grandov.ru страница 1
скачать файл

Согласовано

Руководитель МС

_________/Жаринов Н.В./

ФИО


Протокол № ___ от «__»

____________200___г.





Утверждено

Директор МОУ «Васильчуковская СОШ»

_____________ /Куянова Л.И./

ФИО


Приказ № ___ от «__»____200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «история Алтайского края».

9 класс.

Составитель: Жаринов Н.В,

учитель истории и обществознания.

Высшая квалификационная категория.

Васильчуки 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5кл
Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год – 34 ч
Уровень рабочей программы: базовый.
Классификация рабочей программы
Цели и задачи рабочей программы:
Изучение предмета «История Алтайского края» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Цели формирования: овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях в региональной истории, и их взаимосвязи с процессах отечественной и мировой истории в хронологической преемственности.

Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей малой Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом м многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Основные задачи учебного предмета:


  1. Реализовать деятельностный и личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.

  2. Содействовать овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

  3. Осваивать основные понятия учебного предмета «История Алтайского края».

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования в гимназии имеет следующие особенности:

    • знакомство со спецификой культур родного региона используется для формирования толерантного отношения обучающихся к другим народам, адекватного восприятия поликультурной картины мира;

    • при выборе форм контроля используются, творческие задания, позволяющие развивать социокультурную, коммуникативную и информационную компетентности;

    • реализуется региональный компонент через включение в содержание школьного образования информации по истории родного края.


Нормативные правовые документы и учебные пособия, на основании которых разработана рабочая программа:


  1. Стандарт основного общего образования по истрии. \\ История. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. : Вентана-Граф, 2007

  2. История Алтая. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Часть 1. Древний Алтай./ Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. Барнаул.1997.

  3. История Алтая. Учебное пособие. Часть 1.С древнейших времён до 1917 года./ А.П.Анашкин, В.А.Скубневский и др. Барнаул. Издательство Алтайского университета, 1995.

  4. Рассказы по истории Алтайского края. Учебное пособие для средней школы. Часть 1/ Бородаев В.Б. Дёмин М.А, Контев А.В. – Барнаул: Пикет. 1997.

  5. История Алтая в документах и материалах. Конец 17 – начало 20 века. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1991.

  6. Очерки по истории Алтайского края. Барнаул. 1987.

  7. Макет программы учебного курса «История Алтайского края для общеобразовательных учреждений Алтайского края (1-11 классы) – Барнаул. Издательство БГПУ, 1998. АКИПКРО, БГПУ. ЛИК.

Данная рабочая программа разработана на основе: Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ «Васильчуковская СОШ»

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать:

· основные этапы и ключевые события истории региона с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории региона;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· изученные виды исторических источников;



Уметь:

· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям деятелей культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов населявших край;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Типовая государственная программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 ч в год. В соответствии с Учебным планом МОУ «Васильчуковская СОШ» на изучение предмета «История» выделено 1 час в неделю, 34 часа в год. Таким образом, в модифицированной программе сокращено (добавлено) изучение следующих тем:


Изучение истории Алтая предусматривает знакомство с огромным временным отрезком – от эпохи палеолита, до настоящего времени, что обуславливает высокую плотность и большую степень сжатия учебного материала, представленного в разных пособиях. В рамках каждого урока, как комбинированного предусмотрено знакомство, освоение нового, тренинги, закрепление, творческая интерпретация проводится учащимися в результате самостоятельной творческой работы по свободному выбору, в результате которого появляется созданный учеником продукт: презентация, кроссворд, рисунок, тест и т.д.


п\п


Наименование темы

Кол-во часов типовой программы

Кол-во часов модифицированной программы




Введение

1

0

1

Каменный век

3

3

2

Медный, бронзовый и ранний железный век.

3

4

3

5-16 века истории региона. Народы.

4

3

4

Начало освоение Алтая русскими людьми. Развитие региона в 18 веке.

5

5

5

Регион в 19 –н 20 вв.

3

2

6

Край в бурных событиях истории России в первые десятилетия 20 века.

4

3

7

Край в 20 – 30 годы.

1

1

8

Край в годы Великой Отечественной войны.

2

2

9

Край в 50-60 годы 20 века.

1

1

10

Край в 60-70 годы.

1

1

11

Экономика и население края в конце 20 века.

1

1

12

Культура края. Знаменитые земляки. (Все направления).

2

2

13

Край в конце 20 начале 21 века. Сложности и перспективы.

1

1

14

Социально-экономическое положение Ключевского района и села Васильчуки.

1

1

15

Край на современном этапе. Перспективы развития и сложные моменты

1

1

16

Творческие работы учащихся по радному края, району, селу.

0

2

17

Повторительно-обобщающий урок

1

1

18

Резерв

0

0

19

Итого

34

34

Программа подвергнута небольшим изменениям в соответствии количеством учебных часов, имеющимися материалами в учебных пособиях. На 1 час уменьшено количество уроков в пункте 3 и 6, для освобождения времени для составления творческих продуктов по истории района, края, села.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Экскурсии

Примечание

1




Каменный век

3



















Введение. Палеолит Алтая.

1



















Мезолит Алтая.

1



















Неолит Алтая.

1













2




Медный, бронзовый и ранний железный век.

4













2.1




Энеолит и Бронза.

1













2.2




РЖВ. Скифы Горного Алтая.

1













2.3




Ледяные курганы пазырыкской культуры.

1













2.4




Эпоха великого переселения народов.

1

1










3




5-16 века истории региона. Народы.

3













3.1




Древнетюркское гос-во. Культуры лесостепного Алтая.

1













3.2




Монгольское время.

1













3.3




Телеутская землица.

1













4




Начало освоение Алтая русскими людьми. Развитие региона в 18 веке.

5













4.1




Проникновение русского

населения на Алтай. 1\4 18века.



1













4.2




Горное дело. Заводы. В 18 века. Жизнь мастеровых и приписных крестьян.


1



















Колыванский камнерезный завод.






















И.Ползунов. Паровая машина.






















Старожилы Алтая в 18 – н 19века. Быт крестьян. Обычаи.




1










5




Регион в 19 –н 20 вв.

2













5.1




Крестьянская реформа 1861 года на Алтае.

1













5.2




Алтайский округ во второй половине 19 – начале 20 века.

1













6




Край в бурных событиях истории России в первые десятилетия 20 века.

3













6.1




События 1905-1914 года и Алтай.

1













6.2




1 Мировая война и социально-экономическое положение края.

1













6.3




Революции 1917 года и Гражданская война.

1













7.




Край в 20 – 30 годы.


1













8.




Край в годы Великой Отечественной войны.

2













8.1




Алтай в Великой Отечественной войне.

1













8.2




Наши земляки – герои ВОВ.

1

1(экспозиция школьного или районного музея)










9.




Край в 50-60 годы 20 века.

1













10.




Край в 60-70 годы.

1













11.




Экономика и население края в конце 20 века.

1













12.




Культура края. Знаменитые земляки. (Все направления).

2

1










13.




Край в конце 20 начале 21 века. Сложности и перспективы.

1













14.




Социально-экономическое положение Ключевского района и села Васильчуки.

1













15.




Край на современном этапе. Перспективы развития и сложные моменты

1













16.




Творческие работы учащихся по радному края, району, селу.

2













17.




Повторительно-обобщающий урок

1

1










18




Резерв

0













19




Итого

34

5










Календарно-тематический план.

Принятые сокращения:

Р. – Развивающая цель

О. – Образовательная цель.

В. – Воспитательная цель



Дата

урока

Тема

урока

Количество

Часов

Д/З

Содержание

урока

Цели к теме.




1
2

3

4



5
6
7

8
9


10

11


12

13

14


15

16

17


18

19
20


21
22

23

24



25

26


27

Введение. Палеолит Алтая.
Мезолит Алтая.

Неолит Алтая.


-----------------------------------------------

Энеолит и Бронза.

РЖВ. Скифы Горного Алтая.
Ледяные курганы пазырыкской культуры.

Эпоха великого переселения народов.

-----------------------------------------------

Древнетюркское гос-во. Культуры лесостепного Алтая.

Монгольское время. Телеутская землица.

-----------------------------------------------


Проникновение русского

населения на Алтай. 1\4 18века.


Горное дело. Заводы. В 18 века. Жизнь мастеровых и приписных крестьян. Колыванский камнерезный завод. Паровая машина.

Старожилы Алтая в 18 – н 19века. Быт крестьян. Обычаи.

------------------------------------------------

Крестьянская реформа 1861 года на Алтае.

Алтайский округ во второй половине 19 – начале 20 века.

----------------------------------------------

События 1905-1914 года и Алтай.

1 Мировая война и социально-экономическое положение края.

Революции 1917 года и Гражданская война.

----------------------------------------------

Край в 20 – 30 годы.

Алтай в Великой Отечественной войне.

Наши земляки – герои ВОВ.

Край в 50-60 годы 20 века.

Край в 60-70 годы.

Экономика и население края в конце 20 века.

Культура края. Знаменитые земляки. (Все направления).

Край в конце 20 начале 21 века. Сложности и перспективы.

Социально-экономическое положение Ключевского района и села Васильчуки.

Край на современном этапе. Перспективы развития и сложные моменты.

Творческие работы учащихся по радному края, району, селу.


1
1

1

1



1
1
1

1
1


1

4


1

1

1


1

1

1


1

1
1
1


1

3

1



1

1


2




Природа палеолита, материальная культура.

Улалинская стоянка. Академик Окладников.

Последствия таяния ледника. материальная культура. Изменения в хозяйстве. Микролиты и вкладыши.

Неолитическая революция. Керамика. Древнейшие погребения на Алтае.

Большемысцы и афанасьевцы. Религия. Производящее хоз-во. Андроновцы.

Скифы. Население – карта. Скифская триада.

Видефильм – раскопки кургана РЖВ.

Народы. Одинцовцы, Булан-кобинская культура.

Тюркский каганат. Руны. Завоевания.

Улус Джучи. Золотая орда. Сибирское ханство и телеутская землица.

--------------------------------------------------------

Колонизация. Казаки, бугровщики, крестьяне.

Демидов. Колывано-Воскресенский горный округ. Елизавета. Материальная культура крестьян и мастеровых. Жизнь горных офицеров. И Ползунов. История Колывани.

--------------------------------------------------------

Особенности проведения реформы на Алтае. Сельские общества. Судьба заводов.

1 и 2 социальная война. Переселенцы. Сельский округ. Предпринимательство.

---------------------------------------------------------

Социально-экономические процессы на Алт.

Последствия войны для социально - экономического положения населения.

Смена полит режимов. «Красные» и «белые». Гражданская война 1918 – 1920гг.

-------------------------------------------------------

Край после Гражданской войны.

Промышленность и с/хоз-во. Эвакуация. Патриотизм. Культура.

Роль Алтая в Победе. Фронт и тыл.

Восстановление. Целина.

Социально-экономического сост. края.

Край в эпоху перестройки и развала СССР. Основные направления развития.

Деятели Литературы, Кино, Художники, Режиссеры, Композиторы, генералы и тд.

Политическая жизнь, преодоление экономического кризиса.

Сложный путь экономического развития. Фермерство. Кризисные явления.

Экономика, образование края. Население.

Кроссворды. Доклады. Сочинения.



Р. Уметь представить алгоритм работы с археологическими культурами.

О. Знать яркие этапы каменного века.

В. Представлять край как частьмирового цивилизационного развития.
---------------------------------------------------

Р. Уметь пользоваться алгоритмом представлять особенности материальной и духовной культуры народов, населявших Алтай. О. Знать особенности культуры народов древнего мира, населявших край.

В. гордиться памятниками мирового значения на Алтае.

Р. Уметь выявлять по тексту причины могущества тюркского государства.

О. Знать термины.

В. Особенности культуры Тюрок и Телеутов как оригинальные.

Р. Закрепить пространственное представление о границах Алтая в 18 веке.

О. Знать особенности заселения и яркие моменты истории горного округа

В. Способствовать формированию чувства гордости за великие открытия.

Р. Уметь выделять главное и конспектировать приёмами схематизации и составления таблиц. О. Знать особенности жизни крестьянства в 19 веке. В. уважительно относится к традициям сельского населения, видеть их актуальность.

Р. Сопоставлять историю вековой давности и события из биографии старожильческих фамилий. О. Знать особенности поведения народа в смутные времена. В. Показать Гражданскую войну как горе народа.

---------------------------------------------------

Р. Уметь определять, замечать влияние событий в стране на наш край. О. Знать примеры героизма в тылу и на фронте. В. Показать патриотизм и объединение усилий народа как важный фактор победы.

---------------------------------------------------

Р. Развивать навыки работы с картой. О. Место нашего края в послевоенные годы в экономике и социальной жизни. В. Сравнить потребности поколений того времени и нашего.

---------------------------------------------------

Р. Развивать умение подачи биографической характеристики известных личностей.

О. Закрепление понятий периода последнего десятилетия 20 века.



В. Показать сложные проблемы, переживаемые людьми в конце 20 века на местном материале.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «история Алтайского края». 9 класс.
174.76kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету
211.34kb.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2009г
506.07kb.
Рыкаловой Елены Николаевны по учебному предмету «Искусство» 9 «А», 9 «Б» класс 2013 2014 учебный год пояснительная записка. Данная рабочая программа
249.23kb.
Рабочая программа по истории, 7 класс (специальный коррекционный класс 7 вида)
391.28kb.
Совет Местного отделения политической партии Справедливая Россия в г
27.67kb.
Инвестиционный паспорт г. Бийск Алтайского края
1312.51kb.
Бийск второй по величине город Алтайского края и самый крупный наукоград России. Бийск создан по Именному Указу царя Петра Первого в 1709 г
1543.72kb.
Рабочая программа по истории Класс : 9 Учебный год: 2013-2014 68 часов (2 ч в неделю) Учебник : Н. В. Загладин, «Новейшая история зарубежных стран ХХ в,» М,2010г
229.95kb.
Рабочая программа по предмету «Физика» для 10-11 классов
839.45kb.
Рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю
103.7kb.
Рабочая программа кружка «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» 9 класс Составитель
165.17kb.