grandov.ru страница 1
скачать файл


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Институциональная экономика

Institutional economics

Язык обучения русский

___________________________________________________

Трудоёмкость 1 зачётная единица

Регистрационный номер

рабочей программы:


2011

/

92

/

Заполняется в УМК

Санкт-Петербург

2013

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Изучение данной дисциплины направлено на формирование исходных понятий об институциональной экономике, а также на практическое применения институционального подхода к экономике.

Студентам предстоит выяснить место институциональной экономики в современной системе социально-экономических наук, а также ее взаимосвязь с социологией, экономической и правовой теориями.

В ходе обучения студенты знакомятся с достижениями ведущих теоретиков институциональной экономики, с отечественной линией данной теории, обсуждают базовые проблемы данного подхода.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Данная дисциплина рассчитана на студентов четвертого курса направления Социология (Бакалавриат) обучающихся по профилю «Экономическая социология» и предполагает наличие знаний по предметам, включенным в учебный план предыдущих курсов данного образовательного профиля.

1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКБ-3 Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы

ПК-7 Готов к выполнению задач по обработке и анализу социологических данных, социальной информации, полученных смежными науками, для подготовки аналитических предложений, экспертных заключений и рекомендаций, направленных на решение конкретных социальных задач.

ПК-8 Готов к использованию теоретических знаний, навыков прикладных социологических исследований, методов анализа социологической информации для изучения актуальных социальных проблем.

ПК3.1 Готов к применению классических и современных социологических концепций экономики, институционального анализа, а также методологии экономической социологии для анализа процессов взаимодействия хозяйства и общества, процессов производства, распределения, обмена и потребления, функционирования и развития современного общественного сектора экономики.

ПК3.9 Готов к использованию основных теорий экономического развития общества для изучения социальных аспектов экономического роста и развития, а также самостоятельного социального анализа экономических процессов в рамках создания и реализации различных инновационных программ и проектов

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В результате изучения данной дисциплины студенты должны получить исходные знания по институциональной экономике, освоить базовые понятия и термины, приобрести элементарные навыки анализа специальной литературы.

1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Овладение курсом предполагает присутствие студентов на лекционных занятиях, ведение конспектов, выступления и реферирование предлагаемых преподавателем тем.

1.6. Организация учебных занятий



Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисцип-лины, практики и т.п

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

очная форма обучения

Б.3

10

10




























20







10

1











































ИТОГО:

10

10




























20







10

1

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

Б.3

зачет

78 неделя

устный ответ

8 неделя

1.7. Структура и содержание учебных занятий

Распределение объемов учебной работы




Название раздела, темы

Очная форма обучения

Трудоемкость, зачетных единиц

Лекции, часов

Практические занятия, часов

Самостоятельная
работа, часов

Объём занятий в активных и интерактивных формах, часов

1

Тема 1. Теория социальной эволюции.




2

1

2

1

2

Тема 2. Институты и институциональные процессы.




1

1

2

1

3

Тема 3. Теория прав собственности.




1

1

2

2

4

Тема 4. Теория трансакционных издержек.




1

1

2

2

5

Тема 5. Институциональная концепция рынка.




1

1

4

1

6

Тема 6. Институциональная концепция фирмы.




1

1

4

1

7

Тема 7. Институциональная концепция государства.




1

1

4

1

8

Тема 8. Основные течения институциональной экономики.




2

3




1




ВСЕГО:

1

10

10

20

10


Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Теория социальной эволюции.



Лекция: Историчность социальной реальности (изменчивость, необратимость, самовоспроизводство, кумулятивность, проективность). Значение дарвинизма для теории социальной эволюции. Типологический, эволюционный и диалектический методы. Т. Веблен и К. Эйрс: дилемма институтов и технологий как источник социальной эволюции экономики. Инстинкт мастерства. Й. Шумпетер: значение нововведений в эволюции. Предпринимательская функция. А. Алчиан: максимизация прибыли как механизм отбора. Эффективный выбор. Р. Нельсон и С. Винтер: роль приспособления и выживания в эволюции. Сохранение рутин.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с работой Т. Веблена «Почему экономическая наука не является эволюционной дисциплиной?»

Тема 2. Институты и институциональные процессы.

Лекция: Реляционность и системность социальной реальности. Определение понятия института (правило, принуждение, привычка). Функции и виды институтов. Институциональная структура общества. Формальные и неформальные ограничения. Институты и организации. Стабильность институтов и институциональные изменения. Основные источники институциональных изменений. Дж. Коммонс и Д. Бромлей: трансакционное содержание института. Институты и издержки функционирования экономики. Экономическое объяснение функционирования институтов (Г. Беккер, Р. Познер). Теория институциональных изменений Д. Норта.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с главой 8-й «Институты, трансакционные и трансформационные издержки» из работы Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»

Тема 3. Теория прав собственности.

Лекция: Отношения собственности в структуре экономики. Права собственности: их генезис, виды (владение, пользование, управление и др.) и связки. Абсолютные и относительные права собственности. Спецификация, расщипление и размывание прав собственности. Поведенческое значение прав собственности. Альтернативные режимы прав собственности: общедоступная собственность, коллективная собственность, частная и государственная собственность. Политика и права собственности. Эффективность и экономический анализ прав собственности. «Экономика права» Р. Познера. Внешние эффекты и способы их интернализации.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с главой 3-й «Абсолютные права собственности: собственность на физические объекты» из работы Э. Фуруботна и Р. Рихтера «Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории».

Тема 4. Теория трансакционных издержек.

Лекция: Права собственности в обмене. Концепция трансакций Дж. Коммонса. Трансакции и трансакционные издержки. Теорема Р. Коуза. Виды трансакционных издержек и их классификация (предконтрактные и постконтрактные, политические, управленческие и рыночные, информационные, переговорные, измерительные, контрактные, антиоппортунистические, спецификации и защиты прав собственности, и др.). Альтернативные способы защиты контракта: частные способы защиты контракта, репутация и правовая система. Издержки защиты контракта от третьих лиц. Проблема измерения трансакционных издержек. Трансакционные издержки в современной экономике.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с работой Р. Коуза «Заметки к проблеме социальных издержек» из книги «Фирма, рынок и право».

Тема 5. Институциональная концепция рынка.

Лекция: Институционализация товарообмена. Контракты и контрактные обязательства. Процесс сделки. Контракт продажи и контракт найма. Типы контрактов. Факторы, влияющие на выбор типа контракта. Неполнота контрактов, асимметрия информации и оппортунистическое поведение. Проблема морального риска и неопределенности. Контрактные отношения и организация рынков. Конкуренция и монополия. Механизм размещения ресурсов и определения цен. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рынок как способ управления контрактами (О. Уильямсон). Рынок как способ экономии трансакционных издержек (Р. Коуз). Классификация рынков.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с главой 8-й «Рынки как институты» из работы Дж. Ходжсона «Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории».

Тема 6. Институциональная концепция фирмы.

Лекция: Причины и пределы интеграции. Организационная структура фирмы и технология. Корпоративная собственность и управление. Отношения работник-работодатель. Принципал-агентская модель. Классификация корпораций: частнопредпринимательская фирма, товарищества, открытая корпорация, регулируемое предприятие, государственные фирмы, некоммерческие организации и фирмы с рабочим самоуправлением. Фирма как система экономии тарнсакционных издержек. Процесс отбора эффективных организационных форм. Три понятия фирмы: как рынка, как иерархии, как эксплуатации.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с главой 9-й «Организация работы» из работы О. Уильямсона «Экономические институты капитализма».

Тема 7. Институциональная концепция государства.

Лекция: Организация и функции государства. Виды государственного устройства. Экономическая роль государства. Государство и режим собственности. Государственная собственность и государственное управление. Правительство как бюрократический аппарат. Бюрократический интерес как максимизация бюджета (У. Нисканен). Государство как система реляционных контрактов начальник-подчиненный между избирателями и представителями (Э. Фуруботн и Р. Рихтер). Теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен). Планирование и социальный контроль. Политические рынки. Международная политика.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с главой 9-й «Новая институциональная теория государства» из работы Э. Фуруботна и Р. Рихтера «Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории».

Тема 8. Основные течения институциональной экономики.

Лекция: Исторические формы институциональной экономики. Деление институциональной экономики на старую и новую школы. Теоретико-методологические противоречия институционализма. Ключевые понятия и подходы. Классики институционализма: Т. Веблен и Дж. Коммонс. Институционализм Дж. Гэлбрейта. Новая институциональная экономика: Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, Дж. Бьюкенен.

Практическое занятие (или семинар):

Ознакомление с главой 1-й «Исторические этапы образования институционального анализа экономики» из работы М. В. Синютина «Институциональный подход в экономической социологии.



Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

2.1. Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Синютин М. В. Институциональный подход в экономической социологии. СПб., 2002.

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы


  1. Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб., 2005.

  2. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело, 2003.

  3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997

2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся на факультете социологии, являются: Устав СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе в СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе на факультете социологии СПбГУ.

Обязательным требованием для оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой данной дисциплины, является посещаемость учебных занятий. По усмотрению преподавателя предусматривается написание контрольной работы, по одной из проблем курса. Для определения итоговой оценки предусмотрен зачет в форме устного ответа.

Промежуточная аттестация проводится в конце семестра по завершении изучения дисциплины или ее модуля. Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориентированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Институциональная экономика» предусмотрен зачет в 8 семестре.

2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Вопросы для зачета по данной дисциплине:



  1. Теория социальной эволюции.

  2. Институты и институциональные процессы.

  3. Теория трансакционных издержек.

  4. Теория прав собственности.

  5. Рынок как социальный институт.

  6. Фирма как социальный институт.

  7. Государство как социальный институт.

  8. Основные течения институциональной экономики.

2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

Ученая степень по специальности «экономическая социология».

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Отсутствуют

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса применяется анкетирование в соответствии с методикой и графиком, утвержденными в установленном порядке на экономическом факультете.
2.3. Материально-техническое обеспечение

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Аудитория на 20 посадочных мест с партами, доской, ламповым освещением, окнами, закрываемая дверью, и отвечающая санитарным нормам, предусмотренным Образовательным стандартом реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского Государственного Университета.

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Компьютер на базе Windows; проектор с экраном.

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

Отсутствуют

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

Отсутствуют

2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов

Отсутствуют
2.4. Информационное обеспечение

2.4.1. Список обязательной литературы



  1. Синютин М. В. Институциональный подход в экономической социологии. СПб., 2002.

  2. Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб., 2005.

  3. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 1998.

  4. Экономическая социология: теория и история. // Под ред. Ю. В. Веселова и А. Л. Кашина. СПб., 2012.

2.4.2. Список дополнительной литературы.

1. Аузан А. А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник. М.: Инфра-М, 2007.

2. Веблен Т. Теория делового предприятия. М.: Дело, 2007.

3. Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М., 2000.

4. Кирдина С. Г. X и Y экономики. Институциональный анализ. М.: Наука, 2004.

5. Козлова К. Б. Институционализм в американской политэкономии. М.: Прогресс, 1987.

6. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

8. Олейник А. Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М., 2000.

9. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.

10. Commons J. Institutional Economics. NY: Macmillan, 1934.

11. Dugger W. Radical Institutionalism. Westpoint: Greenwood press, 1989.

12. Gordon W. Institutional Economics: the changing system. Austin: UTP, 1980.

13. Hodgson G. The Evolution of Institutional Economics. Agency, Structure and Darwinism in American Institutionalism. London: Routledge, 2004.

14. Tsuru Sh. Institutional Economics Revisited. Cambridge: CUP, 1993.

2.4.3. Перечень иных информационных источников



  1. Электронный портал «Институт Свободы Московский либертариум» http://www.libertarium.ru/

  2. Центр электронных ресурсов по экономической социологии http://www.ecsoc.ru/

  3. Федеральный образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент http://www.ecsocman.edu.ru/


Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы

Разработчик рабочей программы



Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

 Синютин Михаил Владимирович

 д. соц. н.

 доц.

профессор кафедры экономической социологии

 2749706

sinewtin@mail.ru


Преподаватель, замещающий разработчика данного курса лекций для его чтения: д.э.н., профессор Е. Е. Тарандо



В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень
(оценка качества содержания рабочей программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

 Кафедра экономической социологии







Другая кафедра факультета







второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Иные документы об оценке качества рабочей программы

 Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

 

 

 

Утверждение рабочей программы

 Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа










Внесение изменений в рабочую программу

 Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа




















Изменения, внесенные в программу курса в 2013 г.

В раздел 2, пункт 2.4. Информационное обеспечение, 2.4.1. Список обязательной литературы добавлено:

Экономическая социология: теория и история. // Под ред. Ю. В. Веселова и А. Л. Кашина. СПб., 2012.

В раздел 2, пункт 2.4. Информационное обеспечение, 2.4.2. Список дополнительной литературы добавлено:

Веблен Т. Теория делового предприятия. М.: Дело, 2007.

Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

В раздел 3 добавлено:

Преподаватель, замещающий разработчика данного курса лекций для его чтения:



д.э.н., профессор Е. Е. Тарандо

скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «теория электросвязи» для специальностей
260.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины ландшафтное проектирование
619.28kb.
Рабочая программа учебной дисциплины компьютерная графика в садоводстве
320.76kb.
Рабочая программа учебной дисциплины управление разработкой и реализацией нового продукта для подготовки бакалавров по профилю
376.48kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
303.24kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
214.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
273.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
186.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины одп. 3 Физика
321.13kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
213.19kb.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ддс. 04. Геометрия ооп: Специальность 032100. 00 Физика
242.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
67.85kb.