнечной активности и сезонных атмосферных процессоов в Северном полушарии Земли на протяжении многолетних наблюдений.

Результаты проведённого анализа свидетельствуют о том, что в определённых диапазонах колебательных природных процессов динамика определённых типов атмосферной циркуляции и солнечной активности реализуются аналогично флуктуациям, связанным с орбитальным движением планет и изменением планетных конфигураций. Отмеченные аналогии обусловленные гравитационным взаимодействием планет и существующим резонанстным явлением, могут быть использованы в моделировании фрагментов природных колебательных процессов.

Исследование отклика природных систем на гравитационное взаимодействие представляется перспективным в определении функциональных зависимостей в планетарных, солнечных и климатических процессах.


Литература: Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996; Чижевский, 1976, 1995; Владимирский, 2000; Кузьмин, Петров, 2000, 2001; Природа; Земля и Вселенная (Периодические издания РАН)

Тема 8. Естественно-научная картина мира. Естественно-научные революции. Периодизация естествознания. Наука и социум. Научная проблема и её решение — главная структурная еденица науки.

Естественно-научную картину мира непосредственно определяют астрономия, космология, космогония и физика.

Астрономия, т.е. содержащая определённые законы (nomos) наука о звёздах (astron) или вообще о небесных светилах, а тем самым о всём нашем закономерном видимом мире (или Космосе), представляет необходимые для построения естественно-научной картины мира наблюдательные данные.

Космология, — физическое учение о Вселенной как целом, включающее в себя теорию всего охваченного астрономическими наблюдениями мира как части Вселенной. Космогония, в отличае от космологии, концентрирует внимание не на Вселенной как целом, а на непосредственно данном мире, Космосе, и прежде всего на его происхождении из чего-то первоначального, т.е. на процессе происхождения этого уже определённым образом упорядоченного мироздания (со всеми его составляющими).

Физика закладывает необходимый теоретический фундамент под всё мироздание, описываемое астрономией, космологией и космогонией, а также под всё естествознание.

В современной космологии по миром понимают наш земной шар, как часть Солнечной системы, Солнце, Солнце и Солнечную систему как одну из звёзд галактики Млечный Путь, все галактики Метагалактики (однрй из которых является наш Млечный Путь), а также вся межпланетная, межзвёздная, межгалактическая Среда, со всеми её частично известными и ещё быть может совершенно неизвестными объектами (в виде всевозможных форм вещества или излучений).

Астрономия сейчас включает в себя теоретическую астрономию (т.е. Небесную механику) и объединяется с механикой и ли физикой — в астрофизику, возникла из астрологии и астрометрии, проидя естественные для всех наук стадии Логос “слова” и метрия “мера”, “измерения”, “номия” закон.


Литература: : Идлис, 2008; Кузнецов, Идлис, Гутина, 1996; Кирсанов, 1987; Брехт, 1957.

Тема 9. Экологические и климатические модели. Подходы к проблеме происхождения жизни.

Данная тема посвящена изучению современных методов построения климатических моделей на примере моделирования геоэклиматических параметров объектов Каспийского региона.

Изучение климата Земли как целостной системы сталкивается со многими трудностями и в первую очередь построению адекватных моделей препятствует отсутствие достаточного числа наблюдений. Установлено, что ритмичнская изменчивость является характерным свойством многих явлений и процессов в географических (в том числе – гидрологических объектах Земли.

Фрагментарные данные по состоянию уровня Каспийсконго моря (фрагменты донных отложений) позволяют создать график колебаний уровня за период, отстоящий от нашего времени до 19 тыс. лет. Инструментальные значения среднегодовых уровней Каспийского моря охватывают интервал времени начиная со второй половины XIX века до наших дней.

Эти данные позволяют выделить колебания климатических параметров (периодичностью от 400 до !,7 тыс. лет), связанных с изменением характера атмосферной циркуляции в Северном полушарии. Характер обнаруженных изменений на протяжении голоцена свидетельствует о постепенном увеличении частоты с одновременным уменьшением амплитуды псевдо-циклических колебаний.

Особенности изменения амплитуды при достижении наблюдаемого в настоящее время минимума, заключающиеся в её скачкообразном увеличении до первоначального уровня с одновременным понижением среднего уровня Каспийского моря, наблюдаемые в прошлом, около 12000 лет назад, позволяют предположить, что в недалёком будущем может произойти значительное изменение современного геоэкологического равновесия региона Каспия, отягощённое к тому же всё увеличивающимся антропогенным воздействием.

Прогноз, полученный на основе разложения в ряд Фурье кривой колебания уровня Каспийского моря, согласно инструментальным наблюдениям 160 лет новейшего времени, подтверждает это предположение.


Литература: Имбри, Имбри, 1988; Кузьмин, Петров, 2000, 2001; Природа; Земля и Вселенная (Периодические издания РАН)

Тема 10. Наиболее актуальные проблемы настоящего времени и роль естествознания в их решении. Основные идеи прогноза. /Климат. Человек. Экология — взаимодействия человека и природы. Освоение Космоса и сохранение Земли/.

В середине XX века Норберт Винер в своей книге “Кибернетика и общество” писал: “Жизнь ограничена определёнными рамками времени... Для тех, кому известен чрезвычайно ограниченный диапазон физических условий, при которых могут происходить химические реакции, необходимые для жизни в известных нам формах, вывод, что тому счастливому случаю, который обеспечивает продолжение жизни на земле в любой форме, даже без ограничения её форм чем-нибудь подобным человеческой жизни, придёт полный и ужасный конец, представляется само собой разумеющимся выводом. Всё же нам, возможно, удастся придать нашим ценностям такую форму, чтобы этот преходящий случай существования жизни, а также этот ещё более преходящий случай существования человека, несмотря на их мимолётный характер, можно было бы рассматривать в качестве имеющих всеобщее значение”.

Кажется одна эта фраза объединяет в себе массу всевозможных проблем как технического так и гуманитарного планов с которыми человечество вступило в XXI век. Не исключено, что антропогенная деятельность в конечном счёте теперь явно приближает наступление неизбежного “ужасного конца”, о котором Винер писал ещё в середине XX века.

Обилие негативной информации, и более того, паталогическая мода на неё, ещё более усугубило и без того плачевное состояние коллективного сознания людей. Множество инструкций “завоевания успеха” успеха иллюзорного, навязывание тотальной пошлости и безвкусия оставляют всё меньше шансов на обретение истиной гармонии с окружающим миром. Знание способно защитить человека от окружающего его агрессивного невежества, часто опелирующего к так называемым научным обоснованиям, являющимися на деле лишь пошлам наукообразным оправданием преславутой “экономической целесообразности” сознательного ухудшения качества того или иного объекта или предмета социума, его прежних достижений, защитить от агрессивного навязывания излишних артефактов способных на деле погубить и физическую и духовную жизнь человека.

Между тем, в своём высшем проявлении точное естествознание смыкается с гуманитарными областями: философией, литературой, изобразительным искусством... и хорощие (научные в истином смысле слова) знания элитных образцов мировой культуры (от произведений живописи и архитектуры до физических теорий) дают человеку ясное понимание причин и следствий, закономерностей общественных и природных явлений, их обусловленности, позволяют осознанно принимать собственные решения, ведущие к собственному совершенству, установлению ясного и адекватного отношения между собой, природой и обществом.

И, наверное один из наиболее важных выводов современного естествознания по словам А.Л. Чижевского заключается в том, что “В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества находятся в зависимости от судеб Вселенной. И это не только поэтическая идея, но научная истина, полученная в результате ряда завоеваний современной точной науки”.
Литература: Идлис, 2008; Винер, 1958; Комаров, Пановкин, 1983; Гурштейн, 1991; Чижевский, 1995.
Основные темы семинарских занятий

1. Идеи натурфилософии и их связь с современностью.

2. Солнечная активность и её влияние на жизнь Земли.

3. Современные климатические теории. Идеи прогноза региональных климатических параметров (на примере изучения Гольфстрима; Арало-Каспийского региона).

4. Современные физические теории.

5. Строение Вселенной: история и современность.

6. Происхождение и эволюция жизни: современнае концепции.

7. Человек; взаимосвязь общества и природы: экологические и нравственные аспекты. Условия стабильного развития современного общества.

8. Новейшие достижения в оластях химии и биологии.

9. Возможности человеческоно мозга: исследования и перспективы.

10. Взаимосвязь науки и общества в настоящем прошлом и будущем.

Примеры тем индивидуальных заданий (рефераты, контрольные работы, сообщения, контрольные вопросы)


Предполагается, что учащийся, решивший добровольно представить отчёт о своих знаниях в виде реферата знает, что реферат должен включать не только анализ источников, но и отражать личное отношение автора к рассматриваемой теме и к информации по ней. Использование учебников и учебных пособий в качестве основных источников, а также интернет-ресурсов крайне нежелательно, за исключением случаев использования новейших информационных сообщений, данных, материалов конференций.

Категорически не допустимо использование в качестве рефератов и их фрагментов готовых текстов электронного происхождения. Оптимальный объём реферата от 4-х до 10-ти рукописных страниц (не более). Текст реферата по желанию может быть напечатан (в том числе на механической машинке) или (по согласованию с преподавателем) передан на электронном насителе. Последнее касается исключительно авторских текстов.

По личной инициативе допукается написание реферата-рецензии по одному источнику, в случае если последний представляет собой оригинальную, значимую книгу имеющую отношение к естествознанию.
Природа человеческой памяти

Законы наследственности

Возможности человеческого мозга

Земля и экология

Часы. Человек. Время.

Происхождение человека: эволюционизм и креационизм

Фракталы и современное естествознание

Компьютер и школа: pro & contra

И вновь о Чарльзе Дарвине...

А. Эйнштейн, А.А. Фридма, Э. Хаббл: теории эволюции Вселенной

Солнечное система

Функциональные особенности деятельности полушарий головного мозга и личность

Человек: натурфилософия и современная наука

Натурфилософское представление организма человека и современное естествознание

ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Идлис Г.М. Космический – солнечный – пульс Жизни и Разума: Всему своё время... Концепции современного естествознания. М.: Издательство ЛКИ. 2008.

Природа. Ежемесячный журнал. М.: Наука.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Буравихин В.А. Егоров В.А. Идлис Г.М. Биография электрона и его родословная. М.: Агар. 1997.

Борель Э. Вероятность и достоверность. М.: Наука. 1969.

Брехт Б. Жизнь Галилея / Пер. Л. Копелева. М.: Искусство. 1957.

Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука. 1989.

Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы. 1958.

Владимирский Б.М. Солнечная активность и биосфера — междисциплинарная проблема // Природа. 1994. № 9. С. 10 — 14.

Владимирский Б.М. Темурьянц Н.А. Влияние солнечной активности на биосферу-ноосферу. Гелиобиология от Чижевского до наших дней. М.: 2000.

Гумилёв Л.Н. История колебания уровня Каспия за 2000 лет (С IV в. до н.э. по XVI в. н.э.) // Колебания увлажнённости Арало-Каспийского региона в голоцене. М.: Наука. 1980. С. 32 — 47.

Гурштейн А.А. Вне истории не может быть исторической правды // Природа № 2. М.: Наука. 1991. С. 9 – 13.

Дергачёв В.А., Чистяков В.Ф. 210– и 2400–летние солнечные циклы и колебания климата // Солнечный цикл. СП-б.: ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН. 1993. С.112 — 130.

Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбеоз? С-Пб.: Алетейя. 2003.

Земля и Вселенная. (Журнал. Периодичность издания: шесть номеров в год) М.:Наука.

Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Наука. 1985.

Идлис Г.М. В поисках истины. М.: Агар. 2004.

Идлис Г.М. Закономерная “хронология” (хроника — история — и логика) радикального пересмотра взаимоотношений и собственного характера основных категорий естествознания // Исследования по истории физики и механики 2005. М.: Наука. 2006. С. 292 — 345.

Имбри Д. Имбри К. Тайны ледниковых эпох. М.: Прогресс. 1988.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. (Издание седьмое). М.: Высшая школа. 2005.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа. 2004.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М.: Наука. 1987.

Комаров В.Н. Пановкин Б.Н. Человек познающий. М.: 1983.

Кузнецов В.И. Идлис Г.М. Гутина В.Н. Естествознание. М.: Агар. 1996.

Кузьмин А.В. Определение проблемных направлений гуманизации современного образования // Тезисы межвузовской международной научно-практической конференции “Проблемы нравственного воспитания студенческой молодёжи”, 27 — 28 марта 1996 г. С. 68 — 70. М.: 1996.

Кузьмин А.В., Петров С.И. Астрономические теории и модели климата // Материалы VI международной научно-технической конференции “Высокие технологии в промышленности России”, М.: 2000. С. 258 — 264.

Кузьмин А.В., Петров С.И. Каспийский геобиоценоз: модель изменений региональных климатических параметров в голоцене // Защита окружающей Среды в нефтегазовом комплексе. 2001. № 3–4. С. 37 – 39.

Клайн М. Математика. Утрата определённости. М.: Мир. 1984.

Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир. 1986.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум. 1995.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука. 1989.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс. 1988.

Рычагов Г.И. Уровенный режим Каспийского моря за последние 10 тысяч лет // Вестник МГУ: География. 1993. № 2. С. 38 — 49.

Секей Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике. М.: Мир. 1990.

Томилин К.А. Фундаментальные физические постоянные в историческом и методическом аспектах. М.: Физматлит. 2006.

Фёдоров В.М.

Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль. 1976.

Чижевский А.Л. Космический пульс жизнию Земля в объятиях Солнца. М.: Мысль. 1995.

Чижевский А.Л.

Шкловский С.Я. Вселенная. Жизнь. Разум. М.:Наука. 1976.




Учебное издание
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Программа курса
Составитель Кузьмин Андрей Валентинович

скачать файл



Смотрите также:
Программа курса Москва 2008 концепции современного естествознания программа курса
226.31kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов дневного отделения
2608.38kb.
Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом
561.47kb.
Концепции современного естествознания учебное пособие спб гут санкт-Петербург
2805.47kb.
Элективный курс для 9-х классов г Тында 2008-2009 уч год Программа элективного курса «Демография Тынды и Тындинского района»
176.31kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 03 «элементы абстрактной и компьютерной алгебры» Специальность 030100 (050202. 65) Информатика
69.74kb.
Программа курса Организация работы
147.12kb.
Программа курса Проблемы квалификации преступлений Специальность 521400 «бакалавр юриспруденции» Тамбов 2008 г
325.49kb.
Рабочая программа специализированного курса по математике
157.25kb.
Программа курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы к зачету, критерии оценки качества знаний. Москва 2009
170.07kb.
Настоящая рабочая программа обеспечивает изучение курса «Новой ис­тории» с рубежа XV-XVI вв до конца X1X в
190.01kb.
Программа курса № Название темы Продолжительность, часов 1
16.13kb.