grandov.ru страница 1страница 2
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Б.3.В.06. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА С ПРАКТИКУМОМ
ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 7

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование


Профили подготовки: Изобразительное искусство и Мировая художественная культура
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

1. Цель изучения дисциплины
Содержание курса позволяет студентам ознакомиться с закономерностями и средствами композиции в декоративном искусстве, с основополагающими принципами формообразования предметно-пространственной среды на современном этапе развития научно-технического прогресса и культуры, а также с другими сведениями из области истории и теории декоративного искусства. Специфика декоративного искусства, многообразие его видов определяются характером используемого материала, техникой и технологией его обработки, необходимостью конкретного изучения различных отраслей художественного производства.

Занятия декоративным искусством формируют вкус, учат понимать и ценить произведения искусства, воспитывают уважение и любовь к труду, чувства национальной гордости и патриотизма. Помогают приобрести определенные специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов.

Подготовка студентов осуществляется на базе изучения различных видов декоративного искусства и углубленного профессионального освоения одного из его видов на последующих курсах. Таким образом, программа ставит следующую цель и задачи:


  • Научить студентов понимать ценность материальной культуры как формы выражения внутреннего переживания через внешние формы, как диалога традиций и современности;

  • Дать базовые знания по художественной обработке различных материалов; научить студентов практическим навыкам художественной обработки различных материалов;

  • Способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав условия для свободного выбора и специализации с углублением практических навыков в каком-либо виде художественной обработки материалов;

  • Подготовить студентов к самостоятельному проведению занятий в общеобразовательной школе по декоративному искусству и художественной обработке материалов.



2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Основы декоративно-прикладного искусства с практикумом» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП).

Дисциплина направлена на освоение знаний, умений, навыков по изобразительному искусству. Курс декоративно-прикладного искусства состоит из практических и лекционных занятий. Практические задания соприкасаются с материалом таких дисциплин, как рисунок и композиция. Лекционные занятия затрагивают область таких дисциплин как история мировой художественной культуры, история изобразительного искусства, теория и история искусств.

Изучение и освоение курса базируется на начальных знаниях, полученных в ходе изучения композиции и рисунка. В свою очередь знания, сформированные курсом декоративно-прикладного искусства, помогают в дальнейшем изучении этих дисциплин, понадобятся для освоения таких дисциплин как основы графического дизайна, теория композиции, художественное оформление в образовательном учреждении, художественное оформление интерьера.

3. Требования к уровню освоения программы
В процессе изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

Общекультурные

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).



Общепрофессиональные

осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

В области педагогической деятельности

способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).



В области культурно-просветительской деятельности

способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно - просветительской деятельности (ПК-9);



способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

  • историю декоративно-прикладного искусства;

  • технологию и технику работы различными художественными материалами;

  • художественно-выразительные средства декоративной композиции;

  • технологию и технику создания произведений декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

  • создавать эскизы по декоративно-прикладному искусству;

  • создавать декоративные композиции различными средствами, приемами и материалами;

  • художественно обрабатывать различные материалы, выполнять различные виды художественной обработки материалов;

  • создавать произведения декоративно-прикладного искусства;

  • анализировать художественные произведения декоративно-прикладного искусства;

  • ориентироваться в условиях современного развития декоративно-прикладного искусства;

  • применять полученные ЗУНы в творческой и культурно-просветительской деятельности.

Владеть:

  • культурой мышления и поведения;

  • навыками профессионального мастерства в области создания декоративной композиции;

  • техникой и технологией создания художественных произведений декоративно-прикладного искусства;

  • профессиональной терминологией.



4. Общая трудоемкость дисциплины 7 зачетных единиц и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость

Распределение по семестрам

Всего

2

3

4

Аудиторные занятия

129

36

57

36

Лекции

37

18

19




Практические занятия

92

18

38

36

Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

96

32

32

32

Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













Расчетно-графические работы













Формы текущего контроля













Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

экзамен (27)






зачет

экзамен (27)


5. Содержание учебной дисциплины

Курс «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом» условно разделен на три основных темы, подача которых соответствует трем семестрам.

В втором семестре студенты знакомятся с декоративно-прикладным искусством, с его историей, а также основными видами. Практические занятия первого семестра направлены на изучение основ декоративной композиции, приемов и особенностей декоративно-прикладного искусства.

В третьем семестре студенты углубляются в изучение декоративно-прикладного искусства России. На практических занятиях они знакомятся с художественной обработкой материалов, непосредственно работают с материалом, используя полученные ранее знания первого семестра о приемах декоративно-прикладного искусства. Лекционные занятия также рассказывают о современных технологиях в ДПИ, о соотношении ДПИ с дизайном.

Материал четвертого семестра направлен на формирование у студентов понимания о практическом использовании знаний по декоративно-прикладному искусству в современной жизни. На практических занятиях студенты пытаются самостоятельно создать произведения современного прикладного искусства.

5.1. Разделы учебной дисциплины

п/п




Наименование раздела

дисциплины (темы)

Виды учебной работы

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

2 семестр

1

Введение в предмет

2










2

История декоративно-прикладного искусства

12










3

Декоративная композиция

2










4

Стилизация

2

4




10

5

Орнамент




7




11

6

Декоративный натюрморт




7




11

3 семестр

7

Декоративно-прикладное искусство России

12










8

Русская кистевая роспись




10




8

9

Батик




10




8

10

Керамика как вид художественного творчества




8




8

11

Традиции и современность. Работа над индивидуальном проектом




10




8

12

Декоративно-прикладное искусство в современном мире

7










4 семестр

13

Создание декоративного панно в технике коллажа




14




11

14

Художественное оформление текстильных изделий. Создание принта




12




11

15

Дизайн и ДПИ. Работа над индивидуальным проектом




10




10


5.2. Содержание разделов дисциплины

Лекции

2 семестр

Тема № 1. Введение в предмет. 2 часа.

Декоративное искусство: истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства. Народные художественные промыслы как источник развития декоративного искусства. Самобытность и уникальность декоративного искусства, используемого в повседневной жизни и быту. Виды и материалы декоративно-прикладного искусства.



Тема № 2. История декоративно-прикладного искусства. 12 часов.

ДПИ Древнего мира. ДПИ в эпоху античности, ДПИ Византии. ДПИ в эпоху Средневековья, Возрождения. Особенности произведений ДПИ барокко, рококо, классицизма, ампира. ДПИ стиля модерн. ДПИ в ХХ веке: рождение дизайна. ДПИ стран востока.



Тема №3. Стилизация и орнамент. 2 часа.

Понятие стилизации и стиля. Стилизация природных форм. Стилизация в натюрморте. Понятие орнамента, виды орнаментов и их классификация. История орнаментального искусства. Закономерности построения орнаментальных композиций: ритм, пластическое движение, цветовое решение.



Тема № 4. Декоративная композиция. 2 часа.

Композиция, как основа целостности, выразительности и гармоничности. Основные принципы организации декоративной композиции. Виды равновесия, способы организации пространства, оверлеппинг, оптические иллюзии. Цвет в декоративной композиции.


3 семестр

Тема № 7. Декоративно-прикладное искусство России. 12 часов.

ДПИ Древней Руси. Краткая история декоративно-прикладного искусства России. История литейного искусства и искусства ковки. История скани, зерни, русской эмали. История керамических промыслов. История художественной обработки дерева. История косторезных, камнерезных промыслов. ДПИ Советской России.



Тема № 12. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. 7 часов.

Декоративно-прикладное искусство в ХХ веке. Рождение дизайна. Соотношение ДПИ и дизайна. Современные техники в декоративно-прикладном искусстве. Современное прикладное искусство: от традиции к неповторимости.


Практические занятия

2 семестр

Тема № 4. Стилизация. 4 часов.

Цели: научиться стилизовать природные формы, овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах.

Задачи: выбрать изображение растения и создать его стилизованную форму; выбрать объект животного мира и создать его стилизованную форму.

Методические рекомендации: определиться с материалами и техническим исполнением задания. Выполнить декоративную стилизацию природных мотивов по этапам:

  1. Выбор изображаемого объекта, натурная зарисовка – 2 часа.

  2. Поиск наиболее выразительной стилизованной формы – 2 часа.

  3. Утверждение эскизов и исполнение на заданном формате – 4 часа.


Тема № 5. Орнамент. 7 часов

Цели: изучить основные виды орнаментов, их историю и происхождение, научиться композиционным приемам и закономерностям построения орнаментов. Профессионально использовать полученные знания, умения на практике. Развить фантазию, возможности видеть орнаментальные мотивы в окружающей действительности.

Задачи: создать орнаментальную композицию в круге и квадрате. Определиться с материалами и техническим исполнением задания. Определить формат и масштаб. Исполнить ряд зарисовок, выбрать наиболее убедительный вариант. После утверждения, исполнить эскиз на планшете в цвете и графически.

Методические рекомендации: определиться с материалом и техническим исполнением, выполнить орнаментальные декоративные композиции.

  1. Создание зарисовок, выбор лучшего варианта – 2 часа

  2. Отрисовка декоративной композиции в круге, квадрате – 2 часа

  3. Исполнение декоративных композиций в цвете и графически – 6 часов


Тема № 6. Декоративный натюрморт. 7 часов.

Цели: научиться использовать практически основные приемы декоративной композиции, закрепить полученные знания по стилизации.

Задачи: Создать декоративный натюрморт, отталкиваясь от натурной постановки.

Методические рекомендации: выполнить декоративный натюрморт, используя приемы декоративной композиции. Студенты должны опираться на натурную постановку, должны передать характер предметов, однако не должны копировать реальность и строить натюрморт по законам линейной перспективы. Все предметы натурной постановки переносятся в плоскость декоративной композиции в произвольном порядке.


  1. Поиск удачного композиционного решения, цветового решения – 2 часа

  2. Отрисовка декоративного натюрморта на выбранном формате – 2часа

  3. Исполнение декоративного натюрморта в цвете, проработка деталей, завершение работы – 6 часов.

3 семестр

Тема № 8. Русская кистевая роспись. 10 часов.

Цели: знакомство с традициями русской кистевой живописи, историей и технологией народных художественных ремесел, изучение основных приемов и методов исполнения росписей.

Задачи: научиться исполнять по основным схемам различные виды композиций городецкой, хохломской, урало-сибирской росписи ( на выбор).

Методические рекомендации: скоординировать в методах и приемах исполнения задания. Выполнить отдельные схемы и элементы композиций выбранной росписи, основные мотивы. Исполнить эскиз в цвете.
Тема № 9. Батик. 10 часов.

Цели: знакомство с технологией батика. Знакомство с материалами и инструментами. Научиться создавать декоративную композицию для текстиля.

Задачи: Выполнить орнаментальную композицию в стиле народного творчества в технике батика для освоения материала, попробовав разные техники и способы резервирования. Создать декоративную композицию и исполнить ее на ткани в технике батика.

Методические рекомендации: предварительно ознакомиться с инструкцией к красителям, возможности комбинирования и использование резервирующих паст, возможности закрепления красок, натягивание ткани на подрамник. Начать с пробного варианта: выполнить эскиз, перенести его на ткань и расписать. На пробном варианте студенты ознакомятся с материалами и художественно-выразительными возможностями техники. Создать эскиз итогового задания, перенести на ткань, расписать.
Тема № 10. Керамика как вид художественного творчества. 8 часов.

Цели: знакомство с керамикой как видом художественного творчества, с технологией керамики. Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами. Знакомство с разными техниками лепки.

Задачи: на основе полученных знаний о работе с керамикой создать эскиз изделия из керамики исполнить его практически. Применить различные способы декорирования керамики.

Методические рекомендации:

Выполнить зарисовки изделий из керамики (свистулька, панно). Лучший вариант исполнить из глины.


Тема № 11. Традиции и современность. Работа над индивидуальном проектом. 10 часов.

Цели: научиться соотносить традиционное декоративное искусство с современным декоративным искусством, использовать народные мотивы в оформлении современных предметов быта.

Задачи: выбрать современный предмет быта и исполнить эскиз его оформления с использованием традиционных мотивов.

Методические рекомендации: скоординировать в методах и приемах исполнения задания. Выполнить эскиз выбранного предмета в заданном формате. Исполнить эскиз в цвете. Возможно использование компьютерных технологий.
4 семестр

Тема № 13. Создание декоративного панно в технике коллажа. 14 часов.

Цели: Знакомство с техникой коллажа, с широкими возможностями коллажной техники. Закрепить знания по декоративной композиции.

Задачи: Создать варианты текстуры для использования в коллаже. Создать декоративное панно в технике коллажа.

Методические рекомендации: Ознакомиться с различными материалами, используемыми в коллаже – создать на выбранном формате примеры использования этих материалов. Выработать несколько эскизов для декоративного панно на свободную тему. Выбрать лучший вариант, перенести на выбранный формат. Прикрепить элементы соответствующих текстур.
Тема № 14. Художественное оформление текстильных изделий. Создание принта. 12 часов.

Цели: знакомство с художественным оформлением текстильных изделий, с современными технологиями нанесения рисунка на ткань: термотрансферной технологией, шелкографией.

Задачи: Создать декоративный рисунок для нанесения на ткань.

Методические рекомендации: Разработать варианты декоративных рисунков, выбрать лучший и исполнить его на выбранном формате гуашью. Рисунок должен соответствовать современной технологии нанесения его на ткань.
Тема № 15. Дизайн и ДПИ. Работа над индивидуальным проектом. 10 часов.

Цели: Знакомство с понятием дизайна. Знакомство с краткой историей дизайна. Соотношение дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Задачи: На основе полученных знаний по ДПИ, создать дизайн-проект на свободную тему.

Методические рекомендации: Выбрать тему для дизайн-проекта. Соотнести проектируемое со средой, где объект будет находиться. Создать несколько эскизов и определиться с форматом и техникой исполнения.
5.3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись : учебное пособие для вузов / В. С. Бадаев. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 32. с.

  2. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для начального профессионального образования / С. Е. Беляева. - М. : Академия, 2007 - 203 с.

  3. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для среднего профессионального образования / С. Е. Беляева, [и др.] - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 234 с.

  4. Бодрова, А. Ш. Ментальные основания декоративно-прикладного искусства в традиционной культуре народов Сибири : монография / А. Ш. Бодрова; [под ред. Л. С. Сысоевой] ; Федеральное агенство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 139 с.

  5. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учебное пособие для вузов / Г. М. Логвиненко. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 144 с.

  6. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство : Учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Молотова. - М. : ФОРУМ, 2007. - 272 с.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Алферов, Л. Г. Технологии росписи : Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Л. Г. Алферов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 335 с.

  2. Анализ и интерпретация произведения искусства : учебное пособие для вузов / под ред. Н. А. Яковлевой [и др.]. - М. : Высшая школа, 2005. - 549 с.

  3. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода : от Древнего Египта до Модерна / А. Ю. Андреева, [и д.р.]. - СПб. : Паритет, 2001. - 119 с.

  4. Бурдейный, М. А. Искусство керамики / М. А. Бурдейный. - М. : Профиздат, 2005. - 101 с.

  5. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учебное пособие для вузов / Р. А. Гильман. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 159 с.

  6. Дудникова, Г. П. История костюма : учебник для средне профессионального образования / Г. П. Дудникова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 349 с.

  7. История костюма : Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ, колледжей / [Сост. Г.П. Дудникова]. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2001. - 406 с.

  8. Карабанов, В. В. Витражи. Светильники. Рамки / В. В. Карабанов. - М. : Профиздат, 2007. - 118 с.

  9. Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий : учебник для вузов / В. Н. Козлов. - Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 261 с.

  10. Коммиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский. - Минск : Современный литератор, 2000. - 494 с.

  11. Никоненко, Н. М. Декоративно-прикладное творчество : Художественное оформление интерьера : Практическое руководство для взрослых и детей / Н. М. Никоненко. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. - 127 с.

  12. Орнамент народов Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. - Томск : Издательство ТГУ, 1992. - 146 с.

  13. Пармон, Ф. М. Рисунок и графика костюма : учебник для вузов / Ф. М. Пармон, [и др.]. - Стереотип. изд. - М. : Архитектура- С, 2005. - 207 с.

  14. Плаксина, Э. Б. История костюма. Стили и направления : Учебное пособие для среднего профессионального образования / Э. Б. Плаксина, [и д.р.] - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 221 с.

  15. Работнова, И. П. Русская народная одежда / И. П. Работнова ; НИИ художественная промышленность. - М. : Легкая индустрия, 1964. - 55 с.

  16. Сараева, Ю. С. Роспись по ткани / С. Ю. Сараева. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 160 с.

  17. Сафроненко, В. М. Работа с металлами, пластмассами и стеклом / В. М. Сафроненко. - Минск : Хэлтон, 2003. - 297 с.

  18. Скворцов, К. А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы / К. А. Скворцов. - М. : Профиздат, 2004. - 142 с.

  19. Фокина, Л. В. Орнамент : учебное пособие : учебное пособие / Л. В. Фокина. - изд. 4-е, перераб. и допол. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. - 172 с.

  20. Чебан, В. Узоры и орнаменты для мастера / В. Чебан. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 411 с.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «теория электросвязи» для специальностей
260.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины ландшафтное проектирование
619.28kb.
Рабочая программа учебной дисциплины компьютерная графика в садоводстве
320.76kb.
Рабочая программа учебной дисциплины управление разработкой и реализацией нового продукта для подготовки бакалавров по профилю
376.48kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
303.24kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
214.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
273.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
186.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины одп. 3 Физика
321.13kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
213.19kb.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ддс. 04. Геометрия ооп: Специальность 032100. 00 Физика
242.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
67.85kb.