grandov.ru страница 1
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования -



«Оренбургский государственный университет»
Кафедра истории и теории государства и права

Утверждаю

Декан факультета

_______________Т.М. Ожерельева «____»______________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Направление: 030500.62 Юриспруденция

Профиль: общий

Факультет экономики и права

Форма обучения: очная

Бузулук 2010

Рецензент

доцент кафедры теории государства и права и конституционного права ОГУ, к.ю.н. Осиночкина Е.В.



Рабочая программа дисциплины «История отечественного государства и права» / сост. Вергаскина Л. В. - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2010. – 26 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента студентам очной формы обучения направления подготовки 030500.62 Юриспруденция в 1 и 2 семестре.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030500.62 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 261гум/бак от 27.03.2000.

Составитель: ____________________ Л. В. Вергаскина

«26» августа 2010 г.

© Вергаскина Л. В., 2010

© БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010

Содержание










1

Цели и задачи дисциплины………………………………………………….

4

2

Место дисциплины в учебном процессе……………………………………

4

3

Организационно-методические данные дисциплины……………………...

5

4

Содержание дисциплины…………………………………………………….

5

4.1

Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине….

5


4.2

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий ……..……………..

6

5

Тематический план изучения дисциплины (по семестрам)……………….

11

5.1

Практические (семинарские) занятия……………………………………….

11

5.2

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………..

13

6

Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….

14

6.1

Рекомендуемая литература………………………………………….………

14

6.1.1

Основная литература…………………………………………………………

14

6.1.2

Дополнительная литература…………………………………………………

15

6.1.3

Периодическая литература……………………………………….………….

15

6.2

Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..……….

15

6.2.1

Методические указания и материалы по видам занятий……….………….

15

6.2.2

Программные обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)…...

18


6.2.3

Контрольные вопросы для самоподготовки…………………….………….

18

6.2.4

Критерии оценки знаний, умений и навыков………………………………

23

7

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….

24

7.1

Учебное оборудование……………………………………………………….

24

7.2

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов……………………………………………………………………..

24





Лист согласования рабочей программы ……………………………………

26




Дополнения и изменения в рабочей программе…………………………..

27


1 Цели и задачи курса
В результате изучения дисциплины «История отечественного государства и права» студент должен:

- иметь представление о процессе возникновения и развития государства и права на территории нашей страны: месте и роли отдельных отраслей права в системе права; о факторах и условиях, определяющих появления государства и права, а затем закономерность их функционирования и развития; о правовом положении классов, социальных групп; об организации государственной власти; о развитии правовой системы, отраслей, институтов права конкретных законодательных актах государственного и правового развития России;

- знать исторический опыт создания государства и права, их роль в политической системе общества, в общественной жизни в целом; сущность и закономерность общественного процесса, связанных с развитием государства и права России, уметь провести их сравнительный анализ; историю государства и права России на территории нашей страны от момента зарождения до настоящего времени; основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимодействия государственно-правовых явлений с моралью, идеологией, религией;

- иметь навыки и уметь анализировать материал по основным отраслям и институтам права в различные хронологические периоды; уметь логически выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой и политической тематике; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.
2 Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ООП.

Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Отечественная история».

Основные положения дисциплины должны быть использованы студентами при изучении дисциплин «Гражданское право», «Семейное право», «Наследственное право», «Уголовное право».

3 Организационно-методические данные дисциплины


Вид работы

Трудоемкость в часах

Всего

1 сем

2 сем

Общая трудоемкость

140

110

250

Аудиторная работа

54

54

108

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

36

18


36

18


72

36


Самостоятельная работа

86

56

142

Курсовые работы (КР)

Домашние контрольные работы

Самоподготовка:

самостоятельное изучение разделов,

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарским занятиям, зачету и экзамену.


-

-

86



30
20

36


-

-

56



10
10

36


-

-

142



40
30

72


Вид итогового контроля

зачет

экзамен





4 Содержание дисциплины
4.1 Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине:
Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации.


4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
Разделы дисциплины, изучаемые в первом семестре

раз-


дела

Наименование разделов
и их содержание

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Вне-

ауд.


работа

СР


Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

1

Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права

12

2

-

10




Предмет истории отечественного государства и права. История отечественного государства и права как научная дисциплина, ее место в системе юридических и исторических наук. Основные методологические принципы и приемы исследования. Источники права. Памятники права. Проблемы периодизации истории отечественного государства и права. Историография курса. Современные исследования по истории отечественного государства и права. Проблемы исследования истории советского государства и права. Научные издания памятников права.













2

Рабовладельческие государства на территории нашей страны

12

2

-

10



Государство и право Урарту (IX — VI вв. до н.э.). Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н. э. — IV в. н.э.). Государственные образования в Причерноморье ( VII в. до н.э. — IV в. н.э.).














3

Раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.) государство и право

28

10

6

12



Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь IX-XI вв. Характерные черты раннефеодальной монархии, общественно-политический строй. Становление древнерусского права. Происхождение и источники Русской Правды. Правовое положение население. Гражданское право, обязательственное право. Наследственное, семейное право. Уголовное Право по Русской Правде. Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества. Государственный строй Галицко-Волынского княжества. Общественный и государственный строй Новгородского и Псковского государства. Характеристика Новгородской и Псковской судных грамот.

Русские земли в составе великого княжества литовского. Формирование великорусского государства XV-XVI вв. Сословная монархия Великого княжества Литовского. Возвышение Москвы в XIII-XV вв. Общественный и государственный строй московского княжества в XIII-XV вв.

Судебники XV-XVI веков – памятники права. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв. Общая характеристика Судебника 1497 г. Государственная власть и управление в сер XVI-XVII вв. Судебник 1550 г. – царский судебник: источники и разработка. Правовое положение церкви и церковное право XV-XVII в. Стоглав 1551 г.













4

Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.)

12

2

-

10




Общая характеристика возникновения государства и права у монголо-татарских племен. Общественный и государственный строй Золотой Орды. Право Золотой Орды.













5



Сословно-представительная монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья)

22

4

2

16




Соборное уложение 1649 г. как свод феодального права. Разработка и источники Соборного Уложения. Характеристика отраслей права в соответствии с Соборным Уложением: гражданское право, наследственное право, семейное право, уголовное право, судебный процесс.













6

Образование и развитие абсолютной монархии в России

26

8

6

12



Становление абсолютной монархии в России. Государственные реформы первой четверти XVIII в.: высшие органы власти и управления, реформы в местном самоуправлении, содержание военной реформы. Развитие государственной системы во второй чет. XVIII в. Общественный строй России в период абсолютной монархии. Взаимоотношения церкви и государства.

Формирование новой системы права в кон. XVII-первой половине XVIII в.

Кодификация права. Уголовное право: стадии преступлений, классификация преступлений. Артикул воинский. Характеристика гражданского, семейного и наследственного права. Особенности судебного процесса.

Просвещенный абсолютизм в России. Губернская реформа 1775 г.

Сущность губернской реформы 1775 г. Судебная реформа 1775 г. Сословное законодательство второй половины XVIII в.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

Государственный строй России в период роста капиталистических отношений. Общественный строй в первой половине XIX в. Управление зависимыми народами (Финляндия, Польша, Прибалтика, Закавказье, Сибирь, Украина).

Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Развитие гражданского, семейного и наследственного права. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.













7

России в период становления и развития капитализма

28

8

4

16



Предпосылки и проведение крестьянской реформы 1861 г. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Судебная реформа 1864 г.

Развитие государственной системы в условиях «неоабсолютизма». Контрреформы 1880-1890 гг. Основные реформы 80-90-х гг. XIX вв. Положение о земских участковых начальниках 1889 г. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. Городовое положение 1892 г.

Изменение политической системы в конце XIX-начале XX вв. Развитие гражданского, наследственного и семейного права в конце XIX - начале XX вв. Развитие уголовного права. Уголовное уложение 1903 г. Развитие судебного процесса.

Оформление конституционной монархии в России. Переход к конституционной монархии в России. Основные государственные законы (Конституции). Политические партии и движения. Государственная дума. Аграрная реформа 1906 г.

Изменения в государстве и праве в период первой мировой войны. Развитие права в 1905-1917 гг. Государственный аппарат в годы первой мировой войны. Правительство. Военно-промышленные комитеты. Особые совещания. Общественные организации.













Итого:

140

36

18

86

Разделы дисциплины, изучаемые во втором семестре



раз-


дела

Наименование

Разделов и их содержание



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Внеаудиторная

работа СР



Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

7

России в период становления и развития капитализма

10

4

2

4



Изменение государственной системы в период республики. Государственно-политический кризис 1916-1917 гг. свержение монархии. Образование новых органов власти. Провозглашение республики. Государственное совещание. Россия после февральской революции 1917 г. Политические партии в период демократической республики. Временное правительство. Двоевластие. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.













8

Возникновение и основные этапы развития советского государства и права

78

28

14

36




Октябрьская революция 1917 г. Причины переворота. Военно-революционный комитет. Учредительное собрание.

Правовая политика советского государства.

Формирование социалистического права. Конституция РСФСР 1918 г. Структура и содержание Конституции.

Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов.

Становление советской судебной системы. Декреты о суде. Развитие системы советской милиции.

Государственный аппарат в годы гражданской войны. ВЦИК. Армия. Красный террор. Партийно-политическое размещение территории бывшей России. Правовая политика военных правительств. Разгром белого движения, российская эмиграция, Государственно-политические программы. Образование самостоятельных государств на территории бывшей империи.

Изменение государственной системы в условиях переходного периода и многоукладной экономики. Переход к нэпу. Судебная реформа 1922 г. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

Создание нового социалистического федеративного государства. Причины образования СССР. Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г. Развитие советского права в 20-е гг. ХХ в. Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства. Создание общественных кодификационных актов. Развитие уголовного права и уголовного процесса.

Советское государство в 30-40 –e гг.

Социалистическая реконструкция народного хозяйства. Централизация правоохранительной системы. Конституция СССР 1936 г. Изменения в государственной системе СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Чрезвычайные органы управления. Военная реформа. Военная юстиция. Положение церкви. Советское право в годы Великой отечественной войны.

Развитие советского права в послевоенный период. Хозяйственное право. Трудовое право. Колхозное право. Уголовное право.

Изменения в государственном аппарате 70-80-x гг. ХХ в. Внешнеполитическая деятельность. Высшие органы власти. Государственный контроль. Правоохранительные органы.

Развитие конституционного законодательства.

Конституция СССР 1977 г. Изменения в политической системе в период «перестройки». Гласность. Переход к многопартийности. Система высших органов власти. Судебная власть.

Обновление законодательства в период кризиса и ликвидации СССР.

Выход союзных республик из состава СССР. Референдум. Последствия августа 1991 г.













9

Государство и право Российской Федерации

22

4

2

16



Государство и право в современный период.

Общая характеристика Конституции РФ 1993 г. Основные положения Конституции.

Общая характеристика действующего права России.













Итого:

110

36

18

56

Всего:

250

72

36

142



5 Тематический план изучения дисциплины

5.1. Практические занятия
Практические занятия в 1 семестре



занятия

раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

3



Русская Правда как памятник права.

2

2

Новгородского и Псковского государства. Характеристика Новгородской и Псковской судных грамот.

2

3

Судебники XV-XVI веков – памятники права. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.

2

4

5

Соборное уложение 1649 г. как свод феодального права.

2

5

6



Становление абсолютной монархии в России. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

2

6

Формирование новой системы права в конце XVII-первой половине XVIII в.

2

7

Развитие гражданского, семейного и наследственного права. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.

2

8

7


Переход к конституционной монархии в России.

2

9

Развитие права в 1905-1917 гг. Государственный аппарат в годы первой мировой войны.

2

Итого:

18

Практические занятия во 2 семестре





занятия

раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

7

Изменение государственной системы в период республики.

2

2

8



Военно-революционный комитет. Учредительное собрание.

2

3

Формирование социалистического права. Конституция РСФСР 1918 г.

2

4

Социалистическая реконструкция народного хозяйства. Централизация правоохранительной системы. Конституция СССР 1936 г.

2

5

Изменения в государственной системе СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

6

Изменения в государственном аппарате 70-80 гг. ХХ в.

2

7

Конституция 1977 г. Изменения в политической системе в период «перестройки».

2

8

Обновление законодательства в период кризиса и ликвидации СССР.

2

9

9

Общая характеристика действующего права России.

2

Итого:

18

5.2 Самостоятельное изучение разделов дисциплины


№ раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1

2

1

Историография истории отечественного государства и права.

2

Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.).

3



Договоры Руси с Византией. Закон русский.

Церковная организация и церковное право IX-XII вв.



Русские земли в составе великого княжества Литовского.

Формирование великорусского государства XIV-XVI вв.



Судебник 1550 г.: источники, разработка, общая характеристика.

Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.



4

Золотая Орда, как военно-феодальное государство.

Государственный и общественный строй Руси в период господства Золотой Орды.



5



Государственный строй сословно-представительной монархии.

Соборное уложение 1649 г. как свод феодального права.

6



Формирование новой системы права в начале XVIII в.

Артикул Воинский Петра I.



Просвещённый абсолютизм в России.

Губернская реформа 1775 г.

Сословный строй к XVIII - первой половины XIX вв.


Развитие государственной системы в первой половине XIX в. Изменение в правовом положении церкви в первой половине XIX в.

Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.



7



Формирование всесословного самоуправления.

Развитие государственной системы в условиях «неоабсолютизма».

Контрреволюция 1880-1890 гг.



Развитие права в условиях «неоабсолютизма».

Изменение политической системы в конце XIX – начале XX вв.



Новые организационные формы общественных движений в начале XX в.

Оформление конституционной монархии в России.

Государственная дума в России.


Изменения в государстве и праве в период первой мировой войны.

Развитие права в начале XX в.



Политические партии в период демократической республики.

Законодательная политика временного правительства.



8



Учредительное собрание. Создание и утверждение советской государственной системы. Учреждение советской системы.

Правовая политика советского государства. Формирование социалистического права. Конституция РСФСР 1918 г.

Изменение в государственной системе советского государства в годы гражданской войны. «Белое движение» в годы гражданской войны. Распад российской империи.

Изменение государственной системы в условиях переходного периода и многоукладной экономики. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

Национально – государственное размежевание в Средней Азии.

Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период НЭПа. Создание общественных кодификационных актов.

Национально – государственное строительство по Конституции 1936 г. Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

Изменение в праве в период Великой Отечественной войны. Изменение в государственной системе СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Развитие государственно – политической системы в конце 40-х – начале 50-х гг. Развитие права в конце 40 – 50-х гг.

Изменение в государственном аппарате в 70 – 80-х гг. XX в.

Развитие конституционного законодательств Изменение в политической системе в период «перестройки».

9



Государство и право в современный период.

Общая характеристика действующего права России.


6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература
6.1.1Основная литература
- Исаев, И. В. История государства и права России / И. В. Исаев. - М. : 2006. - 608 с. – ISBN 5-482-00716-2;

- Исаев, И.А. История государства и права России: учебник / И.А. Исаев .- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 797 с - ISBN 5-7975-0667-Х;

- Титов, Ю. П. История государства и права России / Ю.П. Титов. - М. : 2008. – 544 с.- ISBN 978-5-392-01789-8.

6.1.2.Дополнительная литература


- Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю. П. Титов. - М. : 2008. - 464 с.- ISBN 978-5-392-00438-6;

- Хрестоматия по истории государства и права России : учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 480 с. - ISBN 978-5-392-00865-0.

- История отечественного государства и права: Часть 1. Часть 2. / под ред. О.И. Чистякова . - М. : Юристъ, 2007. Часть 1 : История отечественного государства и права. - 2007. - 478 с.. - ISBN 5-7975-0812-5; Часть 2 : История отечественного государства и права . - 2006. - 511 с.. - ISBN 5-7975-0832-Х;

- Хомякова, Н.В. Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. 1945-1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей): монография./ Н.В. Хомякова.- Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 145с. ISBN 978-5-7410-0987-1.


6.1.3 Периодическая литература
- «История государства и права»;

- «Государство и право»;

- «Вопросы истории»;

. - «Отечественная история».


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
6.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий.

6.2.1.1 Вергаскина, Л.В. История отечественного государства и права: методические указания к семинарским занятиям. – Бузулук: БГТИ (филиала) ГОУ ОГУ, кафедра истории и теории государства и права, 2010. - 46 с.

Методические указания к семинарским занятиям

Общие рекомендации.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.



Работа с конспектом лекций и самостоятельная работа студентов

Просмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и текстам.

В силу объективных причин лекционный курс и семинарские занятия не способны охватить весь массив научной литературы и правовых актов. Значительная роль в процессе освоения материала отводится непосредственно самим студентам. Самостоятельное изучение теоретических вопросов и выполнение письменных работ способствует не только укреплению общих знаний о генезисе и эволюции государственно-правовых институтов России. Эта работа также позволяет выработать такие профессиональные умения и навыки юриста, как способность осуществлять критический анализ внутренней и внешней политики правительств, давать аргументированную правовую оценку юридическим фактам, толковать юридические нормы и научные тексты. Наконец, выполнение заданий самостоятельной работы способствует повышению уровня самоорганизации будущих юристов.

Опираясь на материал лекционного курса, знания и навыки, приобретенные в ходе семинарских занятий, студенты получают возможность конкретизировать свой «личный учебный план», выстроить собственную образовательную траекторию. В зависимости от круга собственных научных и образовательных интересов и потребностей они определяют для себя вопросы и темы для более глубокого изучения.
6.2.1.2 Методические указания преподавателям

При изучении дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение контрольных работ (студентами факультета заочного обучения), подготовка к рубежному контролю и т. п.

Организация и проведение практического занятия включает следующие этапы подготовки преподавателя: выбор преподавателем темы практического занятия, с привлечением действующих нормативных источников, практики и литературных источников; далее необходимо тщательно продумать методику и план проведения занятия. В частности, нужно определить последовательность обсуждения теоретических вопросов.

При подготовке к занятию преподаватель должен продумать, сколько примерно времени он выделит на освещение теоретических вопросов, решение задач, подведение итогов.

У каждого преподавателя складывается собственная система приёмов и методов проведения учебного занятия. Тем не менее, необходимо сформулировать некоторые общие требования к методике проведения практических занятий.

Практические занятия должны сочетать в себе как элементы «практического» подхода, в котором главным является решение казусов, так и элементы «теоретического» подхода, при котором на занятие выносятся только теоретические вопросы», а практическим уделяется второстепенное место.

В начале занятия целесообразно назвать тему, кратко напомнить, что было сделано на предыдущем учебном занятии. После описанной предварительной стадии представляется необходимым предложить студентам обсудить несколько теоретических вопросов по теме. Рассмотрение таких вопросов необходимо в целях контроля за работой студентов. У студента вырабатывается потребность изучать литературу, формировать позицию по спорным вопросам. Необходимо соблюдать баланс времени между теоретической и практической частью занятия. Кроме того, необходимо отметить, что теоретические вопросы могут рассматриваться, не только в начале занятия, но и после решения очередной задачи, и в ходе решения задач.

Весьма ответственной стадией практического занятия является решение задач (казусов).

Решение задач является одним из форм самостоятельной работы студента. Задачи должны быть решены обязательно письменно. Отказ от этого требования, предъявляемого к студентам, ведет к тому, что встречаются случаи, когда студент без предварительной домашней подготовки пытается импровизировать. В подобных ситуациях, как правило, в проведение занятия вносятся элементы неорганизованности. У некоторых студентов может возникнуть впечатление о возможности «облегчённого», без приложения усилий прохождения практических занятий.

На практическое занятие должно быть вынесено такое количество задач, которое бы полностью позволило охватить все важнейшие вопросы темы и детально выявить их усвоение студентами. Важно заранее запланировать частичные изменения фабулы задачи с решением различных вариантов.

Решение задач (казусов) должно быть развёрнутым, подробным, мотивированным, со ссылкой на источники административного права.

При этом в качестве требования необходимо выдвинуть, чтобы студенты имели в наличие на занятии те источники, которыми они руководствовались при решении казуса, могли в них свободно ориентироваться и понимать содержание.

Преподавателю необходимо вовлекать как можно большее число студентов в обсуждение казуса. Однако выступления студентов нельзя пускать на «самотёк». Преподаватель должен активно и оперативно руководить ходом обсуждения темы, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступающих.

После подробного обсуждения всех наиболее важных вопросов, относящихся к казусу, и рассмотренных его вариантов преподаватель поводит итоги дискуссии. Он даёт правильное решение казуса и рассмотренных вариантов, характеризует выступления студентов, разъясняет допущенные ошибки и неточности. Заключение преподавателя должно быть убедительным и подкрепляться ссылками на правовые источники.


6.2.2 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий

6.2.2.1 Программное обеспечение для практических занятий

На практических занятиях используется информационно – справочная система «Консультант Плюс».

В ходе подготовки к практическому занятию рекомендуется использование информационных ресурсов Iinternet:

- WEB-сайты - информационные представительства ВУЗов (Московский государственный университет имени О.Е. КУТАФИН (http://msal.ru/); Оренбургский государственный университет (http://www.osu.ru/)) и др.);

- информационные и справочные порталы (Гарант (http://www.garant.ru/); Кодекс (http://www.kodeks.ru/) и др.).


6.2.3 Контрольные вопросы для самопроверки
Раздел 1 Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права

1. Предмет и задачи изучения истории отечественного государства и права.

2. Методы изучения истории отечественного государства и права: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия, экстраполяция.

3. Периодизация истории государства и права России.



Раздел 2 Рабовладельческие государства на территории нашей страны

1. Государство и право Урарту (IX -VI вв. до н.э.).


2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н. э. - IV в. н.э.).

3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. -IV в. н.э.)


Раздел 3 Раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.) государство и право

1. Возникновение государства у восточных славян: условия, этапы формирования государственности.

2. Государственной строй Киевской Руси в IX-XII вв. Начало государственного управления. Десятичная система. Формирование правящего класса. Форма правления. «Очередной порядок».

3. Дворцово-вотчинное управление в XII-XIII вв.: система государственного и местного управления.

4. Церковная организация и юрисдикция в IX-XII вв. Церковные уставы.

5. Возникновение и развитие древнерусского права: обычное право, договоры Руси с Византией.

6. Становление древнерусского права. Русская Правда: источники, редакции.

7. Система преступлений и виды наказаний по Русской Правде.

8. Судебный процесс по Русской Правде. Стадии процесса. Виды доказательств.

9. Причины феодальной раздробленности русских княжеств.

10. Государственный строй и право Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества.

11. Государственный строй и право Галицко-Волынского княжества.

12. Особенности общественного строя Новгородского и Псковского государств.

13. Государственная организация Новгородского и Псковского государств. Органы управления. Власть князя.

14. Право Новгородской и Псковской феодальных республик. Псковская и Новгородская судные грамоты.

15. Основные черты развития гражданского права по Псковской и Новгородской судным грамотам.

16. Развитие частного право по Русской Правде. Обязательственное право. Наследственное право.

17. Уголовное право по Псковской и Новгородской судным грамотам. Понятие, состав преступления. Виды преступлений. Наказания.

18. Судебный процесс в Новгороде и Пскове. Система судоустройства и судопроизводства. Виды доказательств. Отличия судебного процесса в Новгороде и Пскове от процесса Русской Правды.

19. Московское княжество в XIII-XIV вв. Предпосылки формирования централизованного государства.

20. Церковная организация и церковное право в XV-XVII вв. Церковная юрисдикция. Сфера церковного права. Брачно-семейное право. Уголовно-правовая юрисдикция Церкви.

21. Судебник 1497 г.: источники, основные положения.

22. Судебник 1550 г.: источники, основные положения.

23. Общественный строй в период сословно-представительной монархии в России (середины XVI – середины XVII вв.).

24. Уголовное право по Судебнику 1550 г. Понятие и виды преступлений. Виды наказания.
Раздел 4 Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.)

1. Государственный строй Золотой Орды. Хан. Центральный аппарат. Высшие должностные лица. Органы управления на местах. Судебные учреждения.

2. Общественный строй Золотой орды. Класс феодалов: белая кость». Феодально-зависимое население. Городское население.

3. Система права Золотой Орды. Великая Яса. Влияние права Золотой Орды на русское законодательство.



Раздел 5 Сословно-представительная монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья)

1. Государственный строй сословно-представительной монархии в России (середины XVI – середины XVII вв.): Боярская Дума, Земские соборы, местные органы сословного представительства.

2. Государственные реформы середины XVI века: финансовая реформа, военная реформа, монастырская реформа, опричнина (1565 – 1572 гг.)

3. Уложение 1649г.: источники и разработка документа.

4. Соборное уложение 1649 г. Краткая характеристика развития гражданского права.

5. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г.

6. Становление абсолютной монархии в России в начале XVIII века. Характерные особенности российского абсолютизма.

7. Судебный процесс по Соборному Уложению 1649 г. Формы суда. Виды доказательств. Судопроизводство. Пытка.



Раздел 6 Образование и развитие абсолютной монархии в России

1. Государственные реформы первой четверти XVIII века. Трансформация старых органов управления. Сенат. Военная реформа. Финансовая реформа. Церковные реформы. Статус российского монарха.

2. Формирование новой системы права в первой четверти XVIII века. Источники права: указы, манифесты, регламенты и т. д.

3. Развитие государственной системы в XVIII веке (После Петра I). Сенат и Верховный Тайный совет. Кабинет министров. Императорский Совет, совет при дворе и Государственный Совет.

4. Общественный строй России в первой четверти XVIII века. Зарождение класса буржуазии. Указ о единонаследии 1714г. Табель о рангах 1722г. Положение духовенства, городского населения, крестьянства.

5. Взаимоотношение церкви и государства в XVIII веке. Реформы

Петра I. Синод. Секуляризация церковных земель при Екатерине I.

6. Просвещенный абсолютизм в России. Влияние западноевропейских мыслителей Ш. Монтескье, Д. Дидро и т. д.

7. Губернская реформа 1775 г. Сущность реформы. Органы управления. Результаты реформы.

8. Судебная реформа 1775 г. Сословная судебная реформа. Результаты реформы.

9. Сословное законодательство второй половины XVIII века. Законодательство о дворянстве. Законодательство о среднем сословии. Законодательство о крестьянах.

10. Реформа полиции. Устав благочиния 1782 г.

11. Общественные строй в начале XIX века. Правовой статус дворян. Изменения положения духовенства. Городское население. Реформы первой четверти 19 века в отношении крестьян.

12. «Артикул Воинский», «Краткое изображение процессов» 1715 г. Уголовное право в первой половине XVIII века.

13. Правовое положение завистные народов в начале XIX века: Финляндия, Польша, Украина.

14. Реформы государственного управления в начале XIX века. Характеристика центральных органов управления и власти Роль Сената. Значение министерств. Комитет министров. Государственный совет.

15. Развитие права в первой половине XIX века. (Гражданское, семейное, наследственное).

16. Развитие уголовного права и судебного процесса в начале XIX века. Кодификация права. Уложение о наказаниях уголовных исправительных 1845г.



Раздел 7 России в период становления и развития капитализма

1. Крестьянская реформа 1861 г. правовой статус крестьян, выкупные операции. Крестьянское самоуправление.

2. Земская и городская реформы второй половины XIX века. Предпосылки земской реформы 1864 г. Компетенции земских органов. Система выборов. Городская реформа 1870 г. Основные положения.

3. Судебная реформа 1864 г. Подготовка реформы. Две судебные системы и принципы суда. Мировые суды. Присяжные заседатели. Судебные палаты. Департаменты Сената. Значение реформы.

4. Полицейская и военная реформы XIX века. Полицейский надзор. Военная реформа и организация.

5. Контрреформы 1880-1890-х гг. Чрезвычайное положение. Контрреформы в сфере суда. Контрреформы в сфере самоуправления.

6. Развитие права в конце XIX в. - начале XX века. Изменения в уголовном праве и процессе в конце XIX в. – начале XX века. Понятие и система преступлений. Состав преступления. Система наказаний. Уголовное уложение 1903г.

7. Становление конституционной монархии в России в конце XIX в. – начале XX века. Правительственные уступки. Манифест 17 октября 1905г. Формирование политических партий. Основные законы 1906 г. Государственная Дума.8азвитие права в конце 19 в. еформа и организация.

принципы.

в. х 1845г.

Украина.
Раздел 8 Возникновение и основные этапы развития советского государства и права

1. Октябрьская революция 1917 г. Создание государственной системы: Военно-революционный комитет, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, высшие органы власти, местные органы власти и управления.

2. Учредительное собрание.

3. Утверждение Советской системы. Экономическая политика Советского государства.

4. Создание и развитие правоохранительных органов: рабочая милиция, суд, карательные органы, армия.

5. Конституция РСФСР 1918 г.

6. Формирование основ социалистического права (общая характеристика).

7. Законодательная политика Временного правительства.

8. Становление основ советского законодательства: гражданское право, трудовое право, земельное право, семейное право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право

9. Советское государство и Церковь.

10. Изменения в государственном аппарате в годы гражданской войны: общая характеристика; высшие органы власти: Совет рабоче-крестьянской обороны (Совет труда и обороны); наркомпрод и РКИ; советское строительство на местах; ревкомы; военное строительство.

11. Национальное строительство в годы революции и гражданской войны: распад Российской империи; формирование Российской Федерации; РСФСР и советские республики; «Конфедерация» 1919-1922 гг.

12. Государственная организация «белого движения» в годы Гражданской войны: органы управления «белого» движения; правительство юга России; Сибирское правительство; Дальневосточная республика; эмиграция и политические течения эмиграции.

13. Советское право в годы гражданской войны: общая характеристика; гражданское право; трудовое право; земельное право; семейное право; уголовное право.

14. Советский государственный аппарат периода нэпа (общая характеристика). Перестройка государственного аппарата. Органы правопорядка. Вооруженные силы.

15. Конституционное право. Конституция СССР 1924 г.

16. Советское право периода НЭПа: гражданское право, трудовое право, земельное право, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

17. Реконструкция политической системы, государственного аппарата и народного хозяйства СССР в 30-40-е гг. ХХ века.

18. Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг.

19. Обновление конституционного законодательства. Конституция СССР 1936г.

20. Изменение государственного аппарата в 30 – 40-е годы ХХ века: система органов государственной власти; управление народным хозяйством; вооруженные силы.

21. Изменения в государственном аппарате СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

22. Развитие государственно-политической системы в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века.

23. Основные тенденции развития советского права в 30-50-е годы ХХ века.

24. Эволюция государственно-политической системы в 50-70-х гг. ХХ века.

25. Изменения в государственном аппарате в 60-70-х гг. ХХ века.

26. Развитие конституционного законодательства. Конституция СССР 1977г.

27. Изменения в государственно-политической системе периода «перестройки».

28. Обновление законодательства в период кризиса и «перестройки».

29. Преобразования в государственном аппарате и праве в период 1991-1993 гг. Распад СССР.

30. Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых государств.

Раздел 9 Государство и право Российской Федерации

1. Становление государственного механизма новой России в 90 е гг.

2. Развитие формы государственного единства в 90- е гг.

3. Развитие права новой России в 90 – е гг.

4. Изменения в государстве и праве РФ на современном этапе.
6.2.4 Критерии оценки знаний, умений и навыков
Промежуточной формой контроля в 1 семестре является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.

Оценка знаний студента проводится по следующим критериям:

- «зачет» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, свободно справляется с вопросами;

- «незачет» выставляется студенту, если он не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Итоговой формой контроля во втором семестре является экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают три теоретических вопроса.

Оценка знаний студентов во втором семестре производится по следующим критериям.

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справлялся с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения.

Оценка «хорошо» ставится студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не уверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не оправляется с ними самостоятельно.


7 Материально-техническое обеспечение дисциплины
7.1 Учебное оборудование
Для проведения лекционных и практических занятий используются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием (стационарными и переносными проекторами и экранами). Это позволяет организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов, обеспечить доступ каждого обучающегося к сети Интернет, справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

7.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов
С использованием компьютерных классов, оборудованных ПК с усовершенствованным процессором Intel ® Pentium® с операционными системами Windows 7 по дисциплине проводятся тестовые контрольные срезы с применением «Универсального тестового комплекса».

Имеющиеся на кафедре компьютеры так же используются в учебном процессе, в частности для проведения консультаций, проверки рефератов и других студенческих работ в электронном виде, для дистанционного консультирования через электронную почту.


ЛИСТ

согласования рабочей программы
Направление: 030500.62 Юриспруденция
Дисциплина: История отечественного государства и права
Форма обучения: очная
Учебный год: 2010-2011г.
Рекомендована заседанием кафедры истории и теории государства и права

протокол № 1 от «27» августа 2010 г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой истории и теории государства и права _________________ Ю.Б. Багаутдинова «27» августа 2010 г.
Исполнитель:

старший преподаватель ______________________Вергаскина Л.В.26.08.2010г.




СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ГПиП__________Шумских Ю.Л.__________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой УПиУП__________Обухова С.С.__________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по направлению подготовки 030500.62 Юриспруденция__________Шумских Ю.Л.__________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий библиотекой_____________Т.А. Лопатина_________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Методист

научно-методического отдела _________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Об отсутствии дополнений и изменений к рабочей программе дисциплины «История отечественного государства и права» на 2011 / 2012 уч. год


В рабочую программу по общепрофессиональной дисциплине федерального компонента «История отечественного государства и права» (направление 030500.62 Юриспруденция) изменения и дополнения не вносятся в связи с прекращением набора студентов по направлению 030500.62 Юриспруденция и переходом на уровневую систему профессионального образования.
Заведующий кафедрой истории и теории

государства и права__________ Ю.Б. Багаутдинова «29» августа 2011г.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «история отечественного государства и права» Направление: 030500. 62 Юриспруденция Профиль: общий
417.82kb.
Рабочая программа дисциплины «история права и государства зарубежных стран»
1464.37kb.
Рабочая программа дисциплины «история россии второй половины XIX века» Направление подготовки
384.97kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
873.81kb.
Рабочая программа дисциплины 032600 дпп. Ф. 06. 1 Отечественная историография Цель и задачи дисциплины
164.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «общая и неорганическая химия» Направление подготовки 240100 «Химическая технология»
225.19kb.
Программа по дисциплине "история права и государства зарубежных стран"
203.53kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История бухгалтерского учета Направление подготовки Экономика
325.92kb.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
24.24kb.
Программа дисциплины дисциплина од. А. 06 История отечественной культуры Иркутск 2011 Рабочая программа дисциплины
752.98kb.
По курсу: «римское право» казань – 2011 Цикл опд. Ф. 17 – обще профессиональные дисциплины
1243.72kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология». Профиль подготовки – Зарубежная филология
1282.41kb.